Итоги 2017 года по PUBG
Игра PlayerUnknown's Battlegrounds появилась из ниоткуда и смогла стремительно завоевать себе звание одной из наиболее популярных игр в мире. Киберспортивная составляющая все еще хромает, но и здесь есть определенные успехи. Как бы то ни было, в данном материале мы постараемся вспомнить все, чем радовал или печалил нас PUBG в 2017 году.
Предисловие
История PUBG началась в 2016 году, когда Брендон Грин заявил, что он разрабатывает игру, основой механики которой станет некое подобие того, что можно было увидеть в фильме "Королевская Битва": некое количество игроков падают в ограниченную область и сражаются между собой пока не останется только один. Это была уже не первая попытка Грина создать подобный проект. Ранее он работал над модами для Arma 2 и H1Z1, которые старались привнести в игры схожую концепцию геймплея.
В то время большая часть интернета отнеслась к его словам скептически, справедливо посчитав PUBG еще одной "выживательной" игрой, которая если и соберет определенную аудиторию, то это будут уже состоявшиеся фанаты жанра. На время об игре забыли, тем более PUBG не мог похвастаться особо продуманной рекламной компанией. Некоторые, конечно, оставили себе зарубку в памяти и следили за разработкой игры, но большинство выкинуло PUBG из памяти до марта 2017.
Взлет
Издатель игры Bluehole, решил компенсировать не самую удачную рекламную компанию отменной работой со стримерами. Они запустили несколько серверов загодя и раздали доступ на них самым популярным стримерам survival игр. Эффект превзошел даже самые смелые ожидания. Уже на следующий день после релиза тестовой версии игры 23 марта, PUBG стала третьей по популярности игрой среди стримеров, и за первый месяц продалась тиражом более 1 миллиона копий.
С того момента игра начала стремительно набирать популярность, попутно ставя все новые и новые рекорды. Через три месяца, количество проданных копий выросло до 4 миллионов, через семь месяцев — 13 миллионов, а на данный момент их число перевалило за 30 миллионов. К тому же PUBG умудрилась крайне быстро добраться до вершины списка самых популярных игр в Steam, с легкостью обойдя CS:GO и Dota 2, которые удерживали первые позиции на протяжении последних лет.
Схожая ситуация была и со стрим-сервисами: PUBG уверенно заняла позицию на первой странице большинства из них еще в первый месяц своего существования и больше не сдавала своих позиций. Все это послужило началом оттока игроков и стримеров из других игр. Dota 2, CS:GO да и многие другие ранее популярные игры начали постепенно терять аудиторию, которая потоком хлынула в Battlegrounds.
Первый шаг в киберспорт
В августе Bluehole решили посмотреть на то, есть ли у PUBG какой либо соревновательный потенциал. С этой целью было решено провести LAN турнир по приглашениям с призовым фондом в 350 тысяч долларов в рамках Gamescom. Для участия в турнире были отобраны 80 игроков, основными критериями отбора был его рейтинг и популярность в комьюнити. Gamescom Invitational охватил сразу четыре режима игры: Solo Mode, Duo Mode, Duo First-Person Perspective и Squad Mode.
Для проведения соревнований по игре, в которой одновременно участвует такое количество игроков, организаторам пришлось построить особую арену. И игрокам, и ESL пришлось столкнутся с определенными сложностями, но в целом Invitational прошел достаточно неплохо. Тем более, что для Bluehole этот турнир был лишь способом посмотреть на PUBG в соревновательном формате и собрать фидбек.
Кстати, среди участников затесался и коллектив из СНГ под названием Tier 3 Gaming в составе Cake, ALFPLAYS, 0nuqtive и Mumino. Парни показывали неплохую игру во всех режимах, но все же лучшим их достижением является второе место среди сквадов. Если вам хочется узнать подробнее о том, каким же был первый LAN турнир по PUBG, то на сайте есть интервью с Tier 3 Gaming.
