Каждый год гонка World First сильнейших гильдий в World of Warcraft приковывает все больше внимания комьюнити, а конкуренция становится куда более серьезной, чем в первых аддонах. Рассказать обо всех сложностях и нюансах этого киберспортивного события к нам пришел Alveona, основатель и рейд-лидер сильнейшей гильдии на просторах СНГ – Экзорсус.
– Приветствуем тебя на GoodGame, расскажи немного нашим читателям о себе и о том, чем ты занимаешься.
– Привет! Меня зовут Александр, в онлайн-среде я более известен как Alveona, и на протяжении последних ~10 лет я развиваю сообщество Экзорсус, которое изначально было просто гильдией в World of Warcraft, а сейчас уже превратилось в полноценную организацию.
Главные звезды и виновники успеха Экзорсус на просторах варкрафта.
– В последней гонке World First ваша гильдия заняли 8-ое место, поздравляем тебя и всю гильдию! Но стоит отметить, что в вашей славной истории были куда более сильные результаты, в том числе и первое убийство Гул'дана в дополнении Legion. В первом рейде БФА вы взяли топ 3, а дальше ваши результаты пошли на спад. Учитывая ваши сильные позиции в прошлых дополнениях, где вы стабильно находились в тройке призеров, с чем связана эта печальная тенденция?
– Вопрос достаточно многогранный, поэтому постараюсь описать основной спектр причин, почему произошли данные метаморфозы. Из важного я бы выделил то, что BFA, как, думаю, многим известно из различных СМИ, вышло крайне специфическим дополнением, и интерес к игре у многих основных игроков прилично поубавился, а часть игроков перестала рейдить вообще. Кроме того, крайне сильно изменилась и “мета” рейдинга. Ранее гонка проходила под некоей “завесой”, так как лучшие гильдии не стримили, а лишь выкладывали видео после определенного количества убийств этих боссов различными гильдиями.
Начиная с BFA это изменилось, в связи с чем крутые стратегии и неординарные решения потеряли свою значимость, ведь теперь их использование не могло создать гандикап, а наша гильдия всегда этим выделялась. После первого рейда мы поняли, что для дальнейшего развития нам критично перестраиваться и присоединяться к стримингу, дабы развивать нашу “медийку”, что тоже сказалось на наших результатах, но являлось осознанным решением.
– Многие лидирующие гильдии начали более серьезно подходить к этой гонке: американская гильдия Limit объединилась с киберспортивной организацией complexity, и впоследствии оказалось, что это было правильным решением, учитывая их долгожданную победу в нынешней гонке. Да и Method уже давно переросли планку гильдии в WoW и сами являются киберспортивной организацией со спонсорской поддержкой и буткемпами. Совсем недавно и у вас появился хороший спонсор, ведется ли еще работа в этом направлении для усиления ваших позиций?
– Да, это один из главных приоритетов на текущий момент. За BFA мы прошли путь от достаточно скромных результатов по стримам до 9 тысяч одновременных просмотров, что уже сравнимо с аудиторией крупного эвента по другим киберспортивным дисциплинам. В последней гонке мы даже организовали собственную трансляцию с полноценными комментаторами, которые работали по 16 часов в день и проводили розыгрыши призов. Сейчас ведем переговоры с рядом спонсоров и одной организацией, полагаю, к Shadowlands все это позволит нам выйти на новый уровень. Происходит активное развитие нашего нового YouTube-канала, а также привлекается все больше инфлюенсеров в наше сообщество.
– complexity Limit в этой гонке показали всему миру интересную стратегию: их рейд-лидер Maximum стал 21-м участником рейда, смотрел и координировал весь рейд, не будучи участником игрового процесса. Как ты считаешь, этот новый подход к рейдингу может стать тенденцией для сильнейших гильдий в будущем?
– Это абсолютно точно повлияет на гонку. Вообще, любое нововведение, которое успешно себя показывает у любой гильдии, пусть даже в краткосрочной перспективе, мгновенно изменяет “мету”. В свое время мы, благодаря нашему офицеру Ykiigor, который является создателем ряда аддонов (таких как Exorsus Raid Tools и Legion ToDo), которыми пользуется весь мир, вывели использование викаур и аддонов на новый уровень. С тех пор каждая топ гильдия имеет человека, который в ней отвечает за подготовку специальных аддонов и викаур для гонки. Главный вопрос в другом – все больше необходимых “инструментов” для гонки подразумевают помощь людей, которые не принимают участие в самом рейде. Понятно, что данных людей нужно мотивировать, в том числе финансово. Поэтому будущее, очевидно, за теми, кто сможет найти должное финансирование и давать достойный ответ в данной “гонке вооружений“.
– Какое впечатление у тебя вызвал нынешний рейд? Какие боссы произвели наибольшее впечатление, а какие огорчили? Многие игроки высказывают мнение, что работа дизайнеров рейда с каждым аддоном становится все слабее, а боссы становятся более однотипными.
– Это, пожалуй, самый интересный рейд из тех, что были в BFA (больше мне понравился только Уу'нат, но он был в “филлер” рейде и не являлся полноценным тиром). С точки зрения возрастания сложности боссы были хорошо затюнены и требовали определенного количества попыток. Поэтому не было ситуации как в некоторых контентах, когда все боссы кроме последнего умирают за 1–2 дня и весь “экшн” происходит на последнем боссе, что немного утомительно. Из боссов, думаю, запомнится Инквизитор Занеш, благодаря уникальной аркадной механике (требуется закатить шар из одного портала в другой с помощью игроков, минуя обелиски, которые этому мешают), а из огорчивших – Дест’агат, так как он оказался крайне скучным боссом, на которого требуется просто проходной дпс.
Если же говорить о дизайне рейдов, тут я вынужден не согласиться. Рейды стабильно выходят неплохими, как визуально, так и по механикам. Понятно, что каждый следующий раз придумать что–то новое сложно, но разработчики справляются с этим. Единственное, чего не хватает, это прикольных “секретных фаз”, как в свое время на Моргоке и Гул'дане. В сравнении с ними секретная фаза Н'зота выглядела достаточно блекло.
– В чем заключалась главная трудность финального босса Н'зота? Лидирующие гильдии убили 11 боссов еще на первой неделе, а вот финальный оказался крепким орешком, и почему, на твой взгляд, гильдии complexity Limit удалось вырвать долгожданный WF у гильдии Method?
– Возможно, я удивлю многих людей, но основной сложностью последних боссов почти всегда является именно тюнинг, нежели механики. Топовые гильдии уже вышли на такой уровень, что невозможно придумать механики, которые бы были одновременно сложными, но реальными, и при этом требовали бы огромного количества попыток для реализации (хотя исключения случаются). Поэтому разработчики “закручивают гайки” тем, что делают проходной DPS и HPS крайне высоким, что требует превосходной степени “мышечной памяти” на энкаунтере, дабы победить его.
О победе Limit я бы сказал, что было огромное количество факторов, почему это произошло. Начать стоит с того, что в этом дополнении они уже несколько раз были максимально близки к World First, но оступались в самом конце. В этот же раз они просто сыграли настолько с запасом, что Method ни разу за гонку даже не приблизились к ним, а это дало Limit необходимый комфорт. Также контракт с организацией Complexity позволил проводить освоение на новом уровне, ведь они все находились на буткемпе, что явно повышает “боевой дух”. Ну и очень важным моментом был тот факт, что Limit фактически поддерживались всем американским регионом (стоит напомнить, что ни одна американская гильдия не побеждала уже много лет), из-за чего они потратили на BoE предметы более 250 миллионов золота (которые они одолжили у других игроков), а их роль в данной гонке, благодаря системе оскверненных предметов, была действительно огромна.
Одни из главных звезд гильдии: nurseos и shtyr.
– Участие гильдии в такой гонке требует не только серьезных временных затрат всех участников, но и финансов внутри игры для покупки разных расходников и пререйдовых вещей (boe). Сколько примерно золота потратила ваша гильдия на освоение?
– Честно говоря, мы не проводили точных подсчетов, но я полагаю, что суммарно было потрачено примерно 30–40 миллионов золота. Это крайне серьезная сумма, но, конечно, в разы меньше, чем у других топ-гильдий.
– Как часто особенности боссов или слабость тех или иных классов вынуждали вас сменить рейдовый сетап?
– Изначально при подготовке к гонке мы понимали, что маги показывают себя крайне эффективно, однако до последнего момента были убеждены, что их понерфят, и в таком случае их эффективность будет наравне с другими классами. Именно поэтому мы имели в основном составе всего лишь одного мага, однако на всякий случай готовили около четырех альтернативных персонажей магов. В результате, на Н’зоте у нас использовались целых пять магов. Это было неприятно, так как нам пришлось фактически бросать других персонажей у этих рейдеров и срочно одевать этих магов, что сказалось на скорости прогресса. Иных подобных случаев за данное освоение припомнить не могу.
– Участие в подобных соревнованиях создает сильное эмоциональное напряжение, когда целому рейду нужно стать единым целым и выполнять филигранные тактические схемы для победы, что приводит к знаменитым эмоциональным всплескам после победы над сложными противниками. Какие интересные или смешные случаи случались у вас во время рейда?
– За время освоения происходит много забавных моментов внутри коллектива, все и не упомнить. Часть из них связана с ошибками на боссах, часть – с коммуникацией внутри рейда. Но, пожалуй, всегда крайне завораживает наблюдать за реакцией рейдеров на убийство боссов.
– С чем, по-твоему, связана доминация гильдии Exorsus на протяжении стольких лет на просторах СНГ? Одна лишь гильдия Банхаммер пытается наступать вам на пятки.
– Такое можно проследить в каждом регионе. Почти везде есть “регионообразующая” гильдия, которая “впитывает” в себя все лучшие кадры. На самом деле, в этом плане в СНГ-регионе есть проблема. Мы уже достаточно давно испытываем “кадровый голод”, но, надеюсь, тот факт, что сейчас у нас появляется все больше спонсоров, скажется положительно на этой ситуации. Но и появление новых сильных гильдий в СНГ играло бы нам на руку, ведь качественная конкуренция лишь повышает уровень игроков и гильдий, доказано повсеместно.
– Спасибо, что уделил нам время и поделился секретами и тонкостями серьезного рейдинга, к сожалению, время прощаться. И напоследок – пожелания, приветы.
– Всегда пожалуйста, спасибо за интересные вопросы, надеюсь, будет чем порадовать и в новом дополнении. Хочу обратить внимание, что в скором времени стартует альфа-тестирование нового дополнения Shadowlands, которое обещает быть крайне интересным и исправить большинство ошибок BFA. Многие из наших стримеров получат доступ к альфе и будут демонстрировать геймплей и отвечать на ваши вопросы, поэтому милости просим! Ну и, конечно же, огромное спасибо всем тем, кто болеет и поддерживает нас, а также нашему чудесному спонсору HyperX , благодаря которому мы можем радовать Вас таким количеством разного контента!
Exorsus в социальных сетях: