elder_ru: "Cypher один из сильнейших игроков и прямой претендент на победу на QuakeСon 2017"

Представляем вашему вниманию интервью с elder_ru, стримером GoodGame.ru по Quake Live и Quake Champions. Кирилл рассказал о том, как изменился Quake Champions с момента старта закрытого бета-тестирования, поделился мнением о СНГ-игроках и квалификациях Quakecon 2017, а также поведал о своих планах, связанных с Quake Champions.

Привет! С момента старта закрытого бета-тестирования Quake Champions прошло уже более трех месяцев. Для начала подведем промежуточные итоги. Что представляла из себя игра тогда и сейчас? Какие задумки, по твоему мнению, хорошо реализованы и наоборот?
Привет! Когда я получил ключ на первое ЗБТ, это меня, конечно, сильно обрадовало. Сейчас же я могу сказать, что то что из себя представляла игра сначала и то что сейчас, это, конечно, большая разница. Первая версия ЗБТ была очень сырой. Было много лагов. Например, при подборе квада у всех в игре начинало лагать и в этот момент игрок полностью терял управление. Впоследствии это пофиксилии, но в начале такая обстановка вызывала тревогу, так же как и многие другие баги. Сейчас же игра более менее стабильна, с каждым патчем увеличивается устойчивость фпс, подключены постоянно работающие сервера. Насколько мне известно, ведется работа над улучшением сетевого кода, что в последствии сделает QC менее зависимым от пинга. 
Относительного задумок. 
Абилки:
Стоит начать с одного из самых спорных моментов, о котором шла речь еще до выхода ЗБТ. Это абилки или ульты, как хотите называйте, их введение породили огромное количество споров. До выхода ЗБТ считалось, что их введение превратит Quake в подобие Овервотча и сведет игру к использованию абилок в нужный момент, что разрушило бы баланс в игре и сделало бы оружие, перестрелки, подсчет брони и меги ненужными, то есть разрушило бы суть Quake. Например, много вопросов вызывало wh Visor’a, это казалось каким-то дисбалансом в крайней степени, потому что вызывало прямую ассоциацию с читом wh. На данный момент не каждый игрок и не на каждой карте берет себе Visor’a, что является показателем не такой уж и имбы, как это казалось. Абилки не оказали дестабилизирующего влияния на игровой процесс, а лишь разнообразили его, добавили огромное количество вариаций происходящего. Абилки используются как для атаки, так и для дефенса, и это очередное подтверждение, что они лишь улучшили игровой процесс. Как и планировали разработчики.
Баланс: 
Если отвлечься от абилок, интересным решением стало то, что у всех чемпионов различное кол-во максимального HP, Armora, скорость и хитбоксы.
Это отличное решение чтобы сбалансировать чемпионов с такими разными ультами. Благодаря этому решению можно выделить три типа персонажей: тонкие – анарки, нюкс, галена, слэш; средние – рэйнджер, визор, блазкович; толстые – скэлбэйр, сорлаг, клатч.
Соответственно, у легких мало хп и армора (как стартовых так и максимальных), у средних эти показатели выше, а у толстых много и хп, и армора, но они менее мобильны и у них больше хитбокс, хотя о мобильности робота (клатча) есть сомнения. Так же стоит отметить, что на баланс влияет еще один аспект, а именно время отката абилок чемпионов. Оно у всех чемпионов разное. Разработчикам еще нужно поиграть с этим параметром, чтобы добиться еще более равновесного баланса. На всех картах появился еще один предмет, которого не было в предыдущих версиях квейка - это песочные часы. Их стоит отметить отдельно. Они сокращают время отката абилки у чемпиона, что в свою очередь перемещает на них фокус любого игрока, так как абилка, конечно же, усиливает чемпиона, а для некоторых из них является просто неотъемлемой частью стратегии игры.
Я считаю, что баланс на данный момент достаточно хорош, хотя и требует некоторых доработок.
