TY и слезы терранов – ультимативный вайн-баттл

Очередным гостем шоу Ultimate Whining Battle (что можно перевести как "Ультимативное соревнование по нытью") стал Тэйан Чжун, известный также как TY. Несмотря на то, что шоу носит, в целом, веселый и даже немного шуточный характер, чемпион WESG и IEM был убийственно серьезен: TY от и до прошелся по всем террановским проблемам, прокомментировал свои игры против различных игроков (включая и Gera.Rail'а) и даже показал свое мастерство в игре за протоссов.

– Нашему сегодняшнему гостю в последнее время приходится несладко. Он даже квалификацию на GSL прошел едва-едва, преодолев по пути все возможные сложности. И в гостях у нас ни кто иной, как TY! Привет.

– Привет.

– Как у тебя идут дела? Должно быть, тяжело на сердце. Поговорим о нелегкой судьбе всех терранов! Будущее этой расы сейчас выглядит очень мрачным. Настолько мрачным и унылым, что даже и словами не передать. Почему так? Почему терранов ждет такая участь? Если бы здесь был Джим Рейнор, то что бы он сказал? "Иди, Джим, иди2… Извините, это просто импровизация.

В общем, настроение у нас в студии сейчас тягостное, но мы должны провести эфир. Баланс терранов – что лично ты думаешь по этому вопросу?

– После этого катаклизм-патча улыбка исчезла не только с моего лица, но и с лица всех игроков за терранов. Никакой радости в игре. У нас словно украли все серьезные призовые. Суммарный призовой фонд всех турниров, которые проводятся после этого патча – WESG, IEM PyeongChang и чемпионат мира IEM – составляет миллион долларов. Миллион. Что-то из этого вы проигрываете зергам, а что-то протоссам. Потом отправляетесь сыграть на еженедельную OlimoLeague, потому что вам даже и 70$ пригодятся, но даже и там деньги у вас забирают протоссы и зерги.

– Даже на Onpoong Ultimate Battle зерги разносят всех и вся. Но днях Dark сказал следующее по этому поводу: "Терраны имба. За терранов играть вполне реально, просто игроки за эту расу не палят страты. Просто обманывают всех".

– У терранов много билдов, я признаю это. Но все эти билды – это все равно что пытаться разбить булыжник яйцами. Зерги и протоссы используют по одному билду. В начале каждой игры я знаю, что будет делать мой соперник. Вот зерг будет использовать гидралисков, а протосс сталкеров. Я все это знаю. Но соперники – они словно за щитом из вибраниума.

– Я бы даже сказал, что у них щит из чистого зла…

– А я этот щит должен пытать разбить куриными яйцами.

– Ну да, Dark’а яйцами фиг пробьешь. Он плотный такой парень. Зергов просто не сломать. Оу, посмотрите-ка на комментарии в чате. Народ начал понимать, почему наше шоу называется "Ultimate Whining Battle" – потому что мы здесь только и делаем, что ноем на баланс! В чате предполагают, что у терранов сейчас есть решение всех проблем, но они просто прикидываются слабыми и не показывают новых стратегий. Все терраны договорились друг с другом и сознательно проигрывают. Вот такие вот мысли у некоторых наших зрителей.

– Интересная теория, конечно. Но если вы не совсем понимаете, то на SC2-сцене сейчас все сводится к призовым. Игрокам нужно выигрывать деньги, чтобы кормить себя. Сейчас на ближайших турнирах на кону миллион долларов. Вы что, правда думаете, что мы жертвуем такой суммой, просто прикидываясь и притворяясь, что у нас нет хороших стратегий?

Как терран, какую расу ты считаешь самой имбалансной? С какой возникает больше всего проблем?

– Да, по правде сказать, и зерги, и протоссы – все имба. Если на турнире тебе попадается зерг или протосс, то это все равно, что повстречаться с самой смертью. Когда я готовился к квалификациям GSL, то тренировал в основном TvT, потому что знал, что в первый день пройдет мало кто из терранов. Мне повезло, и во второй день я действительно играл в основном против терранов.

– У тебя был тяжелый матч против кого-то иностранцев. Это у тебя-то – у человека, которого в Корее называют "игроком с четырьмя национальностями". Что произошло?

– Я играл против иностранца, с которым пересекся вообще в первый раз. По-моему, это даже не про, а так – игрок-любитель. Ну я подумал: "Наверное, он просто турист, или проездом в Корее. Да, он играет протоссами, но я все равно не могу ему проиграть. Не могу ведь"? И в итоге я проиграл.

– Проиграл?!

– Проиграл!

– А откуда этот игрок? Из какой страны?

– Да не знаю я. Я даже никнейма-то его не знаю. Я его видел в первый раз. И потом поймал себя на мысли, что лучше мне в квалификации сыграть против INnoVation’а, чем еще раз против него.

– То есть, против INnoVation’а тебе было бы проще, нежели чем против иностранца, которого ты встретил в первый раз?

– Ну да.

– О, ну тогда это да… А есть вообще такой вариант, что ты проиграл потому, что недостаточно хорошо подготовился?

– Подготовка? Да для того, чтобы пройти эти отборочные, я провел за игрой все рождественские праздники – и это тогда, когда все остальные отдыхали и веселились.

– Во время квалификации я наблюдал за игрой TY из-за его спины. Должен сказать, что я никогда не видел, чтобы он так старался. Он вывел свои навыки на самый топовый уровень, а после игры выглядел так, словно только что подвел на соревнованиях свою страну.

В прошлом TY был веселым и разговорчивым парнем с искрой в глазах, но в последние дни все это куда-то исчезло. Обычно мы просим игроков приносить на наше шоу реплеи, в которых видно имбаланс определенных рас, но TY этим не ограничился. Он не только принес больше реплеев, чем Dark и herO (восемь (!) против двух или трех), но еще и взял с собоюфайл с комментариями других игроков за терранов. Да он практически партию терранов основал! И манифест этой партии мы обязательно покажем вам чуть позже, а пока что время посмотреть видео. При просмотре мы обсудим, как изменились терраны после недавнего дизайн-патча.

Просмотр видео с юнитами терранов. Смотреть с 15:06.

– Итак, у террановских воронов появилась способность "матрица прерывания". Что ты думаешь об этом спелле?

– Если подавать это изменение в позитивном ключе, то это переделка способности. А если посмотреть более негативно – то это, считай, удаление юнита из игры. Ворона просто удалили из StarCraft 2!

"Теперь игроки должны хотеть построить несколько воронов за игру, но не производить их массово".

– Почему ты так считаешь?

– Ну вот, например, есть способность "ремонтный дрон" – этот дрон чинит механических юнитов. Так вот, ксм делают это эффективнее!

– Получается, что ворон сейчас – это такой аналог обсервера? Но некоторые говорят, что ракеты воронов довольно-таки хороши.

– Я пробовал использовать ракеты. Проблема в том, что если даже ракета попадает в цель, то соперник просто отступает, потом ждет, пока пройдет эффект, и возвращается. Так что толку ноль.

