Интервью с Happy

В прошлом профессиональный игрок за нежить, а ныне фулл-тайм стример Дмитрий "Happy" Костин, дал интервью порталу WarCraft3.info. Дмитрий ответил на вопросы о личной жизни, о своей карьере прогеймера, а также о текущем балансе WC3 и ожиданиях, связанных с выходом Reforged-издания любимой на GoodGame.ru игры.

Предисловие от автора:

После того, как в прошлом интервью мы смогли поближе познакомиться с Grubby, нам повезло получить несколько отличных ответов на связанные с WC3 вопросы от Дмитрия "Happy" Костина! Этого игрока знают благодаря потрясающему микроконтролю и блистательному исполнению стратегий, а также ладдерному аккаунту с безумной статистикой "ilovenecropolis". Имя Happy на слуху последние 10 лет, если не больше.

Давайте начинать!


Личная жизнь

– Привет, Happy. Можешь представиться нашим читателям?

– Привет! Меня зовут Дмитрий Костин, я бывший профессиональный игрок в WC3 и SC2. Профессиональную карьеру закончил в 2016 году, после этого стал фулл-тайм стримером. Мне 27 лет, живу я в Москве.

– Какие у тебя хобби и чем ты любишь заниматься помимо игры в WarCraft 3?

– Я очень занят со стримами, особенно сильно был занят в прошлом году. У меня просто-напросто почти нет времени на что-то еще. Да и я не могу сказать, что у меня когда-либо были какие-то серьезные увлечения, о которых можно поведать.

– Можешь немного рассказать о своей повседневной жизни? Как выглядит один день из жизни Happy?

Обычно мой день выглядит так:

Я просыпаюсь поздно днем, и у меня есть примерно 2 часа до начала стрима. Здесь у меня сначала обычный утренний распорядок, а потом одно из трех:

1. Я занимаюсь делами, связанными со стримингом (общаюсь с некоторыми людьми, думаю о том, что будет на предстоящем стриме, проверяю настройки и так далее).

2. Я занимаюсь делами, не связанными со своим стримом (покупаю еду и так далее).

3. У меня свободное время.

Потом у меня ланч или небольшой перекус. А потом я обычно начинаю стрим. В прошлом году я стримил очень много. Длительность обычных стримов увеличилась с 5-6 часов до 8-9 часов.

В принципе, со стримом я занят до полуночи или до часа ночи (тут бывает по-разному – зависит от того, насколько я устал и есть ли какие-то дополнительные заказы от зрителей). Потом у меня поздний ужин и прочие дела, которыми нужно заниматься.

Стрим Happy

Если я за компьютером, то я могу быть занят делами, связанными со стримом (общение, написание постов, проверка готовности настроек, планы на следующий день и следующий стрим). Но обычно, если только мне не нужно сделать какие-то особые приготовления, у меня есть несколько свободных часов перед отходом ко сну. Это время я могу заняться чем угодно – от чтения бесполезной информации в интернете до просмотра стримов. В прошлом, когда я стримил не так много, я мог час-другой поиграть в какую-нибудь другую игру (Overwatch, например). Но с тех пор, как я стал стримить более 7 часов в сутки, играть после стримов меня уже совсем не тянет.

Честно говоря, если бы я мог заснуть сразу, как оказываюсь в кровати, то я бы так и делал. Но иногда просто хочется посидеть и расслабиться.

– У тебя есть питомцы? Если да, то можешь их показать?

– Питомцев нет. Когда я был маленьким ребенком, то у меня была кошка. Это было лет 15-20 назад… наверное. Я даже не уверен, что могу точно вспомнить.

– Как думаешь, твоя жизнь получилась бы другой, если бы ты не стал прогеймером и стримером?

– Конечно. Но я с трудом могу себе представить, как именно. Такие люди, как я, наверное, никогда не будут жить, как все остальные. Еще до того, как я подумал о том, чтобы стать прогеймером, у меня был свой взгляд на то, как я мог бы жить или как мне следует жить.

– Как твоя семья относится к твоей карьере прогеймера и тому факту, что сейчас ты стримишь? Они поддерживают тебя?

– Скажем так: я не в лучших отношениях со своей семьей. Впрочем, нее буду вдаваться в детали. До того, как у меня получилось что-либо выиграть, их мнение на счет карьеры прогеймера было исключительно негативным. Они никогда меня не поддерживали – как, собственно, и почти все люди из моего окружения.

