Интервью с Ильей "Txao" Макаровым

Редакция GoodGame.ru решила пообщаться с молодым и перспективным профессиональным Overwatch игроком - Ильей "Txao" Макаровым, ранее выступавшим за RoX. Из интервью вы узнаете о хобби игрока, причине ухода из команды, балансе OW и о многом другом. Приятного чтения!

Приветствуем! По традиции, представься.
Привет, меня зовут Илья, никнейм Txao.
Учишься, работаешь?
Учусь, заканчиваю бакалавриат в МИЭМ, последний год сейчас.
Не мешает ли учеба тренировкам в Overwatch?
Мешает, но не сильно. Влияет только на игру днем - иногда нужно поехать в универ вместо того, чтобы ранкед поиграть. Скримам и тренировкам пока не мешает.
Pасскажи, как ты попал в профессиональный киберспорт? Почему твой взор пал на новое творение "Метелицы" - Overwatch? А как Counter-Strike: Global Offensive или нынче популярный жанр MOBA? Не заинтересовали?
Я играл в CS:GO и в моба игры, но без особого успеха. А Overwatch я полюбил с самого первого трейлера на Близконе два, вроде как, года назад. С 11 до 15 лет я играл в относительно аркадный cod4, и ow сильно напомнил мне его по скорости геймплея. К тому же, как я уже сказал, я пробовал играть и в моба игры, а ow - это как раз смесь аркадного шутера и моба.
Как твоя персона попала в уже бывшее Overwatch подразделение организации RoX? Где ты до этого выступал? Кто тебя позвал? Кого своим приходом заменил?
Первый состав RoX.Overwatch: Tonic, Mistakes, BuHorPaduHa, NLaaeR, Engh, Clozz
Еще в первом сезоне ранкеда оw Clozz добавил меня в друзья из-за высокого рейтинга. Тогда я в первый раз выступил стэнд-ином за Prets, которые впоследствии стали RoX. После этого я играл стенд-ином за многие европейские коллективы того времени, например, Endpoint и Reason. Играл в основе многих европейских стаков, но первой настоящей командой считаю Bikini Beach, где я играл с такими игроками, как michr, Dante и другими. К сожалению, эта команда продержалась недолго после моего прихода, но достаточно, чтобы меня заметили другие tier 3/2 команды Eвропы. Одной из таких команд оказались "Роксы", которые кроме флекса, хотели заменить еще двух игроков. Так и получилось: -Mistakes -Tonic -BuHorPaDuHa, +pkmk +Freed +Txao.
У тебя отличный английский, почему ты предпочел именно русскоязычный коллектив?
Во-первых, на тот момент предложения лучше не было, а во-вторых, я решил, что игра в русскоязычной команде поможет мне медийно развиться как игроку. Более того, было интересно, будет ли легче колить и воспринимать колы на родном языке.
Тогда любопытно узнать, насколько легче тебе стало координировать и играть? Или ты особо не заметил разницы?
Честно говоря, разница была существенная, но не из-за языка, а из-за коллера. За все время игры в различных стаках и командах я встретил очень мало капитанов, способных так же хорошо руководить командой, как Engh.
Понятно. Если не секрет, как так сложилось, что ты покинул на данный момент единственную топовую русскоговорящую команду и стал свободным агентом?
Бывший хард керри ДПС игрок RoX - Илья "NLaaeR" Коппалов
После ухода NLaaeRa я получил сразу три предложения, два из которых от американских коллективов. Контракт с русскоговорящей командой не связывал, поэтому я решил попробовать свои силы за океаном. С compLexity, к сожалению, ничего не вышло, а второе американское предложение оказалось уже не действительным. Rox же сразу начали тестировать новых игроков на мою роль и роль NLaaeRa. Очевидно, ждать пока я поиграю за другие команды, а потом, может быть, вернусь, никто не стал.
Bернемся к твоему бывшему коллективу (RoX). Попробуй кратко охарактеризовать своих бывших тиммейтов.
RoХ имела самую приятную обстановку в коллективе из всех команд, за которые я играл. Если говорить о каждом игроке отдельно, то Clozz - очень эмоциональный, но старательный с серьезным подходом к вещам. Engh - хороший колер и капитан. NLaaeR - очень скилловый игрок, веселый человек. Freed - спокойный и ответственный керри. Pkmk - игрок с большим потенциалом, который, к сожалению, не успел его в полной мере раскрыть. Slimer - очень преданный и старательный тренер. С Dikkeroм я поиграл совсем недолго, но мне понравился его подход и коммуникация в игре. Несмотря на все плюсы каждого из игроков, поиграв за compLexity буквально неделю, я могу сказать, что подход к игре у экс-роксов и комплексити это как небо и земля. Но и не удивительно, американский регион намного более развит в плане турниров и, в общем, инвестиций, чем европейский. Там для людей это работа, для нас тут в Европе это, пока что, хобби, которое мы хотим сделать нашей работой.
