Для поступающих в вузы

Не так давно на многих игровых сайтах прошла информация о том, что с нынешнего года компьютерный спорт стал одной из дисциплин, которые читаются в российских ВУЗах.  Эта новость, преподнесённая в несколько скандальном ключе, вызвала определённую, не всегда положительную реакцию общественности.

 

Суть вопроса заключается в том, что с этого года в программу обучения кафедры информационных технологий Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма включены дисциплины, непосредственно связанные с изучением компьютерного спорта и компьютерных игр. Как так получилось, с какой целью, и какая от этого польза, давайте разбираться.

(Далее статья разбита на несколько частей для удобства читателя. Можно прочитать её полностью, а можно пробежаться по заголовкам, остановившись на конкретном интересующем материале).

РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК) - Ведущий спортивный ВУЗ СССР, России и Европы с достойной историей и международным признанием.

В 1918 году по инициативе Народного комиссариата просвещения, был создан Московский институт физической культуры - первое в истории России высшее учебное заведение в сфере физической культуры, имеющее своей целью подготовку специалистов в области улучшения физического здоровья населения, его исследование и развитие методов его укрепления. С 1920 года институт получает статус Центрального института (ГЦИФК).

Институт готовит специалистов, хорошо владеющих педагогическим и спортивным мастерством, организаторов физкультурной работы. В 1934 году институт удостоен ордена Ленина (ГЦОЛИФК). В эти годы институт сыграл ведущую роль в  создании научно-методических основ советской системы физического воспитания, благодаря которой наша страна всегда была одним из лидеров в спорте на международном уровне.

В военные годы 457 преподавателей и студентов ГЦОЛИФК добровольцами ушли на фронт, влившись в состав прославленного войскового соединения НКВД ОМСБОН (Отдельная мотострелковая бригада особого назначения). Именно спортсмены стали основой для формирования из состава бригады диверсионных отрядов, забрасываемых в тыл врага, превращавшихся затем в крупные партизанские отряды.

В 1946 году институт возобновил свою работу, готовя спортсменов, преподавателей физической культуры, тренеров и других спортивных специалистов. В 1988 году ГЦОЛИФК присуждён международный диплом ЮНЕСКО за вклад в развитие физической культуры и спорта.

В 1997 году вуз вошел в Европейскую Сеть спортивных наук в высшем образовании (ENSSHE), в 1998 году - в Международный комитет спортивных наук и физической культуры (ICSSPE). С 2003 года носит название Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (РГУФКСиТ), с 2011 - РГУФКСМиТ (Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма).

Кафедра информационных технологий - современная кафедра РГУФКСМиТ, с 2011 года становится выпускающей: получает право готовить студентов по направлению "Прикладная информатика".

Основу  каждого ВУЗа составляют кафедры. Кафедры делятся на два вида - выпускающие и невыпускающие. Невыпускающая кафедра осуществляет преподавательскую деятельность для всех студентов и аспирантов по своим дисциплинам в рамках общих курсов обучения. Выпускающая кафедра имеет своих студентов, готовит их к выпуску по своей специализации. В каких-то ВУЗах распределение студентов по кафедрам происходит после нескольких лет обучения (до этого студенты учатся в общем потоке), в других - сразу при поступлении. 

В зависимости от общего направления деятельности ВУЗа, востребованности обществом тех или иных специалистов и других причин ВУЗ может образовывать новые кафедры или, наоборот, ликвидировать их или делать их выпускающими в том случае, если специализация самой кафедры отвечает потребностям общества. Кафедра информационных технологий РГУФКСМиТ - одна из самых молодых кафедр - образована в 2009 году путём выделения из кафедры естественно-научных дисциплин и информационных технологий.

Информационные технологии сейчас востребованы в спорте, как и в любой другой деятельности человека. Но, если раньше применимость информационных технологий в спорте ограничивалась использованием компьютерной техники в качестве вспомогательного инструмента в исследованиях и образовательном процессе (речь шла фактически об обычной компьютерной грамотности и изучении специализированных программ), то с течением времени начала появляться тренажёрная техника на основе информационных технологий, появилась возможность точнейших исследований процессов, проходящих в организме человека с их помощью и, наконец, на стыке спорта и информационных технологий родилась и получила общественное признание новая соревновательная активность человека, всем нам известная под названием «компьютерный спорт».

После своего образования в 2009 году кафедра ИТ по своей собственной инициативе и с помощью Федерации компьютерного спорта России провела ряд внутри- и межвузовских соревнований по компьютерному спорту. В прошлом году кафедра стала инициатором и основным организатором Университетской конференции «Проблемы и перспективы компьютерного спорта». Представители кафедры регулярно участвуют в других мероприятиях по компьютерному спорту, посещают соревнования, готовят материалы для статистических исследований.

