Рождение майкера! Марка и Кловунов!
Захотелось немножечко поделиться собственным опытом, т.к. мне удалось побывать активным участником жизни киберспорта в России в моменты его становления.
 
В качестве бонуса также отвечу на интересующие многих сегодня вопросы:
 
1. Откуда взялся Марк (понятно, взялся он от папы с мамой – когда именно он стал известен в качестве журналиста)?
2. Как Майкер стал популярным?
3. Откуда появились кловуны?
 
Сразу предупрежу, описывать ситуацию я буду только с позиции собственного опыта и знаний, так что сразу приношу свои извинения за неполность и возможную некорректность некоторых данных. Если таковые будут иметься – прошу меня исправлять.
Итак, начну с самого начала.
 
2001-2003 года.
 
В те далекие дремучие времена, когда людей в интернете было меньше, энтузиастов больше, а люди рьяно вкалывали, делая репортажи с очередных турниров, переводя новости, создавая статьи и интервью, полноценных сайтов, на которых базировался российский киберспорт, было как китов – три. Кто-то посильнее, кто-то послабее, но все, безусловное, важные и внесшие огромный вклад в развитие киберспорта в России.
Тройка мультигейминговых порталов-лидеров выглядела примерно так:
1. Cyberfight.RU (4 – 8 тыс. посетителей в сутки)
2. ProGamer.RU (4 – 7 тыс. посетителей в сутки)
3. Cybernews.ru (2 – 4 тыс. посетителей в сутки)
 
1 кит. Cyberfight.RU
 
2001 год. Выросший на квейке сайт по киберспорту был образован в 2001 году известным bull3t`ом и d1monn`ом. Димонн обеспечил сайту хорошую финансовую поддержку (на тот момент киберфайт был единственным в России сайтом у которого был стабильный спонсор в лице компании Телефон.ру).
 
Булллету принадлежала концепция сайта. Он также был лидером команды с58, которая выступала на многих западных турнирах.
В силу сложившихся между Димонном и Буллетом разногласий, последний впоследствии покинул свое детище, но сайт продолжил свое существование, выносив в своем лоне многих талантливых игроков и киберспортивных журналистов.
Кроме очень интересных и информативных материалов от Полосатого, сайт радовал своих читателей контентом от звезд российского Старкрафта (некоторые члены легендарного клана orky вступили в команду с58) и просто талантливых журналистов, которым была близка тема киберспорта (d3sp, sommonel, SealOK).
Основной изюминкой сайта, да и что греха таить, формированием его таким, каким мы увидели киберфайт в дальнейшем, стали колонки авторов.
 
Благодаря своим колумнистам киберфайт занял позицию резко агрессивного сайта, интересного, горячего, с примесью желтизны, которая добавляла активность посетителям и неоднозначную репутацию самому порталу.
Острые колонки cooKKie сочетались с медвежье-пушистыми, но крайне полезными статьями Полосатого. В лоне стратегических игр на киберфайте произошел переворот после прихода на портал орков и выхода колонки marin.pro «Как стать (orky)». Колонка набрала рекордное для киберфайта того времени количество комментариев – 579 и прошлась ссылками по всему е-спорт рунету, заработав приличное количество пародий и клонов.
 
В те далекие времена становления киберспортивных СМИ киберфайт по праву считался лидером по посещаемости. Авторы работали бесплатно, «за комментарии», не гнушаясь в погоне за своим читателем добавлять в материалы скандальные подробности из жизни звезд киберспорта и излишнюю экспрессивность в обращениях к читателям портала.
Киберфайт вырастил огромное количество кадров. Авторами, кроме описанных выше, сайта успели побывать такие звезды олдскула, как Карма, орки Миф, орки Елисей, орки Виктор и многие другие. В 2003 году здесь же в качестве е-спорт журналиста обосновался call911 (он же Марчелло), завоевав среди читателей сайта свою популярность терзанием «плюшевых мишек» и очень динамичными и веселыми обзорами е-спорт событий за неделю в рубрике “It`s all about CyberSport”. Кстати, идея киберспортивного дайджеста изначально принадлежала cooKKie с его обзорами «Крошки печенья», но последователь превзошел своего начинателя как по популярности, так и по интересу читателей к его работе.
 
В 2003 году на киберфайте был замечен и Майкер, который стал автором сайта, перебежав на более «жирный» ресурс с Progamer.ru.
Моя скромная персона перекочевала на киберфайт в январе 2002-го, поавторствовав до этого на сайтах StarCraft.ru и Blizzard.Ru.
На данный момент киберфайт является единственным сайтом, который сохранил контент о киберспорте со времен его становления. Здесь можно найти забавные фотографии звезд в юности, составить вполне объективную картину развития компьютерного спорта от полуподвальной субкультуры до сформировавшегося течения с многотысячной армией поклонников и турнирами в крупных кинотеатрах и на выставках страны.
 
