Reverse Design: Diablo II. Обзор классов: Амазонка

Нам понадобилось целых четыре части, чтобы перевести первую главу книги Reverse Design: Diablo 2 и наконец-то закончить с разбором базовых механик этой культовой игры. Теперь перейдем к куда более интересному занятию: обсуждению сильных и слабых сторон билдов для каждого класса, а также к тому, насколько они зависят от решений, принятых разработчиками. И сегодня на повестке дня Амазонка...

Амазонка

Билды: 2Луказонка (использует ветку луков/арбалетов) и Копьезонка (использует ветку копий).

Луказонка

Сильные стороны билда: огромная дальность атаки, двойной бонус от ловкости.

Слабые стороны билда: слабый урон, нет заклинаний, слишком много способностей для прокачки.

Доступность элементального урона: средняя.

Синергия: слабая, топовые умения получают дополнительный урон от одной из способностей, и доступных очков умений не хватает, чтобы получить хоть сколько-нибудь значительный бонус.

Краткий обзор: Амазонка с луками построена на системе баланса классических RPG. К сожалению, в Diablo 2 подобная система применима лишь частично, поэтому луказонка достаточно слаба по сравнению со другими билдами и классами.

Огромным преимуществом луказонки является та дальность, с которой она может наносить урон, а также то, что она получает двойной бонус от ловкости. При рассмотрении классов дальнего боя станет понятно, что не все они равны в той дистанции, с которой могут убивать монстров.

Паладин, к примеру, должен стоять в центре области, которую он хочет поразить Благословенным молотом. Друид должен находиться в центре Урагана. Даже копьезонка должна стоять достаточно близко к противникам, чтобы попадать своими заклинаниями молнии. Амазонка на луках, как и убийца на ловушках, или волшебница, может стоять на максимальном удалении от монстров и наслаждаться чувством относительной безопасности.

Дополнительной защитой луказонки является достаточно "плотная" Валькирия, миньон, отвлекающий внимание врагов. На высоких уровнях Валькирия имеет достаточно прочности, чтобы какое-то время принимать даже удары от боссов. Единственной проблемой является то, что она не слишком  хорошо держит их агру (в принципе, копьезонка тоже может использовать Валькирию, но та дальность, которой обладает билд с луками, позволяет Валькирии лучше раскрыть себя).

Другим плюсом луказонки является двойный бонус от ловкости. В разделе про ловкость мы уже обсуждали, как эта характеристика влияет на рейтинг атаки, если игрок не против того, чтобы вкладывать в нее большое количество очков. Из-за того что урон от луков и арбалетов также завязан на ловкости, амазонка, использующая это оружие, может полностью сосредоточиться на вкладывании очков в ловкость. Проблема лишь в том, что, как мы увидим дальше, двойной бонус просто не может перекрыть все те слабости, которые есть у данного билда.

И самой большой слабостью луказонки является недостаток урона от ее умений и оружия. Три ее лучших способности: Замораживающая стрела, Испепеляющая стрела и Залп просто не наносят достаточного количества повреждений.

Чтобы показать разницу в уроне выше, можно пронаблюдать график для нескольких дальнобойных умений, с добавлением основных источников синергии. Как можно заметить, умения луказонки показывают не лучшие результаты. К тому же, все остальные представленные умения являются заклинаниями, которые, в отличие от выстрела из лука, никогда не промахиваются (если конечно игрок не промажет курсором мышки).

Стоит отметить, что, так как умения амазонки являются атаками, они получают бонус от урона оружием, который не включен в данный график. Но сопротивление физическому урону является наиболее распространенной защитой у монстров, а луки просто недостаточно сильны. Ниже можно увидеть сравнение луков с оружием ближнего боя.

Заметьте, что оружие ближнего боя является одноручным и все равно превосходит луки по урону. Это значит, что персонаж, сражающийся вблизи, наносит больше урона одной рукой, чем луказонка двумя. Конечно же, в игре есть луки, которые могут немного исправить ситуацию, в основном, благодаря встроенной скорости атаки. Но те же кастеры могут найти элитное оружие, дающее дополнительные аффиксы способностям или увеличивающее скорость каста, так что разница в силе между ними и "амазонкой на луках" сохраняется.

Настоящей проблемой луков является то, что они стали жертвой баланса механик, которые абсолютно не к месту в игре вроде Diablo 2. Оружие дальнего боя обычно слабее потому, что его можно использовать с безопасного расстояния. В классических RPG подобное решение оправдано, ведь оно опирается на хорошие дизайнерские решения: лучники стоят за спинами танков и бойцов, выбирая только самые опасные цели и сосредотачиваясь на их убийстве.

В Diablo 2 же, каждому персонажу приходится в одиночку бороться с демоническими ордами, поэтому ограничение возможностей оружия дальнего боя выглядит достаточно странно. Как вы могли заметить ранее, способности луказонки не дают того же урона, что умения других классов. Лучшие луки в игре позволят поклонникам данного билда сравниться с другими персонажами, но для того, чтобы добыть себе такое оружие, нужно убить просто невероятное количество монстров, а, как мы уже знаем, у амазонки на луках с этим есть определенные проблемы.

Есть два аспекта, которые помогают луказонке стать в один ряд с другими классами: шанс попасть и защитные способности. Все способности луказонки, наносящие урон, являются атаками, а значит зависят от рейтинга атаки (кроме Самонаводящейся Стрелы). Но даже вся та ловкость, которую набирает данный персонаж, не дает ей такого уж большого преимущества перед другими персонажами. И главной причиной этого является то, что ни ее способности, ни оружие не дают ей бонус к рейтингу атаки. Как мы помним по разделу про шанс попасть, эффективный уровень амазонки при атаке меньше ее реального уровня, что дает ей 5-типроцентную просадку по шансу попасть относительно классов ближнего боя. Ловкость дает примерно +14% к тому же показателю, а после этого все зависит лишь от оружия и умений.

