Интервью с премиум-стримером Goodgame – Foggy

Многочисленные поклонники Warcraft 3 знают Foggy прежде всего как игрока, причем одного из лучших в Европе, а не как стримера. Из этого интервью вы узнаете, что только благодаря стримам он остался в киберспорте и через месяц будет представлять наш регион на главном турнире года. Помимо этого, мы поговорили о балансе, тренировках и личностном развитии. Приятного прочтения!

Привет, Foggy. Представься для тех, кто не следит за варкрафтом.
Всем привет! Меня зовут Андрей Корень, никнейм Foggy. Стримлю на GoodGame регулярно уже полтора года. Начал делать трансляции по Warcraft 3 по фану, ну и потом начал выступать на турнирах и готовиться к ним. И все это, соответственно, стримлю.
По традиции начнем издалека. Расскажи с чего началось твое знакомство с компьютерами и играми на них.
Компьютер с первого класса. Первая игра - это Герои вторые и потом понеслись все стратегии: Age of Empires, ну и всякие там Генералы, Война и Мир, потом Warcraft подъехал. Брат принес диск. Не особо понравился Warcraft - я тогда запустил сначала кампанию.

Играл только, по-моему, во второй. Разработчики Казаков сделали мод на второй Warcraft - Warcraft  2000. Вот я только в Warcraft  2000 немного с компьютерами поиграл. StarCraft первый пропустил тоже, то есть серьезно начал только с Warcraft 3. После Warcraft 3 я познакомился с киберспортом и потом уже с ProPlay, c GoodGame, с Майкером и тогда пошло-поехало.
В компьютерные клубы небось ходил..
Нет. В компьютерный клуб, помню, начал ходить только на Warcraft 3 турниры. До этого все по фану. Я играл дома во все стратегии, 24/7. Интернета не было - это примерно 2003-2004 год. Вскоре узнал, что у старшего брата одноклассник играл по BattleNet через интернет. Тоже подключили модем, начались какие-то ночные игры по BattleNet. Потом решили сыграть с ним в компьютерном клубе, проверить кто круче. В итоге, начали ходить в компьютерный клуб и для меня было удивлением, что по этой игре вообще проводят турниры. Мы начали с ним такие турниры посещать, тренироваться к ним. Ну, соответственно, отлетали сразу в первом-втором раундах и никуда особо не доходили. Лишь спустя 2-3 года мне все-таки удалось занять какое-то второе место и меня взяли в команду, которая была в моем городе, называлась Fortius.
Наверняка в памяти отпечатались детали этого турнира?
Там сборы были по 5 гривен (15 рублей примерно), это был какой-то тестовый турнир. Они хотели запустить серию постоянных турниров, каждый месяц. Там я занял второе место и выиграл порядка 100 рублей. В общем, меня там узнали  местные, которые регулярно в компьютерных клубах тренировались и у них своя команда была. Я уже начал с ними ходить на тренировки, появился более стабильный коннект к BattleNet, и в 2005-2006 я уже начал более активно поигрывать - забросил все остальные игры - чисто Warcraft. Тогда WCG было раз в году, то есть была ежегодная подготовка к WCG. Все турниры проходили в Украине, и все LAN’ы проводились в компьютерных клубах, а в онлайн турнирах я тогда не участвовал вообще.
На WCG регулярно ездил?
Да, начиная с 2008. То есть 2008, 2009, 2010 - три поездки были на Гранд Финал в Киев. Я там ничего не выиграл - сразу отлетал. В 2010 проиграл HoT’у инактивному, который пришел фор фан покатать (смеется). Ну у меня еще проблемы были с тем, что со старшим братом делили один компьютер. В итоге мне надо трениться к WCG, а ему нужно работать, он программист, поэтому я на ноутбуке кое-какие демки пытался посмотреть, но практики регулярной не было, как сейчас, поэтому постоянно был средний уровень. Демки это дело нужное, но без практики оно очень плохо работает.
Чьи демки тогда смотрел?
Когда появились первые демки, я начал смотреть Deadman’а и HoT’а. Самые первые демки были HoT’а, а потом Moon’а смотрел постоянно.
Эти игроки и были тогда любимыми?
Они в то время были самыми лучшими. Deadman и HoT были лучшими европейскими игроками, они с корейцами постоянно соревновались. Они еще играли за SK Gaming, ну и потом уже, после эры HoT’а и Deadman’а, появился Moon, который всех подряд выигрывал, показывал сумасшедшие стратегии и стал лучшим игроком в то время. Такие у меня были любимые игроки.

