За микрофоном: ремесло киберспортивного комментатора

Довольно известный киберспортивный журналист Мэтт Демерс написал статью о труде киберспортивных комментаторов, ну а мы предлагаем вам ее перевод.
Приятного прочтения!

 

Большинству геймеров не чужда идея просмотра состязаний. С тех пор как значительно улучшились возможности стриминга у таких сервисов как Twitch.tv и возможности просмотра записей на Youtube, киберспортивные трансляции сделали огромный шаг в сторону улучшения качества. Riot Games намедни удалось реализовать все билеты в Стэйплс-центр в Лос-Анджелесе на финалы Чемпионата мира 3-го сезона Лиги Легенд, подняв качество транслируемого продукта до уровня, сравнимого с традиционными спортивными событиями на ТВ.

 

Однако, помимо игроков, за зрелищем нередко наблюдает множество комментаторов: Эрик Лоннквист, как киберспортивный комментатор, часто получает лучшее место в зале.

 

Лоннквисту, выросшему в Миннесоте фанату Старкрафта, первая же попытка переключиться на Старкрафт 2 позволила существенно расширить поле деятельности в игровом комьюнити. После хорошо принятых публикой видео на Youtube'е и работы на турнирах в штатах, 30-летнего комментатора пригласили в Мекку киберспорта Южную Корею.

 

Эрик DoA Лоннквист позирует за кулисами в январе 2013

Эрик "DoA" Лоннквист позирует за кулисами в январе 2013. Фото: Мэтт Демерс

 

"С киберспортивной точки зрения, желание попасть в Корею абсолютно естественно. Все знают, что, как минимум в Старкрафте, все лучшие игроки живут в Корее. Я о том, что, без сомнений, все лучшие матчи будут проходить именно там", - говорит Лоннквист.

 

"Став комментатором корейского турнира, ты заработаешь больше всего денег, получишь самый широкий охват аудитории, будешь комментировать действия лучших игроков... Попасть сюда - это работа-мечта для любого комментатора Старкрафта".

 

Вместе со своим партнером Кристофером 'MonteCristo' Майклсом, Лоннквист работает на лигах OnGameNet по Старкрафт 2 и Лиге Легенд в качестве англоязычного комментатора. Работая по несколько раз в неделю перед живой аудиторией в зале, они транслируют матчи болельщикам по всему миру. OnGameNet (сокращенно OGN) осознали потенциал киберспортивных трансляций для англоязычной аудитории, даже несмотря на то что множество турниров проходят в то время, когда Северная Америка спит. Дуэт освещал множество захватывающих событий, в том числе и один из наиболее знаковых моментов летнего сезона OGN, ознакомиться с которым можно ниже.

 

 

Лоннквист и Майклс породили немало названий для стратегий, составив забавную смесь из слов. Например, команда отправляет на нижнюю линию чемпионов LeBlanc и Urgot, а называется такое нынче 'LeBlurgot', а крайне опасная для противника комбинация скиллов "Curse of the Sad Mummy" (ульт Амуму "Проклятие печальной мумии") и "Bullet Time" (ульт Мисс Фортуны "Время умирать") смешалась в “Curse of the Sad Bullet Time”. Эти прозвища со временем покинули Азию и вошли в обиход игроков и комментаторов всего мира. В Корее они вносят свой вклад в растущую индустрию профессионального киберспорта, частично выпестованную самими компаниями-производителями игр - что Riot Games c Лигой Легенд, что Blizzard Entertainment со Старкрафтом 2 добились больших успехов в объединении турниров в структуру крупной лиги.

 

В феврале 2013 на пути в университет Ханьяна, за блинами Лоннквист со своим партнером обсуждают Лигу Легенд. Всего через несколько часов они присоединятся к корейским комментаторам на сцене, чтобы провести OLYMPUS Champions Winter - финал и кульминацию многомесячной лиги, который принесет победившей команде 80.000.000 вон (чуть менее $75.000). Часть работы Лоннквиста, как англоязычного голоса турнира, заключается в предварительном составлении списка тем, которые обязательно надо осветить по ходу матчей. Оба комментатора сравнивают свои списки и договариваются о том, как лучше заполнить паузы и расставить акценты и как взаимодействовать друг с другом.

