Grubby: "Современные игроки более охотно рассказывают о своих мыслях и чувствах"

В очередном интервью Король орков Манюэл "Grubby" Схенкхаузен, чьей основной работой является комментирование турниров по Heroes of the Storm, вспомнил свой первый турнир в Китае, рассказал о том, каково быть известным в Поднебесной, а также поделился соображениями насчет современного поколения профессиональных игроков.

Манюэл "Grubby" Схенкхейзен уже сбился со счета своих поездок в Китай.

"Я выиграл тут один турнир, он же стал последним выигранным мною крупным соревнованием. 2009 год, турнир назывался World e-Sports Masters. И когда я победил, то до меня дошло: "Бэмс! Это же первый турнир, который я выиграл за более чем 30 поездок". Сейчас счет, наверное, уже перевалил за 40. Ловлю себя на мысли, что вместо того, чтобы считать посещенные города, лучше бы не переставал считать поездки в Китай".

Игрок начинает вспоминать города, в которых ему удалось побывать: Шанхай, Харбин, Ханчжоу, Ченду, Чанша, Пекин, Ухань, Циньдао, Сиань.

Сейчас Grubby в Пекине, проживает в отеле Pangu Seven Star и комментирует игры Gold Club World Championship, которые проходят в расположенном неподалеку Национальном центре водных видов спорта.

Grubby знает несколько сотен слов на китайском, но по его утверждению этого все равно недостаточно для того, чтобы свободно существовать в Китае. Впрочем, по мере того, как наш разговор превращается в скрэпбук киберспортивных воспоминаний из давно забытых времен, становится очевидно, что как раз с этим у игрока проблем нет. После того, как мы вспомнили визит к Терракотовой армии, пробы сычуаньской кухни и контакты с различными видами панд, Grubby вспоминает:

"Действительно памятных моментов, связанных с пребыванием здесь, наберется порядочный такой список. И все это является значительной частью моей жизни – даже то, что было уже после окончания карьеры".

Прежде чем взяться за Heroes of the Storm и StarCraft 2, Grubby был одним из лучших игроков в WarCraft 3. За 2003-2010 годы он принял участие в бесчисленном множестве турниров и выиграл несколько LAN-ивентов уровня Чемпионата мира – в том числе и BlizzCon 2005. Многие считают Grubby самым успешным прогеймером из Нидерландов за всю историю киберспорта, а сам игрок до сих пор входит в топ-3 варкрафтеров по количеству выигранных за карьеру в WC3 денег, хотя закончил играть уже почти 8 лет назад. Благодаря успешной игре за выбранную расу в WarCraft 3 Grubby стали называть "Королем орков".

Задокументированное происхождение

Grubby помнит свой последний турнир, сыгранный в Китае. Но помнит ли он первый?

"Летом 2005 года я был в Шанхае, это был мой первый визит в Китай. Я принимал участие в турнире по приглашениям – 15 игроков из Китая и Кореи и один такой вот Grubby из Нидерладов".

Grubby, которому тогда было всего лишь 19 лет, выиграл матч церемонии открытия против легенды WarCraft 3 – Ли "Sky" Сяофэна.

"Мне было страшновато выходить против Sky, потому что он очень уж хорошо выступал в Китае. Тогда он использовал новую крутую стратегию – быстрая застройка башнями с волшебницами и пристом. Помню, как ToD, c которым мы тогда были в одной команде, сказал мне не переживать. Я тренировался с ним под этот матч. Это был один из немногих турниров, под который мы серьезно и эффективно проводили совместные тренировки. Благодаря ToD’у у меня появилась уверенность в том, что у меня все получится – и действительно, я победил".

Победа на Sky катализировала последующие события. WarCraft 3 занимает особое место в сердцах многих поклонников киберспорта, но в Китае соревновательный аспект этой игры всегда любили гораздо больше, нежели во всем остальном мире. И именно здесь Grubby смог стать знаменитым.

"Ты ведь Grubby, верно?"

У Grubby есть поклонники со всего света, но ничто не сравнится с той славой, которую он заработал себе у китайских любителей WarCraft 3.

Вне зависимости от того, по какому маршруту он путешествует, игрока до сих пор узнают именно благодаря известности, заработанной в WC3.

"Иду я в какой-то невзрачный супермаркет – и там находится человек, который знает меня. В очередной раз сталкиваешься с этим ощущением – когда в чужой стране тебя узнают буквально-таки в любом месте. А потом я возвращаюсь домой и снова смешиваюсь с толпой. Но в Китае до сих пор есть ощущение того, что все это было – а может быть, и есть до сих пор – очень серьезно. Для них это было значительной частью того, что они любили во времена своей молодости. И это всегда будет жить – и в них, и во мне.

Китай это большая страна с огромным населением. Когда на каких-то турнирах ты встречаешься с инсайдерами индустрии и они говорят тебе, что ты пользуешься популярностью в Китае, что ты знаменит, что у тебя здесь море почитателей – то ты сперва даже не осознаешь масштабов этого. Во всяком случае, во времена моей активной карьеры в прогейминге не было такого случая, чтобы я прибыл в аэропорт и меня там не узнал бы охранник, или не нашелся бы человек, который смотрел мои игры еще когда учился в средней школе".

Следующее поколение.

По мере того, как вы взрослеете, приходится отказываться от каких-то из тех даров, что преподносила вам юность. Если говорить о Grubby, то он знал, что однажды ему придется "повесить мышку на гвоздь" и стать частью той силы, которая продвигает киберспорт. Именно этот вот влиятельный Grubby стал одним из тех, кто успешно приспособился к новым реалиям в тот момент, когда стриминг превратил киберспорт в то, чем он является сегодня. Именно этот Grubby, как личность, сделал шаг от оттачивания своих знаний об игре к тому, чтобы стать одним из всемирно известных комментаторов.

Несмотря на весь тот опыт, что он приобрел во время пребывания, Grubby с восхищением смотрит на современных комментаторов Heroes of the Storm:

"Я горд за них. Я помню те проблемы, с которыми сталкивался, когда был прогеймером – проблемы психологического характера. Ты сам себе тренер. И иногда очень сложно абстрагироваться от проблем или извечного груза осознания того, что тебе необходимо выиграть турнир. У современных игроков в Heroes of the Strom тоже бывают проблемы и тому подобное, но в целом, как мне кажется, они справляются очень даже хорошо".

Понимание того, через что игрокам приходится пройти для того, чтобы войти в число лучших в мире – это поистине уникальные знания, с которыми можно появиться за столом комментаторов.

"Понимаете, в RTS мы играем 1х1, а поэтому мы не привыкли рассказывать другим о том, что там творится в наших головах. У нас в дисциплинах как-то больше типичных задумчивых интровертов, которые не то чтобы дают потрясающие интервью".

Подготовка к трансляциям и общение с профессиональными игроками составляют значительную часть работы комментатора. Grubby считает, что новое поколение профессиональных игроков немного охотнее делится мыслями и чувствами, нежели их предшественники. По его мнению, от этого все только выигрываю:

"Сейчас игроки лучше понимают ситуацию, нежели мы в свое время – и это нормально, времена меняются. Но когда я вижу, что сами игроки хотят помочь выстроить какой-то сюжет, что является одной из задач нас как комментаторов, то это очень располагает. Они, может быть, не делятся с нами своими сокровенными секретами и не афишируют заготовленных стратегий, но все же позволяют немного поднять занавесу и рассказывают о том, что они чувствуют перед матчем, намекают на какие-то особые заготовки. Им следует изменить ответы по поводу билд-ордеров, и они это сделают. То есть, я хотел сказать, ответы по поводу драфтов. Но игроки все равно делают все возможное для того, чтобы мы могли порадовать зрителей интересными и увлекательными сюжетами".

Да, мудрость приходит с опытом. Но Grubby уверяет, что новое поколение профессиональных игроков как никогда хорошо осведомлено о своей роли:

"Сейчас они гораздо лучше, нежели мы в свое время, понимают, что киберспорт это круг, в котором значение имеют различные области интересов: комментирование, спонсоры, игроки, организаторы турниров, болельщики – все они играют какую-то роль в процессе создания фантастического шоу".

Сложно вообразить историю, которая привлекала бы больше, нежели история Grubby – десять раз объехать весь земной шар для того, чтобы играть в компьютерные игры за деньги. Более того, Grubby был на сцене еще до того, как началось шоу; еще до того, как у шоу появилась своя аудитория.