А когда впервые познакомился со стримами?
С 2010. Вообще тогда было мало стримов - только Miker стримил каждую неделю ZOTAC, приглашал туда и Револьвера, Сокола, да и много кого еще. Даже HoT’а один раз. Так я и подсел на стримы Miker’а - каждую неделю смотрел ZOTAC’и. Потом Hawk регулярно стримил ZOTAC’и и выиграл их очень часто. Мне понравилась эта движуха: Hawk выиграл ZOTAC, у него очень много зрителей, которые его поддерживают, поэтому Hawk тоже мотивировал меня на свои трансляции. Я решил запустить стрим, узнал, что такое OBS, скачал программы. Но, в итоге, компьютер у меня оказался очень слабый и игра очень сильно лагала. Я так три месяца постримил и закончилось все тем, что у меня сгорела видеокарта. Не выдержала (смеется). Тогда, в 2013, я стримил целое лето, потому что учебы не было. Я поставил видеокарту послабее и в итоге уже не стримил. Вернулся к стриммингу уже в 2015 году, когда начал активно играть в Warcraft, выиграл пару турниров и на эти деньги купил железо нормальное, чтобы начать регулярно стримить. Мне пользователь Karlusha задонатил первые 500 рублей, я такой решил, что неплохо и на следующий день тоже запущу. Так вот начал регулярно стримить игру и все эти турниры: появились и Gera Cup’ы и китайский клиент появился для игры.
Возникало когда-нибудь желание бросить играть и уйти из киберспорта, стриминга?
Постоянно уходил, постоянно заявлял всем, что брошу, особенно после WCG. Во время WCG был такой распорядок - до него месяц тренируешься 24/7, после WCG ты отлетаешь и уходишь в инактив на пару месяцев. Было очень сложно выиграть тот же ZOTAC - там играло очень много сильных игроков, корейцев типа ReminD’а и FoCuS ‘а. Я не очень понимал, где и с кем мне надо было тренироваться, чтобы их обыгрывать. Еще я работал целый год в 2014 году, не играл в Warcraft. Тот год для Warcraft’а, по-моему, был очень убыточный, потому что закрыли единственный онлайн турнир ZOTAC Cup и было очень мало турниров, поэтому в 2014 я окончательно забил на Warcraft и не играл где-то год. В 2015 ушел с работы, решил найти что-то новое и решил по фану стрим запустить. И все - началось. Выиграл пару каких-то турниров, появился анонс WCA, появился донат, поддержка. Зрители сказали: “Foggy, давай, возвращайся, тренируйся, выступай на турнирах”. И  в период с 2015 по 2016, получается уже второй год, начал этому уделять время на 100%, потому что обычно была еще какая-то там учеба, работа - не было 100% фокуса, как сейчас. Кстати, когда я себе железо покупал, это было не сразу, а где-то в течение полугода: один месяц я получал какую-то поддержку, выиграл турнир и купил видеокарту, на второй месяц купил процессор, третий месяц - еще девайсы. Короче, вот так вот потихоньку оно шло, и сейчас у меня все это есть - и микрофон и компьютер нормальный, и девайсы, и поддержка зрителей постоянная. Огромное им спасибо. И турниров по Warcraft достаточно.

Наверное, читателям будет интересно узнать кем ты работал в 2014. По специальности? Может даже расскажешь на кого учился, если это не секрет.
После учебы, как все делают: поступают в университет, там у них своя тусовка ну и весь этот процесс того, что ты ходишь на учебу... На самом деле, меня это все не интересовало. Я поступил в технический колледж на четыре года, то есть у меня высшее неоконченное. Я даже на пятый курс не пошел, решил пойти работать. Образование IT-шника. Я даже не помню, как там у меня называлась профессия. Очень много умных слов, инженер телекоммуникаций, по моему. Но нет такого, что меня к этому тянет. Тянет больше к стримам, к киберспорту, к какой-то такой более творческой деятельности., чем к такой точной. У меня брат программист и мы с ним разные в этом плане. В итоге проработал год, понял, что такое просыпаться в 7 утра, приходить в 18, после работы ничего не хочется делать, только отдыхать. Первая работа была в call-центре, потому что на другие работы нужен был опыт. В таком режиме проработал какое-то время и решил что-то новое найти.