Призовые места в среди сквадов:
- Luminosity Gaming - 80 000$
- Tier 3 gaming - 60 000$
- Noble - 30 000$
- Team Liquid - 10 000$
Появление онлайн-лиг и киберспортивной сцены PUBG
В июле 2017 Bluehole начали принимать заявки от организаций на предоставление им кастомных серверов для проведения турниров. Естественно при той популярности, которую уже успела к тому моменту заработать игра, желающих было предостаточно. Правда разработчики сразу же уточнили некоторые моменты: доступ на турнир должен был бесплатным, призовой фонд не должен превышать 1000 долларов, а задержка у всех, кто транслирует турнир, должна быть не меньше 3 минут.
Еще до Gamescom тут и там начали появляться небольшие соревнования, на которых зачастую выступали популярные стримеры, но после того, как Invitational показал, что турниры по игре это реальность, организаторы оживились, и количество онлайн-лиг стало расти. Среди наиболее популярных можно выделить PUBG Online, Auzom, Legends Arena. Каждая из этих платформ стала проводить регулярные соревнования сразу в нескольких регионах, невзирая на то, что игра была еще далека от совершенства.
Процесс становления соревновательного PUBG уже было не остановить. Одна за другой известные и не очень киберспортивные организации стали подписывать составы по игре. Вот ростеры нескольких известных организаций:
- Team Liquid - Ollywood, Molnman, Hayz, Scoom
- FaZe - MeTor, mxey, Jembty, Haxete
- Tempo Storm - Valliate, Meluke, YaBoiDre, Randingo
- Cloud9 - Moody, Frolicer, Frexs, Chappie, SOLIDFPS
- Team SoloMid - aimPR, Viss, SmaK, BreaK
IEM Oakland PUBG Invitational
Проведение второго крупного LAN-турнира по PUBG решили доверить IEM, и надо сказать, что они подошли к делу очень серьезно. Конечно же призовой фонд был не слишком-то впечатляющим, но для игры, соревновательная сцена которой все еще находилась в зачаточном состоянии, 200 тысяч долларов было вполне приемлемой суммой. Участниками стали 20 команд: 12 приглашенных организаторами и 8 прошедших через квалификации, а финалы растянулись на 2 дня, по 4 матча в день.
Победа на турнире досталась команде aAa (ныне Vitality) в составе mOnKeY, oraxehaze, Shadow1K и Shiv. Этот состав попал на турнир после хорошего выступления на европейских квалификациях и в финале не оставил оппонентам шансов, победив с солидным разрывом в 300 очков.
Призеры:
- aAa - 60,000$
- Tempo Storm - 45.000$
- Ghost Gaming - 30.000$
- FaZe - 20.000$
Победа в европейских квалификациях на этот турнир по праву досталась СНГ команде Avangar (0nuqtive, Drainys, KEEN, Mumino), и лишь проблемы с визами не позволили парням попасть в Оклэнд.
PUBG в СНГ
Многие отечественные организаторы увидели в PUBG некий соревновательный или развлекательный потенциал, поэтому всевозможных небольших турниров по игре было предостаточно. Здесь, конечно же, стоит выделить турниры на Goodgame.ru. Всего на сайте было проведено три турнира. То ли приятно было поболеть "за своих", то ли свою роль сыграло комментирование от Miker'a, который подошел к делу с огромным интересом, но общее впечатление от турниров осталось крайне положительным. Конечно же немалую роль сыграли призы от HyperX и ThunderX.
В октября Bluehole заключили соглашение с Mail.ru, суть которого заключалась в том, что последние займутся продвижением PUBG на территории России. Среди важных последствий подобной сделки можно выделить уменьшение цены при покупке игры через сервисы Mail.ru и российские сервера PUBG (дата появления которых пока неизвестна). Ну и эксклюзивный предмет - тельняшку, которую раздавали всем, кто решился приобрести игру у российского дистрибьютора в первый месяц продаж. По странному стечению обстоятельств, цены на тельняшки поползли вверх и теперь они в несколько раз превосходят стоимость игры в магазине Mail.ru.
А 17 декабря прошел турнир Game Center Challenge от Mail, в котором СНГ команды смогли, наконец-то, побороться за солидные денежные призовые.
