Разбор патча 1.30 для Warcraft 3 от Pooh'а

Когда стихли эмоции после анонса патча 1.30 для Warcraft 3, настало время с холодной головой проанализировать изменения. И кто лучше всех поможет нам разобраться с деталями патча и подвести какой-то предварительный итог? Это должен быть не активный игрок, которые иногда предвзято относятся к балансу, и не новичек без опыта. Идеальной кандидатурой представляется олдскульный варкрафтер, тренер про-игрока Foggy и комментатор со стажем, а именно – Pooh.

news_5b4f30b41519a.jpg

Привет. Ненадолго оторвем тебя от каток в PUBG и поговорим про недавно анонсированный патч для Warcraft 3. Видели твой подробный трехчасовой ролик о патче, но сейчас предлагаем выбрать самое главное и начать с общей концепции 1.30.
Всем привет. Общая концепция этого патча такова: в отличие от предыдущего патча Blizzard решили изменить не только героев с картами, но и юнитов.
Они хотят полностью переделать игру, чтобы, например, уравнять шансы новеньких и стареньких?  
Я думаю, что нет. Все-таки они достаточно умны, чтобы понять, что даже большими изменениями они не привлекут новых игроков в большом количестве. Если сейчас взять сто новых молодых киберспортсменов, пойдет в Warcraft вряд ли больше пяти — это я еще сказал с большим запасом. Положа руку на сердце, как бы я эту игру не любил, вряд ли такое будет, учитывая какой сейчас рынок киберспорта: жанр RTS не в почете. 
Также они не пытаются уравнять шансы новых и старых игроков, потому что тем, кто только хочет прийти в игру, эти изменения вряд ли помогут. Они глобальные, но они не настолько кардинальные, чтобы новый игрок смог компенсировать то отставание в опыте соревновательном и игровом. Я скорее думаю, что это просто… Не хочу говорить, что это попытка загладить вину, но есть такие мысли.
Имеешь в виду все эти годы без патчей?
Представьте — это одно из твоих детищ, за которое тебя любили, и ты в какой-то момент его оставил ради более прибыльных проектов и, соответственно, сейчас ты пытаешься наверстать упущенное. Но, по большому счету, Blizzard хотят встряхнуть игру, ведь мета не менялась очень долго. Чтобы начали появляться новые страты, потому что все свелось к каким-то шаблонам. Грубо говоря, если хуман раньше против эльфа играл через пуш на т2 с мортирами и фаст экспанд, то сейчас, чтобы не терять темп, мортир не строят, а строят рифлов. Глобально кажется, что это незначительное изменение, мета осталась той же, но если разбираться в деталях, то это очень значимое изменение.
Перейдем, собственно, к патчу. Рассмотрим самые основные моменты, а тех, кто хочет более детального погружения, отправим на твой подробный видео-разбор.
Прежде всего все что я говорю — это просто взгляд игрока. Я хочу такую ремарку сделать, потому что многие мне после видео написали, что я где-то ошибся, где-то неправ, где-то был эмоционален, но это мнение человека, который давно в игре.
Глобальных изменений очень много, поэтому сложно будет что-то оставить. В целом я хочу сказать, что больше всего занерфлены хуманы, как и всегда.
К расам перейдем попозже. Сначала пробежимся по изменениям, а потом к балансу.
Хорошо, начнем с геройских изменений.

Архимаг, я думаю, станет слабее даже несмотря на то, что они подняли средние уроны Элементаля и уменьшили хп. Крипиться станет чуть сложнее. Может быть в каких-то статичных положениях — в харрасе, в драках — будет какой-то выхлоп, но они очень легко диспелятся и достаточно легко фокусятся, так как не мобильны. Небольшой бафф масс телепорта АОЕ не скажется на соло, ведь за столько лет все игроки привыкли к рейнджу и, я думаю, они все-равно будут также группировать юнитов при телепорте. А вот в FFA это окажет какое-то влияние. Для FFA, для макро игры, для каких-то 2х2, 3х3 режимов, где юнитов много, это хорошее изменение.

Архимаг станет слабее, а вместе с ним станут слабее все саппорт юниты, у которых есть мана — в первую очередь это присты, сорки, во вторую очередь всякие спелл брейкеры, ну и герои тоже. Очевидно, что манареген на героев тоже очень сильно влияет. Возможно это даст толчок к каким-то новым миксам, хотя от Архимага у хуманов во всех играх очень многое зависело, и он скорее всего останется.

 

{content}

 

Blademaster

 

Мастер Клинка потерял две агилы. Мы обсуждали это с Соколом и он считает это весомым нерфом. Я так не считаю, потому что в начале, да, он станет слабее, это повлияет на показатель его атаки и брони, но потом… Мало игр, когда против орка ваш Блейд долго провел на первом левеле и, соответственно, на вас это сильно отразилось, а потом он и так наберет необходимых статов. Это даст толчок больше использовать того же Форсира и может быть у Близзов есть статистика, что Форсиры нечасто играют, даже после огромного бафа в прошлом патче.

