МНЕМОНИКА
Для начало поймем, что это я тут несу.
Мнемо́ника (греч. τα μνημονιχα — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания ...
Для начало поймем, что это я тут несу.
Мнемо́ника (греч. τα μνημονιχα — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.
У многих из Вас скоро учебная сессия, кто-то будет поступать, некоторые сдают дипломы. И для всего это нужно много запомнить. В голове много мыслей, везде шпаргалки, долгие посиделки за компьютером и самое главное, всё это нужно запомнить и не забыть, даже мелочи.
Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (методы мнемотехники) — чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.
История мнемотехники
История мнемотехники ведёт отсчёт едва ли не с первобытных времён.
Простейшие способы запоминания появились прежде, чем была изобретена письменность (что естественно). Служители культов, сказители, бродячие певцы должны были держать в голове огромные объёмы информации.
Не будь у наших предков умения фиксировать в памяти обширные сведения, многие мифы, молитвы, рецепты потерялись бы в веках. Общеизвестные «Илиада» и «Одиссея», как считают многие авторитетные учёные, были ритмизованны, наполнены повторами и статичными эпитетами неспроста – всё это позволяло облегчить процесс запоминания и воспроизведения текста.
Раз уж мы завели речь об античной мнемотехнике, упомянём и первых теоретиков этого искусства. Среди них – поэт Симонид, ораторы Квинтилиан и Цицерон. Именем последнего даже назван один из удобнейших мнемотехнических приёмов, популярных в наши дни (см. Метод Цицерона (способ мест)). Надо предполагать, что арсенал приёмов запоминания, которыми пользовались древние, был богаче, чем мы думаем. Трактатов по мнемонике и мнемотехнике до нас дошло не так уж много, зато история хранит поразительные биографические факты отдельных мудрецов. Например, Сенека мог запомнить одним махом пару сотен стихов.
На Руси, между прочим, мнемотехнические приёмы пошли в ход тоже довольно рано. Вспомним древнерусскую азбуку, несколько букв которой знает каждый из нас. Она была основана на речевой мнемонике. Все буквы связывались со словами (аз –я, буки – буквы, веди – ведаю), более того – слова складывались в более крупные единицы речи (я буквы знаю; письменность – это добро и так далее).
Письменность значительно облегчила оперирование информацией во всех странах мира. Но и в письменный период интерес к методам управления памятью был высок. Среди самых видных учёных, работавших над этим вопросом, - Джордано Бруно (16 век). Кстати, в честь него названа современная система запоминания Джордано.
В средние века элементами мнемотехники не брезговали и церковники: успешно применялись знаки-аллегории, религиозные символы, которые выступали как подпорки для запоминания добродетелей и грехов невежественным людом. Тогда ещё не было достаточного разграничения эмоциональных и логических основ человеческого восприятия. На эту тему спорят с 19 века. Тогда учёный Генрих Эббингауз (Германия) целенаправленно занялся ассоциативной психологией запоминания.
20 век – особый в истории мнемотехники. Она стала развиваться семимильными шагами по всему миру, кроме нашей страны. В России, как и остальная наука, мнемотехника формировалась скрыто «благодаря» специфике советского режима.
Последняя серьёзная веха истории мнемотехники – создание двух самых авторитетных на настоящий момент систем – визуальной методики «Джордано», автор Владимир Козаренко и метод речевых способов Самвела Гарибяна. Радует, что создатель первой - лично мне очень симпатичной - системы наш соотечественник.
Выделение частей образа
Приём «Выделение частей образа», кроме собственной значимости, еще и важная составная часть многих методов запоминания.
«Выделение частей образа» применяют на отдельных этапах построения многоуровневых систем, а также в запоминании по приёму возврата (его рекомендуют создатели метода «Джордано»).
Бррр, как сложно и скучно, да? Не волнуйтесь, рассмотрим все по порядку
) Все будет просто и понятно.
«Выделение частей образа» в чём-то сродни методу Цицерона, только запоминаемые образы мы «прикручиваем» не к определенным местам, а к частям одного предмета.
Для примера запомним несложный перечень вещей, которые нужно взять с собой для поездки на летний отдых.
Документы, деньги, одежда, зубная щётка, паста, мыло, полотенце, тапочки, лекарства.
