CONT.

CONT.

Стремление Blizzard и KeSPA "обеспечить интересы развития электронного спорта" давно превратилась в неразбериху и взаимный обмен пустыми претензиями. Фанаты, конечно, сами выбрали сторону - одни считают Blizzard неправыми, другие - корейцев. В этой статье - альтернативная точка зрения.


Cont.
Баннер подготовил alffla

Contact

Первое знакомство

Рад, что стал свидетелем главных достижений бывших Советских СтарКрафтеров. Непоколебимая вера в Золото WCG России. Огромное количество комментариев, падающие стрим-серверы и сервер reps. Бешеный поток адреналина в крови (это при том, что сам ты даже не играешь в этот момент!) Ну вот, к примеру:

19 ноября 2005, 10:15 (msk).
"Russia terran Androide сотворил маленькую сенсацию, став первым европейцем, победившем корейского прогеймера на стадии play-off!"
И понеслась...

Первый контакт с игрой - как раз тот возраст, когда душа требует самореализации. Стать в 20 лет Директором Мира трудновато. А вот чемпионство на World Cyber Games кажется возможным. И это не менее круто!

Азарт в основе любого спорта.

Но рано или поздно азарт отступит. Если больше ничего не движет - игрок займется другим делом. Если это стало работой - рационализм займет место азарта.

Переход игроков в СК2 тоже отчасти рациональное решение, ведь если в Brood War национальность чемпионов заранее известна, то в Wings of Liberty "у Европейцев есть шанс".

Continuation

Следующий, проходите!

Поколение игроков в StarCraft: Brood War неизбежно стареет. Игроки либо завязывают с игрой и начинают работать, либо переходят к более "высокодоходным" играм. Те же трудозатраты, но большие призовые.

В большинстве своем в Brood War остаются корейские профессионалы, ограниченные в выборе игры своими контрактами; и их фанаты (которые, впрочем, тоже могут иногда поиграть).

Киберспорт в Корее! Это звучит круто, конечно, но сто тысяч долларов в год лучшему в мире игроку - это очень и очень мало. Более того, "срок годности" прогеймера сильно ограничен. В том же покере для аналогичного заработка вполне хватит присутствия в top-10% (из интервью с Plumbum'ом). "Один лучший", и "один из десяти". Есть разница?

Если заезженное сравнение с покером кажется некорректным - можно привести аналогию с работой. Средний ежемесячный доход в Корее - около двух с половиной тысяч долларов*. Причем $2500 - это нечто среднее по всем сферам. В газовой сфере это среднее доходит до $4000. А карьерный рост прогеймера ограничен. Прогеймер, с которым идет сравнение, уже лучший в мире.

* worldsalaries.org

В добавок есть эффект каннибализма в играх, когда одна игра компании отбирает аудиторию у другой. Подробнее о феномене говорил Adolf[RA]:

Маркетологи Blizzard хорошо осведомлены об эффекте каннибализма, и именно поэтому в СК1 не было нормального ладдера, антихака, автопоиска; а ведь все это могло быть уже в 2003 году. Но чтобы больше людей перешло на ВК3, ничего не делалось. В итоге, все сделали фанаты своими руками.

Сейчас они пытаются убить БВ, чтобы побольше людей перешло на СК2. Действуют грубо. Они не делают нормальных антихаков, а вместо этого банят игроков по факту использования мапхака, раз в полгода. Зачем? Это выгодно - забаненный потом купит еще одну лицензию (диск).

Есть мнение, что Фанаты не поддержат / бойкотируют Близзард. Уже есть подобные предложения на мировых форумах.
Многие фанаты уже детей воспитывают. Им все равно на Близзард, равно как и Близзарду на них. СтарКрафт'два'фтеры поддержат Близзард. Их много, они полны энергии, азарта, энтузиазма. Этого достаточно для продолжения.

Control

Я не создаю. Я владею.

В фильме Wall Street (1987) есть интересная фраза главного злодея, рейдера Гордона Гекко (актер Майкл Дуглас):

I do not create. I do own.

Что буквально переводится как "Я не создаю. Я владею".

Для многих создателей игр времен выхода Brood War выпустить игру, которая войдет в топ рейтингов, это тоже один из пунктов самореализации. Азарта.

Прошло 12 лет с момента выхода первой части. За это время создание компьютерных игр давно превратилось в ремесло, которое, как сказали бы аналитики, "выглядит лучше рынка".


сравнение стоимости акций Activision Blizzard (ATVI) с основными индексами за последние пять лет

Цели холдинга Activision Blizzard имеют приоритет перед целями разработчиков, Activision и Blizzard в отдельности. А цели холдинга просты:

  1. ????
  2. PROFIT!


