MYM|Adver:«OverDrive изматывал звонками»

 Облака сгустились над белоснежными страницами вашего любимого сайта, за прозрачными стёклами виртуальной студии бушует неистовый ветер, а прямо передо мной — в коричневом, обтянутом кожей кресле сидит один из самых разумных менеджеров в компьютерном спорте — Россия Виктор «adver» Титов. Adver был руководителем русского Counter-Strike состава, известного нам под именем flashback. Несколько месяцев назад Виктор был призван на помощь в русскую команду с мировым именем — M5, где и работает над развитием бренда и спортивной составляющей организации.

Отвечая на вопросы, менеджер команды рассказал, в частности, о месте России в современном киберспорте, поведал, каким будет следующий этап развития коллектива, заверил, что команда усиленно тренируется дабы реабилитироваться за последние турниры, назвал основные качества успешного менеджера и рассказал о своей киберспортивной мечте.

Привет, Вить, все мы знаем, что ты уже долгое время обитаешь в сфере компьютерного спорта, но не мог бы ты всё же немного рассказать о себе, для тех людей, которые не в курсе? Как давно ты попал в киберспорт, с чего все началось?

Привет, Ярослав, в компьютерном спорте я уже более восьми лет: мой первый турнир был WCG Россия 2002, и на тот момент я начал сотрудничество с легендарной командой М19. Занимался там каналом в IRC, доменным именем м19.ру. В общем — ничем серьезным, но уже тогда для меня было честью носить великий клан-тэг. По-настоящему первым серьезным проектом для меня стала команда eMax, где я отвечал непосредственно за тренировочный процесс и помогал главному менеджеру в решении насущных проблем. После развала eMax, я работал в flashback/m5team, а потом возглавил сборную команду России на первом для нас сезоне ESL ENC. Мы смогли пробиться в топ4, на LAN финалы, но спонсоры нас мягко говоря обманули, и мы никуда не поехали. Во второй сезон случилось тоже самое, и я, разуверившись в честности людей, прекратил свою работу в киберспорте. В перерыве успел закончить один престижный вуз, поступить во второй, ну и наладить свою работу в реальной жизни. Вернули к кибер-жизни меня ребята, курирующие ESL Russia (а именно Александр Кравчук, ему отдельный привет!). Учитывая все неутешительные результаты сборной на предшествующих этому году сезонах ENC, я проанализировал все ошибки предыдущих менеджеров, и принял команду. Уже позднее, находясь в Германии, у меня состоялись предварительные встречи с ребятами из MYM, а будучи в Москве, Дмитрий «hooch» Богданов свел меня окончательно с немцами, и так началась моя работа в этой организации.

Так значит, ты менеджер MYM. В чем заключается твоя работа в киберспорте? Какие задачи ты выполняешь в роли менеджера организации?

Вообще изначально не планировалось, что я выйду на всеобщее обозрение в качестве менеджера. Те, кто меня знает давно, в курсе, что я не glory-hunter. Вернее, я им был, но скорее по молодости: куча ошибок до сих пор в памяти, но именно они сделали меня мудрее во всех отношениях. В MYM я должен был выполнять роль связующего звена между немецкой организацией и маркетинговыми партнерами на территории СНГ (будь то Razer, Puma или кто-то еще), ну и, имея определенные наработки с крупными профильными компаниями, постараться за солидные премиальные привести спонсоров в этот проект. После всем известных событий, я выполняю функции полновесного генерального менеджера команды. Но, я думаю, скоро мы сможем анонсировать нашего нового партнера, от лица которого в нашу команду менеджеров вольется еще один человек, который будет отвечать за весь тренировочный процесс и представлять команду на турнирах. Кто это — вы узнаете позже, но от себя могу сказать, что человек этот очень и очень влиятельный и известный. Других в нашем проекте не будет, гарантирую.


Какими качествами должен обладать человек, который планирует заняться киберспортивным менеджментом и с чего ему стоит начинать?

Наверное, самое главное — забыть о своем «Я». Мне уже не 17 лет, когда я охотился за славой, клан-тэгом и т.д. Приходится быть мудрее во многих вопросах, обладать навыками психологического убеждения, что именно этот вариант правильный, стараться доносить все спокойно, без нервов, раскладывая по полочкам. Мне сейчас гораздо проще — в нашей команде достаточно взрослые люди, которые все понимают сами. Я лишь изредка делюсь советами. 

Какие основные причины, по твоему мнению, не позволили MYM во главе с Митей добиться впечатляющих результатов на международной сцене?

Ох.. Это очень сложный вопрос, на который у меня нет четкого ответа. Могу сказать: так бывает, даже если ты будешь делать все, что, как тебе кажется, будет способствовать успеху. Просто так складывается иногда. Скажу откровенно, я не очень сильно следил до WCG за ребятами, за их тренировками, но результатов не было, как не было и единения в команде для достижения общей цели, а значит надо было что-то менять.  

