minolta

16 июля в 22:30

21773

История развития и особенности рынка мобильных игр Китая

Популярность мобильных игр в Китае привлекает международные компании на рынок Поднебесной. Как развивалась игровая индустрия Китая, почему цензура и запреты китайского правительства привели к популярности мобильного гейминга и какие сложности есть с выходом на внутренний рынок Китая для иностранных разработчиков, читайте в нашем материале.

С начала 2010-х рынок мобильных игр Китая значительно вырос. Повсеместное распространение мобильных платежных систем и смартфонов привело к тому, что все больше пользователей используют свои личные устройства для повседневных развлечений. Удобство, доступность и возросшая мощность современных смартфонов укрепляют мобильный гейминг в качестве конкурентоспособной альтернативы более традиционным игровым устройствам.

news_60f1a6268edfa.png

Благодаря огромному числу мобильных игроков – 682 миллиона – китайская индустрия мобильных игр является одной из самых влиятельных в мире. Для многих компаний выход на рынок Китая со своими продуктами – приоритетная задача.


Как политика повлияла на игровую индустрию Китая

Регулирование со стороны правительства играло значительную роль в развитии отрасли еще до того, как рынок мобильных игр в Китае обрел свою нынешнюю форму.

Озабоченность правительства страны по поводу игровой зависимости и негативного влияния компьютерных игр на молодежь вынудила власти ввести цензуру на содержание видеоигр, издаваемых в Китае, также ограничения коснулись интернет-кафе и аркадных автоматов. Но главное, запрет распространился на производство, импорт и продажу большинства консолей и игровых автоматов в материковом Китае. Как следствие, запрет консолей привел к популяризации ПК как игровой платформы, что, в свою очередь, привело к тому, что многие китайские дети стали посещать интернет-кафе, поскольку ПК по-прежнему считался предметом роскоши во многих китайских семьях.

news_60f1a74a5bdbd.jpg

В 2007 году власти Китая еще больше ужесточили контроль. К подобной мере подтолкнула статистика правительства, согласно которой 6% подростков страны играют в онлайн-видеоигры более 40 часов в неделю. На тот момент китайский рынок видеоигр оценивался примерно в 1,7 миллиарда долларов США с 42 миллионами игроков.

Для противодействия "пандемии онлайн-игр" правительство приняло постановление, ограничивающее количество времени, которое несовершеннолетние игроки могут проводить за компьютерными играми. Кроме того, правительство также требовало идентификации игрока, что еще больше ограничивало доступ к видеоиграм.

news_60f1a7a8051ee.jpg

Строгие ограничения на игры косвенно привели к обострению конкуренции на рынке и процветанию пиратства. Многие геймеры для обхода ограничений правительства и экономии на покупке игр загружали пиратский контент, чем снижали прибыль разработчиков. Необходимо было найти решение, которое позволило бы повысить свою конкурентоспособность на рынке и остаться прибыльными. Так на рынке Китая появился новый тип видеоигр – условно бесплатные. Для получения прибыли в бесплатной игре использовались внутриигровые микротранзакции. Такие игры были широко доступны в интернет-кафе, что вызвало бум массовых многопользовательских онлайн-игр (MMO) по всей стране. Развитие и популярность жанра MMO привело к странному, на первый взгляд, симбиозу – игры для социальных сетей. Но позже игры из социальных сетей адаптируют под мобильные телефоны, и они завоюют весь Китай.


Рассвет индустрии мобильных игр в Китае

После того, как игры в социальных сетях стали популярными, разработчики начали искать способы передать больше игр в большее количество рук. Наиболее эффективным решением стали мобильные игры.

news_60f1a6a845034.png

В 2012 году в Китае было более одного миллиарда абонентов мобильных телефонов. Рост объясняется популяризацией смартфонов, которые были дешевле игровых ПК и часто были единственной возможностью для граждан получить доступ в Интернет. Но главное, в отличие от игр на ПК, на мобильные игры не распространялись ограничения правительства, что еще больше повысило их популярность.

Спустя 15 лет –  в 2015 году – запрет на консоли отменили, но рынок уже был занят мобильными играми, которые удерживают лидирующие позиции в качестве одного из крупнейших и наиболее быстрорастущих рынков в мире.

news_60f1a67317fd8.jpg

Рынок мобильных игр в Китае в настоящее время является самым крупным игровым рынком в мире и одним из самых прибыльных. В 2020 году доходы Китая от мобильных игр выросли на 31% и составили чуть менее 30 миллиардов долларов США.

Китайские разработчики имеют серьезное влияние на мировой рынок – доходы от экспорта игр превысили рост внутреннего рынка и составили 36,7%.


Несмотря на привлекательность рынка Китая, существуют затруднения с выходом на внутренний рынок для международных студий-разработчиков. Существуют специальные фирмы, которые предоставили ценную информацию о китайском рынке мобильных игр и о том, как иностранные разработчики могут издавать свои игры на местном рынке. Эксперт одной таких фирм – Тодд Кунс – ответил на ряд вопросов.

Какие игровые жанры успешны в Китае?
Геймеры во всем мире примерно одинаковые, вкусы незначительно меняются от региона к региону. В отличие от игроков на консолях и ПК, мобильные геймеры предпочитают казуальные игры. В Китае казуальные игры-головоломки занимают 17% рынка и приносят около 4 млрд $ доходов. У них также лучшие показатели удержания и самая высокая доля ежемесячных активных пользователей (MAU).

news_60f1a80475c68.png

Но при этом Honor of Kings – RPG от Tencent – самая прибыльная мобильная игра Китая. Фактически Honor of Kings является клоном популярной игры на ПК – League of Legends.
По данным Tencent, наибольшее количество установок у игр жанров RPG и RTS, в то время как RPG и гоночные игры (такие как QQ Speed ​​Mobile), как правило, приносят больше всего денег. Наиболее платежеспособные игроки предпочитают Honor of Kings, Onmyoji, QQ Speed ​​Mobile, Clash of Clans и PUBG (Player Unknown Battlegrounds). (Примечание: MOBA является частью раздела RPG.)
Могут ли разработчики добиться успеха в Китае без поддержки от местных компаний?
Нормативно-правовая база для игр в Китае меняется почти ежемесячно. Уже по одной этой причине иностранным разработчикам становится все труднее выйти на внутренний рынок без опытного консультанта или партнера из Китая, который знает последние законы и требования законодательства.

news_60f1a8989bf90.jpg

Буквально в прошлом месяце три ведущих магазина приложений объявили, что они будут применять правило, согласно которому любое приложение, опубликованное на их платформах, должно получать регистрацию ICP. Заявку на получение ICP может подать только китайская компания. Ожидается, что другие магазины приложений последуют их примеру, что является лишь очередным препятствием для иностранных разработчиков при выходе на высокоприбыльный китайский игровой рынок.
С какими юридическими или нормативными препятствиями могут столкнуться разработчики при выходе на китайский рынок?
Список требований к публикуемой игре в Китае длинный – как для китайских, так и для иностранных разработчиков. Как минимум, вы должны подать заявку на получение сертификата авторского права на программное обеспечение (SCC), ICP Filing и заполнить форму оценки безопасности. Ваша игра должна соответствовать требованиям проверки имени и ограничивать доступ несовершеннолетних в соответствии с требованиями закона.

news_60f1a92bb55ef.jpg

Все платные игры и игры с покупками в приложении должны подавать заявку на получение игровой лицензии (ISBN) в Национальном управлении печати и публикаций (NPPA). Власти проверят сценарий игры, оформление, игровой процесс, схему доступа и другие элементы на предмет соответствия китайским законам. Этот процесс может занять до целого года.
Загвоздка в том, что только компании, на 100% принадлежащие Китаю, могут получить игровую лицензию. Если для вашей игры требуется лицензия, вы должны найти надежного китайского партнера, чтобы опубликовать игру. Но не волнуйтесь –  это можно сделать, не отказываясь от своих авторских прав, товарных знаков и других прав интеллектуальной собственности.
Пока что игры, которые бесплатны или монетизируются только рекламой, не подпадают под это требование, но это может измениться в любой момент.