- IDDQD – 150 тысяч рублей
- GRUBIE — 90 тысяч рублей
- overSeing — 50 тысяч рублей
В СНГ также появилось несколько профессиональных команд, которые показывают стабильные результаты в онлайн-соревнованиях. Вот несколько самых известных:
- M19 - batulin, konstantinvk, ELITEPLAYER, XmpL-
- Vega Squadron - FiftyFourth, Maxiz0r, ENINOEL, VampireGame
- Grubie - WHILEYOUNG, Snoopyk_x, makataO_o, Shade1_
- Avangar - 0nuqtive, Mumino, Keen, Draynis
Подражатели
Популярность PUBG привлекла внимание многих разработчиков, и множество студий начали подумывать насчет добавления в свои продукты Battle Royale мода. Наиболее успешно это вышло у Fortnite, разработчики которой смогли урвать себе кусочек славы PUBG и благодаря этому продать на несколько миллионов копий своей игры больше. Правда Bluehole были не слишком-то рады такому исходу событий, на секунду решив, что они являются единоличными владельцами игр в жанре “королевской битвы". Они даже угрожали подать в суд на Epic Games, разработчика Fortnite, но, к счастью, отказались от этой идеи. Тем не менее в интернете появляется все больше игр, сходство которых с PUBG не заметить невозможно.
Баны
Проблема читеров в онлайн-шутерах была, есть и будет, и PUBG не удалось избежать появления в игре всевозможных аимботов и спидхаков. Правда разработчики стараются по мере сил бороться с нечестной игрой и сейчас ситуация с читерами гораздо лучше чем была пару месяцев назад. Во многом это обусловлено тем, что Bluehole достаточно оперативно прикрывают все сервисы по распространению запрещенного софта и банят по 6 тысяч читеров в день.
Китай
Китайский рынок без сомнения является одним из самых прибыльных в сегменте видео-игр. Естественно, что PUBG очень хотелось добраться до него, вот только их попытки раз за разом наталкивались на всевозможные трудности. Первая попытка добраться до Китая вылились в миллионы разгромных рецензий в Steam, которые оставляли разгневанные пользователи. Основной проблемой было то, что им приходилось играть на серверах с ужасным пингом, а также наблюдать загадочную рекламу сервисов, предоставляющих услуги VPN.
В какой-то момент даже показалось, что игру могут полностью запретить на территории Китая. Некая комиссия, следящая за содержанием цифрового контента, заявила, что PUBG противоречит социалистическим ценностям и может оказать негативное влияние на подрастающее поколение. К тому же, для того, чтобы официально продавать игру на территории Китая, разработчикам нужна была компания-партнер, представляющая эту страну. Для Bluehole такой компанией стал медиа-гигант Tencent. Переговоры были достаточно продолжительными, но стороны все же смогли прийти к соглашению: Tencent сделает социалистически верную версию PUBG и займется продвижением игры на китайском рынке. Правда это не помешало Tencent сделать парочку игр для мобильных устройств, геймплей которых практически полностью копирует PUBG.
Cкандалы, интриги, рыбалка
Неудивительно, что такая популярная игра, как PUBG стала почвой для возникновения множества противоречивых моментов. Но оглядываясь назад, большая их часть выглядит немного блекло, поэтому особо ярких ситуация здесь можно не ждать. И во многом благодаря усилиям Брендана Грина, который достаточно оперативно реагировал на всевозможные скандалы и старался гасить их в зародыше.
Начнем с инцидента с Dr. Disrespect'ом. Суть проблемы заключается в том, что однажды во время игры, у команды популярного стримера из транспорта был один трехместный мотоцикл, а игроков было четыре. Недолго думая, доктор решил убить своего тиммейта, полутать его и отправится дальше, только чтобы в скором времени обнаружить, что его аккаунт был временно забанен. Оказалось, что в правилах игры есть пункт, согласно которому умышленное убийство соратника является наказуемым.
Disrespect был не слишком-то рад тому, что его аккаунт улетел в бан и решил пообщаться с Бренданом Грином в твиттере. Они вступили в перепалку, которая выглядела достаточно невинно до того момента, как Disrespect сказал фразу в духе "я тебе пропишу с вертухана". На что Грин ответил следующим:
Предлагать решить дело насилием - просто неправильно, даже если это лишь игра на публику.
Дальше последовал длинный пост от Брендана, в котором он рассказал историю из своей жизни и постарался объяснить, что угрозы насилия ничем хорошим не заканчиваются. В принципе, данный эпизод мог бы быть очередной историей про которую забудут через неделю, если бы не реакция более полутора миллионов фоловеров, которые на протяжении какого-то времени терроризировали различные форумы и соц. сети.
