Большое интервью с Павлом "Brat_OK" Кузнецовым. Часть 2

В первой части мы ударились в ностальгию и вспомнили славные времена Brood War. Во второй части речь пойдет о положении дел в современном Старкрафте, в частности мы поговорили о том, что произошло с СНГ сценой SC2, будет ли Brat_OK комментировать турниры, а также о том, как может удивить казалось бы совершенный билд 10 лет спустя.

Первая часть интервью.

Мы закончили первую часть на том, что единственное что изменил бы Brat_OK в прошлом, так это свой подход к тренировкам. Учитывая упоминание об окончании им курсов тренера в тренажерном зале, следующий вопрос родился сам собой.

Не возникало желание стать киберспортивным тренером? Наверняка возникали подобные предложения от каких-то команд.
Думаю, у меня бы это плохо получилось. Все-таки это немного другое: одно дело самому играть, а другое дело учить. Чтобы хорошо учить, не обязательно играть на высоком уровне, нужно иметь другие качества, такие как хорошая коммуникация, умение находить подход. К тому же, обучая, игрок обычно показывает тот путь, которым он сам шел, свое направление развития и учит своему взгляду на игру. Тренер должен показывать игру с разных направлений и какое направление больше подойдет конкретному игроку в команде, то он и должен в нем развивать. Если я буду какого-то игрока учить, то буду показывать ему то, как я это видел и, даже будь он предрасположен к другому стилю, получается, я буду ломать и переучивать его, а это плохо, и я это понимаю. Я ведь многое понимаю и знаю со своей стороны, но меня уже не изменить, поэтому здесь нужен другой подход. Обучая игроков в StarCraft 2, я все-равно замечаю за собой недостатки, то есть я обучаю их, но при этом сам учусь. Мне еще нужно научиться очень многому, тем более если мы говорим о тренере для целой команды.
А не было желания заняться киберспортивной журналистикой? Ты брал отличные интервью на DreamHack’e, писал интересные дневники о поездке на WCG в Лос-Анжелес.
Нет, такого желания не было. Но мне писали, что у меня неплохо получалось и, например, задавал хорошие вопросы, но делать это на постоянной основе мне было бы трудно. Те случаи были как вдохновение, я спрашивал и писал то, что мне на тот момент было интересно. Если это поставить на поток и брать интервью раз в неделю или даже раз в месяц, то мне было бы очень тяжело. Когда есть желание, могу поговорить, поспрашивать, пообъяснять, но превращать это в работу... Хотя, что-то подобное на меня раньше давило в плане стримерства – можно это охарактеризовать, как обязательство. Мне нужно было стримить два раза в неделю и мне не нравилась эта обязанность, какие-то во мне возникали противоречия. Когда же я делаю что-то с желанием, то соответственно и получается хорошо. Так же я понимаю, что не всегда можно делать это на высоком уровне долгое время, ведь опустившись на обыденный уровень, может потеряться интерес, а читатели и зрители чувствуют это.
Раз ты заговорил о стримерстве, перейдем к этой теме. Раньше тебе не очень-то нравилось стримить, а сейчас ты запускаешь трансляции очень часто и делаешь это с большим интересом. Что изменилось и почему ты начал этим заниматься?
Я просто решил попробовать. (смеется) Смотрел, как ведут трансляции другие стримеры и игроки, и замечал, что есть потенциал куда работать. Потому что тогда не стримил ни Dimaga, ни Kas. Был только Happy, но у него уже был спад и пошла какая-то дизмораль, а у меня наоборот был подъем. Мне было интересно играть, и я мог проигрывать, даже 10 раз подряд, но все-равно не терял интереса. Поэтому нужно было попробовать, тем более я тогда впервые видел эту игру, хоть раньше и играл во второй Старкрафт, но LotV это совершенно другое и новое. Игра в LotV приносит положительные эмоции мне, а значит и зрителям будет интересно на это смотреть.
Перейдем к другой теме. Ты играл с олдскульными старкрафтерами в BW, успел поиграть во времена WoL и сейчас выступаешь на самом высоком уровне. Можешь сравнить уровень игроков из разных эпох? Не берем в расчет совершенствование Старкрафта и накопление базы знаний со временем - только скилл.
В СНГ игроки времен WoL были, конечно, сильнее по отношению к мировой сцене, чем сейчас. Тогда мы везде котировались, выигрывали мировые и европейские турниры. Потом что-то случилось, и европейцы продолжили развиваться, а у нас, к сожалению, пошло отставание. Топовые игроки выступали немного хуже, чем лучшие европейцы или американцы. Поэтому начало WoL было сильнее, чем сейчас.

Сейчас же только Bly зажигает, а раньше Dimaga и White-Ra даже топовых корейцев выносили. Достаточно вспомнить, как Dimaga играл против Nestea. У корейца тогда был сухой счет против зергов, даже против корейских зергов, а Dimaga приезжает и 2-0 его катает. Для корейцев это был шок. Сейчас у нас есть сильные игроки, но впереди Bly, как флагман, который может зажигать, может хорошо выступать, но раньше был общий костяк и многие наши игроки входили в топ Европы. Нас постоянно приглашали на турниры, и мы отлично выступали даже на крупных LAN-турнирах. Был еще момент в 2013 году, когда Titan, Fraer и Happy зажигали, но мне сложнее говорить о том времени, так как я уже отходил от StarCraft 2. Но все-таки 2011 год считаю сильнейшим. Тогда давала о себе знать база первого Старкрафта, третьего Варкрафта, мы смогли этот опыт применить и хорошо вошли во второй Старкрафт.
Есть много мнений почему наша сцена в какой-то момент начала угасать. Говорят об отсутствии команд с хорошей зарплатой, крупных турниров и так далее, но ведь в самом начале у нас этого тоже не было - люди объединялись вместе и на энтузиазме продолжали совершенствоваться. В чем причина на твой взгляд?
Этот вопрос мне задают не в первый раз. (смеется)
Да, это притча во языцех в нашем комьюнити, но тем не менее.
Самый правильным ответом будет - всего по чуть-чуть: и игроки, и стримеры, и менеджеры. Но на мой взгляд, главной причиной угасания стало то, что игроки не знали, как правильно тренироваться. Мы очень много играли на ладдере, но это не эффективные тренировки. Поэтому получалось, что европейские игроки тренировались более эффективно и это со временем стало приносить свои плоды. Уделяя тренировками такое же количество времени, что и мы, они постепенно вырывались вперед. Мы не знали, как над этим работать и постепенно у нас падал уровень.

Потом уже комментаторам было тяжелее стримить наши игры, зрители с меньшим интересом смотрели, когда мы проигрываем. Это как цепочка и каждое звено было важно.

Eсли отдельно рассмотреть стримерство, каждую игру можно по-разному откомментировать. Приведу реальный пример: играл на каком-то турнире и в группе у меня был кореец и американец. Я проигрываю корейцу, американец выигрывает у корейца, и я играю с американцем за выход из группы. Мне нужно было победить его 3:1, но я проигрываю четвертую игру и счет становится 2:2, то есть тогда стало понятно, что уже не выхожу дальше. И последний пятый матч комментировали два стримера: Alex и Abver. Второму нужно было куда-то уходить, он торопился, а первый просто комментировал. Суть в том, что после матча одни мне говорили, что я сыграл очень круто и им понравилось, а другие, что я краб. Я был в шоке от такой разницы, решил посмотреть записи. Abver постоянно недоумевал, почему я не атакую и затягиваю матч, а Alex говорил о том, что даже потеряв шансы на выход, я устраиваю зрителям шоу и играю надежно. Вроде бы одна и та же игра, но совершенно разный подход и одни зрители ушли довольными, хоть я и не вышел из группы (хотя последний матч выиграл, - прим. ред.), а другие остались недовольными. И это очень важный фактор, влияющий на комьюнити, ведь даже если игрок выигрывает, но это плохо комментируют, зрители будут неудовлетворенными и в следующий раз могут не прийти. Далее по цепочке идут спонсоры, которые даже в случае, когда игрок тащил, говорят, мол, зрители все-равно не смотрят ваши игры и недовольны результатами.

Еще один немаловажный фактор это DOTA, которая начала быстро развиваться, очень хороша была команда Нави и они очень много переманили на себя внимания, а соответственно игроков, зрителей и спонсоров. Со временем организации стали вовсе отказываться от составов по SC2.