Умения амазонки не дают ей преимущества над другими классами. К тому же, модификатор урона у них гораздо ниже, особенно если вспомнить, что само оружие амазонки далеко от совершенства. Но все же, нам нужно принимать во внимание и пассивные умения.


Верный глаз (Penetrate) показывает те же результаты, что и остальные схожие умения, но ни чем не исправляет тот недостаток, которым он обладает. Этого нет на графике, но и Владение Оружием варвара и Фанатизм паладина, и даже Владение Клинками убийцы дают либо дополнительный урон, либо скорость атаки в придачу к рейтингу атаки. Верный глаз дает только рейтинг атаки. Поэтому при сравнении пассивная способность лучницы просто не может посоперничать с другими схожими умениями. С помощью подобных ослаблений разработчики решили как-то компенсировать ту дальность, с которой могут атаковать представительницы данного билда. Правда другие билды дальнего боя, вроде убийцы на ловушках, некроманта, Элементального друида и даже копьезонки почему-то не пострадали в угоду балансу.

В теории, всего этого можно было избежать, если бы способности луказонки давали ей больше опций, чем другим классам. Кажется, что именно в этом была задумка разработчиков, но на практике этого оказалось недостаточно. У амазонки есть целое древо пассивных и магических умений, которые могли бы неплохо усилить ее владение луком. Умения вроде Замедления снарядов, Решающего Удара, Гибкости, Уклонения и Сквозного выстрела дали бы шикарные бонусы луказонке, если бы у нее была возможность серьезно в них вложиться. А такой возможности у нее нет. Луказонка должна вложить 20 очков в основную элементальную стрелу и еще 20 в Залп, если она хочет наносить хоть сколько-нибудь ощутимый урон, и еще 20 в Валькирию. Большинство игроков также любят закинуть пару очков в Сквозной выстрел и Самонаводящуюся стрелу. Если учесть все те способности, которые нужно прокачать, чтобы добраться до этих умений, то в данном билде остается слишком мало очков для вложения в криты или защитные умения.

Возможно, в данной ситуации луказонки должны рассчитывать на классовые предметы. Даже у обычных предметов "только для амазонки" есть небольшие бонусы к умениям владения луками и арбалетами. Получается, что игрок должен экономить на скиллах из этой ветки и вкладывать очки в пассивки? Вот только вряд ли это сработает. Урон и бонусы к рейтингу атаки на умениях, завязанных на лук, слишком малы, поэтому игроку нужно вкладываться в них по максимуму. Это еще один пример того, что луказонка стала жертвой перебалансировки и в итоге стала зависима от топовых предметов, без которых другие классы могли бы прожить.

Все эти проблемы не являются критическими, и билд все еще играбелен. Но в целом другие билды кажутся предпочтительнее из-за отсутствия стольких "встроенных" проблем.



Копьезонка

Сильные стороны билда: средняя дальность, двойной бонус от ловкости, огромный урон по области.

Слабые стороны билда: весь урон одного элементального типа.

Доступность элементального урона: слабая.

Синергия: Большинство умений на молнии является частью линейной синергии, что делает парочку из них крайне сильными.

Краткий обзор: У копьезонки есть серьезные ограничения, но они достаточно уместны в Diablo 2. Данный билд делает персонажа относительно уязвимым, но в то же время достаточно мощным. Серьезным ограничением является то, что весь урон построен на молниях, а значит, примерно 20 % монстров на максимальной сложности полностью иммунны ко всему, что она может сделать.

Сделав одно единственное изменение, копьезонка исправляет часть проблем с билдом через луки. Большинство умений, опирающихся на копья, являются заклинаниями, а значит, они всегда попадают в цель. Поэтому копьезонка не так зависит от рейтинга атаки и от распространенной сопротивляемости к физическому урону. Единственной проблемой является то, что весь урон в этом билде вращается вокруг молний, поэтому убить монстра с иммунитетом к данной стихии просто невозможно без крайне редких предметов на удаление резистов или компаньонов со схожими эффектами.

Однако данные ограничения смотрятся вполне уместно в Diablо 2. У копьезонки есть сильные стороны, которые она должна использовать по полной, и есть слабости, которых она должна избегать. В целом, этот билд является средненьким по всем параметрам. Для примера, в качестве возможного решения проблемы с ограниченностью в выборе стихии можно попробовать просто избегать драк с иммунными монстрами, что во многих местах вполне реально. Вторым решением является напарник вроде паладина или некроманта, который понизит врагам сопротивляемость. Подобные решения не сработают для луказонки: в игре нет мест, где слабые атаки не были бы проблемой, и ни одна пати не сможет сделать луказонку сильнее, чем она есть.

Электрическая буря получает множество бонусов от разных умений из ветки молний, делая билд копьезонки достаточно простым в освоении.


Можно заметить, что сильная синергия умений позволяет нескольким способностям успешно справляться с одиночными целями, в то время как Электрическая Буря применяется против толпы. Сильная линейная синергия также значит и то, что классовые предметы дают куда больший бонус: добавляя по паре очков в несколько способностей в ветке, они тем самым усиливают и все остальные скиллы. Почему подобный подход не был применен к луказонке? Похоже, что ее ослабление оказалось непропорционально тем бонусам, которые она получает за увеличение дальности атаки. 

Предыдущие части:

  1. Вступление.
  2. История жанра ролевых игр.
  3. Базовые характеристики.
  4. Элементальный урон и синергия.