– Можешь написать близзам, чтобы вернули старых воронов?

Neeb: Не думаю, что это в моей власти. Но я, впрочем, согласен с тем, что новые вороны просто-таки супер д*****вые.

– А что на счет циклонов?

– Циклоны действительно стали лучше, но только в плане внешнего облика.

– Идем дальше. Апгрейд на улучшенные сервоприводы – как он тебе?

– Когда я в первый раз увидел эту штуку в деле, то подумал про трансформеров. Серьезно, очень ощущается, что создатели вдохновлялись трансформерами. Зачем, зачем в игре этот апгрейд, который ни на что не влияет?

– Значит, терраны это раса, которая создана для того, чтобы круто выглядеть.

– Ну в самом деле – когда я увидел этот апгрейд в деле, то мне подумалось, что я просто купил сундук из трофейного фонда.

– То есть, как и в случае с новыми циклонами: выглядит все круто, но практической пользы ноль. Хотя многие сейчас говорят, что из-за этих апгрейдов стали чаще играть в мех.

– Если честно, то мне не кажется, что кто-то стал играть в механизацию из-за этого апгрейда. Мех просто эффективнее био, вот и все. А этот апгрейд… Если бы его сейчас убрали из игры, то ни один терран и бровью не повел бы.

– А что скажешь на счет новых минок?

– Этот измение просто вымораживает. Взгляните на Brood War – там вультуры ставят мины, и эти мины невидимые. А здесь вы покупаете мину за 100 ресурсов – и она обнаруживается без детекции. Платный юнит, который хуже бесплатного.

Призраки, как тебе обновленные призраки?

– Мне кажется, что этого юнита понерфили. Я говорил с разными профессиональными игроками, и все они говорят, что изменение призраков – это скорее нерф, нежели бафф. Видите ли, в матчах про иногда все решают секунды. И вот призракам дали по умолчанию использовать невидимость, это да. Но до того момента, как вы сможете использовать ЕМП, вам все равно приходится ждать 25 секунд – и в это время ваша армия проигрывает сражение.

– То есть, ты считаешь, что терраны в новом патче занерфлены по всем фронтам? Ни единого баффа?

– Баффы? Нет, ну я же сказал – внешне теперь все смотрится гораздо круче. Вы знаете, что этот патч в сообществе называют "катаклизм-патчем". Я же использую другое наименование: срань, а не патч.

– Таким образом, по мнению TY, глобальный патч для терранов получился интересным с точки зрения "косметики", но разрушительным с точки зрения функциональности, и для терранов наступили темные времена. Наш собеседник говорит, что сейчас очень сложно играть и против зергов, и против протоссов. Но какая раса, все-таки, является наиболее имбалансной?

– Да обе расы имбалансные, обе! Я так понимаю, что большинство игроков считает, что судя по последним трендам наиболее несбалансированными являются протоссы. Но лично меня больше доканывают зерги.

– У нас тут в гостях был herO. Он сказал, что ему так жаль терранов, что он даже говорить про них не будет, и что зерги – вот где настоящая имба.

– Я злюсь на зергов потому, что они сейчас могут играть и выигрывать, могут зарабатывать призовые деньги. Но им мало – они еще и жалуются на то, что протоссы сейчас реальная имба против терранов, и поэтому тоссов нужно нерфить. Что им, зергам, только на руку. Они знают, что сейчас все внимание приковано к TvP, и сознательно уводят внимание от зерговских матч-апов – типа, там-то все нормально. Вот это меня реально беспокоит.

– Понятно. Ты считаешь, что зерги сейчас дождутся нерфа тоссов, захватят тотальную доминацию на сцене и в результате начнется их безраздельное царство!

– Да. Ну сами посмотрите, что сейчас происходит. Зерги успешно выступают на всех иностранных турнирах, на Ultimate Battle никто не может обыграть Dark’а. Даже на квалификации GSL ни один зерг не вылетел из турнира.

– Ни один?

– Ни один.

– Да, там вылетел один протосс (Patience) и ни одного зерга. И семь терранов. Это если смотреть по сравнению с предыдущим сезоном Code S. Давайте посмотрим текстовый файл TY с комментариями игроков за терранов.

Maru: "Воронов занерфили, тогда как вайперы получили баффы. А через био зергов не обыграть. Что касается TvP, то здесь у протоссов серьезное преимущество на ранних стадиях и в мид-гейме – даже нет тайминга, на котором можно было бы выигрывать. Знаешь, как будет играть твой соперник, но все равно не можешь с этим ничего поделать".

– Мне кажется, Bunny очень хорошо сказал.

Bunny: "Играть через био против зергов просто нереально. Гидра-линго-бейны слишком эффективны. Бафф на хп бейнам оказался очень серьезным, транспортные оверлорды это просто имба".

– Такие вот отчаянные крики игроков за терранов. И… Вау, да Хуан, оказывается, хорошо знает корейский язык. Это он все по-корейски тебе наговорил?

– Да, я его в последнее время немного подучил корейскому, плюс он еще сам берет уроки. И вот что он говорит.

MajOr: "Все юниты протоссов получили баффы, тогда как все юниты терранов получили нерфы. Теперь против дезболла у терранов нет шансов. Еще у протоссов теперь улучшенный "Отзыв", поэтому харасс медеваками толком не работает. Гидралиски также очень эффективны, и против них сложно чистить крип. Далее…

– Ого, он знает слово далее?

MajOr: "Далее, ультралиски появляются слишком быстро, поэтому у вас нет возможности выиграть в поздней игре за счет преимущества в технологиях. Так что приходится играть в мех. Но если зерг просто играет в контру к меху, то там тоже без шансов".

– Могу понять чувства Хуана, потому что из всех представленных в списке терранов только он не смог пройти отборы в GSL. Хах, и если посмотреть на написанное, то Хуан лучше говорит на корейском, нежели Maru. И более многословен, нежели INnoVation.

INnoVation: "Если зерг играет хорошо, то он не проиграет. А протосс сыграет хорошо даже в том случае, если он играет посредственно".

– На WESG будет 5 протоссов, 3 террана и 8 зергов. На IEM в Пхенчане будет 5 протоссов, 4 террана и 9 зергов. Таким образом, у терранов наименьшее представительство. А игроков за какую расу больше всего среди про и среди любителей?

– Терранов больше всего.

– А, вот оно как. То есть, за терранов играет больше всего игроков, но на турнирах эта раса представлена менее других. Черт, да я даже уже сам начинаю верить в то, что другие расы слишком сильны по отношению к терранам. TY серьезно подготовился со всей своей аргументацией.

По идее, представители других рас должны бы сейчас выдвигать контр-аргументы в нашем чате, но речь TY, кажется, убедила всех. Сейчас ситуация совершенно не такая, как в предыдущих выпусках (раньше на шоу заходили Dark и herO). С Dark’а вчера все конкретно подгорели, настолько бессовестные вещи он говорил. А аргументация TY всем очень хорошо заходит. Так что если в чате будут вопросы по поводу того, что терраны нынче имба – задавайте их, юрист TY их рассмотрит и вы, может быть, получите ответ.

