"Никаких сожалений": Alex Ich о своей карьере, семье и планах

Большинство лучших игроков League of Legends слетелись в Европу на ежегодный турнир World Championship. Но Алексея “Alex Ich” Ичетовкина, одного из самых талантливых западных игроков, там не будет. Почему так случилось читайте в переводе истории карьеры Alex Ich'а из уст самого игрока.

Никаких сожалений:
Алекс Ичетовкин о своей карьере, семье и своих планах по покорению мира

Часть первая.

Все ожидали увидеть двадцатитрехлетнюю звезду на большой сцене. Таких игроков не часто встретишь на европейской сцене, да и немногие из его коллег могут похвастаться таким исчерпывающим резюме. Однако в последние пару лет Алексея почти незаметно, так как в профессиональном плане ему пока совсем не везет и он находится на спаде.

Мы разговаривали с ним поздним летним вечером. Он заметил, что в южной Калифорнии, где он сейчас живет, погода просто прекрасная, и после холодных русских зим, это очень приятная перемена. "Мне очень нравится. Гораздо лучше, чем холода!".

Алексей немного волнуется по поводу интервью и опасается в нем кого-нибудь задеть. Кажется, такое уже случалось раньше — он не вдавался в объяснения, однако трудно себе это даже представить. Ичетовкин представительный и дружелюбный, даже в своем молодом возрасте он уже является примером профессионала и ветерана в киберспорте. Отчасти это необходимость — он единственный игрок League Championship Series у которого есть жена и ребенок, и он с любовью говорит о семье и о тех жертвах, на которые он ради нее пошел. Но, несмотря на это, Ичетовкин — профессиональный игрок мирового класса. Благодаря своим результатам он стал топовым мировым игроком, но, в отличие от большинства киберспортсменов, в Алексее уже чувствуется зрелость.

Его команда Renegades состоит из разношерстной кучки ветеранов и подающих надежду талантливых игроков, которые впервые прошли квалификацию на большой чемпионат. Но для Ичетовкин это только первый шаг к "покорению мира".

Говоря это, он имеет ввиду не только World Championships. "Я говорю о покорении мира вообще" - смеется Алексей. "Не только мира League of Legends, понимаете?".

В каждой шутке есть доля правды. Каждый раз, когда Ичетовкин оказывается в Ущелье Призывателей, он не просто отыгрывает матчи, чтобы оставить за собой какое-то игровое наследие.

Каждый матч он играет не только для себя и своих товарищей по команде. Он играет еще и для тех, кого он должен поддерживать — для своих жены и ребенка. Когда в прошлом году на горизонте замаячила стабильная работа и стабильная зарплата, казалось, что пора бы завязывать с киберспортом.

В январе Алексей со своей семьей переехал в Америку, присоединившись к совсем неизвестной команде, которая пыталась пройти отборочные к турнирам League of Legends второго уровня в США. Это был отчаянный шаг угасающей звезды, которая пыталась возродиться сама и воскресить свою былую славу.

Это было одно из важнейших решений в жизни Алексея, и он сделал правильный выбор.

Падение

В 2012 году Ичетовкин был лицом восходящей киберспортивной дисциплины League of Legends. Благодаря своей быстрой смертоносной игре он стал одним из самых опасных игроков в мире. Он был игроком, который при поддержке своей команды Moscow Five, обладавшей креативным стилем игры и прекрасно показывающей себя в командных сражениях, затащил множество матчей. Вместе они просто терроризировали турниры по всей Европе.

В начале марта команда выиграла крупнейший на тот момент турнир по LoL - Intel Extreme Master (IEM) Season VI World Championship. Это событие повлекло за собой роковую встречу. Одна русская девушка, обрадовавшись победе команды из своей страны на таком большом турнире, написала Алексею в социальной сети и поздравила его с этим событием. Затем они продолжили общаться, а когда в том же месяце Алексей попал в больницу, она проделала немалое путешествие по России, чтобы его навестить. Позднее в этом же году они поженились.