Представим рюкзак. Покрутим его перед собой в воображении. Представляйте конкретный, хорошо знакомый рюкзак, со всеми его карманами, замочками, этикетками.
Приступаем:
1. под ручку рюкзака вставлен паспорт (образы крупные, хорошо видные, с характерными деталями)
Движемся всегда сверху вниз (в других примерах, если это удобнее – слева направо)
2.фирменная нашивка обложена монетками (крупно, весомогрубозримо)))
3. на лямки намотан свитер
и так далее.
Как видите, прием обладает некоторыми преимуществами перед методом Цицерона:
- не нужно заранее готовить список опорных образов – берем один хорошо знакомый предмет и с легкостью получаем десяток-другой нужных верстовых столбов.
- при желании можно закрепить запоминание: вы можете окинуть взглядом весь комплекс запоминаемых вещей: достаточно представить предмет-опору, с которым объединены все запоминаемые образы.
Можно слегка модифицировать метод выделения частей образа:
Части образа, который выбирается в качестве точки отсчёта, также можно использовать как опорные.
Так будет еще проще, если первый образ достаточно сложный и состоит из большого количества частей. Не придется добавлять ничего лишнего.
Возвращаясь к нашей поездке:
Рассматриваем в воображении паспорт. Можно «полистать» его – вот первая страница, вот тут моя фотография, вот штамп. Можно рассмотреть отдельно обложку, корочки (отдельно – героб) скрепки, страницы…
В некоторых случаях, если предмет не очень-то легко поделить на части (яйцо, шар, куб и др.), а он по какой-либо причине незаменим в качестве опорного образа, выделяйте хотя бы верхнюю, нижнюю, левую и правую части. Неудобные для использования в этом приёме объекты могут возникнуть, если вы запоминаете цифры, соотнесённые с постоянными изображениями.
Тренируем память правильно: 6 советов
Занятия мнемотехникой - довольно сложное дело. В этой статье я расскажу, какие условия должны выполняться, чтобы тренировка памяти была успешной.
1. Прежде всего, надо уяснить, что тренировка памяти - дело не одного дня и не одной недели. Ощутимые результаты будут только через несколько месяцев. Развитие памяти - это долгосрочные инвестиции в себя.
2. Очень важно заниматься регулярно - лучше всего ежедневно, или хотя бы три раза в неделю. Отличная память - это навык, а тренировать навык нужно постоянно.
3. Определите для себя программу тренировок: выделите определенное время, распланируйте, когда и что будете делать. Эта программа зависит прежде всего от ваших целей, от того, зачем вам нужна развитая память: запоминать телефоны и пароли, учить английский язык или изучать законы. Упражения, которые я описываю на этом блоге даются последовательно, можно следовать этой программе, она более-менее универсальна.
4. Тренировка должна быть последовательной, а объем запоминаемого - постоянно возрастать.
5. Выполняя упражнения, делайте упор на скорость. Ошибки неизбежны, вам нужно отработать навык быстрого запоминания - не сидите над упражениями слишком долго.
6. На начальных этапах может быть довольно сложно усидеть на месте и концентрировать внимание. Так и должно быть. А занятия мнемотехникой - тренировка не только памяти, но и внимания, и воображения. Чтобы развиваться - надобно стараться
))
Способы развития памяти
Прежде чем приступить к делу, неплохо бы узнать, а какие вообще существуют способы развития памяти. (Что-то мне подсказывает, что этих способов будет много).
Ну вот хотя бы: Школа Эйдетики в книжке "Методы развития памяти" обещает 27 способов. Смотрим... Способов, к сожалению, здесь всего 1. А именно - мнемотехника. Авторы выделяют собственно мнемотехнику (она опирается на вербальные, словесные механизмы) и эйдетику (опирается на манипуляции с образами). Кстати, другие системы развития памяти не поддерживают такого разделения. Итак, первый способ развития памяти - мнемотехника, то есть использование и отработка специальных приемов для запоминания, которые основаны на знании механизмов памяти.
Идем дальше.
Разнообразные пособия для школьников и студентов, а также некоторые учебники психологии для развития памяти рекомендуют следующее:
- тренировать внимание, как процесс, способствующий запоминанию
- сочетать различные виды памяти (двигательную, слуховую, визуальную, речевую...). То есть чтобы лучше что-то запомнить, идеальным будет это записать, прочитать, проговорить, прослушать.
- разбивать материал (например, параграф из учебника) на части и зубрить, простите, запоминать, маленькими кусочками.
- систематизировать материал, находить множество логических связей между его частями
Давайте вдумаемся, можно ли назвать это способом развития памяти? По-моему, нет. Это - условия, соблюдение которых позволит запоминать лучше. Но если делать все строго по этим инструкциям память как таковая не разовьется. Ее природные характеристики (объем, прочность запоминания, скорость) - останутся на том же уровне. Аналогия: оптический прицел позволит вам выстрелить точнее, но не научит стрельбе без него. Поэтому все вышеперечисленное - отнюдь не способы развития памяти. Таким образом, вместо второго способа развития памяти у нас пустота))).
Некоторые тренинги обещат развить фотографическую память: дескать гляните на страницу учебника - весь текст, схемы, рисунки улягутся в голове и будут там всю жизнь. Конкретной информации по этому способу развития памяти маловато, методики тренировки сводятся к запоминанию изображений, поиску отличий на картинках. Довольно сомнительно, на мой взгляд. Кроме того, далеко не вся информация, с которой мы сталкиваемся - визуальная. На слух ведь тоже часто приходится воспринимать, верно?
Но, все же, с натяжкой: Третий способ развития памяти: фотопамять.
Подытожим.
Единственным более-менее признанным и обоснованным способом развития (именно развития!) памяти является мнемотехника. Поэтому заниматься я буду именно мнемотехникой. Чего и вам желаю
)
Проблема развития памяти (вместо предисловия)
Развитие памяти...
О памяти много говорят, много пишут, много пытаются развивать. Как правило дело заканчивается полумерами - чтением статейки в какой-нибудь полужелтой газете, в стиле "грецкие орехи очень полезны для памяти" и "когда читаете текст, задавйте вопросы к каждому абзацу".
Как правило, развитие памяти воспринимают как забавную игрушку, особо никому не нужную (брат, сосед и дядя Вася никогда такими штуками не занимались - а мне нафига?)
Может и правда - развитие памяти никому не нужно?
Давайте поразмыслим.
10 лет в школе.
5 лет в универе.
(вспоминаем сессию и высоченные стопки учебников, нагромождения формул и дат)
На этом все заканчивается? Вообще-то нет. Неплохо было бы выучить английский (с каждым годом все нужнее и нужнее, причем в самых разных областях). А после института, очень возможно, придется окончить пяток курсов повышения квалификации.
Короче. Каждый из нас на собственном опыте прекрасно знает, что развить память было бы очень неплохо. Пригодится. Ну а если вы связываете всю жизнь с непрерывным совершенствованием и профессиональным ростом, то проблема памяти встает особенно остро. Без отличной памяти никуда.
Так почему жы нас не учат этому в школе? Почему заставляют рубить деревья (гранит науки) тупым топром (ненатренированной памятью)?
Много ли времени требуется на осовение приемов мнемотехники (ах, эта вечная отговорка: было бы здорово, да нету времени...)? Первые результаты у меня появились спустя неделю. В среднем, говорят, специалисты, на то, чтобы прилично развить память, нужно несколько месяцев.
Несколько месяцев по часу в день - и сэкономленные годы. Это как осовение клавиатуры - сначала удобно двумя пальчиками и неохота учиться, потом просто смешно смотреть, как человек два часа набирает одну страничку.
Ах да, и еще одно. Не знаю кого как, а вот меня бесят выступления "ораторов" по бумажке. Вышел на трибуну - смотри на слушателей и говори, что думаешь, а не бормочи по листочку. Мнемотехника и риторика очень близки, приемы для успешного запоминания придумали ораторы. Мне часто приходится выступать, порой с длинными речами. Я не позволяю себе выступать по бумажке. Но раньше работа над речью занимала гораздо больше времени - а теперь я полностью уверен, что не упущу ничего важного.
На этом блоге я буду рассказывать о том, как тренирую память, об упражнениях для ее развития и подходах к запоминанию. О сложностях и нюансах на этом пути. О том, как я использую память для улучшения жизни. И еще... и еще...
Вы все еще в раздумьях, стоит ли тернировать память? Тогда мы идем к вам!
Метод Цицерона (способ мест)
Мнемотехника – весьма древнее искусство. Еще в античности понимали ее пользу и владели многими мнемотехническими приемами, самый знаменитый из которых, безусловно, метод Цицерона.