Я решил сначала английский подучить. Пошел на курсы по английскому, в итоге два месяца на этих курсах пробыл и как раз в этот момент, в эти два месяца, начал стримить. А так, были мысли пойти еще где-то подучиться, что-то попробовать, но как раз за эти два месяца, что я искал, был в процессе, купил себе железо и начал стримить, то есть не успел найти что-то новое. Как-то оно само нашлось.   
Сразу начал стримить на GoodGame?
Да, так как я на GoodGame с 2008 года. Узнал, что можно еще и на Twitch стримить, но на GoodGame я сам смотрел, как Miker стримил, Hawk. В итоге я подумал, что тоже так начну по фану. Запустил стрим по фану и понеслось. Вначале было 50 зрителей, потом 100 зрителей, потом я выиграл Hawk’а и с его стрима зашли посмотреть, кто это такой (смеется). И стало 200. Потом начал стримить Gera Cup - и даже 1000 зрителей было, когда их тащил, но сейчас, конечно, в последнее время не получается хорошо играть Gera Cup’ы, да и Happy появился. с ним сейчас конкуренция в плане зрителей.

У меня даже никогда профессиональной команды не было. Моя команда - это пекари с Гудгейма (смеется), которые поддерживают канал. У меня такой команды не было, как у всех, чтобы и зарплаты нормальные платили и спонсировали поездки. То есть у меня спонсор - мои зрители с 2015 года.
Можешь ли ты сравнить Warcraft, который есть сейчас, с прошлыми временами? И какое будущее у Warcraft 3, как у киберспортивной дисциплины?
Перспективы у киберспортивной игры, типа Warcraft, есть только тогда, когда есть Чемпионат мира по этой дисциплине. Пока что по Warcraft 3 есть WCA. Правда, если отменят как на WCG, если в следующем году Warcraft 3 не будет на WCA, тогда все будет очень плохо, потому что, фактически, это турнир, где больше всего призовых, и это самый главный турнир для дисциплины.

А так, ничего, я думаю, не поменялось кардинально. Нужно тренироваться, как и тогда, очень много. Игроки, в принципе, все те же самые. Конечно, их стало меньше, но все топы остались, то есть, я бы не сказал, что сейчас легче, чем тогда. Все-равно нужно очень много времени выделять на тренировки, чтобы обыгрывать тех же игроков, что и тогда играли. По сути остались Moon, Lyn, TH000, Fly, сейчас вот Happy вернулся. Сложно с ним играть, потому что у него опыт богатый и тренировочный подход очень хороший. В плане тренировок, ничего, я считаю, не изменилось. Изменилось в плане турниров - да, их стало меньше, но они есть. Ну и, соответственно, очень решает возможность стримить на тот же GoodGame. Если бы не эти все стримы и поддержка зрителей, то… У нас же нет команд с зарплатами. Эта поддержка мотивирует тренироваться. 
В этом году ты отлично отыграл на квалях к World Cyber Arena 2016. Что стало причиной такого результата?
Начнем с того, что когда я начал стримить в 2015 году, WCA как раз и стал одной из главных причин, почему я стал тренироваться. Появился этот Чемпионат мира, и если ты начинаешь играть в какую-то киберспортивную игру, твоя цель: первое - на этот чемпионат отобраться и второе - поехать и выиграть там. В 2015 я прошел квалификацию, но они сделали так, что нужно было еще одну квалификацию в Германии пройти, и мне туда визу не дали, поэтому я не смог поехать и потом на открытых дополнительных отборах тоже не удалось пройти - проиграл OrcWorker’у. И в 2015, как и в 2014, поехал Hawk с Sonik’ом. В этом году Hawk и Sonik тоже были близки, чтобы поехать - Hawk занял 4-ое, Sonik 3-е. Вообще, полтора года я фактически только и тренируюсь, чтобы WCA выиграть, это не то, чтобы я взял за месяц до турнира сел, подготовился и выиграл. Я полтора года тренировался, чтобы пройти эту квалификацию. Эти полтора года и дали первое место на европейских отборах, но и OrcWorker тоже тренировался все это время и тоже занял второе место. По форме мы немного обошли Hawk’а с Sonik’а в месяц отборов, поэтому получились такие результаты. Наверное, я и OrcWorker тренировались больше. Обычно так и бывает - кто больше времени этому уделяет, у того и результат получается.
Готовился ли ты персонально под сильных оппонентов?
Да, да, очень много готовился. С китайцами. Чтобы обыграть Hawk’а, я готовился с Yumiko. Это один из сильнейших хуманов в Китае, я с ним очень много играл. Я считаю, что если бы Hawk тоже нашел какого-нибудь эльфа и тренировался с ним, то скорее всего обыграл бы меня. Но Hawk играл в основном в ладдер, а я больше уделял времени целенаправленной подготовке к соперникам, готовился отдельно к каждому - и к Hawk’у, и к OrcWorker и к Sonik’у. Чтобы точно топ 1 взять.
Тем не менее ты упал в лузера в начале турнира. Что тогда случилось?
Очень много решает режим. Обычно перед турниром я пью кофе, либо энергетик, чтобы концентрация была выше, но в тот день я решил обойтись без этого и очень вяло сыграл. Я знаю, что мог лучше отыграть. В следующие дни подкорректировал немного свой режим, чтобы было побольше энергии и, в итоге, концентрация была очень хорошая, отыграл практически без ошибок - обыграл Hawk’а в лузерах, Sonik’а и OrcWorker’a.

