Само величие: Jaedong

Сегодня в четвертьфинальном матче Afreeca StarCraft League зрители увидят противостояние двух поистине легендарных игроков Brood War'а – Stork сыграет против Jaedong'а. Мы посчитали этот матч хорошим поводом для того, чтобы представить вам перевод обширного материала о лучшем зерге всех времен, которое включает в себя довольно подробное описание его игровой карьеры, а также последовавшее сразу за завершение SC2-карьеры интервью.

Не было в истории Brood War зерга более великого и более культового, нежели Jaedong. Статус легенды он заработал себе уже одними только своими достижениями. Пятикратный чемпион OSL/MSL. Девятикратный финалист OSL/MSL. Чемпион WCG. Чемпион Пролиги. MVP Пролиги.  Рекордсмен по количеству выигранных игр. Обладатель награды "Лучший зерг года ". Список его трофеев и заслуг можно продолжать еще долго.

И хоть имя Jaedong’а можно не раз и не два встретить в книгах рекордов и достижений, во многом его значимость для болельщиков обусловлена именно самой его игрой. "Тиран " – действительно отличное прозвище для этого игрока. Если иных прогеймеров помнят за подобные чуду камбэки или же настоящие игровые триллеры, то Jaedong’а помнят за то, как он расправлялся со своими соперниками. Благодаря своему безупречному контролю муталисков Jaedong даже самых сильных противников заставлял выглядеть жалкими и беспомощными, буквально разрывая их на части. В его руках жестокость стала оружием – оружием, которое обратило множество зрителей в почитателей StarCraft’а.

Но с другой стороны, "тиран " - это ведь ужасное прозвище. Во времена соперничества с Flash’ем – соперничества, определившего Brood War – Jaedong вовсе не был завистливым деспотом. О, нет. Он был героем. Он был лучшим, кого человечество могло выставить против беспощадной, совершенной машины. Даже когда Flash побеждал, поклонники игры продолжали отдавать предпочтение Jaedong’у. Они держались за те ниточки надежды, которые он символизировал, и плакали, когда эти нити рвались.

На тот момент, когда Jaedong подписал контракт с Evil Geniuses и решился попробовать себя в StarCraft 2, большинство иностранных фанатов знали его только благодаря его репутации и его достижениям. Но прошел год – и тысячи болельщиков выкрикивали имя Jaedong’а и болели за него на BlizzCon 2013. Они уважали его за стойкость перед разочарованиями, которые он одно за одним переносил на своем пути к титулу чемпиона в StarCraft 2. Они ценили то, что ветеран никогда не принимал их поддержку как нечто само собой разумеющееся и всегда восторгался ей и был очень благодарен за нее. Привлекла их легенда, но влюбились – влюбились они в человека.

Теперь, когда карьера Jaedong’а в StarCraft 2 подошла к концу, мы должны почтить его и воздать ему за то, что он стал величайшим зергом в истории. И пусть имя этого игрока будет неразрывно связано с его многочисленными достижениями, свет их не должен затмить главного. Своей игрой и своей личностью Jaedong дал людям понять, что StarCraft – это больше, чем просто игра.

Восхождение к славе

Джейонг Ли совершил свой профессиональный дебют осенью 2006 года, сыграв в первом матче сезона за команду Lecaf Oz, которая в тот день сражалась с Enature TOP. На тот момент игроку было 16 лет и он уже сумел отлично зарекомендовать себя в не телевизионных матчах. Постоянно испытывавшие проблемы Lecaf посчитали, что может быть именно этот парень сможет вытащить их из нижней половины таблицы. Свой первый матч Jaedong проиграл, но команда решила поддержать его, и он был выбран в качестве игрока для решающего матча. Эйс Jaedong тоже проиграл – и в итоге Lecaf потерпели поражение в матче против команды, которая предыдущий сезон закончила на последней строчке.

Дебют получился хуже некуда, но Lecaf скоро воздалось за их веру в Jaedong’а. Игрок выдал серию побед и закончил первую половину сезона Пролиги 2006 года с довольно хорошей статистикой – 6:5. Парень отметился невероятно точным микроконтролем, благодаря чему стало понятно, что если с ним как следует поработать, то из него может получиться нечто особенное. Но никто и представить не мог, насколько на самом деле был велик его потенциал.