С кем вы обычно играли тренировочные игры? Были ли какие-то традиционные спарринг-партнеры?
 Мы периодически играли против всех топовых европейских коллективов. С NiP, Eunited и Sydioda у нас были недельные скримы, с остальными мы договаривались каждый раз заново в начале недели.
Насколько пластичной была твоя бывшая команда, то есть как легко вы подстраивались под новые патчи и изменения? Были ли трудности или же вы быстро адаптировались под текущую мету?
Каждая мета поначалу давалась нелегко, и нам требовалось время, чтобы соревноваться с топовыми командами. Однако дважды получалось так, что к концу меты мы становились одним из самых лучших европейских коллективов в этой мете.
Давай поговорим о ролях в Overwatch. Например, у тебя интересная роль в команде - Флекс, не имеющая прямого аналога в других командных играх. Расскажи об этой роли поподробнее. Что она из себя представляет?
В предыдущих патчах эту роль можно было бы переименовать в роль "Зари, иногда Дивы". В этом патче, Флекс представляет из себя оффтанка, который может поменяться на дпса в любой момент. Вообще Флекс, по-хорошему, должен иметь самый широкий пул героев и уметь подстроиться под любую мету. Я думаю, что самый близкий синоним к слову Flex тут будет all arounder.
Хороший Флекс игрок должен обладать широким спектром героев, как танковых (например: Заря, Уинстон, D.Va), так и ДПС (например: Солдат-76, Маккри, Жнец)? Или же лучше отдать предпочтение одной роли, как бывший игрок Cloud9 - KyKy, который специализировался исключительно на танковых героях? А как насчет гибридных саппортов, таких как Дзенъятта и Симметра, они тоже должны входить в послужной список Флекс игрока?
Честно говоря, нет однозначного ответа на этот вопрос. В идеальном мире каждой игрок команды должен быть "флексом" и уметь играть на любом герое. Но в реальности, многие игроки хорошо играют и известны за двух/трех своих героев. Поэтому, например, сегодня в игре Fnatic vs RunAway мы могли видеть, что Coolmatt, обычно исполняющий роль Флекса, играл на Пудже (Турбосвин), а Hafficool, керри команды Fnatic, играл на Заре. Это связано с тем, что Roadhog не входит в пул удобных героев для Hafficoolа, и поэтому Coolmatt'у пришлось сесть именно на этого героя. Таких замен "ролями" очень много в игре команды Cloud9, например, или, если мы хотим взять в пример европейскую сцену, то ex-Fragsters. В общем, роли в овервотче довольно размыты, и обычно в команду берут не на роль "флекса" или "дпс", а на роль "Зари" или "Гэндзи", а там уже смотрят, на ком еще может исполнить игрок.
Спасибо за столь обширный ответ. Идем дальше. У вас с RoX были весьма неплохие результаты в онлайне. Но в последнее время до первых мест вам чего-то не хватало. Расскажи, пожалуйста, почему так происходило и что вам мешало обыгрывать европейских грандов?
Хм, ну, честно говоря, мы брали первые места на таких турнирах как Realm Hallow, обыграв NWA в финале, Underdogs S4, обыграв, если не ошибаюсь, Gamers Origin в финале и Chavs в полу-финале, ESL Мonthly, обыграв также Chavs.
До Тier 1, мы немного не доставали, но и шанс сыграть официальные матчи против топовых команд у нас был только однажды на Alienware Мonthly, где, я считаю, мы выступили достойно, хоть и не вошли даже в топ 4. Но все эти результаты приличной давности, а в последнее время нам было сложно конкурировать с даже Тier 2 командами и, к сожалению, никто в команде не знает, почему.
В своем Twitter аккаунте ты до своего ухода из RoX писал, что вы ищете новую организацию и вы открыты для всех заманчивых предложений, но все же предпочитаете американский регион и собственно хорошую, стабильную местную организацию. Неужели в Европе все так плохо с соревновательным Overwatch?
На этот вопрос я развернуто отвечать не буду, потому что все и так наглядно. Взгляните на команду The Chavs, которые существуют уже около полугода, показывают невероятно высокие результаты, давно входят в Тier 1 команд Европы, имеют лучшего Хога (Турбосвина) в Европе, но все еще не имеют организации.
Как думаешь, почему европейские мультигейминговые организации не желают приобретать хорошие Overwatch коллективы? Отсутствие турниров и перспективы? Или все замерли в ожидании выхода долгожданной и обещанной Overwatch лиги от Blizzard?
Быстро развивающийся и наиболее перспективный регион в соревновательном Overwatch помимо Азии - Америка
И то, и другое. Конечно, если бы в Европе проводились онлайн турниры с такой же периодичностью и призовыми, как и в Америке, интереса было бы больше, но большинство организаций ждут анонса лиги и перспектив, которые эта лига создаст или не создаст.
А как обстоят дела на профессиональной Overwatch сцене в СНГ? Нам известно, что ситуация не самая радужная. Мало игроков, команд. Так ли это, и в чем кроется причина?
Это так. Хороших команд в СНГ было две, одну из которых разобрали европейские стаки (речь о Slav Squad). Многие скажут, а как же ex-Vaevictis eSports или CrowCrowd? Но если смотреть на их результаты, то можно понять, что пока эти коллективы даже не близки к хорошему уровню. Причина всего этого, конечно, в отсутствии финансов и интереса к Овервотч в ЕУ и СНГ регионе, а также малом количестве игроков, возможно, связанным с ценовой политикой Blizzard в СНГ.
После ухода из RoX, как ты выше упомянул, ты проходил испытательный срок в американскую организацию compLexity, на вакантное место ушедшего Harbleu (Флекс). Расскажи, как все это проходило. Долго ли пришлось привыкать к американскому часовому поясу? Приходилось ли менять игровой режим, подстраиваться и как-то особенно готовиться к предстоящим играм (ложиться спать позже, вставать раньше)? Каково было играть с иностранцами?
Мне пришлось играть в тот же день, в который мне сообщали о том, что меня хотят попробовать. Поэтому первый день был самый худший. Во-первых, я никогда не играл скримы с пингом 160, а во-вторых, я не привык напряженно играть до шести утра. Где-то на третий день я начал привыкать к режиму, но к пингу, к сожалению, так и не привык. Режим был такой: игры с 11 вечера до 6 утра, ложился в 7, вставал в 3 дня. Что касается самих игр и тренировок, у compLexity очень серьезный подход. В этой команде действительно 7 игроков, и один из основных это их тренер RaptorZ, который, кстати, является одним из самых лучших тренеров в Овервотч в принципе, по мнению некоторых игроков. С американцами играть понравилось, конечно, у них были свои проблемы, но серьезный подход и дружелюбная атмосфера также присутствовала. Надеюсь, в будущем у них все получится.
Раз ты упомянул RaptorZ'a в качестве тренера, то интересно, насколько эффективны тренеры в Overwatch? Что от них ожидается? Как именно он вам помогал? Записывал ваши игры? Или помогал со стратегической состaвляющей?
Очень эффективны. RaptorZ смотрел демки с турниров, записывал пики команд, изучал команды американского региона, чтобы эффективнее контрить эти команды, помогал стратегически, мотивационно. Запись игр и ведение расписания подразумеваются само собой.
Ты также упомянул, что тебе поступало несколько заманчивых предложений из-за границы помимо compLexity. Сможешь поделиться с читателями, какие именно?
О другом американском предложении говорить, к сожалению, не могу. Несмотря на то что меня не взяли даже на трайаут, капитан этой команды - мой старый товарищ, попросил меня не распространяться на эту тему. О другом европейском предложении я говорить могу. Команда из пяти итальянцев с "потенциальными" спонсорами очень сильно хочет меня заполучить, как бы эгоистично это не звучало. Буду ли я с ними играть, я пока не знаю. Не очень хочется делать абсолютно новую команду без какого-либо имени, скажем так.
Желаем удачи в поисках хорошей и стабильной команды. Буквально несколько слов o новых патчах. В частности, о грядущем обновлении, которое в очередной раз фиксит Турбосвина, улучшает Уинстона, кардинально меняет Бастиона и приносит немало интересных правок баланса. Что ты обо всем этом думаешь? Сoгласен ли ты с политикой Blizzard, в частности, с обновлениями и балансом?
За пожелания благодарю (смеется). Любые изменения - это хорошо. К сожалению, с нерфом Хога (Турбосвин) пришел и баф, поэтому не думаю, что пуджа мы будем видеть реже. Что касается бастиона, хорошо, что Близзард постоянно пытаются изменить мету, но я надеюсь, что с патчем этот робот имбой не станет. Улучшениям Уинстона я всегда рад, даже таким незначительным, потому что это один из моих самых любимых героев в игре.
Каких героев ты бы посоветовал начинающим игрокам? За кого легче тащить одному в рейтинговыx играх?