Изменяются ли сейчас стратегии в Warcraft 3 или уже есть пул старых отработанных билдов, которыми все пользуются?
Стандартные стратегии остались одни и те же - что когда-то играли против хумана эльфо-дриадо-медведи, что против андедов, орков талонов или эльф на эльф - медведи на медведи. Ничего не изменилось в этом плане, единственное, они стали более четкими, меньше рискованных движений стало. Все уже знают наперед какие тайминги, куда нужно бежать. В этом плане игра усложнилась, потому что на про-уровне стало гораздо меньше ошибок. Плюс, раньше можно было какие-то интересные стратегии пробовать и не всегда про-игроки были к ним готовы. Сейчас все стратегии известны и в основном, когда ты играешь какую-то аркадную стратегию рискованную, чтобы удивить своего соперника, обычно это 50/50, то есть готов твой оппонент либо не готов. Сейчас гораздо чаще стали использовать стандартные билды, то есть Warcraft стал более профессиональным. Например, в том же StarCraft 2, поскольку постоянно пилят патчи, есть очень много разнообразия, как я слышал. Но в Warcraft такого нет. Все зависит только от артефактов и под них можно свои стратегии подстраивать. Еще даже в стандартных стратегиях есть фишки какие-то, таймини -  быстрее выйти в технологии либо экспанд поставить. Только такие мелочи, но кардинально новых стратегий нет.
То есть Warcraft стал похож на шахматы, где, по сути, все стратегии уже известны и можно ловить соперника на каких-то ошибочных ходах, делать контр-ходы?
Да, да, то есть в Warcraft как раз все и заключается в этих ходах - куда пойти покрипиться, какой маршрут выбрать. Если соперник пойдет в какой-то халявный криппинг - нужно идти крипджекать. Как-будто ходы в игре: идти крипиться, идти ловить соперника на криппинге или идти к нему на базу. Нужно постоянно принимать решения.
Как ты относишься элементу рандома в Warcraft 3? Сколько важнейших матчей на том же WCG решались за счет выпавшего артефакта или прокнувшего крита.
Из-за этого в Warcraft 3 и играют стандартными стратегиями, потому что они меньше всего зависят от артефактов. Да, ты правильно говоришь. Был WCG, где в финале играл Hawk против Fly, лучшего китайского орка. У Hawk’а была заготовка - пойти застроить его, такой олл-ин сделать, а Fly закрипил точку и ему выпала книга мертвых. Он вызвал всех этих скелетов и за счет одного этого артефакта всю стратегию Hawk’а просто убил. Артефакты как раз не позволяют играть аркадными стратегиями и сводят игру к стандартам. Да, артефакты, конечно, вносят свой дисбаланс в Warcraft, но это иногда круто, в этом весь Warcraft - кто-то проигрывал, ему выпала какая-то аура, и он выровнял игру за счет этого артефакта. Конечно, я считаю, что StarCraft в этом плане игра балансней.
В StarCraft патчи выпускают, что-то балансят. В Warcraft такого нет.
На стриме это тема номер один, постоянно обсуждают, особенно, если какие-то артефакты выпадают. У каждой расы есть какое-то свое преимущество в определенных моментах. Конечно, это все грустно, потому что не выпускают патчи и приходится просто сжать зубы и играть, тренироваться и стараться на это особо внимания не обращать. Но хотелось бы, конечно, какой-то патч. Кстати, какой-то Blizzard обещали полгода назад, но кроме того, что они сделали патч 1.27, для игры на Mac, больше никаких изменений.

