Kas: "Возраст означает, что ты уже не можешь тренироваться так, как раньше"

Новым гостем рубрики "Профессия геймер" от TMCast стал небезызвестный игрок за терранов и за хуманов Михаил "Kas" Гайда. Разговор шел о Starcraft 2 и Warcraft 3, о профессиональных командах, о буткемпе в Корее, о возрасте и о том, что делать после того, как (и если) кончается карьера прогеймера.

– У нас сложилась традиция начинать интервью с вопроса про никнейм. Как появился никнейм Кас? И что он означает?

– Тут очень простая история. Я был маленьким (лет 10), мы играли в контр-страйк. Я был самым маленьким в нашей компании. У ребят постарше уже были какие-то прозвища, и только у меня не было. Мы все чаще собирались и всех все больше не устраивало то, что я подписываюсь просто "Миша". Сказали, что нужно придумать мне кличку, и кто-то один крикнул, что "будешь косматый". Я один не понимал, что это слово означает, но сказал "хорошо, буду". Ведь как я могу противоречить старшим? Вот так и повелось. Кто-то один крикнул – и ты уже двадцать лет как "косматый".

Ну а дальше он сократился, и получился "Kas". Я думаю, так даже лучше.

– Ты начал карьеру в далеком 2007-м году с варкрафта. Ты помнишь тот момент, когда было принято решение сделать свое увлечение профессией?

– Не думаю, что был такой момент. Я просто играл, потому что это мне нравилось и у меня это получалось. Я не очень хотел заниматься киберспортом, тогда такого (понятия) еще даже и не было. Я не очень любил игры и был очень серьезен в плане учебы. Не было даже мысли, чтобы отвлекаться. Я поступил в государственный институт, все только-только налаживалось.

Но вот мой младший брат (он на полтора года младше) игры очень любил, и он как-то всегда меня зазывал. А мы с ним очень дружные были, и получалось так, что он идет – и я с ним иду. При этом, даже меньше тренируясь, я всегда лучше выступал на каких-то наших мелких LANах. Я, просто потренировавшись дома с компьютером, довольно-таки неплохо выступал, со временем даже начал брать вторые-первые места.

И как-то потихоньку это все меня захомутало. Просто потому, что получалось. Не потому, что я сильно хотел или был замотивирован. Наверное, у меня есть какие-то черты характера или какое-то понимание того, что в этой игре нужно делать. Благодаря этому получалось показывать результаты. Ну а дальше мне это уже начало нравиться, я полюбил это и не мог без этого.

Потом уже появился интернет дома, появились баттлнет и ладдер. И дороги назад, по-моему, уже не было.

– Как наркотик, да?

– Да. Ну, не сказать, что у меня не было выбора, что я бросил учебу и меня полностью поглотила игра. Я как-то доучивался, но уже начал зарабатывать деньги на варкрафте. Тогда как раз было много международных турниров, только зарождался стриминг, было очень много интереса, в том числе и с моей стороны. Поэтому меня до сих пор не отпустило.

Kas и Sonik

– А почему именно третий варкрафт? Чем он тебя зацепил?

– Я любил стратегии. Шутеры вот не очень любил. В детстве мы с друзьями собирались поиграть в контр-страйк, но меня как-то это не очень интересовало. Мне больше нравилось посидеть-подумать, а не стрелять и на реакции что-то исполнять.

Я всегда очень любил Civilization III, Warcraft… Что-то, где есть какая-то головоломка. Мне с самого детства нравились паззлы, всякие истории с обдумыванием каждого шага. А варкрафт в своем жанре, наверное, лидер. Было бы что-то другое – я бы, возможно, и что-то другое опробовал бы. А варкрафт прям сильно понравился, и тут у меня не было выбора. Что есть такое, что лучше, чем варкрафт, в жанре стратегий?

– Ну, это спорно.

– На то время альтернативы как таковой не было.

– Brood War?

– Brood War да, был. В него я тоже поиграл. Но мы не играли 1х1, а только FFA. 30 минут сидим, развиваемся, а потом начинаем меситься. У меня там, кстати, тоже очень хорошо получалось, потому что я быстро понял, что все играют очень пассивно, и начал быстро базы занимать, хамиться. Мог двух-трех соперников вынести, даже если они были в команде – просто потому, что быстрее развивался.

