На задворках BlizzCon'а: итоги WCS Global Finals 2019

Позади остался еще один BlizzCon, еще один финал World Championship Series. И впечатления от этого турнира у нас в редакции, сказать по правде, смешанные. Уверены, что не у нас одних. А поэтому предлагаем подвести итоги заключительного ивента WCS (это мы берем на себя) и поделиться эмоциями от увиденного и испытанного (а вот здесь без вас мы уже не справимся). Потому что поговорить тут можно об очень многом – начиная результатами турнира и заканчивая тем местом, которое старкрафт в этот раз занял в системе координат близзардовской конвенции.

news_5dc0bb2fdf738.jpg

Участники WCS Global Finals 2019. Художник Николас Шоссо.

* * *

ГРУППОВАЯ СТАДИЯ

Если говорить про групповую стадию турнира, то она получилась, пожалуй, на твердую пять (в худшем случае – на пять с минусом). Шикарные игры, множество непредсказуемых результатов. И даже интрига. Да, первое место во всех группах заняли зерги, но не было ни одного игрового дня, который смотрелся бы скучно.

Dark в группе А не выглядел настолько неубиваемым и мощным, каким он оказался в плей-офф. ShoWTimE и SpeCial достойно сражались за выход в следующий этап турнира. SoO радовал поклонников "джентльменской игры" нестандартными сценариями и композициями войск. Красивые игры? Да. Борьба во всех матчах? Да. Неожиданный исход? Нет, но да ладно, переживем.

news_5dc0b42a39cac.jpg

ShoWTimE в группах выступил гораздо лучше, чем мы ожидали. В плей-офф, правда, все равно не вышел.

Группа В так и не подарила нам матч Serral vs Maru, но заставила в удивлении поднимать брови от матча Maru vs TIME. Пожалуй, стоит сказать, что Stats очень разочаровал, но в какой-то степени 0:6 по картам можно понять – тут и Serral божил, и Maru на матч против протосса вышел очень подготовленным.

Maru стал единственным терраном, которому удалось выйти в плей-офф. Увы, но его путь на турнире впоследствии прервался весьма бесславно.

В группе С мы увидели первый на турнире "reverse sweep" – это HeRoMaRinE, к удивлению многих, отыгрался с 0:2 против Classic'а, породив тем самым новую волну мемов про Большого Гейба. Великолепную игру также показали Reynor и herO, чей матч также завершился со счетом 3:2. herO вообще стоит выразить отдельный респект, так как он, натурально, вышел против топ-2 (во всяком случае, на тот момент) зерга WCS Circuit и сделал с ним прекраснейший матч. Который, возможно, даже и не должен был проигрывать.

news_5dc0b4cd30cbc.jpg

herO, который в начале декабря уходит в армию, свой последний профессиональный турнир отыграл без ненужной трагичности и сюжетов вроде "последний шанс что-то выиграть".

В группе D вновь встретились Neeb и Rogue, и американцу даже практически удалось одержать победу. Но настоящим украшением этой группы стали матчи Trap'а и Elazer'а – интригующие, непредсказуемые, разнообразные. Trap по крайней мере частично реабилитировался в глазах всех скептиков, которые не верили в его PvZ. Ну а Rogue в очередной раз показал себя, как игрока, который в текущей мете чувствует себя как рыба в воде и в полной мере претендует на то, чтобы стать чемпионом WCS Global Finals.

Rogue после игр в группе сказал, что готов сразиться даже с самим Serral'ом. Увы, но зубы-то он в итоге себе пообломал, причем о совсем другого игрока.

Впрочем, несмотря даже на очень интересные игры, в большинстве случаев из групп в плей-офф прошли именно те игроки, от которых мы этого и ожидали. То есть корейцы, а также Serral и Reynor. И, да м преодолеть сито группового этапа удалось пяти из шести представленных на турнире зергов. Но все-таки если учесть то, как именно складывались игры и развивались сюжеты, то групповая стадия – это, безусловно, отличное зрелище.

* * *

ПЛЕЙ-ОФФ

А вот перед плей-офф были определенные опасения. Во-первых, пять из восьми участников финальной сетки были зергами, а поэтому многие зрители предвкушали ZvZ не только в финале, а в обоих полуфиналах. Кроме того, всю сетку – то есть, все семь матчей – Blizzard решили отыграть за один вечер. По отношению к финалу это как минимум странно. Равно как и странно то, что под Starcraft даже не выделили отдельной студии, в результате чего игроки выступали на большой площадке для игр по Overwatch. Впрочем, про все это мы еще обстоятельно поговорим в заключительной части материала, а пока что давайте перейдем к самой сути.

Если говорить непосредственно об играх, то это, может быть, была и не самая яркая финальная сетка, но нам определенно будет, что вспомнить.

Первый матч – Serral со счетом 3:0 уносит soO. ZvZ? Да. Но весьма интересное, при всем при этом. Достойное открытие последнего игрового дня, где Serral сделал отличную заявку на победу и тем самым порадовал всех своих многочисленных поклонников.

Вайперы, клауды, гидра, люра... Наверное, любимый вид ZvZ Serral'а...

Второй матч – Reynor vs Trap. На этот раз счет 3:2 – и эмоции зашкаливают. Очень зрелищный матч, где Trap, казалось, сумел все-таки раскучить Reynor'а, разобраться в его стратегии... Но на пятый сет итальянец достал из стратегических закромов Роя всепобеждающий нидус, с помощью которого и проложил себе дорогу в полуфинал.

В первых играх Reynor справлялся без "имба-страт", но затем все-таки потребовалось использовать надежный вариант с нидусом.

Третий матч – Classic vs Rogue. Тот самый, в котором Classic завоевал сердца всех зрителей. Протосс, которого в Корее называют «воплощением протоссов», сумел на максимум использовать преимущества своей расы и решить, казалось бы, неразрешимую задачу – выбить из сетки Rogue. Это, наверное, второй в истории Legacy of the Void случай, когда блинк-дарки выиграли игру на таком высоком уровне (первый случай, если что, был на GSL Code S в 2017 году).

Один из самых эмоциональных моментов всего турнира. Отряд дарков Classic'а выигрывает ему пятый решающий сет против Rogue.

А вот четвертый матч, в котором сыграли Maru и Dark, стал настоящим разочарованием. Возможно, даже самым большим разочарованием всех WCS Global Finals, включая и групповую стадию турнира. Dark, безусловно, очень хорош, но вряд ли кто-то станет спорить с тем, что Maru выглядел... Да, пожалуй, Maru так плохо не выглядел ни разу за последние пару лет минимум. Еще перед матчем, когда камера показывала лица игроков, закралось определенное беспокойство: терран выглядел уставшим, разбитым; играть он как будто не хотел. И по итогу мы увидели полный разгром последней террановской надежды.

news_5dc0b9e90ed38.png

Maru на матч против Dark'а вышел явно не в лучшем состоянии.

Полуфинальный матч между Serral'ом и Reynor'ом собрал наибольшую аудиторию — более 80 тысяч зрителей. Оно и немудрено, ведь эти двое за год успели из своих личных противостояний сотворить целую историю. И, что показательно, финальное слово оставил за собой именно более молодой Reynor, который в шикарном ZvZ обыграл Serral'а со счетом 3:2.

Второй полуфинал – Classic vs Dark – и на второго подряд топового зерга Classic'а уже просто не хватило, все свои силы он отдал в предыдущей игре против Rogue. Dark одержал уверенную победу над последним остававшимся на турнире протоссом и тем самым проложил себе дорогу в финал.

Статистика просмотров WCS Global Finals от ESCharts. Финал не попал даже в топ-5 самых интересных для зрителей матчей. Равно как и полуфинал Classic vs Dark.

Финальный матч получился почти в одну калитку – Dark даже в ZvZ сумел заабузить нидус и свармхостов, к чему его соперник был явно не готов. И нам, пожалуй, обидно, что Reynor не смог с первого же захода выиграть BlizzCon. То есть, мы так-то изначально не верили в том, что ему это удастся, но после победы над Serral'ом было не грех и поменять свое мнение.

Увы и ах, победу в финале одержал корейский игрок за зергов Dark. Сказать, что он этой победы не заслуживает, никак не получится. Dark провел потрясающий год и сумел стать чемпионом Code S, GSL Super Tournament и вот, в завершение картины, WCS Global Finals. При этом в отличие от многих корейцев, которые особой стабильностью не отличались, Dark практически на всех своих турнирах доходил до завершающих стадий.

Чемпион World Championship Series 2019. Обратите внимание на толпу аплодирующих болельщиков. Oh, wait...

Интересно, кстати, что больше всего трудностей у Dark'а возникло вовсе не в плей-офф, где он всех своих соперников словно бы и не заметил, а в групповой стадии, откуда он пусть и вышел с первого места, но все-таки оба матча – против ShoWTimE'а и soO – сыграл на 3:2 по картам.

И если Dark сейчас безоговорочно сильнейший игрок Кореи, то вот по Европе после BlizzCon'а остаются вопросы. В том плане, что как-то не понятно, кого теперь величать сильнейшим игроков WCS Circuit – Serral'а или Reynor'а? Итальянец вроде как третий раз за год остановил финна на пути к чемпионству, так что по крайней мере формально именно он должен сейчас быть топ-1. С другой стороны, мы тут ведь говорим о Serral'е...

Как бы там ни было, а Reynor провел просто потрясающий год. Просто потрясающий. Выиграл пару турниров премьер-уровня, использовал первый же в жизни шанс пройти на WCS Global Finals, то еще и выжал из него максимум, став серебряным призером World Championship Series. Вопрос, правда, как Reynor будет удерживать заданный высочайший уровень на следующий год, но это мы узнаем лишь с течением времени.

news_5dc0ba2223cdf.jpg

Лучший зерг WCS Circuit на данный момент... Мы до сих пор не можем в это поверить...

Serral... Его сюжет тоже развивается в интересном направлении. Пару лет назад это был парень, который скромно тренировался и на турниры выходил если не в статусе андердога, то как минимум в статусе темной лошадки. А сейчас... Сейчас Serral вошел во вкус. Чувствуется по нему, что он ощущает себя этаким владыкой WCS Circuit, а поэтому свое поражение в полуфинале он просто так не оставит. Но пока что последнее слово, как мы уже и говорили выше, остается за Reynor'ом.

Не лучший зерг WCS Circuit на данный момент... Мы до сих пор не можем в это поверить.

Еще можно порадоваться за Classic'а, у которого получилось очень достойно уйти в закат. Всего один матч против Rogue, в котором он сначала в одном из сетов запрятал в прокси сразу несколько зданий, а затем и вовсе сыграл в масс блинк-дарков со снайпом лейра, превратил Classic'а в настоящего героя. Единственного, кто смог, по сути, бросить вызов доминации зергов, установившейся в киберспортивном старкрафте во второй половине 2019 года.

* * *

БАЛАНС

World Championship Series 2019 остается позади. И вместе с ним, надеемся, остается позади и один из самых чудовищных в плане баланса периодов игры в Legacy of the Void. Мы нисколько не умаляем мастерство всех тех выдающихся игроков, которые в этом году добились выдающихся результатов – Serral, Renor, Dark, soO, Rogue – но при всем при этом не можем не отметить, что игра давно не выглядела настолько несбалансированной, как в заключительной части этого соревновательного сезона.

В течение года у протоссов и терранов появлялись определенные стратегии, которые на какое-то время позволяли получить преимущество над зергами – будь то циклоновый мех, нюк-фесты или алл-ины с имморталами – но зерги рано или поздно находили для этих стратегий решения. При этом ультимативная комбинация зергов в виде брудфесторов остается неуязвимой и универсальной. А ведь еще и нидус чудотворящий, который при смехотворной цене позволяет профи брать катки одну за другой (что мы, опять же, и могли видеть на WCS Global Finals).

Проблем, кстати, добавляет и текущий мап-пул. Большие карты прекрасно подходят зергам и позволяют им получить серьезное преимущество над другими расами – чем представители Роя, собственно, и пользуются.

Вот так вот и получилось, что финальный турнир года у нас проходил на балансе, который и балансом-то называть получается с некоторым трудом. Нет, мы вовсе не говорим, что с другим балансом у нас не было бы ZvZ в финале – в конце концов, и Reynor, и Dark, и Rogue, и Serral являются гениальными игроками. Но нельзя не отметить, что некоторые решения Blizzard в плане балансировке как минимум вызывают вопросы.

Когда один-единственный ByuN выигрывал игры на масс риперах – Blizzard занерфили риперов. Когда все терраны стали играть в масс воронов – Blizzard занерфили масс воронов. Когда протоссы придумали алл-ины с имморталами – Blizzard занерфили эти алл-ины, баффнув при этом зергам разведку. А здесь уже даже сами зерги (Rogue и Serral в частности) говорят, что не проиграет зерг, если сам не допустит ошибок. И масс инфесторов мы видим из игры в игру. И нидусы выигрывают матч за матчем. И на WCS Circuit ZvZ в финалах весь год. И терраны с протоссами уже дружно вместе стонут от проблем с зергами. И что? И ничего.

Сейчас-то да, сейчас нас ждет глобальный патч, в котором брудлордов и инфесторов ощутимо нерфят, а другим расам дают новые интересные инструменты для игры и достижения победы. Но то, что мы сыграли финал Чемпионата мира 2019 года на самом несбалансированном за последнее время патче – удручает.

* * *

ЗАДВОРКИ BlIZZON'А

Жаль, но после завершения WCS Global Finals остается какое-то горькое, тревожное послевкусие. И связано оно с тем, насколько же очевидно Blizzard сейчас делает акцент на другие игры.

Как вы, должно быть знаете, в этом году на WCS Global Finals на BlizzCon'е был выделен всего лишь один игровой день. Из-за этого все семь матчей финальной сетки были сыграны подряд, что явно не очень комфортно в первую очередь для игроков.

Также нельзя не отметить, что игры финального этапа проходили на арене, которая по сути своей предназначалась для игр Overwatch World Cup. Выглядело это немного странно: большая арена, место на сцене подсоставы из шести человек, довольно большой зрительный зал – и в итоге на сцене сидят и играют пара ребят-старкрафтеров, а большая часть зрительных мест на арене пустуют.

news_5dc0b79879cd4.png

Сегмент после финала тоже эпичным или хотя бы запоминающимся не назовешь. Dark'у вручили трофей, взяли интервью, поздравили... Собственно, все. Даже конфетти не было. На WCS Summer конфетти были, а тут не было. И из-за всего вышеперечисленного не было и ощущения какого-то праздника, что ли.

Это же финал Чемпионата мира по Starcraft II. Это событие, которое нужно соответствующим образом усилять эмоционально. А на этом BlizzCon'е у нас получилось нечто невнятное.

Заключительным элементом всей этой картины стало опубликованное Blizzard видео с хайлайтами конвенции. И Starcraft II вместе с World Championship Series в этом видео не нашлось места. Вот совсем.

news_5dc0bc9fe3152.jpg

Давайте поиграем в игру "Найди, чего не хватает на картинке".

И вот вроде как головой мы понимаем, что сейчас у Blizzard другие приоритеты. Diablo IV вон анонсировали, Warcraft Reforged спешно доделывают; новый экспаншен для World of Warcraft, в Hearthstone какие-то дополнения. Но почему-то для описания всей этой ситуации хочется использовать немного измененный панчлайн из одной из шуток Джимми Карра: "Я просто хочу сказать, что люблю тебя, Кэролайн, но твою ж мать".

* * *

УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Чтобы окончательно понять, насколько много внимания на этом BlizzCon'е организаторы уделили непосредственно старкрафту, предлагаем вам вспомнить о том, что Serral сыграл матч против AlphaStar. Вы об этом, возможно, и не слышали. Потому что это не был матч на, допустим, большой сцене. Это не был даже запланированный матч. Просто Serral интереса ради подошел к компьютеру, за которым любой мог сыграть против AlphaStar, ну и, собственно, сыграл. Проиграл 1:3 по картам, но едва ли этот результат можно считать серьезным, т.к. и девайся непривычные, да и подход вряд ли на 100% серьезный.

После всего перечисленного (площадка для проведения финальных игр, расписание финального игрового дня, заключительное видео по итогам BlizzCon'а, никому как будто бы не нужный матч Serral'а против AlphaStar) складывается впечатление, что Starcraft... Как сказать? Starcraft на BlizzCon вроде как и был, но при этом был словно бы так – вскользь, мимоходом. Как бы понятно, что Blizzard сами и делают World Championship Series, выделяют деньги на турниры и так далее, и уже за это нам нужно быть этой компании очень благодарными. Но в данном случае все равно обидно.


Для оформления материала использованы изображения из таких источников, как: