Темное дело: в поисках ответа

Несколько последних лет Dark ходит вокруг да около. Он неизменно входит в число лучших зергов мира, но при этом практически всегда находится кто-то лучше его. Он раз за разом подбирается к чемпионскому золоту, но за редким исключением это золото уходит у него из-под носа. Сможет ли Dark выбиться из числа лучших и войти в число величайших? Найти ответ на этот вопрос не так-то легко, но известный киберспортивный автор stuchiu решил попытаться.

"Моя цель – выиграть 10 индивидуальных титулов, пока я прогеймер. Я не шучу, я серьезно – 10 побед".

Рюнву "Dark" Пак в интервью Inven 14 января 2015 года.

Dark сейчас пытается решить сложнейший вопрос своей профессиональной карьеры. С момента релиза Legacy of the Void, который состоялся два года назад, его постоянно обсуждают как потенциально лучшего игрока в мире. В игре его минимум недостатков. У него нет такой мощной механики, как у Life’а и soO в их лучшей форме, но он сумел доказать, что она ему и не нужна. Вместо этого Dark полагается на дихотомию сил. С одной стороны, из всех игроков за зергов именно он исполняет самые смертоносные алл-ины. С другой стороны, у него лучший из всех зергов лейт-гейм. С последним утверждением можно поспорить, заметив, что свежеиспеченный чемпион Rogue сумел затмить Dark’а в лейт-гейме, но ведь Dark куда более стабильно проявляет себя на этой стадии игры в течение вот уже двух лет.

Однако, несмотря на многочисленные восторги, Dark, если оценивать его достижения с точки зрения его собственных амбиций, пока что истинного успеха так и не добился. Он всего лишь является одним из лучших игроков мира – но не выделяется из них. Его очень уважают, но при этом на его счету всего лишь одно серьезное чемпионство. И это является одной из главных загадок современного StarCraft 2 – как так получилось, что игрок, в игре которого нет каких-то очевидных недостатков, не смог достичь большего? Что нужно Dark’у сделать для того, чтобы превратиться из одного из лучших игроков в самого лучшего игрока?

Чтобы понять суть проблемы, нужно взглянуть на историю этого зерга. Dark был последним рекрутом в составе когда-то мощной команды SlayerS – коллектива, который основал легендарный профессиональный игрок Йохван "BoXeR" Лим. В ранние годы StarCraft 2 эта команда была известна тем, что находила талантливых игроков и успешно превращала оных в успешных прогеймеров. От других команд SlayerS отличались тем, что у них был BoXeR. Император терранов – это тот игрок, благодаря которому киберспорт в Корее смог стать чем-то серьезным. Добиться успеха под покровительством BoXeR’а означало стать частью родословной королей корейского киберспорта. Известно, что первым никнеймом MMA, под которым он выступал до того, как поссорился с командой, был "Son of Boxer".

Dark отличался от других. Он хотел больше, чем просто стать очередным наследником Императора – он хотел создать свою собственную династию. В SlayerS он, по большому счету, не получил какой-то известности, но весьма вероятно, что BoXeR все-таки заприметил его драйв и одаренность. Когда в 2012 году SlayerS распались, BoXeR в качестве тренера вступил в SKT – команду, за которую выступал раньше. Через несколько месяцев за ним последовал и Dark – единственный, кто остался от SlayerS. В течение следующих трех лет Dark пробивал себе путь на вершину табеля о рангах SKT, пока в 2015 году наконец-то не выдал свой прорывной сезон. В том году он вошел в топ-4 IEM Katowice и заработал два серебра на KeSPA Cup’ах.

На тех турнирах Dark показал все свои сильные качества, которые и по сей день остаются с ним – сильная база, хорошее принятие решений, плюс небольшие фишки для каждого матч-апа. У него было заметно желание играть чизы, но в то же время он очень уверенно вел лейт-гейм. Его инстинкт на контратаки напоминал аналогичный инстинкт Life’а, его игровые фишки пугали соперников – к примеру, можно вспомнить, как в играх против терранов он делал выбор в пользу коррапторов, а не муталисков. Но были у него и слабости, и некоторые из этих слабостей можно видеть в его игре и по сей день. Он выглядел уверенно в мид-гейме в тех случаях, когда инициатива оказывалась на его стороне, но стоило ему на средней стадии игры отдать инициативу протоссу и террану – и его игра рушилась.

А самое главное – Dark в 2015 году оказался неспособен конвертировать свою игровую форму в хорошее результативное выступление на GSL или SSL, и на шести турнирах в том году он не смог даже выйти в плей-офф. Он максимально раскрывался в лейт-гейме, но топовые игроки стабильно обыгрывали его в этой стадии (будь то террановский мех или протоссовский дезболл). В играх против соперников высшего калибра незначительные, казалось бы, проблемы с позиционированием войск и с умением дождаться нужного момента стоили Dark’у побед. У него не было колоссальных сливов, вроде слива INnoVation’а Soulkey, но в напряженных матчах ему, казалось, не хватало инстинкта убийцы. В конце концов, в своем единственном победном финале soO играл именно против Dark’а.

В 2016 году Dark уже разошелся как следует. Он провел лучший год в своей соревновательной карьере – выиграл первый сезон SSL, стал серебряным призером во втором сезоне SSL, а также занял второе место на BlizzCon’е. Благодаря своей прекрасной рабочей этике, которой он остался верен и в Legacy of the Void, Dark научился понимать Legacy of the Void лучше всех своих коллег. Он лучше, чем любой другой зерг, понимал, как правильно использовать реведжеров, а также разработал стиль игры через линг-бейнов с последующим переходом в брудлордов против протоссов – и именно с этим стилем он смог стать чемпионом SSL. Далее игрок усовершенствовал свой лейт-гейм, улучшив умение подбирать правильный состав армии, грамотно вести экономику, а также поработав над своим терпением. Возможно, в LotV у зергов появились определенные средства, благодаря которым им стало проще вести игру на поздних стадиях, но даже базовый уровень принятия решений у Dark’а улучшился по сравнению с предыдущим годом.

В 2017 году Dark утвердился в звании лучшего лейт-гейм зерга, который обладает отличным принятием решений и умением прекрасно использовать кастеров. В плане использования многочисленных кастеров в лейт-гейме он был гораздо лучше любого другого зерга, благодаря чему в поздних стадиях он всегда лучше проводил сражения, лучше вел позиционную игру и в целом у него было больше возможностей для исполнения плана на игру. Но вот только свою главную слабость Dark преодолеть не смог.

В финале второго сезона SSL в 2016 году Dark со счетом 3:4 проиграл Solar’у. Тот финал в целом давал понять, чего Dark может добиться в зерговском зеркале: он всегда был очень хорош, но никогда не был хорош исключительно – как soO в HotS или как NesTea в уже и вовсе давно ушедших временах. В 2017 году Dark принял участие в 12 крупных турнирах и в пяти из них занял место как минимум в топ-4. Но вот в семи турнирах он не смог дойти до полуфиналов, и в пяти из семи случаев вылетел из-за ZvZ (даже в пяти с половиной, если принимать во внимание 0:2 в ZvZ в круговой стадии SSL).

В ZvZ или PvP прогеймеры должны хорошо понимать своего соперника, а также карту, билд-ордеры и отношения риск-награда для каждой стратегической опции. Эти принципы важны во всех матч-апах, но в меньшей степени. А в указанных "зеркалках" понимание этих концептов может отделить лучших игроков от игроков просто великолепных. Именно к числу последних и принадлежит Dark, и именно в этом заключается одна из его основных слабостей как игрока высшего уровня.

Если же не принимать во внимание ZvZ, то в 2017 году Dark’у совсем немного не хватало в заключительных этапах турниров. Лучший пример – поражение со счетом 3:4 от INnoVation’а в третьем сезоне GSL. Все затяжные макро-игры закончились в пользу INnoVation’а, тогда как Dark взял те игры, которые начинались с какого-либо алл-ина – и неважно, кто именно его исполнял. В этой серии Dark показал свою неспособность – или же, скорее, нежелание – признать свои сильные стороны относительно своего соперника. Dark был лучшим лейт-гейм зергом, но INnoVation в то время еще лучше играл макро, как терран. Теоретически, Dark мог использовать два преимущества: алл-ины на ранних стадиях игры и превосходство в лейт-гейме. INnoVation превосходил его что в середине игры, что в поздних ее стадиях, поэтому следовало бы атаковать его до того, как он сможет раскачаться. Но вместо этого Dark на каждой карте пытался играть с прицелом на выход в лейт – за исключением только тех случаев, когда INnoVation сам на ранних стадиях проявлял инициативу.

Но такие заключения мы, все же, делаем благодаря ретроспективному анализу. Но во время самих игр у Dark’а могли быть все причины верить в то, что он может обыграть INnoVation’а в лейте. Не стать тебе прогеймером, если у тебя нет уверенности в себе – а уверенность в себе не приходит без некоторой упертости. Тем не менее, мы можем вменять Dark’у отсутствие гибкости в пределах микро-меты одной серии. Пусть даже он и считал, что может обыграть INnoVation’а в поздних стадиях, но после несколько неудачных попыток стоило бы понять, что это неверный взгляд на ситуацию, и каким-то образом изменить свою стратегию.

Другой пример слабости Dark’а – его поражение в финале SSL против Stats’а, где он уступил со счетом 3:4. Сила Dark’а кроется в алл-инах и лейт-гейме, но в том матче он слишком уж полагался именно на алл-ины. Этот факт даже как-то озадачивает, потому как уже во второй игре той серии Dark продемонстрировал свое превосходство над соперником именно в поздних стадиях игры. Stats же в том матче изменил свою стратегию и перестроился таким образом, чтобы оказывать давление на соперника в мид-гейме, дабы не доводить дело до встречи с лимитом зерга в поздних стадиях.

Dark’а запомнят как одного из лучших зергов пост-KeSPA-эры. Скорее всего, в ближайшем будущем он будет входить и в число лучших игроков мира. Но давным давно, еще до своего первого чемпионства, Dark дал нам всем понять, что его амбиции гораздо выше всего этого. Он не хочет быть среди лучших, он хочет быть самым лучшим. Но для того, чтобы достичь этой цели, он обязан понять, из-за чего у него не получалось сделать это раньше, а также найти решение, которое позволит ему выйти на следующий уровень.

Теоретически, Dark может научиться читать мысли соперников на том уровне, что был у Mvp. Теоретически, Dark может вывести свою мид-гейм механику на уровень, аналогичный уровню soO. Прогеймеры уже показывали нам, что могут самым невероятным образом изменяться, и было бы нечестно отказывать Dark’у в возможности таких преобразований. Но куда более реалистичный ответ – это обратиться к опыту другого прекрасного игрока, чья карьера уже подошла к концу. Dark должен сделать то же самое, что в 2012-2014 годах сделал Rain – лучший лейт-гейм протосс, которого когда-либо видела эта игра. Сейчас главное различие между Rain’ом и Dark’ом заключается в том, что Rain всегда делал ставку на то, что сможет дожить до поздних стадий. Он играл в предельно оборонительном стиле, позволял себе отстать от соперника на средней стадии, но в обмен на это оказывался практически непобедимым в лейте.

По сути, Dark должен просто пройти еще дальше по пути своего собственного стиля. Он обладает одним из самых разносторонних и полноценных арсеналов, но у него нет какой-то истинной специализации – это если сравнивать с игроками-легендами. Он может быть лучшим лейт-гейм игроком в мире, но он не может заставить своих соперников играть под его стиль. И даже если у него такое и получается, то ему все равно могут нанести поражение – игрок в соответствующей форме при игре в соответствующей мете. Dark’у нужно выйти на такой уровень, где бросить ему вызов в лейте не сможет абсолютно никто – уровень, которого ранее добивались Rain или TaeJa. Этот путь приведет к осуществлению его мечты.

Практические все величайшие игроки в StarCraft 2 имели какую-то свою специализацию – они переносили свой характер на игру. "Так я играю и так я выигрываю". Сколько раз мы видели, как Mvp вытаскивает один безумный матч за другим благодаря своим уму, цепкости и решительности? Сколько раз линги Life’а умудрялись прогрызть ему путь к победе? Скольких игроков TaeJa измотал своими бесконечными верными решениями в играх-марафонах? Если Dark хочет стать величайшим, то именно такие мы должны к нему предъявлять требования. Он должен заставить StarCraft 2 подчиниться своей воле – так, только так и никак иначе.

Dark выиграл один серьезный турнир, но ему нужно выиграть еще девять. Время задать себе вопрос: "Могу ли я стать больше, чем просто великим? Могу ли я стать величайшим"? И ответом на этот вопрос будет вся его дальнейшая карьера.


Авторы оригинального материала (TeamLiquid.net):