А пока что в нашем чате можно увидеть следующие реплики: "Черт, а он убедителен", "Терранам нужно дать вархаундов", "На GSL из иностранцев прошли только зерги", "Кто-нибудь знает, как убивать брудлордов?", "Я протосс, но в последнее время играю исключительно зергами".

Я вот хотел было спросить – что, неужели у терранов не осталось ничего хорошего и эффективного? А потом подумал и понял, что все занерфили патчами. Танкиваки убрали из игры, например. Билды через риперов занерфили.

Давай поговорим про твой недавний матч против Dark’а на Onpoong Ultimate Battle. Хотя нет, наверное, лучше не надо…

– Да нет, серьезно. Дайте мне 100 игроков за протоссов и 100 игроков за зергов – я уверен, что способен победить в споре один против двухсот.

– Я хотел вспомнить твой недавний матч против Dark’а, где ты использовал комбо из мин с закопкой и торов для того, чтобы уничтожить армию зерга. Хотел задать вопрос по этому поводу. Но, пожалуй, не буду.

Может, и правда вархаундов пора добавлять? Потому что пока что в нашем чате нет людей, которые могли бы оспорить аргументы TY. Поэтому переходим ко второй части нашего шоу.

Мы будем смотреть реплеи игр и пытаться разобраться в том, в чем же заключается имбаланс, а наш собеседник попытается убедить нас в том, что игре требуются изменения.


Вторая часть.

– TY принес нам 8 реплеев – это в четыре раза больше, чем принес Dark. И аргументов у нашего гостя-террана в 10 раз больше. Сколько у тебя реплеев против протоссов и против зергов?

– 5 против тоссов, 3 против зергов. Но если говорить о Dark’е, то ему, наверное, в принципе было сложно найти реплеи. Он же постоянно выигрывает. А я проигрываю, даже если стараюсь.

– Тут, видимо, даже не самые тщательно выбранные реплеи. Проиграл? Берем. Снова проиграл? Снова берем.

– Да я просто взял записи последних восьми своих игр.

– А-а-а-а! Даже и выбирать не нужно было!

Смотреть с 28:58. 

– Вот игрок за протоссов. У него примерно 5600 MMR, кажется.

– А какой MMR у тебя?

– У меня 6100. Но, для сравнения – у Maru 6200 за протоссов.

– Но ведь до патча твой MMR стабильно держался на отметке в 6700-6800. И сейчас ты слил 700 рейтинга. А дело не может быть в том, что тогда терраны были просто слишком сильными?

– Что-то мне так не кажется. В финале BlizzCon’а ведь было ZvZ. В Шанхае в финале было ZvP, на GSL Super Tournament в финале было ZvP.

– О-о-о-о, ну вы поглядите на него! Чистой воды юрист! Подготовился заранее, теперь отбивает все наши аргументы!

– На самом деле, я не то чтобы очень хорош в убеждении.

– Просто рассказываешь о своих неприятностях?

– Да просто говорю факты, как они есть. Это не аргументы, это правда.

– То есть, проблемы у терранов сейчас начинаются уже на ранних стадиях?

– На ранних стадиях вы уже проигрываете. Вам попадается протосс и вы думаете: "Может, просто сразу выйти"? И еще думаете о том, какой билд попробовать использовать. Вот играю я против этого протосса 5700... И, по идее, если вы хотите показывать хорошие результаты в игре, то вам нужно знать, как правильно располагать свои строения. Но этот парень в реплее – он про это даже не в курсе. Он не умеет сделать элементарную застройку, он ничем не отличается от бронзы. Он вообще без понятия, что делает.

– И что, сейчас чемпион-терран проиграет вот этому парню, который даже не умеет застраивать базу? Можете себе такое представить? Человек, который играет уже 13 лет, проиграет такому протоссу? Можешь рассказать, что ты думал во время игры против него?

– Во-первых, он играет под ником Gera.Rail, это не баркод. То есть, у него меньше 6000 MMR – о таких игроках вы обычно даже не думаете.

(TY пушит геллионами с мародерами, у Rail’а сталкеры)

– Я знал, как он будет играть, поэтому решил просто это законтрить.

– Но, видимо, законтрил сам себя? По-моему, микро от тебя было так себе.

– Я бы так не сказал – я убил геллионами трех рабочих. Также я подготовил хороший билд, у меня уже строится 3-ий командный центр.

– Но вот к тебе на базу приходят сталкеры…

– Тут все нормально, я сдерживаю этот пуш без особых проблем. Соперник, правда, остался рядом с моей базой. И я начал думать: почему он не уходит? Я убил ему трех рабочих, сдержал алл-ин. А он все не отступает. И вот мы видим, как он добавляет новые гейты, закладывает третью и ставит на третьей локации батарею щитов. Проблема а том, что его роботикс готов только к 6:00. Раньше минки были невидимыми, поэтому если терран дропал мины, то протоссу просто-напросто был необходим роботикс для того, чтобы их выбить. А сейчас минка детектится одной пробкой, так что в раннем робо нет необходимости.

– А ты не думаешь, что мины с невидимостью были просто слишком сильны?

– В таком случае их использовали бы до самого конца игры. Но терраны обычно прекращали строить минки в мид-гейме или при переходе в лейт-гейм.

– То есть, можно сказать, что предыдущая версия минок была весьма хороша с точки зрения баланса?

– Как по мне, так даже те минки были так себе.

– Так если даже невидимые мины были плохи, то зачем вообще играть за терранов теперь – когда они видимы без детекции?

– За терранов-то? Ну так-то я уж было и подумал, что расу удаляют из игры.

(Rail нападает и выбивает TY с третьей локации, убивает ему армию и уничтожает третью базу)

– Вот, смотрите. Протосс нападает и выбивает меня с третьей локации сразу же после того, как занял свою третью. При этом, если посмотреть на мою базу, то можно увидеть, что у меня полностью выстроено производство. Я построил всего одну туретку. Я сидел на базе и буквально не делал ничего иного, кроме как строил юнитов и ждал атаки. И каким-то образом все равно проиграл бой. С точки зрения протосса это выглядело как небольшая атака, но с точки зрения террана это стало фатальным ударом.

– То есть, получилось так, что игрок, которого ты посчитал источником халявного MMR, смог обыграть террана-чемпиона?

– Да. Игрок, для которого игра это просто хобби, теперь может обыграть чемпиона.

– Это как если человек, который иногда по ночам катается на машине, выиграл бы в Формуле-1. А может такое быть, что это смурф какого-нибудь про?

– Надеюсь, кто-нибудь пробьет инфу по этому парню за меня. У него нет 6000 MMR, но играет он много. Но при этом даже не знает, как правильно застраивать базу.

– Этакий безграмотный протосс, который учится игре и между делом обыгрывает чемпионов. Может быть, ему на GSL надо?

– Если у него в соперниках будут только терраны, то это гарантированное чемпионство.

Смотреть с 26:29.

– Этот реплей уже постарше. Я не совсем помню, что здесь было. По-моему, соперник просто сыграл в блинк-сталкеров. Потому что выиграть сейчас можно и просто одними блинк-сталкерами.

– Настолько вот они хороши, эти блинк-сталкеры?

– Да не обязательно "блинк" даже. Сталкеры и просто так очень мощные. Но даже сталкерами все не ограничивается – опенинги через оракулов также очень хороши. В квалификации IEM PyeongChang в матче против GuMiho sOs три раза открывался через оракулов – и все три выиграл. А GuMiho далеко не плохой игрок. И тем не менее.

Да, опенинги через старгейт сейчас редко используют, но это не потому, что они неэффективны. Они эффективны, просто сталкеры еще эффективнее.

(TY снова пушит с мародерами и геллионами)

– Я снова играю этот билд, потому как знаю, как будет играть мой соперник. И, как вы видите, мне многого удается добиться – я убиваю 8 рабочих.

– Если бы это был матч на GSL, мы сказали бы, что терран захватил серьезное преимущество! 8 убитых пробок! В дебюте это очень серьезно. Тем более у террана уже три ЦЦ и две инженерки.

– Да, у меня три ЦЦ, а протосс еще даже не заложил свой третий нексус. Он атакует меня в лоб, как и в предыдущей игре, но я это вновь легко отбиваю – даже еще легче, чем в предыдущем случае.

– Да, в прошлый раз ты потерял много рабочих, а здесь у тебя все еще предостаточно.

– Потому что у меня три командных центра. И еще есть две инженерки. Это важно для понимания ситуации. Я даже не думал, что соперник сыграет в какой-то другой билд. Я не готовился ни под оракулов, ни под дарков, ни под ранних имморталов. Блинк-сталкеры – я ждал именно этот билд. И в такой ситуации я все равно проигрываю. Для аналогии можете представить, что у меня был бы мапхак – и я проигрывал бы с мапхаком.

(TY ловит сапплай-блок и заказывает сразу 7 депо)

– А вот здесь у тебя сапплай-блок. Ты не мог проиграть из-за него?

– Да, тут я сыграл коряво. Но я получил очень большое преимущество на ранней стадии. Так, а вот тут я понимаю, чего мне ждать – я просканил третью базу протосса, не увидел на ней газов и понял, что соперник идет в атаку. Ничего другого ждать не приходится. Я защищаюсь и пытаюсь выйти на четвертую, тогда как протосс просто подстраивает юнитов.

И вот ко мне на мейн залетает призма. Если это происходит одновременно с началом атаки в лоб, то терран это просто не может заметить. Более того, одной туреткой на мейне призму не отбить. И с этого момента все рушится – я не могу убить призму, а также не могу как следует драться на главном фронте.

– Может быть, это потому, что на четвертой локации вместо планетарной крепости ты построил орбитальную станцию?

– Сейчас даже планетарная крепость не особо добавляет уверенности.

– Мне вот кажется, что ты пожадничал. Обычно терраны останавливаются на трех орбиталках.

– Вы не можете обыграть протосса на равных лимитах. Мне нужна очень хорошая экономика. Террану не обыграть протосса, если она едят один и тот же белый рис. Террану нужны какие-то дополнительные "блюда". Такая вот метафора.

– Соперник продолжает атаковать, при этом наращивая лимит. А ты заказываешь две академии призраков. Это для тактических нюков?

– Да. Взгляните на составы армий – если я просто так выйду из обороны, то протосс просто блинканется на меня и уничтожит мои войска.

(протосс закидывает TY штормами, убивает орбиталку на четвертой локации)

– Кажется, даже будь у тебя здесь планетарная крепость – ничего особо не поменялось бы. Или ты все-таки сдержал бы атаку.

– Да нет, планетарка ничего не решила бы. Но вы не понимаете, в чем главная фишка в этой игре.

– А?

– Я даже не видел, что там у протосса на мейне. Удар с левой, удар с правой – все, игра закончена. И разве я играл из отставания? Да нет – в начале я убил протоссу 8 пробок двумя геллионами (200 минералов). И я такой: "Ну, тут-то я уже должен выигрывать". А в итоге я даже не узнал, что там у протосса на базе.

– Да, это действительно печально. Ладно, переходим к зергам. Надеемся, что с ними все не так плохо. Хотя названия твоих реплеев говорят сами за себя: "Protoss is OP", "Zerg is fucking OP".

Смотреть с 42:47.

– Это игра с иностранного турнира, так что здесь я играл очень сосредоточенно. Открываюсь через первый CC.

– Мы видим, что здесь можно застроить вход на вторую локацию всего одним сапплаем, так что эта карта идеально подходит под игру через первый командный центр.

– Да. Я настраивался на этот матч, как на финал…

– Так, стоп, к нам в чат тут врываются Zest и INnoVation. Они говорят: "Ой да ладно вам, в предыдущем реплее TY сам плохо сыграл". Что ты им ответишь на это?

– Что они неправы.

– Ладно, разберемся с этим позже. Сейчас вернемся к реплею.

– Все идет хорошо, все идет по плану. Я не несу потерь, настраиваюсь на макро-игру. Все хорошо. Все идеально. Выхожу в геллионов – без единого зафтыка! И дальше космопорт и строю там викинга.

– Того самого викинга, про которого Dark недавно говорил, что они имба.

– Да, викинги-то имба, это конечно. Проблема только в том, что ко мне уже прибывают три королевы. Еще до того, как я смог показать, какая викинги имба.

– А тем временем в чат продолжают прибывать про-игроки. К нам подключились sOs, soO и сам Solar. Они спрашивают: "Так может это TY просто так плохо играет? Может, у него просто слишком низкий MMR"?

– Вот поэтому я принес с собой записки с комментариями других игроков. INnoVation, MajOr, Maru. Даже у INnoVation’а и Maru сейчас проблемы! Я-то спокойно могу признать, что я играю плохо.

– Так проблема в том, что вот же INnoVation в комментариях говорит, что в предыдущей игре ты сыграл плохо. Позже у нас будет сегмент, где кто-то из про сыграет за терранов, а ты за зергов или за тоссов – посмотрим, кто победит!

– Если они будут играть терранами, а я какой-то другой расой, то конечно же я выиграю! Хотя зергами я играть не умею…

– Не умеешь играть зергами, но все равно выиграешь!

– Буду играть протоссами.

– Ладно, будешь играть протоссами!

– Вернемся к реплею. Ко мне прилетают королевы – а у меня еще даже не вышел первый викинг!

– Так может быть тут дело в карте? Здесь очень маленькое расстояние между базами, если по воздуху.

– Это да. Но даже если бы это была большая карта, викинги все равно не успели бы. И даже будь у меня викинги – у всех королев больше 50 маны, так что можно легко сделать несколько трансфьюзов.

– herO тоже жаловался на дропы с оверлордов. Видимо, тут нужно что-то немного подправить.

– Конечно, нужно. Взгляните на ситуацию: чтобы у меня появились викинги, мне нужно выходить в тех до космопорта. Это довольно высоко по дереву технологий. В то же время – что нужно зергу для дропа? Построить эволюционную камеру, которая даже не стоит газа, и сделать грейд на дроп оверлорду, который стоит 25 газа.

– Мне показалось, что зерг алл-инит. Но сейчас я посмотрел на его мейн и натурал – там полная минеральная добыча. Может быть, Solar просто гораздо лучше, чем TY?

– Может быть и такое. Но не забывайте про мои записи! В этой ситуации я вложил много сил в оборону, ведь это была турнирная игра. Королев убивать геллионами очень сложно, а оверлорд пропустил около 10 залпов, но все равно продолжал жить благодаря трансфьюзам.

Когда я все-таки отбился, то мне казалось, что я веду игру, потому что соперник построил очень много зерглингов. Но по факту выясняется, что у зерга 40 рабочих на 25 моих, у зерга есть третья локация и у зерга есть армия.

И вот что мне было делать в этой игре? Я подумал, что сейчас построю викинга и отправлю его охотиться на оверлордов – но оверлорды, так сказать, прилетели ко мне сами.

И у тебя даже нет третьего ЦЦ. То есть, это не та ситуация, как если бы террана наказали за попытку сыграть в три быстрых ЦЦ,

(TY идет в атаку с баньшами, геллионами и циклонами)

– Тебе не кажется, что вот здесь ты недоконтраливаешь баньши?

– Да дело даже не в баньши. Я просто вынужден идти в атаку, иначе мне не выиграть. По рабам у нас 50 на 30 в пользу зерга, зерг уже выходит в лейр и имеет три раскачанные по минералам базы. Мне просто не оставалось ничего иного, кроме как идти в атаку и пытаться закончить игру.

– Тем временем в чате INnoVation соглашается с тем, что зерги имба.

– Да конечно зерги имба, какие тут вообще еще могут быть вопросы! А терранов практически удалили из игры.

– Как-то раз TY играл на ладдере играл за протоссов и обыграл соперника с таким же MMR, как у него за терранов. То есть, TY может протоссами обыграть такого же террана, как он сам.

– Да. Я играю протоссами всего одну игру в день для того, чтобы разогреться. Но сейчас я могу этой расой обыгрывать терранов моего уровня. При том, что мой MMR за протоссов – 5400.

– А если бы ты сыграл протоссами против INnoVation’а, то выиграл бы?

– Конечно, выиграл бы!

(Комментаторы дружно орут)

– Вот серьезно?

– Да шутка, конечно. Но вообще мне кажется, что играя за терранов сейчас не подняться выше 6500 MMR. В топ-10 сейчас всего лишь один терран, и это INnoVation.

– Он ничего так играет, да?

– INnoVation… Мне не обыграть его терранами, а вы предлагаете побить его протоссами. Это немного слишком.

Смотреть с 53:03. 

– Помните, вы вспомнили, как на Ultimate Battle я использовал комбо из мин и торов для того, чтобы убить войско зерга? Тогда я выиграл четыре матча против Dark’а с этой тактикой. Но вот сейчас я покажу вам игру, после которой я отправил эту связку в мусорную корзину.

Смотрим. Вот. Вот знаете, почему зерги сейчас не изучают апгрейд на скорость оверлордам?

– Dark сказал, что это невыгодно. Что зерги отстают в развитии, если исследуют этот апгрейд.

– Ага. А кого там недавно пропатчили? Оверлорды ведь стали быстрее. Так зачем теперь исследовать им грейд на скорость, если они и так быстрые? Зачем вам платить деньги за то, чтобы узнать, то там у террана на мейне, если вы можете этот мейн просто "хакнуть" и получить информацию бесплатно?

(TY атакует третью локацию зерга дропом с геллионами и циклонами, заставляет зерга отменить хатчери)

– Этот билд я готовил под турниры и был уверен в нем. Я отменил зергу третью, в такой ситуации у террана должно быть очень большое преимущество.

– И ведь терран, при этом, не потерял свою армию.

– Вот именно. И я заказываю третью вперед зерга. А теперь кидаю скан и вижу переход в шпиль – игры на Onpoong Ultimate Battle научили меня проверять у зерга наличие шпиля.

(заезд геллионов, зерг теряет 8 дронов)

– Здесь я сжег 8 дронов, так что у меня сейчас на 10 рабочих больше. С точки зрения профессионального игрока, здесь уже 7:3 в мою пользу. В этот момент я даже не думаю, что проиграю. Что хорошо в этой игре делает зерг, так это выход в шпиль – он готов к 8:00.

(TY прилетает "чемоданами" и без потерь убивает зергу четвертую локацию).

– За первые 8 минут игры я два раза убил зергу базу. Сам сейчас закладываю четвертую.

– Терран играет хорошо, у него все карты на руках! Гарантированная победа!

– Вот я убиваю двух вайперов, веду по лимиту…

(зерг наламывается на четвертую локацию террана (там строится планетарка))

– Здесь я легко отбиваюсь. Коплю лимит, собираю ультимативную комбинацию войск и выхожу на лимите 180.

(Битва в центре, викинги ловят паразитическую бомбу).

– Вот здесь проблема. Если по викингам попадают бомбой, то они получают 120 урона. Хитпоинтов, то есть, остается на один выстрел гидралиска.

(TY убивает пару медеваков).

– ???

– От них все равно уже нет толку.

– Но ведь если бы ты прихватил с собой воронов, то ты мог бы отчинить викингов даже после паразитических бомб.

(TY смеется)

– Это так смешно, да? Ты прямо даже пригорел с этого вопроса.

– КСМ чинят юнитов лучше, чем вороны. В сто раз лучше!

– Так а чего ты тогда не взял с собой КСМ?

– У меня 88 КСМ… Ну да, в следующий раз, наверное, надо будет взять с собой в атаку рабочих.

(Комментаторы смеются)

– Все равно это одна из моих плохих привычек.

– У тебя практически 100 рабочих сейчас. Мне кажется, что это как раз одна из твоих главных слабостей! Может быть, из-за этого ты и проигрываешь?

– Да, есть такое, есть такое. С другой стороны, у зерга ведь тоже 84 рабочих.

– Но ведь зерги и задумывались как раса, которая занимает много локаций и быстро восстанавливает состав своей армии, тогда как терраны при игре в мех должны сохранять свою очень сильную армию. Может, тебе и правда стоило взять в атаку КСМ? У тебя их уже 100! Билд у тебя, может быть, и чемпионский, но игра не кажется игрою чемпионского уровня!

– Ну мне, типа, нравятся рабочие. К тому же, сейчас вот зерг все равно убивает их роучами.

– И у тебя снова 100 КСМ! Тебе только что поубивали рабов, но у тебя их все равно 100!

(Зерг атакует локацию TY брудами с гидрой)

– Если бы у тебя было бы на 30 рабов меньше, то ты мог бы иметь плюс 15 минок!

