А король-то голый! Будущее наследие Rogue

В своем очередном материале Mizenhauer из Team Liquid задается вопросом о том, какова природа чемпионства Rogue и какое место он должен занять в ряду с другими чемпионами мира – такими игроками, как PartinG, sOs, Life и ByuN. Кто же он? Поистине великий чемпион или же игрок, успех которого в значительной степени обусловлен удачным стечением обстоятельств?

WCS, по большому счету, дал нам таких чемпионов, которых мы с гордостью называем лучшими игроками в мире.

sOs является единственным игроком, который дважды выигрывал высшую награду в этой игре. Его всегда будут помнить за стратегическую гениальность и матчи, которые он вытаскивал "на зубах". Несмотря на периодические проблемы с нестабильностью, он с самого своего перехода на StarCraft 2 неизменно держится в высших эшелонах старкрафтеров. Находились такие, кто сомневался в его мастерстве и критиковали его стиль игры еще тогда, когда он выиграл свой второй BlizzCon, еще во времена HotS. Впрочем, все, что он сделал для того, чтобы ответить на эту критику – это пару раз без лишнего шума вышел в финал GSL. Кто-то предположит, что выход LotV пустил карьеру sOs’а под откос, но на самом деле он выступает так же сильно, как и всегда.

Life может быть самым настоящим злодеем от мира StarCraft 2, но он вполне может быть также и самым одаренным в плане чистого таланта игроком. Ему никто уже так и не сможет составить конкуренцию в главном – в умении использовать слабости своих соперников, выискивая мельчайшие уязвимости в их обороне, а также в способности заставить противника играть в нужном ему темпе. Эти способности Life’а, вместе с бесконечной стойкостью Mvp, микроконтролем Maru и механикой soO войдут в список наиболее легендарных отличительных черт игроков в истории StarCraft 2. Его способность по собственному желанию раскрывать свои таланты сделала его одним из наиболее опасных игроков, когда-либо прикасавшихся к этой игре. И если бы его карьера не оборвалась из-за договорных матчей, то скорее всего именно его, а не INnoVation’а, прочили бы на место величайшего игрока всех времен.

Еще в этом списке есть PartinG, который полностью так и не раскрыл свой потенциал, но который, вне всяких сомнений, обладает талантом просто-таки не от этого мира. В 2012 году он стал первым чемпионом WCS, в 2015 году он вышел в финал GSL, где вполне мог бы оказаться победителем, не сыграй тогда в решающем сете удача на руку его сопернику. В пользу того, насколько грандиозным игроком он был, говорит хотя бы тот факт, что люди до сих пор рассуждают на тему того, чего PartinG мог бы достичь, если бы по-другому относился к дарованным ему возможностям. Он ведь и так достиг немалого – а мы все равно ожидали большего. PartinG не смог стать легендой, которой, как казалось в момент его победы на BWC 2012, должен был стать, но его личность и дух сделали его по-своему незабываемым игроком.

ByuN вернулся из добровольного изгнания и по итогу забрал у Dark’а то, что должно было стать самым крупным камнем в короне, венчавшей его триумфальную кампанию сезона 2016. ByuN выгравировал свое имя на трофее всех госу, проехав к нему на волне всеобщего обожания, как не делал до этого ни один другой чемпион. Парень, который успевал повсюду – и посты со своей собакой твитил, и мемы на корейских форумах оставлял – отмикривал своих риперов вплоть до того, что заслужил себе величайшую почесть в StarCraft 2. Он стал первым терраном, которому покорилось чемпионство BlizzCon’а – и это нечто, что так и не удалось сделать ни INnoVation’у, ни TaeJa, ни другим светочам этой расы.

Последний чемпион – Rogue – заработал себе место в одном ряду с sOs’ом, Life’ом, PartinG’ом и ByuN’ом. Но в то время, как мы четко осознаем место упомянутых игроков в иерархии чемпионов, о месте Rogue мы пока что можем только догадываться.

Может быть, он великий игрок на все времена, как и sOs или Life? Но это вряд ли. Пусть во второй половине 2017 года он выиграл три турнира, но никому из игроков не удавалось удержаться на таком уровне слишком долго. Это достижение могло бы оказаться действительно уникальным, если бы Rogue продолжил свою победную серию на корейской сцене, которой сейчас хоть и не хватает глубины, но которая при этом остается брутально-жесткой на высших уровнях игры. Но глас рассудка подсказывает, что Rogue не сможет до конца времен стабильно обыгрывать INnoVation’а, soO, herO или Dark’а. Впрочем, своего нынешнего статуса игрок добился, раз за разом превосходя наши ожидания и доказывая нам, что мы были неправы на его счет.