Перейдем к свежей теме связанной с вашей командой. Hooch и Хома покинули MYM. Давай начнем с причин. Почему именно они?

К сожалению, это грустная тема. С Андреем (хомой) не удалось толком поговорить после всех событий. Я донес до него, что между нами тяжелый выбор: мы берем двоих новых игроков, а это значит, что двоим предстоит уйти. Я надеюсь, Андрей меня понял. Что касается Мити, то его очень обидела постановка вопроса из разряда «мы проанализируем и выберем из трех кандидатов одного на место пятого игрока». Я думаю, что ситуаций, когда люди «неприкасаемы» в команде быть не должно. И тем более нельзя обижаться на людей, которые предлагают тебе честную конкуренцию. Все это еще раз убедило нас в правильности решения. Мы резали по живому: Митя очень сильный игрок, спору нет, но это наш выбор.


Как ты охарактеризуешь то время, которое Митя провел в команде? Это пошло на пользу всем или нет?

Я уже сказал, что Митя очень сильный игрок, мне приятно работать с ним в сборной команде, когда он выполняет роль игрока, дает себя вести менеджерам. Когда же этого не получается, когда он обижается и выставляет свое alter-ego выше других — это меня не устраивает. hooch — идеальный игрок для сборной команды, но для команды в моем понимании очень тяжело. Я позволю здесь сделать ремарку: наше комьюнити разделилось на фанов Мити, и на его жестких критиков. Я прошу быть поспокойнее тех, кто глумит его, обсуждая то, как он угорает, пьет пиво и тд. Он живой человек, ему не 45, чтобы сидеть дома, он хочет общаться, и это его право. Спокойнее прошу я быть и тех, кто говорит: «у MYM нет будущего, потому что они кикнули hooch’a». Если вы не знаете, что команда состоит из пяти человек, и что очень сложно подобрать дополняющих друг друга людей. Команда делает человека звездой, а не звезда делает четверых игроков командой. Понимаете разницу? Любой игрок будет играть на порядок сильнее, чем он может, если рядом грамотные ребята. Также любой игрок будет показывать слабые результаты, если вокруг нет понимания.  

Какими основными критериями руководствовался костяк команды и менеджмент, выбирая новых игроков?

Учитывая, что я работал со сборной, с которой мы наконец-таки добрались до финалов ENC, я хотел сохранить именно этот состав и в команде, т.к. считаю его сильнейшим. Но обстоятельства сложились так, что некоторые моменты заставили меня подумать по-другому, и сейчас я убежден: мы сделали правильный выбор. Я должен рассказать всю предысторию того, как получился новый состав. После WCG, когда мы поняли, что нам нужны перемены, поняли это же и менеджеры forZe вместе с Овердрайвом. Последний начал изматывать звонками двоих наших игроков, приглашая присоединиться к forZe, заменив Dober’a и, может быть, Fox’a. Имея на руках контракты и полное доверие от менеджмента, естественно, никто никуда не перешел. Поразмыслив, я вышел на менеджеров (подчеркиваю: мы вели себя исключительно профессионально, не пудря мозги игрокам, как делали наши коллеги). Предложив им вариант объединения двух команд и их ресурсов в составе 2 игрока от нас, 2 игрока от них (Dosia и Fox), они взяли время на раздумье, а вечером того же дня forZe освободили от обязательств братьев Столяровых. Конечно, мы с радостью приняли ребят, потому что это было то, что нужно для нас!

Думаешь, новый состав продержится долго? Какой результат должен показывать новый коллектив, чтоб у организации не было вопросов?

У организации всегда будут вопросы. Если их не будет, не будет стимула работать. Четких задач в данный момент нет, нам необходимо выходить на финалы IEM V в Киеве, и удачно сыграть на ASUS. Сколько продержится коллектив не знаю, но я надеюсь, что мы сможем доработать контракты до конца. Здесь все зависит от наших ребят, их терпения и воли.

Поведай нам, пожалуйста, самый обычный распорядок дня парней, особенно в преддверии крупных турниров. В каком темпе тренируются обновленные MYM?

Учитывая, что мы только-только собрались, тренировки составляют почти весь день. В 16:00 ребята начинают совершенствовать личный скилл на ботах и csdm.ru, в 18:30 мы начинаем тактические разборы карт, а в 20:00 и до поздней ночи играем пракки с иностранными командами (в том числе и с нашими соседями из братской Украины;). Таким образом, общее время тренировки получается около 8-9 часов, трудовой рабочий день. Тренировки проходят или из домов, или из компьютерного клуба Rush3D.