С нынешнего года к бывшей аббревиатуре Университета (РГУФКСиТ) прибавилась буква «М», что означает, что, вслед за руководящим ведомством (Министерство спорта, молодёжи и туризма) Университет также берёт на себя исследование молодёжной тематики. И это закономерно. Физическое здоровье молодёжи - одна из основ развития страны. А ведь наиболее массовое увлечение нынешней молодёжи - компьютерные игры, как соревновательные, так и обычные. Естественно, что в программу научной работы кафедры ИТ войдут и предметы, связанные с компьютерными играми, их влиянием на молодёжь с точки зрения не только физического, но и психического здоровья.

Так как с каждым годом информационные технологии (аппаратное и программное обеспечение) используются в спорте, подготовке спортсменов, изучении физического и психического состояния человека всё больше, возникает необходимость подготовки спортивных специалистов соответствующего профиля. И с нынешнего года Кафедра информационных технологий РГУФКСМиТ становится выпускающей и начинает набор студентов по направлению «Прикладная информатика», профиль "Прикладная информатика в социальной сфере".

Основные дисциплины по направлению подготовки «Прикладная информатика» », профиль "Прикладная информатика в социальной сфере". (общий курс)

Чтобы предотвратить спекуляции на тему «В стране и так много проблем, а тут игрушки в ВУЗах начинают преподавать» давайте начнём рассматривать список дисциплин. Полный список доступен по этой ссылке (http://it.sportedu.ru/content/osnovnye-distsipliny-po-napravleniyu-podgotovki-prikladnaya-informatika). Всего в списке 67 дисциплин, из них 25 - общие для всех студентов РГУФКСМиТ.

Дисциплина под номером 1 - история, без неё никуда. Дисциплины с 3 по 14 читаются специалистами кафедры философии и социологии и касаются, собственно, философии и социологии. Многие из них входят в программы для всех выпускающих кафедр. Дисциплина 15 - иностранный язык. С этим тоже всё понятно.

А вот посмотрим дисциплины 16-20. Эти предметы читаются специалистами спортивного менеджмента, и все из них касаются работы спортивного менеджера. Есть в киберспорте сейчас хотя бы один спортивный менеджер, получивший диплом спортивного ВУЗа? Есть талантливые, да. Но тут - специальная подготовка. Причём, не важно, по какому виду спорта. Можно потом быть менеджером и в другом виде. Более того, спортивный менеджмент - это кадровая политика, что, вкупе с социологией, делает из дипломированного специалиста готового кадровика в любой области.

20-я дисциплина -  банковские информационные системы, также отнесём к предыдущему «экономическому» абзацу. Дисциплина 24 «русский язык и культура речи» - ну что тут сказать. Спортивных журналистов и комментаторов сейчас много, даже в компьютерном спорте, а вот как у них с культурой речи? Это - риторический вопрос. 25 - культурология, сюда же.

26-36 - естественно-научные дисциплины (математика, физика, статистика и т.п..). Без них никуда. Как и без №40 «Безопасность жизнедеятельности»

Дисциплины 21-23, а также 37-39 - это предметы для обучения тренеров и методистов. Есть в нашем спорте тренеры и методисты? Как мы себе представляем тренера, хотя бы из художественных фильмов? Это авторитетный человек, для спортсменов- отец родной, который подбирает команду, подбирает резерв, работает со спортсменами, делая из них настоящих мастеров, основываясь на личности каждого спортсмена. Есть у нас такие? Нет, у нас есть только менеджеры, да и то не дипломированные. Вся «тренерская» политика сводится к приглашению спортсменов, показавших хорошие результаты, под очередной «клан-тег», выбивание для них площадки и реже - зарплата. А если в КС-пятерке выбывает один игрок (уходит в армию, например), такой состав долго считается потерянным. Без тренера, который держит резерв и отслеживает игроков, быстрая и качественная замена игрока невозможна. Из-за отсутствия таких тренеров мы, кстати, давно уже не лидируем на международных соревнованиях. В других-то странах они постепенно появляются.

Дисциплины по специализации кафедры ИТ, компьютерный спорт

Итак, мы добрались до главного. Именно до тех предметов, которые являются специализированными предметами кафедры ИТ и которые наиболее интересны аудитории настоящего сайта.

Начиная с п.41 многие из предметов посвящены расширенной компьютерной грамотности. Изучение операционных систем, сетей и инфокоммуникаций, базы данных и информационная безопасность. Эти предметы необходимы специалисту в области информационных технологий, пусть даже и спортивного профиля. Углублённое изучение их позволит внедрять существующее и создавать новое оборудование на базе информационных технологий для целей физической культуры, спорта, спорта высших достижений, исследований организма человека, чем сейчас активно занимаются спортивные лаборатории по всему миру.

Слегка особняком от остальных стоят такие дисциплины как №№ 42, 53, 62, 63, 64, 65. Например, 42 «Математическое моделирование физических процессов в компьютерных играх». Ну что, отличная  дисциплина. По крайней мере, станет понятно, как производится то, во что мы играем. Или каким образом производится - еще одна актуальная дисциплина № 53 "Программирование компьютерных игр". А если смотреть шире, то такое моделирование необходимо знать для разработки тренажёрных систем, для моделирования процессов, происходящих вне и внутри организма спортсмена во время соревнований, что применимо, например, как в спорте высших достижений, так и в военных и экстремальных системах тренировок. Или 66-67, основы производства видео. То есть человек обучается работать с видеорядом, приобретает необходимые навыки работы с видеосистемами. В принципе, эти предметы также являются изучением современных информационных технологий в более конкретизированном применении.

Что же касается непосредственно тех предметов, наличие которых вызвало оживлённую дискуссию, то это пункты 62 и 63 «Организация и проведение соревнований в компьютерном спорте» и «Методики подготовки к соревнованиям по компьютерному спорту». Возможно, преподавание именно этих дисциплин будут вести хорошо знакомые нам всем люди, которых мы неоднократно встречали в числе организаторов соревнований, судей и менеджеров команд.

Смысл обучения любого студента заключается в том, что образовательное учреждение должно готовить специалистов, востребованных обществом. Таких специалистов, которые найдут работу по специальности, получив заветный диплом. Что ж, если из всех студентов, обучающихся в РГУФКСМиТ, каждый год несколько человек будут получать диплом с хорошими оценками по конкретно этим предметам, они, скорее всего, будут востребованы. В компьютерном спорте реальная нехватка специалистов. Не всеми любимых персонажей, постоянно присутствующих на фотографиях популярных киберспорт-ресурсов, а настоящих специалистов.

Особенно это актуально в свете развития международных структур по компьютерному спорту. Со временем Международной федерации компьютерного спорта (IeSF) всё же удастся вступить в СпортАккорд и в Ассоциацию спортивных федераций, признанных МОК. В этом случае весьма насущным станет вопрос подготовки спортсменов для выступлений на международном уровне. Он и сейчас стоит, но с официализацией компьютерного спорта в мире это будет затрагивать престиж целой страны, а не отдельных коммерческих коллективов. Тогда спрос на подобных специалистов существенно вырастет.

Но я ещё раз повторю. Специалисты, которых кафедра готовит в рамках программы «Прикладная информатика», гораздо более широкого профиля, чем только компьютерный спорт. Они - практически универсалы в обозначившейся области спортивно-прикладных информационных технологий - области,  находящейся на стыке физической культуры и информатики, исследующей физиологию, физические и психические возможности человека с помощью ИТ, взаимодействие его организма с аппаратным обеспечением и спортивной экипировкой.

Впрочем, эта область зачастую и называется киберспортом в более широком понимании этого слова, в котором его чаще используют вне русскоговорящих стран.

Дополнительно

На этом можно было бы и закончить, однако есть ряд технических моментов, которые необходимо пояснить. Во-первых, почему обучение платное. Можно ограничиться простым ответом: потому что у нас сейчас капитализм. И всё же поподробнее. Стоимость 70000 рублей за год - это сравнительно невысокая плата за обучение. Сейчас за детские садики (там, где они платные и нет альтернативы) в Москве и области платят больше.

Возможно ли бюджетное обучение? В этом году - нет. А дальше всё будет зависеть от того, сколько студентов поступит на кафедру в этом году. Если со следующего 2012 года появятся бюджетные места, то это коснётся и тех, кто поступал в 2011. Есть шанс со следующего года обучаться бесплатно. Также, возможно, вырастет количество программ обучения кафедры. Единственная на сегодняшний день программа «Прикладная информатика» - это только первая ласточка. Впоследствии увеличится и количество программ, и количество спортивных ВУЗов, дающих образование в этой области.

Это также зависит от того, насколько быстро нам удастся вернуть компьютерный спорт во Всероссийский реестр видов спорта. Чем быстрее он там окажется, тем больше вероятность появления бюджетных мест по этой и аналогичным программам образования в других ВУЗах. И количество дисциплин по компьютерному спорту увеличится.

Каковы условия проживания? Университет находится в шаговой доступности от метро «Черкизовская». Для тех, кому ездить далеко и для иногородних студентов предоставляется общежитие (стоимость проживания - 1000 рублей в месяц).

Ссылки по теме:

  • Кафедра информационных технологий РГУФКСМиТ
  • Новосёлов Михаил Алексеевич: nma@sportedu.ru