Эра компьютерных клубов или "как это было"

Вспомните, когда вы учились в школе и после уроков стремительно бежали в первый попавшийся клуб, чтобы запустить Counter-Strike, Quake или Unreal Tournament. Душный зал, толпы людей, разнообразные выкрики и небритый администратор по центру - все это было сравнительно недавно, каких-то 5-7 лет назад. Но сейчас же и клубы можно пересчитать по пальцам, и совсем другие дисциплины двигают киберспорт вперед. Изменилось многое и все эти изменения прекрасно описаны в статье от CyberFight.ru.
Часть первая. Эра без интернета: клубы как Мекка компьютерного спорта

В настоящее время найти работающий и популярный компьютерный клуб в абсолютном большинстве городов России – немалая проблема. Почти все из них или закрыты или перепрофилированы под более рентабельные виды бизнеса. Те же, что остались, в большинстве своем перешли на обслуживание любителей виртуальных казино.

А ведь еще 5-7 лет назад найти компьютерный клуб можно было в любом городе страны, просто спросив адрес ближайшего у первого встречного школьника. Они там и зависали, прогуливая школу или заявляясь сразу после уроков. Особенно везло тем владельцам игровых салонов, что располагались рядом со школами – запыхавшиеся дети прибегали поиграть даже на переменах, выпрашивая компы «на пять минут» и протягивая запревшую в ладони мелочь. Админы, работавшие с такой клиентурой, или вырабатывали поразительное буддистское спокойствие, или становились ярко выраженными невротиками, прекращая мыться, бриться, пообкусав все ногти и по 20 часов в день проводя за просмотром аниме. В общем, времена для всех были очень спорные.


Став общим местом веселья, клубы вплотную способствовали следующему, вероятно наиболее важному этапу в становлении на ноги киберспорта, как массового явления – массовым загородным поездкам на турниры и турнирчики. Что говорить – при условии, если до соседнего города ехать не больше пары часов, многие команды нередко катались к соседям просто на кланвары! Пункт этот, как мы ранее упомянули, напрямую связан с первой отличительной особенностью компьютерных LAN центров – они знакомили людей и позволяли им сдружиться в реале.

Компьютерный клуб - место для веселья и времяпровождения

Разделявшие одни взгляды и игравшие в одни игры, ребята быстро сбивались в более-менее дружные стаи, зная что вместе им точно не будет скучно. И когда появлялась возможность поехать на чемпионат в чужой город, единственным вопросом чаще всего было: «где взять деньги на тех шалопаев, что нигде не работают и которым родители денег не дают?». Совместный сбор денег на нерадивых (но полезных, потому что умеют играть или просто веселые) членов коллектива с целью транспортировки этих тел до места проведения чемпионата стал привычной нормой.


Данный этап в наибольшей своей степени являлся стихийно-массовым, когда на турниры в другие города ездили вообще любые команды и игроки, без размышлений о возможности выиграть, без сомнений «я мало тренировался» и нередко вообще без всякое подготовки. Ездили на автобусах, на поездах, на съемных газельках. Я знаю случай, когда 40-летний водитель газели, за лето поднаторев в постоянных развозах геймеров на чемпы по всей России, стал большую часть времени проводить болея за «своих», разобравшись в общей терминологии и стратегии. Если выехать нужно было срочно – брали людей, которые вообще играть не умеют, в качестве балласта и с надеждой «да там тоже одни нубасы, на месте разберемся!». Частыми пассажирами в таких путешествиях становились те, кто играть вообще не собирался – просто друзья игроков или их девушки. Таков был второй этап развития клубного киберспорта.