Итоги года: StarCraft 2

Уходящий год трудно назвать хорошим для StarCraft 2. Да, есть ряд моментов, которые кажутся очень крутыми – скачок уровня иностранных игроков, победа Neeb’а на KeSPA Cup, бронза Elazer’а на BlizzCon. Но другие негативные события как-то… перевешивают, что ли. Впрочем, давайте разбираться, что же в целом было запоминающегося в 2016 году.

  • World Championship Series

2016 год стал первым годом, в котором был использован новый формат WCS. Присутствие корейских игроков на иностранной сцене было сведено к минимуму, и это самым положительным образом сказалось на иностранных игроках. Несмотря на отдельные заявления в духе "Я бы лучше играл с корейцами, но играл сильнее", можно с уверенностью сказать, что разграничение по регионам вдохнуло в иностранную сцену новую жизнь. Многие иностранные игроки, ранее находившиеся в тени корейцев, смогли раскрыться в совершенно новом свете. У иностранцев появились свои чемпионы, свои претенденты, свои сюжеты. Да и уровень игры, вопреки ожиданиям многих скептиков, вырос – во всяком случае, в плане результативности. Так что для иностранной сцены новый формат сработал, что живая вода да молодильные яблоки.

Благодаря новому формату WCS многие иностранные игроки наконец-то ощутили вкус серьезных побед, радость чемпионства и участия на BlizzCon.

А вот корейской сцене новое разграничение регионов, определенно, на пользу не пошло. И без того не сильно-то крупная корейская сцена в 2016 году сократилась еще больше. Мы увидели всего по два сезона крупнейших корейских лиг (против трех сезонов для каждой в уходящем году), количество раундов в Пролиге было сокращено до трех, а число команд-участниц Пролиги снизилось до семи. И это, как выяснилось ближе к концу года, было только начало.

  • World Electronic Sports Games

Не упомянуть этот турнир просто нельзя, потому что... Ну, потому что это, фактически, всеми любимые World Cyber Games, возвращения которых все так долго ждали. Отборочные по всему миру, а затем масштабный гранд-финал. И тот факт, что StarCraft 2 нашлось место в списке дисциплин этого турнира, не может не радовать. Жаль только, что финальный этап именно по StarCraft 2 обойдется без представителей СНГ. Об этом, впрочем, мы подробнее поговорим позже.

Финал европейского отборочного World Electronic Sports Games, который прошел в октябре в Киеве, стал в 2016 году единственным крупным LAN-турниром на территории СНГ. Жаль только, что представители нашей сцены выступили не самым удачным образом.

  • Радости поменьше

Если по поводу обновленного формата World Championship Series можно испытывать сколько угодно много скепсиса, то вот те действия по поддержанию сцены, которые предпринимаются отдельными активистами, заслуживают искреннего уважения и глубокого восхищения. Количество "минорных" турниров в этом году было очень высоко – практически каждую неделю и каждый день у любителей StarCraft’а есть, что смотреть. BaseTradeTV, Wardi Open, Leifeng Cup, SGL, TING Invitational (от все тех же BTTV), Olimoleague, шикарный SHOUTcraft Kings, Ladder Heroes (которые теперь и для европейского региона) и так далее...

О чем это все? Да о том, что финансовая поддержка разработчика – это, конечно же, хорошо и важно. Но настоящая любовь и настоящая приверженность сцене выражаются как в раз в тех турнирах, которые называются английским словом "grassroots" – то есть турнирах, которые инициируются и проводятся своим сообществом. И с этим у StarCraft 2 полный порядок.

  • Сюжеты

Спорт (и киберспорт – который, официально, все больше спорт!) – это не только "быстрее, выше, сильнее". Это еще и люди. Именно человеческие отношения, истории игроков, истории противостояний делают киберспорт столь интересным. И уходящий год порадовал нас несколькими абсолютно шикарными сюжетами, каждый из которых запомнится. В большей или меньшей степени, но запомнится.

На иностранной сцене в течение года разворачивалась борьба за звание лучшего иностранного игрока, которая в условиях минимального присутствия корейских игроков смогла разгореться с небывалой силой. Начало года осталось за PtitDrogo, который неожиданно для многих сумел стать победителем первого премьер-турнира 2016 года – DreamHack Leipzig. Затем был Gold Championship Series в Шанхае, где впервые в своей жизни чемпионом стал Harstem. На WCS Winter Championship в Катовице лучшим из иностранцев уже был Snute, который лишь в финале уступил Polt’у. Весенний WCS Championship, казалось, должен был остаться за Nerchio, но свое слово сказал ShoWTimE. Польский зерг, впрочем, тоже не закончит сезон 2016 без золота – ведь он впоследствии стал чемпионом DreamHack Valencia. А еще был Intel Extreme Masters в Шанхае, где чемпионство досталось uThermal'у, который на турнир попал в последний момент в качестве замены.

Проиграть на квалификациях, отправиться на турнир в качестве замены – и выиграть его. Бывает и такое.

Но главные сенсации, тем не менее, дожидались нас в конце года. Сначала Neeb, для которого уходящий год стал по-настоящему прорывным, вписал свое имя в историю, став первым иностранцем, которому удалось выиграть крупный корейский турнир – американский протосс покорил KeSPA Cup. А потом был BlizzCon, который помимо очень значимых побед ShoWTimE’а над ByuN’ом, Neeb’а над Patience, а также Nerchio над Solar’ом, принес нам и бронзовую медаль Elazer’а. И совсем уж под конец года Scarlett стала первым иностранцем, сумевшим пробиться в GSL Code S в Legacy of the Void. Так что вопрос о том, кто же является сильнейшим иностранным игроком на данный момент, по-прежнему остается актуальным. Равно как и вопрос о том, насколько же, все-таки, высок и конкурентен уровень игры в современном StarCraft 2.

Neeb стал первым иностранцем, сумевшим выиграть крупный корейский турнир. Но сумел бы он сделать это в другую эпоху?

Сезон в Корее отличался от того, что мы видели во всем остальном мире – главным образом потому, что игры здесь проходили регулярно, поэтому истории и сюжеты разворачивались более плавно. Мы видели период какой-то сумасшедшей доминации Zest’а, который в течение первых месяцев года оставался практически непобедимым и мощнейшая серия побед которого в PvT сенсационно закончилась в драматичнейших матчах против TaeJa и Ryung’а. Мы видели, как по-новому раскрывшиеся в Legacy of the Void игроки – Patience, Solar, GuMiho – лидировали в своих командах и пытались вести их к победе. Мы видели возвращение MC в Корею, мы видели последний поход TaeJa. Мы видели, как sOs пытался спасти практически потерянный сезон – и как ему для этого не хватило всего лишь ("всего лишь"!) победы в финальном матче второго сезона GSL. В матче, который выиграл человек с самым, пожалуй, интересным сюжетом 2016 года – ByuN вернулся из изгнания и забвения для того, чтобы стать чемпионом мира. Вопреки всему, без поддержки профессиональной команды, без постоянной практики на Пролиге, без строго расписанных по времени тренировок в тренировочном доме. И если в завершившемся сезоне ByuN был этакой белой вороной корейской профессиональной сцены, то в предстоящем сезоне эта сцена будет состоять сплошь и рядом из таких вот белых ворон.

ByuN в сезоне 2016 был белой вороной. Хотя, может быть, правильнее было бы называть его буревестником?

  • Разочарования

В уходящем году сердце замирало не раз и не два. И поводы для этих замираний преподносила, главным образом, корейская сцена. Именно здесь мы стали свидетелями главных "уходов" 2016 года. Да, конечно, иностранцы тоже завершали карьеры – так, из StarCraft 2 ушли ненадолго вернувшийся в игру VortiX, проваливший столь долгожданный LotV француз Lilbow, ветеран сцены MoRRoW и, в конце концов, император всея СНГ Happy.

Но Корея… Корея в этом году это что-то с чем-то. В конце 2015 года с SC2 завязали Flash, FanTaSy и Rain. А в ходе 2016 года о завершении карьеры сообщили также MarineKing, Polt, TaeJa, DongRaeGu, Bomber, MC и Jaedong. Выступления прекратили целый ряд игроков, у каждого из которых есть множество титулов и каждый из которых, пожалуй, входит в 20-ку лучших игроков StarCraft 2 всех времен. Хотя за Jae, наверное, стоит порадоваться – потому что кажется, что вернувшись в Brood War он чувствует себя гораздо более комфортно, нежели в последние свои пару лет в StarCraft 2.

А еще был Life, поступок которого можно сравнить с… Знаете, если бы у человека на теле была такая точка, в которой объединялись бы солнечное сплетение, спина, почки, пах и сердце, то именно с ударом в такую вот точку и можно было бы сравнить то, что сделал Life.

Проступки Life' нанесли профессиональной SC2-сцене урон гораздо больший, нежели все законченные карьеры вместе взятые.

А еще была Пролига… Которой теперь нет.

  • Пролига

Без преувеличения легендарному соревнованию в 2016 году пришел конец. Для кого-то это стало неожиданность, кто-то же и бровью не повел. Увы, закрытие Пролиги стало прямым следствием снижения интереса к StarCraft 2 в Корее и нежелания/неумения руководства турнира что-то поделать с постоянным снижением популярности. Остается лишь надеяться на то, что то, что в своем интервью про отношение KeSPA к StarCraft 2 рассказал Stork является правдой лишь отчасти. Иначе дела обстоят совсем плохо.

Jin Air Green Wings - последние чемпионы в истории SC2-Пролиги. sOs, Maru и Rogue при поддержке своих партнеров по команде сумели отчасти компенсировать неудачный индивидуальный сезон победой в командном соревновании. Jin Air, кстати, единственные из команд Пролиги продолжили поддерживать своих игроков после закрытия этого турнира. 

