Вспоминая самые эмоциональные матчи в истории киберспорта

Автор портала slingshotesports.com Стивен Stuchiu Чиу в своем недавнем материале освежил в памяти некоторые из самых эмоциональных киберспортивных матчей последних лет. Предлагаем понастольгировать и вспомнить взлеты и падения таких игроков, как GuardiaN, gla1ve и kennyS, Mvp и Squirtle, а также триумфы и провалы Wings Gaming, Astralis, Natus Vincere, Fnatic, Virtus Pro и EnVyUs. И, конечно же, поделиться своими воспоминаниями о самых эмоциональных матчах, которые вам довелось видеть!

Есть определенная причина, по которой я смотрю только LAN-турниры. Они по своей природе очень непосредственны – осознание того, что игроки испытывают все прелести и ужасы соревнований, находит отклик в вашем сердце и становится основой тех драматичных сюжетов, который никогда не смогут появиться в онлайне. Все то, что в онлайне, наоборот – выглядит каким-то немного отдаленным. Словно смотришь на окружающий мир через лобовое стекло машины, которая проезжает через автомойку. У игроков есть хорошие зарплаты. На соревнованиях есть пристойные призовые. Но стоит добраться до финалов – и все это уже не имеет значения. Все, что важно – это победа. Наступает время сражаться и доказывать, что ты лучший.

В онлайне проходит множество матчей, но чемпионы коронуются только на LAN’ах. Команды здесь должны испытать на себе искренние эмоции болельщиков и совладать с волнением, которое охватывает при мысли о том, что можно облажаться на виду у тысяч зрителей. Иногда на турнирах, в силу формата, бывают бессмысленные серии, но никогда не бывает бессмысленных игр. Важен и сам турнир, и каждая конкретная игра, потому как в итоге всего этого появится новый чемпион. Достижение победителей принесет им славу, но в процессе определения сильнейших все остальные должны пасть. Временами это начинает даже напоминать какой-то религиозный ритуал.

Сейчас киберспорт находится в разгаре своего экономического бума. Новое поколение освоило эту сферу, которая когда-то была нишей в нише, и сфера эта теперь становится все больше и больше. Поэтому когда речь заходит о киберспорте, то неизменно хочется говорить о количестве зрителей, о зарплатах игроков, о размерах призовых фондов, да о чем заблагорассудится. Но в конце концов все всегда сводится к соревнованию. Все сводится к игрокам, которые поставили свои души на кон в споре о том, кто же из них является лучшим. Все сводится к победителям и проигравшим – жертвам победных шествий. Пройдут годы, но в памяти людей останутся не цифры, которыми оперируют маркетологи. Мы не будем помнить, сколько людей смотрело тот или иной турнир. Мы не будем помнить, сколько именно команда А платила игроку Б, и какие у этой команды были спонсоры. Но мы будем помнить то, как чемпионы одерживали свои победы. Будем помнить харизматичных андердогов и темных лошадок, которые заставляли реальность расходиться с ожиданиями. Мы будем помнить агонию проигравших; будем помнить любимцев публики, которые разбивали наши сердца; будем помнить благородных бойцов, которым не хватило сил. Когда мы сейчас оглядываемся назад, то знаем, что были победы, которые знаменовали собой свершение истории, и были поражения, которые по сей день мучают души игроков.

Дайте людям зрелище – и они никогда вас не забудут. Wings Gaming начинали свой путь на The International 6 в статусе темной лошадки. Пусть их и уважали на прежнюю победу на The Summit, но в ранг фаворитов, все же, возводились другие команды. И только после того, как утихали речи о других именах и названиях, речь заходила о Wings и игроках этой команды. Оно и понятно, ведь в состав Wings входили, с одной стороны, ветераны, на которых уже все насмотрелись, а также молодые представители китайской сцены. До ставшего для них прорывным 2016 года этих игроков знали в основном по ролям запасных в составе команды всех звезд DK 2014 года, где они находились в тени Ксу BurNIng Джилея. Несмотря на то, что у них не было серьезных достижений, игроки Wings верили друг в друга. И они не только считали, что могут оказаться сильнее лучших команд мира, но хотели также доказать, что могут выигрывать в таком стиле, в каком им заблагорассудится. На TI6 они стали легендами и завоевали чемпионство, продемонстрировав такой стиль драфта, который совершенно невозможно было расшифровать, и такой уровень сыгранности, который был недоступен даже командам-ветеранам. Западных фанатов покорил их безбашенный стиль игры. Китайские фанаты с радостью приняли команду как луч света в темном царстве полного разочарований сезона. Китайские про нарекли Wings своими спасителями. Но, к сожалению, успех команды еще не означал, что их ждет светлое будущее. После TI6 Wings натыкались на одно препятствие за другим и в итоге распались. И пускай бывшие тиммейты сейчас находятся в состоянии гражданской войны друг с другом и ACE, их выступление на TI6 у них уже никто не отнимет.

