Вопрос-ответ от yAwS: часть 1

Серебряный призер WCA 2015 Марк yAwS Фёрстер устроил небольшой интерактив со своими болельщиками - любой желающий мог задать игроку вопрос о его карьере, WarCraft 3 или чем-то еще. Пришло время ответов.

Посмотреть видео с ответами на все вопросы на английском можно уже сейчас. Мы же публикуем текстовую версию (причем, по частям - материала довольно много). Но даже если вы читаете именно наш перевод, то все равно можно зайти на канал к yAwS'у - "плюсик" или даже новый подписчик лишними не будут.


Какие у тебя планы на счет WC3? Ты на какое-то время переставал играть, играл только ради развлечения. Твой результат на WCA как-то повлиял на твое отношение к игре?
Сложно сказать. Сейчас нет такого турнира, к которому мне хотелось бы серьезно готовиться. Онлайн-турниры – знаю, некоторые из вас любят их, некоторые нет… Лично я не люблю играть онлайн-турниры. Конечно, это весело, но в итоге удовольствие получает только тот, кто побеждает на таком турнире. А другим приходится ждать 5-6 часов, пока не дойдет черед полуфиналов, где их выбьют. Если вы новичок – тогда такие турниры это здорово, да. Но если вы хотите заработать денег или развлечь зрителей своей игрой, то я не думаю, что онлайн-турнир подходит для этого.
Мне очень нравится участвовать в LAN-турнирах, я уже говорил об этом на своих стримах несколько раз. Мне вообще нравится весь этот процесс – ехать куда-то, встречать других игроков, настраивать оборудование, в тот же день играть свои игры в равных со всеми условиях… Мне нравится эта атмосфера.
А онлайн-турниры меня так не цепляют. Посмотреть – могу, но участвовать – сплошная головная боль. Не могу я серьезно воспринимать онлайн-турнир. Да, может быть, это неправильно – но я не могу иначе.
Что касается моих планов, то здесь мне сложно дать ответ. Буду продолжать стримить, буду продолжать играть в WarCraft. Люди приходят на мой стрим, смотрят WarCraft, получают удовольствие. Так что я буду продолжать. Но постараюсь больше комментировать, а также хочу начать делать гайды для разных рас, так что следите за моим каналом.
Что было круче – занять второе место в этом году, или же обыграть Sky'а на WCG?
Вот на этот вопрос могу ответить без сомнений. Обыграть Sky’a было куда круче. Я тогда был моложе и, по-моему, во всем мире я был единственным, кто в меня верил. И обыграть игрока, который для меня практически идол, который был лучшим хуманом в то время, да еще в матче-открытии турнира, который проходит на его родине – от этого никуда уже не деться. Меня потом в Китае почитали, как рок-звезду. С ума сходили. Безумие просто какое-то.
Конечно же, мое второе место в этом году это тоже в каком-то роде неожиданность. Но учитывая тот факт, что WarCraft сейчас уже не так популярен, то моя победа над Sky – это мое самое большое достижение за всю карьеру в этой игре. Кроме вот этого второго места, которое я недавно занял.
Привет, yAwS! Я начал следить за твоей игрой с твоих выступлений на EPS. Рад видеть, что ты снова играешь. Как бы ты охарактеризовал нынешний уровень WC3 по отношению к тому уровню, какой был у этой игры 3 года назад?
Мне часто задают этот вопрос. Думаю, многих игрокам приходится на него отвечать. Я постараюсь сразу расставить все точки над i. Прежде всего, я думаю, что уровень игры вырос. На данный момент в игре используются самые сложные и продуманные стратегии. Игроки разобрались во многих вещах, и поэтому сейчас есть очень четкое понимание матч-апов, очень ясное понимание того, что в каждом из них нужно делать. В большинстве случаев топовые игроки знают каждый шаг. Так что если говорить об уровне игры, то он сейчас достиг своего пика. Может быть, он сможет подняться еще немного, но уже сейчас понимание матч-апов и понимание своей расы у отдельных игроков находится на таком высоком уровне, на каком оно никогда не было.
А вот сцена сузилась до предельного минимума. База игроков сейчас очень маленькая. И даже внутри этой маленькой базы игроков есть еще одна – супермаленькая, где игроки показывают просто невероятный уровень игры. Поэтому соревнований, конкуренции сейчас меньше, а уровень игры, наоборот, растет.
И нельзя сравнивать топовых игроков того времени с нынешними топовыми игроками. Если только в плане методики тренировок. Мне кажется, что тогда игроки вкладывали больше усилий в игру, потому что было больше турниров, призовые тоже были больше. А сейчас у нас осталось лишь небольшое количество игроков, которые, я предполагаю, вкладывают в игру меньше сил, чем в то время. Потому что в большинстве вещей уже разобрались. А тогда требовалось куда больше времени на то, чтобы понять, что к чему в игре. Теперь же можно просто скопировать то, что уже всем известно. Уже не нужно начинать с 1 и проходить весь путь до 10. Можешь начать с 9, сделать несколько шагов и добраться до 10. А тогда приходилось самому разбираться в матч-апе. Если у вас этого не получалось, то путь от нуба до, например, полупро, или 60+% на ладдере, был вам заказан. Надеюсь, я все объяснил правильно.
Некоторые сейчас планируют перенести WC3 на другие движки (Dota2, SC2). Ты уже видел эти модификации? Играл в них? Как думаешь, эти разработки станут частью истории WC3 и приведут к тому, что в игру станут играть больше людей?
Это может увеличить популярность игры, но в то же время… Если они, например, изменят принцип блокировки – то, как мы сейчас блокируем перемещение юнитов, - это заметно скажется на ощущениях, которые вы получаете, когда играете в WarCraft. Но если у них получится перенести это «ощущение движка» на один из этих новых движков, то это будет просто потрясающе. Не уверен, что это привлечет много новых игроков и что новая игра сможет серьезно повлиять на сцену. Но те, кто все еще играет в WC3, или переключился с нее на SC2 – они, я думаю, с интересом попробуют. Если все отлично – конечно же, что-то может из этого выйти. Интернет, все дела. Уже есть турниры, которые спонсируются по принципу краудфандинга. Если это явление выйдет на еще больший уровень, то это будет только хорошо. В сообществе есть несколько людей, которые вкладывают в перенос игры на эти движки действительно много сил. Спасибо им за их работу. Продолжая эту тему, могу сказать, что я видел WC3 на движке SC2, но не играл в него. Мне понравилось то, что я увидел, но чтобы сказать что-то более детальное, мне нужно попробовать поиграть в это.
Насколько сильное у тебя болела голова в день финала WCA? Сколько времени ты спал? Как ты думаешь, отразилось ли это на твоем результате?
Прежде всего, давайте избавимся от слухов о том, что за день до финала я злоупотреблял алкоголем. Мы с парнями отправились потусить. Там были HLA, HawK, один репортер и Playa (европейский организатор). Мы пошли в клуб, пробыли там до двух или трех часов. Новый клуб, было очень весело, я уже рассказывал про это… Потом вернулись обратно в отель. Ну да, в клубе мы немного выпили, как все. Хотелось бы пробыть там подольше, но случился какой-то инцидент. Вроде как, кто-то использовал перцовый баллончик, и всех вывели. Так что где-то в три часа мы отправились в отель, и в полчетвертого я уже спал в своей комнате.
Проснулся в семь, да, так что нормально не выспался. Неизвестно по какой причине, я должен был очень рано приехать на финал. Изначально игра была запланирована на 10 или 11 часов, но потом ее как-то перенесли на 13:00, так что у меня появилась пара часов для того, чтобы поспать. Все было здорово. На мне не сказалось ни то, что мы тусили ночью, ни наше пребывание в клубе – с этим все было в меру.
Что повлияло, так это само ощущение гранд-финала. Первую карту я вообще не волновался. Переломным моментом стала игра на Turtle Rock. Я вел 2:0, в ранней игре повезло удачно окружить гранта Fly100. В итоге и у гранта, и у Blade Master'a осталось очень мало хитпоинтов. И тут я принял решение застраивать. Я очень хорошо сыграл в начале, герой и юниты почти не получили урона. Я понял, что нужно использовать представившийся шанс и заканчивать игру здесь и сейчас. Пошел, застроил – и он отбил это, безупречно. Просто безупречная игра соперника, да я и сам сделал несколько ошибок.
Думаю, я мог бы выиграть 3:0. Некоторые думают также. Но это уже неважно. Затем, на следующей карте, стратегия с вивернами застала меня врасплох. В пятой игре я не был уверен в том, как именно сыграть – все думал, взять ли Mountain King'a или Blood Mage'a. Сначала заказал МК, потом где-то на 30% передумал и заказал мага. Потом сражался в те моменты, когда этого вообще не нужно было делать. В какой-то момент я просто не смог продолжать оставаться спокойным и придерживаться плана на игру. Это было моим сильным качеством на протяжении всего турнира и мне кажется, что в тот момент я потерял его. Это и было моей самой главной ошибкой – то, что я не мог сохранять спокойствие и четко придерживаться плана.
Что ты думаешь по поводу текущего баланса в WC3? Какие изменения в игре ты хотел бы увидеть?
Мне кажется, что Warden чуть сильнее против Альянса, чем должно быть. Не знаю, как ее ослабить. Может быть, сделать ограничение урона для веера ножей, или как-то сделать так, чтобы после ножа второго уровня Archmage продолжал жить. Да, какие-то стратегические решения и выборы могут помочь совладать с Warden, то в таком случае приходится рисковать. Если ты выбрал Mountain King’a, в то время как соперник взял Demon Hunter’a – все, у тебя проблемы. Да и даже если он играет в Warden, то дело все равно может приобрести неблагоприятный оборот. Конечно, можно запросто выиграть игру, если выбрать правильную стратегию.
Что касается других изменений, то я хотел бы чаще видеть юнитов, которые в играх сейчас используются не так часто – лучницы на гиппогрифах, или маги нежити. Думаю, их нужно как-то усилить. Может быть, сделать их немного дешевле, или дать им новые навыки. Конечно, чтобы такое сделать, нужно провести очень серьезную работу. Но это здорово освежит игру. Например, щиты у пехотинцев. Не уверен, появилась ли у них эта способность только в TFT, или же была раньше, но она очень полезна. Если что-то в таком же духе можно сделать с лучницами на гиппогрифах. Есть юниты, которые я редко вижу в деле за другие расы. Маги нежити – отличный пример. Хотелось бы, чтобы их баффнули. Что же касается героев из таверны, то некоторые из них просто-напросто тупые, и их нужно переделать. Не с нуля, но дать им новые способности, которые сделают их более полезными.
Так что – усилить определенных героев, усилить определенных юнитов и, может быть, ослабить Warden. Не знаю, что там говорят сейчас, но меня больше всего волнует Warden. Слишком сильный герой. А может это просто я туповат, чтобы с ней справиться.