Меня больше всего раздражают баги в игре на конкретных картах, ведь их тоже не меняют. Эти баги на карте может использовать определенная раса и ты с этим ничего не можешь сделать. В этом плане, конечно, очень сильно напрягает - ты пытаешься придумать, что бы на это ответить, но ничего не получается. Сейчас в Warcraft очень сильно андеды терпят, потому что раса хуманы, если они практически безошибочно ставят вторую базу, то андедам очень сложно выиграть. Сейчас хуманы научились так базу ставить возле елок, что они минимальное количество рабочих теряют. Даже играя за эльфов, если ты этих рабочих достаточно не убьешь вначале, ты будешь отставать от хумана по экономике. Или как андед 120 придумал воздух прятать над лесом, чтобы этот воздух не убивался дриадами, то есть эльфам, вместо того, чтобы как обычно играть во вторую базу, нужно строить гиппогрифов. Эти все темы, конечно, раздражают и остаются только тренировки и размышления, что с этим делать, потому что патча мы не ждем. Приходится терпеть.
Что тебе больше всего не нравится в этом патче и что бы ты изменил?
Наверное, когда хуманы в каждой игре ставят вторую базу. Постоянно нужно менять стратегию - бараки ставить в другом месте или маршруты крипинга менять, потому что после постановки второй базы, он сразу параллельно бежит напрягать. Против орков, конечно же, напрягает карта, где очень легко качать Таурена и Блейд мастера. Там выпадают артефакты типа Иллюзий или Вардов, с которыми орк становится очень сильный. Вызывает, например, иллюзии Таурена, второго героя, у которого тысяча жизней, накидывает спирит линк и распределение урона идет между тремя иллюзиями и героем. Эти моменты тоже меня напрягают иногда. И против андедов стало очень сложно играть - они начали использовать сильную страту с выходом во Фрост вермов. Драконы с ледяным дыханием очень сильны, под них надо подстраивать гиппогрифов, но эти гиппогрифы сразу контрятся пауками с сеткой и Личем, который кидает на них нову. Любой игрок по каждой расе, может сказать, с какими неудобствами он сталкивается в игре. Какой-то новый патч или какая-то новая карта, может быть, что-то и решили бы. Ну а так, приходится смириться и всем говорить, что баланс есть в этой игре (смеется).
Ты говоришь, что все стали играть стандартно, но неужели нельзя придумать каких-то новых билдов и стратегий, найти новую контру к стандартам? Или уже достигнут предел варкрафтерской мысли на этом патче?
Я думаю, что предел. Есть карты, где отточены такие схемы, что нельзя ничего больше придумать, кроме как черкнуть ее. Это все адаптация. Я уверен, что в StarCraft 2 тоже такое есть, когда идет постоянная адаптация к каким-то стратегиям, но потом Blizzard делает патч, либо выпускает дополнение с новыми юнитами и начинается новая адаптация. А в Warcraft, за счет того, что нет патчей, все уже адаптированы и нельзя удивить какой-то супер стратегией, потому что, если она не сработает, люди, которые смотрят твои стримы будут говорить: “Ты же знаешь, что эти стратегии не такие эффективные! Почему ты не играешь стандартно?”.

В основном игроки улучшают свой контроль и сейчас идет развитие не в плане стратегий, а в плане исполнения. Тот кто лучше исполнит, меньше ошибок совершит, тот и победит. Сейчас в этом весь варкрафт. Раньше мб было больше креатива, так как ты мог затащить не только за счет микроконтроля, но и за счет стратегии с лучшими таймингами.
В этом всегда был хорош Happy. Кстати, почему-то его нет на WCA.
Да, он набрал форму, взял уже второй Gera Cup. В этом плане у него все получается и его микро как раз решает. Он играл WCA, но отказался, так как ему стримить не разрешили. Может быть хорошо не обдумал, мог бы и демки постримить потом для своих зрителей. Был способен тогда пройти в топ3, но видимо недооценил этот WCA.
Не можем пройти мимо ситуации с Sonik’ом и его баном.
Ну это слишком, конечно. Соник довольно вспыльчивый человек, говорит все, что думает на своем стриме. Но банить его на единственным онлайн турнире... У нас ведь нет, допустим, трех или больше турниров, когда в случае бана на одном, можешь играть на другом. Там не так много европейских игроков, даже меньше, чем корейских. Учитывая, что Хавк не играет, выиграть его могут только Хеппи, я, Воркер и Соник, поэтому после бана Соника, стало больше шансов на победу, а соответственно и призовые, у корейцев. Можно было ограничиться предупреждением, к тому же я считаю, что Соник может у себя на стриме говорить что хочет и это не должно влиять на правила турнира. Во время турнира он их не нарушал.
Интересное мнение, обычно соперники друг друга не защищают. Ты лишился конкурента на призовой и должен радоваться. (смеется)
Если бы не было хороших оппонентов, то не было бы и хороших стримов, где я могу их обыграть. Чем больше хороших игроков, тем больше качественных игр.
Кого бы ты назвал лучшим игроком на сегодняшний день?
Вообще есть рейтинг, как по призовым, так и по ЭЛО. Китайские ребята недавно публиковали эти таблицы. Сейчас это TH000 - он всегда был одним из лучших и самых опытных. Он опять в этом году больше всего призовых взял. Lyn, который всегда был после Moon’а и считался одним из лучших, вернулся и занял снова второе место, но уже после TH. Хочется отметить, что Мун, который в прошлом году заявил, что будет номером один, в этом году сильно сдал. На турнирах очень много поражений, думаю, что из-за большего фокуса на стримы. Постоянно этим занимается, много общается и много времени уделяет, а раньше больше сидел без стримов и изучал демки, готовился.


Lyn и Foggy.

Из европейцев могу назвать себя и OrcWorker’a - в этом году мы показали лучшие выступления. Хеппи пока не успел показать себя и только недавно набрал форму. Если бы немного раньше вернулся в Warcraft 3, то сейчас тоже был бы в топе по призам. Хавк что-то подзабил после WCA и очень нестабильно тренируется. Соник тоже не тренируется на китайском ладдере и вообще, если бы он больше тренировался и изучал реплеи, то был бы сильнее.
Ты говорил, что тренируешься с Yumiko. С чего это началось?
Когда начал играть на китайском сервере, попался с ним и выиграл. Тогда мне посоветовали написать ему и предложить потренироваться вместе. Так я и сделал, и он согласился. С этого момента начали совместные тренировки. Yumiko не любит играть ладдер и сильно пытается готовиться к каждому игроку. Он один из тех немногих, кто практикует какие-то нестандартные темы. Я выше говорил, что все играют стандарты, но нестандартные темы могут играться, если готовить их не через ладдер, а кастомками. Со мной, кстати, он постоянно пробует какие-то необычные варианты. Это одна из проблем современного Warcraft 3 - все играют ладдер. Трудно кому-то предложить поиграть кастомки, так как скорее всего ответят, что зачем это нужно, когда можно пойти на ладдер, где мы и так часто с тобой попадемся. У Yumiko другой подход и как раз его я использовал перед WCA.
С кем-то еще играешь кастомки?
Да. С WFZ, со 120’ым, но с ним еще в прошлом году тренировались, когда кроме меня на китайском сервере никто не играл. У китайцев +6 часов с Украиной и получалось, что он играл ночью, я вечером, поэтому мы часто с ним попадались в ладдере. Потом договорились о кастомках. А так у меня много контактов, но из постоянных партнеров могу выделить Yumiko, который предпочитает ладдеру кастомки.
Предлагал Moon’у поиграть кастомки?
Да, когда у него был эльф на турнире, я предложил потренироваться эльф на эльф. Но у него пять часов ладдера по расписанию стрима. Такая ситуация у многих, кто стримит: зрители смотрят ладдер, потому что кастомки это более углубленные и целенаправленные тренировки, где нет частой смены оппонента. Сейчас очень много игроков стали полу-стримерами, полу-прогеймерами, так как прогеймеры изучают реплеи, часто играют кастомки - уделяют этому больше времени. У меня тоже, хоть я иногда и не стримлю несколько дней, играя кастомки, но все-равно трансляции берут свое. В тоже время стримы в какой-то мере мотивируют. Бывает, что сперва поиграешь с трансляцией, потом запускаешь игру без стрима и возникают мысли типа: “Блин, как это так, никто не наблюдает за моей игрой”. Тем более есть зрители, которые постоянно поддерживают и хотят наблюдать за моей игрой, хотят чтобы я играл именно на стриме.

В целом, очень много нюансов в тренировках и у каждого свой подход. Главное - это постоянная практика. Все подходы работают и хороший тому пример, недавний чемпион Blizzcon по Starcraft 2 ByuN. Я читал его интервью и он сказал, что играет много ладдера и онлайн турниров. При этом показывает лучшие результаты, чем профессиональные игроки, которые сидят на буткемпах и тренируются с другими игроками.
Давай отойдем от темы Warcraft. Играешь ли ты в другие игры?
Нет, почти не играю. Пробовал в героев третьих, вспомнил что это такое. Но трудно сравнивать игру в них 10 лет назад и в наши дни - в общем сейчас не так интересно уже. Тем более на это нужно время тратить, а лучше потратить его на тренировки - скоро чемпионат мира. Нет ни сил, ни желания во что-то другое играть.

Пробовал другие игры стримить: в Dota 2, Корсары 2 пробовал. Diablo запускал на стриме, но зрители говорили, мол: “Фогги, ты что с ума сошел? Нужно трениться к Gera Cup слудующему, а ты тут катаешь непонятно во что”. (смеется) Это Miker’у можно, он ведь не играет турниры и у него чисто фановые стримы, а у меня более соревновательные что-ли. Многое зависит от результатов на турнирах.

Трудно перейти на другую игру, тем более, когда отобрался на финал главного турнира по Warcraft 3. Только когда закончится этот год, нужно ждать анонса WCA или других крупных турниров. Если в Warcraft 3 вообще не будет турниров, тогда нужно перейти на что-то другое, но пока они есть - буду играть.

Что ты будешь делать, когда Warcraft 3 полностью уйдет с турниров?
Возраст позволяет свичнуться во что-то другое, в тот же Starcraft 2, так как он ближе всего к Warcraft 3, но я не уверен, ведь тот же Хеппи ушел из Starcraft 2 в Warcraft 3 и меня это беспокоит. Я бы сел и начал думать куда пойти. Хочется остаться в киберспорте, ведь я не такой старый, чтобы прекратить играть профессионально. Работу можно найти всегда, в крайнем случае пойти подучиться на год-два, в зависимости от специальности. Пойти работать можно в любом возрасте, а вот быть прогеймером после 30 уже сложно, разве что стримером идти. Как пример, Pomi и Miker, которые сами уже не участвуют в турнирах, но продолжают стримить игры. Так что пока есть возможность реализоваться себя, как прогеймера, нужно этим пользоваться, тем более желание присутствует.
Как я понял из нашего диалога, Стрим-марафон все-таки мало повлиял на твои стримы и это, в большей степени, рядом проходящее событие?
Да, сейчас для меня главное это финалы по Warcraft 3, которые будут через месяц. Это главное событие года и сейчас нужно тренироваться 24/7. Когда я начинал стримить, у меня не было таких важных событий. Только Gera Cup, но тогда я мог как-то покреативить, одеть какой-то костюм на стриме, побольше времени уделить общению, либо играм с чатиком или предложить им какой-то челендж. Этот месяц мне нужно больше быть прогеймером, чем стримером. Тем более уже есть явные лидеры: Абвер и Поми, которые много стримят и им помогло то, что в начале месяца был Чемпионат мира по их играм, а главный турнир по Warcraft 3 будет только в следующем месяце, но я все-равно не смогу его постримить, так как буду в нем участвовать.
Насколько важен такой еженедельный турнир, как Gera Cup или стартующий скоро Rus_Brain Warcraft Cup 5?
Без них было бы очень плохо. Помню, какое внимание было, когда я выигрывал Gera Cup’ы, сколько было донатов после них - как месячный заработок. Эти еженедельные турниры это контент для нас, варкрафтёров. Без них не было бы контента. Очень бы хотелось выиграть следующий Rus_Brain, к нему я тоже очень готовлюсь. Хотелось, чтобы Miker взял интервью после победы и побольше новых зрителей пришло ко мне на канал. (смеется) Стримить без турниров это совсем другое - пропадает адреналин какой-то, нет волнительного чувства, когда ты в финале того же Gera Cup’a обыгрываешь корейца. На тебя в этот момент смотрят тысячи человек, огромная поддержка, респект. Так что без этих турниров было бы совсем тускло.
На форуме Goodgame ты высказался по поводу нового маппула Rus_Brain Cup. Можешь пояснить в чем суть твоих претензий?
Все очень просто. Чтобы начать играть новую карту, которой нет в ладдере и ты на ней не тренируешься, нужно ее отдельно играть. При этом соперник ее скорее всего вычеркнет и ты, например, можешь готовиться играть на ней, но она будет вычеркнута. То есть по-сути это мертвая карта. Понятно, что организаторы хотят как-то разнообразить, но в нее должны где-то играть, например, можно добавить ее на Gera Cup для теста. Было мнение, что следует убрать совсем дисбалансную карту и добавить новую. Есть карты с тремя респами и у них несбалансированное количество точек крипинга, а так же есть сильные артефакты, которые очень легко достаются. У меня была игра на Gera Cup, где я закрипил две такие точки и мне выпали очень слабые артефакты, а соперник закрипил одну и ему выпал самый сильный артефакт в игре и он за счет этого выиграл. Такие темы были и у меня, когда я вытаскивал проигранные игры за счет артефакта. Я считаю, что на игру не должны влиять супер-артефакты седьмого левела, которые можно купить в FFA на стримах у Miker’а. Но даже в FFA они не так решают, потому что герои зачастую высокого уровня.
Не пробовал залетать к MIker’у на стримы FFA, чтобы собрать аудиторию?
Да, я так уже делал и меня постоянно зовут к MIker’у в ФФА. Я бы с удовольствием катал этот режим, но там рандом герои и расы, что плохо может повлиять на подготовку к турнирам.

