Artosis: "Корейская сцена не умерла, не нужно спешить с выводами"

В интервью Cyan Esports бывший профессиональный игрок в StarCraft, а ныне комментатор GSL Ден "Artosis" Стемкоски поделился своим мнением по поводу закрытия Пролиги, а также рассказал о нынешнем состоянии корейской SC2-сцены.

К сожалению, неделю основательно испортили новости о закрытии Пролиги…
Да, грустные вести.
Ты был большим поклонником BW, это все знают. Каково было для тебя услышать новость о закрытии Пролиги?
Конечно же, это очень печально. Я любил Пролигу. Я наблюдал за StarCraft’ом с самого его старта в Корее – сомневаюсь, что в игре есть кто-то, кто видел больше игр Пролиги, нежели я. Я смотрел этот турнир с самого его начала в BW до самого SC2. И это ведь была моя первая работа в Корее – первое, что я здесь делал, это комментирование Пролиги. Наверное, мало кто об этом знает, это было более 8 лет назад.... Конечно же, это все очень грустно. Мне бы хотелось, чтобы Пролига продолжалась. Мне нравился формат этого турнира, команды, атмосфера, высочайший уровень игр. В этом году я посмотрел все игры с Пролиги. В том году, может быть, пропустил несколько… Но я все равно большой фанат Пролиги и мне очень жаль, что ее не стало.
Слухи о закрытии Пролиги ходили уже в течение нескольких месяцев. Информация всплывала то здесь, то там. Об этом говорили какие-то неназванные люди, писали разные сайты. Насколько раньше других ты узнал о закрытии турнира?
Я узнаю о новостях раньше, чем большинство людей. Я уже очень долго живу в Корее, тесно работаю с KeSPA, с разными другими компаниями, знаю многих людей. Разговоры об этом ходили уже давно, но такие разговоры велись в течение уже нескольких лет – так что точно сказать было нельзя. Но в этом году все оказалось взаправду.
Несколько недель назад появились слухи о роспуске KT Rolster. Очевидно, они были вызваны тем, что тимхаус этой команды был закрыт. Но потом Stats в интервью сообщил, что KT просто переезжали в другой тимхаус. Вырисовывается очень интересная картина. Игроки KT действительно не знали, что команда закрывается?
Возможно, их неправильно информировали. Такое может быть. Я не знаю, когда они узнали о закрытии KT. Не хочу гадать, когда именно каждый из игроков узнал о том, что должно было произойти. Не думаю, что Stats хотел сделать что-то плохое. Может быть, что-то просто потерялось при переводе, или же он действительно думал, что команда просто переезжает. Я не уверен.
KeSPA в свое официальном обращении упоминают финансовый кризис 2008 года, подставные матчи, недостаток команд и игроков, а также проблемы с сохранением спонсоров в качестве основных причин, которые привели к закрытию Пролиги. С твоей точки зрения, насколько серьезно все эти факторы повлияли на Пролигу и на SC2-сцену в Корее?
2008 год был вообще тяжелым. Финансовый кризис, конечно же, сказался. Но не стоит забывать про скандал с подставными матчами, который разгорелся то ли в 2008, то ли в 2009 году, мне сейчас не вспомнить… И именно тогда Пролиге был нанесен первый серьезный удар. Такое никакому виду спорта не пойдет на пользу. Да и недавно ведь еще одна подобная ситуация была, уже с Life’ом. Это тоже сказалось. Но самое главное – это проблема со спонсорами. По факту это Пролига SKT, именно они ее спонсировали. И если они больше не хотят спонсировать турнир – значит, у орагнизаторов нет денег на его проведение. И, конечно же, количество зрителей у SC2 в Корее не такое большое, как было у SC1 – особенно если вспомнить очень давние годы. Многие говорят, что во всем виноваты Blizzard, или же новые правила WCS – но это все вообще никак не сказалось на судьбе Пролиги. Понятное дело, что очень многие расстроились печальным новостям. Но в то же время очень многое из того, что предполагается в качестве причин произошедшего – абсолютно мимо.
То есть, WCS не является причиной? Многие будут разочарованы, когда услышат это…
Позвольте я здесь немного углублюсь в детали. Я, разумеется, не представитель KeSPA, не имею никакого отношения к обсуждаемому нами решению. Но я не думаю, что они решили закрыть турнир потому, что корейские игроки сейчас не могут летать на турниры в другие страны. Не так это работает. Команды вот, например… Потому что мне кажется, что опять же не все понимают, в чем проблема с командами. Несколько команд ведь тоже закрылись. Команды спонсируются крупными компаниями. SKT, KT, Samsung, CJ – это одни из крупнейших компаний в стране. Корейские команды работают совсем не так, как иностранные. Потому что иностранные команды – это вроде небольших агентств для игроков. Они продают рекламное место на стримах, на командной форме, все в этом духе. И они стараются зарабатывать на профессиональном подходе к делу. Но корейские спонсоры работают по другому принципу… Вот поговорим, к примеру, об SK Telecom. Это крупнейшая компания в Корее, у них огромное количество денег. И если SKT спонсируют команду – то это не для того, чтобы заработать. Да, есть какие-то другие спонсоры, вклад которых частично снижает расходы но спонсорство, но все равно… Если в один момент компания понимает, что лига больше не стоит того, чтобы ее спонсировать – нет зрителей, к примеру – то принимается решение прекратить спонсорство. SKT ведь ничего не зарабатывает на иностранных зрителях. Они не будут подключать себе их интернет, делать их своим провайдером. Им корейские поклонники игры важны. И сейчас вот постоянно говорят, что виноват новый формат WCS. Но если, допустим, soO летит на какой-то турнир, занимает там второе место – ну, и как это связано с Пролигой? Да нет никакой связи. Я не защищаю систему WCS и не критикую ее, ничего такого. Просто пытаюсь объяснить, что многие из выдвигаемых идей по поводу того, что происходит в Корее, являются неверными.
Отдельные очень известные люди крайне негативно высказывались о WCS. В частности, Thorin на reddit написал, что "люди, которые поддерживали новый формат WCS – они не просто заблуждались. Некоторые из них просто идиоты и лжецы". То есть, находятся люди, которые считают, что WCS стал причиной закрытия Пролиги и роспуска команд…
Они неправы. Ну это же даже логически не вяжется. Ну вот снова: я не работаю в KeSPA, но я живу в Корее уже очень долгое время и я понимаю, как что здесь работает. Думаю, что понимаю лучше, чем кто бы то ни было из тех, кто высказывался на эту тему. Конечно же, я не говорю, что разделение регионов помогло корейской сцене – вовсе нет. Но думать, что WCS сказался на Пролиге – тоже не нужно. А что касается команд, то это всегда было понятно: закроется Пролига – закроются и команды. Это как эффект домино. Смотрите: SKT спонсирует команду, и спонсирует Пролигу. И получается такое шоу, где команды самых крупных компаний соревнуются друг с другом. А потом SKT прекращает спонсорство. И зачем тогда KT содержать команду? Так что тут все тоже понятно. Я был весьма удивлен тем, что Jin Air решили сохранить состав. И это очень хорошо.
Меня вот интересует этот вопрос из разряда "курица и яйцо". Что же случилось сначала: организаторы Пролиги решили, что проект больше не нужен, и как следствие развалились команды, или же команды потеряли интерес к игре, стало меньше игроков и команд и затем уже, как следствие, закрылась Пролига? Что было сначала?
Опять же, я не могу сказать точно, но мне кажется, что все началось с Пролиги.
Сейчас много разговоров о состоянии SC2 в Корее. Говорят, что игра в Корее умирает, что BW более популярен, что мало лиг, что смотреть ASL приходит больше людей, чем GSL. Можешь рассказать нам о состоянии корейского StarCraft’а? Об SC2, SC1, да и вообще корейском киберспорте в целом?
SC1 популярнее SC2, если судить по количеству зрителей на онлайн-стримах. Корейцы, определенно, большую часть времени больше смотрят SC1. Но цифры могут меняться в зависимости от того, кто играет – точно так же, как может меняться и количество зрителей в студии. Если Flash играет в SC1 – вы заметите. Но если он будет играть в SC2 – то вы заметите тоже. Здесь все очень зависит от популярности игрока. Если играет кто-то известный – то зрителей много. А если Code A, да еще и день неудачный, то будет человек 10 каких-нибудь зрителей. Что касается других игр, то я знаю, что сейчас большую популярность набирает Overwatch. Не знаю, насколько заметно это скажется именно на киберспортивной сцене, но в компьютерных клубах в эту игру играют много. Но судя по тому, что я слышал – просто то, что я слышал! – в Overwatch в клубах играют очень много молодых игроков, игроков младшего возраста. И тут нельзя сказать, как именно это скажется на киберспортивной сцене. Пойдет ли эта молодежь в киберспорт? Или же это они сейчас просто играют ради развлечения? Я не знаю. Не особо слежу за этой игрой. Вот у League of Legends все еще очень хорошие позиции. Если я с кем-то тут общаюсь, то они в большинстве случаев знают про LoL и про SC1, и при этом не являются хардкорными поклонниками киберспорта.
На иностранной сцене сейчас есть такие проекты, как TaKeTV, BaseTradeTV, недавно Wardi еще появился. Очень много идет именно со стороны сообщества – и турниры, и различные усилия и инициативы. В Корее такого нет. Это следствие того, что в Корее киберспорт был очень развит в начале двухтысячных и в начале второго десятилетия 21 века? Почему в Корее ничего не предлагается самим сообществом?
Не могу дать точный ответ на этот вопрос. Я, все же, принадлежу к иностранной SC2-сцене, хоть и живу в Корее. Поэтому не смогу сказать, почему что-то делает и что-то не делается местными энтузиастами.
Можешь поделиться информацией по поводу GSL и SSL в 2017 году? С этими лигами все будет в порядке?
С GSL все будет в порядке. А вот на SSL я не работаю, поэтому тут не знаю.
Как ты думаешь, что будет с теми игроками, которые сейчас остаются без команды? К им есть какой-то интерес со стороны каких-либо организаций?
Это как раз и есть самое грустное. Не стало Пролиги и нечего смотреть – да, тоже печально. Но что действительно печалит меня, так это то, что профессиональным игрокам среднего уровня будет сильно не хватать поддержки. За топовых прогеймеров я не волнуюсь. Взять, к примеру, Zest’а – я уверен, что его кто-то будет спонсировать, у него будет какая-то зарплата и он и дальше будет выигрывать турниры. Он может быть прогеймером сколько угодно долго. А вот те ребята, которым победа на GSL не светит, игроки Ro32 GSL, завсегдатаи Code A – они ведь тоже важны, они как бы поддерживают топовый уровень. Вот за них я немного переживаю. Да, это не совсем ответ на тот вопрос, который ты задал – скорее, просто мое восприятие ситуации и самой грустной ее стороны.
Вчера я говорил с менеджером Team eLevate и он рассказал о том, что они планировали отправить MaSa’у на тренировки в Корею, но теперь от этих намерений пришлось отказаться. Он считает, что после закрытия столь большого числа команд уровень игры в Корее очень сильно понизится.
Интересный вопрос, и интересно попробовать понять, что же произойдет. Не думаю, что игроки топового уровня сбавят обороты. Они ведь все равно будут играть и тренироваться. Турниры будут – и Olimoleague, и Leifeng Cup, и тому подобное. Игроки играют, на корейском сервере соперника находит за несколько секунд… Но вообще я, наверное, не знаю, как все в итоге будет. Извините, что у меня так мало ответов. Я мог бы, конечно, прикинуться, что знаю все наперед, но не хочу этого делать. Корейская сцена не умерла. Да, ей нанесли серьезный удар – но давайте посмотрим, что будет дальше. Не нужны делать поспешные выводы.
Мне просто кажется, что сейчас будет так же, как в 2014 году, когда количество зрителей и игроков SC2 снизилось и многие заклеймили игру "мертвой", хотя это не так. Я боюсь, что теперь это же клеймо пристанет и к корейской сцене.