2 кит. ProGamer.RU
 
Основанный примерно в одно время с киберфайтом, прогамер являл собой полную противоположность с58.ру. Прогамер брал не интригами и скандалами о звездах, а качеством, количеством и информативностью контента.
Основанный программистами НадымГазпрома Snikers`ом и Abyss`ом, Прогамер быстро поднялся за счет бешенной работы авторов и основателей, и также быстро сдулся. Проект не имел финансовой подпитки и кроме удовольствия не приносил своим создателям ровным счетом ничего.
 
Изначально сайт базировался на бесплатном хостинге камрад.ру. В дальнейшем, у прогамера появилось свое собственное доменное имя, хостинг и новые интересные авторы: Курилка и Алекс-А.
Сайт номер 1 и сайт номер 2 испытывали друг к другу очень горячие чувства пылкой страсти и постоянно пытались полюбить друг друга. При чем сзади. Димонн отвернулся от создателей прогамера, возведя Абисса и Сникерса в ранг абсолютных врагов после того как «прогамеры», по его мнению, жестко с;%?:ли статью с киберфайта, не проставив авторства. На деле же, вовровство новостей обычно практиковал киберфайт. Журналисты прогамера были активнее, целеустремленнее и обладали более хорошим английским, что помогало им оперативнее размещать новости и обзоры матчей.
 
На WCG 2002 воровство новостей киберфайтом достигло своего абсурдного эпилога – разместив на сайте репортаж и сетку с гранд-финала WCG, авторы киберфайта даже не удосужились перезалить некоторые картинки, просто скопировав линки на них с прогамера. На что прогамеры лихо ответили сменой картинки на новую, с нецензурными выражениями в адрес злостных плагиаторов. В итоге в течение получаса читатели киберфайта могли во всех подробных деталях лицезреть, что именно думают авторы прогамера про авторов с58.
 
С выходом WarCraft3 Progamer обрел новое дыхание. Именно здесь начинал свою карьеру писателя Майкер. Именно отсюда вышли Караваджио и МТ.
 
Да, кстати, и именно здесь родились кловуны.
Банальная шутка создателей прогамера над одним из форумчан с присвоением ему почетного звания «кловун» породила целое течение лосей и кловунов форума, которые рьяно флудили в курилке, не заботясь о выражениях и содержательности своих постов. Создатели сайта по негласной договоренности отдали курилку на растерзание флудеров, не влезая в жизнь размножающихся со скоростью света кловунов, и не модерируя данный раздел.
Закончилась жизнь кловунов на прогамере банально и просто. Наивно полагая, что курилка форума принадлежит только им, кловуны начали «клоувничать» в сторону одного из создателей прогамера. Чем заслужили жесткие баны, модерацию и выдворение за пределы сайта Progamer.Ru.
 
3 кит. Cybernews.ru
 
Пока его ностальгирующие по Q3 конкуренты cybernews.ru обходили стороной многие важные в жизни Counter-Strike события, cybernews не забывал оперативно отслеживать и освещать CS, при этом не забывая и про родной Quake 3. Естественно, особый упор был сделан на освещение питерской е-спорт сцены, т.к. и сам создатель сайта, и пришедший в качестве автора М19.Warrior – обитали в Северной столице России.
M19.Warrior очень сильно обогащал контент cybernews описаниями событий из жизни сильнейшей (по версии WCG) на 2002 год команды М19. Позднее М19 распался, киберньюс закрылся, а Warrior переселился на киберфайт, где, кстати, обитает до сих пор.
 
Очевидным преимуществом cybernews была крайняя лояльность сайта к своим конкурентам. Сybernews редко принимал участие в баталиях со своими старшими братьями и старался со всеми жить мирно, не скупясь на выкладку дайджестов новостей своих собратьев со ссылочками и всеми причитающимися респектами. Возможно, именно данный нейтралитет и оставил cybernews в стороне от лидерства, тогда как киберфайть и прогамер попеременно занимали пьедестал почета по посещаемости (во времена расцвета WarCraft3 прогамер собирал до 10 тыс. посетителей в день).
Внутренняя жизнь Киберньюс тоже протекала весьма мирно и спокойно. Сайт сформировал достаточно обособленное, но очень адекватное сообщество. Возможно, благодаря этому cybernews прожил долго, но в лидеры так и не выбился. Тем не менее, cybernews стабильно был третьим и стабильно радовал своих читателей хорошими материалами без излишних эмоций и примесей желтизны.