Во второй половине сезона Jaedong творил что-то невероятное – одержав 11 побед при 1 поражении он смог обеспечить своей команде третье место в сезоне (на тот момент это был лучший результат за всю историю Lecaf). Девять из своих одиннадцати побед игрок одержал в зеркальном матч-апе, показав, что в такого рода противостояниях он добьется еще очень многого. Неудивительно, что Jaedong получил титул лучшего игрока второй половины сезона Пролиги, а позже и награду "Новичок года " от KeSPA.

Jaedong открыл новое измерение в микро муталисками – но доступно оно было лишь ему одному.

После столь успешного сезона от Jaedong’а очень многого ждали и в 2007 году – но он превзошел даже самые смелые ожидания. На Пролиге Lecaf Oz наконец-то поймали попутный ветер. У них был игрок для эйс-матчей в лице Jaedong’а, а у их ветерана и капитана Anytime как раз оставалось сил на последний забег. Остальные игроки старались не отставать от своих лидеров и также повышали свой уровень игры, в результате чего команда по итогам регулярного сезона впервые заняла первую строчку рейтинга. Судьба улыбнулась Lecaf еще раз – и в итоге после финала 2007 года игроки смогли с триумфом поднять над своими головами заветный трофей.

А еще в 2007 году Jaedong расширил сферу своего влияния и теперь доминировал не только в ZvZ, но и ZvT. И сделал он это, использовав свое самое эффективное оружие, ставшее впоследствии его визитной карточкой – микро муталисками. Открытие в 2004 году бага/трюка с мутастеком коренным образом сказалось на игре зергов, открыв для этой расы новые игровые возможности. В 2007 году Jaedong открыл в микро муталисками новое измерение – но доступно это измерение было лишь ему одному. Если другие зерги использовали муту для того, чтобы харассить своих соперников и тем самым выигрывать время, то Jaedong с помощью этих юнитов напрямую выигрывать матчи.

Что касается индивидуальных лиг, то здесь нашему герою еще много над чем нужно было поработать. Он так ничего не добился ни на одном из крупнейших индивидуальных турниров – ни на OSL (OnGameNet Starleague), ни на MSL (MBCGame StarCraft League), и это серьезно портило его карьеру. В течение большей части 2007 года игрок не мог показать на этих соревнованиях каких-то серьезных результатов, в результате чего рядом с ним уже замаячила было печально известная отметка "только для Пролиги ". Но ближе к концу 2007 года Jaedong все-таки заработал свой шанс. Он прошел квалификацию в свой первый сезон OSL и принял участие в EVER 2007 Starleague. Игрок не дал представившейся ему возможности уйти у него из-под носа и уверенно обыграл всех соперников – вплоть до самого финала.

А в финале же его противником стал грозный соперник с никнеймом Stork – один из лучших игроков за протоссов в мире. В ZvZ и ZvT Jaedong к тому моменту разобрался, но вот ZvP оставался его слабым местом. Болельщики подшучивали над тем, что он проигрывал протоссам и меньшего калибра – и именно эти поражения порою становились причиной неудовлетворительных результатов игрока в индивидуальных лигах. Jaedong хотел победить, во что бы то ни стало. Он тренировался без жалости к себе, посвящая игре бесчисленное множество часов. И все ради того, чтобы одолеть Stork’а и навсегда развеять всякие домыслы о том, что он был некомпетентным игроком. И его труды окупились. Jaedong прошел по королевской дороге (так называют ситуацию, когда игрок выигрывает дебютный для себя турнир) и, одолев Stork’а со счетом 3:1, поцеловал трофей OSL. А если и остался кто-то, кого такой результат не впечатлил, то всего три месяца спустя Jaedong закрепил свой успех победой на GomTV MSL, где в финале от его рук пал другой сильный протосс Kal.

Таким образом, Jaedong выиграл оба крупнейших корейских турнира, сыграл ключевую роль в завоевании безнадежной прежде командой титула чемпиона Пролиги, а также показал, что доминирует во всех трех матч-апах. Через год после того, как он получил награду "Новичок года ", Jaedong заработал еще одну премию – на этот раз это был "Игрок года ". Но то было, по большому счету, лишь формальность, нужная лишь для того, чтобы еще раз сообщить о том, что все знали и так: Jaedong стал лучшим игроком в мире.

Но сам Jaedong едва ли думал почивать на лаврах и купаться в лучах славы. Следующие пару лет он посвятил укреплению своего влияния. Началась эпоха "Тирана ".

В июле 2008 года Jaedong вновь вышел в финал MSL, но проиграл ForGG. А в апреле 2009 года он выиграл свой третий крупный турнир, отыгравшись со счета 0:2 в матче против восходящей звезды расы терранов – FanTaSy. В августе того же года Jaedong выиграл финал Bacchus Starleague. И то была победа, утвердившая игрока в статусе легенды. Он стал одним из тех трех игроков, которым вручали золотую мышку – то есть троекратным чемпионом Starleague. Также он стал первым с 2001 года игроком, которому удалось выиграть два Starleague-титула подряд (в 2001 первым году такой же рекорд установил игрок-икона BoXeR). В заключение и без того приятной картины Jaedong выиграл золотую медаль World Cyber Games 2009, став одним из тех игроков, которые сумели овеять славой и самих себя, и свою команду, и свою страну.

"История двух Ли "

Наступил 2010 год. Jaedong железной рукой заправлял делами в StarCraft 2. Он был самым результативным зергом всех времен, и неизбежным казался тот факт, что этому игроку покорится еще огромное множество чемпионств, которые послужат памятником его величию. Но таковы законы StarCraft’а – всем правителям бросают вызов, а всякому правлению приходит конец.

В 2007 году, во время своего восхождения к славе, Jaedong обратил, может быть, внимание на одну небольшую точку, мельком вспыхнувшую на его радаре. В KT появился молодой подающий надежды терран по имени Ен Хо Ли. Своим быстрым восхождением к славе этот парень – взявший себе никнейм "Flash " – во многом напоминал самого Jaedong’а. В начале 2008 года Тиран смог самолично проверить это молодое дарование, встретившись с ним сначала на MSL, а затем и на OSL. В первом матче зерг оказался победителем и впоследствии выиграл и весь турнир. Но неделей позже Flash взял реванш, одержав победу на OSL – лиге, где он впоследствии также стал чемпионом. Этого человека, определенно, следовало опасаться.

Оба игрока продолжили совершенствоваться в своей игре и со временем стали лучшими представителями своих рас. Теперь они уже чаще попадались друг на друга на турнирах, а их матчи приобрели статус самых ожидаемых. Поклонники игры даже стали называть матч между этими двумя игроками особыми словом – "Leessangrok ", что значит "История двух Ли ".

В январе 2010 года на NATE MSL Flash и Jaedong впервые сошлись в матче за титул. Оба игрока были на пике своей карьеры и показывали лучший в своей жизни StarCraft. Этот матч должен был стать классикой Brood War’а.

В течение двух с половиной игр все шло как по маслу. Но как назло во время третьей игры, при счете 1:1, прямо в разгар сражения в помещении выключился свет. Обогреватель и сомнительного качества проводка стали причиной отключения электроэнергии, и в итоге судьба матча переместилась из рук двух прогеймеров в руки рефери. В результате одного из самых противоречивых решений в истории StarCraft’а Jaedong получил победу, повел в серии 2:1 и в результате выиграл матч со счетом 3:1. Ситуация получилась далеко не идеальная, но результат остается результатом: первый Leessangrok-финал остался за Тираном.

Игроки превратили StarCraft в игру о своем личном противостоянии.

Такое поражение могло бы убить весь настрой, полностью демотивировать игроков меньшего масштаба. Но Flash’а оно только сделало гораздо, гораздо сильнее. В мае наши герои встретились снова – на этот раз в финале Hana Daetoo MSL. Flash сполна расквитался за свое поражение, уничтожив Jaedong’а со счетом 3:0. Счет в противостоянии игроков в финалах стал равным.

И, конечно же, ничья никого не устраивала. Болельщики хотели увидеть очередной матч – противостояние подобного масштаба не должно было заканчиваться без победителя. К счастью для поклонников игры, Jaedong и Flash и сами хотели сыграть снова – и хотели они этого больше, чем кто бы то ни было еще.

Для этих соперников "история двух Ли " превратилась в то топливо, которое питало их соревновательные устремления. Оба игрока уже были известны своей игровой этикой, но стремление обойти друг друга позволило им вывести свою игру на еще более высокий уровень. Беспрецедентный случай – Jaedong и Flash стали финалистами двух последующих сезонов главных корейских лиг, в результате чего три подряд турнира завершились Leessangrok-финалами. Игроки превратили StarCraft в игру о своем личном противостоянии.