Их позиция всегда была такая, что "нам все равно, чем ты занимаешься, если ты можешь сам себя финансово обеспечить".

– Ты следишь за какими-то киберспортивными дисциплинами помимо WarCraft 3?

– Я не слежу ни за какими киберспортивными дисциплинами, включая WarCraft 3.

То есть, я иногда читаю о результатах турниров здесь и там, но не могу сказать, что смотрю стримы турниров, или же что мне интересны результаты соревнований. Я насмотрелся на все это за свою карьеру прогеймера.

– На Западе мы мало знаем о жизни в России. Можешь немного рассказать об этом? Может быть, что-то о том, что тебе нравится и что не нравится.

– Начнем с того, что я живу в Москве, а это совсем иначе, нежели жить в других частях России. Здесь у людей другой менталитет (как и большинстве разных мест мира).

Уровень жизни в России ниже, чем в западных странах (я имею в виду, условия жизни в общем). Думаю, больше мне нечего сказать, так как для того, чтобы судить, мне надо было бы пожить вне России в течение долгого периода времени (а так самое долгое время, на которое я уезжал, это что-то вроде 2 недель, по-моему).

Что мне нравится и не нравится в жизни в России это довольно личный вопрос, и я не вижу смысла выносить это на всеобщее обозрение.

– Grubby на своем стриме как-то сказал, что после того, как ты начал стримить, ты стал выглядеть гораздо более счастливым, чем выглядел раньше. Это и правда так? Если да, то почему?

Grubby и Happy на финалах WC3L. Пекин, 2009 год.

– Точно могу сказать, что сейчас (по крайней мере) я больше доволен тем, чем занимаюсь, нежели это было раньше. Последние полтора года карьеры прогеймера стали для меня очень неудачными. Тогда ситуация становилась все хуже и хуже. Поэтому да, сейчас дела, определенно, идут лучше.

Но не думаю, что по моим стримам можно судить о том, стал ли я более счастливым. Когда я стримлю – я работаю. Я обязан давать моим верным подписчикам и донатерам то развлечение, которого они жаждут. Поэтому на стриме я всегда буду разговаривать в веселой манере. Потому что я должен.


Карьера прогеймера

– Если не ошибаемся, ты никогда не выигрывал турниров премьер-уровня в WarCraft 3. Почему так получилось? Помешали нервы?

– Зависит от того, что считать турниром премьер-уровня. Моим самым серьезным достижением в WarCraft 3 стала победа на BlizzCon European Qualifiers (2008 год). Еще у меня несколько финишей на 3-м/4-м месте на крупных турнирах, ну и, в принципе, все.

До середины 2008 года я вообще почти не выступал на турнирах. Могу вспомнить только IEM, где я занял 5-6 место, а также 1 или 2 командных турнира (NGL?). И все. Активно играть на турнирах я начал после окончания школы (во второй половине 2008). И уже к концу года добился лучших результатов в своей карьере (1-ое место на BlizzCon Europe, 3-е место на BlizzCon 2008, 3-е место на WCG 2008).

Фулл-тайм прогеймером я стал только в начале 2009 года, а потом в октябре 2010 я закончил карьеру в WC3 и перешел на SC2. В 2009-2010 годах турниров было не так много, если сравнивать с 2006-2007 годом.

А потом… Я даже и не знаю. Не то чтобы мои результаты были совсем плохими, но по каким-то причинам у меня было много финишей на 4-м месте. Не могу сказать, что после первой пары LAN-турниров (все местного значения) я когда-либо нервничал на играх. Может быть, я был просто недостаточно хорош, чтобы выигрывать турниры? Еще, возможно, могли сказаться проблемы с балансом (я этого не подразумеваю, просто говорю), потому что в то время почти никто из игроков за нежить не добивался никаких результатов.

В конце концов – почему от меня все ждали побед? Я просто играл и пытался показать свой лучший результат, но не всем суждено становиться чемпионами. Горькая правда.

Я уже давно перестал думать об этом. Со временем я понял – вам даже не нужно делать что-то особенное, помимо стандартных тренировок (которые заключается в том, чтобы просто играть), чтобы стать лучше. Вы либо будете совершенствоваться и становиться лучше, либо нет.