Вторым противоречивым моментом можно назвать ситуацию со стрим-снайперами. Казалось бы, что популярные стримеры должны были уже давно привыкнуть к ним, но по какой-то причине проблема стрим-снайпинга в PUBG поднималась и не раз. Началось все с гневных комментариев еще одного популярного стримера Shroud'a. Он заявлял, что за ним целенаправленно охотились несколько человек и пожаловался на систему пресечения подобного поведения в игре. Естественно аудитория Shroud'a мгновенно закидала обвиняемых репортами, что вылилось в недельный бан.
Вот только проблемы это не решило и стрим-снайперы продолжали заниматься своим любимым делом. Чуть позже в игру ввели гудок, и все те, кто хотел каким-либо образом отравить жизнь стримерам, нашли себе новое развлечение: они садились в машины и начинали ездить кругами вокруг того места, где засел стример, гудя без остановки. Ходили слухи, что разработчики даже банили игроков за это. Однако буквально пару дней назад, Брендан дал интервью в честь выхода игры из раннего доступа, в ходе которого он кратко описал свое видение проблемы:
Пользователи очень долго просили добавить гудки в игру. И мне кажется, что вся эта ситуация с гудением и стримерами это просто здорово (смеется). Кто-то говорил, что мы баним людей за это, но это неправда. А всем тем стримерам, которых это раздражает, я могу сказать только: "успокойтесь нахрен!".
Третьим сомнительным событием в недолгой жизни PUBG можно назвать ситуацию с местным аналогом лутбоксов. Эта тема вообще стала одной из самых обсуждаемых в 2017 году: скандалы с EA, ARK и попытками запретить лутбоксы в играх на законодательном уровне. Как бы то ни было, суть проблемы заключалась в том, что в первые месяцы после появления игры Брендан Грин не раз заявлял, что платный контент появится в игре не раньше выхода из раннего доступа. Тем не менее в августе Bluehole все-таки решили поэкспериментировать с микротранзакциями.
В преддверии Gamescom Invitational разработчики предложили игрокам получить доступ к некоторым "уникальным" косметическим предметам. Соль была в том, что сами ящики можно было заработать, проводя часы в игре, а ключи для их открытия были доступны только в онлайн-магазине по цене в два с половиной доллара. Подобная схема прошла бы незамеченной, если бы не многочисленные скандалы вокруг лутбоксов, которые возникали на протяжении всего года. Итогом стало огромное количество тем на reddit, множественные отрицательные рецензии в стиме и извинение со стороны Брендана:
Должен признать, что мы плохо справились с донесением наших мыслей до общественности. Поэтому я приношу свои извинения за возможную путаницу. Мы многому научились и постараемся в будущем улучшить коммуникацию с пользователями.
Напоследок хочется упомянуть об еще одной проблеме, которая затронула лишь посетителей сайта GoodGame.ru. В том момент, когда казалось, что трансляции от Miker'a по Готике уже не за горами и вот-вот мы сможем посмотреть как Бобер будет заканчивать Commandos, прошел один, казавшийся тогда достаточно безобидным, стрим. Михаил, в компании IgorGHK впервые попал на Эрангель и все пошло под откос. Всеми любимые стримы по FFA были забыты, а на их место пришла бесконечная рыбалка и погоня за лутом.
Релиз и будущее
Игра вышла из раннего доступа 21 декабря. За месяц до этого на тестовых серверах начали появляться долгожданные нововведения. Сначала разработчики внесли изменения в баллистику и добавили паркур, затем переработали звук и интерфейс, пока, наконец, не представили на суд общественности новую карту Мирамар. Пока никаких планов на следующий год озвучено не было, но пару раз разработчики упоминали то, что после релиза намерены плотнее заняться оптимизацией игры под киберспортивные нужды.
Хотя даже без этого игра остается достаточно популярным выбором для организаторов турниров. Starladder планируют провести международный LAN турнир по приглашениям с призовым фондом в 100 тысяч долларов, а Auzom, организаторы онлайн-лиг по PUBG, уже объявили, что в скором времени начнут тестировать Мирамар и скорее всего устроят пару турниров на новой карте.
Другие итоги 2017 года: