Величайший игрок в Quake – о киберспорте, Overwatch и играх

Дэннис "Thresh" Фонг – один из самых знаменитых игроков и человек, стоявший у истоков киберспорта. Несколько дней назад Дэннис стал вторым человеком, введенным в Зал славы киберспорта. Представляем вам перевод материала, посвященного прошлому и настоящему этого игрока.

В этом году на QuakeCon в Далласе Дэннис "Thresh" Фонг стал вторым человеком, введенным в Зал славы киберспорта. Thresh прославился в 90-ые годы, будучи одним из лучших игроков мира в Quake и Doom, сумевшим даже выиграть феррари создателя Doom Джона Кармака. Мы поговорили с Дэннисом о его карьере, о тех играх, в которые он сейчас играет, да и о других вещах.

Введение в Зал славы киберспорта

ESL – крупнейший в мире организатор киберспортивных соревнований. ESL была основана в 2000 году и через много лет стала отмечать выдающихся киберспортсменов особой наградой – введением в Зал славы киберспорта. Первым человеком, удостоенным этой чести, стал Эмиль "Heaton" Кристенсен, который был введен в Зал в июне этого года. А вторым стал Дэннис "Thresh" Фонг. Церемония прошла на сцене турнира QuakeCon.

Здорово, что тот небольшой вклад, который я внес в мир киберспорта, запомнят.

Дэннис начал играть в первый Doom в 1993 году. Его изначальный никнейм "Threshold of Pain" был слишком длинным для большинства игр, поэтому он сократил его до "Thresh". Он стал одним из первопроходцев киберспорта, когда в 1995 году принял участие в организованном Microsoft в Сиэтле турнире "Judgement Day". Это турнир сейчас значится первым киберспортивным событием, а свидетелями победы Дэнниса тогда стали 200 зрителей.

По словам Дэнниса, он никогда не нервничал на турнирах, но во время игр у него внезапно возникало ощущение приближающейся победы.

Самую знаменитую свою победу Thresh одержал на турнире по Quake, который назывался Red Annihilation и проходил в Атланте в 1997 году. В первом матче того турнира он со счетом 14:1 обыграл Тома "Entropy" Кимзи. По словам Дэнниса, он никогда не нервничал во время турниров – и это, безусловно, было его преимуществом. Но зато во время последних секунд важных матчей у него возникало чувство того, что победа у него в руках.

Главным призом турнира Red Anninihaltion стал Феррари 328 одного из создателей Doom’а – Джона Кармака. Дэннис, правда, понятия не имел, как водить машину с ручной коробкой передач – это уж не упоминая про то, что это была невероятно быстрая спортивная модель. А Кармак, в свою очередь, дополнительно выделил несколько тысяч долларов на то, чтобы теперь принадлежащий победителю автомобиль доставили в его дом в Калифорнии.

Где теперь тот феррари? Дэнис владел машиной несколько лет, но затем пришел к выводу, что обслуживание автомобиля слишком дорого ему обходится. Кармак настолько серьезно модифицировал автомобиль, что обычные мастерские за него не брались, а поэтому Дэннису приходилось каждый год доставлять автомобиль в ту мастерскую в Техасе, где и были проведены все модификации. И, пусть машина, несомненно, прекрасно выглядела, но она не походила под вкус Дэнниса, была слишком уж вызывающей. В итоге Дэннис продал ее коллекционеру.

Популяризация схемы управления WASD

На заре эпохи FPS на PC игроки управляли своими героями с помощью клавиш ESDF или же стрелочек на клавиатуре. Схема управления WASD тогда еще не была стандартом. Старший брат Дэнниса для игры использовал трэкбол и клавиатуру. Сам же Дэннис изначально играл в Doom только с помощью клавиатуры – и поэтому бороться с братом в мультиплеере ему было очень сложно.

Фонгу не удавалось обыграть своего брата до тех пор, пока он не попробовал использовать мышку для прицеливания. А после того, как он стал использовать одновременно и мышку, и клавиатуру, он начал постоянно обыгрывать своего брата и выигрывать онлайн-игры. И заработал себе репутацию игрока, который "никогда не проигрывает".

В Quake II Джоном Кармаком был добавлен файл "Thresh.cfg" – в благодарность за то, что Дэннис помог отбалансировать игру. Теперь сам Фонг (да и другие игроки) могли запустить этот файл и загрузить схему управления WASD. Возможно, именно эта функция способствовала росту популярности этого метода управления.

Игры, в которые Дэннис играет сегодня

Дэннис закончил киберспортивную карьеру в 1999 году, но его любовь к соревновательным играм никуда не делась. Сейчас он редко навещает классические игры вроде Doom и Quake II, когда-то сделавшие его знаменитым, но зато играет в самые популярные соревновательные игры для ПК.

Одной из игр, которая на долгий период завладела внимание Фонга, была League of Legends – в нее он регулярно играл в течение нескольких лет. Чтобы вы поняли, насколько Дэннис известен в игровом сообществе, скажем, что его именем был назван один из чемпионов в этой игре. Дэннис – единственный человек, который не работает на Riot и при этом его именем (игровым) назван один из чемпионов.

Фонг, кстати, не играет за своего внутриигрового тезку, потому это это саппорт-персонаж. Поэтому другие игроки его иногда поддразнивают: "Почему ты не играет за Thresh’а, Thresh?"

Дэннис в ответ отмечает, что рокет-джамп в игре доступен другому персонажу – Тристане – и именно этого персонажа нужно было называть в его честь. Именно рокет-джамп во времена Quake был одной из самых характерных фишек Дэнниса.

А в последние дни внимание Дэнниса привлек один из самых популярных шутеров этого года – Overwatch. Дэннис описывает игру как сплав всех лучших шутеров и MOBA-игр в одном. Первым персонажем, за которого он сыграл, была Фарра – офицер египетской армии, оснащенная ракетометом и костюмом с джетпаком. И, так как одной из фишек Дэнниса в Quake был рокет-джамп, то он, по его же словам, очень хорошо исполнял этот финт в Overwatch с первых же игр.

Несмотря на то, что Дэннис в большей степени предпочитает игры на ПК, его внимание удалось привлечь и одной из игр для мобильных платформ. Это Clash Royale, карточная стратегия, являющаяся спин-оффом Clash of Clans. На данный момент Дэннис имеет топ-ранг и 11 уровень. Clash, Overwatch и League объединяет то, что все они очень популярны. Дэнниса привлекают игры, в которые играет много хороших игроков.

Quake Champions и Doom

Репутацию Фонг себе заработал, став игроком чемпионского уровня в Quake, а поэтому сейчас всем болельщикам интересно узнать, что же он думает о Quake Champions – готовящемся к выходу FPS от Bethesda. Это игра станет первой в линейке Quake после 2005 года, когда вышел Quake IV (который в виде ужасного порта появился также и на Xbox 360).

Когда мы встретились на церемонии введения Дэнниса в Зал славы киберспорта, он еще не успел поиграть в Quake Champions. Но выглядел очень заинтересованным и сказал, что надеется в скором времени сыграть в эту игру.

По словам Дэнниса, невозможно понять, что из себя представляет игра, пока не наиграешь в нее часов 30-60. Он надеется, что все будет четко, можно будет быстро переключать оружие, а также рассчитывает, что в игре будут и другие фишки, которые в свое время завлекли его в Quake. Графика особо значения для таких игроков, как он, не имеет – он либо не обращает внимания на все графические навороты, либо ставит настройки графики на минимум для того, чтобы ничего не отвлекало от игры.

Удивительно, но Doom 2015 года Дэннис тоже еще не трогал. Друзья сказали ему, что мультиплеер в этой игре так себе, поэтому Дэннис решил не знакомиться с этой игрой. Фонг предпочитает соревновательные многопользовательские игры, хотя (неожиданно) ему очень понравился Fallout 4. Но он предпочитает фокусироваться только на одной или двух играх, а поэтому возню с игрой, от которой не ждешь, что она тебе понравится, считает пустой тратой времени.

Дэннис из тех, кто знает, как стать мастером в многопользовательской игре. Из-за своего желания становится все лучше и лучше в игре он и концентрируется только на одной дисциплине за раз. Фонг считает, что игроки могут становиться лучше на подсознательном уровне, вне игры. Он говорит, что иногда у него словно что-то щелкает в сознании и он внезапно что-то понимает, когда не играет в игру (например, когда принимает душ). Но такое может произойти только в том случае, если полностью погрузиться в игру.

Есть очень много нюансов, которые средний игрок просто не замечает. Но если сложить все эти мелочи вместе, то из просто хорошего игрока получается игрок великолепный.