Я примерно 6 лет профессионально играл в SC2 и в плане результатов на турнирах здесь никогда не добивался таких же успехов, как WC3 (хотя с финансовой точки зрения старкрафт был гораздо более выгоден). Почему? Да просто потому что! Я умею играть в WC3 лучше, чем большинство остальных людей, но я, возможно, никогда не был так хорош, как "так называемые" WC3-легенды, на счету которых множество титулов.

Вот так все просто.

– Ты играешь на многих небольших западных турнирах и показываешь там очень хорошую игру, но также ты теперь никогда не выступаешь на турнирах премьер-уровня, даже несмотря на свой высочайший уровень игры. Как так получилось?

Результаты Happy на различных WC3-капах

– Едва ли можно сказать, что сейчас много маленьких турниров. Почему играю? Потому что могу одновременно играть и стримить.

Сейчас (уже с 2010 года) уровень конкуренции вне Китая низкий. Некоторым (их очень мало, но тем не менее) моим донатерам интересен "турнирный" контент. Ну и для меня это просто дополнительные деньги. Лично мне играть на этих турнирах не особо интересно.

Участия в турнирах премьер-уровня я не принимаю по ряду причин:

1. Это не окупается финансово – за участие мне никто не заплатит.

2. Это не стоит моего времени – если я проиграю (а я точно проиграю), то ничего не получу и лишь впустую потрачу время.

3. И это еще раз не стоит моего времени – если я выиграю, то это всего лишь один раз, а потом что? Снова выигрывать? Ну да, конечно, именно так и будет.

Мои подписчики и донатеры (обратите внимание – я не говорю "зрители") в этом не заинтересованы. Им интересны челленджи и фановый контент.

– Можешь допустить, что когда-то вновь будешь выступать на турнирах премьер-уровня? Может быть, когда выйдет Reforged и призовые на турнирах станут больше?

– Такое возможно только в том случае, если там будут просто так давать деньги (а такого не будет). Зачем мне отказываться от стриминга ради призрачной надежды что-то выиграть на турнире? Если будут какие-то турниры (онлайн или оффлайн, неважно) с большими призовыми и низким уровнем конкуренции (как сейчас вне Китая и Кореи), то я могу и поучаствовать, почему нет. В остальном же – нет (если только не сыграют какие-то другие факторы, вроде команды или спонсора, которые будут платить мне большие деньги).

– С кем тебе было приятнее всего видеться на киберспортивных ивентах?

– Конечно же, я общался с разными людьми. Но не могу сказать, что я ездил на турниры для того, чтобы заводить друзей – я ездил играть. Другими словами – нет, я не поддерживаю постоянного контакта с кем-либо из тех, с кем познакомился.

Есть несколько людей (например, один менеджер киберспортивной команды, в которой я когда-то играл), с которыми я время от времени могу поговорить, но такое случается очень редко. Я бы даже сказал, что я не продолжаю поддерживать контакты после того, как наши с кем-то пути расходятся (не поддерживаю контактов с бывшими тим-мейтами, бывшими менеджерами и так далее). Не вижу в этом смысла. 

– Сейчас многие игроки подписывают контракты с командами. Можешь представить, что и ты подпишешь контракт с про-командой (либо как стример, либо как игрок)?

– Я вижу лишь то, что игроков сейчас подписывают китайские команды, и берут они китайских и корейских игроков – для меня это не является чем-то важным, так как это не международные команды (сложно общаться, нет заинтересованности в международных турнирах и так далее).

Мне не нравится, когда команды нацелены на локальные ивенты (в WC3 все, что связано с серьезными турнирами, происходит в Китае). Вне Китая я не видел никаких серьезных подписаний (по крайней мере, по моим стандартам). Зачем какой-то серьезной команде сейчас кого-то подписывать? В Reforged еще даже не начался бета-тест. Я общался на эту тему с некоторыми людьми (команды, киберспорт), но там ничего серьезного.

Короче говоря – все ждут сообщений о какой-то возможной поддержке от Blizzard, о каких-то турнирах или спонсорстве, и уже там будут смотреть, стоит ли вкладывать деньги в отдельных игроков (или даже целую команду) по Reforged.

Я рассмотрел бы вариант с вступлением в команду в качестве профессионального игрока (что означает серьезные тренировки, анализ игр, только "серьезный контент" на стриме, сосредоточенность на достижении результатов) только в том случае, если бы мне предложили очень большую зарплату, а такого, очевидно, не будет.

Вступление в команду в качестве стримера – тут зависит от того, какое сотрудничество нужно этой команде. Если это будет достойно в финансовом плане, то да, я могу присоединиться к какой-то команде.

– Кто, на твой взгляд, был для тебя самым сложным соперником на турнирах?

– Не назову никого конкретного. Любой игрок за орков с уровнем скилла выше среднего мог стать для меня сложнейшим соперником.

Happy в штаб-квартире Blizzard

– Можешь рассказать о любимом ивенте, который ты посетил за свою карьеру в WarCraft 3?

– Думаю, отличные ивенты делали Blizzard. Blizzcon (и региональные отборочные на него) были хорошо организованы.

– Когда ты был прогеймером, то сколько часов в день ты уделял WarCraft 3?

– У меня тогда не было какого-то четкого расписания. Я был молод и, хоть я и был фулл-тайм прогеймером, я не заставлял себя играть каждый день (как было в SC2, например). Я просто играл (много), получал удовольствие и старался становиться лучше.

Помногу я тренировался и играл обычно только перед турнирами. В перерывах между турнирами я мог играть от 2 до 10 часов в день, а то мог и вовсе не играть несколько дней.

Проблема заключается в том, что когда я стал фулл-тайм прогеймером в WC3, эта игра уже стремительно умирала. Было очень сложно найти партнера для тренировок – играть на ладдере Battle.net было практически бессмысленно, так как едва ли кто-то мог оказать мне серьезное сопротивление. А возможности тренироваться с кем-то из другого региона тогда практически не было. 

Мои "тренировки" выглядели так: просто играешь WC3 "фо фан" в разных режимах и попутно спрашиваешь конкретных игроков, не хотели бы они поиграть кастомы. Но это утомляло соперников – иногда они говорил что-нибудь в духе "да ладно, мы же только что играли", или же "я сегодня больше не хочу играть", ну и так далее. У меня не было достаточно вариантов для тренировок, потому не было и определенного графика.

– Если бы ты мог создать свою собственную команду по WarCraft 3 под старый формат WC3L (четыре матча 1х1 и один или два матча 2х2), то кого бы ты взял? Предположим, что нет проблем с пингом, а игроки находятся на пике формы. Можешь, конечно же, включить в состав и себя. А можешь и не включать.

– Ну, если так ставить вопрос, то я просто возьму самых успешных игроков в WC3. Например:

1х1: орки – Lyn, эльфы – Moon, хуманы – Infi/Th, андеды – FoV.

2х2: без понятия. Честно – я даже не помню, какие пары считались лучшими 2х2 в былые времена.

WCG 2008 в Кельне

– Какое свое достижение ты считаешь самым ценным? Это просто самый большой турнирный выигрыш или, может быть, победа в каком-то определенном матче?

– Если говорить о результатах, то 3-е место на Blizzcon 2008 или 3-е место на WCG 2008.

Если говорить о выигранных деньгах, то тут будет какой-нибудь турнир в StarCraft 2. Если я правильно помню, то мой крупнейший выигрыш на одном турнире составляет где-то 5000-6000 $...

– Если бы ты мог начать жизнь заново, то стал бы ты прогеймером и стримером?

– В чем смысл жизни, если можно постоянно возвращаться назад и поступать по-другому? Вопрос сам по себе неправильный.

Вот если бы я знал, кто выиграет в предстоящей лотерее, точно знал бы комбинацию и выигрышный билет?

Или если бы я мог вложить деньги в нечто, что кажется несерьезным, но потенциально может прибавить миллион процентов в стоимости акций? Тогда я, конечно, не стал бы прогеймером/стримером. Я бы просто выиграл лотерею или вложил бы деньги, куда надо – и получил бы свой приз или свои дивиденды.

Я не хочу заново проживать свою жизнь. Жизнь обладает смыслом только тогда, когда в ней есть начало и конец. Я свой выбор сделал. Если бы я не был прогеймером/стримером, то был бы совсем другим человеком.


WarCraft 3 и Reforged

– Можешь рассказать про свои бинды и хоткеи?

– Я использую стандатные хоткеи, инвентарь назначен на numpad (либо же я использую предметы, кликая по ним мышкой).

Бинды юнитов: 1) армия и герои, 2) армия, 3) склеп (здесь, а также далее – аналогичные здания за другие расы), 4) бойня, 5) храм и костяной завод, 6) алтарь, 7-8-9) главное здание, 0) иногда на эту клавишу я вешаю кладбище.

– Почему ты стал играть за нежить?

– На самом деле, я без понятия. Когда я начал играть в WC3, то играл либо за эльфов, либо за рандом, и играл в основном командные игры (3х3 или 4х4).

В какой-то момент я решил научиться лучше играть соло – тогда я был примерно 10-20 уровня. И я выбрал нежить. Это все, что я помню.

– Ты всегда был одним из лучших ладдерных игроков мира, но на своем аккаунте ilovenecropolis ты сделал просто невероятную статистику. Как тебе это удалось?

Знаменитый аккаунт "ilovenecropolis"

– Не могу сказать, что сейчас сложно сделать хорошую статистику на Battle.net. Там почти нет хороших игроков. Единственное, что может помешать – это проблемы с пингом или интернет-соединением, а также стрим-снайперы и хакеры.

Думаю, из перечисленного я мало с чем имел дело. В остальном же мне, наверное, и раньше всегда удавалось каждый день показывать стабильно хорошую игру (в WC3).

– Всем известно твое сильное микро. Можешь дать нам какие-нибудь советы на предмет того, как улучшить микроконтроль? Как нам научиться контролить так же хорошо, как это делаешь ты?

– Никаких секретов, все стандартно – играете, выкладываетесь на максимум, становитесь лучше.

Но если шутки в сторону, то мне кажется, что невозможно тренировать только какой-то отдельный компонент "скилла". С течением времени должен расти ваш скилл в целом – микро, макро, понимание игры. Но даже я признаю, что иногда кому-то может быть просто не дано.

Я известен благодаря своему "сильному" микроконтролю, но не могу сказать, что мое "чувство игры" так же хорошо, как у некоторых из лучших игроков в WC3. То же самое и про макро (хотя в WC3 это и не заметно, так как в этой игре едва ли нужно макро). Я никогда никак отдельно не тренировал микро, оно просто становилось лучше со временем и постепенно пришло к тому, что есть сейчас.

Короче говоря: если вы что-то делаете (в игре, в жизни – не важно), то вы должны становиться в этом деле лучше. Если вы не становитесь лучше – может быть, пора попробовать себя в чем-то еще?

– Можешь поделиться мыслями по поводу текущего состояния баланса? Например, над какими матч-апами и расами нужно больше всего поработать?

– До того, как Blizzard в 2018 году начали выпускать патчи, баланс можно было описать так:

ORC > UD, ORC = ELF, ORC < HU
UD = HU, UD = ELF
HU ? ELF

Я не могу сильно судить о матч-апах без нежити, но лично мне матч-ап орк против андеда кажется самым несбалансированным матч-апом всех времен.

В игре было много проблем с балансом, которые вынудили Blizzard внести в игру изменения, которые мы увидели в нескольких последних патчах (2018 год).

Меня, как андеда, очень радуют конкретные изменения: нерф критического удара, иммунность подрывников к свитку скорости, бафф хитпоинтов у зиккуратов, снижение стоимости некрополя и проклятого рудника, увеличение занимаемого танками лимита.

В то же время, Blizzard поменяли ряд вещей, которые затронули многие матч-апы.

1. Стало сложнее играть матч-ап нежить против хумана, особенно если хуман решает играть в экспанд с большим количеством башен. Андеды потеряли вариант игры в масс дестроеров (нерфы самих дестров + у вертолетов сплэш теперь на тир-2), поэтому теперь либо нужно полностью вкладываться в пуш с катапультами, либо же пробовать играть с отставанием по экономике и самому ставить экспанд.

2. Матч нежить против эльфа стал совсем другим из-за баффов эльфийского тир-1 и оверпауэрного KotG. Поначалу мне казалось, что нерф вирмов и нерф тинкера сделают этот матч-ап гораздо сложнее, потому что эльфы и дальше будут играть свой старый стандарт (DH + Панда/Нага с медведями/дриадами). Но сейчас из-за KotG матч-ап стал совсем другим.