Ну, пока что мы не видим анонсов каких-то турниров, и каких-то активных лиг сейчас тоже нет. Как я уже и сказал, мне кажется, что больше всего сейчас пострадают профессиональные игроки среднего уровня. А вот второй по силе удар придется по тому, как люди воспринимают StarCraft. Уверяю вас, игра живет в Корее – я знаю, я же живу здесь с женой и детьми, и StarCraft’ом зарабатываю деньги на то, чтобы оплачивать наши счета. Никаких анонсов на следующий год еще не было, так что, пожалуй, пока что стоит воздержаться от суждений. И GSL – было ведь очень много разговоров о том финале, который выиграл ByuN. GSL вернется, это точно. Так что будет хотя бы что-то.
Вчера я также общался с менеджером Team Revolution – команды, которая недавно взяла HerO. Он рассказал о том, что для иностранной команды, которая принимает корейского игрока, очень важно присутствие в масс-медиа – Twitch, Twitter… Те игроки, которые долгое время выступали за KeSPA команды, знают об этом? Им нужно поработать над этими цифрами и попытаться найти себе иностранную команду?
Здесь вот что интересно. Когда игроки играют за KeSPA-команду, то они обыкновенно очень редко стримят. Иногда такие команды вообще работают в очень закрытом режиме – реплеи не распространяются, игроки не стримят… Порой можно увидеть, как та или иная команда заключает соглашение с Twitch или Azubu, после чего происходит какой-то непонятный стрим. Вы, наверное, видели: игрок играет не своей расой, или просто крутит реплеи, или что-то вроде этого. Задача игроков KeSPA – это сугубо повышение уровня собственного мастерства и скрытие реплеев, стратегий и так далее. А сейчас ситуация изменилась. INnoVation уже стримит, soO готовит стрим… Теперь у игроков другая среда – и, возможно, более активное взаимодействие с поклонниками окажется умным карьерным решением. Когда о тебе заботится команда, то о подобном можно не беспокоиться, но я сейчас ожидаю увидеть появление большого количества стримов от бывших игроков KeSPA-команд.
Что ты думаешь по поводу системы WCS в 2016 году?
Опять же, нужно смотреть, наблюдать, анализировать. Не буду позиционировать свое мнение как единственно верное. Но я думаю, что в WCS 2016 есть кое-что очень положительное. Так, например, очень вырос уровень иностранных игроков. Посмотрите на игру Neeb’а, посмотрите на игру Nerchio… Я думаю, что нас ждет самый захватывающий BlizzCon – ведь у иностранцев действительно есть шансы… Многие говорят о том, что в Корее в этом году было мало призовых, и что игроки не могли путешествовать – и я понимаю это. Есть ощущение, что Корее в этом году «не додали». Но игр было много – иногда по пять дней на неделе. Но турниров было не много, их просто хорошо распланировали. Я бы хотел увидеть больше турниров. В этом году было пять лиг – два сезона GSL, два сезона SSL и KeSPA Cup. Ну и Пролига, конечно же. По сравнению с иностранной сценой это казалось совсем мало, но у иностранцев ведь все словно кусочками – турнир на выходных, и потом ничего. Потом снова турнир на выходных… Не знаю, сложно сравнивать. Очень по-разному все сделано.
Давай представим, что ты решаешь, каким быть сезону WCS-2017. Как выглядит формат твоей мечты?
Мне нравится идея турниров, на которых могут принимать участие только иностранцы. По-моему, Nerchio говорил о том что, может быть, стоит сделать турниры типа WCS Championship доступными только для иностранцев, и при этом увеличить количество глобальных турниров, на которых могут принимать участие все игроки без исключения. KeSPA получился таким турниром, там было 3 иностранца. И это был интересный турнир, я хотел бы видеть больше подобных соревнований. Еще я бы увеличил количество GSL, потому что это лучший турнир, и сделал бы больше турниров, где у корейцев и у иностранцев есть возможность сыграть друг против друга. KeSPA и BlizzCon сейчас получаются такими интересными потому, что мы целый год не видели противостояния корейских и иностранных игроков. Я не говорю, что так и должно быть, что они весь год должны не пересекаться, но это в итоге добавило ведь обсуждений… Но вообще это не очень хорошо продуманный ответ – ведь понятно, что если я буду отвечать за весь киберспортивный StarCraft, то подумаю над форматом WCS подольше, чем 45 секунд.