Старкрафтеры - о новом патче

На прошлой неделе состоялся релиз долгожданного глобального обновления для Legacy of the Void. Мы решили узнать мнение известных СНГ-старкрафтеров по поводу того, как новый патч повлиял на игру и насколько он вообще был необходим. Своим мнением по этим вопросам с нами поделились Strange, Kas, Minato и Alex007.

Minato

– Что тебе понравилось в новом патче?

– Безумно понравились изменения гидралиска и роевиков. Я и до этого пробовал использовать свармхостов, а теперь они стали еще более доступны в средней стадии игры и очень эффективны для харраса во всех матч-апах. Уверен, что через месяц-два свармхосты будут играться на постоянной основе в ZvP или в ZvT. Изменения гидралисков являются, по-моему мнению, очень полезный бафф для игры в ZvT. Вдобавок к этому, танки теперь нельзя перевозить в медиваках, и поэтому становится возможным играть в стиль с использованием люркеров. Единственной контрой к этому были разложенные танки в медиваках и либераторы, которых теперь можно законтрить с помощью увеличенной дальности атаки гидралисков.
– Бейнов я принципе не люблю использовать. Кстати, я и до выхода патча думал, что у них 40 единиц здоровья. (смеется) Поэтому для меня ничего не изменилось.
– Еще отмечу возможность использовать способности инфесторов из закопки. Это очень полезное изменение на средних и поздних стадиях ZvT. Теперь терранам, чтобы выйти с базы, нужно постоянно использовать сканы, так как подземные инфесторы это не бейнлинги закопанные, а постоянно перемещающиеся ребята, способные в любой момент использовать спеллы. Может быть, теперь терраны вспомнят, что у рейвенов есть просветка. (смеется) Также это уменьшит вероятность использования муталисков в ZvZ. В комбинации с разорителями закопанные инфесторы могут за раз убить всю муту. А вот изменение брони ультралисков на единичку практически не повлияет на игру зергов.
– Как, на твой взгляд, после выхода этого патча изменятся используемые в игре тактики?
– Против терранов основной армией будут гидралиски и бейнлиги. Раньше гидралискам не хватало дальности атаки и их легко разбирали танки. Теперь танки стали более действенны против тараканов, так как они бронированные, но слабее против люркеров, которых можно добавлять к сочетанию гидра/бейны.
– После нерфа либераторов, им уменьшили урон по легким целям – следовательно, теперь станет снова возможен стиль игры через мута/линго/бейнов. Этот стиль, с последующим переходом в ультралисков, как раз показывал Bly против Kas’а.
– Против протоссов вернется старый, практически брудварный, стиль игры - линго/бейно/гидралиски. Гидра с ренджом 8 почти достает до коллосов. Теперь сталкерам нужно подходить к гидре, а не наоборот. В общем, армия зерга будет наносить огромный урон, пока протосс будет просто подходить.
– Что можешь сказать по поводу текущего баланса в игре?
– Можно было бы, как нормальный пацан, сказать, что зергам хуже всего. (смеется) Но если говорить объективно, то зергов больше всех усилили. Хуже всего протоссам – с этим я соглашусь. Читал пессимистичное ревью от Стренджа и, в общем-то, согласен с тем, что протоссам только все ухудшили (кроме, пожалуй, перехватчиков). Терранам что-то улучшили, что-то ухудшили - они где-то посередине.
– Как оцениваешь мап-пул в межсезонье?
– Если бы новый мап-пул ввели в игру до выхода патча, я бы очень негативно к нему отнесся. Что-то подобное было в прошлом году, когда тоже ввели старые карты, такие как Рассвет, Охана и Облачное королевство. На них тогда было сложно играть. Сейчас у зергов появляется очень много разных возможностей харраса. После выхода LotV меня постоянно угнетали стандартные харрасы терранов с двумя медиваками, у протосса же были дропы четырех дарков, с переходом в архонов – у каждой расыимелись возможности харраса, а у заргов такой возможности, в общем-то, не было. Можно было ловить соперника на невнимательности, забегая собаками, но это не то. Теперь у зергов есть неплохой харрас, и новые карты для этого хорошо подходят. На той же Обитаемой станции можно с золота запускать саранчидов сопернику на базу. Практически любая карта подходит для этих целей, поэтому мап-пул меня более, чем устраивает.
– А есть что-то, что не понравилось?
– Скептически отношусь к интерцепторам – их слишком удешевили. В целом, посмотрим как игроки подстроятся, что будут тренировать. Во времена Heart of the Swarm в 2013 году роевиков тоже никто не использовал, а потом начались “черепашьи войны”, когда у каждого их было по 50 штук.
– Необходимы ли были изменения?
– В целом, я думаю, что Blizzard двигаются в верном направлении. В других играх тоже бывают крупные изменения, которые основательно перетряхивают весь баланс, и если что-то не приживается - это просто убирается. До сих пор помню изменение, когда всего лишь немного изменили скорость распространения крипа. Да, во время крупных обновлений могут быть какие-то недоработки, но что-то будет убрано из игры, что-то будет переработано. Зато игра приобретает новый оттенок.
– Blizzard изначально говорили, что с выходом Legacy of the Void игра должна стать более динамична - и этот патч как раз добавляет зергам динамики: новый харрас, дополнительные возможности для атаки, агрессивная игра в средней стадии игры. Изменения соответствуют духу Legacy of the Void. Только вот у протоссов все не как у людей. (смеется)

Strange

- Расскажи, что ты думаешь о последних изменениях юнитов и балансе в Старкрафте после этого.
– Вот что я могу сказать про последние изменения:
Протоссов вновь частично понерфили – дальность обзора адептов снизили не с девяти до двух, а с девяти до нуля, ибо кто играл, тот понимает, что вообще ничего не видно и нужно в упор подойти, чтобы что-то разведать. А ведь изначально при создании этого юнита планировалось, что протоссы получат возможность проводить разведку на ранней стадии игры. В итоге теперь у тоссов снова нет возможности разведать, а все забегания адептами происходят наугад.
– Все остальные перемены у протоссов – это ерунда по сравнению с изменениями зергов, потому что пользы ни от скорости зилотам, ни от скорости излучателям пустоты и так далее – нет. Единственный плюс это снижение стоимости перехватчиков у авианосцев. А, ну и разумеется ничего глупее, чем блинк даркам, придумать было нельзя (смеется). У зергов же мало того, что ничего не понерфили, так их еще и баффнули так, что будто бы до этого у них были проблемы: улучшили и без того чересчур сильную композицию – гидра/бейны – 7 дальности атаки вместо 6 и 40 единиц здоровья вместо 30. Разорители остались такими же, хотя на них жаловались еще с беты, они уже тогда были OP – тир 1 юнит без типа брони, с уникальной способность почти без перезарядки и без затрат по энергии, который может убивать любой лимит тосса, кроме самого позднего. Чудесно.
– Терранам повезло меньше всех, ибо отказ от "танковаков" значительно облегчил жизнь другим расам. Бафф меха должен помочь против зергов, но на TvP это практически никак не скажется.
- Нравится ли тебе мап-пул в межсезонье?
– По поводу карт особо нечего говорить – их по фану запустили до начала нормального сезона, поэтому нет смысла на что-то жаловаться, хотя очевидно, что не было еще ни одной карты, кроме Сумеречных башен, которая была бы в плюс для тосса в PvZ. Зергам вообще пофиг на карты, лишь бы золотишко было на второй/третьей базе. Да-да, я не люблю зергов, и если бы я играл ими, то я бы признал, что играю за имбу, мол извини, но моя раса действительно лучше твоей, я не виноват, это все Дэвид Ким придумал. Халявная разведка оверами на Т1, дропы этим же оверами, которые могут быть пустыми, два юнита – королевы и реведжеры – которые отбивают любые алл-ины тосса, и при этом отсутствие разнообразия билдов у протосса. Я не нытик, но мне не нравится, что тоссы могут побеждать только при условии того, что они на голову сильнее зерга, что уже многократно подтверждалось на разных турнирах. Только топовые протоссы могут как-то бороться с зергом. Микро? – не хочу. Мультитаск? – не буду. S D? – лицо из мема.
- Необходимы ли были эти изменения на твой взгляд?
– Лично я ничего против более-менее регулярных поправок баланса не имею, но проблема лишь в том, чтобы значение слова "баланс" действительно играло первую роль в этих изменениях, потому что я не понимаю, почему было принято решение так сильно поднять зергов и не дать ничего взамен протоссам, чтобы хоть как-то нивелировать эти баффы.

Kas

– Как тебе обновленные юниты зергов? Как-то изменилась роль этих юнитов в игре?

– В целом хотелось большего, я слишком многого ждал от этого патча. В TvZ ранее было трудно выиграть, можно было тащить только с классным микро и хорошим контролем таннковаков. Сейчас же, когда танки нужно двигать, а у бейлингов больше здоровья, будет о-о-о-очень трудно. Но я еще не так много наиграл, чтобы уверенно судить. Так что посмотрим.
– А что скажешь про юнитов других рас? Как в целом изменились стратегии в разных матч-апах?
– В TvP мало что изменилось. Стало труднее играть против ранних оракулов. Циклоны очень классно помогают против ранних атак, а благодаря новым сильным танкам теперь можно даже мех пробовать играть, или хотя бы поджимать протосса. В PvZ, насколько я слышал, все жалуются на гидралисков, слишком уж 1 единица к дальности атаки решает, когда юнит с таким уроном в битве, да и бейлинги с реведжерами очень жесткие в миксе. А в TvT теперь можно мех играть, в целом изменилось почти все стратегии. И теперь игры смотреть намного интереснее.
– Стал ли играбелен мех в ZvT?
– По моему скромному мнению, нет. Разве что против отдельных опенингов зерга и с отдельными таймингами.
– Как в целом, на твой взгляд, изменился баланс в игре? И стал ли он ближе к недостижимому идеалу, или же новый патч только добавил хаоса в игру?
– Что-то новое всегда интересно. Все-таки игра живет, пока ее смотрят, это является отражением ее популярности. Надеюсь, после патча SC2 будет интересно смотреть.
– Как оцениваешь текущий мап-пул? Хорошо ли текущие карты подходят для Legacy of the Void?
– Ностальгия от этих карт, лично мне очень приятно на них играть, плюс мне кажется, что они довольно таки хороши для терранов.
– Насколько в целом игре, по твоему мнению, было необходимо глобальное обновление?
– Как по мне, обновлять нужно почаще, дабы вносить интерес и вызывать резонанс в аудитории. Всем надоедают одни и те же стратегии, одни и те же билды.
– Поможет ли кардинальное обновление баланса заявить о себе тем игрокам, которые до сих пор находились в позиции "почти топ, но еще не совсем "топ" - вроде Guru, молодых российских игроков вроде SKillous'а...
– Все зависит только от них, а не от патча.
– Если бы ты мог что-то изменить в текущем балансе, то что изменил бы?
– Добавил бы +2 урона пехотинцу, +200 урона медевакам, и иммунитет к штормам и микозам для всех юнитов террана.

Мы не ограничились мнением прогеймеров, представляющих отдельные расы, но решили также узнать точку зрения человека, который по долгу, можно сказать, своей профессии должен смотреть на все расы объективно и быть в курсе положения дел во всех матч-апах.

Alex007

– Как тебе обновленные юниты зергов? Как-то изменилась роль этих юнитов в игре?
– Что касается зергов, то я бы не сказал, что роль каких-то юнитов существенно изменилась. Гидралиски по задумке гейм-дизайнеров после этого обновления должны вернуть себе роль core-юнита - и они наверняка справятся с этой задачей, как минимум, в матчапах ZvР и ZvMechT. В остальном - есть надежда на то, что зерговская мета благодаря более активному использованию инфесторов и свармхостов станет чуть разнообразнее.
– А что скажешь про юнитов других рас? Как в целом изменились стратегии в разных матч-апах?
– Что касается других рас, то пока не совсем понятно игровое место наиболее радикально измененного юнита - циклона.

– Стратегии в большинстве матчапов изменились не радикально, но довольно существенно, и будут меняться дальше. На мой взгляд, полное право на существование получили совершенно безумные стратегии, ранее не использовавшиеся даже на любительском уровне - см. видео.

– Единственное, что несколько смущает меня в данный момент - очевидно возросшая привлекательность суперпассивного меха и стратегий вида фотонь-батонь. Ни то, ни другое меня никогда не прельщало, ибо подобные игры крайне редко становятся сколько-нибудь интересными для зрителей, да и играть против чего-то такого довольно уныло.

– Стал ли играбелен мех в ZvT?

– Вопрос про играбельность меха в ZvT считаю не совсем корректным. Мех и так был играбелен до патча: если даже на корейском уровне INnoVation и компания использовали опенинги через циклонов и геллионов с переходом в массовый мех, то и все остальные при желании могли бы играть нечто подобное. Другое дело, что био и ранее, и в этом патче является чуть более надежным и универсальным в умелых руках вариантом, поэтому я не склонен считать, что пехотная мета будет вытеснена в ближайшие недели.

– Как оцениваешь текущий мап-пул? Хорошо ли текущие карты подходят для Legacy of the Void?

– Не вижу смысла подробно говорить о мап-пуле и балансе в целом, поскольку это не те вопросы, в которых можно сделать выводы по происшествии нескольких дней. Разумеется, протоссы привычно будут ныть на зергов, зерги на терранов, а терраны на протоссов, все хором будут ныть на какие-то карты, но ни о какой объективности здесь речи быть не может - со временем статистика и результаты топовых турниров расставят все на свои места.

– Насколько в целом игре, по твоему мнению, было необходимо глобальное обновление?

– Глобальные обновления игре обязательно необходимы. Разумеется, нужно выдерживать баланс между слишком жесткой перекройкой игры, требующей от новичков и любителей учиться чуть ли не с нуля, и косметическими изменениями, которые не могут изменить мету, но какие-то обновления, препятствующие застою в наборе стратегий для профессиональных игроков, необходимы.

– Если бы ты мог что-то изменить в текущем балансе, то что изменил бы?

– Сам я ничего дополнительно бы не менял - наоборот, отказался бы от новых способностей юнитов расы протоссов - но, в любом случае, у меня была возможность подробно обсудить этот баланс-патч с дизайнерами игры, наше мнение по интересующим меня вопросам слегка разошлось, о чем я подробно рассказывал на своих стримах, но им, безусловно, виднее.

–Поможет ли кардинальное обновление баланса заявить о себе тем игрокам, которые до сих пор находились в позиции"почти топ, но еще не совсем "топ" - вроде Guru, молодых российских игроков вроде SKillous'а...
–Что касается вопроса про игроков, то все зависит от них самих, а не от Blizzard, вводящих те или иные патчи.