курс акций Activision Blizzard с 1994*

*На графике Activision (до 09.07.08)
и Activision Blizzard после слияния.

Это накладывает определенный отпечаток, вроде обязательств перед акционерами (которым, в конечном счете, важна лишь прибыль). В качестве примера можно привести косвенное признание Blizzard в выпуске сырого продукта. Я не имею в виду баланс, статья не об этом, а обещание Blizzard "добавить запланированные ранее возможности в ближайших патчах после релиза игры". Двенадцать лет назад компания приняла бы решение в очередной раз отсрочить выпуск, сперва внедрить эти самые "запланированные возможности". На фоне "стремления компании обеспечить высокое развитие инфраструктуры электронного спорта" такие промашки намекают.

Повышение продажной цены и разделение различных версий по регионам перед релизом - еще один шаг от клиента к прибыли.

Contract

Читайте написанное мелким шрифтом

Blizzard с помощью мозгов, рук, мыши, клавиатуры и других инструментов придумали StarCraft - объект интеллектуальной собственности. Разумеется, они имеют полное право на распоряжение этим объектом. Однако "морально", или, если хотите, "по понятиям", Blizzard во многом должны KeSPA.

Было замечено интересное мнение пользователя reps, SECTOID.RU, который возмутился, дескать, почему же Microsoft не требует отчислений (роялти) за проведение турниров? Ведь трансляции ведутся на ОС Windows!
Дело в хитром лицензионном соглашении Близзард, который принимает всякий пользователь, нажимая "Я согласен". Игра полностью куплена только в отношении одиночной кампании. В мультиплеере множество ограничений (см. Пользовательское соглашение Battle.net). Не согласны с условиями? Бегом в магазин, возвращать диск с формулировкой: "прошу вернуть деньги в связи с неприемлемыми для меня условиями лицензионного соглашения разработчика". Если магазин откажет - претензия в российское представительство Близзард.

Но даже несмотря принятие подобных оговорок в лицензионном соглашении, в споре Blizzard vs KeSPA речь идет не о невыполнении условий между Близзард и KeSPA (или связанных компаний), а о невыполнении условий между:

  • Близзард и Игроками/Фанатами;
  • KeSPA и Игроками/Фанатами.

Более обиден тот факт, что последние, то есть Фанаты, не могут как-то защитить свои моральные права. Очередной шаг от клиента к прибыли. Не только со стороны Blizzard, но и со стороны KeSPA.

Почему ругают Blizzard за "Внезапность" обнаружения нарушений со стороны KeSPA? Кто сказал, что нужно сразу же, по первому сигналу предъявлять свои претензии и раскрывать карты? Есть вариант подождать - "откормить поросенка".

Убежден, что вину и в возникновении этой спорной ситуации, и в отсутствии решения можно разделить 50/50 между Blizzard и KeSPA.

Почему в 2007 GOM TV не дали провести турниры под эгидой KeSPA? Думаю, у них не меньше опыта, чем у той же MBC. А, как показало время, от банальных проблем отключения электроэнергии в финальных играх никто не застрахован. Чем же GOM TV хуже? Может быть тем, что посчитали KeSPA слишком жадными?

Предполагаю возражение, что "KeSPA - некоммерческая организация". Да, я не могу поспорить, что KeSPA - non-profit organization. Это в ее уставе. Но давайте мыслить шире. KeSPA не отдельная организация, а деталь в механизме извлечения прибыли.

Пример для понимания:
Пусть какой-нибудь Сбербанк создал "Фонд помощи хромым белкам". Фонд, разумеется, некоммерческая структура.

Допустим, Фонд собрал много денег и (для простоты) положил деньги на срочный депозит (то есть "под проценты"). Прибыль предполагается пустить исключительно на оклад работников фонда и саму "помощь хромым белкам".

Фонд как отдельная структура - некоммерческая; но в совокупности со Сбербанком - еще как коммерческая. Ведь Сбер, получив деньги в качестве депозита, может их обернуть (для простоты - дать кредит), и этот оборот будет коммерческой прибылью.

Так же и KeSPA. "Реинвестирует телеканалам".

Отдельно, да, KeSPA это некоммерческая организация. Но кто ее владельцы? "Люди, борющиеся за права киберспортсменов" на одном энтузиазме? А кушать и кормить детей они на что будут?

Финансисты Activision Blizzard прекрасно представляют себе структуру "около-KeSPA-холдинга".

Да и зачем некоммерческой компании, KeSPA, регистрировать и затем продавать "исключительное право на трансляцию турниров". С этого и началась война с Blizzard. Как верно заметил Hireling, аналогичная ситуация была с корейским сервером Game-i. Как только владельцы решили подзаработать, их быстро прикрыли.

Еще один постоянный посетитель reps, mOOp, считает, что KeSPA самой стоит охладить пыл и убавить аппетиты. Да, их заслуга очевидна. Но и без них StarCraft 2 наверняка продавался с такой же популярностью. У Blizzard хватает средств и возможностей на рекламные кампании. "Да и без KeSPA - говорит он, - многие знают, что есть такая игра Brood War и это супер игра; продолжение должно быть не хуже, и они купят вторую часть по крайней мере из-за сингла".

Continent

В чужой монастырь

Америка, Европа и Азия - разные части света. Каждая "со своими тараканами". Северная Америка и Европа похожи, но Азия резко от них отличается.

У азиатов есть такая особенность как дедовщина. Причем чрезмерно развития. Конечно, я говорю не про армию, а про бизнес.

Есть такое понятие как "азиатская модель управления" (менеджмента, бизнеса, рынка и т.п.).

Для понимания представьте такую ситуацию:
Вы идете устраиваться на работу, скажем, в Mitsubishi. Вам показывают отдел со стариками. Становится понятно, что это убыточный отдел и "работничкам" давно пора, кому на пенсию, а кому и в гроб. Но шеф внушает Вам к этим старичкам глубокое уважение: "Видишь? Раньше они многое делали для компании. Сейчас они - убыток. И ты их кормишь, ведь мы могли бы их уволить, а тебе прибавить. Но ты станешь таким же, и новый молодой человек, как ты сейчас, будет тебя кормить".

Это хорошая сторона. А дедовщина заключается в том, что новенький как "дух" в армии. Ему ничего не принадлежит, ему не стоит думать, он выполняет все самое стремное. И если дух каким-то чудом что-то новое и придумал, его изобретение тут же присвоит "дед". И это нормально, ведь когда дух вырастет и сам станет дедом, он сможет делать так же.

Однако "некорейцы", или "чужаки" (такое слово до сих пор в ходу у пожилых корейцев, но не у всех, конечно) всегда будут духами.

Применительно к статье это означает, что корейцы (в лице KeSPA) искренне не понимают, какого, собственно, от них хотят Blizzard (и кто это вообще такие). Отчасти правы, ведь они могли с таким же успехом сделать лиги по Вархаммеру, Казакам, Героям Меча и Магии, в конце концов. Уверен, если проверить сотрудников KeSPA на полиграфе, вопрос-ответ "Вы воровали у Blizzard? - НЕТ" покажет "Правду".

Continuous

Этому нет конца

Считаю абсолютно верной мысль, что судиться по подобным вопросам можно почти всю жизнь. Особенно американцам в Азии. Едва ли этот спор разрешат сами компании, или даже суды.

Этот спор разрешат игроки и фанаты, большинством своим, выбрав главенствующую игру. Учитывая, что притока новой крови в Brood War практически нет, а в Wings of Liberty навалом без всяких судебных решений о запрете лиг по первому СтарКрафту, "главенствующая игра" очевидна.

Главное, чтобы при этом не возник раскол между фанатами двух частей игры. Впрочем, Kardinal убежден, что раскола не может быть:

Масса Фанатов SC:BW в миллион раз меньше. Раскол подразумевает конфликт, а его не будет, так как:

  1. BW Фанаты мудрее по возрасту
  2. Их слишком мало, чтоб на них обращали внимание

Contingent

Брат-СтарКрафтер

Забавно иногда наблюдать за стычками молодых Дотеров и некоторых СтарКрафт'два'фтеров. Перепалки в стиле "нет, это ты идиот!". В BW такие уже давно отсеялись. Оставшиеся, в большинстве своем - люди, готовые прийти на помощь.

В конечном итоге, не важно, кто выйдет победителем, KeSPA или Blizzard. Каждый сделал для себя выводы. Если Близзард закроет корейские лиги - да, будет очень неприятно, но жизнь не остановится.

Я, например, получил, что хотел от игры - азарт, адреналин, возможность в некоторой степени самореализации в студенческие годы. StarCraft подарил много знакомых, хороших друзей по всей России и в некоторых других частях мира.

Пусть следующее поколение достигает высот.
В новой игре с новыми силами.

Отдельное спасибо товарищам alffla, Overmind, craft, Strelok, Adolf[RA], Kardinal, mOOpindahOuse, Zer@tuL за помощь в написании статьи.