– Но тогда я не смог бы так быстро восстанавливать количественный состав моей армии… И вот меня атакуют брудлорды. Танки атакуют брудлингов, попадая при этом по моим собственным юнитам.

– Нужно их направлять на гидралисков через шифт-А…

– Так-то да, но это очень сложно сделать. Игроки за зергов не идиоты и знают, как далеко могут атаковать танки. В радиус обстрела они просто не зайдут. Просто шлют вперед брудлингов, и ничего террану с этим не поделать. Здесь я вот отбился, у меня есть 100 КСМ.

– И при этом очень много ресурсов в банке, и из 130 лимита 100 единиц занимают рабочие. Ты уверен, что все так уж хорошо?

– Все равно – у меня много экспандов, у меня 3-2 по апгрейдам, тогда как у соперника всего лишь 2-1.

– Действительно, TY пока что играет очень четко. Если не принимать во внимание количество рабочих. Да и зерг вместо новой армии из ультры и брудов построил роуч-гидру, благодаря чему у террана появляется второй шанс.

– Роучи вообще просто мясо. Именно потому, что этот игрок построил роучей на такой стадии, мне не кажется, что он очень хорош. Роучи умирают с двух залпов танка. Заказывать здесь роучей – это просто выкидывать деньги на ветер.

Если я проигрываю из-за того, что играю хуже – я это признаю. Но иногда вы проигрываете из-за имбаланса. Посмотрите на комбинацию моего соперника. У него нет ни одного корраптора – только гидра, бруды и вайперы. И эту комбинацию ничем не убить. Кто-то скажет, что брудов нечем прикрыть от викингов, потому что гидре не хватает дальности атаки. Но викингов сейчас выносят вайперы. Пара бомб – и викинги разлетаются еще быстрее, чем если бы они дрались с коррапторами.

– А если строить в центре карты турретки, чтобы вайперы не могли подлететь к викингам? Получается просто 100 минералов на ветер.

– Я построил пару штук. Но дело в том, что их мгновенно съедают брудлинги.

– А если добавить призраков?

– Призраки… Они довольно дорогие и не такие уж эффективные. Плюс, если во время снайпшота призраков атакуют, то снайпшот отменяется. А танки при этом убивают ваших же гостов.

– Но ведь сейчас за неудачный снайпшот возвращают энергию. Разве нельзя просто отступить и попробовать снова?

– Проблема в том, что так призраки просто копят ману, но до выстрелов дело так и не доходит. Они все целятся, целятся – и так пока не умрут.

– А тут вот в чате INnoVation говорит использовать призраков…

– Призраков? INnoVation? Тогда в следующий раз попробую призраков! Но вы посмотрите на битву. В битве просто нет войск, которые могли бы атаковать викингов (кроме вайперов). Гидра должна бы прикрывать брудов, но она в это время в другом месте. Но все равно – смотрите, что будет дальше. Вайперы просто выносят викингов. Три бомбы – и минус семь викингов с двумя грейдами на броню.

– Но ведь основная армия террана осталась позади.

– И что это значит? Все решает именно битва между викингами и брудами.

– Но ведь есть еще торы. Они могут хорошо убивать брудов.

– Да, но если их атакуют брудлинги, то торы просто стоят на месте и ничего не делают.

– А если выжигать брудлингов хеллабатами, а брудов при этом атаковать торами?

– В теории, именно так это и должно работать. Но знаете, что получается на практике? Хеллбаты пытаются атаковать брудлингов, но их сносят мои же осадные танки. Остаются торы и танки. Потом прилетает несколько ослепляющих облаков, приходится складывать армию и отступать. Но войска настолько медленные, что отступать ими без толку. Торы только толпятся и "танцуют плечами".

– Допустим, Blizzard прислушаются к замечаниям и решат баффнуть терранов. Что тогда нужно баффать – мех или био?

– Честно говоря, лучше будет, если баффы получит био. У меха есть определенный потолок. Какие там недавно были апгрейды на мех? Грейд на закопку минам и грейд на атаку циклонов по воздуху. И апгрейд-трансформер. И что, кто использует все эти функции? Даже несмотря на баффы, их никто не использует.

– А если попробовать прям шок-бафф и снизить занимаемый танком лимит с трех до двух?

– Меня расстроил апгрейд на скорость трансформации. Я думал, что он скажется и на скорости раскладки танков. Но нет, Blizzard не стали трогать ничего из того, что действительно можно было подправить. Вот серьезно – что я, по вашему мнению, должен делать с геллионами, которые могут быстро превратиться в хеллбатов? Или с торами, которые могут быстро переключать режим атаки? Все равно они большую часть времени просто ходят или топчутся на месте.

– В последнем реплее ты пытался убить брудов викингами, но викинги умерил от паразитических бомб. Может быть, эту способность стрекоз нужно немного понерфить?

– Ее очень сильно нужно понерфить!

– Но ведь там, вроде как, был нерф. Да, бомба наносит 120 урона вместо 60, но зато эффекты не стакаются.

– Ну для начала – там не голыми викингами в принципе нужно контрить брудфесторов. Раньше для того, чтобы это законтрить, мы использовали викингов с воронами. Но где сейчас те вороны? После катаклизм-патча воронов не видели ни в одной турнирной игре.

– А что, если откатить воронов к их предыдущему варианту?

– По-любому нужно откатывать воронов к предыдущей версии! Сейчас их словно бы и нет в игре. Спросите каких-нибудь игроков за терранов: "Ничего, если мы удалим воронов из игры"? Все пожмут плечами и не будут возражать. Потому что вороны и так уже словно бы удалены из игры, их никто не строит.

– Пока мы тут болтаем, в чате началось движение за возврат воронов. А если говорить в целом, то какие юниты в арсенале терранов сейчас являются самыми бесполезными и с ними срочно нужно что-то делать?

– Крейсер и ворон. Главная проблема терранов сейчас заключаются в том, что они находятся в невыгодном положении на ранних стадиях игры, находятся в невыгодном положении на средних стадиях игры и, после всего этого, находятся в наиболее невыгодном положении в лейт-гейме. Вы не можете толком захватить инициативу в начале или в середине партии – и ладно бы, будь у вас возможность компенсировать это сильным лейт-геймом. Но если вы затяните игру против протосса, то вас ждут ураганы. Ураганы, авианосцы, штормы… Голова кругом идет от всего этого. Если вы затягиваете игру против зерга – бруды, гидра, вайперы. И этой связке нет ответа. Непонятно, что терран должен использовать для того, чтобы закончить игру.

– То есть, ты даже не призываешь к баффам на всех стадиях? Тебе вполне хватило бы, если, допустим, у терранов были проблемы в начале и в середине партии, но был бы мощный лейт?

– Да. Но, честно говоря, с точки зрения про-игрока поражения из-за баланса кажутся очень несправедливыми. И ничего с этим не поделать.

– А крейсеры? Про крейсеры говорят со времен Wings of Liberty. Этот юнит просто очень сложно использовать в лейте. Но что если баффнуть основных юнитов терранов и тем самым немного облегчить им жизнь в мид– и лейт-гейме? Например, если вернуть мины?

– Все равно сталкеры сейчас слишком сильны. Это даже не сталкеры теперь, это сталк-имморталы. Сталкталы. Сравните их с другими юнитами. У сталкеров не так много хитов, они довольно быстро умирают, но очень больно бьют. Сейчас протоссы используют сталкеров в связке с зилотами. Зилы вперед, щиты включить, сталкеры пусть атакуют из задней линии. И с этой связкой ничего не поделать, даже если вы знаете, что протосс будет использовать именно ее. Вам отрубают нос, стоит вам только высунуть его из норы (корейская идиома).

– Ты без носа теперь, то есть?

– Ну, к следующему году такими темпами точно без него останусь. Буду как Волан-де-морт.

– Тут тем временем чат выражает поддержку, многим зашла шутка про Волдеморта. Но мы, вроде как, закончили с доказательствами имбы. Или есть еще какие-то игры, которые мы можем посмотреть?

– Я, вообще-то, восемь штук принес.

– Давай выберем какую-нибудь самую болезненную и обидную.

Смотреть с 1:11:35.

– Это моя игра против Dark’а на Ultimate Battle.

– Честно говоря, я ожидал, что мы будем говорить в основном о TvP. Весьма удивлен, что ты жалуешься прежде всего на сложность TvZ.

– Да не на сложность TvZ я жалуюсь, а на то, что игра целиком в последнее время стала сложной. Про протоссов так много разговоров из-за того, что игроков за эту расу часто обвиняют в том, что они выигрывают исключительно из-за расового имбаланса, тогда как терраны, дескать, тащат на скилле. Это обидно, хотя протоссы в последнее время действительно очень сильны как раса. Но зерги это реальная имба.

– Я вот тут пока что думал про крейсеров. Что если им убрать способность "Тактический скачок", но поднять характеристики?

– Проблема с крейсерами заключается в том, что они в целом просто никакие. Зачем этот юнит, в чем его уникальная фишка? У него нет самой высокой дальности атаки, как у ураганов. Он дешевле, чем другие юниты? Да тоже нет. Их можно настроить быстрее, чем другие высокотехнологиченые юниты? Тоже нет. Ни одной уникальной черты.

– А что, если им серьезно апнуть броню, сделать это их фишкой?

– Если бы у них была броня, как у ультралов, то можно было бы попробовать. Чтобы построить пару баттлов и танковать ими.

– Вот. Например, 8 брони им. И даже чтобы не атаковали, и даже без тактического прыжка. И так, чтобы броня увеличивалась за счет апгрейда на броню зданий. Учитывая их нынешний атакующий режим, в котором крейсеры скорее не атакуют, а просто щекочут соперника…

– Если им и атаку убрать, то будет вообще просто юнит для покрасоваться – как материнский корабль.

В общем, в этой игре я играю в био. Но играть в био… Я спрашивал разных игроков за терранов, и все они считают, что био сейчас отправилось на свалку. Зергов через био просто не обыграть.

– Но вот INnoVation в квали обыграл Solar’а 2:1 именно через био. При этом в одной из игр он получил преимущество, играя в мех, но в результате проиграл. И потом сказал, что через мех ему не выиграть в принципе. У INnoVation’а самый высокий MMR среди всех терранов, но он вот не говорит, био похоронили.

– Так-то да… Нет, секунду. INnoVaton очень хорош, это правда. Но мне не кажется, что Maru ему сильно уступает – думаю, они на одном уровне. Здесь сказываются индивидуальные предпочтения, но все-таки в таком случае можно довериться мнению большинства. INnoVation сейчас единственный, кто говорит, что можно играть в био. Все остальные терраны считают, что био пришел конец.

– То есть, мнение лучшего на данный момент игрока за терранов ничего не решает?

– Но мы ведь не можем пожертвовать всеми, чтобы сохранить нескольких? У игры в био есть потолок. Сам INnoVation на своем стриме вчера сказал, что если зерг сыграет хорошо, то его не обыграешь. Я это и записал в свой блокнот.

– При этом, еще до патча INnoVation выигрывал турниры, хотя сам говорил, что терранами выигрывать невозможно. Так что он, наверное, не самый надежный источник информации в этом плане. Говорит такое вот – а потом выигрывает и GSL vs the World, и третий сезон GSL. Да INnoVation вообще будет называть зергов имбой, даже имея 90% побед против них!

Эта игра, которую мы смотрим – я пересматривал ее дома, чтобы понять, что же пошло не так. В какой-то момент у террана было 170 лимита против 130 лимита зерга, но при этом терран не смог закончить партию – зерг держался буквально на 2-3 ультралисках (впоследствии выяснилось,что это не та игра - прим. пер).

– Да, из-за ультралисков игру просто не закончить. На бумаге это 170 против 130, но когда выходят ультралы – это 170 против 1300. В этой партии я хорошо прохарассил либератором и поэтому посчитал, что смогу закончить на апгрейдах 2-2. Но здесь начинаются проблемы.

Во-первых, терраны больше не могут использовать мины – потому что после недавнего патча они обнаруживаются без детекторов. Эффективность тоже близится к нулю, поэтому не остается ничего иного, кроме как играть марики-танки.

– Вот здесь у меня вопрос. INnoVation в своих играх строит исключительно мариков, при этом клепая танки с четырех заводов. Здесь у тебя 7 танков, у него их было бы 10 или 13. И мы видели, как таким количеством танков он просто выносит ультралов. Разве такой стиль игры не хорош?

– Думаю, здесь дело больше в личных предпочтениях. Но вы же не думаете, что марики плюс танки с четырех заводов – это верный рецепт победы? Тем более INnoVation тот Ultimate Battle против Dark’а в итоге проиграл. От статистики никуда не денешься. INnoVation и правда очень хорош, и билд этот он играет очень хорошо, но это не имба.

Вот, вот момент. Терран просто обязан выходить в атаку до того, как у зерга появятся ультралы или вайперы. Потому что гидра очень сильна, вайперы выключат танки, а с ультралами ничего не поделать.

Терран продвигается очень медленно из-за механики танков – они очень долго раскладываются, а без раскладки просто слишком слабы. И стоит террану только немного выдвинуться вперед, как зерг тут же начинает забегания к вам на базу, из-за чего быстро продвинуться вперед просто невозможно.

– Хотя если бы баттлов апнули, как мы и говорили раньше, то терран мог бы обороняться и выходить в лейт!

– Да. А так приходится идти в атаку. И это как бесконечная лента Мебиуса: я пытаюсь выдвинуться в атаку – зерг атакует мою базу. Я отбиваю атаку, снова иду вперед. Зерг снова атакует. Я снова отбиваю атаку и иду вперед. Меня встречают десять ультралов.

А если выходить в атаку, не отвлекаясь на забегания?

– Тогда на крипе в вас вкатываются примерно 30 бейнов. Даже если Maru и ByuN объединили бы свои усилия, то их скилла не хватило бы на то, чтобы это расконтроллить. Даже если добавить к ним еще и INnoVation’а, то тут без шансов – просто слишком быстро все происходит.

– А если бы у мародеров не было нерфа на атаку и они могли бы драться с ультралами? Но ты ведь не будешь просить о том, чтобы базовый юнит мог побить столько технологичного?

– Нет. И все-таки давайте вспомним, что говорит Bunny. У бейнов слишком много хитпоинтов. Плюс гидра – она настолько сильна, что игроки даже не делают ей грейд на атаку. И при этом гидра может более-менее поглощать урон.

(армия террана умирает в окружении зерга)

– Почему получилось так, что твоя армия здесь погибла?

– Объясню. Я не могу выйти в атаку, не оставив в защите каких-то войск – иначе зерг просто атакует мои базы. Поэтому часть армии я оставляю дома. Зерг же это видит, понимает, что часть моих войск осталась дома, и просто окружает основную армию.

(какая-то часть основного войска TY продолжает движение вперед, зерг снова забегает на базу)

– Ну вот, снова. Снова забегание. В этот момент я просто врубаю режим YOLO и иду в атаку. Я расстреливаю бейнлингов соперника, но это только потому, что их не прикрывали линги. У зерга тем временем появляются ультралы. Мне кажется, что в этот момент зерги уже перестают думать о возможном поражении, потому что проиграть с ультралами просто невозможно.

– В результате мы видим, что терран в этой игре не смог сделать практически ничего. Практически ничего. Ходил вперед-назад, не в силах уйти от своей базы, и в итоге проиграл.

– Да даже до последнего патча гидра-линго-бейны были имбой. Это говорил INnoVation, это говорили все терраны. А зерги? Что скажут зерги? Перед BlizzCon’ом мне нужно было тренировать TvZ, так как там было много зергов. Я попросил помощи у Rogue, потому что мы с ним были в дружеских отношениях. Но внезапно он отказался! Я спросил его, неужели ему не нужно тренировать этот матч-ап. На что он ответил, что может обыграть террана и без тренировок!

– Серьезно?! Вот так и сказал?! Но документального подтверждения этих слов у тебя, конечно же, не осталось?

– Не знаю. Может быть, и есть где-то в моих чат-логах. В общем, такой вот тогда был баланс. И при этом балансе у нас на BlizzCon’е были ZvZ-финал. А что потом? А потом из игры удалили ворона, удалили мины. Нерф, еще нерф, еще, еще. А зергам бафф на лейт-гейм в виде новой паразитической бомбы. Да, им, считай, удалили инфесторов, но этих юнитов и раньше не особо использовали.

– А ты разве не обыграл бы Rogue, если бы не построил в одном матче пять инженерок?

– Обыграл бы.

– В целом речь TY напоминает мне речь herO. Тот просто указал, в каких компонентах игра у протоссов идет хорошо, и выделил несколько моментов, которые нужно подправить. У TY тоже не такой уж большой список требований – просто дайте терранам хороший лейт, верно?

– Не совсем так. Понимаете, многие игроки упорно тренируются – а кто-то просто перечеркивает все своими правками баланса. Взять отборочные на GSL. Cure, Ryung, MMA – они очень упорно тренируются. Они все очень хорошие игроки, каждый из них в прошлом как минимум выходил в полуфинал GSL. MMA не один раз становился чемпионом. То, что их выбивают на квалификациях GSL – это просто смешно.

– Но MMA ведь только два месяца назад вернулся из армии.

– Но класс ведь никуда не делся.

– Можешь спрогнозировать, какой процент побед будет у терранов в предстоящем сезоне GSL? И как далеко по сетке смогут пройти терраны?

– Максимально – полуфиналы. Но есть только три игрока за терранов, которые могут зайти так далеко. INnoVation, GuMiho и Maru. Вот эти трое.

– А тебя выбьют еще до полуфиналов, да?

– Меня? Меня вынесут в Ro32!

– А что на счет прогнозируемого винрейта?

– 37%.


В третьей части шоу TY за протоссов обыграл двух достаточно хороших терранов (у второго было 5850 MMR).

Смотреть с 1:31:33.


Заключительная часть.

– Твои заключительные слова. Скажи, что нужно сделать с терранами, какие изменения им нужны.

– У терранов есть такое понятие, как "срок годности". Оно обозначает определенный момент времени, по прошествии которого игру выиграть уже нереально. Это часть игры и часть нашей расы. И с этим нужно что-то сделать. Blizzard планировали нерфить сталкеров, но в итоге ограничились только нерфом бустов. Сталкеры же по-прежнему очень сильны.

Но хуже всего дела обстоят в TvZ. Зерги настолько сильны, что вы не можете даже представить. Играть за терранов действительно очень сложно. Гораздо сложнее, чем вы можете вообразить. Нужно очень многое менять.

Сейчас приближаются четыре очень крупных турнира. Второго января будут отборочные на IEM World Championship, которые мне придется играть на текущей версии баланса. Дела у всех терранов идут печально.

Серьезно, если я проигрываю из-за того, что сыграл плохо или мало старался, то я это признаю. Но если вы проигрываете из-за близзардовских правко баланса, из-за вмешательства третьей стороны... И это ставит крест на ваших результатах, на возможности продолжать карьеру... Это очень грустно.

Мне не нужны имбалансные терраны, я не хочу видеть бесконечные TvT. Я просто хочу игру, где у игроков есть возможность показать свой скилл. Я хочу, чтобы игра была сбалансирована таким образом, что если вы упорно тренируетесь, то можете пожать плоды своего труда.

– А карты? Что, если менять карты? Например, делать больше карт с хайграундом на натурале? Или больше карт с "карманными" экспандами?

– Карты с хайграундом на натурал отлично подходят блинк-сталкерам, а "карманные экспанды" очень удобны для зергов. Проблема с картам в том, что если какая-то карта хороша для TvZ, то на ней неудобно играть TvP. И наоборот. Так работает система карт в StarCraft 2.

– Ну, раз ничего нельзя поделать, то остается последнее средство. Озвучка. Серьезно. Если в игре ничего нельзя изменить, то нужно хотя бы изменить свое настроение.

– Я использую озвучку D.Vа. И там есть такая реплика, когда исследуется апгрейд: "Это нужно нерфить". Бесит нереально. Терранов и так занерфили вхлам, а тут она говорит, что еще нерфы нужны!

– Тогда точно нужно менять озвучку! Попробуй озвучку кастера Пака – с нею даже обычная ладдерная игра ощущается, словно игра на турнире! Сегодня тебя хорошо поддерживают зрители, им понравилось твое выступление. Уже приближается GSL, а поэтому мог бы ты сказать своим поклонникам, чего им ожидать от тебя на этой лиге?

– Терранам сейчас действительно приходится очень нелегко. Но терраны и работают усерднее всех. Мы отстаем от зергов и протоссов во всем, кроме одного - и это время, которое мы тратим на тренировки. Надеюсь, Blizzard услышат наши призывы, и в финале турнира будет пусть не TvT, но хотя бы один терран.