Турниры, сформировавшие Counter-Strike сцену СНГ 

Не один десяток турниров поучаствовал в формировании Counter-Strike сцены СНГ, но наиболее ценными были чемпионаты от отечественных организаторов. Расскажем о наиболее крупных из них.

В ранние годы развития киберспорта крупнейшими событиями года становились, как правило, отборочные этапы на крупные международные турниры: WCG, ESWC и прочие. Особняком стояли турниры ASUS Open, и именно с них, пожалуй, стоит начать историю крупных LAN'ов по Counter-Strike на постсоветском пространстве.

Впервые в список дисциплин ASUS Open Counter-Strike 1.6 был включен на ASUS Cup Winter 2004, который прошел в Москве с 27 по 29 февраля. На турнире собрались сразу 40 команд. В дальнейшем именно турниры по CS собирали наибольшее количество участников, а начиная с ASUS Cup Summer 2007 стали проводиться отдельные турниры для профессиональных и любительских команд. Более того, вскоре свой турнир появился и у женских коллективов.

Важной особенностью турниров от ASUS стала широчайшая сеть региональных отборочных соревнований. Практически в каждом регионе России проводились свои LAN-квалификации, победители которых получали оплаченный проезд на финальный турнир и квоту на турнир профессионалов. А кому везло меньше также не расстраивались, и приезжали участвовать в Non-profi.

Увы, в 2012 году у организаторов начались финансовые трудности, в результате чего большая часть сезона переместилась в интернет. А в начале 2013-го было объявлено о полном прекращении знаменитой серии турниров, спонсоры отдали предпочтение набирающей популярность лиги Starladder. Так завершилась целая эпоха отечественного киберспорта.

Но хватало в те времена и других турниров. Давайте вспомним некоторые из них.

На рубеже веков проходили турниры Intel Challenge Cup. Начинались они как серия шоу-матчей от тогдашних чемпионов России Virtus.pro, а в 2007 году прошел первый крупный турнир с призовым фондом 50 тысяч долларов, собравший большое количество команд с СНГ и Европы. Победителями стали Virtus.pro. Но в дальнейшем масштаб турниров был серьезно сокращен, и в размере призов, и в количестве топовых участников.

В 2009 году на СНГ-сцене появляется еще один крупный игрок – Arbalet. Турниры от казахстанского мецената, в отличие от ASUS, были направлены в первую очередь на сильнейшие команды и быстро стали важной частью не только местного, но и мирового турнирного календаря. При этом места проведения также не ограничивались постсоветским пространством: помимо Украины и Казахстана. турниры проходили в Швеции и США.

Однако, турниры от Арбалета исчезли так же неожиданно, как и появились. Последним стал Arbalet Cup Dallas с солидным по тем временам призовым фондом в 68 тысяч долларов. Чемпионами стали Natus Vincere, и это был уже третий трофей на Arbalet Cup для организации.

В начале 2010-х на сцену вышел TechLabs Cup. Counter-Strike, правда, появился там лишь на 2013 год, в течение которого турнир делал остановки в Минске, Киеве и Москве. Но по формату TechLabs больше походил на шоу-матчи. При хорошем призовом фонде и сильных участниках размах турниров был небольшим: по две-четыре команды. В 2014 году среди дисциплин турнира Контр-страйка не оказалось.

Что же мы имеем сегодня? Наиболее известной в последнее время лигой является Starladder. Когда закрывался ASUS Open, спонсоры называли Starladder своеобразным преемником этой серии. Но концепция турнира отличается разительно. Предпочтение здесь отдали системе с несколькими дивизионами, от профессионалов до любителей, играющих по круговой системе в интернете. На LAN-финал же попадают только лучшие из лучших.

В чем Starladder уж точно сразу переплюнул ASUS, так в уровне околотурнирной инфраструктуры. Все было организовано четко и профессионально – освещение, трансляции, и т.п. Можно сказать, что если на ASUS главным для организаторов было провести турнир для собравшихся команд, то для Starladder приоритетным направлением стало качественное шоу для зрителей.

С 13 по 17 января этого года в Минске проходил LAN-финал четырнадцатого сезона StarLadder i-League StarSeries. Восемь команд разыграли призовой фонд в 200 тысяч долларов. Чемпионами стали fnatic, одолев в финале Natus Vincere.

В начале этого года на небосклоне отечественного CS:GO появилась еще одно мероприятие, переросшее в лигу. Лига от Adrenaline старается совмещать два главных инструмента развития сцены в стране: открытые турниры для всех желающих и яркие игры на LAN-финалах с участием лучших команд для зрителей. 

Первый сезон, имевший название Adrenaline Open Cyber Cup, проходил весной этого года. В нем принимали участие 325 команд из разных уголков России. Восемь победителей отборочных онлайновых турниров встречались в сетке плей-офф, а финальный поединок прошел 5 июня в Москве. Чемпионом стала команда Space Jam, победив RAGE 2-0. Но главным событием для зрителей стал шоу-матч VIrtus.pro и Natus Vincere, победу в котором одержали поляки.

Впрочем, первый сезон можно считать лишь пробой пера. Сейчас в самом разгаре второй, и тут дела обстоят гораздо серьезнее. Чего стоит только призовой фонд в сто тысяч долларов. Расширилась и география участников: теперь допускаются команды не только из России, но и со всего СНГ региона. Сезон разделен на две составляющие: открытые турниры и матчи профессиональных команд. Восемь приглашенных команд разбиты на две группы, и четыре лучших из них сразятся с восемью победителями открытых турниров за две квоты на LAN-финал.

Зарегистрироваться на ивент можно здесь.

Четыре открытых турнира уже завершены (победителями стали команды Tengri, ANOX, MyLittlePony и BAGHLAN), еще четыре пройдут уже в ближайшее время:

Большой финал Adrenaline Cyber League пройдет с 30 сентября по 2 октября в рамках выставки "Игромир", куда будут приглашены две команды CS:GO мирового уровня, чтобы вместе с финалистами открытого дивизиона сразиться за главный приз.

Надеемся, ивент станет регулярным и станет одним из главных мотиваторов в расширении отечественной профессиональной Counter-Strike сцены, которая пока что довольно скромна.