 

 

{content}

 

Lich

 

Фростармор на Личе — неприятное изменение для андедов, особенно это касается матчапов с орками и с хумами, которые брали МК. Против эльфов, наверное, не так отразится, потому что все-таки фростармор диспеллится легко. Но его все-равно будут брать, потому что слишком хороший спелл для начала игры против тех же орков.

 

{content}

 

Demon Hunter

 

Неужели Демон Хантера до сих пор считают сильным героем, даже после нерфа в прошлом патче? Я не думаю, что это изменение обязательное, но этим Blizzard провоцирует нанимать других героев.

Метаморфозу сильно изменили. Раньше ты юзаешь его, ульта проходит, но уже через пару минут можешь прожимать новую. Как правило, к следующему файту у вас опять готова ульта. Сейчас нужно будет выбирать время использования более разумно. Я считаю, что этот нерф обусловлен, потому что до патча это все еще была самая сильная ульта в игре, если брать в вакууме среднее количество игровых ситуаций, может быть наряду с ультой Панды.

 

{content}

 

Keeper of the Grove

 

KotG опять усилился и это хорошо, потому что герой отличный, особенно для 2х2 и 3х3 режимов. Даже после предыдущего бафа ему мана пула не хватает, например, на корни и бревна. Статы не хотят ему повышать, а манакост уменьшить можно и это адекватно, ведь остался тот же скилл билд, хотя дали возможность миксовать: не только ауру брать, но и Entangle  с Force of Nature.

 

{content}

 

Goblin Alchemist

 

Алхимик после недавнего бафа закономерно чуть-чуть поднерфится. Были ситуации, когда его хиллинг спрей на каких-то игровых стадиях, в основном начальных, перехиливал входящий урон. Видимо, они хотят от этого избавиться. 

Трансмьют, опять же, изменение очень жесткое. Ты себе получал 80% стоимости юнита при продаже, а теперь ты продаешь юнита, а тебе еще 25 сверху накидывают. На бумаге круто, но по факту, я думаю, что в соло это сильно не повлияет, потому что в соло Алхимик редко бывает 6-м уровнем. А для FFA это просто мега бум, хотя со мной многие ффашники не согласились, потому что считается, что тех, кто берет оверпауерд героев, типа Алхимика или ДР, их сразу тимят. Я как раз любитель второго алхимика в FFA и там он часто доходит до 6+ уровня и, соответственно, вот там это изменение будет очень значительным.

 

{content}

 

Goblin Tinker

 

Тинкера скорее нерфят, потому что у него, если не самая большая, то точно одна из топовых защит была. Теперь ее режут достаточно весомо. Несмотря на то, что покет фектори делают теперь хэви армор, а не нормал, и это круто на самом деле, но сложно сказать, бафф это или нерф в общем. Я все-таки отношу к небольшому бафу, потому что в миксе всегда есть юниты с одним типом атаки и с другим, и в тех матчапах, где используется Тинкер все-таки хэви армор скорее плюс, чем минус. Против эльфа андеды брали его в качестве третьего героя, например, и там медведи били с доп уроном по факте. Теперь же им будет тяжелее пробиваться. 

 

{content}

 

Naga Sea Witch

 

Изменения Наги очень жесткие, но для соло это будет не столь важно. Нага это такой "глас кэннон" герой - ее берут для урона, а не для танкования. Слабость наги — ее хитпоинты с немобильностью и это один из тех героев и одна из тех ситуаций, когда нет смысла закрывать свой минус, а легче усилить свою сильную сторону. Но в FFA, например, это может быть серьезным изменением. Там на лейтгейм стадии можно найти супер-сильные предметы, поэтому потенциально она будет огромным танком и выдавать много урона. В соло я такого не вижу, и может где-то при застройке будет выгоднее первая Нага: взять стрелу и потом мана шилд.

 

{content}

 

Pandaren Brewmaster

 

Панда нерфится — это неприятно, но, если честно, ожидаемо, потому что это самый сильный нейтральный герой и, может быть, самый сильный в игре в целом. Лучшее АОЕ, самое дешевое, больше всего вносит импакта, анимация конусная приятная, которая очень много захватывает и тяжело доджится. Пострадают в основном те, кто Панду использовал в качестве основного героя и это технически косвенный нерф эльфов. В целом Панда занерфлена сильно: поднят манакост, уменьшен урон, дэмедж овертайм — неприятные изменения, но она все-равно останется сильным героем и останется в цене хотя бы в первое время.

По сути нерфятся все, но изменения по героям все-таки на руку андедам, потому что их меньше всего трогали.

