Overwatch League: ожидания и реальность

Киберспорт продолжает радовать: огромные призовые, новые направления развития, многомиллионные договоры о партнерстве и гигантская аудитория. Overwatch League с ее амбициозными планами должна стать не просто шагом, а огромным скачком вперед, вот только не разобьются ли радужные планы о прагматичную реальность.

Несмотря на ущербную, как многим кажется, систему pay-to-pay, выход Overwatch стал оглушительным успехом для Blizzard. Благодаря масштабной и всеобъемлющей рекламной кампании, постоянно подогревающей интерес к игре по мере приближения релиза, отметка проданных копий перевалила за 30 миллионов в чрезвычайно короткие сроки.

Но основной целью для Blizzard было продвижение Overwatch на мировую киберспортивную арену, поэтому уже на следующем Blizzcon было объявлено о создании Overwatch League (OWL), самой амбициозной лиги по компьютерным играм в истории. Чтобы понять, что такое OWL, достаточно посмотреть короткий ролик:

Как видно из ролика, система, которую использовала Blizzard при создании OWL, это своего рода смесь американских спортивных лиг вроде NBA и NFL с системой LCS, успешно применяемой Riot.

Первое, что бросается в глаза, — привязка команд к городам, как в традиционном профессиональном спорте. На самом деле, профессиональные спортивные команды - это именно те, кто, по мнению Blizzard, должен быть заинтересован в спонсировании составов по Overwatch. В идеале, это должно дать каждому крупному городу в мире команду для участия в лиге, которая будет так же популярна, как и команды традиционных спортивных дисциплин.

Это достаточно необычный подход, и если он сработает, то, по словам аналитиков, годовой доход OWL составит 100 миллионов долларов, а при удачном стечении обстоятельств эта цифра может вырасти до 720 миллионов.

Но что если все пройдет не так гладко? Множество команд, среди которых TSM, Selfless, CoL, NiP, Fnatic Tempo Storm и Splyce уже покинули лигу. Среди причин главными значатся: высокая стоимость "входного билета" и нежелательные условия в контрактах. Источники ESPN сообщают, что Blizzard просит от 5 до 20 миллионов долларов для создания фрайнчаза в лиге и не гарантирует распределения доходов до 2021 года.

Для сравнения, участие в LCS обойдется организациям в 1.8 миллиона долларов. Также есть информация, что при продаже командой своего места в OWL Blizzard получит 25% от суммы.

Конечно же, многие оставили свои Overwatch команды, но они все больше становятся обузой.

Мы еще не махнули на Overwatch рукой. Не так давно мы подписали команду на 2 года и будем поддерживать ее так же, как и команду по любой другой игре.

 

Через неделю NiP распустили свой Overwatch состав. Среди тех, кто решил остаться в лиге, можно выделить Immortals. Имея за спиной таких инвесторов, как Linkin Park и совладельца NBA команды Memphis Grizzlies, они могут не волноваться о финансовой стороне вопроса. Но даже несмотря на это, довольно странно видеть их привязанность к OWL, в то время как их соперники уходят один за другим.

 

В Overwatch командам не уделяется так много внимания, как в League of Legends или в Counter-Strike. Никто не подпишет состав по Overwatch потому, что им нравится состояние, в котором находится игра. Единственной причиной такого подписания может быть желание пробиться к вершинам OWL. Команды по Overwatch не приносят прибыли, поэтому все, кто хочет заработать, также будут обходить игру стороной.

Overwatch еще не успела хорошо зарекомендовать себя перед инвесторами, поэтому, на данный момент, вступление в лигу представляет из себя многомиллионную ставку на то, что игра будет доминировать на киберспортивной арене. Для многих исконно киберспортивных организаций подобная ставка просто немыслима, и даже те, кто может позволить себе подобные траты, действуют крайне осторожно, что может стать препятствием развития OWL.

Другой проблемой Overwatch является падение интереса к игре на западе. В 2017 прошло чрезвычайно мало крупных LAN ивентов, за исключением, пожалуй, OGN Apex в Корее. Недостаток турниров привел к заметному падению количества зрителей на Twitch и уходу нескольких профессиональных стримеров в другие дисциплины.

В прошлом году FACEIT, в сотрудничестве с ELEAGUE, провели Overwatch Open - соревнование лучших команд с призовым фондом в 300 тысяч долларов. Турнир вышел крайне успешным, и многие надеялись, что обе компании продолжат работу в мире Overwatch, но ни FACEIT ни ELEGUE с тех пор не провели ни одного большого ЛАН-турнира.

 

Мы продолжаем работать с Blizzard, но Blizzard выбрали крайне осторожную политику. Они размышляют над всем, что происходит и еще произойдет на киберспортивной сцене Overwatch.

 

Этот сдержанный ответ Аттисани на вопрос о том, почему FACEIT не проводят турниров подобного масштаба, объясняется знаменитыми NDA от Blizzard, которые достались всем, кто хоть что-то знает о будущей лиге.

Но FACEIT и ELEAGUE не единственные, кто прекратил проводить Overwatch турниры. ESL, DreamHack и даже MLG, которая является собственностью Activision Blizzard, проводившие в прошлом большие соревнования, хоть и продолжили поддержку игры, но значительно снизили призовые фонды и масштаб мероприятий в последние несколько месяцев, что напрямую сказалось на игроках.

 

Когда DreamHack объявил, что не будет проводить больших турниров по игре, я принял решение распустить состав. Мы можем вернуться в Overwatch, но я не могу себе позволить расходы на игру, третью по стоимости команды и десятую по просмотрам.

 

Не так давно были объявлены первые семь команд лиги. Из них пять будут представлять крупные американские города (и крупных инвесторов), а оставшиеся поделили между собой Шанхай и Сеул. "Где же Европа и СНГ?" - спросите вы. Европейские коллективы, даже если и имеют финансовую основу, способную поддерживать команду по оверу, медлят в попытках прощупать возможную популярность OWL.

А для СНГ настали тяжелые времена - у нас просто нет людей, готовых вложить такие суммы в киберспорт, особенно с туманными перспективами окупаемости. Если добавить это к тому, что политика Blizzard привела к фактическому вымиранию крупных турниров вне лиги, мы получим полную стагнацию профессиональной Overwatch сцены в СНГ и значительное замедление темпов развития в Европе.

Андрей "Engh" Шолохов, выступавший за команды Aoexe, Torndado.Rox, Seqta и многократный победитель турниров по Overwatch, дал нам свой комментарий по поводу состояния отечественной про-сцены. 

Overwatch League - это непонятная штука. На словах все выглядит грандиозно и захватывающе. Но на деле это не так, по крайней мере, на данный момент. Мы не знаем, что будет и что нас ждет. Огромное количество топовых организаций из всех регионов (Америка, Европа, Азия) уже отказалась от участия из-за пугающей цены на слот. Другие не менее крутые орги просто не пытались дать шанс оверу. "Выкидывать" десятки миллионов долларов в неизвестную вам среду никто не хочет, а главное, не будет. Популярность игры угасает (есть такое), топовые стримеры уходят (Lirik, DPSTanky и компания). Похоже, что Близы нацелены исключительно на американский рынок - именно так все это выглядит со стороны. 7 слотов, 5 американских городов и лишь две команды из Азии, которые сумели заплатить бешеные деньги.

А где Европа? Что будет у нас (Европы), не понятно! Если вообще будет ... За СНГ регион молчу, это отдельный разговор ... Он "мертвый". В Европу если и дойдет лига, то нескоро, а что делать профессиональным игрокам сейчас, когда турниров по сути своей нет? Где выступать?

 

Падение зрительского интереса к игре может быть обусловлено и другими факторами. Как и любая крупная киберспортивая дисциплина, Overwatch должен дать зрителям возможность наслаждаться происходящим, что оказалось проблемой. Но сначала добавим немного контекста.

Сейчас проходит Overwatch Contenders series, в которой должны отобраться лучшие таланты для участия в Overwatch League. И несмотря на достаточно оживленную реакцию сообщества, Contenders выявили несколько фундаментальных игровых проблем, а именно то, что за играми крайне сложно наблюдать обычному зрителю.

Стоит сказать, что это ни в коей мере не является недочетом команды организаторов, операторов и ведущих, наоборот, все они великолепно справились со своей работой. Использование мгновенных повторов, фокусировка внимания на важных точках, показ взаимодействия команд и общие планы изометрической свободной камерой - все это хорошо в моменты относительного спокойствия на карте. Но когда начинается перестрелка, экран превращается в радужную карусель полного хаоса. В такие минуты Overwatch наглядно демонстрирует, что он заметно быстрее, чем Dota или LoL, а победителя в каждом противостоянии выделить гораздо сложнее чем в CS:GO.

Как итог, мы получаем дисциплину, глядя на которую, среднестатистический зритель ничего не поймет. Blizzard продолжают улучшать режим наблюдателя, но проблем все еще достаточно много: путаница в цветах команд, расположение иконок игроков, отсутствие индикаторов умений. Многие пункты этого списка могут быть легко устранены, но на данный момент Overwatch сложно назвать игрой, приятной для просмотра.

Несмотря все вышеперечисленное, ни Overwatch League, ни саму игру нельзя назвать мертвой для киберспорта. Игру все еще любят миллионы казуальных игроков по всему миру, а кредит доверия к Blizzard, как к компании, все еще крайне высок.

Но в ближайшее время, с грядущим стартом OWL, произойдет момент истины для Overwatch, и игра либо станет в один ряд с популярнейшими киберспортивными дисциплинами, либо так и останется "еще одной игрой", вопреки всем амбициозным планам Blizzard.