 

"В Лиге Легенд я комментирую непосредственно происходящее на экране, так что хорошее знание статистики и подобных вещей мне необязательно. Для моей роли хорошо иметь общее представление, но гораздо важнее найти какие-то небольшие забавные истории об игроках".

 

"Типа: "О, этот парень когда-то играл в Старкрафт", или "бабушка этого игрока приходит на его матчи" ну и все-такое. Я стараюсь лично познакомиться с игроками, чтобы побольше узнать о них и их прозвищах на корейской сцене".

 

Частью работы Лоннквиста является и игра как в Старкрафт 2, так и в Лигу Легенд, в основном для того, чтобы лучше понимать что творится в голове у игрока. Способность описать то, что игрок может сделать для того, чтобы отбить атаку или вернуть контроль над игрой бесценна, особенно в периоды затишья в матче, и именно личный опыт игры помогает в этом комментаторам.

 

"Чтобы вызвать восторг у зрителей, ты сам должен быть способен ощущать то напряжение, которое испытывает игрок во время матча. И осознать наличие этого напряжения можно, только если ты сам бывал в подобных ситуациях".

 

Комментаторы Riot Games Ли Deman Смит и Джошуа Jatt Лисман на финалах третьего сезона Лиги Легенд 

Комментаторы Riot Games Ли 'Deman' Смит и Джошуа 'Jatt' Лисман на финалах третьего сезона Лиги Легенд. Фото: Мэтт Демерс.

 

Хотя средний игрок из бронзы Старкрафта 2 или Лиги Легенд и может иметь представление о ключевых концепциях в основе скиллов и юнитов, настоящее богатство знаний лежит в понимании того, как все они взаимодействуют друг с другом. Вдвойне это важно для дуэлей, где удачно выбранный чемпион может означать разницу между медленным и тяжелым матчем и халявным билетом в следующую стадию турнира.

 

Это знание обычно приходит чисто из опыта. Игрок, сотни раз сыгравший выбранную стратегию, сможет анализировать ее на более высоком уровне. Вместо того чтобы слепо следовать билд-ордеру, порядку закупа артефактов или типичным комбинациям, опытные игроки смогут объяснить, почему это работает и при необходимости смогут внести коррективы по ходу игры, не снижая эффективности. Их не просто так называют про игроками, своему ремеслу они нередко посвятили годы.

 

Серия чемпионатов Evolution Championship Series - главный турнир для комьюнити любителей игр-файтингов, проводилась по игре Super Street Fighter II с момента релиза в 1993 году и до 2010, как свидетельство долголетия игры, и в турнирах участвовали про игроки, начавшие играть еще с релиза.

 

Хотя множество онлайн ресурсов могут помочь игроку глубже понять игру, частенько погружение в них пугающе. Сайты, подобные Shoryuken.com (файтинги), Team Liquid (Старкрафт и Лига Легенд) и многочисленные ветки реддита служат как основой для комьюнити, так и огромным хранилищем информации, но болельщики могут быть непоследовательны в своем желании погрузиться во все это. Как глаза хоккейного болельщика тускнеют при рассказе о ловушке в нейтральной зоне или футбольный болельщик засыпает при чтении о нюансах "вне игры"/оффсайдов, так и у киберспортивных болельщиков могут возникнуть проблемы при углублении в такие вещи, как нахождение эффективных артефактов через расчет по формулам.

 

Работа комментатора и заключается в том, чтобы кратко преподнести эти данные в простой и легкодоступной форме, одновременно позволяя зрителям впитывать знания и наполняться страстью. Как и в трансляциях традиционных видов спорта, частенько игры нужно комментировать вживую, обыгрывая как острые моменты, так и периоды затишья, чтобы держать зрителя в возбуждении и не дать ему закрыть стрим.