По моему мнению, все еще остаются дисбалансными:
- Робот: щит робота оказался слишком сильным в дуэлях, мы все видели, как его абузят различные про игроки, которые пушат с щитом, подходя вплотную, зажимая оппонента в углу и убивают его. Варианты решения различны. Это и уменьшение времени действия ульты, и наличие у щита HP. К примеру, он поглощает 200-300 урона и потом ломается, или уменьшение размера щита и так далее. Конечно, есть опасность, что эти изменения плохо повлияют на ТДМ и Сэкрефайз, где потенциал этого чемпиона далеко еще не раскрыт.
- Анарки: известно, что готовится фикс анимации анарки при стрэйфах, так как в анарки очень сложно попасть. Так же его скорость и aircontrol в сильных руках CPM игрока за счет его мобильности делает его практически неуязвимым. О проблемах борьбы против анарки я слышал и от многих про игроков. Вариант решения: Фикс анимации при стрейфах. Думаю, этого будет достаточно.
- Гвоздодер: хорошая пушка, которая призвана заменить плазму из Q3. Очевидно, почему она сейчас так сильна: супернэйлган наносит по 20 дмг, что, конечно, ОЧЕНЬ много при его скорострельности. Пять гвоздей и минус сотка. Пока игроки плохо с него стреляют, и это не позволяет им его абузить. Понятна задумка разработчиков, они бафанули эту пушку, чтобы ее больше использовали. Например, на карте ZTN есть респаун на патронах и маленьком арморе (в Q3 комната с плазмой), и там лежит этот нэйлган. Понятное дело, что появившись там вы его обязательно возьмете. Но, если он не будет достаточно силен, то будете ли вы его использовать? Сомневаюсь! И чтобы решить подобные проблемы, его бафнули. 
Хочется в целом отметить, что игра выглядит достаточно современно. Наконец реализован автоматический подбор оппонентов, ходят слухи, что бывает долгий поиск. Видимо мне постоянно везет, я всегда быстро нахожу игру. Приятно сделана кастомизация персонажей. Интересная идея с игровой валютой, когда за внутриигровые деньги вы можете арендовать персонажей. Видно, что над игрой не просто поработали, но продолжают работать и развивать ее. Надеюсь, что разработчикам она принесет доход и они будут продолжать развивать этот проект, а также организовывать турниры.
Разработчики постарались в QC объединить все серии quake через физику, через кастюмизацию, через модели игроков, которые были прототипами чемпионов и прочее, и мне кажется, что пока у них это получается. Посмотрим, что будет дальше.

Киберспортивные турниры стали проводиться совсем недавно. Не считая официальных квалификаций на QuakeСon, еженедельные турниры проводит проект 125 FPS. Известны ли тебе еще какие онлайн-турниры с призовыми?
Не так давно прошел Cooller Cup. Насколько я понял, он был профинансирован с донатов Антону на стриме. Также недавно прошел второй подобный турнир. 30 июля будет турнир от goha.ru, плюс сандэйкапы. Думаю на этом все. Это все, что мне известно по турнирам на данный момент. 
Не кажется ли тебе, что для такой культовой игры как Quake это мягко говоря скромно? По той же Dota 2 в свое время практически сразу стали проводиться по 5-10 турниров в месяц.
Да, согласен - это очень мало. Однако здесь есть ряд причин, которые этому способствуют. Но перед тем, как их перечислить, хочу отметить, что ты приводишь в пример дота 2, но ей предшествовала дота 1, которая в свою очередь выросла из варкрафта, очень уважаемой и почитаемой игры с большой базой игроков. Так что тут корни еще те, это не просто игра которая появилась и стала собирать 5-10 турниров в месяц. 
Вернемся к проблемам Quake: 
1) Quake дуэльно ориентированная игра. Персональная ответственность всегда тяжелее: нет тиммэйтов которые заруинили тебе катку. Проиграл? Сам виноват. Признавать свои ошибки тяжело.