А что на счет PartinG’а – невероятно скиллового игрока, который так в полной мере и не оправдал возлагавшихся на него ожиданий? Rogue его ни в коем случае не заменит. Хотя бы потому, что у Rogue совершенно другая история карьеры. PartinG стал чемпионом мира уже на раннем этапе своего профессионального пути, и его история приобрела законченный облик тогда, когда стало ясно, что он так и не смог вновь выйти на свой лучший уровень игры. А Rogue не выигрывал ничего вплоть до лета 2017 года, несмотря на то, что вместе с другими игроками KeSPA перешел на StarCraft 2 еще в 2013 году. Нам никогда не казалось, что у этого игрока столько потенциала, чтобы его можно было еще и разбазарить.

Остается ByuN. Человек, который пробился в Анахайм на риперах с трех бараков, на 2-1-1 и танкиваках (но в основном, все-таки, на риперах с трех бараков), а потом отправился домой, став богаче на 200 тысяч долларов. И не то чтобы будет неправильно сказать, что с тех пор он не сделал больше ничего. Проблемы ByuN’а с мультитаскингом нивелировались тем фактом, что он всегда играл агрессивно. По мере того, как шло время и его фирменные билды становились все более и более распространенными, зерги начали подбирать к ним меры противодействия. 2-1-1 всего за несколько месяцев превратился из билда неостановимого в билд весьма ограниченный. Риперы с трех бараков отправились по пути додо. А ByuN, внезапно, оказался в совершенно иных реалиях, нежели те, в которых билды, которые позволяли унижать ребят на онлайн-капах, работали и против чемпионов Code S. В начале 2018 года ByuN’а уже нельзя поставить в один ряд с такими игроками, как INnoVation и TY – игроками, которых он превосходил два года назад. Сейчас он вернулся обратно в число "остальных". ByuN избегал KeSPA годами и ему пришлось начать все заново. Он начал свой путь в роли заурядного претендента и смог стать чемпионом, но сейчас, кажется, вновь обречен на возвращение туда, откуда он начинал.

Оглянуться назад, на путь Rogue в сезоне 2017 – и его сюжет покажется весьма очевидным. Rogue стал играть лучше и пулей взлетел вверх в табели о рангах, но при этом у него все равно были проблемы с тем, чтобы добиться успеха на турнирах. Его макро было лучше, чем когда бы то ни было. Принятие решений тоже стало чуть лучше. Он по-прежнему прекрасно отыгрывал лейт, но при этом улучшил каждый аспект своей игры. Оставалось только ждать, когда его способности принесут реальные результаты. И его стремительный путь к чемпионству BlizzCon напоминал ревущую реку, которая вырвалась из-за разрушенной дамбы. Он стал живой легендой – человеком, который возродился для того, чтобы показать остальным путь. Конечно же, именно так это и было.

Почему в прошлом Rogue не удавалось добиться успеха? Хорошо известно, что он не мог соперничать с более одаренным в плане механики игроками в макро-играх, и особенно это касается того перетягивания каната, которое представляет из себя игра в линг-бейн-муту против био. В открытых играх против протоссов Rogue тоже был не то чтобы безупречен. Он очень сильно полагался на особые билды вроде двойной прокси-хэтчери, которую сыграл против Classic’а.

А еще бывали игры, в которых он застигал игроков уровня herO врасплох с помощью свармхостов...

...или бейнлингов.

Но нам чаще приходилось смотреть на то, как Rogue раскатывают в пух и прах после неудавшегося чиза с его стороны – например, как в игре против sOs’а на BlizzCon’е. Нельзя также забывать и о том, что Rogue был далеко не самым цепким игроком в период времени, считавшийся его пиком. В первом сезоне GSL он вел 2:1 против herO, но в итоге проиграл; во втором сезоне его в пух и прах разбил Curious. Rogue не просто обладал недостатками в игре – у него просто-напросто не было чемпионского характера.

А что же поменялось в Rogue в 2017 году? Вышли новый аддон и дизайн-патч, которые лучше подходили под его набор навыков? Безусловно. Не осталось KeSPA-команд, чтобы составить конкуренцию Jin Air? И это, вероятно, тоже помогло. Гидралиски? Ага, они тоже.

Восхождение Rogue к славе совпало с выходом баланс-патча в марте 2017 года – патча, в котором количество здоровья гидралисков увеличили с 80 до 90 единиц. Основанные на гидре композиции приобрели масштаб эпидемии в ZvP и ZvT. Внезапно у зергов нашелся ответ и на био, и на мех; и на наземные, и на воздушные композиции протоссов. Патч 3.11.0 превратил гидралисков в невообразимо мощных юнитов, а вместе с этим и залатал самые большие бреши в игре Rogue.

Сложно сказать, что является источником былых проблем Rogue с макро, но очевидно, что их очень сильно усугубляла старая механика инъекций. В HotS за одну инъекцию зерг получал четыре личинки, и элитные макро-зерги вроде soO, благодаря умению проводить инъекции по оптимальному таймингу, могли производить больше юнитов, чем другие современные им игроки. В любой момент игры soO играл с бонусом в виде большей, чем обычно, армии, тогда как Rogue испытывал проблемы с тем, чтобы  в затягивающихся сражениях поспевать за продакшеном соперника. LotV снизил количество личинок на инъекцию до трех, тем самым уменьшив и значимость инъекций. Изменившаяся динамика ZvT также сыграла на руку тем зергам, которые испытывали проблемы в макро, позволив им переходить в основанные на ультралисках лейт-гейм композиции, для которых требовалось меньше личинок, нежели для орд зерглингов, бейнов и муты.

Но даже при таком раскладе до лейт-гейма еще нужно было дотянуть – а Rogue еще в 2016 году не демонстрировал каких-то выдающихся способностей для этого. Новые улучшенные гидралиски оказались тем недостающим звеном, которые способствовали более простому переходу в хайв и параллельно с этим решали все проблемы Rogue. На смену линг-бейн-муте, которая помогала отсрочивать выход в лейт, пришли гидралиски, ставшие основой зерговской армии и позволившие переходить в поздние стадии на более выгодных экономических условиях. Сильнейшей стороной Rogue всегда было не умение накопить критическую массу юнитов и задавить ею соперника, но способность создать оптимальную композицию юнитов для конкретной игровой ситуации. Для такого игрока, как Rogue, бафф гидры стал путем к успеху.

Теперь больше не нужно было прибегать к хитроумным билдам против протоссов. У Rogue всегда было очень хорошее чутье на пути достижения победы – вспомнить, например, размен базами, позволивший увести победу из-под носа Shine в матче на Пролиге.

Но в HotS у него не было "макро-мускулов", позволявших бы контролировать темп стандартной игры. Поэтому Rogue часто полагался на заготовленные чизы и неординарные стратегии, призванные выбить из колеи тех соперников, которые в противном случае просто переиграли бы его. Гидралиски позвовили ему идти вровень с блинк-сталкерами и 4М, которые когда-то были настоящей проблемой. Даже креативные билды – такие, как осада с люркерами через нидус, которую он использовал на GSL и BlizzCon’е – стали сильнее после этого баффа. Чизы в такой ситуации из вполне ожидаемой стратегии превратились в козырь в рукаве игрока, обладающего мощной игровой "базой".

А еще Rogue в какой-то степени даже помогли игроки за протоссов. Для практически любого зерга игра против скайтосса стала настоящим адом, но только не для Rogue – для него такие матчи вернули к жизни те лейт-гейм сценарии, в которых он блистал с 2015 года. Тогда, несмотря на повсеместные проблемы в других компонентах игры,  был одним из лучших зергов в игре против меха. В те времена зергами приходилось накапливать большой банк ресурсов и готовить неизбежный свитч в другую технологическую ветку, при этом отбиваясь от харасса соперника. В 2017 году на смену геллионам пришли зилоты, а крейсеры оказались подвинуты авианосцами, но динамика матча оказалась той же. Да только в этот раз у Rogue на средних стадиях игры в распоряжении оказалось оружие получше, нежели роучи, которых он был вынужден использовать в 2015 году. Теперь благодаря гидралискам Rogue мог одерживать победы за счет превосходящего контроля, либо же за счет нанесения критического урона еще до того, как ход игры выйдет из-под контроля.

Возможно, в триумфах Rogue’а свою роль сыграл баланс, но факт остается фактом: он добился успеха там, где другие зерги не смогли этого сделать. А еще ему нужно воздать должное за прогресс вне игры. Когда-то бывший мастером на "посыпаться", в 2017 году Rogue начал выдавать какие-то неадекватные и нелогичные победы. Нам остается только догадываться, откуда у него появилась такая способность, но впечатляет это побольше, чем прогресс в его же геймплее. Повезти может каждому, патч может сыграть на руку каждому – но мало кто из игроков может так серьезно прибавить в психологической стойкости.