В одном из интервью ты говорил, что тебе больше нравится Brood War, но во второй Старкрафт играть легче, поэтому в него ты тоже играешь с удовольствием. Сейчас на стримах ты можешь играть во что хочешь. Выбор в пользу SC2 обусловлен заведомо большим количеством зрителей или все-таки любовь к BW подостыла?
Когда я переходил с Brood War на второй Старкрафт, он мне сперва не нравился, но нужно было играть, так как его смотрят больше зрителей, в нем больше спонсоров и возможностей. И да, в первых интервью я так говорил, потому что BW был отлично сбалансирован. Во втором Старкрафте тогда доходило до такого бреда, что одну неделю доминирует одна раса, потом выходит патч и другая раса выходила вперед, потом третья раса и так могло происходить неделя за неделей. Было такое, что ты какие-то вещи тренируешь, выходит патч и они совершенно перестают работать. В Brood War, если ты что-то тренировал, этот опыт сохранялся надолго.

Кстати, был интересный прикол, когда я начал опять играть в Brood War. Я понял, что одну из моих старых стратегий можно играть гораздо лучше! Для меня это был шок. Была стратегия против протосса через две фактори пуш: три танка, вультуры, минки со скоростью. Я играл ее на всех турнирах, даже в 2008 году, когда убивал самых топовых игроков. Тогда в TvP всегда одна ксм отправлялась на разведку, но оказывается можно немного подхалявить и не делать этого. Попробовав это, я увидел, что один ключевой апгрейд можно сделать намного раньше и стратегия получается гораздо сильнее. Это был шок - я играл столько лет, думал, что это идеальная стратегия и лучше ее уже не сделать, а тут такое… с ума сойти!

Но сейчас LotV лучше. В 2012, 2013 годах, я помнил про BW, но уже не играл в него. Есть такое, когда в детстве смотришь какой-то мультфильм или фильм, и он производит на тебя какое-то огромное впечатление. Но потом пересматриваешь его и понимаешь, что уже нет такого эффекта, по-другому его воспринимаешь. Так вот когда я после перерыва поиграл в Brood War, то понял, что меня к нему уже не так тянет. В нем тоже было много недостатков, но так как раньше я много играл и любил эту игру, то просто их не замечал. Сейчас второй Старкрафт намного круче. Да, есть дисбаланс с некоторыми стратегиями, но в целом баланс близок к очень хорошему. В нем гораздо больше разнообразия. Он не заточен на механике, как это было в первом Старкрафте, где было очень важно точно знать, как двигаются юниты, как ими кликать. После перерыва это очень сильно ощущалось, будто на другом языке пытаешься говорить, а руки и голова сопротивляются этому. (смеется) Поэтому сейчас для меня второй Старкрафт лучше, чем Brood War.
Когда не существовало донатов, были ли какие-то подарки от многочисленных фанатов? Может на LAN'ах кто-то что-то интересное дарил, либо присылал по почте.
Команда ROX устроила для нас на фотосессию, и повели нас туда как раз через полгода после Билайн Капа, где-то за месяц-два до того, как я ушел. Вот это я помню. Еще помню фотосессию в Питере. Зритель пригласил. Обычно у него платные услуги, но мне он сделал бесплатно. А так, обычно других подарков не было. Я не помню.
A девушки не дарили ничего?
(Смеется) Нет, были переписки, какое-то общение, но чтобы в реале дарить подарки —  нет.
B на груди ни у кого не расписывался?
(Смеется) Нет, нет, нет.

Сейчас скучаешь по тем временам, когда ты ездил по разным странам? Бывает возникает какое-то насыщение турнирами, когда у тебя частые поездки, постоянно куда-то летаешь и уже думаешь: “Как не хочется лететь, лучше бы дома потренился”. Сейчас, наверняка, это прошло. Есть желание поездить по турнирам?
И в самом деле, я уже так налетался! Я помню, когда даже родные и знакомые говорили, что, вот, у меня есть такая возможность летать по разным странам, но мне не нравилось летать. Мне надоели постоянные перелеты. У нас еще и буткемпы были в FXO, постоянно были поездки в Минск, и я просто хотел играть онлайн дома. А про поездки я думал: “Ой, опять куда-то ехать...”. Для кого-то это счастье, а мне было тяжело, мне это не нравилось, поэтому я не скучаю по тому времени. Сейчас, вроде бы, у меня нет какого-то графика, я не летаю по турнирам, да и вообще, я какие-то такие оффлайн турниры уже давно не посещал, и я не горю таким желанием.