2) Сложность обучения. Для игроков старой школы, конечно же, все намного проще. Они знают, что к чему и как действовать. У них наигранны сотни, а может и тысячи часов. Новичку все это предстоит осознать, изучить и понять. Это создает пропасть между старыми игроками и новыми. Не каждый хочет тренироваться, проигрывая и осознавая свой уровень. В QL так и было: заходишь на сервер, тебя избивают 20-0, shift+delete - идем катать в доту.
Сейчас, с появлением автоматического подбора противника, ситуация должна улучшиться. Хорошо бы, чтобы разработчики добавили что-то вроде лиг, как в старкрафте. Это мотивировало бы игроков играть больше и совершенствоваться. Дорогу осилит идущий. 
3) Финансовая политика Dota 2, и хорошо проработанный маркетинг 
позволяют разработчикам Dota 2 собирать средства для больших турниров, с крупными призовым фондом. Это позволяет привлечь новых игроков, так как у них есть мотивация играть и выигрывать, стремиться к своим миллионам. В Quake же монетизация практически отсутствует, игра free to play. На данный момент доход планируется получать только за счет костомизации персонажей, но этого, конечно же, мало. Из игроков старой школы сформирован пул игроков, которые делят призовые места, и пробиться туда, на данный момент, еще как то возможно, но через два -три года, если у разработчиков не найдется решения как этого не допустить, то практически не будет шансов пробиться в призы, как мы с вами это видели во всех предыдущих сериях Quake.
Поговорим о тебе. Как часто ты играешь в новый Quake и какие чемпионы тебе нравятся больше всего?
Играю я сейчас немного, как следствие у меня всего лишь 32-й уровень, когда у топовых игроков 80-100. Впрочем, уровень как таковой не показатель скилла, а показатель количества сыгранных игр, но это важный показатель, ведь кто больше сыграл, тот больше адаптировался. 
Я играю скорее для того что бы лучше понять игру, анализирую, ее чтобы в последствии на стримах понимать действия игроков, что их побуждает действовать так или иначе, на что они рассчитывают, что планируют и можно ли вообще сделать то что они задумали, например успеть куда либо переместиться, не получить при этом урон, занять выгодную позицию и в последствии подловить оппонента и т.п.
По поводу чемпионов: я не юзаю анарки, CPMa физика мне неудобна, так же обошел я стороной слэш, так как по моему мнению она не юзабильна в дуэлях из-за своего малого количества хп, и абилки которая не в полной мере подходит для дуэлей. Возможно я ошибаюсь и ее потенциал не раскрыт, посмотрим что думает по этому поводу Cypher который берет ее в мету.
Моя мета примерно такова: обязательно рэйнджер - его абилка самая сильная и универсальная. Она может быть использована для атаки, дефенса и для достижения позиционного преимущества. Вторым чемпионом я беру Скелбэйра, так как он достаточно толстый, и за счет абилки может быстро перемещаться. Я считаю что в мете обязательно должен быть толстый чемпион, потому что если все чемпионы тонкие, то при полной потере контроля на карте его будет очень сложно вернуть, когда у вас хп меньше чем на 1 рэйл.
И третьим чемпионом я беру блазковица, из-за его ульты, да же поcле того, как его понерфили два шафта в руках приготовят вам жаренного варана (сорлага) за пару секунд, что конечно же очень да же приятно, и дает возможность сыграть против толстого чемпиона у которого контроль карты.
На кастомых играх с друзьями я беру разных героев, что бы их тестить, смотреть их возможности, как ими разыгрывать стартовые распауны и прочее и прочее, но на ладдаре, на всех картах, использую именно ту мету которую назвал выше. Считаю ее достаточно универсальной. 
Ты известен прежде всего как стриммер и комментатор, ты и дальше планируешь комментировать игры и брать интервью у игроков? Есть ли у тебя предложения от каких-нибудь киберспортивных организаций и студий, например RuHub?