Два финала – финал The Biglife MSL и Korean OSL Season 2 – должны были состояться с перерывом в две недели между ними. Сначала предстояло сыграть финал MSL, который должен был пройти в августе. В нем Jaedong должен был расквитаться за свое предыдущее поражение. Игроки довели матч до пятой, решающей карты. Jaedong использовал своих муталисков для того, чтобы максимально ослабить террана, но в итоге все равно не устоял. "Тиран " напечатал последнее в этом матче GG, после чего ему оставалось только дожидаться финалов OSL.

И на этот раз матч выдался весьма нестандартным. Flash и Jaedong знали друг друга уже слишком хорошо, в результате чего их противостояние превратилось в беспрецедентного уровня игры разума. Для Jaedong’а это отразилось в нестандартных игровых решениях – таких, например, как два подряд зерглинг-раша. К несчастью для игрока, такой подход не смог обернуть итоговый результат в его пользу – со счетом 3:1 Flash выиграл их третий подряд матч. И это был последний случай, когда два этих игрока сошлись в гранд-финале турнира.

Для Flash’а эти его три победы стали поворотным моментом в сезонах 2009-2010 годов – сезонов, после которых он стал известен не иначе, как "бог ", и получил славу лучшего игрока всех времен. А вот в случае с Jaedong’ом ситуация уже не такая однозначная. С одной стороны, Тиран пал – случилось то, что в итоге случается со всеми. С другой стороны, это был самый славный момент в истории этого игрока, ведь Jaedong оказался единственным человеком, которому по плечам было поспорить с высшей силой в StarCraft.

Что касается взаимоотношений между самими игроками, то они видели друг в друге и соперника, и друга. Даже после того финала, в котором в помещении произошло отключение электроэнергии, они не питали друг к другу никакой вражды. Наоборот, благодаря своему соперничеству они стали только еще больше уважать друг друга – и в результате это уважение переросло в дружбу. И по сей день ни один из них не забывает при любой удобной возможности упомянуть, что именно его друг и соперник стал той причиной, по которой он смог стать настоящей легендой.

Противостояние 2010 года временно истощило силы этих игроков – но никто не вправе винить их за это. В течение года они показывали болельщикам самую лучшую игру в истории соревновательного Brood War. А в 2011 году на горизонте замаячил еще один Leessangrok-финал – оба игрока оказались в полуфиналах крупного турнира. Но, увы, этому матчу не суждено было состояться. Да и вообще, два этих игрока доиграли оставшиеся дни Brood War’а в относительных тишине и спокойствии (по их собственным стандартам – Flash смог-таки завоевать себе еще один титул).

Закат на Западе

Весной 2012 года KeSPA и Blizzard утрясли, наконец, свои юридические проблемы, в результате чего начался переход на StarCraft 2. Для многих игроков – и особенно для ветеранов – это стало поводом для завершения карьеры. Соревноваться с игроками, которые играют в новую для тебя игру, очень непросто, особенно если твоя молодость уже осталась позади. Но для иных игроков StarCraft 2 стал новым шансом, который им подарила судьба. И, наконец, были игроки, для которых новая игра стала единственной площадкой, на которой они могли продолжать делать то, что делали всегда – то есть соревноваться.

У тех, кто все-таки перешел в новую для себя дисциплину, дела шли по меньшей мере странно. Иногда же – и вовсе позорно. Каждый матч тщательно смаковали, над каждой ошибкой смеялись. Flash – будучи одновременно и ветераном, и вундеркиндом – сразу же показал впечатляющий старт, добравшись до топ-8 своей первой StarCraft 2 Starleague. На фоне таких успехов своего соперника Jaedong, которому переход на новую для него игру давался с большим трудом, выглядел и вовсе плачевно. На тот момент ему было 22 года – возраст, в котором игроки в Brood War считались уже ветеранами – и в StarCraft 2 он пришел с 7 годами карьеры за плечами. Могло показаться, что продолжать играть в эту игру было ошибкой.

Jaedong’у предстояло одержать победу в противостоянии с самым страшным соперником – своим собственным наследием.

В декабре 2012 года команда Evil Geniuses объявила о самом громком подписании в своей истории. На главной странице EG появилась статья "Комета "Тиран " – и EG.Jaedong стал реальностью.

Это было беспрецедентное по тем временам подписание, о котором еще год назад никто и подумать не мог. Даже с учетом быстрого роста киберспорта за пределами Кореи, с учетом роста масштабов международных взаимодействий и подписаний корейских игроков другими командами. Потому что KeSPA еще казалась чем-то монолитным и неразделимым. Но Jaedong действительно отважился покинуть эту среду – и то было решение, последствия которого волнами прошли по индустрии киберспорта.

В сообществе поднялась небывалая шумиха. Но прятался за ней самый обыкновенный скептицизм. Evil Geniuses прославились тем, что постоянно подписывали самых крупных звезд и самых лучших игроков. Но в тот период времени Jaedong’а можно было считать разве что крупнейшей звездой, но никак не лучшим игроком. Да, все восторгались этим подписанием – но за ним маячил призрак еще большего разочарования. Jaedong’у предстояло одержать победу в противостоянии с самым страшным соперником – своим собственным наследием.

И игрок, как делал до этого не раз и не два, принял вызов.

Начало 2013 стало сущим кошмаром, впервые с момента своего дебюта в StarCraft 2 Jaedong выглядел столь слабым. На Пролиге он выступал за состав Evil Geniuses – Team Liquid – и то была команда, которой не светило выбраться с нижней строчки турнирной таблицы. А выступления Jaedong’а можно было в лучшем случае описать словом "достойные". Что касается индивидуальных лиг, то здесь он с позором для себя вылетел с WCS America – региона, который большинством представителей сообщества считался самым слабым.

Но летом у Jaedong’а наконец-то стало получаться. На DreamHack Summer он с боями прошел по сетке до самого финала, где в близком матче уступил StarDust’у. Вновь добраться до финального матча он смог и на DreamHack Valencia, но на этот раз вкус шампанского довелось испробовать опять же не ему, а HyuN’у.

Два вторых места поначалу воспринимались как благоприятный знак, но эта серия продолжалась – и стала навевать тоску и вызывать опасения. В финале второго сезона WCS America Jaedong со счетом 0:4 проиграл герою Америки Polt’у. А вскоре, в объединенном финале WCS Season 3, с таким же счетом он уступил и Bomber’у. Это были и успех в неудаче, и неудача в успехе.

Сезон WCS 2013 года подходи к концу, и Jaedong вновь сумел пробиться в топ-4 WCS America Season 3. Чемпионство ему так и не покорилось, но благодаря хорошим выступлениям в течение года он получил 3-ий посев на WCS Global Finals, которые проходят в рамках BlizzCon’а.

Сомнения в конкурентноспособности Jaedong’а по-прежнему оставались. Международные соревнования считались средой не настолько конкурентной, как Корея – сцена, битком набитая игроками элитного уровня, которые всегда превосходили своих иностранных соперников. Существовало мнение, что хорошие результаты Jaedong’а были всего лишь иллюзией, так как он не играл против лучших игроков мира.

Первым соперником Jaedong’а на BlizzCon’е был Mvp – четырехкратный чемпион GSL, настоящая легенда StarCraft 2. Пик его формы, безусловно, уже остался позади, но он по-прежнему являлся тем соперником, который выиграл неисчислимое множество матчей против игроков, считавшихся в противостоянии с ним фаворитами. Матч против него в Ro16 Jaedong выиграл со счетом 3:0 – и прошел в четвертьфинал.

Его следующим противником стал Dear, один из главных фаворитов турнира. Он набрал настолько мощный ход, что никто и сравниться с ним не мог. Буквально перед самим BlizzCon’ом Dear выиграл GSL, а после и совмещенный финал WCS Season 3 – два самых сложны соревнования после самих WCS Global Finals. И словно этого было мало, в обоих финалах он обыграл зергов. Это был самый опасный соперник, какого Jaedong встречал за последние годы своей карьеры.

В четырех играх Jaedong показал, что ничем не уступает Dear’у – 2:2. В пятой же игре Jaedong подготовил умную ловушку с закопанными бейнлингами и тараканами – и доказал, что он, все-таки, был лучше. Показав свою лучшую игру в StarCraft 2, Jaedong выиграл этот матч с перевесом в одну карту.

На пути к финалу стоял Maru – чемпион Starleague, молодое дарование мира StarCraft 2. Но Jaedong отодвинул его в сторонку, выиграв матч со счетом 3:1.

Казалось, вот оно – сейчас свершится судьба. С момента последнего чемпионства Jaedong’а, которое восходило к Nate MSL, прошло четыре года и семь финалов. Все это время игрок сражался, не зная награды. Менял команды, менял игры, пересекал океан – казалось, что сейчас все это окупится. Все, что ему нужно было сделать – это обыграть последнего серьезного соперника в лице sOs’а.

И судьба свершилась – но вовсе не так, как того хотел бы Jaedong. sOs продемонстрировал весь свой арсенал необычных и нестандартных стратегий, к чему Jaedong был совершенно не готов. Протосс одержал победу со счетом 4:1 и завоевал ценнейший трофей. Началась история одной из самых насыщенных карьер в StarCraft 2. А Jaedong проиграл восьмой финал к ряду.

Через несколько недель на ASUS ROG NorthCon Jaedong наконец-то стал чемпионом. Ситуация, при всем при этом, получилась чуть ли не комическая. На BlizzCon’е, на самой большей в мире сцене, на глазах самой большой аудитории болельщиков, Тиран проиграл. А потом завоевал свой первый трофей на небольшом немецком турнире, который едва-едва дотянул до звания соревнования премьер-класса. Jaedong’у уже не нужно было понимать всю ироничность этой ситуации. Ему нужно было помнить лишь одного из главных правил StarCraft’а: победа есть победа.

Jaedong продолжал играть в течение еще трех лет, но так и не смог повторить тех успехов, которых добился в 2013 году. Самым насыщенным для него, впрочем, стал именно 2014 год, в течение которого игрок принял участие в 16 международных турнирах. Он вновь смог пробиться на BlizzCon, но в этот раз покинул соревнование уже после первого раунда.

В 2015 году карьера Jaedong’а начала угасать. Он стал реже принимать участие в турнирах, да и результаты его ухудшились. А в 2016 году игрок вернулся в Корею – для того, чтобы закончить свою карьеру там, где она началась.

В GSL Code A ему предстояло сыграть матч против Leenock’а. Тот, как и сам Jaedong, был закаленным множеством игр ветераном; эпоха его чемпионств осталась в прошлом, а сейчас он просто старался оставаться конкурентноспособным. Вот только даже Leenock был на пять лет и одну игру моложе своего соперника. В конце пятой карты Jaedong напечатал в игровой чат последнее в своей профессиональной карьере GG.

Последняя речь Тирана

– Мы давно не слышали новостей о тебе. Как у тебя дела, о чем думаешь сейчас?

– До последнего времени я жил весьма насыщенной жизнью, поэтому решил какое-то время отдохнуть. Я много думал о своем будущем и о своей карьере прогеймера.

Да и в течение последнего года я тоже много думал об этих вещах. В начале 2016 года я решил вернуться в Корею и попытать счастья на GSL, потому что я хотел еще раз порадовать моих корейских поклонников. А потом я, наверное, потерял мотивацию и интерес к игре. Сцена StarCraft 2 становилась меньше, а я попросту устал от напряженной работы в течение столь длительного периода времени.

Быть прогеймером и быть обычным игроком – две большие разницы. До сего момента я подходил к играм с профессиональной точки зрения, играл только в то, во что должен играть, к другим играм даже и не притрагивался.

Но вообще мне очень нравится играть, поэтому за время своего перерыва я перепробовал много разных игр. В этом году я учился играть в League of Legends, попробовал также и Overwatch. Мне очень нравятся игры, поэтому я думаю и дальше продолжать играть. Но теперь уже не на столько высоком соревновательном уровне.

– У тебя была очень долгая карьера. Наверняка ты не раз и не два сталкивался с разными проблемами. Что давало тебе силы продолжать движение вперед?

– У меня было много проблем в течение моей карьеры. Тренировки отнимали очень много времени, но мне нужно было тренироваться – усердно и прилежно. Ожидания фанатов и опасения из-за того, что я могу разочаровать их – вот из-за чего я нервничал больше всего.

С другой стороны, это все было из-за того, что именно благодаря болельщикам я смог связать свою жизнь с игрой. И в Корее, и за ее пределами болельщики всегда очень сильно поддерживали меня. И это придало мне много сил.

– Ты был прогеймером с середины двухтысячных. Что за это время поменялось на корейской киберспортивной сцене?

– Киберспорт сейчас продолжает развиваться. Десять лет назад это все еще была новая индустрия, которая во многом уступала традиционном спорту. Но мы развивали ее – шаг за шагом, методом проб и ошибок.