Не знаю, почему именно варкрафт. Наверное, потому, что больше друзей играло в варкрафт. Еще было больше сторонников такой графики – мне было лет 16–17, и варкрафт был более "глянцевым".

Плюс кампания. В Starcraft 2 я прошел кампанию Wings of Liberty; HotS и LotV уже не проходил. Но вот в варкрафте кампания… Думаю, что если даже сейчас кто-то ее запустит, то будет в восторге! Она очень крутая, очень продуманная; в ней очень крутые и сюжет, и графика, и сценарий.

– А когда Blizzard сделали анонс Reforged, то ты думал вернуться в третий варкрафт?

– Да, подумывал. Но тут дело в том, что SC2 хорошо держится в киберспорте, тогда как WC3 уже прошел эту стадию. Он уже как бы умер, а тут его пытаются возродить, но нет анонсов будущих турниров, нет информации про какие-то будущие шаги. И ты как будто отказываешься от работы, меняя ее непонятно на что; на какое-то подвешенное состояние. А в таком состоянии ты и играть нормально не можешь, и тренироваться.

Поиграть пару игр – да, поиграл. Мне понравилось, все здорово. Вижу, что есть много новых игроков, которым не нравится эта новая графика. Если бы они просто баланс подправили, какие-то карты, что-то поменяли в игре – это освежило бы игру лучше, чем эта новая графика, которая только запутала игроков и сделала игру некомфортной.

Мысли прямо вот переключиться на WC3 не было. Я понимал, что попробую поиграть, получу от этого какое-то удовольствие, но чтобы прямо переходить обратно в варкрафт? Даже не думал об этом.

– За свою карьеру в варкрафте ты побывал во многих профессиональных организациях. Это SJ Gaming, Pokeroff, Team Empire. В этих организациях также были такие игроки, как Please, SDmK, Cash, HawK и многие другие. Ты поддерживаешь с ними контакт?

– Да-а-а, интересные были ребята. Я со многими где-то год назад пообщался, но мы так – перекидываемся словами. Если нет каких-то общих интересов, то ты не знаешь, о чем разговаривать. Соответственно, ответ – к сожалению, нет.

У меня с ними связано очень много историй, и я понимаю, что если бы мы встретились, то мы бы нормально пообщались и дальше могли бы о чем-то дискутировать. Но в данный момент я в старкрафте, они – в варкрафте; мы в интернете, а не в одном городе, и нигде не пересечемся.

– А ты еще следишь за профессиональным варкрафтом?

- Да. Я подписан на многих варкрафтеров в твиттере, на ютубе у меня есть подписка на Wolverine’а и на Sonik’а. Я вижу, что они ежедневно стримят, и мне иногда даже интересно посмотреть записи. Знаю, что сейчас идет DreamHack, и слежу за результатами. Мне интересно посмотреть сами игры. Конечно, с перемоткой, но тем не менее. Слежу за Голдом, за международными состязаниями, за игрой Foggy.

Вот как раз где-то год назад мы с Foggy пересекались. Там был такой семинар в Киеве для стримеров, и нас с ним туда пригласили. Мы сидели с ним за одним столиком, долго общались.

– А какова была твоя реакция на то, что WGL впервые выиграл игрок не из Азии?

– Happy – он гений в варкрафте, тут вопросов даже быть не может. Я не то, чтобы удивился. Стоит понимать, что азиатский варкрафт не сказать, что хуже, чем был раньше, но просто азиаты как будто перестали как-то мотивированно прогрессировать, тогда как европейцы сильно прибавили и стали с ними на один уровень.

Раньше был очень большой разрыв из-за того, что у азиатов была огромная мотивация, они тренировались сутками, их было прямо не догнать. А сейчас видно, что они поигрывают, но уже не играют так, как раньше, и не прикладывают столько же усилий. И такие игроки, как Happy – они-то играют очень много. Плюс, у него огромный талант в плане микроконтроля и понимания самой игры. Мне кажется, что варкрафт ему просто идеально подходит.

В общем, я немного удивился, но нет такого, чтобы я сказал "вау, не может быть, я не верю". Скорее, просто порадовался за Диму.

Happy, WGL Summer 2019 года

– Вы с Happy вместе играли в SC2 за Team Empire. Вы помогали друг другу, как игроки?

– Смотря что называть "помогали". Он немного (замкнутый), сам в себе, не допускает никого в свой круг общения – ему так комфортно. Поэтому если ему что-то было нужно, то я помогал. Если мне что-то было нужно, то я тоже его спрошу – он подскажет или чем-то поделится. Он очень адекватный человек, очень хладнокровный. Его просто нужно воспринимать таким, какой он есть. Я не скажу, что мне в нем что-то не нравилось, или что я могу рассказать о каких-то плохих его чертах. Но он не из тех, кто очень общительный и старается искать это общение. Так что не было такого, что он с каким-то вдохновением шел на контакт, хотел нон-стоп что-то обсуждать. Он больше любил такое одиночное путешествие, где он сам ко всему приходит путем постоянных тренировок. Он не искал помощи у других.

Поэтому, наверное, у нас было очень мало таких моментов, где мы помогали друг другу. Скорее, я помогал сам себе, и он помогал сам себе. Если какие-то очень уникальные моменты были, то или он поделится реплейкой или что-то подскажет, или наоборот. В большей степени все сводилось к общению в командном чате, где мы что-то обсуждали, но более плодотворно мы, конечно же, не работали. Немного не тот темперамент.

– У тебя были сомнения насчет перехода из WC3 в SC2?

– Это была болезненная тема, я не хотел переходить. Еще полгода после того, как я начал играть в старкрафт, я скучал по варкрафту и говорил, что это лучшая игра; что варкрафт это жизнь и что старкрафт это не то. Хотя у меня хорошо получалось в старкрафте, я уже выигрывал турниры и был одним из лучших в СНГ. А все говорил: "Варкрафт, почему же ты умер?" Я очень долго не мог все это переварить.

И мне до сих пор кажется, что в варкрафт играть у меня получалось лучше. Эта игра мне ближе, чем старкрафт. Мне было очень сложно перестроиться. Я очень поздно начал играть в варкрафт – уже тогда, когда его золотое время прошло. И буквально за год-полтора я стал более-менее топовым игроком. Я даже еще пробовал на последние большие турниры пробиваться, чуть ли не за квоту на WCG боролся. Уверен, что еще бы полгодика или годик – и я бы очень неплохо выступал в WC3.

Но все решило то, что абсолютно все друзья перешли в старкрафт. То есть уже даже не было людей, которые просто тренируются. Помню, как умер ладдер и я был одним из последних, кто сидел на Garena. Еще одним из таких игроков был Grubby. Ему тоже было не с кем играть, и последние недели три (перед бетой старкрафта) мы с ним играли кастомы. Просто потому, что не с кем было практиковаться –   абсолютно все поуходили.

В старкрафт пришел после трех недель беты. До последнего сидел в Garena – искал, с кем потренироваться. На ладдере было просто огромное количество хакеров и дропхакеров, а близзардам было совершенно безразлично, что там происходит. Были ребята, которые (с дропхаком) набивали себе первое место с 400:0, а Blizzard было без разницы. Я уже уставал, не было сил все это переваривать: одну игру играешь нормально, потом тебя два раза дропают. И ты уже катишься вниз, хотя ни одной игры не проиграл. Это убивало дух игры и мотивацию, и ты понимал, что это уже конец.

Так что я пошел в СК2, стал пробовать. Начинал за протоссов, первые пару месяцев играл этой расой. Первые 500 игр. Точно помню это число, потому что после 500 игр решил попробовать что-то другое. Мне не нравилось, как эта раса выглядит, как она работает. Изначально я взял именно эту расу потому, что тогда играл такой игрок, как WhiteRa. Он был флагманом СНГ-старкрафта, много стримил. А когда смотришь его игру, то, конечно же, ты хочешь играть, как твой кумир.

Но я быстро понял, что протоссы – это не мое. Понял, что не получаю удовольствия, играя за протоссов. Поиграл недельку рандомом и понял, что мне больше нравится играть за терранов; мне больше в кайф именно их игровая механика. Я же не знал, что будет дальше и что для того, чтобы хорошо играть терраном, нужно будет очень многое делать. Тогда уровень был пониже – позволялось много ошибаться и все равно побеждать.