И как же нам, поклонникам StarCraft’а, интерпретировать эти смягчающие обстоятельства? Победа Rogue на BlizzCon'е это сильное заявление о том, что он достойный чемпион мира, и чемпион мира исторических масштабов. За исключением оплошности в матче против Neeb’а, Rogue во всех матчах выглядел, как именно что лучший игрок на турнире. Его игра была практически безупречной. В тот момент не было никаких сомнений в том, что он заслуживал того, чтобы поднять над головой заветный трофей.

Победа на BlizzCon’е это величайшая из высот, поэтому вполне логично ожидать, что после такого громадного триумфа у игрока наступит спад. Уровень игры Rogue после победы над soO в Анахайме очень заметно снизился – а ведь этого не случалось после победы на IEM Shanghai и после второго GSL Super Tournament. Терраны после дизайн-патча остались, по-большому счету, теми же, так что тут Rogue’у волноваться особо не о чем. А вот протоссы серьезно преобразились, и процент побед чемпиона в этом матч-апе серьезно просел.

Для того, чтобы встать на один уровень с PartinG’ом, sOs’ом и Life’ом, Rogue нужно будет доминировать в течение более долгого периода времени. Для этого ему нужно будет доказать, что он обладает такой же гибкостью, стойкостью и изобретательностью, как и его предшественники. Это единственный способ адаптироваться к изменяющимся метам, картам и главным дизайнерам баланса.

А пока что Rogue дает нам всем понять, где его место. Пока что он выигрывал в эпоху, где основной стиль игры зергов очень сильно подходил под его сильные стороны. Свидетельством тому тот факт, что, несмотря на весь свой прогресс, в 2017 году Rogue испытывал определенные сложности в ZvZ. В 2016 году, когда прошел последний сезон Пролиги, у него была идеальная статистика в "зеркалках" – 7:0. В 2017 году с этим стало хуже – 8:4 в оффлайн-матчах в течение всего года. Rogue даже умудрился проиграть soO в четвертьфинале GSL – несмотря на то, что стабильно обыгрывал его на протяжении большей части своей карьеры.

Лето Rogue в 2017 году стало зеркальным отражением лета Dear’а, которое тот провел почти 5 лет назад. Dear, как и Rogue, тогда был неоспоримо лучшим игроком мира. То, как он прошел пару престижных турниров, заставило нас поверить в то, что он был на голову выше всех своих соперников. Но прошли годы – и вот мы смотрим на Dear’а, как на трагичную и предупреждающую историю о капризной природе успеха. Впоследствии Dear так и не смог воссоздать магию того 2013 года на промежуток времени достаточно долгий для того, чтобы выиграть еще одно чемпионство. Вы только представьте, что было бы, если бы Dear тогда, в 2013 году, выиграл бы BlizzCon. Что бы мы думали о его карьере сейчас? Одно славное восхождение, на которое сработали нужный патч, подходящая мета, правильные карты и временное озарение. Rogue вполне может повторить судьбу Dear’а.

Практически наверняка Rogue не сможет встать в один ряд с sOs’ом – игроком, который создавал свою легендарную карьеру на протяжении более пяти лет. У Rogue ни за что не будет столько же времени для того, чтобы сотворить свое собственное наследие. Гораздо более вероятно, что вместо того, чтобы вознестись в пантеон StarCraft 2, он отправится по той же дорожке, что и ByuN.

И если он окажется тем же, что и ByuN – то это нормально. ByuN вдохновил бесчисленное количество поклонников по всему миру, завоевал их любовь и взял их вместе с собой в невероятное путешествие на вершину мира. Это больше, чем кто-либо вообще может просить у SC2-прогеймера. Но не перепутайте: ByuN – не sOs. Он был падающей звездной, пронесшейся по ночному небу – потрясающий и удивительный, но ровно в такой же степени и эфемерный. Мы думали, что знаем, кто он такой, но по-настоящему мы поняли этого игрока только месяцы спустя – тогда, когда у него отобрали его любимое оружие. Вполне возможно, что такая же судьба ждет и Rogue. Но пока бал в StarCraft 2 правят гидралиски, мы так и не узнаем, кто же Rogue такой на самом деле. Так и не поймем, как нам его называть.

Второй зерг, ставший чемпионом мира?

Лучший игрок мира?

Практичный оппортунист?

Есть тут один вариант, который подходит лучше, чем все остальные.

И этот вариант – патчзерг.


Авторы оригинального материала (Team Liquid):