Иногда я с тоской вспоминаю былые времена. Отношения, которые тогда существовали между игроками… Разве сейчас не слишком много игроков, которые быстро появляются на сцене, а затем так же быстро покидают ее?

– Тебе кажется, что новые игроки отличаются от старого поколения?

– Я не особо сведущ в этом вопросе, но мне кажется, что сейчас у игроков очень сильно чувство индивидуализма. Раньше игроки многим жертвовали ради команды. А сейчас, как мне кажется, хороший игрок идет вперед коллектива.

– Ты хочешь что-нибудь посоветовать следующему поколению? Ведь твой опыт позволяет.

– Не уверен. Я помню, что когда я был прогеймером, то ставил игру на первое место в своей жизни и только и делал, что играл. Как и предполагает слово "игрок", все, о чем я думал в течение дня, была игра. И я старался, чтобы мое окружение соответствовало моей профессии. Думаю, это необходимо сделать для того, чтобы быть еще немного лучше, чем другие – ведь соревноваться приходится постоянно.

– Пролига закрыта. О чем ты подумал, когда услышал эту новость?

– Очень жаль. С момента моего последнего матча на Пролиге прошло уже много лет – последний раз я играл на этом турнире в 2013 году в составе EG-TL. Я помню, как в своем дебюте дважды вышел в одном и том же матче, и проиграл обе игры, дважды подвел свою команду… Когда я узнал, что Пролиги больше нет, мне стало очень грустно. Я не мог принять это.

Но прошло немного времени – и я смирился. С этим ничего уже не поделать. Прошло много времени, и за это время многие вещи изменились. Думаю, что Пролига так или иначе должна была в определенный момент исчезнуть – и вот этот момент настал.

– Нельзя говорить о твоей карьере, не вспомнив Flash’а. Кажется, что если бы не он, то ты выиграл бы 6, 7, а то и 8 титулов. Что ты думаешь по этому поводу?

– Я никогда даже и не думал о том, что мог выиграть шесть или там семь чемпионств, если бы не Flash. Я думал лишь о том, на что способен – а это пять чемпионств и еще множество "серебряных" финишей. Именно так я и воспринимаю эту ситуацию – что тогда, что сейчас.

И еще мне кажется, что благодаря Flash’у я смог добиться даже лучших результатов. Наличие соперника чрезвычайно важно. Благодаря сопернику, которого я обрел в лице Flash’а, я смог подняться на столь высокий уровень игры и продолжать играть в течение столь длительного периода времени. И даже продолжить карьеру прогеймера в StarCraft 2.

– Flash говорил, что из всех матчей против тебя он лучшего всего помнит ваше противостояние на 2007 EVER Starleague. А что ты скажешь на этот счет?

– Я тоже помню этот матч – матч, который я проиграл. Так что это не самое лучшее из моих воспоминаний.

Лучше всего я помню финал Starleague против Stork’а, который я выиграл, завершив свою Королевскую дорогу. Это было зимой 2007 года – я до сих пор хорошо помню этот матч. А все из-за того, как я готовился к тем играм. Я готовился настолько тщательно и упорно, что до сих пор помню эти тренировки очень живо. Тогда я сам заставил себя тренироваться в таком изнуряющем режиме.

– И у тебя ведь в то время были проблемы с протоссами?

– Так считали болельщики и другие игроки. Даже поговорка была: "Jaedong это TO-mak" (катастрофически плох против проТОссов). Я очень серьезно готовился к тому финалу. Это было всего лишь одно best-of-5, но я тренировался целыми днями, с перерывами лишь на еду и сон.

– То был момент максимальной самоотдачи?

– Да. Я тренировался до того много, что временами мне казалось, что мои пальцы парализованы. Настолько вот серьезно я играл. Но благодаря своей подготовке я смог победить и стать чемпионом.

–  Есть что-то, о чем ты жалеешь? Ты до самого конца оставался с Lecaf/Hwaseung – не сожалеешь об упущенных возможностях, шансах поиграть за более известные команды и заработать больше денег?

–  Я совершенно ни о чем не жалею. Не жалею ни о чем, что делал до сего момента. И сейчас я испытываю лишь чувство огромной благодарности. Я просто был человеком, который был прогеймером и упорно работал. Я всего лишь играл в игры немного лучше, чем другие. Я заработал себе много денег, заработал любовь множества фанатов – и у меня нет никаких сожалений или грустных мыслей о моих былых решениях. Я просто невероятно благодарен.

