MPL: смерть соревновательного MTG или новая ступень развития

Не так давно стартовали первые официальные игры Magic Pro League, а вместе с ними в комьюнити MTG разгорелись сразу несколько жарких споров в отношении жизнеспособности новой соревновательной системы, проблем организации и инвайтов новых игроков. В этом материале мы расскажем о проблемах новой турнирной системы MPL, о ее будущем, а также немого поговорим об истории киберспортивного меджика.

Истоки соревновательного Magic'a

Соревновательный Magic издавна был основан на желании игроков стать лучше. Начиная игру в своем местном клубе они играли, проигрывали и искали новые пути к победе, пока не добивались успеха. Конечно же для многих победа на местном турнире была пределом мечтаний, однако были и те, кто хотел большего и они готовы были посвятить сотни и тысячи часов разбору меты, чтобы доказать свое превосходство. И именно эти люди поддерживали жизнь в соревновательном MTG на протяжении последних 20 лет.

И надо сказать, что прошлая соревновательная система им в этом в какой-то мере помогала. Она делила игроков на несколько рангов: Бронза, Серебро, Золото и Платина и по достижении каждого из них вы могли получить достаточно увесистые бонусы. Начиная с Бронзы, вы получали возможность сразу же попасть в более поздние стадии одного из турниров, Серебро позволяло вам получить приглашение на одно из крупных соревнований в этом году и одно в следующем. Золото гарантировало вам приглашения на все турниры, а Платина добавляла к этому еще и небольшие денежные награды "за участие". Причем, начиная с Золота, все приглашения сопровождались оплаченным перелетом на место проведения.

Таким образом WotC фактически платила сильным игрокам деньги, чтобы они приехали поиграть на их турнирах. К тому же это давало всем участникам четкое представление о том, что им нужно сделать, чтобы обеспечить свое будущее в соревновательной "Магии". Каждый из игроков знал, что ему достаточно будет показать неплохие результаты на парочке средних турниров, чтобы получить достаточно Pro-point'ов для сохранения своего текущего ранга или перехода на новый.

Конечно же эта система была далека от идеала и не могла порадовать игроков серьезными призовыми, однако ее структура неплохо демонстрировала путь от новичка к профессионалу, в котором каждый шаг сопровождался дополнительной мотивацией играть дальше.


Система без цели

2018 год для WotC прошел под знаменем MTG: Arena. Новая игра практически сразу же снискала популярность среди игроков и вполне естественно, что разработчики планировали приложить максимум усилий для развития этого успеха. Ну а так как старая соревновательная система не очень то подходила для цифровой магии, то в декабре они представили на суд общественности новый формат, краеугольным камнем которого было создание Magic Pro League.

В нее вошли 32 лучших игрока по итогам прошлого года, которые получили контракты на стримы, приглашения на все крупные турниры и множество других бонусов. Что же до всех остальных игроков, то они остались ни с чем. WotC пока не предложила никакой замены старой системе, поэтому профессиональная сцена MTG моментально разделилась на два две части: члены MPL, которые могут кататься по всему миру, участвуя в турнирах и получая за это деньги и "обычные игроки", которым нужно поучаствовать в нескольких мелких турнирах, чтобы попасть на более серьезный. При этом все транспортные расходы ложатся на плечи самих участников.

Конечно же можно сказать, что призовые турниров в 2019 заметно выросли и если ты сумеешь показать хорошие результаты, то твои старания окупятся. Однако нужно понимать, что предсказать результат турнира по MTG практически невозможно из-за целой плеяды различных факторов, начиная от умения правильно подобрать колоду под нынешнюю мету и заканчивая стандартным карточным рандомом. Так что для того, чтобы иметь хоть какие-то шансы на победу, игрокам нужно было бы потратить огромное количество времени на тестирование и тренировки, а потом еще и поехать на турнир за свои деньги. И многие профессионалы пришли к мнению, что овчинка выделки не стоит и стали отказываться от участия в турнирах.

К тому же единственной осязаемой целью было попадание в MPL(условия которого Wizard'ы пока так и не опубликовали) так что вся "промежуточная" мотивация исчезла. А если учесть недавние перестановки в лиге, то не до конца понятно, есть ли вообще какая-то причина продолжать играть на профессиональном уровне, особенно в настольной "Магии". Куда проще сидеть дома стримить Арену и надеяться, что в конце сезона ты окажешься на вершине рейтинга.


Добровольный уход Джерри Томпсона и новые лица в MPL

Мы уже писали про то, что пару недель назад MPL покинуло сразу два игрока: Оуэн Тертенволд ушел из лиги по неопределенным причинам, а Юйа Ватанабэ был забанен за читерство. Однако буквально пару дней назад к этой парочке присоединился еще и Джерри Томпсон, который покинул лигу по собственному желанию.