Придать новых красок чемпионской победе может и обретение командой нового облика. В финале ELEAGUE Major, в одном из самых живых и захватывающих финальных поединков последнего времени, Astralis свергли с небосклона звезду Virtus Pro. И эта победа резко контрастирует с наследием команды, с ее прежней историей. Еще во времена выступлений за TSM этот состав считался командой ребят, которые не умеют справиться с нервным напряжением, возникающим в самый ответственный момент; командой, которая раз за разом сыпется в ситуациях, когда становится действительно тяжело. Но ведомые Лукасом gla1ve Россандером Astralis, за счет упорства и невероятно смелых игровых решений, сумели оказаться сильнее польских медведей. Возможно, все предыдущие поражения до сих пор отзываются болью, но именно благодаря им эта победа становится столь особенной.

Касается это и отдельных игроков. Один из самых выдающихся случаев, что я видел – это победа Ладислава GuardiaN Ковача на ESL One New York 2016. Сам игрок родом из Словакии – страны, где не очень популярен CS:GO и где нет соответствующей инфраструктуры. В свое время Ладислав искал себе место в составе СНГ-команд, и найти оное не составило большого труда, ибо талант у игрока был. А вот отыскать рецепт победы оказалось уже сложнее, чем ожидалось. Когда Ковач выступал за Virtus Pro, то ходили слухи, что он должен стать частью будущего польского сквада – того самого легендарного состава, который мы знаем сейчас. Но Виктор TaZ Войтас настоял на том, чтобы в состав вошли исключительно польские игроки. В ответ на это GuardiaN сказал, что он отправится в Na’Vi и сделает так, что в будущем поляк его еще вспомнит. GuardiaN действительно перешел в Na’Vi, но для этого ему пришлось выучить совершенно новый для себя язык. И, несмотря ни на что, уже в ранние годы существования команды он был одной из звезд в ее составе.

В 2015 году Na’Vi стали одной из лучших команд мира. В любую другую эпоху команде был бы обеспечен по крайней мере один чемпионский титул, но команда из СНГ оказалась в "аквариуме с акулами", где в роли плотоядных хищников выступали находящиеся на своем пике Fnatic, EnVyUs, нестабильные Virtus Pro, Team Solo Mid, а также другие опасные команды, которые со скоростью молнии бросались на любой трофей. В такой обстановке Na’Vi никак не удавалось преобразовать участников команды в чемпионскую победу. Постоянные поражения серьезно сказывались на состоянии GuardiaN’а, и в итоге его форма заметно ухудшилась после получения травмы.

Но все изменилось буквально за одну ночь. В финале турнира в Нью-Йорке, где NaVi играли против Virtus Pro, GuardiaN наконец-то выглядел именно как GuardiaN – это был словно призрак того человека, конкурировать с которым на пике его формы мог лишь kennyS. Призрак человека, который отказывался забывать свое давнее обещание. Поляки вспомнили о том, кто он такой – а Na’Vi стали чемпионами. Взяв в руки трофей, GuardiaN расплакался, ведь на то, чтобы прийти к этому чемпионству, ему потребовались многие годы.