–  Почему ты решил присоединиться к Evil Geniuses?

– Изначально у меня не было особого желания вступать в иностранную команду. Но я очень нравился EG, особенно Алексу Гарфилду. В то время я играл за команду KeSPA под названием Team 8, и будущее мое выглядело весьма туманным. Присоединение к EG я воспринял как серьезный вызов и как своего рода приключение.

– Что ты можешь сейчас рассказать о своем пребывании в этой команде?

– Переход в Evil Geniuses стал очень важным шагом в моей игровой карьере. После перехода в EG у меня осталось множество ярких воспоминаний, в этой команде я получил очень ценный опыт – все это настолько значимо, что мою карьеру можно даже разделить на период до EG и период после EG. Я смог встретиться со своими болельщиками в других странах, да и как человек я серьезно изменился за то время, что провел в этой команде.

Ранее мне казалось, что самое главное, чем я могу отплатить своим поклонникам за их поддержку – это хорошие результаты и интересные игры. Но во время встреч с иностранными болельщиками на иностранных турнирах я понял, что даже несколько слов или комментарий твои поклонники воспринимают очень серьезно. Я подумал, что мне следовало чаще общаться с фанатами. Да и, наверное, можно сказать, что в результате такого общения я стал более приятным человеком. Стал более жизнерадостным.

Ведь раньше я играл за корейскую команду и следовал строжайшему расписанию тренировок, подчинялся строжайшей дисциплине. Играл, как машина. А иностранцы – они более свободолюбивые, более открытые. Когда нужно тренироваться они тренируются, а когда нужно отдыхать – они отдыхают.

– Какой момент твой зарубежной карьеры ты помнишь лучше всего?

– Не могу не вспомнить BlizzCon 2013, где я занял второе место. На меня смотрело так много болельщиков, столь многие из них поддерживали меня… Они выкрикивали, скандировали мое имя… Я до сих пор вспоминаю этот турнир, смотрю записи.

Пересматриваю игры, в том числе и тот матч против Dear’а. (смеется) Ту финальную игру, в которой я использовал бейнлингов и тараканов с закопкой. Ее еще комментировали Tasteless и Day9.

– Должно быть, тогда ты был разочарован своим вторым местом. Но если посмотреть на ситуацию в ретроспективе – ты доволен таким результатом? Ты с теплыми чувствами вспоминаешь тот турнир?

В то время корейская сцена и GSL были очень сильны. Было много разговоров о том, что игроки из северо-американского региона, который представлял я, были не столь хороши. Dear пробился на BlizzCon, выиграв 3-ий сезон WCS Korea, и я был очень рад тому, что смог обыграть его. А в полуфинале я победил Maru. Так что я был очень доволен своим выступлением. У меня было ощущение, что я что-то доказал своим болельщикам.

– Почему тебе понравился StarCraft?

Здесь все очень просто. У каждого игрока в начале партии по 4 рабочих, и игроки должны переиграть друг друга. Мне это очень понравилось. Мне нравится такое – ситуации, где есть победитель и есть проигравший. В конце концов, StarCraft – это игра один на один. Думаю, мне нравилось побеждать при равных начальных условиях. А вот проигрывать мне не нравилось, так что я старался выигрывать как можно чаще. Вот и затянуло.

– Ты хотел бы что-то передать своим болельщикам?

Еще со времен Brood War’а и моего выступления на WCG иностранные болельщики всегда очень поддерживали меня. Во время моей карьеры в StarCraft 2 иностранные поклонники дали мне любовь, которая значительно превосходила мои результаты. Я всегда, каждый день, буду благодарен за это. Даже сейчас мне по-прежнему приходят сообщения в твиттере и в социальных сетях – и я очень благодарен вам за эту поддержку.

 

Пожалуй, никто не в силах отменить смену времен года. (смеется) Прошло немало времени и теперь мне нужно решить, что делать дальше. Но какое бы решение я ни принял, чем бы ни занялся – я по-прежнему буду делать это с благодарностью своим болельщикам. Я буду очень благодарен за то, что при мысли о StarCraft’е люди будут вспоминать, что был такой игрок – Jaedong.

 

Интервью с премиум-стримером Goodgame – frozza
26 5604
Игроков в CS:GO могли хакнуть, убив на одном из кастомных серверов
1 1460
Крупнейший фестиваль фантастики Старкон 2017
488