В поддержку MIker’а могу сказать, что играть ФФА даже сложнее, чем один на один, потому что ты на карте еще с 10-ю игроками, а не с одним. Еще и герой может выпасть либо очень сильный, либо очень слабый. Но поэтому и игра становится более интересной, так как нет каких-то стандартов. Баланса, конечно, там тоже нет, но для развлечения ФФА очень хорошо подходит, к тому же она менее стрессовая, чем 1х1.
Какие у тебя есть хобби? Чем ты занимаешься помимо Warcraft 3, может быть читаешь, занимаешься спортом?
Я хожу в зал, но быстро ухожу в инактив, когда начинаются турниры. Зал очень много времени забирает: нужно помимо самих занятий, отдыхать нормально, готовить дополнительную еду и так далее.

Книги люблю читать в основном мотивационные, по развитию личности, а не художественные произведения. То, что может принести пользу, например, про правильный настрой, как цели ставить. Моя любимая книга - это “Личность ПЛЮС”. В ней психолог, у которого 30 лет опыта, исследовал характеры всех людей. У каждого есть свой характер, свои сильные и слабые стороны, которые можно использовать. Можно это также назвать темпераментом. Есть много подобных книг, которыми следует пользоваться. Человек изучал какой-то вопрос много лет, например, как люди становились успешными, а ты прочитал эту книгу за две недели и получил этот многолетний опыт. В частности мне помогли эти книги как стримеру, особенно в плане общения с людьми, правильной работы с упырями, которые пытаются тебя поджечь или как-то оскорбить. (смеется) Мне становится понятно что это за человек, что он может быть хотел свою самооценку этим поднять. То есть у меня проходит теория в книгах и практика на стримах. Кроме этого можно послушать аудиодиски на эту тему.

Коллекция Foggy.

А вообще практически все время провожу за компьютером. Друзья знают, чем я занимаюсь, что играю в Warcraft 3, прогеймер, готовлюсь к турнирам. По сути, либо ты занимаешься чем-то серьезно, либо нужно искать другую работу, заниматься тем, что делают другие: ходить по клубам, гулять, на танцы или в зал. Я считаю, нужно на чем-то одном сосредоточиться, чтобы добиться результата.
Как насчет кинематографа или музыки?
Фильмы очень люблю смотреть, но возникла такая проблема, что в какой-то момент я пересмотрел все самые крутые фильмы. Сейчас стало меньше качественных фильмов делать, как Властелины колец, Матрица, Форсаж, Гарри Поттер и другие. Такого уровня кино сейчас нужно ждать подолгу и выходит оно пару раз в год.
Сейчас в моде марвеловские фильмы. Как они тебе?
Если честно, есть нормальные, как этот.. человек-робот, вернее Железный человек. Первая его часть это, наверное, самый интересный из всех марвеловских фильмов. Остальное это какая-то наркомания, особенно, где они собирают всех героев в одном фильме. Мне больше нравится, где сюжет рассказывает о каком-то одном герое, но мне также понятно, что зрителям нравится, когда разные герои сражаются друг с другом, но истории в этом никакой нет.
Многие стримеры и игроки запускают трансляции или тренируются под музыку. Ты слушаешь что-нибудь во время игр?
Нет. Это забирает энергию. Мозг либо обрабатывает информацию по игре, любо слушает музыку. Есть, конечно, прогеймеры, которые с музыкой тащат, но это происходит когда у тебя все отточено механически и ты ни о чем не думаешь. Также они могут музыкой мотивировать себя тренироваться, когда нужно механику отработать. Можно какую-то музыку использовать специальную, которая позволяет думать в игре. Вообще я против музыки на стримах, если это, конечно, не музыкальный стрим. По-моему гораздо интереснее слышать звуки из игры, тогда идет большее погружение в атмосферу.
Спасибо за отличное интервью. Последние слова по традиции за тобой. Приветы, благодарности, в общем ты сам знаешь что делать.
Огромный всем зрителям респект, тем, кто поддерживает и тем, кто покупает премы. Даже упырям тоже респект, потому что за счет них у меня цифра зрителей больше (смеется). Без них никакого смысла возвращаться и стримить Warcraft 3 не было. Чисто ради зрителей стримлю, сам бы я навряд ли начал так тренироваться. Я бы, скорее всего, какое-то другое занятие нашел. Пока есть интерес, буду продолжать стримить и максимально развиваться в этом плане. Ну и огромное спасибо Miker’у за сайт, Brain’у и Gera за турниры. Им огромный респект.

Как обычно, публикуем рабочее место стримера. Именно здесь Foggy выигрывает онлайн-турниры.

 


 Канал Foggy на GG:
 https://goodgame.ru/channel/Foggy/.

 Группа в VK:
 https://vk.com/welovewarcraft3.

 Канал с VOD'ами