Для каждого по-разному, но я считаю, что легче всего в ранкеде тащить на Заре, Хоге (Турбосвин), Солдате, Трейсе и Ане. Можно еще конечно Гэндзи и Роковую Вдову, но они посложнее. А вообще любой герой хороший, если за него уметь играть. Для новичков рекомендую выбрать любого героя, который вам нравится, и тренировать его.
Помимо ученого Уинстона, быть может, у тебя есть еще любимые герои? А кого наоборот недолюбливаешь из доблестных воинов вселенной Overwatch?
Игривая Трейсер - один из самых любимых героев Txao
Самые любимые герои, кроме Уинстона - Трейсер, Заря, Солдат, Хандзо и Дзенъятта. Не люблю D'Va, считаю ее самым скучным героем в игре. Остальные герои мне симпатичны, но, к сожалению, играю я на них не на самом высоком уровне.
Что, по твоему мнению, не хватает Overwatch? Записи игр (реплеи)? Или нечто иное?
Альтернативы Райнхардту и Люську, улучшенного режима для просмотра игр, возможности записывать и смотреть демки. Все, что приходит на ум. А, ну еще добавить возможность убить графу сильнее и кастомизации прицела и модели оружия.
Ты довольно часто стримишь, как твои тиммейты относились к этому? Стримил ли ты тренировочный процесс и официальные игры? Не задумывался о полноценной карьере стримера?
Хорошо относились. Стримить - значит играть, играть - значит тренироваться. К тому же, популярность игрока увеличивает популярность команды. Никогда не стримил командные тренировки или официальные игры и не собираюсь - коммуникация внутри команды - приватная вещь. О карьере стримера? Я не думаю, что я очень интересная персона вне овервотч про сцены. К тому же, это довольно утомительно.
В завершение интервью давай поговорим не о киберспорте. Тебе интересна история и лор Overwatch?
Да, особо интересны анимации от близзов и взаимоотношения героев.
А как насчет мультиков по вселенной Overwatch, есть любимый?
Tracer vs Widowmaker самый любимый, наверное, Alive называется вроде.
За какими дисциплинами ты следишь помимо Overwatch? Может, есть любимые команды или игроки?
Следил за КС и Дотой в свое время, сейчас меньше. Нравится команда Astralis в КСе, кроме нее, пожалуй, ничего. Ну если говорить про киберспорт в принципе, я большой фанат таких персон, как Thorin, Tobiwan, Anders, Semmler и некоторых других англоязычных комментаторов и аналитиков. А еще имя моего твинка в овервотче, Txao8 - это отсылка к легендарному дотеру, xiao8.
Чем ты увлекаешься, помимо игры в Overwatch? Быть может, читаешь, занимаешься спортом?
Честно говоря, ничем. Сейчас я полностью погружен в овервотч и делаю все возможное, что сделать это своей работой. Иногда играю с друзьями во всякие фановые кооперативные игры вроде Rocket League, Duck game или Civ 5, но очень редко - мало времени.
Как относятся родители и знакомые к твоей профессии? Поддерживают?
После того как меня позвали комплексити, мой отец загорелся идеей, что у меня может получится стать киберкотлетой. Он и так меня поддерживал, но теперь он постоянно спрашивает меня, как обстоят дела, и пытается всячески помочь советом. Мама тоже не против, хотя ее, конечно, больше интересует мое поступление в магистратуру после окончания бакалавриата. Все друзья меня поддерживают, очень много хороших пожеланий от зрителей моих стримов. В общем, поддержка для меня оказывается нереальная, и я очень надеюсь, что смогу оправдать ожидания и добиться чего-то большего в этой игре.
Это чертовски круто, когда родители тебя поддерживают! Пришла пора заканчивать увлекательную и познавательную беседу. Пользуясь случаем, приглашаем стримить к нам на GoodGame.ru. Спасибо за интервью! И напоследок: пожелания, приветы. Слово за тобой.
Хотел бы сказать большое спасибо родителям, всем, кто смотрит мой стрим, поддерживает меня всячески. Особая благодарность Энгу и Клоззу за то, что дали мне шанс поиграть в топовой команде и помогли мне развиться как игроку. Также привет всему русскоговорящему комьюнити, всем, кого знаю, долго перечислять (смеется). Уверен, что они не будут читать это интервью, но привет и спасибо европейцам: michr, Dante, kratosdigga, Mete, biok, weaselele, Matwoj, Logix, crems и другим. Сорри, кого забыл.

PS: Кстати, интересный факт, TXAO имеет в третьем соревновательном сезоне Overwatch, наверное, самый высокий показатель MMR среди всех профессиональных игроков в СНГ - 4737 очков!