В целом есть такой план, и стриммить и комментировать. Правда, нельзя сказать, что я стример игр, скорее стриммер одной игры. Quake очень специфичен и аудитория моих трансляций, хочет видеть именно Quake. По моим наблюдениям им интересны именно турниры, игры топов. У меня есть своя аудитория, которой я нравлюсь. Я знаю ее, она – меня, для меня это важно. Такие трансляции собирают намного больше зрителей, чем стриммы по другим играм. Однако, есть важный момент, который нельзя не учитывать. Стрим занимает много времени, отстримить турнир это потрать практически целый день, а то и день и пол ночи. Да, это увлекательно, но это и большое напряжение, это сложно как физически так и морально, потому что стример должен в течении 6-8 а то и 10 часов без остановки комментировать все события игры, все самые важные моменты, быть в напряжении и концентрации, тогда получится хороший стрим. И, конечно, трансляции финансового дохода практически не приносят. Сейчас встал вопрос о покупке gtx 1060, я обратился к аудитории на стриме – отклик есть. Это важно для меня, потому что это значит, что я нужен моей аудитории, они хотят новых стримов. Ребята донатят, за что им всем огромное спасибо! Но в целом конечно, стрим для меня это только затраты. Предложений от киберспортивных организаций мне пока не поступало, хотя было бы интересно такое предложение изучить. Я вижу плюс от трансляций под эгидой какой-то организации в том, что появилась бы возможность стримить крупные туриниры. Например, отборочные на Quakecon 2017 приходиться пиратить, а можно было бы стримить из игры. А так, организация договорилась, и ты в игре, очень удобно, не нужно самому ни с кем договариваться. С другой стороны, мне привычнее стримть в соло. Стримить с кем-то иногда сложнее. Для того чтобы стрим получился качественным, нужно попасть на одну волну с тем с кем ты стримишь, а для этого подходит не каждый. 
Хочется уделить некоторое время игрокам СНГ-сцены. Как ты считаешь, кто входит в топ-5 лучших СНГ игроков и почему?
Топ 5.
Первые два места, мне кажется, безоговорочно принадлежат двум лидерам, а вот с третьего по пятое – не совсем однозначно. Отмечу также, что это только по СНГ.
  1. Cypher;
  2. Agent;
  3. Xron;
  4. Clawz;
  5. Nitrino.
Прокомментирую свою позицию по порядку. Cypher однозначно один из сильнейших игроков и прямой претендент на предстоящем Quakecon на первое место в любом топе мирового первенства. Пока это мой прогноз, потому что этот титул ему еще нужно получить, а игра еще не достаточно освоена. Я все же жду сенсаций от предстоящего Quakecon – 2017. Cypher силен стратегией, аимом, мувментом. Все основные компоненты у него на высоте, это было видно по отборочным. Даже на данном этапе освоения игры он уже хорошо адаптировался к ней, чувствует ее и ему остается только улучшать эти показатели. Кстати, среди комюнити сложилось именно такое же мнение об этом игроке.
Agent – личность неоднозначная, но по уровню игры, надо признать, он силен. Он, наверное, один из первых, кто стал активно использовать робота и именно в атакующем стиле. У него это успешно получается. Так же он хорош и на никсе. Да и на других персонажах неплох, в целом его уровень достаточно высок. Не совсем понятно поедет ли он на quakecon если пройдет отборочные, сами знаете это же Agent…
Теперь Xron. Представитель Украины. Демонстрирует высокий уровень аима, может составить конкуренцию любому топовому игроку, имеет все шансы пройти региональные отборочные, хорошо выступить на самом Quakecon.
Clawz. Представитель Белоруссии. Молодой, амбициозный игрок, и просто скромный парень. Демонстрирует хорошие результаты, как и в QL так и в QC тренируется с сильнейшими игроками. Судя по отборочным, уже хорошо адаптировался к игре.
Nitrino. Игрок высокого уровня, один из тех кто уже почувствовал игру, поймал волну, и продолжая постоянные тренировки, стремится к победе. Думаю, он хорошо выступит и на региональных отборочных и на самом квэйконе, потому что очень щепетильно и серьезно подходит к тренировкам.
Думаю, многие, читающие это интервью, заметили, что среди этих топ 5 нет Cooller’a. Да это так, на данный момент я считаю, что форма Антона не идеальна, хотя само собой мы все понимаем, что у Антона огромный опыт участия в различных турнирах, в том числе и Quakecon. Уверен, что к региональным отборочным он наберет еще больше формы, так как это тот игрок, который умеет правильно распределить силы на предстоящие матчи и тренировки.

На данный момент только Cypher подписал контракт с профессиональной командой. Есть ли у тебя инсайдерская информация о других наших игроках?
Нет, такой информацией я не обладаю.
Что скажешь об Evil'e? Его все также дудосят или его компьютер все еще лагает?
Меня смущает тот факт, что уже прошло три отборочных турнира, и не на одном из них не было evil’a. 20 июля состоится четвертая и последняя европейская квалификация на Quakecon 2017. Если evil собирается поехать на этот Quakecon и побороться за призовой, то ему самое время принять участие. Но хочется заметить, что его отсутствие в предыдущих квалификациях, ставит большой вопрос об уровне его игры на данный момент. Встречавшие его на ладдере игроки, говорили, что это совсем не тот эвил что был в QL.
Я считаю, что evil очень рискует, если собирается пройти в четвертой квалификации, потому что легко встретить оппонента, который возможно не так силен как сам evil, но, например хорошо играет на анарки или роботе или еще что-то подобное. Система сингл элиминэйт не подразумевает сетки лузеров, соответственно, проигрыш любому сопернику будет означать, что evil не примет дальнейшего участия в турнире. Будем надеется, что он это понимает и приятно нас удивит своим великолепным аимом и игрой в целом. 
А на счет дудосов, да, я слышал, что он все еще испытывает какие-то трудности с игрой. Однако мне сложно это комментировать, так как мне не совсем ясна природа этих проблем. 
Как ты уже знаешь, недавно на одном из турниров 125 FPS произошел конфликт между Агентом и Куки. В конечном итоге Николая Майорова забанили на следующий турнир 125 FPS. Что думаешь по этому поводу и на чьей ты стороне в этой ситуации?
К сожалению, Agent славится своим дурным и вздорным характером. Он позволяет себе не только оскорблять, как игроков так судей и стримеров, но и голословно обвинять их в том, чего они не делали. Манеру общения Agenta все прекрасно знают, его выходки в стиле пятилетнего ребенка: я не буду играть финал потому, что сто лет назад меня кинули на каком-то турнире, который никак не связанным с этим. Или: я не буду играть, если cooke/4ce/polosati/elder/zergtv/zoot или еще кто-то, кто мне не нравится, будут стримить… и все в таком же духе. Все это мы неоднократно видели в QL и, к сожалению, в QC Agent тоже уже успел отличиться. Ты спрашиваешь, что я думаю по этому поводу? Я бы дал Agent’y бан на год, на все турниры, на какие только это возможно. Есть определенные рамки, за которые неэтично выходить, но он их уже давно перешел. Никто такого себе не позволяет. И не должен позволять.
Возвращаясь к отборочным QuakeСon'a. Практически все наши топы квалифицировались на региональные отборочные. Как ты думаешь, кто точно пройдет дальше, а кто окажется за бортом главного турнира?
Я не буду делать прогноз, игра еще сырая и все сейчас находятся примерно на одном уровне. Каждый может выиграть у каждого, все будет зависеть от количества тренировок, настроя игрока и удачи. Время покажет, но я буду болеть за Inz’a Nitrino, Xrona, Clawza, Base’a, Coollera, Cypher’a, проще говоря за наших (улыбается).
Спасибо, что ответил на наши вопросы! Удачи!
Спасибо и тебе за вопросы, спасибо всем кто дочитал до конца, всем удачи и добра. Quake в каждый дом!