Были у меня такое перелеты, когда путь в один конец занимал 36 часов. Была задержка самолета в Америку. Это было просто с ума сойти. Я еще был неопытный, я летел в джинсах. А так как я высокий, и не во всех самолетах можно вытянуть нормально ноги, было такое, что у меня ноги сводило. Надо постоянно ходить и лучше одевать какие-то спортивные штаны, домашние, просторные. Даже зимой в холод и снег, когда минус 10-15 градусов, приезжаю на такси в наш аэропорт, выхожу и у меня одеты спортивные штаны, кроссовки, какая-то небольшая курточка-толстовка и сумки. Все! Остальные в зимних одеждах, а я иду и мне по фигу, потому что я знаю - мне лететь далеко, и лучше я комфортно пролечу 12 часов, чем 5 минут так пройдусь.

Кстати, как раз был случай, когда летел на Blizzcon и у меня в Питере задержали самолет. У нас пересадка была в Голландии, вроде бы в Амстердаме. Мы с Димагой должны были садиться там на один самолет. Но так как я опоздал, самолет улетел, а у меня английский… Ну я могу какие-то моменты объяснить, но мне, все-равно, тяжело. Ведь все нужно было сделать одному и с такими мыслями я пошел на возврат, где выдают новые билеты, так как я же не по своей вине не успел на рейс. Иду грустный, с пессимистичными мыслями, что придется так много времени провести одному, и вижу Димага стоит в этой кассе! (смеется) Вот это было круто! Мы тогда с ним летели очень долго. Получился не прямой рейс Амстердам – Лос-Анджелес, а мы с ним еще две пересадки делали. Мы тогда и по аэропортам бегали... Ох, это тоже ни фига не прикольно. Можно было бы сказать, что побывал в Америке, что-то увидел, но эти перелеты сильно изматывают. Тем более перед турнирами, когда ты нервничаешь, напряжен, а тут еще такое лишнее напряжение. Лучше онлайн в интернете поиграть и пореже куда-то летать.
Есть какие-то страны, в которых тебе настолько понравилось, что ты задумался о переезде, ведь ты побывал везде — и в Европе, и в Азии, и в Америке?
Вообще, мне понравился… Я не помню, к сожалению, название города. В Америке есть небольшой городок, где проводился NASL. Он мне запомнился тем, что вокруг, со всех четырех сторон, небольшие скалы. Он небольшой, чем-то напоминает деревню, но, при этом, там невысокие хорошие дома и их довольно много. Спокойный город, погода похожа на нашу — днем было тепло, а вечером прохладно. Туда бы я переехал с большим удовольствием. Еще мне понравилось в Китае, доброжелательное отношение китайцев. Хотя жить там, наверное, все-таки нет.

Давай отойдем от темы Starcarft'а. Какие у тебя есть хобби, увлечения?
Только чтение. Спорт, но немного. Сейчас, конечно, я со Starcraft’ом подзабросил, даже немного поправился. Стал таким толстячком (смеется). Если раньше мой нормальный вес был 88 кг., то сейчас 95, и уже броня появляется, запасы на зиму. Чувствуется, что против них надо бороться. А так ничем особым не занимаюсь. Очень много времени уходит на то, чтобы обдумать Starcraft, какие-то игровые моменты, какая-то теория, может быть даже небольшая практика без стрима. Все-равно, Starcraft занимает большую часть моего времени.
То есть, сейчас ты позиционируешь себя не только как стримера, но и как активного игрока?
Да. Я хочу побеждать, но не всегда получается, конечно (смеется). Но я с позитивом на это смотрю и стараюсь тренироваться именно как игрок в первую очередь. А стример — это уже второй план.   
Что ты сейчас читаешь, и какая литература тебе нравится?
Мне очень нравится Борис Акунин. Его “Алмазная колесница” просто шедевр из всех шедевров. Это очень крутая книга, которую я уже хорошо помню и с удовольствием периодически перечитываю. Акунин очень хорошо пишет. А сейчас я читаю Дюма. Как-то недавно читал собрание Достоевского. Так, постепенно-постепенно, по чуть-чуть… Потому что я понимаю, что в детстве я очень мало читал и это очень большой пробел. поэтому каждый день хотя бы полчаса стараюсь выделить на это. Я могу не позаниматься спортом, не поиграть в Starcraft, например, но почитать надо обязательно (смеется). Это все-таки очень важно. Это словарный запас и мировоззрение.
Это будет очень полезно услышать нашим молодым пользователям. Какую книгу ты бы посоветовал прочитать себе самому в детстве или юношестве?
Есть книга, я не помню ее автора, где-то год назад отдал ее знакомому и еще не забрал. Она называется “Все о жизни” (автор Михаил Веллер, - прим. ред.). На многие вещи начинаешь смотреть по-другому. Там не просто объяснение, что было и что должно произойти, а поясняются инструменты, как люди меняются, как ты сам с собой можешь работать, как меняться и так далее. Из этой книги я очень многое почерпнул в плане того, как можно совершенствоваться и работать в тех сферах, в которых я, вроде бы, ничего не смыслю, но постепенно, по мелочам, потихоньку-потихоньку все-равно можно измениться. Скажем так, нарабатывать внутреннюю силу. Поэтому я бы посоветовал обязательно прочитать эту книгу, потому что она очень крутая.  
Интересно. Это ведь больше книга по психологии, не художественная?
Да, это психология. Психология, но с практикой - ее писал человек, у которого богатый жизненный опыт. Вообще, в Starcraft я всегда интересовался как люди видят игру. Я не знаю, с чем это связано, но мне всегда было это очень интересно. Люди на одно и то же событие смотрят по-разному. Как они это видят? Почему они это видят именно так? Какая-то у меня мания на этот счет (смеется).
И какие ты выводы делал? Исходя из этого ты строил какие-то "маинд геймз"?
К сожалению или к счастью, бывает, что можно хорошо прочитать игрока, а иногда я понимал, что человек просто делает что-то, свою линию гнет и ему по-барабану, что происходит и где (смеется). Он просто поставил себе цель - сделать это, и он делает. Тогда получается, что эти майнд геймз ты сам против себя сделал. Сам себя перехитрил. Поэтому не всегда это работает и не против всех. Людей очень много, и предугадать на 100%, я считаю, практически невозможно. Все-таки везение в нашей жизни тоже немаловажный фактор. Есть даже выражение “везет сильнейшему”. Большинство тех, у кого я спрашивал говорят: “Ну, раз человек сильный, то есть он сильнейший, значит ему повезет.” Но, на самом деле, я даже знаю, что я побеждал на некоторых турнирах, когда я не был сильнейшим. Я знал, что есть человек, который меня, скорее всего, победит. Но ему не повезло, он попал на неудобный для него матчап и вылетает. А мне, тот человек, который его победил, становится более удобен, и я побеждаю. Тот же самый Dreamhack в 2009 году. Там тоже были очень неудобные зерги, но, последний на турнире протосс выбил неудобных для меня зергов. Вот это и означает, если ты победил — значит тебе повезло. Не важно, может повезло со спаринг-партнерами, с тренером, с родными, да просто ты в определенный момент родился или что-то такое. Но получается, что именно везет. То есть, если ты победил — значит тебе повезло. Все.    
Очень глубокая мысль, на ней предлагаем и закончить. Какие-то заключительные слова, возможно ты хочешь хочешь еще чем-то поделиться? Кстати, забыли спросить, ты планируешь стримить и комментировать турниры?