А что ты можешь сказать о последнем матче ребят? Там где они уступили полякам из DELTA? Что не так получалось, может быть, повлияла не сыгранность? Или, все-таки, вы пришли к выводу, что поляки играли не честно?

Конечно, главной причиной неудачи являемся мы сами. Не знаю, что произошло, но это был не наш день — не получалось ничего, и этим все сказано. Конечно, не сыгранность сказалась, но все-таки я считаю вопросы психологии были первичны. Я уверен, что поляки не использовали читы, но я уверен, что кто-то сидел с ними в вентрило и смотрел HLTV, которое ESL выписало на Германию и страны западной Европы: оно шло БЕЗ ЗАДЕРЖКИ. Это нонсенс, и после dust2 мы кикнули с сервера это HLTV, донеся до админов нашу проблему. Другой момент, что четверо из пяти игроков DELTA не выложили файлы с античита, а это очень грубое нарушение правил, как мне видится. Сейчас мы ждем удовлетворения нашего протеста, чтобы сыграть реванш и наказать поляков.


Понятно. А как преданный болельщик может помочь твоей команде? Что может сделать для поддержки развития любимого клуба?

Преданный болельщик может помочь советом, добрым словом в комментариях: наши ребята читают все, что пишут. Поэтому поменьше негатива бы. Если болельщик имеет какие-то тесные связи с крупными или не очень компаниями, он может помочь нам выйти на них для переговоров о вопросах спонсорства. В общем, мы за любую помощь!

Чем отличаются зарубежные киберспортивные организации от российских? Что можно было бы улучшить и что — нужно улучшать в российском киберспорте?

На примере MYM могу сказать: это не просто кучка инициативных людей, как в России, за нашими спинами крупная организация FIO Systems AG, которая имеет интересы в компьютерной отрасли. Это позволяет нам чувствовать почву под ногами, не боясь, что когда интерес меценатов пройдет, нас выкинут из команды.

Каким образом мировой финансовый кризис может повлиять на развитие киберспорт? Какое твоё мнение на этот счёт?

Я думаю, все заметили как уменьшились призовые фонды, насколько меньше стало крупных турниров. Хотя кризис уже закончился, мы все еще чувствуем некоторые последствия.

А какие у тебя личные цели в твоей киберспортивной менеджерской карьере? Или тебя мотивирует лишь искренняя любовь к компьютерному спорту?

Любовь прежде всего. Достойных денег я здесь никогда не зарабатывал, скажу прямо. Тут я трачу лишь свои собственные средства и время. Я не пользуюсь средствами команды, чтобы ездить на турниры — на это у меня тоже не всегда хватает времени, потому что своя работа все-таки важнее. Боюсь, киберспорт никогда не станет для меня настоящей работой: слишком невелики и непостоянны заработки, стабильность отсутствует как класс. А в моем случае, случае семейного человека, это играет определенную роль. Хотя, зарекаться не буду, если будут интересные предложения — рассмотрю обязательно.

Не является ли это одной из главных проблем компьютерного спорта? Когда кто-то из игроков, которого называют профессионалом получает 500 долларов в месяц в качестве зарплаты и его при этом не воспринимают серьёзно в обществе. И общество в данном случае отчасти право. Что мы должны делать, чтобы привлечь большее количество средств в киберспорт?

На этот вопрос ответить сможет только маркетолог. Исходя из российских реалий и личного опыта, необходимо обладать тесными связями с крупными компаниями и предлагать им интересные системы взаимного стимулирования, т.н. «откаты». Нашей проблемой я вижу тот факт, что игроки, получающие 500 долларов, не становятся «работниками» в полном смысле этого слова. Counter-Strike для них все такая же игра. Они не работают, они играют. А это в корне не правильно. Профессионалов действительно очень мало. Хотя, как работодатель, могу сказать, что найти достойного сотрудника не менее сложно, чем найти сильного игрока с отличными личностными качествами.

Одним из важнейших факторов развития команды является зарубежные поездки на турниры, есть ли у вас планы в дальнейшем на подобные мероприятия?

Осталось всего два месяца, и на носу только два турнира. В этом году хотели посетить DreamHack, но он совпал с датами ASUS. Я думаю, мы выберем ASUS.

Есть ли у тебя киберспортивная мечта? Может ты хочешь открыть свой собственный киберспортивный университет или создать линию одежды для геймеров?

Я хочу, чтобы моя команда выигрывала титулы. Большего мне не надо. :)

Спасибо тебе за твоё время и удачи в предстоящих играх и турнирах. Хочешь сказать что-нибудь нашим читателям напоследок?

Спасибо за интересные вопросы! Читателям могу сказать: не судите, да не судимы будете. Ну и, естественно, поблагодарю всех, кто нас поддерживает, в том числе и RAZER, Puma, Western Digital, Rush3D и fshost.de. Заходите на наш сайт mymym.com, будем рады видеть!