Есть и такие игроки, на которых словно лежит проклятие и для которых победа является слабым утешением в атмосфере ввергающей в депрессию реальности. Вот вам Юнсу "soO" Эо, величайший пораженец в мире StarCraft 2. Он проиграл 6 финалов GSL и является рекордсменом по количеству поражений в финалах корейских старлигах в Brood War и StarCraft вместе взятых. В общей сложности он играл в 10 финалах и проиграл в 9 из них. Но игрок и его фанаты помнят "утешительную" победу на KeSPA Cup. В течение этого турнира soO выступал на том невообразимом уровне, который он может показывать в каждой игре. Он играл в атмосфере нервного напряжения, но не сыпался даже тогда, когда оказывался позади. В финале турнира он одержал победу со счетом 4:1 – и тем единственным вечером камень, который Сизиф катит в гору, не скатился с вершины и не заставил его начинать все заново.

Точно так же, как и soO, BurNIng является одним из величайших игроков, когда-либо прикасавшихся к игре. Но в его коллекции до сих пор нет главного трофея в мире Dota 2 – чемпионской эгиды. И вот здесь аналогия с soO уже не работает. Потому как у корейского зерга было множество возможностей для того, чтобы сорвать большой куш, тогда как BurNIng никогда не проходил дальше полуфинала. В частности, на TI3 на него было больно смотреть. Сначала BurNIng и любимцы болельщиков DK упали в нижнюю сетку, откуда их затем выбили многообещающие игроки представлявшей Южно-Азиатский регион команды Orange. DK были совершенно разбиты. Во время послематчевого интервью казалось, что они впали в летаргический сон, что кто-то высосал из них всю энергию. BurNIng прятал лицо, пытаясь проморгаться и скрыть слезы, которые никак не хотели исчезать с его глаз.

Для того, чтобы вы могли понять, какую боль soO испытывал после каждого своего поражения в финале, я расскажу вам историю о главном поражении в карьере одного игрока. О поражении, которое уничтожило его карьеру. Во финале второго сезона GSL 2012 года Хенву Squirtle Пак играл против Чхонхена Mvp Юна. Это был потрясающий финал – возможно, лучший в истории SC2. Он запомнился благодаря тому, насколько хорошо и насколько цепко Squirtle играл в атмосфере серьезного нервного напряжения. И пускай сейчас многие считают этого игрока одним из Конгов, я буду настаивать на том, что он не посыпался. Не было такого, что он не справился с нервным напряжением. Наоборот, это напряжение только делало его сильнее. Mvp сразу же захватил лидерство в серии, быстро довел счет до 3:0, но Squirtle в итоге сумел отыграться. А в последней игре он даже разведал и остановил алл-ин, но Mvp все равно выиграл тот матч и в четвертый раз стал чемпионом GSL благодаря тому, что гениально наказал совершенно правильную контр-атаку своего соперника. Спустя месяц после своего поражения Squirtle признавался, что он так и не посмотрел записи матча против Mvp. Впоследствии Squirtle так никогда и не вышел на прежний уровень, а это поражение, кажется, преследовало его до самого конца карьеры.

Есть такие поражения, объяснить которые нельзя, но которые, тем не менее, имели место быть. На ESL Cologne 2015 EnVyUs должны были примерить корону повелителей мира CS:GO. Главный соперник в лице Fnatic был на спаде, тогда как сами EnVyUs выглядели одной из лучших команд всего турнира. На первой карте финала EnVyUs вели со счетом 14:7 и им нужно было взять всего лишь два раунда для того, чтобы повести в серии. Тогда Fnatic попросили ставшую знаменитой паузу, после чего медленно, но верно вернулись в игру. Во многом благодаря блестящей и уверенной игре Фредди KRiMZ Йоханссона, Fnatic совершили камбэк и победили на карте со счетом 19:15. После того финала сердце KennyS’а было разбито. Он не мог сдержать слез, осознавая, что это было одно из худших выступлений в его карьере.

Пройдут годы – и мы, вглядываясь в теплое летнее небо, будем вспоминать эти моменты. Великие победы будут всплывать в нашем сознании во время приятных мечтаний, поражения будут тревожить по ночам. На эмоционально заряженных турнирах подобных моментов полно, и здесь победа уже больше, чем победа – особенно когда на кону оказывается, буквально, все. Поэтому-то крупные турниры вроде TI/GSL и мейджоров настолько важны. И вот почему ни в коем случае не следует пропускать Krakow Major.


  • Автор оригинального материала: Стивен Stuchiu Чиу @ slingshotesports.com.