гонзо
1
Поидее это предназначалось для креативов, но по политическим причинам разместить это возможно только в дневниках. В общем-то оценка этой работы не столь важна, и выражаться она будет не в рейтинге... Приятного чтения.
 
 
 
 
 
Community… как много в этом слове. Вот только чего? Киберспорт – понятие, уже ставшее достаточно емким. И, несмотря на то, что речь идет о всего лишь каких-то там играх – развлечениях для детей, - он все крепче оседает в умах общества. Его уже перестали стыдиться, как раньше. А некоторые, сам видел, приводят свой опыт в киберспорте при описании своих профессиональных навыков и умений. Но что это такое – киберспорт? Нет, это не куча задротов, играющих 24\7 в диаблу, и не сайты, пишущие об этих задротах, и даже не чемпионаты, на которых эти задроты играют. Это тот кусочек социума, который где-то внутри себя одобряет все эти вещи. Но как…
Если взглянуть на состав так называемого киберспортивного комьюнити, то окажется, что он не такой уж и необычный. Если взять средний возраст всех тех, кто хотя бы время от времени запускает на своем компьютере любимую игру, то окажется он довольно-таки высоким. Уверен, далеко за 20. Но вся проблема в том, что те, кто делает этот средний возраст таким высоким, не входят в активную часть этого комьюнити. А жаль…
И жаль вот почему. Киберспорт, так уж завелось, является прерогативой молодых поколений. Так было 20 лет назад, когда на компьютерах (и не только) появились первые игры, так есть и сейчас. Но за эти 20 лет незаметно успело смениться целое поколение. И все те, кто стоял у истоков, сейчас имеют семьи, карьеры, планы и иногда чуточку времени, чтобы вспомнить старое время. Кто же сейчас в мэйнстриме? Поколение, выросшее с плоскими телевизорами, DVD-дисками, ЖК-мониторами и навороченными лазерными мышками с миллионом dpi, не знающее мира с ограничениями. И эта эра компьютерного бума с упрощенными способами общения со всем миром (при одновременном удалении от него) и отдельными его группами и направлениями очень больно ударила по одному из самых близких и незащищенных для нее явлений. Угадайте о чем я…
Нынешнее комьюнити, активная его часть, похожа на стадо заблудившихся овец. Для многих ответы на вопросы «Зачем? Для чего? Почему?» являются риторическими не менее самих вопросов и часто не имеют абсолютно никакой ценности. Это приводит к массовому разъединению, неединству и несогласованности, не говоря уже о массовом неуважении.  Раз уж мы говорим о киберСПОРТЕ, то сравним его окружение с, скажем, хоккейным. На хоккее армии фанатов и болельщиков следят за своими недосягаемыми кумирами с трепетом, обсуждают игру, хвалят или ругают игроков, искренне ненавидят команду соперника и его фанатов  (иногда очень больно ненавидят). В общем, все как у всех. Но лично я после многоразовых походов на матчи ни разу не слышал на трибунах «Этот хоккей – г***о», «Девку бы себе завели лучше, чем шайбу гонять», «Да скока лет этому Кузнецову? Ему бы клюшки подавать», «Я не такой как эти лузеры на льду» и так далее в таком духе. Узнаете «стереотипы»? Только вот это не стереотипы, увы… Это сегодняшняя реальность. Комьюнити, которое люто ненавидит и не уважает тех, кто рядом, кто делает то же, что и они. Которые презирают целую сферу, в которой они крутятся. Самый яркий пример этого – поведение зрителей стримов, и даже тех, кто зрителей этих «укрощает». Буквально на днях натолкнулся там на диалог, суть которого сводилась к тому, что нужно быть больным, чтобы посвятить свою жизнь киберспорту, как те черти в плеере. Да, есть десятки людей, которые смогли себя этим прокормить и даже больше, но так как дано это не каждому, то считается дурным тоном попробовать. Потому что если ты решишься на это – то итог получится 1 из 2: ты либо пробьешься на олимп к тем десяткам, либо предпочтешь не распространяться об этом (что сейчас почти невозможно, ибо спрятаться сложно), ибо ты прочувствуешь на себе всю мощь своих «единомышленников», если расскажешь всю «правду».
И разговор идет не о тех, кто рискнул или не рискнул. Разговор об этих «единомышленниках». В своей предыдущей статье я предложил комьюнити на секунду представить, что то, на что они так или иначе убивают свое драгоценное время (играя или наблюдая со стороны, неважно), может вырасти во что-то серьезное, весомое, полезное и достойное. Одна часть комьюнити, где-то половина, блеснула остротой мысли, забраковав саму мысль об этом даже не читая. Другие отказывались даже представить, поливая киберспорт грязью со всей красотой великого и могучего. Я было подумал, что я недостаточно ясно выразился, что не смог донести мысль, развернув обширную дискуссию. Как результат – выразился я, оказывается, достаточно ясно =) и комьюнити показало себя во всей красе. Сказать честно, я не ожидал что на киберспортивном (!!) портале я столкнусь с полным неприятием киберспорта, как идеи. Наверняка есть люди, ненавидящие футбол и считающие его угрозой человечеству, но шанс встретить их на стадионе равен почти 0. Этим «наше» комьюнити, к сожалению, сильно отличается от их.
А в чем причина? Почему так? Ведь было же когда то совсем по-другому, я хорошо помню это время. Не было злости, не было стыда за свои старания повысить мастерство и уж подавно не было такой реакции у «окружающих». Да, киберспорт (тогда и слова то такого не было) не одобряли большинство взрослых, но внутри нашего социума было единство. Мы тыкали своим родителям пальцем в телевизор, показывая на uNkind’а с флагом и чеком на круглую сумму, да на Cooller’а с забавным покемоном на коврике, приговаривая «Видали? Это не просто бестолковая порча здоровья».
И, судя по всему, нас поняли. Как я сейчас думаю – к сожалению. Сейчас родители уже почти не протестуют против просиживания штанов своими чадами, покупают им старкрафты и диаблы, мышки и ушки, новые приставки… Мне кажется, что когда внешний враг исчез, все это комьюнити стало его на подсознательном уровне искать внутри. А учитывая юный возраст (а большинство, даже повзрослев физически, перестают прогрессировать как личности после лет 18) и те условия, в которых они росли (они описаны выше), все это превратило киберспорт в то, что он есть сейчас. К слову, касается это и более возрастной публики, лишь немногие из которых застали еще тот, подвальный киберспорт в душных клубах и на старых компах. Большинство из «стариков» (как они себя гордо именуют, заглядывая в паспорт) знакомы с киберспортом лишь последние лет 5-6, а то и меньше, когда необратимые изменения уже произошли, а обстановка довершила их формирование.
А в чем разница-то? Сейчас… Тогда… Тогда со всеми лагающими компьютерами, душными клубами, вечными пьянками, убогими турнирами и прочим лоском того времени, была какая-то идея. Мы чувствовали себя отдельным потоком, непохожим на всех. Мы хотели объединиться, чтобы узнать: «Кто же круче? Мы или пендосы?», мы хотели вывести то, что мы гордо назвали спортом в широкие массы и показать всему обществу, чего они теряют, не присоединяясь к нам. Это делало атмосферу киберспорта такой, что даже самому прожженному подонку и в голову не приходило ее стыдиться, и уж подавно ругать. Может быть, мы добились чего хотели? Вроде и выяснили, кто есть кто. Вроде и всему миру себя показали… Но то поколение практически ушло, и глядя на нынешнее положение дел внутри, я думаю мы не к этому стремились, не к такому. Будущее нам виделось более светлым. Пропала идея, пропала атмосфера, и люди на смену пришли какие-то другие. Думаю, прошлые «звезды» недолго бы протянули в такой атмосфере, не интересна она бы им была…
А кто виноват и что делать? Я думаю, что виноваты те, кто вольно или не вольно, специально или случайно взвалил на себя бремя вести это комьюнити сквозь время и пространство, возможно и не подозревая об этом. Те, кто объединяли все это время комьюнити, чье мнение всегда было авторитетным. Это порталы и их руководство – те, кто предоставляли массовые места для коммуникации всего сообщества, где люди определяют погоду. Киберфайт, Проплей, теперь вот ГГ и еще масса портальчиков всех мастей и размеров… Они взяли на себя ответственность говорить от имени комьюнити и решать за него. И чуть более чем за 15 лет киберспорт умер, толком не родившись. Умер с точки зрения самостоятельности и самоуважения, которых нет теперь.  За все эти годы изменилась лишь техническая сторона деятельности, но не политическая и даже не психологическая. Киберспорт – по-прежнему лишь игрушка в руках корпораций, которые «купили» все оптом за копейки, дав взамен иллюзию серьезности и успеха. Если они наиграются – упадет все! Раньше же было плевать на все эти самсунги с интелами, комьюнити прекрасно обходилось без них. Пожалуй, единственное место, где киберспорт победил – это Корея. Они смогли победить корпорации, и у них ничего никогда не умрет. Жаль, что они не любят делиться…
Можно махнуть рукой и оставить все как есть. Пусть догнивает. И хотя я давно отошел от активного сопереживания этому направлению, да и приоритеты изменились, мне очень неприятно и жалко видеть, как умирает то, чему я когда-то посвятил более 13 лет. Я считаю, что тем, кто стоит у руля сегодня, стоит крепко призадуматься, куда они идут и ведут за собой целую армию людей. Какие ценности они им прививают своей деятельностью. Что будет еще через 10-15 лет, когда поколение вновь сменится? И что скажут будущие «ветераны» - «как хорошо, что я не стал, как они, что меня не затянуло»? Нужны новые цели, новая идея, а возможно и идеология. Нужна новая аура киберспорта, чтобы его не хотелось жалеть и думать, что никогда не купишь своему ребенку старкрафт, пусть лучше мяч гоняет. И думать над всем этим нужно сообща, всем комьюнити (по мере возможности), всеми странами. И уже сейчас, потому что потом будет поздно и киберспорт превратится в убийцу личности.
Ну а пока выбора 3: терпеть, забить или переезжать в Корею.

эпично же! не?