Про RSTL, СНГ-старкрафт и роль лидера в сообществе

Я начинаю писать этот текст, и я не знаю, что получится в итоге. Даже не совсем четко представляю себе, что именно должно получиться. Но чувствую, что хочется высказаться, поэтому – пишу. Раньше находились люди, которым мои мысли казались логичными и правильными, и это еще одна причина, по которой - пишу.

 

Примечание: дописал. Там стена текста. Про старкрафт в СНГ, про то, что он непопулярный, и про то, что нужен сильный лидер и системная работа по реализации потенциала ск2-сообщества. И еще про RSTL.

 

Давайте я вот с чего начну. С турниров. И лиг. И всяких-прочих-разных соревнований, которые должны оживить старкрафт в СНГ. Сразу же сделаю обобщающее заявление: СНГ нужны турниры. Любые. Длительные лиги. Турниры-однодневки. Регулярные серии и разовые мероприятия. Командные и индивидуальные. Это заявление, я думаю, вопросов не вызывает. Соревнования – это движение,  это жизнь. Это, наконец, один из главных показателей того, что региональная сцена жива и один из главных двигателей прогресса, если хотите. Именно на локальных турнирах, по логике вещей, должны появляться и развиваться будущие чемпионы.

 

Что лучше – «быстрый» турнир или лига на несколько месяцев? Я скажу, что лига на несколько месяцев. Вообще, возвращаясь к формату WCS и вспоминая недавно проведенную RSTL Solo, я считаю, что это именно то, что нужно СНГ. Именно долгоиграющая регулярная лига. Она не столь «рандомна», как однодневный турнир. Она может выступить в роли цели. То есть человек может тренироваться и понимать, что его цель – пробиться в основной сезон RSTL. Цель куда более понятная, чем «я буду тренироваться, однажды будет крупный турнир, я его выиграю, ну и молодец буду». И, в то же время, RSTL – цель более реальная, чем та же WCS.

 

Можно возразить – дескать, RSTL-то не возымела того эффекта, на который рассчитывалось. Отчасти – согласен. Но, с другой стороны, в той же RSTL есть, что улучшить. Есть простор для организаторского творчества, да и вообще для творчества – следовательно, можно многое улучшить, сделать продукт более смотрибельным, более привлекательным для зрителя. Про спонсора сейчас даже не заикаюсь.

 

Я говорил раньше, я продолжаю говорить сейчас – СНГ нужен не столько рост профессионализма в старкрафте, сколько упрочнение и развитие самого игрового сообщества. Я думаю, что деньги здесь – вторичный фактор. Они важны, да. Но они важны меньше, чем само сообщество и просто-напросто интерес к игре. Сообщество есть, и оно, возможно, довольно-таки дружное (во всяком случае, в определенных моментах это заметно). Но тем не менее, сообщество в моем понимании – это не только дружественные взаимоотношения между игроками.

 

Мы много сетуем на то, что «старкрафт умер», «игра сложна для освоения», «новых игроков не появляется», «спонсорам игра не интересна», ну и разные другие темы. И это все, я считаю, правда. В той или иной степени. Кроме «старкрафт умер». Старкрафт не умер, нет. Но мы почему-то хотим от этой игры большей популярности, чем она заслуживает. Популярности большей, чем эта игра объективно может обладать. Это как возмущаться «а почему же шахматы не такая популярная игра, как футбол». На то есть причины. И вы никак это не исправите. Значит ли это, что шахматы умерли? Нет. Полно людей, которые играют в шахматы. И просто для развлечения, и профессионально. Просто есть виды спорта, которые более популярны (потому что они проще, зрелищнее, понятнее – по объективным, короче, причинам), и есть виды спорта, которые менее популярны. То же самое со старкрафтом. Старкрафт менее популярен, чем дота, или лига легенд, или контра. Здесь остается только смириться.

 

Говоря о сообществе, и его количественном, да и качественном составе, мое исходное положение будет таким: сообщество не растет, и расти не будет. Старкрафт-2 уже собрал свою базу поклонников, и самое большее, на что нам остается рассчитывать – это то, что определенное количество игроков (допускаю, что достаточно большое) вернется в игру после выхода LotV. Может быть, появятся и новые топовые игроки, но я не думаю, что это будут прямо совсем вот новички. Нет, скорее это будет кто-то, кто не сумел добиться успеха в WoL или HotS, но получил благоприятные условия для самореализации в измененной и еще не стабилизировавшейся метаигре аддона. А вот ситуацию, что кто-то начнет играть только с выходом LotV и относительно скоро выбьется в топовые игроки – нет, в это я не верю.

 

Так вот, у нас есть СНГ-сообщество. Люди, которым старкрафт-2 интересен. Которые хотели бы его смотреть, играть, наблюдать. И здесь хочется процитировать какую-то композицию из лихих девяностых. «А что ты сделал для хип-хопа в свои годы?». Хип-хоп, понятное дело, нужно заменить на старкрафт.

 

Мы, на самом деле, действительно многого хотим. Вот задайте себе вопрос – чего вы хотите от старкрафта в СНГ? Из моих наблюдений за форумом на гудгейме складывается следующая картина: чтобы СНГ-игроки тащили; чтобы новые имена на СНГ-сцене появлялись, и тоже тащили; чтобы турниры были; чтобы стримеры толково стримили. Вот, вроде бы, список основных требований. И требования-то все, вроде как, взаимосвязанные: делаем турниры, толково их стримим, на них появляются игроки, игроки тренируются и вырастают в топ-СНГ. Логичная последовательность. Однако же – не работает.

 

А почему? Да потому что мы все хотим, чтобы в старкрафт в СНГ цвел и пах, но не хотим работать на то, чтобы он цвел и пах. Но кто, метафорически выражаясь, должен пахать землю? Работать над тем, чтобы появились плоды? Кто-то должен. Но не я. Это я вот сейчас на полном серьезе сказал, про себя. Я работать на это не буду. Ты, который сейчас читает этот текст – ты будешь на это работать? Ты тоже не будешь на это работать. Если только ты не Warrion, например. Warrion что-то делает, что-то думает, что-то решает. Я видел. Или кто у нас еще пытается продвигать-развивать старкрафт?

 

Мне кажется, есть у нас такая проблема – несоответствие ожиданий и потраченных на достижение целей сил. Хотите пример? RSTL. Сколько человек задонатило на призовой фонд этой лиги? Если в итоге было собрано около 43 тысяч рублей… И для сравнения – сколько людей смотрели стримы? Скольким людям RSTL, в принципе, была интересна?

 

Еще один вопрос – а кто стримил эту лигу? Насколько я помню, стримить мог любой желающий. Во всяком случае, любого более-менее известного стримера (Алекс, Пептар, Зерг) в игру пустили бы без возражений. Но стримил в итоге только Поми. Так что, кому-то еще из СНГ-стримеров нужна крупная ск2-лига во все том же СНГ, или нет? Или лига недостаточно серьезная? Или что?

 

Если вы хотите достичь цели, подумайте, как вы хотите ее достичь. Возьмем, к примеру, ситуацию: я хочу, чтобы через год на СНГ-сцене появилось 4 новых игрока топового уровня, 2 из которых прошли бы в Ro32 WCS, еще 2 прошли бы в Ro16. Допустим, такая у меня цель. Она вполне отражает то, чего многие хотят от СНГ-старкрафта. Итак, вопрос: как мне сделать этих игроков?

 

Ответ примерно такой: мне нужно найти перспективных начинающих игроков, и создать им условия для роста. Найти их точки роста, и использовать их. Поставить им правильные цели, поддерживать их на всем их пути, помогать советами и тренировками. Возможно даже поддерживать финансово. Это очень малый и упрощенный перечень того, что мне нужно делать для того, чтобы в СНГ появились топовые игроки. Лично я ничего из этого сделать не в силах. А ты, читающий это, в силах? Станешь ты этим заниматься? Я думаю, что твой ответ – нет. Почему? Ты и сам знаешь, почему. Это твое время. Тебе за него никто не заплатит. Не факт, что оно в итоге окупится. Далеко не факт, что никто из игроков не «соскочит» в итоге. А у тебя, как и у меня, есть более важные в жизни вещи, чем подъем старкрафта в одном отдельно взятом европейском регионе. Аналогично с, допустим, новостным сайтом, или крупным регулярным турниром – есть ли смысл тратить свои силы и время на то, что в итоге не то, что не окупится, но и скорее всего даже выйдет в убыток (я имею в виду не только финансовые затраты, но и, опять же, время, и эмоции).

 

Так вот, еще одно положение: в СНГ практически нет людей, которые хотят старкрафт развивать. Вот чтобы он был развит – все хотят. Но тратить силы на его развитие – почти никто не хочет. И это абсолютно логично и понятно. Даже дать какие-то деньги людям на проведение соревнований – и то не особо много желающих. Да ну бросьте, о чем вы? Какое развитие?

 

Про волонтеров от мира старкрафта, вроде того же Warrion’a, или Smile’a – то есть людей, добровольно тратящих время, силы и деньги на развитие многострадальной игровой дисциплины в СНГ. Я в свое время тоже очень много сил убил именно на киберспортивную организацию – менеджер команды, организатор соревнований и т.д. Так вот, я вложил кучу сил в дело, которое, я был уверен, рано или поздно должно было начать мне прибыль. Я работал абсолютно безвозмездно, в иные периоды времени по 12 часов в день. Прогуливал пары, сидел за компом на каникулах – писал новости, организовывал, общался с игроками. Много чего, в общем. Не вышло. Не «взлетел». Затем был промежуток в жизни, когда я активно занимался всякой внеучебной студенческой активностью. Играл в КВН, в брейн-ринг, в пейнтбол, принимал участие в волонтерских акциях. Да, в общем, тоже много чего.

 

И в своей киберспортивной команде, и в вопросах студенческого самоуправления, мне пришлось столкнуться как раз с вопросами развития инфраструктуры. И, вы знаете, все выходит гораздо лучше, если есть люди, которые разделяют ваши убеждения и помогают вам. Это позволяет со временем передать им определенную часть обязанностей, а самому сфокусироваться на решении новых задач. Это не всегда получалось, но иногда выходило – и тогда все было хорошо. И к этому, я считаю, нужно стремиться.

 

К чему я веду? Если вы занимаетесь делом, то развивайте организацию. Налаживайте инфраструктуру. Доверяйте людям. Ищите людей. Привлекайте к организации. Нельзя все время тащить организационные вопросы на своих плечах. Работать должны коллективы. Если вы главный организатор – после вас должны остаться люди, которые смогут стать новым главным организатором. Если вы ньюсмейкер – после вас должны появиться новые ньюсмейкеры. Ну и так далее. То, что люди вкладываются в дело, которое им нравится (финансово вкладываются, или физически, или творчески, или еще как) – это замечательно. Но это не есть развитие в полном смысле этого слова. Это – попытка в одиночку перевернуть мир. Чего, как правило, не удается.

 

Для того, чтобы старкрафт-2 в СНГ начал развиваться, и развиваться закономерно, а не вопреки обстоятельствам, требуются усилия (и я действительно имею в виду упорный труд) гораздо большего количества «активистов», чем у нас есть сейчас. Вопрос – а где взять этих активистов? Их же нет. Если бы были, то давно уже все сделали бы.

 

Нет. Еще одна проблема СНГ-старкрафта -  у нас нет лидеров. Есть игроки, которые «топ игроки СНГ». Есть стримеры, которые «топ стримеры СНГ». Есть команды, которые «топ команды СНГ». Лидеров – нет. А, между прочим, в ситуации, когда нужно делать что-то именно на добровольных началах, именно позиция лидера является ключевой. Лидер это тот человек, который больше всех впрягается, борется за идею и достижение поставленной цели и в целом рулит процессом. Вдохновляет, в конце концов, остальных работать.

 

Майкер, если хотите, является очень хорошим примером лидера. Сколько людей ломанулось играть в варкрафт благодаря его ВОДам? И сколько ломанулось играть именно за ночных эльфов?

 

А сейчас в СНГ-старкрафте – есть лидеры? Кто-то пашет до 7 пота? Наверное, да. Хэппи, к примеру. Я уверен, что он много тренируется. Но – Хэппи не лидер. Хэппи не ведет людей за собой. Не вдохновляет их «работать» в старкрафт. Игрока-лидера нет. Стример? Вот не знаю. Наверное, тоже нет. Вообще, просто организатор? Да тоже не факт. Хотя Warrion, мне кажется, имеет все задатки. Но его, как лидера, губит какая-то скромность. Неизвестность, что ли. Непопулярность. Парадоксально, но еще в начале лета прошлого года я мог бы сказать, что хорошим лидером мог бы стать Револьвер. Увы, с тех пор все сильно изменилось. Возможно, со временем лидер получится из Верди. Да, в принципе, из кого угодно он может получиться, если человек будет долгое время пахать, зарабатывать себе репутацию и налаживать нужные контакты. Ага, быть лидером – задаче вовсе не из легких.

 

Мне кажется, что на данный момент именно Warrion – потенциально самый сильный лидер в СНГ. Но ему нужна медийность. Чтобы его знали не хуже Pomi или Verdi. А вместе с ним знали и команду, с которой он работает, и сайт, на котором он работает, и так далее. Warrion, если ты читаешь это, то подумай над тем, что я тут написал. Если не читаешь, то я сам тебе все равно напишу.

 

Я более чем уверен, что в СНГ-сообществе есть отличный потенциал. Но его нужно выявить и реализовать. Талантов, будь то стримеры, или игроки, или журналисты, или организаторы, нужно выявлять, привлекать к работе, вести за собой. Без лидера это невозможно.

 

Кратко подведем итоги того, что было написано и объяснено на трех предыдущих страницах текста:

 

- RSTL – это лучшее соревнование, и главное соревнование, которое нужно СНГ. Оно позволяет объективно оценивать уровень игроков, ставить игрокам перед собой конкретные цели, да и вообще может (если дело встанет на поток) выгодно отличаться стабильностью и постоянностью.

 

- RSTL, в принципе, может стать ядром той структуры, которая повлечет за собой развитие старкрафта в СНГ. Вполне возможно, что это может оказаться и какая-то другая организация, но следующий пункт по-прежнему останется очень важным:

 

- СНГ нужна организованная, работающая структура, которая будет заниматься планомерным решением задач по реализации потенциала игрового сообщества (поиск и развитие талантливых игроков, развитие ск2-трансляций, развитие киберспортивной журналистики и медийности, или как это назвать). Но:

 

- Для создания подобной организации нужен сильный лидер. Человек, который готов всего себя (или очень много от себя) отдать работе, достижению поставленной цели и развитию организационной инфраструктуры.

 

RSTL, я считаю, является очень хорошим турниром. В рамках СНГ – уж точно. Я уже упоминал выше некоторые из ее преимуществ. Именно этот турнир может стать тем фактором, который объединит СНГ-сообщество воедино. Даст достаточное количество поводов для производства медийного и развлекательного контента, достаточное количество возможностей для роста игроков и, как следствия, укрепления сообщества. Но чтобы все это работало – у этой организации должна быть более развитая инфраструктура. Стримеры – не один Поми, а несколько популярных СНГ-стримеров. Ньюсмейкеры – тоже несколько человек.

 

Вообще, вопрос с реализацией потенциала и развитием инфраструктуры организации – это отдельная, очень обширная тема. Поэтому в этой заметке на ней останавливаться не буду. Но в ближайшее время постараюсь наваять очередную стену текста, где затрону этот вопрос. Главное, что можно сказать по этой теме относительно СНГ: кто-то должен работать «за идею», на свой страх и риск, за дело, которое, возможно, «не выгорит». И должен быть кто-то, кто будет это все организовывать и делать все для того, чтобы «выгорело».

 

И, черт побери, тебе, читающему этот текст, тоже нужно включиться. Помочь СНГ-старкрафту рублем, или помочь комментарием, или делом. Но это тоже тема для другого разговора. Потому что - а, может, оно вовсе того и не стоит? Или все-таки стоит. Вот об этом и поговорим. Но - в другой раз.

 

А пока что я слишком уж много написал. Надеюсь, несмотря на мою сбивчивость и неумение писать коротко, вы поняли, какие идеи я хотел высказать. Спасибо за внимание, надеюсь, было не слишком скучно и кто-то, может быть, даже и осилил весь текст.