  • Другая Корея

Если с иностранной сценой все приблизительно понятно (здесь нас в следующем году ждет, по большей части, все то же самое, что и в году уходящем), то Корея в грядущем сезоне должна обрести новый облик. Пролиги больше нет, поддержки со стороны команд KeSPA больше нет, и поэтому теперь жизнь игроков зависит, по большому счету, только от их индивидуальной результативности. И умения собрать аудиторию на своем стриме. Закрытие Пролиги обернулось весьма своеобразным плюсом, ведь очень многих прогеймеров теперь можно увидеть на Twitch.tv и других стриминговых-платформах. INnoVation, soO, TY, sOs, Maru, Dark, Stats - все эти ребята либо уже начали стримить, либо обещают сделать это в ближайшее время. Еще бы, ведь нужно же зарабатывать себе на жизнь.

В изменившейся финансово-экономической обстановке сам подход игроков к соревнованиям тоже должен измениться. Из индивидуальных лиг в Корее осталась лишь GSL, командных соревнований пока что не предвидится - а все это значит, что мы будем гораздо чаще видеть игроков на минорных турнирах. Все это значит, что вновь возрастет значимость Code S. Все это значит, что в отличие от предыдущих лет той же Code S от игроков достанется больше внимания – ведь альтернативного варианта в виде SSL теперь нет.

Корея вступает в новую эпоху. Эпоху, где каждый сам за себя.

  • СНГ

В СНГ StarCraft, прямо скажем, победами не радовал. В начале года забрезжил, казалось, лучик (лучище прямо-таки) надежды, когда Bly занял второе место на DreamHack Leipzig, обыграв по ходу турнира и Hydra’у, и viOLet’а. Но потом у Александра все как-то не складывалось, и второе место в Лейпциге так и осталось его лучшим результатом в 2016 году. Результатом, вне всяких сомнений, выдающимся. Но как же, все-таки, верилось в Bly'а чуть менее, чем год назад!

Bly, несмотря на не лучшие результаты во второй половине 2016 года, по-прежнему остается сильнейшим игроком СНГ.

Happy дважды пробивался на WCS Championship и дважды покинул турнир на стадии Ro32, проиграв Hydra’е и Has’у. А потом лучший, наверное, русский игрок в StarCraft 2 принял решение и вовсе закончить карьеру и вернулся в WarCraft 3.

И если Украину на всех крупнейших турнирах в большинстве случаев исправно представлял Bly, то новой надеждой России в уходящем году стал Strange. Молодой российский протосс стал одной из самых главных сенсаций WCS Spring Championship, где уже в первом раунде едва не обыграл одного из главных претендентов на победу Polt’а.

Первый месяц осени ознаменовался национальными отборочными World Electronic Sports Games, которые позволили болельщикам и игрокам выяснить, а кто же у нас на самом деле топ-1 Украины и топ-1 СНГ. И если победа Kas’а на Украине особых удивлений не вызвала (хотя многие ожидали, что первое место возьмет Bly), то победителем российской квалификации неожиданно для многих стал Revolver, тогда как Strange занял второе место, а BRAT_OK оказался на третьем.

LAN-финал европейских отборочных, впрочем, принес главным образом разочарование – оба российских игрока заняли последние места в своих отборочных группах. Украинцы смогли выйти в плей-офф с третьих мест, но первый тур плей-офф стал для них последним.

Иногда пытаешься понять – а что же, собственно, случилось с нашей сценой? Что не так? Куда делись результаты? У поляков в стране сейчас два игрока мирового уровня и подающий надежды, хоть и не совсем адекватный временами, Guru. При этом вы посмотрите на размеры Польши. В Германии есть ShoWTimE, HeRoMaRinE и старичок TLO, во Франции – Lilbow и MarineLorD, в Швеции Zanster и Namshar. И все ведь не самые большие страны...

Будем надеяться, что 2017 год станет более удачным для игроков из СНГ и у нас будет больше поводов болеть за наших на самых крупных чемпионатах (читай: наших на этих самых крупных чемпионатах будет больше). Ведь сцена-то в СНГ есть, есть свои ветераны (Bly, BRAT_OK, DIMAGA, Kas), есть те, кто должен по-новому заявить о себе в 2017 году (Strange, Minato), есть подрастающее поколение, у которого есть все шансы на то, чтобы чего-то добиться в игре (Arctur, Hellraiser, Matvey, SKillous). А вместе со всем этим есть и надежда.


2016 год уходит в историю. Впереди нас ждет новый год – а вместе с ним и новый, в каком-то смысле, StarCraft. Можно сколько угодно жаловаться на то, что игра уже не так популярна, как прежде. Можно до хрипоты спорить об удачности тех или иных дизайнерских решений (в первую очередь речь идет о балансе). Можно сетовать на упадок корейской сцены, на неудачи игроков из СНГ. А можно что-то сделать для того, чтобы исправить ситуацию к лучшему. Хотя бы болеть за своих. Хотя бы поддерживать их добрым словом. Хотя бы желать им удачи. Поверьте, уже это немало.

С наступающим всех. И хорошего StarCraft'а всем любителям этой игры в новом 2017 году!