Джерри — это достаточно успешный игрок и создатель различного контента, который частенько старался отстоять интересы профессиональных игроков и выступал за улучшения качества освещения турниров. По его словам, он присоединился к MPL, надеясь "изменить систему изнутри". Однако спустя шесть месяцев после создания лиги он осознал, что сделать это просто невозможно. В своем обращении к комьюнити он перечислил целый ряд причин подобного решения. Среди них нужно выделить тот факт, что несмотря на то, что члены MPL должны были стать своеобразными представителями профессиональной сцены их подготовкой никто не особо не занимался. К тому же сами WotC крайне неохотно шли на контакт с игроками, частенько игнорируя фидбек по наиболее важным вопросам.

Сам факт того, что один из "элитных профессионалов" решил уйти из-за проблем с организацией лиги мог бы стать достаточным поводом для недовольства среди игроков. Однако уже через пару дней эту новость затмил анонс новых членов MPL. Ими стали Отум Бершет, Джессика Эстефан и Джанне "Savjz" Микконен.

Эта троица уже успела отметиться достаточно неплохими турнирными результатами: Отумн — победитель Mythic Champioship Cleveland, прошедшего всего пару месяцев назад, Джессика взяла первое место на GP Sydney 2018, а Savjz стал третьим на Mythic Invitational. Тем не менее причина, по которой они попали в MPL немного в другом. Аутумн и Джессика должны показать "многообразие" поклонников Magic'a. Ну а Savjz... у него просто много подписчиков.

Подобное решение моментально подняло на уши всех тех, кому не безразлична судьба соревновательной "магии". Нужно понимать, что никто не ставит под сомнение турнирные достижения новых членов Лиги. Однако WotC изначально заявила, что в MPL будут попадать игроки, добившиеся лучших результатов в прошлом году и включение в список членов Savjz, который до Mythic Invitational не сыграл ни на одном турнире по Magic'у, поставило под сомнение основу нового соревновательного формата. Какой смысл игрокам гриндить турниры и тренироваться, если их попадание в MPL будет зависеть исключительно от их популярности или пола?


MPL – развлечение или киберспорт?

Выход Arena'ы стал отличным толчком для всевозможных стримеров и контент-мейкеров по игре, что в свою очередь позволило WotC существенно расширить аудиторию MTG. И вполне естественно, что компания всеми силами хочет продолжить данное начинание, поэтому дополнительная реклама MPL путем привлечения такого популярного стримера как Savjz выглядит отличным решением. Однако организаторам нужно все-таки определиться, с тем, что из себя представляет эта лига: серьезный турнир между профессионалами, или же развлекательный контент для привлечения новой публики.

Во многих других дисциплинах эти понятия не так уж далеки друг от друга, однако в MTG все немного иначе. Профессиональный турнир, в котором все стараются выиграть любой ценой будет не особо интересен для среднестатистического казуального игрока. Большая часть тех, кто заходит в MTG: Arena с определенной регулярностью не особо знакома с профессиональной сценой игры и не готова смотреть за однообразными противостояниями двух-трех лучших колод. Они хотят странных наборов карт, безумных комбо и чего-то новенького. Поэтому вместо того, чтобы следить за всеми тонкостями игры двукратного чемпиона мира в Esper Control мирроре они с куда большим удовольствием переключаться на того, кто играет на уровне "серебра", используя колоду состоящую исключительно из карт с "рогатыми существами на картинке".

Так что если основной задачей Wizard'ов было привлечение казуальной публики к MPL, то вместо приглашения стримеров, которое вызвало серьезное недовольство у преданных фанатов игры, куда лучше было задуматься над самим форматом проведения соревнований. Добавить что-то вроде "еженедельных турниров по приглашениям", где члены MPL играли бы со стримерами, используя фановые колоды, или ввести правило, согласно которому игроки не могут использовать одну и ту же колоду два раза в течении каждой стадии соревнований.


Итог

После прочтения данного материала могло показаться, что дела у MTG идут крайне скверно. Однако это совсем не так: популярность MTG: Arena постоянно растет, трансляции по игре собирают достаточно много зрителей, да и последний сет, Война Искры, был крайне тепло принять игроками. Так что проблемы MPL в основном затронули только небольшую горстку профессиональных игроков, а также тех, кто следит за "турнирной магией". 

Однако нельзя забывать, что именно эти люди являются фундаментом соревновательного Magic'a и если Wizards продолжат развивать эту самую "турнирную магию" без какого-либо четкого плана это может обернуться крайне неприятными результатами в будущем.