Как профессиональный стример? Возможно. Турниры, к сожалению, не всегда проходят в удачное время. Бывают очень рано, бывают очень поздно. У меня сейчас очень сбитый график даже если я просто стримлю Starcraft. Со сбитыми режимом мне тяжело включать тот же самый спорт, поэтому я хочу прийти к одному режиму. Турниры ведь постоянно то в Америке, то в Корее — в разных временных зонах, и когда-то Сереге (ROX.Pomi, - прим. ред.) нужно встать в 7 часов утра, когда-то вечером турнир начинается и заканчивается поздно вечером. Это очень тяжело. С одной стороны кажется, что сидишь просто, комментируешь, но надо для этого тренироваться. Физически и психологически это непростой элемент. Тем более комментатор должен уметь комментировать, а я больше смотрю как игрок. То есть я рассказываю какие-то стратегии, какие-то майнд геймз, но надо уметь шутить, какие-то интересные истории вставлять — постоянно чем-то насыщать стрим, добавлять больше интерактива и контента. Это тоже непростой момент. Я думал над тем, чтобы просто стать стримером, но… Опять же, пробовать-то я, конечно, буду и не раз, но пока у меня нет планов переходить и становиться профессиональным стримером.
Тебя не напрягает то, что ты раньше просто играл, а теперь тебе нужно играть и попутно что-то комментировать, как-то развлекать зрителей? Тебе нравится общаться и делиться чем-то с публикой?
Если я серьезно играю, то стараюсь меньше комментировать. Так сложилось, что когда я играю на максимум и начинаю комментировать, то я свою игру сильно замедляю. Если начинаешь объяснять какой-то элемент или действие в игре, то пока ты говоришь про это, происходит десять новых действий. Поэтому игра начинает немного замедляться. В Starcraft многие элементы работают на автомате, и ты начинаешь думать и анализировать игру, то есть так становится проще принимать решения. А когда встречаешь какую-то новую стратегию у оппонента и начинаешь ее анализировать, то игра немного все-равно замедляется. И тем более, когда начинаешь говорить о ней. Уровень игры из-за этого падает. Поэтому, если я играю 1х1, то стараюсь либо включать музыку, либо комментировать гораздо меньше. Первые 5 минут я, в основном, молчу, чтобы сделать билд более-менее четко, а дальше уже с какими-то поправками можно что-то говорить. Когда мы играем какие-то фановые игры с Димагой 2х2 или комментируем, там да, мы можем и пообсуждать и покомментировать — это и проще и не такой большой напряг идет. Даже если проигрываем, все-равно, это не так сильно сказывается, потому что нет таких больших надежд на 2х2, как на 1х1. Отчасти комментирование именно напрягает, когда, например, важные матчи, но я сейчас подхожу к тому, что, если я хочу комментировать — я комментирую, не хочу — не комментирую. В этом плане мне проще, чем раньше. Раньше я делал себе какую-то установку, что надо постоянно что-то говорить и говорить, но это было ошибочно и неправильно.
Вернемся к традиционным заключительным словам читателям, зрителям, спонсорам.
Обязательно, ребята, подписывайтесь на мой канал, поддержка, в описании есть реквизиты. (смеется) Ну, самое главное, конечно — это просто подписываться на мой канал на GoodGame, на YouTube и на мою группу в VK. Пишите, комментируйте, что бы вы больше хотели от меня видеть, какие стримы. Кто не видел мой открытый урок на YouTube —  есть таковой от 13-го февраля. Там я обсуждаю по одной стратегии для каждого матчапа. TvT не успел, но TvZ и TvP подробно объяснил. В общем, можно что-то в таком духе постримить - ваши комментарии и мнения очень важны.
А ты не планируешь стримить какие-то другие игры или пока только Starcraft?
(Смеется) Мы даже с Серегой хотели еще к новому году сделать совместные игры, кооператив, или какие-то необычные новые игры попроходить, Только тяжело нам собраться одновременно, чтобы и у меня было время, и у Сереги, и чтобы кого-нибудь еще к нам присоединить. Я не буду прогнозировать, потому что люди спрашивали, и в январе еще не теряли надежды: “А когда у вас там будет совместная игра?” Да, я говорю, да! Скоро, ребята, скоро! (смеется) Потом все меньше и меньше этих вопросов стало появляться, а в феврале они вовсе закончились. Люди поняли, что, похоже, от нас этого не стоит в ближайшее время ждать. Может мы как-нибудь выстрелим неожиданно.
Кстати говоря, скоро будет Стрим-Марафон 2 и там это может хорошо зайти.
В общем да, может быть. (смеется)     
Отлично. Спасибо тебе за интервью. Удачи и продолжай тащить.
Спасибо за то, что пригласили.