Да, изменили много героев, но еще больше поменяли в балансе самих рас. Начнем с хуманов?

 

{content}

 

Альянс

 

Да, и я считаю, что изменения хуманов были проведены по такой концепции: был очень жестко усилен только один юнит — это вертолет. Теперь он доступен на т2 и теперь есть грейд на разрывные патроны на т2. Это делает его суперкостэффектвым юнитом, даже учитывая поднятие стоимости. Но в целом хумы стали намного слабее, ведь у них забрали длительность милиции, дали кулдаун пристам на диспелл, занерфили мортир, увеличили саплай танков, чуть-чуть понерфили спеллбрейкеров и занерфили вышки. Даже учитывая то, что они орбу наконец-то усилили. Близзы посчитали, что против каких-то раш-дистров и в других воздушных баталиях хумам, видимо, тяжело, поэтому они дали доступ к ключевому в этих ситуациях улучшению на т2, но я считаю, что этот грейд обошелся неоправданно дорого.

Теперь хумам станет сложнее крипиться, потому что милиция меньше живет, а это значит, что усилится харрас от всех остальных рас, а учитывая тот факт, что хуманов харасят во всех матчапах, им станет тяжелее отбиваться, тяжелее ставить фаст экспанд, опять же Элемы слабее, Архимаг слабее. На каких-то картах точки даже не будут докрипливаться, например, на ТМ.

Могут сильно поменяться стратегии, и в большинстве случаев хумы будут играть без быстрого экспанда. Нужно ли им глобально перестраиваться и, может быть, постоянно рифлпушить?

В какой-то мере я согласен с тобой и понимаю, к чему ты клонишь, но, я думаю, что все-равно хуманы будут играть в экспанд. Играть в одну базу на некоторых картах можно, но на большинстве карт текущего маппула это невыгодно. Поэтому все-равно будет играться фаст экспанд, но как-то иначе: более хитро и более осторожно.
 
Чтобы изменилась сама концепция, Близзы должны были дать инструменты игры в одну базу, а они этого не сделали. Если бы они помимо апа вертолетов сделали еще что-то, усилили бы где-то хумов: уменьшили касты на найтов или апнули как-то магов, то может быть можно было бы говорить о том, чтобы играть в одну базу.

 

{content}

 

Орда

 

Орки очень усилились - самая баффнутая раса в этом патче. Из самых главных изменений — это доступ к фортифайд уже на т2. И огромный бафф берсеркеров. Также теперь спирит волкер будет строиться из тауренницы, у которой много хитпоинтов, а это значит, что, например, в матчапе эльф-орк эльфу теперь намного сложнее харрасить, потому что одно дело отменять зверинец, а другое дело отменять тауренницу. А тауренница будет доступна на т2. Прикиньте, таурены на т2! Ну в смысле по достижению т3 у вас уже готова тауренница и вы уже можете их спамить. Самый сильный наземный юнит можно будет построить сразу же по достижению фортреса. Это жестко. 

Теперь спидскрол не накладывается на саперов — опять же косвенный бафф андедов. И скорее я отношусь к этому, как к фиксу бага, потому что так не должно было быть. Ощущение будто они не знали, как работают часть механик, поэтому вышло то, что вышло. С таким же успехом мог работать инвиз на саперов, но так вышло, что он не работает. Видимо они просто что-то проверили, а что-то — нет.
 
Главная слабость орков - это уязвимые бурава. Теперь окно для хараса, если вы хотите отменить бурава, только переход с т1 на т2 и поэтому патч 1.30 изменит мету игры за орков 100%. 

 

{content}

 

Нежить

 

У андедов глобально занерфили Дестров, но апнули экономику. Им дали больше инструментов игры в макро, понизив стоимость голдмины и некрополя. Также увеличили мув спид, хитпоинты и армор аколитов, и это важное изменение особенно на топ уровне. Если сейчас у Хеппи аколиты редко умирают, то теперь их можно даже не харасить. (смеется) Теперь возросла ценность раба-разведчика, так как раньше это был просто смертник.

Хоть нерф дестров сильный, но андедам дали инструменты для другой игры. Теперь им доступна проклятая земля без грейвярда, можно будет ее по КД закупать, как эльфы закупают мунстоуны, и драться постоянно на слизи. Теперь экспанд можно под шумок поставить. Не забудем, что забрали 20% орбы, но в общем дали инструменты для игры в макро, для игры в некров, ну и для использования большего количества катапульт. Финдов теперь будут использовать с грейвярдом, повозками и ультом ДК. Канибализм бафнули и его станут чаще юзать, хотя топовые олдскульные андеды всегда его использовали. В итоге, я считаю, что андедов бафнули.

