Посвящается нереализованным «киберспортсменам», каким когда-то был я сам. Опыт олдскула

Когда мы читаем статьи об успешных игроках, мы видим только вершину айсберга, и ничего не слышим о сотнях других геймеров, которые дышали им в спину, много тренировались, но так и не взошли на подиум и не оставили своих имен в залах славы киберспорта. Почему одни на вершине, а другие нет? Почему при больших временных затратах многие игроки не могут подняться по ступенькам славы и вместо почестей и побед пожинают лишь невротическое состояние ума? Не спешите делать выводы. Об этом и многом другом пойдет речь в этой статье.

 

Есть один мастер, который считается учителем других учителей. Он говорит:

 

"Заниматься настоящей йогой - значит делать это без малейшего усилия". - Дж.Кришнамурти

 

Сейчас, когда я пишу эти строчки, я вспоминаю молодого парнишку шестнадцати лет, который был страстно влюблён в одну игру. Днями и ночами его ум был занят мыслями о любимой игре, а вся повседневная деятельность проходила под неустанным стремлением «поскорее всё закончить и сесть поиграть».

Новые стратегические ходы, новые возможности юнитов, о которых он узнавал, заставляли трепетать всё его существо – он открывал новый мир, он исследовал, он рос и учился, не прилагая при этом никаких усилий. В ходе этих открытий его мир, его взгляды на игру, а главное, его возможности в игре возрастали, позволяя охватывать все новые и новые горизонты.

 

С течением времени, его старые «непобедимые» соперники, которые в свое время показали ему эту игру, превратились в безобидных нубов. И если раньше он даже и не мыслил о победе в поединках с ними, то теперь он мог шутя «укладывать их на лопатки».

 

Игра с этими старыми врагами по локальной сети или в клубе перестала быть для него столь интересной, ведь исход матча был заранее предрешен. Однако приятные ощущения, пусть даже от таких пустяковых побед, доставляли нашему герою какое-то непонятное удовлетворение. Но, по-прежнему, его голова была занята мыслями о вечерней игре в интернете, где он мог тренироваться в полную силу. Почему вечером? Это потому, что в то время все играли по модему, и подолгу занимать телефон в дневное время, не представлялось возможным.

 

 

Затем был первый турнир, в каком-то страшном полуподвальном клубе, где наш герой вылетел в первом же раунде. Но какие были впечатления… Господа, вы помните свой первый турнир? Уверен, что да, согласитесь, какое же это яркое воспоминание. Я убежден, что почти каждый из вас помнит все в мельчайших подробностях и готов часами описывать всё, что там происходило. А что будет, если пойти дальше и вспомнить десятый или двадцатый ваш турнир … чувствую, что ваша активность поубавилась…, возможно, вы даже сейчас не сможете вспомнить, как и кому тогда проиграли, но первый турнир – это СОБЫТИЕ, это как первый секс, он может быть нерезультативным, но зато забыть его невозможно!

 

А первый выигранный турнир? А вступление в клан? А первые победы над «общепризнанными» авторитетами? … Ведь все это было так ярко и прекрасно на начальном этапе, но затем каким-то невероятным образом все это куда-то ушло. И через какие-то два-три года на замену тому фейерверку из радостных чувств и эмоций от одной возможности соприкосновения с игрой человек приходит к тупому желанию побед и отказу от возможной игры с более сильным соперником по тривиальной ПРИЧИНЕ: «Как бы не испортить себе красивую статистику».

 

А потом мы удивляемся тому, что почему-то пропадает желание играть и начинается старая песня с обещаниями перед самим собой: «Я набью A рейтинг в следующем сезоне», «я должен тренироваться по 3+ часов в день, чтобы прокачивать скилл и усердно потренироваться к турниру», «мне надо прокачать стрельбу», или «я должен поднять свой АПМ».


Что же происходит на этом этапе, почему игрок в какой-то момент перестает использовать силу любви и по-настоящему расти, раскрывая свой потенциал, а вместо этого переходит на умственный суррогат, превращая любимое занятие в целенаправленный «тренировочный процесс», а приятное времяпрепровождение в ад, с потом, кровью и слезами по поводу очередного неудачного выступления?

Скилл обычного игрока растет по логарифмической зависимости. В начале своей карьеры, пока присутствует живой интерес, скилл растет очень быстро. Затем всё становится «известно», и рост замедляется. Игрок как бы попадает в наезженную колею, он уже сформировал свой стиль, который позволяет ему рассчитывать на стабильный результат. Дальше дело за шлифовкой и постоянно отработкой основных действий – и вуаля, основная база уже наработана.


К этому моменту у игрока появляется «круг» знакомств, с которыми он тренируется, меряется рейтингом и обсуждает свои результаты. Теперь это уже не просто игра, а игра дополненная околоигровым общением. Вследствие такого общения игрок получает определенное наслаждение: от комплиментов «коллег», от оскорблений врагов, от упоминания своего имени на каком-то сайте в ТОП-е рейтинга.

 

Таким образом, создается личность игрока, которая незаметно переводит внимание с игрового процесса, на неё саму. Если раньше была просто игра, то теперь есть еще и Vasya[xyz], защищающий честь клана, победивший там-то и там-то, идущий в рейтинге на таком-то месте, оскорбивший Петю из клана [abc], за то, что тот «лакер везучий, который играть вообще не умеет, но тупо его прорашил с 5-го пруда, выбив тем самым с турнира». Эта личность и есть УМ или ЭГО, которое всегда сидит на игле поощрений и похвалы. Оно должно делать то-то и то-то, чтобы получить то, что оно хочет. Желания и страхи его лучшие друзья.

 

Эго страстно хочет побеждать, чтобы получать все больше и больше поощрений и чужого внимания, за счет которого оно может раздуваться и расти.


Вы когда-нибудь задавали себе вопрос, почему многие игроки используют fake ники (смурфы)?

 

Существует распространенное объяснение: «чтобы не палить стиль игры перед турнирами», -  но я в это утверждение не верю. Дело в том, что само поддержание образа себя в виде личности Vasya[xyz] заключает вас в определенные поведенческие рамки, например: «Я лицо клана, у меня должна быть плюсовая статистика на этом нике, поэтому с папками я играть не буду», «меня назвали нубом, я должен им доказать, что я не такой», «все говорят, что Петя Топ1 в рейтинге, поэтому я тоже хочу рейтинг, чтобы и обо мне говорили».


Причем личность всегда ведет лживую игру и старается никогда не признавать своих ошибок. Кроме того, иногда даже перед игрой она может заранее начать оправдываться за игру, которая даже еще не началась. Мол, я-то сыграю, но «я такой сонный сегодня» или «я только что поел», или «я не играл 2 недели» … переводя на нормальный язык, мы получаем, «поэтому, если я проиграю тебе, то ты не должен считать и рассказывать другим, что ты меня победил, ведь у меня такие веские причины».

 

Зато когда мы сами побеждаем кого-то, то возникает сильное желание побежать и показывать свои реплеи другим старкрафтерам и слышать от них столь приятные и уже очень знакомые слова: «Как круто ты тут его обманул», «отлично сыграно», «какая хорошая у тебя статистика», «ого, какой у тебя большой АПМ!».

 

 

То есть задача личности - не рост мастерства, а поддержание и продвижение своего бренда. Таким образом, простое увлечение игрой переходит в наркотическую зависимость от побед и избегание поражений.


Всем очевидно, что улучшать свои результаты без игры с более сильными оппонентами невозможно. И чтобы не страдало ЭГО, можно использовать fake-никнейм.

 

Если в начале игрового пути вы могли играть сутками и получали удовольствие от самой игры, не считаясь с поражениями, то теперь, проиграв пять-шесть игр подряд закоренелому сопернику, вы можете полностью потерять желание продолжать играть, а осадок от этих игр будет беспокоить ваш ум даже после того, как вы встанете из-за стола. И это притом, что вы не понесли никаких материальных потерь, а лишь немножко скорректировали свои ошибочные представления о самом себе.


Иногда это может перерастать в чувство вины из-за проигрыша. На самом деле, игрок винит себя не за то, что он проиграл, а за то, что его соперник выложит реплей и расскажет всем об этом, и «рейтинг» вашего ЭГО в глазах окружающих упадет. Так рождается страх перед неудачей, который обрубает поток творческой силы и заставляет использовать «проверенные», «рабочие» схемы, приносящие результат, вместо новых рискованных действий, которые могут значительно улучшить вашу игру, пускай, путем проб и ошибок.


Весь этот набор ошибок действует на подсознательном уровне и не позволяет использовать весь ваш творческий потенциал из-за ощущения ответственности за исход матча. Какие ощущения вы испытываете при использовании fake-ников в сравнение с вашим настоящим? Если вы ощущаете некую легкость, свободу при переключении в fake-режим, то это серьезный повод задуматься над тем, куда вы движетесь и не превращаете ли вы свою игру в работу. А так ли, на самом деле, важен ваш образ себя, который вы все время защищаете? Может все-таки стоит пересмотреть весь этот идиотизм с игрой на победу за «честь мундира» и «как в детстве» начать испытывать огромное наслаждение от самого игрового процесса? Что же мешает наслаждаться игрой, радоваться, любить, и при этом еще и улучшать навыки игры?

 

Нужно ясно понимать, что настоящий рост скилла – это скорее побочное действие от наслаждения игровым процессом. Вы быстро совершенствуетесь в чем-то, не потому что хотите этого, а потому, что вам нравится делать то, что вы делаете. Отсюда очевидно, что наша задача состоит в том, чтобы не становиться сильнее, не играть много через силу, не прокачивать АПМ или стрельбу, а делать так, чтобы каждый выстрел, каждое наше действие в игре приносило истинную радость и заставляло трепетать нашу душу.


Чтобы было более понятно, о чем я говорю, я попробую привести реальные примеры из жизни, которые показывают явный перекос от игрового процесса и наслаждения игрой в сторону каких-то разборок, которые только мешают расти, совершенствоваться и становиться игроком топового уровня.


Представьте себе женщину средних лет (30+), которая вдруг начала серьезно оттачивать свои навыки в игре StarCraft и добилась там серьезных успехов. Конечно, она не достигла уровня pro, но стала крепким середнячком на русском сервере и показывала хорошую игру в 2х2 играх. Вы можете представить себе свою маму, контролящую пачки муталисков и заказывающую юнитов в пяти хачах? Прошу вас, подумайте об этом, ведь старкрафт - это не ВОВ, это игра, требующая колоссального вложения и труда для приобретения сносных игровых навыков. Что вы можете сказать о таком «подвиге» со стороны этой дамы? Сейчас я бы сказал: «Чёрт возьми, эта тётка явно заслуживает уважения, никогда бы не мог подумать, что такое возможно!». Но что произошло в действительности? Вместо того чтобы быть открытой миру, познавать, учиться, делиться радостью от своих свершений с другими, на русском сервере разыгралась настоящая мыльная опера. Мат-перемат стоял от этой мадам трёхэтажный, её личностное проявление в околоигровом мире явно могло бы быть более манерным. После появления её на одном из чемпионатов всё комьюнити ахнуло: она никак не тянула на модель, за которую она себя выдавала в онлайне. Сразу после её явления миру, поток грязи полился на неё со всех сторон. И вскоре она прекратила играть и появляться на серверах.

 


С одной стороны, можно восхищаться историей этой женщины, но её же поведение на сервере по отношению к другим игрокам бумерангом вернулось к ней, когда она «открылась», появившись на чемпионате.

 

Грязи было столько, что не мудрено, что вскоре она оставила старкрафт. И каждый настоящий «джентельмен» с русского сервера пытался напомнить ей о её внешности, давая в профиле ссылку на её фотографию, плюс добавлял несколько сильных эпитетов от себя.

 

Сразу хочу заметить, что люди, которые лили грязь, явно не претендовали на уровень топовых игроков того времени. Вообще, отличительной чертой топовых игроков является спокойное и уравновешенное отношение к «коллегам по цеху», им не нужно никого унижать, они самодостаточные личности и черпают силу в совершенно других источниках энергии. Но об этом позже, не будем сейчас забегать вперед. 

 

Проявления вами ярости по отношению к слабому человеку доказывает, что вы сами не принадлежите к людям сильным.

 

Также я вспоминаю парня с того же русского сервера времён Volchici, которого так раздражало поведение других игроков, что он всем назначал встречи в реале для того, чтобы набить морду. Перед глазами всплывает мой диалог с ним в чате, после короткого, мне был выдан номер телефона с просьбой позвонить.

 

Я отключил модем и позвонил, где мне «вежливо» предложили встретиться, кроме того, было заявлено, что все такие крутые в онлайне, а на деле все боятся и что он горд тем, что кому-то уже набил лицо на каком-то чемпионате.

 

У этого парня были все данные, чтобы стать сильным игроком, но, насколько я знаю, до серьезного уровня он так и не дорос, хотя страстно желал побед и был целеустремлен.

Как вы думаете, что ему помешало?

 

Зачастую любовь к игре и страсть к саморазвитию, с которой у каждого из нас начинается общение с игрой, может плавно перетекать в околоигровой «анархизм», который поглощает наше внимание и способствует совершенствованию негативных черт нашего характера за счёт проявления зависти, высокомерия и хамства по отношению к более слабым игрокам.

 

"Человек существует для развития, не для того, что он совершает, но для того, что может быть совершено в нём", - Гёте

 

Если мы хотим становиться лучше, нужно четко осознавать, ради чего мы играем? Ради ярких эмоций, творчества, красоты и ощущения любви или же ради удовлетворения чувства собственной важности за счет возвышения над другими игроками и поливания друг друга грязью?

 

В первом случае вам гарантирован быстрый рост скилла и сопутствующее признание, к которому вы даже не стремитесь, а вот во втором последует застой и разрушение характера с карьерой игрока-неудачника без золотых медалей. Попробуйте найти хоть одного ТОП игрока, который большую часть времени проводит в демонстрациях своих результатов, подолгу общается с другими «пустословами» или же унижает и поливает других грязью. Уверяю, вы не сможете этого сделать, потому что таких игроков попросту не существует. Настоящий мастер – это, прежде всего, прочный сложившийся характер, в котором нет места низменным проявлениям.


Вы чувствуете, куда я клоню? Проанализируйте всех по-настоящему сильных игроков, с которыми вам удалось взаимодействовать. Уверен, что вы сами способны сделать соответствующие выводы. Победителем становится не конкретный человек, а человек с определенными чертами характера. Отсюда следует вывод: чтобы побеждать и расти, нужно обладать определенным складом характера. Не нужно заставлять себя играть по 10 часов в день, по песчинке прибавляя в результатах и проливая при этом море пота – это тупиковый путь.

 

Необходимо измениться изнутри, чтобы получать настоящий драйв от игры, нужно стать искренним и честным с самим собой, а также полностью принять себя, таким, какой вы есть, даже если вы чертовски недовольны своими текущими результатами. Кроме того, хорошо бы еще начать уважать и по возможности оказывать помощь другим игрокам, которым это необходимо.

 

 

В тесном общении с несколькими настоящими папками квейка, с которыми мне посчастливилось долго играть в одной команде, я с удивлением обнаружил, что они не смотрят свои реплеи и не придают особого значения своим прошлым успехам. Игра в настоящем для них куда как важнее, а то, как они выглядят со стороны, их совершенно не заботит. Они спокойны, уравновешенны и уверенны в себе. Кроме того, их критика по отношению к тиммейтам всегда конструктивна. Они не пытаются культивировать чувство вины в своих тиммейтах и никогда не обвиняют их в отрицательном результате. Когда как в других, более слабых командах, всегда наблюдается ругань, споры и никогда не прекращается поиск виноватых. Сильный игрок предпочитает не тратить свою энергию на то, на что он не может повлиять. Даже если команда проиграла, он не будет ныть и унижать окружающих, он попросту возьмет и сыграет еще лучше, и сделает все от него зависящее для достижения положительного результата.

 

"Сегодняшний успех – самый худший враг успеха завтрашнего", - Дж.Максвелл


Не тратьте свое время на многократное пересматривание своих реплеев и смакование своих прошлых побед. Не останавливайтесь на достигнутом, совершенствуйтесь и учитесь у других, более сильных игроков, а также развивайте свой собственный стиль игры. Помните, что каждый из вас уникален и способен добиться всего, чего пожелает, но важен правильный подход и знание законов жизни.

Изучайте опыт более успешных игроков, окружите себя достойными людьми, которые будут способствовать вашему росту. Старайтесь проводить больше времени с теми, кто по-настоящему преуспел. При этом рекомендую не принимать советов от людей, на которых вы не хотите быть похожими!

Если в вашей игре/жизни присутствует длительный «застой», но при этом вы искренне хотите продолжать расти и развиваться, вам всего лишь достаточно страстно и от всего сердца пожелать этого, и поверить в свой успех. Тогда в вашей жизни тут же начнут появляться «нужные книги», «нужные люди» и «нужные обстоятельства», что непременно трансформирует вашу личность.

Пускай сейчас вы не способны на что-то, но пересмотрев себя и пройдя через опыт, вы изменитесь и станните теми, КТО будет способен. Очень важно не стоять на месте, а все время искать новые эффективные решения и от всего сердца верить в свой собственный успех, и помощь обязательно придет!

"Всегда мечтайте и стремитесь совершенствоваться, не сравнивайте себя со своими современниками и предшественниками. Старайтесь превзойти самого себя". - Уильям Фолкнер

P.S: А для тех, кому не совсем понятно, зачем нужно совершенствоваться и не стоять на месте, предлагаю прочесть великолепный рассказ Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», на который я не так давно наткнулся в интернете.

 

Автор: (с) Олдскул игрок