Kas, DIMAGA, Strelok

– Тем более ты и в третьем варкрафте за хуманов играл.

– Угу. Это мне дало очень хорошую легенду. Меня как спрашивают, какой расой я раньше играл, я говорю, что везде играл хуманами, мне очень нравятся люди, я везде людьми играю. Хотя на самом деле просто все перепробовал и в итоге к этому пришел, просто такое совпадение.

Понятное дело, что любой, кто находится на про-уровне, уже перепробовал абсолютно все. Я думаю, что у меня очень много игр как за зергов, так и за протоссов – во всех аддонах и во всех патчах. Это потому, что ты должен знать врага "в лицо" и должен понимать игровую механику других рас. Понятное дело, что это поможет тебе в игре за твою основную расу.

– Как ты справлялся с конкуренцией на начальном этапе СК2?

– Как только я перешел в старкрафт, я стал топовым игроком. У меня не было периода, где я с чего-то начинаю и к чему-то прихожу. Я начал играть и в первую же неделю у меня были победы даже над WhiteRa и DIMAGA. Я мог им две игры, допустим, проиграть, но одну выиграть. И как-то получалось держать этот уровень.

Наверное, если сейчас посмотреть на тот уровень скилла, что был тогда, становится смешно, потому что сейчас все игроки играют лучше, чем мы в то время. Но для той поры у меня уже был хороший топовый уровень.

Соответственно, моего понимания в то время хватало, чтобы очень быстро пройти начальный уровень и начать играть наравне с хорошими игроками. И с конкуренцией проблем не было, потому что как-то мотивировало осознание того, что ты один из лучших и тебе просто нужно больше тренироваться для того, чтобы стать самым лучшим.

Я очень просто относился к тому, что я проигрываю, и к тому, что кто-то лучше меня. То есть я понимал, что мне нужно просто больше тренироваться, больше за собой следить.

Игра в то время давалась мне очень легко. Помню, что не было таких моментов, чтобы я как-то злился после какой-нибудь серии поражений; не было таких моментов, чтобы я хотел бросить игру. Все было как-то очень энергично и очень просто.

– Ты один из самых опытных игроков в СК2, фраза "пока ты спишь – Кас тренируется" стала крылатой. Поэтому особенно уместно будет задать следующий вопрос тебе. Насколько, по твоему мнению, успех игрока зависит от упорства, и насколько – от таланта?

– Это все очень много обсуждалось в Wings of Liberty. Тогда все говорили, что "99% – это труд, только 1% – это талант, вон – посмотрите на Каса". Но мне почему-то кажется, что здесь играют свою роль черты характера, гены (то есть руки), но ты никак не можешь это проявить и рассказать, здесь очень много непонятного тебе. Есть вещи, которые я до сих пор не понимаю. Кто-то быстрее приходит к определенным вещам, а кто-то позже.

Например, были люди, которые приходили в старкрафт и за неделю набирали такой уровень, что ты думал: "Ничего себе! А что с ним будет через год?". А проходит год – и он на том же уровне, хотя играет нон-стоп. То есть он пришел к этому уровню и застрял на нем. А есть люди, которые начинали намного хуже, но за год немного переросли его.

Поэтому, наверное, нельзя сказать, что любому игроку нужно просто очень много играть. У каждого свой подход, свои черты характера. Кто-то очень амбициозен, кто-то хочет сразу лучшие стратегии использовать, кто-то начинает разбираться, глубже во все вникать.

Поэтому я не знаю, что сказать. Наверное, конкретного ответа на этот вопрос нет.

– Почему ты отверг предложение от NAVI?

– Понимаешь, в те времена мы все были очень дружны. Все было банально просто. Допустим, есть какой-то большой турнир, и туда отправляют всех игроков и менеджеров. Empire, NAVI, другие коллективы. И понятное дело, что вы там сидите эти три дня, пока идет турнир, и вы уже дружны; вы много общаетесь, это ваш не первый ЛАН, а после десятого и двадцатого ЛАНа вы уже хорошие друзья. И когда ты ездишь на эти турниры, общаешься с ZeroGravity и другими участниками, то ты уже даже спрашиваешь такие вещи, которые игрок не должен спрашивать у менеджера другой команды (или наоборот).

Все было как-то очень легко и позитивно. По крайней мере, мне так тогда казалось. И понятно, что когда ты показываешь хорошие результаты, то другие тобою интересуются. А ты просто смотришь, какие условия тебе предлагают. У меня на тот момент были очень хорошие условия в Empire, поэтому я никуда не переходил – ни в NAVI, ни в другие коллективы. Даже если мне предлагали чуть больше денег, то мне уже вполне хватало того, что у меня было. Я думал: "Что будет, если я сейчас начну все менять, хотя меня все устраивает и я могу на этих условиях даже прогрессировать?" А предлагали банально немного больше денег, от которых ты просто отказывался из-за того, что ты уже сдружился с этим коллективом. Плюс, у тебя есть определенные обязательства – тогда уже были контракты.

Сейчас к этому уже проще относятся, но раньше все было очень серьезно. Подписывались контракты на год, два, три… У меня до сих пор есть первый контракт с Empire, который на 20 страниц текста и в котором все расписано. Конечно же, я ничего не перечитывал, а просто в конце поставил галочку.

– Опасно так делать.

– Во-первых, я тогда работал со StrangeR’ом – очень классным человеком и, по-моему, лучшим менеджером в СНГ на то время. Он, по-моему, до сих пор работает с Empire. Мы с ним вместе работали еще в варкрафте, потом вместе перешли в старкрафт. То есть там просто были люди, которым ты доверяешь больше, чем себе. Мне сильно повезло в этом плане: я шел за людьми, которым доверял и которые создавали мне такую зону комфорта, где мне больше ничего не нужно было. Поэтому, наверное, и не получилось с Нави – у меня все было хорошо, и мне не нужно было лучше.

Stranger

Плюс, перейти из одного коллектива в другой значит поменять тиммейтов, вживаться в новую обстановку. Тогда ведь было много командных лиг, кланваров. И когда ты играешь против NAVI, то ты воспринимаешь их, как врага – это команда не твоя. И переходить в стан врага, когда у тебя и так все хорошо… Нужен был более серьезный стимул, чем просто желание или больше денег. Должны были быть какие-то прецеденты, ссоры или интриги, чтобы вот так вот перейти.

– Касательно кланваров. Почему STARCOM не играет клановые лиги?

– Во-первых, у нас немного другие цели. Во-вторых, мы играли в прошлых сезонах. Другой момент – это то, что хороших клановых лиг сейчас нет. А те, которые есть – мы всегда рассматриваем возможность поучаствовать на них. Нельзя сказать, что команда не хочет и никогда не будет в этом участвовать.

Сейчас старкрафт перешел на такой более индивидуальный уровень. Командные игры и командные лиги уже не котируются. Даже War Chest Team League выглядит не как командная лига, а как какое-то шоу-событие, где сделали миксы из комментаторов и хороших игроков.

А так, мы в прошлом году играли на тимлиге от Wardi, еще на какой-то. Сейчас просто нет хороших командных лиг. Если бы были – думаю, вы бы увидели там STARCOM. У нас все игроки активные, хотят играть, и кланвары – это очень классная тема. Мне всегда нравилось играть кланвары, потому что там у тебя только один матч, к которому ты можешь день или два готовиться. И при этом есть ощущение, что тебе нужно выложиться, и есть азарт оттого, что ты можешь помочь команде. Это очень хорошо дополнительно мотивировало.

Поэтому мне очень нравилось участвовать в таком турнире, как Nation Wars. У тебя есть команда, которой ты держишься, и ты должен вносить свою победу в общий формат. Я больше, наверное, командный игрок, но хороших командных лиг сейчас нет.

– В каком коллективе тебе было комфортнее всего?

– Не могу выделить какой-то один. Понятное дело, что у меня за карьеру было мало коллективов, потому что я больше держусь чего-то одного. Мне сложно даются перемены, сложно что-то менять, и если я уходил из команды, то это либо потому, что команда закрывалась, либо потому, что были какие-то конкретные поводы это сделать.

В Empire мне было очень хорошо. Я прямо помню, это было одно из лучших времен. Сейчас мне уже, наверное, было бы немного не так комфортно – потому что я меняюсь, время меняется. Можно сказать, что на данный момент STARCOM для меня – это идеальный коллектив. Не знаю, чего еще пожелать. Так что конкретно кого-то выделить я не могу.

Можно сказать, что в Empire денег было больше. Но тогда и вообще в старкрафте денег было больше. Да и сравнивать чисто по деньгам – это, наверное, немного не то: все-таки команды это не только зарплата и деньги. Это еще и атмосфера, и время. Это как рабочее место.

– Ты несколько раз был на буткемпе в Корее. Расскажи, что он из себя представлял и помог ли он тебе поднять уровень игры.

– Ну, я был там только один раз. Я помню, что еще в Wings of Liberty в Корею первый раз поехал HappyZerg от NAVI. Тогда подумывали и меня отправлять, я тоже должен был ехать. Хотели даже и Happy отправить, но он эту идею, понятное дело, сразу отсеял. Он очень "домашний" парень – даже больше, чем я (хотя сам себя я считаю домоседом).

И по опыту HappyZerg’а мы увидели, что игрок не получает от этого буткемпа то, чего хотел. Он провел в Корее месяц и по возвращении чуть ли не хуже начал играть. Тогда все начали говорить, что это не помогает, что можно так же тренироваться и дома, просто нужно больше серьезности, больше дисциплины. Хотя логично предположить, что ну какая дома может быть дисциплина? Понятно же, что если ты едешь на буткемп, то ты будешь больше выкладываться, больше стараться, лучше прогрессировать. Другой момент – это все очень дорого.

HappyZerg

И как-то буткемпы тогда не прижились. Было много разговоров про то, чтобы СНГ для себя сделали какой-то буткемп. То ли в Киеве, то ли в Москве. Раза три разговор доходил уже чуть ли не до того, что "все, собираемся, едем". Команды даже вместе хотели буткемп организовать – Empire, NAVI, "виртуса", другие. Сделать один буткем для всех.

Но понятное дело, что когда вы планируете буткемп с конкурентами, то рано или поздно начнутся конфликты. И они начались еще до того, как мы сумели собраться или куда-то выехать.

Мне все-таки кажется, что буткемп – это очень здорово для игрока, и тем более – для молодого игрока. Буткемп – это большой толчок, потому что если дома ты сыграешь одну-две игры, а потом пойдешь покушаешь или фильм посмотришь, то на буткемпе ты будешь видеть, что другие играют, и тоже будешь хотеть играть. А кто-то другой будет видеть, что ты играешь, и тоже будет хотеть тренироваться. И вот эта атмосфера конкуренции и постоянного давления – они ведут тебя все дальше и дальше. Поэтому прогресс на буткемпах был особенно заметен.

Думаю, что провал в буткемпе HappyZerg'а был из-за того, что его отправили к корейской команде (StarTale). Там было около 20 корейцев, и он ни с кем не смог общаться, потому что они не знали даже английского, а HappyZerg (и сам) в то время английский плохо знал. О чем они могли поговорить? Ни о чем. Он просто месяц сидел и в одиночестве играл корейский ладдер. Не с кем пообщаться, не с кем подружиться, не с кем перекинуться словом. После двух недель становится нереально одиноко и тоскливо; ты уже не знаешь, чем заняться. Комфорт ведь тоже очень решает – дома в приятной обстановке ты можешь выкладываться на максимум. А если ты в гостях, то ты уже не так играешь, чувствуешь себя немного зажато. Поэтому хорошо организованный буткемп – это очень здорово.

В 2019 году были турниры WCS в Киеве, что очень необычно, потому что обычно они проходят в Европе. И команда решила: а что, если отправить наших мамонтов в Корею потренироваться на месяц-другой, и посмотреть, что они смогут показать в Европе? Потому что у нас был своеобразный застой – играешь, пыхтишь, но стоишь на одном месте. Нам очень повезло, что STARCOM выделили нам средства и отправили на месяц в Корею, для меня это был просто нереально крутой опыт. Я могу два часа сидеть и просто рассказывать, потому что мне все очень понравилось.

Во-первых, мне очень нравится корейский менталитет. У них почти всегда на первый план выходит дисциплина. Они очень скромные. Они никогда не говорят, просто чтобы говорить – они говорят, когда нужно говорить. Мне нравится, как выглядят их города, как они подходят к делу. Я целый месяц там кайфовал.

Понятное дело, что я и в старкрафт много играл. Мы играли по 60–80 игр в день, с ума сходили. Утром встаем, завтракаем, идем на полчаса на прогулку, потом до обеда играем. После обеда играем еще часов 6–7. Потом еще часик прогуляться, и до одиннадцати вечера снова играешь. А потом идешь спать.

Вот такой режим, который кому-то покажется пытками, но мне зашло прямо идеально – потому что это то, что мне нравится делать, плюс я становлюсь лучше, и мне еще и платят. Кому-то покажется странным, а кому-то зайдет.

В Корее я побыл только три с половиной недели, потому что были проблемы с визой. Если для российских игроков выделяли два месяца, то украинцам давали только один. Чтобы получить еще один месяц, нужно пройти очень сложные процедуры с документами, да и вряд ли ты докажешь какому-нибудь корейскому дипломату, что тебе нужно остаться еще на месяц, чтобы потренироваться. Хотя я, конечно же, очень хотел.

Мы ездили в англоязычный тимхаус, который устраивал канадец NoRegreT. Съемная квартира, 8–10 человек, компьютеры, интернет. Квартира очень большая, мы на 27-м этаже жили. Там такие дома! Нас было 10 человек, но мы редко друг друга видели – там очень много места.

В основном там были англоговорящие ребята. Кореец был только один, но и он умел общаться на английском. Это уже немного другая эра, нежели чем та, что была в тимхаусах раньше.

Сейчас они сделали перерыв из-за карантина. А так бы продолжали и дальше. Через полгода после того, как я уехал, они переехали в другую квартиру, народ был. Мало кто знает, что там очень много игроков побывало. Попасть туда было очень просто: платишь за аренду, платишь за перелет, и просто там живешь.

– Как твоя семья относится к твоей работе?

– Наверное, то, что я здесь расскажу, не будет играть роли для других. Где-то лет с семнадцати я начал хорошо зарабатывать на киберспорте. Сейчас, наверное, мало кто может таким похвастаться – чтобы стать топовым игроком, нужно потратить очень много времени. Ты входишь в какую-то дисциплину, и там уже есть игроки топовые, игроки средние и игроки начинающие. И ты начинаешь с самого низа, и год–два идешь до среднего уровня, и еще год-два тебе нужно потратить на то, чтобы догнать топовых игроков и хоть что-то получать. Тебе придется потратить на это лет пять в лучшем случае. То есть перед тем, как ты начнешь зарабатывать, ты пять лет будешь получать копейки или вообще ничего. А когда тебе 16–17 лет, то родители будут смотреть на это не очень хорошо – и по понятным причинам.

А я ворвался в старкрафт сразу в начале его истории и сразу стал игроком, который получает неплохие деньги. Родители к этому хорошо относились, потому что они видели, что я этим много зарабатываю. Когда в 17–18 лет ты можешь заработать десять зарплат твоего отца – ну, как они будут на это реагировать? Похлопают в ладоши и скажут "молодец, продолжай в том же духе". А ты сам говоришь, что дальше будет только лучше –- потому что и сам в это веришь. Никто не будет против.

Я бы посмотрел на другую ситуацию: если бы у меня ничего не получалось и я до 20–22 лет ничего не зарабатывал бы. Понятно, что были бы скандалы. Ты ведь должен где-то деньги брать, правильно? На что-то жить.

Так что у меня была уникальная ситуация. Я как будто в 16–17–18 лет вышел на работу, которая приносит мне неплохой доход. Так что проблем не было. Да и родители у меня очень адекватные: если им нормально все рассказать и они увидят в этом логику, то они не будут ее оспаривать или тебя ругать. Я все нормально объяснил, и они это приняли.

