IdrA: вечная битва с самим собой

Среди множества звездных игроков времен рассвета SC2 одним из самых известных был Грег "IdrA" Филдс. Даже спустя шесть лет, Idra является игроком, историю которого должен знать каждый киберспортсмен независимо от того, во что он играет. Он олицетворял собой все самое лучшее и все самое худшее, что было на западной про-сцене, а из его карьеры все еще можно извлечь множество полезных уроков. На пути Идры к величию зачастую вставали не корейцы, и даже не изменения меты, а он сам.

IdrA был хорошо известен как талантливый игрок с самого начала своей карьеры. Он никогда не считался вундеркиндом вроде Stephano, но был достаточно хорош, чтобы поддерживать статус профессионального игрока. Когда он начал играть в Brood War, стало понятно, что у него есть неплохие врожденные способности, и в скором времени он начал стремительно прибавлять в скилле благодаря своему умению преодолевать трудности и желанию работать над собой. Но, что было особенно интересно в то время, Idra не стал уподобляться большинству, недовольному повсеместным превосходством корейских игроков.

Он хотел побеждать и был готов работать до кровавого пота, чтобы добиться победы. Поэтому он стал одним из немногих иностранцев, которые переехали в Корею во времена Brood War, и одним из тех единиц, которые смогли выдержать режим тренировок KeSPA хоть сколько-то продолжительное время. Он представлял собой комбинацию настроя на победу, таланта, скилла, и желания трудиться, которые, вопреки ожиданиям большинства, сделали из него иностранца, ставшего на одну ступень с корейскими BW игроками.

Но вместе с этим у IdrA была потрясающая ахиллесова пята. В марте 2009 Idra проиграл матч Суну "F91" Йифенгу после продолжительных тренировок в Корее. Он объяснил свое поражение так:

Raid Assault заполнен многочисленными узкими проходами и возвышенностями, а расстояние между тобой и противником крайне короткое, независимо от того, идешь ли ты через центр или через возвышенность сразу же за натуралом. На карте также находится 2 газовых экспанда, за пределами мейна и натурала, которые практически невозможно защитить от дропов. Из-за всего этого, если зерг даст террану выйти в мидгейм с более или менее нормальной экономикой, зерг проиграет.

Единственным выходом для зерга является all-in лингов и люркеров с трех баз, а это стратегия крайне рискованна сама по себе. С другой стороны, натурал и мейн на этой карте находятся крайне далеко друг от друга. К тому же , над линией минералов на натурале есть возвышенность, а минеральная линия мейна упирается в воду.

Эти факторы делают муталисков с двух баз невероятно сильными. В итоге, умный зерг будет играть в муталисков с двух баз, и я заточил свой билд, чтобы с легкостью выигрывать у такого зерга. Но в конце концов я проиграл потому, что он поставил третью базу. Играть в три базы на этой карте — это невероятная тупость, поэтому я проиграл из-за того, что противник сделал нечто тупое.

В своем посте Rekrul объясняет, почему это заявление крайне нелепо, но в целом все сводится к тому, что Idra считает, что проиграл из-за того, что его соперник выбрал плохую стратегию. Он осознал, что сделал его соперник, но так как, по его мнению, решение соперника было неверным, он решил, что больше против него так играть никто не будет. И, что неудивительно, это был не последний раз, когда IdrA проиграл в похожей ситуации.


Многие ошибки Идры в SC2 были повторением этого момента, не столько в деталях, сколько в общей тематике. Его нерушимые представления о том, что из себя представляет "хорошая" игра и его нежелание отдать дань уважения игре и всем ее нюансам, делали его крайне уязвимым к странным и неожиданным проблемам. Во время MLG Dallas 2011 IdrA уверенно держал все нити игры против Криса "Huk" Лорангера в руках. Имея на руках слабую экономику и небольшую армию, HuK решил пойти на блеф и, сделав иллюзии своей армии, отправился в заведомо проигрышную атаку. Когда IdrA увидел армию соперника, он вышел. Если бы он хоть на секунду задумался обо всем, что происходило в матче, он сразу бы заподозрил подвох. Но он моментально решил, что проиграл, не успев осознать, что вся армия противника состояла из иллюзий.

В игре против Муна "MMA" Сеонг Вона IdrA вышел из игры после того, как MMA убил свой собственный командный центр. IdrA не знал об этом, но он даже не стал пытаться, ведь согласно его опыту, в этой игре победа его соперника была предрешена.

Последние секунды киберспортивной карьеры Идры пришлись на матч против Чои "Polt" Сеонг Хуна в 2013 году. Игроки разделили карту Daybreak пополам и уперлись в лимит. А затем IdrA вышел из игры из-за того, что теоретическая сила армии Polt'а была выше его.

Эта привычка сдаваться при малейших признаках проблем становилась еще боллее странной, стоило лишь послушать, как Идра анализирует SC2. За пределами игры, особенно в роли комментатора, зрители могли наслаждаться его знанием и пониманием игры. У него был прекрасный аналитический ум, и он понимал, что SC2 не сводится к идеальной стратегии и идеальному исполнению. Частенько он подмечал, каким хрупким бывает преимущество и как просто бывает перевернуть игру, если оппонент допустит лишь парочку ошибок.

Все это заставляло задуматься, какой же IdrA на самом деле. Если судить по тому, что он писал в онлайне и говорил в интервью/подкастах/трансляциях, казалось, что он понимает все слабости своих соперников, а также осознает то, что они способны совершать ошибки. В самой же игре все происходило прямо противоположным образом. Он принимал на веру то, что если его оппонент захватил солидное преимущество, то он больше не будет совершать ошибок и доиграет матч идеально. Так зачем утруждать себя и пытаться бороться?

Среди всех киберспортсменов всех времен Idra остается лучшим примером игрока, склонного к саморазрушению. Вы можете по полочкам разобрать его стратегию, тактику и исполнение, но все это вторичные вещи, которые можно со временем улучшить. Самая большая его слабость — и то, что он так и не смог преодолеть — это способность победить себя. Временами он даже соглашался, что это является проблемой. Его привычка выбирать карту вместо клада дала ему неиссякаемый колодец оправданий того, почему он проиграл.

Детали всегда менялись, но основной посыл оставался неизменным: если бы противник играл хорошо, я бы выиграл, значит, я проиграл из-за того, что был лучше; если бы противник играл хорошо, я бы проиграл, поэтому я сдался, чтобы сэкономить время. И несмотря на то что многие профессионалы иногда страдают подобным расстройством, проблема Идры должна быть пристально изучена, ведь она затрагивает фундаментальную проблему соревнования. Победа над самим собой — это залог успеха, жаль, что IdrA этого так и не понял.