 

Аудитория Лоннквиста разнится от подписчиков на Youtube до тысяч людей в переполненном зале, но он не ощущает давления. О себе он говорит, что у него никогда не было проблем с общением с многотысячной аудиторией и, несмотря на то что он вырос из независимого стримера в популярную фигуру, работающую на полную ставку, он не нервничает.

 

"Может, у меня в голове что-то не в порядке, но чем больше толпа передо мной, тем я счастливее".

 

"Каждый раз как я приезжаю домой, все здесь считают, что я школьный учитель или военный", - говорит Лоннквист. - "В Корее люди слышали о Старкрафте и знают о киберспорте. Так что они удивляются тому, что ты работаешь киберспортивным комментатором, но не тому, что эта работа вообще существует".

 

Когда нужно представить себя на месте игрока, Шон 'Day[9]' Плотт может это сделать. Резюме возможно лучшего комментатора Старкрафт комьюнити впечатляет: он регулярно отбирался на WCG в период с 2004 по 2006 годы, выиграл панамериканский чемпионат в 2007. С тех пор он построил собственный бренд на базе онлайн шоу "The Day[9] Daily", где он анализирует топовые матчи и "разжевывает" их для любителей.

 

Шон Day9 Плотт комментирует After-Hours Gaming League 

Шон "Day[9]" Плотт комментирует After-Hours Gaming League. Фото: Zhang Jingna (@zemotion)

 

Он также комментирует Старкрафт турниры, проводимые Major League Gaming или Activision Blizzard, анализируя их в приземленной и доброжелательной форме. Он крайне харизматичен, совмещая в себе искреннюю любовь к игре с бесконечными запасами энтузиазма и позитива. Слоган его сайта гласит "Будь лучше как геймер" и регулярно послушав Плотта, тот же самый взгляд могут начать разделять его зрители.

 

"По прошествии времени я понял, какие умения нужны комментатору, ну, вы знаете, способность кричать во время живой трансляции и жизнерадостно возбуждаться по поводу происходящего и насколько это все отличается от того, с чего я начинал в The Day[9] Daily", - рассказал Плотт.

 

"У комментаторов Старкрафта есть, скажем так, уникальные периоды в игре, когда не всегда сразу понятно, что происходит. И даже когда ты понял, что происходит на самом деле, остается множество "почему" и проблемных мест, особенно когда у одного из игроков значительное преимущество".

 

"В футболе ты можешь посмотреть на счет и сказать: "Ну, эта команда проигрывает 0-3", - говорит Плотт, добавляя, что подобное представление о текущем ходе игры позволяет болельщикам проще понять ситуацию. Имея общее представление о правилах игры, зритель понимает, сколько другой команде нужно голов для того, чтобы сравнять счет.

 

В соревновательном Старкрафте действия, необходимые для того, чтобы преодолеть отставание или даже просто понимание того, кто из игроков сейчас впереди, зачастую не так очевидны. Как в Старкрафте, так и в Лиге Легенд это усугубляется неопределенной длительностью матчей, которые могут занять от примерно 20 минут до часа для выявления победителя. Игроки не всегда находятся в прямом противоборстве друг с другом, и комментатор должен уметь заполнять такие периоды объяснениями общей концепции и стратегии текущего матча, но в то же время быть готовым в любую секунду откомментировать даже крошечное активное боестолкновение.

 

Комментаторы часто взращивают собственных фанатов 

Комментаторы часто взращивают собственных фанатов, как мы видим, на фото болельщик с Jatt'ом и Rivington'ом 3-им. Фото: Мэтт Демерс и финал третьего сезона Лиги Легенд

 

По словам Плотта, неотъемлемой частью успеха комментатора является нахождение баланса. Он также настаивает, что успешному комментатору придется преодолеть три препятствия: личность, игру в комментируемую дисциплину и понимание ремесла комментирования. Что касается первого пункта, зрители часто могут определить деланный, напускной энтузиазм, которым комментатор пытается выделить какой-то момент в игре. Так что комментатор должен научиться излучать подлинное увлечение игрой, которую они смотрят.

 

"Ты должен научиться противостоять любому давлению и научиться погружаться в свои ощущения в каждый конкретный момент", - говорит Плотт. - "Каждый день, когда я не ощущал веселья и пытался его из себя выдавить, получалось паршиво. И каждый день, когда мне было действительно весело, и я пытался заставить себя успокоиться, тоже получалось паршиво".

 

Что касается второго и третьего пунктов, то квалификация, сноровка, на которую может полагаться ваша личность, часто приходит как с опытом комментирования, так и из игры в избранную дисциплину. Неподготовленный комментатор может затупить, столкнувшись с нестандартным ходом в игре, но тот, кто целиком погрузился в игру, познал ее суть, сможет расшифровать происходящее для зрителей.

 

Во время турнира понять образ мыслей игрока - ключевое умение, так как среди зрителей множество игроков-любителей. Даже если комментатор опытен в анализе стратегий противников, для того, чтобы зрителям не становилось скучно, необходимо умение отбросить шелуху и кратко и емко обозначить ключевые моменты. Зрители, которых ваш стрим развлекает и обучает одновременно, скорее всего, вернутся, чтобы посмотреть его вновь, и именно такие зрители формируют для киберспорта, как и для любого другого спорта, фундамент для роста.

 

"Нужно столько всего обдумать, и ты обязан знать так много всего, а к тебе приходит такой поток информации, что нужно быть очень осторожным, чтобы не утонуть в нем", - говорит Плотт. - "Твоя неизменная цель как комментатора на турнире - изложить зрителям суть матча, его историю и передать эмоциональное возбуждение".

 

Плотт разницу между игроком и комментатором уподобляет разнице между сценическим актером и импровизатором. В то время как у игрока есть четкий план на предстоящую игру, комментатор подстраивается под матч на ходу, почти без предварительной подготовки.

 

Лучшие примеры подобной импровизации можно найти в файтинговом комьюнити. Игроки там настолько быстры, что пространные объяснения бесполезны, ведь к тому моменту, когда комментатор закончит очередное предложение, игра может уже завершиться. Трансляции же файтингов могут разительно отличаться от трансляций стратегий или Дота-подобных игр, так как они обычно проходят вживую, включают множество комментаторов постоянно, меняющих между собой роли, и часто к ним присоединяются сами игроки.

 

Майк Росс 

Майк Росс соревнуется в Bar Fights x Cross Counter, декабрь 2012. Фото Райана Кима.

 

Нет лучше примера для иллюстрации, чем Майк Росс. Росс - не новичок в расшифровке очередного раунда файтинга для простых зрителей, работал на ныне почившую IGN Pro League в качестве комментатора и основал на ютубе канал CrossCounterTV. Он сам по-прежнему регулярно участвует в турнирах, и когда проигрывает, люди иногда считают, что он не настоящий Майк Росс.

 

Стараясь избегать поименования себя киберспортом, файтинговое комьюнити обычно полагается только на себя и старается проводить турниры своими силами, не привлекая крупных организаторов. Росс был частью инициативы по добавлению файтингов Capcom в качестве эксклюзива для IGN Pro League, до того, как IGN распродали. Росс, тем не менее, остается игроком и знаковой фигурой комьюнити, привнося в трансляции истинные ощущения игрока. Хотя есть и более умелые комментаторы, Росс в первую очередь, передает свое понимание ситуации как игрок.

 

"Помню, сижу я перед игровым автоматом, и нога у меня так трясется, что я едва не падаю, но я стоял на своем и сыграл в результате неплохо. Так что, когда я комментирую и вижу новичков, выходящих на бой против прославленных бойцов, я вполне способен поставить себя на их место", - говорит Росс. - "И на месте топового игрока я тоже могу себя представить, так как нынче знаю, каково это".

 

"Для меня одна из самых сумасшедших вещей в мире - это когда я сижу и играю и слышу, как чей-то друг шепчет: "Чувак, ты играешь против Майка Росса".

 

Комментарии Росса часто непринужденные и неформальные, с одной стороны, дающие бесценное понимание того, почему игрок поступил так или иначе, а с другой, передающие реакцию на происходящее с точки зрения обычного болельщика. Общим для всех упомянутых комментаторов является то, что они искренне рады тому, что у них есть возможность смотреть игру перед живой аудиторией, и эта искренность важна для зрителей: как и все, ненавидящие угодничество, киберспортивные болельщики распознают фальшивый энтузиазм, и очень важна способность рассказать увлекательную историю матча от начала и до конца. Наиболее впечатляющие "камбэки" захватывают аудиторию не только из-за сумасшедшего действа на их глазах, но и способности комментатора внушить болельщикам надежду, что еще не все потеряно.

 

Эмоциональные всплески зрителей влияют на настроение игрока в файтинги, и их можно использовать в свою пользу. Аудитория то затихает, то кричит в возбуждении, и ее часто слышно вместе с комментатором, что приносит ощущение единения с массой болельщиков, даже при просмотре стрима. И от человека за микрофоном зависит то, нацелена ли трансляция на хардкорных игроков или более общую аудиторию. Росс считает, что тут нужно привязываться к текущему этапу турнира.

 

"Если мы в самом центре чего-то эпичного, в финальной серии матчей или что-то типа того, я должен предполагать, что большая часть аудитории стрима подключается только на стадии топ-8, так как многие пропускают все матчи до этой стадии, считая их незначительными", - объясняет Росс.

 

"Как только дело доходит до финальной серии матчей, вот тут то и надо отбросить свою усталость, нужно набраться новой силы, потому что настал апогей турнира. Ты начинаешь с чистого листа и, заполучив внимание зрителей, нужно кратко рассказать, что вообще происходит. Даже люди, слышавшие эти речи миллионы раз, спокойно их перенесут, если ты не держишь свою аудиторию за идиотов".

 

 

Иногда комментарии порождают замечательные моменты. Это один из моих любимых и еще один.

 

Как и в традиционных видах спорта, комментатору нужно найти баланс, чтобы удовлетворить как хардкорных болельщиков, так и новичков, которые только-только проникаются игрой. С такими еженедельными сериями игр, как в лигах LCS от Riot Games и WCS от Blizzard, многие комментаторы получают необходимую практику, чтобы отточить свое мастерство и одновременно идут в ногу со всеми инновациями сцены.

 

Комьюнити тоже вносит полноценный вклад в прогресс дисциплины, так как легкодоступные и бесплатные программы для стриминга и слоты для зрителей позволяют любому желающему выпустить собственный продукт. Хотя Плотт, Росс и Лоннквист ныне профессионалы, множество страстных любителей желают забраться на ту же вершину, их надежды основаны на состоянии их излюбленной киберспортивной сцены и способности расти и совершенствоваться вместе с ростом аудитории.

 

Сейчас Северная Америка и Европа испытывают стремительный рост с точки зрения инфраструктуры, что позволяет киберспортсменам расти и зарабатывать деньги на стримах. Как только потенциальные рекламодатели осознают предоставляемый им размер аудитории (один только LCS привлекает более ста тысяч зрителей одновременно, четыре раза в неделю), будем надеяться, что их инвестиции позволят улучшить качество транслируемого продукта, повысят зарплаты и, что возможно важнее, улучшат отношение общей массы населения. Лоннквист желает, чтобы настал тот день, когда фанаты киберспорта смогут без смущения рассказывать своим коллегам или друзьям о том, как здорово прошел очередной киберспортивный турнир.

 

"Прежде всего, я вижу себя и свою задачу в том, чтобы развлекать людей и помогать им получать столько же удовольствия от просмотра киберспортивных соревнований, сколько получаю я сам", - говорит он. - "Думаю, что этого хотят все успешные комментаторы, так как одна из причин их успешности в том, что они умеют передавать свое удовольствие от игры зрителям".