– В киберспортивном сообществе часто идут разговоры о возрасте. По мнению многих, примерно с 24 лет реакция становится хуже. На твой взгляд, возраст в киберспорте – это проблема?

– В мое время говорили, что в 27 лет моторика падает, а сейчас говорят уже про 24. Мне кажется, через пару лет будут говорить, что уже с 20 лет (становится хуже).

Не знаю. Мне кажется, что такие игры, как варкрафт и старкрафт – это все-таки стратегии. Чем больше проходит времени, тем больше начинают решать детали, мелочи. Думаю, так во всем: чем лучше ты становишься, тем больше решают мелкие детали. И когда у тебя реакция становится хуже, когда ты реагируешь на полсекунды или секунду позже – это влияет.

Но мне кажется, что это все очень переоценено. Все слишком много внимания уделяют тому, что ты становишься чуть-чуть медленнее. Они не понимают, что вот это "чуть-чуть" можно исправить тем, что ты имеешь регулярную практику, больше внимания уделяешь физкультуре или другим моментам.

Думаю, возраст сказывается из-за того, что у тебя начинаются проблемы со здоровьем. Если ты по 15–16 часов в день сидишь на стуле, то у тебя начнутся проблемы со спиной. Вот только начнутся они не сразу – молодой организм это переносит нормально. А в 24–25 лет начнет спину щемить, ты начнешь чувствовать дискомфорт.

Мне кажется, возраст означает, что ты просто уже не можешь тренироваться так, как раньше. Если раньше я мог 20 часов играть, потом 4 часика поспать, встать и продолжить играть, то сейчас я такого не могу. Так что дело, наверное, в том, что ты не можешь поддерживать такой же жизненный ритм, как раньше.

Возраст влияет, но не так сильно. А то некоторые думают, что 30 лет – это уже приговор и ты ничего не можешь. Как по мне, это немного не так.

– Сколько ты еще будешь играть? И что планируешь делать, когда старкрафт умрет?

– Вообще планировал до 27–28. А получается, что каждый год как будто "откладываю на полочку". Не знаю...

До сколько будет получаться. Кто-то думает, что "ну что там делать дальше – никаких планов нет". Но точно так же кто-то может тридцать лет учиться, а потом ему однажды скажут, что его профессия невостребованна. Ты не можешь знать, что будет завтра. Все, что тебе нужно – это оставаться адекватным, пытаться развиваться во всех направлениях. Когда я увижу, что в старкрафте я уже не вытягиваю, я просто переключусь на какую-то специальность, которая мне интересна, которая будет востребована и которую моя квалификация будет мне позволять выполнять.

Пока что я об этом не задумываюсь, потому что, как мне кажется, это не нужно. Если будешь много об этом думать, то будешь только лишний раз отвлекаться. 
Это это как гнаться за двумя зайцами – оба от тебя убегут, и ты нигде не сможешь проявлять себя на максимум.

– А если не секрет, то в каких направлениях ты еще пытаешься развиваться?

– Мой брат сейчас пытается войти в IT-технологии. Мне очень интересно наблюдать за тем, что у него получается, и я сам немного почитываю его скрипты, да и другие. Но не факт, что я в эту степь пойду – мне это просто интересно. Я мог просто следить за какими-то новыми течениями в технологиях, за развитием инженерии, за какими-то глобальными вещами. Я не хочу вникать во что-то глубокое (а именно так нужно делать, если ты хочешь чем-то заниматься), но мне интересно так поглядывать на другое.

Я же сам пять лет в институте учился на инженера. И мне нравится смотреть, какой в этой сфере сейчас происходит прогресс. Не факт, что я смогу туда вклиниться – очень много специальностей. Но если я вдруг завтра закончу со старкрафтом, то не буду начинать с чистого листа: будут какие-то познания, понимание происходящего. А если оно есть, то дальше ты уже схватываешь быстрее.

Но если я сейчас слишком нагружу себя информацией, то у меня с такой загруженностью не будет ничего получаться в старкрафте. Так что пока в планах у меня получше разобраться со стримами. Я уже больше стример, чем про-игрок, чего уж тут лукавить.

– А когда гайды будут?

– Завтра. (смеется)

– Большое спасибо за интервью.

– Вам спасибо. Приятно пообщаться.