Потом команда выиграла European regional и обеспечила себе место во втором сезоне World Championship. Некоторые аналитики считали команду Moscow Five явным фаворитом турнира — сильнейшим коллективом Европы и Америки. Однако, в конечном счете они оказались четвертыми, проиграв чемпионам того турнира, команде Taipei Assassins в полуфинале.

Многие игроки были бы в восторге получить место в LCS. Но для Ичетовкина, в некотором смысле, это было большим облегчением. Он позднее скажет, что именно тогда в команде угас тот "юношеский запал". Но, скорее всего, это было неизбежно. Надвигались большие перемены в их организации, и в самой структуре Лиги.

В июне владелец и основатель команды Moscow Five, Дмитрий “ddd1ms” Смилянец, был арестован в Амстердаме. В это время ситуация в организации была очень нестабильна, а позднее выяснилось, что он был одним из пяти человек, обвинявшихся в махинациях с банковскими картами и краже свыше 160 миллионов долларов. К январю у Moscow Five уже не было средств для поддержки команды по League of Legends, что заставило игроков присоединиться к Gambit Gaming. Примерно в это же время Riot Games, в попытке ворваться в большой киберспорт и создать крупнейшую профессиональную западную лигу, организовывают League Championship Series (LCS).

Regular league c еженедельными трансляциями матчей из центральной студии в немецком Кельне представляла собой новый стандарт в западном киберспорте. Но для Gambit это стало началом большого спада.

Большинство команд перенесли свою деятельность в Кельн, но для Gambit это был не вариант. Для Ичетовкина и его русских товарищей по команде было очень сложно получить рабочую визу в Германии, поэтому им нужно было летать из России в Германию и обратно каждую неделю сезона.

Ичетовкин начал задумываться об окончании своей профессиональной карьеры. У них должен был родиться ребенок, а решение завести ребенка они с женой приняли еще до того, как Riot объявили о LCS. Он считал, что постоянные поездки могли неблаготворно повлиять на семейные отношения и карьера киберспортсмена в общем очень нестабильна. Он мог уйти и найти работу программистом — именно на эту профессию Алексей учился в России два года прежде, чем полностью посвятил себя League of Legends. Однако Ичетовкин и его жена решили попытать счастье в LCS.

В Spring season, Gambit выступали со счетом 21:7 до того, как проиграли команде Fnatic в финале. Однако с того момента их результаты начали неуклонно ухудшаться. Летом они уже выступили со счетом 15:13, еле-еле заняли третье место в плей-офф и с трудом обеспечили себе место в World Championship, где они попали в восьмерку лучших. В Spring season 2014 дела шли хуже. После 14:14 во время регулярного сезона, команда заняла пятое место по итогам плей-офф.

Напряженный график перелетов сказывался и на Summoner’s Rift и на семье. Он улетал в Германию посредине недели, чтобы участвовать в матчах LCS, проходивших по четвергам и пятницам, а потом после завершения матчей возвращался домой. Каждую неделю два дня он тратил на матчи и перелеты, а почти каждый час проведенный дома Алексей тренировался. Они просто перегорели в тот период из-за всех этих путешествий.

Все это было очень утомительно для меня и для жены. Я приходил домой, тренировался и улетал обратно. Вместе мы проводили совсем немного времени.

Отношения были натянуты, что, естественно, отражалось на игре.

Когда на вас влияет что-то вне игры, становится все труднее и труднее концентрироваться. Множество вещей могут отвлечь вас от игры, например, разрыв с девушкой или усталость.

Для команды ситуация тоже складывалась неидеально. Бесценные дни для тренировок уходили на переезды. Ичетовкину нужно было три часа ехать на поезде до Москвы, а потом три с половиной-четыре часа лететь на самолете, и так два дня в неделю. Он и его товарищи по команде были просто изнурены таким расписанием. У Эдварда Абгаряна и Евгения “Darien” Мазаева были такие же трудовые будни, но, по словам Алексея, Абгарян справлялся с нагрузкой немного лучше остальных.

К тому же, успех команды, кажется, ударил игрокам в головы: они были упрямы, делали все каждый по-своему и потеряли ту креативность, которая помогла им ворваться на сцену. Ичетовкин позднее скажет: "Мы играли, чтобы просто отыграть, а не для того, чтобы выиграть".

Это привело его к непростому решению. Он покинул Gambit, команду где он играл три года, выиграл несколько титулов IEM и прошел через два сезона World Championship.

Когда он объявил своей команде об уходе, они ему сперва не поверили. Товарищи по команде, скорее всего, подумали, что Алексей впал в простую пост-сезонную депрессию после довольно печальных результатов, и принял поспешное решение, но потом одумается.

Но Ичетовкин всегда был расчетлив во всем, что касается его карьеры и не принимал спонтанных решений. Когда к отъезду было все готово, и он уже договорился с новой командой Ninjas in Pyjamas, команда Алексея была очень удивлена и зла на него.

Ситуация была действительно невеселая и для меня, и для них. Я думал, что это было обоюдным решением, а оказалось, что нет. Думаю, если бы я сказал им раньше или если бы они поняли меня раньше, им было бы проще, как команде, прийти в форму.

Без Алексея у команды Gambit дела пошли еще хуже, и со счетом 8-20 они попали не в плей-офф, а в матчи, от которых зависело останутся ли они в высшей лиге. Топ-лейнер Евгений “Darien” Мазаев покинул команду в середине сезона. Стрелок Евгений “Genja” Андрюшин последовал его примеру в конце сезона. От былой перспективной команды Gambit Gaming ничего не осталось.

Киберспортивная жизнь

Когда турнир LCS переехал в Кельн, там же обосновались тимхаусы большинства профессиональных команд. И это было логично, так как когда команде несколько раз в неделю приходится играть матчи в студии, расстояние имеет значение. Тем более, все топовые команды и игроки концентрировались в одном месте, обсуждали игру, что приводило к созданию новых стратегических инноваций и шло на пользу игре в целом. Для Gambit эта студия стала проклятьем.

Не то, чтобы это разрушило команду, но сильно усложнило ей жизнь. Многое усугубляло ситуацию. Команда попала в какую-то полосу невезения, а началось все с LCS и ареста владельца кампании. Много всего произошло. И неизвестно, как бы все обернулось, если бы ничего этого не случилось.

В 2015 году европейский LCS переехал в Берлин, и Gambit последовали за ним, купив там тимхаус. Абгарян и Решетников, бывшие товарищи по команде Алексея, весь сезон теперь жили в Берлине, и их утомительным путешествиям пришел конец.

Если бы Gambit переехали раньше, или хотя бы переехал Ичетовкин, о чем он сам думал до своего ухода, то, возможно, история сложилась бы иначе — Алексей мог бы жить в Германии и выступать за команду Gambit и по сей день. Если бы Riot не создали LCS, вынудив профессиональных игроков полностью поменять свой образ жизни, возможно, Алексей жил бы сейчас в России, усердно тренируясь и готовясь к турнирам, и у него было бы больше времени на общение с семьей.

Суровый график поездок — неотъемлемая часть профессионального спорта. В 2008 году Сиэтл Маринерс установили новый MLB рекорд, проехав более 55 000 миль за бейсбольный сезон. Но Ичетовкин, видимо, побил их рекорд. Прямой перелет из Москвы в Кельн составляет 1 297 мили, путь туда и обратно каждую неделю сезона LCS, а сезон длится девять недель, получается 23 346 мли, а за два сплита в сезон эта цифра составляет уже 46 692 миль. Плюс участие в разных плей-офф и тот факт, что Алексей жил не в Москве. Вот рекорд MLB и побит.

Алексей работал и путешествовал как профессиональный спортсмен, но не получал шестизначную, а уж тем более, семизначную зарплату.

Одна из команд LCS недавно объявила, что ищет стажеров на позицию топ-лайера, пометив, что игре нужно будет посвящать не меньше 70 часов в неделю.

В работе и тренировках у человеческого тела есть определенные границы. В том же самом бейсболе, во время тренировок между матчами питчер может сделать только определенное количество бросков, потому что мышцам нужен отдых. Но в киберспорте происходит постоянная борьба, и всегда будет кто-то, кто тренируется больше тебя. Ваш противник использует каждую вашу потраченную впустую минуту для того, чтобы обойти вас. Вполне возможно, что существует какая-то оптимальная стратегия тренировок, которая подразумевает больше время для отдыха, но на данный момент, чтобы достичь хороших результатов в League of Legends нужно тренироваться как можно больше, зачастую жертвуя сном, друзьями и семьей.

Такой LCS график не пригоден для создания профессиональной карьеры, которая может приносить прибыль в мире, где ведущим и комментаторам платят больше, чем самим игрокам, поэтому многие строят свою соревновательная карьеру для того, чтобы потом перейти на более высокооплачиваемую и менее стрессовую работу комментатора.

Ичетовкин приводит в пример Ярослава "pasha" Ярзабковски, польского игрока в Counter-Strike, который пользуется большой популярностью в восточной Европе. Ярзабковски стал отцом в конце 2011 года, но, по словам Алексея, Ярослав не столкнулся с такими трудностями, как он, играя на LCS. В Counter-Strike важно принимать участие в турнирах первой величины, поэтому нужно интенсивно тренироваться перед каждым большим эвентом. Некоторые играют в тимхаусах, некоторые просто устраивают буткемп перед турниром. Такой режим был и в League of Legends до создания LCS, и это давало игрокам больше времени для общения с семьей.

Ичетовкин с женой решили завести ребенка в 2012 году, когда в расписание Moscow Five входили турниры IEM, Major League Gaming, IGN Pro League и подготовка к ним, однако с появлением LCS все изменилось, и в итоге судьба привела Алексея в Америку.

На пределе

После ухода из Gambit в мае 2014 года, Алексей присоединился к команде Ninjas in Pyjamas — организации с долгой легендарной киберспортивной историей и отличной финансовой поддержкой. Больше всего Ninjas in Pyjamas славились своим легендарным составом по Counter-Strike, а вот на команде по League of Legends, мягко говоря, лежало какое-то проклятье, судя по ее попыткам попасть в LCS.    

С Ичетовкином в составе Ninjas заметно окрепли и не только вышли в CS весной, но и поборолись за титул тем же летом. Они играли как первоклассная LCS команда, но вынуждены были играть в Challenger Series, чтобы выйти на другой уровень. Команда стабильно начала доминировать над составами LCS среднего уровня и все чаще и чаще обыгрывала лучшие европейские коллективы. Были некоторые проблемы, которые необходимо было решить, например, лесник Три Тин "k0u" Лам в то время был слишком молод, чтобы соревноваться в LCS, но с такой задачей команда с таким звездным составом могла справиться.

Такая команда нравилась Алексею. В Challenger Series он мог тренироваться и соревноваться дома, что позволяло ему проводить больше времени с семьей. Даже лучше — команда открывала ему путь в Европу. Ninjas in Pyjamas, которые базировались в Швеции, пообещала помочь семье Ичетовкина с переездом. Проживание в Евросоюзе потенциально облегчило бы Алексею жизнь и избавило бы от тех путешествий, которые так тяготили его, когда он играл за Gambit Gaming.

Однако непредвиденные обстоятельства вернули команду с небес на землю. Спустя месяц после того, как Алексей присоединился к Ninjas, Riot Games временно дисквалифицировали Эрленда “Nukeduck” Ватевик Холма и Альфонсо “Mithy” Агирре Родригеза за "неспортивное поведение" в сезоне 2014.

Алексей сказал тогда: "Я не сдамся. В жизни случаются вещи и похуже".

Ninjas нашли запасных игроков, которые неплохо влились в команду, благодаря чему они заняли второе место в обоих сплитах Challenger Series. Но в плей-офф они очень быстро проиграли Unicorns of Love, что положило конец их надеждам и мечтам о LCS.

"Никогда не знаешь, чего ожидать" - говорит Алексей, называя "черной полосой" ту ситуацию с баном, в которую они попали.

Иногда вы делаете что-то изо всех сил, но у вас все равно ничего не получается, так что вы просто пытаетесь снова и снова.

К слову, оба вышеупомянутых игрока снова играют в LCS. Родригез попал на Worlds, играя за команду Origen. Стрелок Алес "Freeze" Кнежинек, играя за Copenhagen Wolves, недавно был отправлен на лигу ниже, но, скорее всего уже до следующего сезона будет подписан кем-то из LCS.

Для Алексея все оказалось гораздо сложней. Он жил и тренировался в Швеции, пока у него не истекла временная виза, а так как Ninjas in Pyjamas так и не добились для него постоянной визы, он покинул команду и вернулся в Россию.

Казалось, что это конец его профессиональной карьеры. На своей страничке в Facebook он сделал горестное заявление по этому поводу: "Я так устал бороться с тем, что я русский. На данный момент я думаю, что у российского игрока просто нет никаких шансов куда-то пробиться, кроме как на российские лиги, уровень которых не так высок. Это полная изоляция".

Еженедельные поездки в студию были не единственной проблемой для русских, соревнующихся в LCS. Например в 2014 году, когда Алекс еще состоял в Гамбитах, Riot решили провести неделю соревнований в Лондоне, где не применяются обычные правила путешествий по Евросоюзу. Gambit Gaming смогли выпустить в бой только одного из игроков исходного состава, потому что русским членам команды не дали визу. В составе Gambit были заявлены игроки команды NiP и Эдвард, а Генжа не смог участвовать из-за языкового барьера.

Более того, правила Riot Games еще больше усложняли ситуацию. Регламент Riot гласит, что все игроки LCS должны быть законными жителями страны европейского региона. Россию в европейский регион компания не включает, но, так как Gambit Gaming уже состоял в LCS на момент принятия этих правил, игрокам команды сделали исключение. Когда Ичетовкин покинул Gambit, он потерял это преимущество, и теперь он не мог даже ездить из России в Европу, чтобы участвовать в LCS.

Этот факт сделал его потенциально сомнительным приобретением для команд LCS — им придется содействовать не только его иммиграции в Европу, но и всей его семье, причем еще до того, как он сможет участвовать в соревнованиях.

Не имея ни предложений от команд, ни возможности переехать в Европу, Алексей подумывал использовать свой предыдущий опыт работы программистом и найти обычную работу.

"В такой ситуации я 100% бы все бросил, но моя жена была категорически против", - говорит Алексей. Жена сказала ему, что раз уж он решил делать карьеру в киберспорте, то надо продолжать. Они оба знали, что это будет очень сложно, и что не все будет получаться. Тем более Алексей все еще был уверен в себе, как в игроке.

Он знал, что его опыта и скилла хватит, чтобы выступать не только на LCS, но и стать игроком мирового класса. Он просто не имел возможности проявить себя в последнее время, а в мире киберспорта, где все меняется очень быстрыми темпами и где очень важны связи, очень сложно найти возможность вырваться вперед.

Он искал себе место в команде, которая поможет ему выйти из этой ситуации, и в итоге оказался в российской команде RoX.KiS, потому что ему нужно было хоть как-то поддерживать свой скилл. Недостаточно просто играть одиночные игры, так как они очень сильно отличаются от командных матчей 5х5. Их результаты против европейских команд были не так уж плохи. "Вообще-то, дела у нас были супер. Я был очень уверен в себе".

Однако эта уверенность не повлекла за собой заманчивых предложений из других команд, а только довольно ненадежные от европейских команд из Challenger, которые не могли предложить ничего конкретного в плане проживания. И только в декабре Алексей получил интересное предложение от человека по имени Крис Вилман.

Вилман представлял BrawL, латиноамериканскую организацию, которая собиралась расширяться в США. Предложение, конечно, было не самым лучшим. BrawL были неизвестны в Северной Америке, а состав их был таким, что они не попадали не только в LCS, но даже в Challenger Series. Они не предлагали Ичетовкину никакой зарплаты, команда даже не бралась покрыть его расходы на переезд в Америку. Но они предлагали ему то, что не могли дать другие — возможность уехать в Америку.

Алексей с женой были рады новым возможностям, которые открывались перед ними в США — стабильная экономика, хорошие школы, высокое качество жизни.          

Жена хотела поехать в Америку. Она сказала: "Если выпал такой шанс, то надо ехать!".

Его жена еще ни разу не путешествовала через Атлантику, а вот Алексей уже много раз был в США, разъезжая по турнирам. Он признается, что его уже раздражали долгие перелеты, но, когда он летел в Америку в этот раз, ему показалось, что это того стоит.

Вилман представил Ичетовкина команде и сказал, что команда пытается выйти в Challenger Series и даже LCS, но Алексею было как-то все равно. Он на тот момент не знал ни одного игрока на американской сцене. Ему просто нужно было уехать из России.

Ичетовкин знал на какой риск идет, особенно с такой неизвестной командой, но он был уверен, что сможет сделать себе карьеру в Америке. Он сам оплатил свой переезд и жилье, и в случае, если с BrawL ничего не получится, мог некоторое время перебиться на стримах, подыскивая что-то еще.

Итак, Алексей на все согласился.

Еще несколько лет назад для русских было несбыточной мечтой получить визу в США, чтобы играть там в видео игры. Но в 2013 году Дэнни “Shiphtur” Ли, мидер из команды Team Dignitas, стал первым игроком, получившим P1-A визу для международно-признанных спортсменов после определенного лоббирования со стороны Riot Games, если игрок может соревноваться на международном уровне, он может получить визу на весь период соревнований в Америке или даже больше, в целом до пяти лет. Именно поэтому в США стекаются зарубежные таланты, как выразился Алексей: "Вам просто нужен адвокат, чтобы на 100% убедиться, что с документами все в порядке".

Когда команда Renegades перевозили к себе из Афганистана AD-кэрри Карима "Jébus" Тохи, его приезд был отложен из-за того, что ему отказали в туристической визе, однако визу для спортсменов ему затем дали без проблем.

У Ичетовкина с визой тоже все прошло гладко. Совладелец BrawL был хорошим другом Эрика Ма, менеджера Team 8. Ма стал профи по визовым вопросам после того, помог двум канадским игрокам Брэдену "PorpoisePops" Шварку и Эйнсли "maplestreet" Уилли получить спортивные визы для участия в LCS. Ма предложил упростить визовый процесс взамен на услуги игрока — Алексей должен был стать запасным игроком в Team 8. К тому же, попадание Ичетовкина в списки LCS даже в качестве замены, упрощало получение визы.

"Либо это займет много времени, либо нужно много заплатить", - сказал Ма.

В Европе относительно нетрудно получить Шенгенскую визу, которая дает возможность свободно посещать 26 стран, включая Германию и Швецию, на протяжении 90 дней. Но долгосрочную визу получить гораздо сложнее, чтобы проживать там на протяжении всего турнира LCS, так как там не относятся к киберспортсменам так же, как в США. В данный момент виза Алексея позволяет ему оставаться в Америке два года по истечению которых он может подать заявление о продлении этого срока до пяти лет.

Итак, в январе Алексей получил визу для себя и своей жены и уехал в Америку. Однако BrawL вылетели из квалификации в Challenger Series прежде, чем он успел сыграть за них хоть один матч.


Продолжение следует..