 

{content}

 

Эльфы

 

Эльфам глобально зарезали талонов, подняв их стоимость и увеличив эффективность ферифаера, а еще занерфили медведей. Но им усилили т1 концепцию: бафнули арчей, ханты доступны сразу с совами – это значит, что будет тотальный контроль карты. Если на поздней стадии есть возможность сов сбивать, то в начале этим не будут заниматься. Усилили баллисты, протекторы, на т2 теперь доступен грейд на чакрумы, который раньше редко делался, но должен войти в мету. Бафнули гигантов, гипогрифы теперь доступны на т2 с грейдом и теперь их будут чаще использовать, хотя и раньше финский игрок Сатини часто успешно через них играл. Не скажу, что в общем эльф стал сильно слабее. Да, он не выиграл как орки и андеды, но и не пострадал как хуманы.


 

Чью игру больше всех изменит этот патч? У кого мы увидим новые стратегии?
У орков однозначно. Андедовские и эльфийские стратегии тоже изменятся, но не так сильно. Причем эльфы и раньше играли в страты через т1 юнитов, так что это не будет чем-то новым в широком смысле. А вот андедедовские новые стратегии смогут удивить больше. Хуманы будут также играть, но начнут больше терпеть – как с ежиками история получится. (улыбается)
Ты хорошо знаешь, как играют Foggy, Hawk, возможно в меньшей степени Sonik'a. На кого из наших игроков патч повлияет больше всего? 
Sonik игрок моего времени, поэтому его стиль я тоже знаю. Больше всего патч отразится на тех игроках, у которых не так много опыта и нет своего стиля. Кто не застал стадии развития Варкрафта. Например, на игре Муна патч отразится только в лучшую сторону – он скажет: "О, вы это изменили? Расчехляю свою страту 2003 года". Он даже сейчас иногда играет в Биста и масс хантов, при этом "бреет" этим профессионалов, и в этой страте он уже знает все тонкости. 

Патч может негативно повлиять на Фогги, но ему я постараюсь помочь. Я ему еще год назад говорил: тренируй Биста, тренируй т1, тренируй против орков медведей и дриад. А теперь талоны уже не так всех убивают и придется переходить на новые стратегии. 

Хавку тоже будет трудно. Самый большой его плюс - это микро. Он играет по оптимальным стратегиям, которые придумали Скай, Тод и другие олдскулы, с отличным микроконтролем и приемлемыми таймнгами. Пока ничего нового он не придумывает, при всем моем уважении и любви к нему. А сейчас ему придется что-то менять.

Хеппи будет играть только лучше. Ведь несмотря на то, что многие считают его невариативным игроком, у него существенный прогресс в плане стратегий по сравнению со старыми временами. Я даже не беру в расчет его богоподобное микро, просто сейчас он использует больше стратегий на турнирах и поэтому выиграет от нового патча.

Ну и всем топовым опытным игрокам патч пойдет на пользу, кроме хумов. К примеру, назову TH000: у него игра сильно зависела от микроконтроля, и он использовал не самые лучшие стратегии. Если бы в стане хумов были Инсомния и Скай, я был бы спокоен за эту расу. Хумов всегда нещадно нерфили, но находился кто-то, кто вытаскивал их, а сейчас я таких не вижу. 
Отлично. Разобрались со всем. Теперь по традиции какие-то заключительные слова от тебя о патче 1.30 и пожелания с приветами.
Если есть у наших игроков связь с Близзард напрямую, то может стоит написать им фидбек касательно хумов, чтобы не делать таких радикальных изменений - потому что сейчас все выглядит очень угрюмо. Есть ощущение, что они правят баланс в зависимости от того, какая раса сейчас побеждает на крупных турнирах, но в WC3 побеждают не расы, а игроки. Изменения нужно делать не по тому, кто сейчас выиграл Gold или другой крупный турнир, а по фидбеку самых разных игроков, причем с большой выборкой.
Желаю хумам собраться вместе. Сейчас настало время, когда нужно объединяться, хотя я понимаю соревновательный аспект, они противостоят друг другу, но сейчас наступают тяжелые времена. Не подумайте плохого – я стараюсь быть объективным и хочу для хумов какой-то плюс найти, но кроме бафа узкоспециализированного вертолета не могу выделить положительных моментов. Желаю всем удачи и терпения. Играйте в Варкрафт, но не во вред всему остальному.
Ты про качалку почему-то ничего не сказал…
Я это и имею в виду под "не во вред остальному". Занимайтесь спортом, учитесь, развивайтесь физически и ментально, общайтесь с семьей, родными, помогайте друзьям. Сохраняйте в общем баланс, как Близзард это делают в Варкрафте.
Отличное завершение! Спасибо, что согласился выступить в роли аналитика.
Спасибо, что пригласили.

 


Видео с обзорами патча 1.30 от Foggy и Hawk'a.