Эльф играет сверх-оборонительно и ставит ранний экспанд в прокси, который обычно никак не отменить (если только эльф сам не допустит ошибку и пропустит атаку андеда с большим количеством гулей). Далее эльф получает экономическое преимущество, а андед то тир-3, когда у него появляется диспел, не может толком ни принять бой, ни выйти с базы.

Поэтому игра, по большому счету, заканчивается тогда, как андед выходит на тир-3 – орба, несколько финдов и статуй (с гулями), 2 (а лучше 3) героя и алл-ин против экспанда. В противном случае эльф просто задавит андеда дешевыми воздушными (!) юнитами.

Если у андеда получается как-то пробить эльфа (эльф плохо сыграл на ранней ли средней стадии), то может сработать. К сожалению, лично мне кажется, что по большому счету здесь все зависит от того, насколько хорошо или плохо играет сам эльф. Если он хорошо отыгрывает в течение всей игры, то должен легко побеждать.

Также Алхимик сейчас слишком универсален. Панду сильно понерфили, поэтому Алхимик сейчас является супер хорошим вариантом. Связка Алхимик + KotG выглядит невероятно сильной, потому как работает следующим образом: кастуете корни, кидаете бомбу, включаете ярость и наносите ОГРОМНЫЙ урон юниту или герою, который стоит в корнях под действием бомбы. А харассить до появления у вас диспела практически невозможно.

Что меня радует, так это то, что "нерфы" андедов (вирмы и снижение показателя брони у сферы) не особо повлияли на этот матч-ап, потому что даже если бы вирмы остались без изменений, то строить их сейчас все равно нет смысла.

3. Нежить против орка – практически то же самое, за исключением того, что андеду играть стало попроще. Я больше не вижу очевидного абуза подрывников (зиккураты не умирают от одного взрыва, а подрывников нельзя ускорить свитком скорости), Блейдмастер стал немного слабее, андеду стало ставить легче экспанд.

Орк в этом матч-апе по-прежнему гораздо сильнее нежити. Виверны, 3 героя (хекс и стомп), размен базами с масс райдерами и масс башни с бетоном.

Хотя мне кажется, что этот матч-ап невозможно сбалансировать. Для этого потребуется полностью переделать андедов (!) и сделать так, чтобы они игрались похоже на то, как играются хуманы (масс кастеры, герои поддержки, атака через А) или ночные эльфы (по крайней мере, до патча – 3 героя, которые наносят урон, масс талоны, атака через А).

Нужно дать нежити возможность играть через масс кастеров с парой юнитов поддержки. Изменить героев таким образом, чтобы они могли драться сами по себе (а не просто кидать коил-нову для того, чтобы быстро нанести много урона). Но этого не будет, потому что для этого потребуется полная переработка расы.

В остальном же мы по-прежнему будем видеть тот же самый исход, что и раньше – если только орк сам не накосячит (потеря героев с зельями неуязвимости, потеря грантов при харассе андеда и так далее). Если орк сам не ошибется, то мы снова и снова будет видеть один и тот же исход для игрока за нежить:

1. DK умирает – игра окончена.

2. Лич с инвулом? Без проблем – стомп, хекс, фокус, игра окончена.

3. Армия, которая эффективно сражается, только если фокусить юнитов (финды) и которую уничтожить проще, чем прокачанными Личом и Криптлордом разбить хумановских рифлокастеров.

4. База и экономика, которые легко может заабузить орк (и нет, я не хочу, чтобы из игры убирали свиток скорости, иначе это будет концом матч-апа орк против хумана).

Я думаю, что какими бы ни были изменения, это все равно лучше, чем 10 лет играть на одном и том же балансе. Такую игру, как WarCraft 3, нельзя сбалансировать идеально – из-за присутствующего в игре рандома (урон, дропы предметов и так далее) в ней всегда будет имбаланс.

Я согласен с большинством в том, что последний баланс-патч очень плох. KotG-мета просто-напросто тупая (включая баффы эльфийского тир-1, бафф горных великанов), некоторые другие изменения тоже довольно тупые:

1. Нерф милиции на 5 секунд вместо 2 – зачем?

2. Бетон у орков на тир-2 – серьезно?

3. Манаберн у DH за 60 маны – почему не сделать так, чтобы DH сжигал 50/90/130 маны, а стоимость оставить 50?

4. И многое другое.

Настоящая неприятность это то, что самые очевидные проблемы долгое время не исправляют… Если их вообще собираются исправлять.

– Что ты думаешь по поводу того, что нежити приходится так серьезно полагаться на Рыцаря смерти? Тебе хотелось бы увидеть больше разнообразия в плане используемых героев?

Артас Рыцарь смерти

– Просто у расы такой дизайн. Андеду очень нужна аура, потому что она дает скорость (без ауры андеды медленные) и регенерацию (это единственный способ восстановления здоровья вне проклятой земли; ну и если не считать лечение, как таковое). Без койла никак. У нежити нет никакого лечения для отдельных юнитов, а юниты у андеда (за исключением гулей) довольно дорогие. Я уж не говорю про лечение или убийство героев.

Может быть, было бы и правда круто увидеть какое-то разнообразие, но без дешевых предметов для лечения (свиток регенерации, бальзам, лунные колодцы) это практически невозможно. Статуи это тир-2 юнит, и они лечат всю армию, а не отдельную цель.

Никто не запрещает вам играть вещи вроде экспанда через Дредлорда, застройки зиккуратами с Личом или варианты через героя из таверны. Но против сильных игроков такие стратегии в большинстве случаев просто не работают.

– Если бы у тебя была возможность создать дизайн героя для таверны, то что это был бы за герой? Какие у него были бы навыки?

– У меня не самое лучшее воображение. Прежде чем я смогу просто представить героя, мне нужно подумать о возможных последствиях его добавления в игру. Ну, например, если бы я предложил хилера или героя поддержки, который был бы сверхполезен для андеда (представьте – SH для андеда, вау!) – то как бы его введение в игру сказалось на других матч-апах? Оставлю эти размышления разработчикам.

– Чего ты больше всего ожидаешь от Reforeged?

– Всего 3 вещи

1. Новый улучшенный Battle.net.

2. Приток в игру новых игроков.

3. Спонсирование Blizzard (!) своих собственных турниров по этой игре.

– Твои любимые герой и юнит?

– Герой – наверное, Панда. Во всяком случае, так было до нерфов.

Юнит – должно быть, дестроер. Хотя дестроера тоже понерфили и он уже не такой крутой.

– Ты много играешь на Battle.net и NetEase. В чем заключаются наиболее заметные различия между стилями игры в двух регионах?

– Я почти не играю на NetEase. Редко, только когда на это есть заказ. На NetEase больше игроков, чем на Battle.net, но по большей части игроки там гораздо хуже. Впрочем, в топ-50 соперники уже становятся гораздо сильнее, если сравнивать с Battle.net. Так что да, топ ладдера на NetEase силен, а на Battle.net – слаб.

Стили игры… Китай это единственное место, где в киберспортивном WC3 есть какая-то жизнь (оффлайн-турниры, спонсоры). Все, что играют на Battle.net, приходит из Китая (с сервера NetEase).

За исключением этого, я не знаю никаких различий. Более слабый регион (Battle.net) просто копирует более сильный (NetEase).

– На одном из последних турниров, где игры игрались только на Echo Isles, хорошо проявила себя стратегия в быстрый экспанд с Дредлордом. Особенно эффективно ее использовал Люцифер. Почему, на твой взгляд, эта стратегия так хорошо работает на этой карте и хуже работает на других?

Дредлорд в Reforged

Прежде, чем я отвечу, хочу уточнить, что я не смотрю турниры, поэтому не могу дать точный комментарий. 

Разумеется, сейчас играть эту стратегию стало проще (Дредлорд в целом получил мощные баффы, а нежити стало дешевле ставить экспанд). Острова эхо это хорошая карта для быстро экспанда – здесь легко крипиться, экспанд недалеко от базы, его удобно защищать. Данная стратегия может работать и на других картах.

Лично мне опенинг через Дредлорда не кажется сильным. Ко всему есть контра, и пусть эта стратегия может сработать, но будет ли она работать так же хорошо, как и стандарт?

– Madfrog на своем стриме играет в своем старом стиле через гулей и горгулий. Как думаешь, этот стиль можно чаще использовать на самых высоких уровнях игры?

– Мне так не кажется. Время меты в гулей и гарг давно ушло. Историей доказано, что в общем и целом любая стратегия, основанная на финдах, будет сильнее. Дело не в том, что гули и гарги это сами по себе слабые юниты, но это все равно, что спрашивать, почему хуманы не играют рифлокастеров в каждом матч-апе.

Это не играется не потому, что это не работает (поверьте мне – работает!), а потому, что есть стратегии лучше (масс кастеры против орка, тир-3 против андеда и так далее). 

– Что ты думаешь по поводу стратегии с Нагой и сферами огня, которую против нежити пробовали Infi и HawK?

– Поначалу выглядит интересно, но на деле все оказывается не так уж хорошо. Это хороший вариант, но мне кажется, что любая стандартная стратегия (тир-3 или же рифлокастеры) гораздо лучше.

Я думаю, что игроки за хуманов не понимают, что если они не будут впустую тратить деньги на сферы, а будут вовремя строить армию, то побеждать им станет гораздо легче.

– Паладин с аурой, Бладмаг и рифлы с апгрейдами – эта стратегия, которую на своем стриме играл HawK, эффективна против андедов на топовом уровне?

– Что значит "эффективна"? Можно ли ею выигрывать? Да, как и любой другой стратегией. Можно ли ею выигрывать постоянно? Нет. Если бы я был неправ, то мы бы постоянно видели эту стратегию, разве не так?

– Happy, HawK, Foggy и Cash играют FFA. Кто выиграет?

– Зависит от условий (карта, респауны, расы, рандомные или стандартные герои). Впрочем, FFA это рандом, поэтому тут нельзя знать наверняка.


Фановые вопросы.

– Твой любимый алкогольный и безалкогольный напитки?

– Я почти не пью алкоголь, но пусть будет виски.

Безалкогольный напиток – чай со льдом. 

– Твоя любимая несерьезная стратегия в WC3?

– Любая несложная стратегия, где в основном используется один юнит. Выбирайте:

1. Масс кодо.

2. Масс берсеркеры.

3. Масс гули.

4. Масс присты.

– Ты в последнее время играл в какие-нибудь игры помимо WarCraft 3?

– Я очень занят со стримами WC3 – настолько, что у меня либо нет времени, либо нет никакого желания играть во что-то вне стрима. Обычно я каждый месяц делаю несколько не варкрафтерских стримов (если есть заказ).

Последнее, что я играл не на стрим – это Overwatch. Может быть, какие-то синглплеерные игры. Сейчас уже даже и не вспомню, давно это было.

– Твой любимый эмотикон на твиче?

– Нет такого. Я никогда не любил чатиться или спамить эмотиконы. 

– Кока-кола или пепси?

– По какой-то причине кока-кола нравится мне больше, чем пепси. Но колу я все равно пью примерно раз в год – так, для разнообразия. Она мне не нравится.

– Пицца или гамбургеры?

– Зависит от того, насколько хороши или плохи эти пицца и гамбургеры. Я не люблю фастфуд (да, пиццу я тоже считаю фастфудом), так что если нет никакой здоровой пищи, то сойдет и то, и что.

Жаркая или холодная погода?

– Холодная. Вопрос в том, насколько холодная.

Лично мне нравится, когда температура не выше +10-15С. Но, в то же время, все, что ниже 0 – тоже не здорово.

– В России тебя называют Императором. Расскажи нам, что бы ты сделал, если бы был императором мира? Как бы выглядело правление Императора Хэппи?

Император Happy

- Я бы не стал править. Я бы тихо покинул трон и бежал бы куда-то, где никто меня не найдет (желательно, чтобы там можно было жить) и спокойно там бы себе жил. Править миром это занятие сложное и нервное – это не то, чего я хочу от своей жизни.


Заключение от автора:

Мне кажется, что это по-своему интересное интервью. Как вы видите, Happy прагматичный человек, который сосредоточен на своем собственном наборе приоритетов. Его взгляд на жизнь и на игру резко контрастирует с тем, как мы видим обычного геймера, который играет в основном просто из-за любви к игре. Для Happy на первый план выходит обеспечение его собственной жизни. Это не значит, что стримы не приносят ему удовольствия, но относится он к ним так же, как относился бы к любой другой работе.