Цицерон "развешивал" заранее продуманные выигрышные слова речей по своей комнате. Бытует также мнение, что удобный приём найден не Цицероном, а греческим поэтом Симонидом, причём при довольно экстремальных обстоятельствах.
Якобы Симонид случайно выбрался живой из под обломков кровли, которая обвалилась на большую пирующую компанию. Родственники погибших просили Симонида указать, в какой части разрушившегося здания искать тела близких. Поэт, вспоминая, обнаружил, что ему удалось назвать почти всех благодаря знакомым деталям обстановки в помещении. Он счёл это наблюдение ценным и впоследствии развил мысль. Ну а Цицерон, как более именитый собрат, остался не просто в истории, но и в истории и практике мнемотехники.
Оставим древних и прикинем, как можно использовать метод Цицерона. Он применяется для классической задачи мнемотехники – запоминания последовательности не связанных элементов (слов, цифр).
Вот десять слов: кот, кошелёк, вентилятор, заплата, сапог, батон, уголь, топор, экран, кипятильник. Прежде, чем запоминать их, нужно подготовить соответствующее количество хорошо знакомых образов.
Вы наверняка способны описать какой-нибудь изученный до мелочей городской маршрут. Например, тот, по которому вы каждое утро идёте на работу, и каждый вечер – домой. Также вы прекрасно помните расстановку вещей в своей квартире и планировку комнат (конечно, если вчера вы не праздновали новоселье). Сформированные естественные ассоциации могут оказаться хорошей опорой, когда возникает необходимость запомнить последовательность не связанных между собой слов. Рассмотрим простой условный пример.
Допустим: крыльцо дома, трансформаторная будка, мусорные контейнеры, автобусная остановка, газетный киоск, магазин, детские качели, скамеечка, школа, кафе, крыльцо здания, в котором располагается офис. Все это давно прочно обосновалось в нашей памяти, поэтому проблем с подбором образов не возникнет, они уже связаны в вашем сознании.
Теперь остаётся только соединить элементы двух последовательностей попарно. На крыльце дома растянулся кот, в дверце трансформаторной будки зажат кошелёк, из мусорного контейнера торчит вентилятор, на остановке нашита заплата…
И – далее в том же духе. Запоминая, важно представлять каждый образ чётко, крупно. Не думайте, что на эту операцию придётся затратить много времени. Для того, чтобы отложить в памяти одну пару образов, вполне хватит нескольких секунд. Прием Цицерона так прост, что некоторые специалисты даже рекомендуют обучать ему дошкольников.
Преимущество метода Цицерона перед, скажем, «Цепочкой», кроме того, заключается в следующем:
- в методе Цицерона используются очень хорошо знакомые нам образы
- в приеме "Цепочка", чтобы добраться до какого-то элемента последовательности, необходимо перебрать всю последовательность, в методе Цицерона можно перемещаться по запоминаемому материалу гораздо свободнее.
Если такая техника придётся вам по душе, наметьте для себя на будущее цепочку хотя бы из 50 составляющих для многократного применения. А если даже и не придется – то изучать метод мест все равно нужно: он используется в современной мнемотехнике для создания многоуровневых, сложных систем опорных образов, которые позволяют запоминать колоссальные объемы информации.
Прием Цепочка
"Цепочка" - один из простейших мнемотехнических приемов. Суть состоит в попарном соединении образов, которыми кодируются элементы последовательности, в образовании между ними связи. Например, нужно запомнить список покупок: батон, молоко, сосиски, соль, газета, батарейка.
Крупно, ярко представляем батон, на котором лежит пачка молока. Секунду-другую рассматриваем эту связь. Затем связываем пакет молока со вторым образом цепочки: пакет обложен сосисками. Фиксируем, переходим к соли.
Когда вы вспоминаете первый образ - батон, в памяти неизбежно всплывет "молоко", молоко вызовет в памяти образ сосисок и так далее по цепочке.
Метод цепочки не требует предварительного запоминания системы опорных образов, его можно использовать без подготовки. Однако этим приемом сложно запоминать последовательности с повторяющимся элементом. Кроме того, если вы забудите одно звено, то произойдет обрыв цепочки и вам не удастся вспомнить остальные элементы.
Поэтому роль цепочки в современной мнемотехнике - скорее вспомогательная и тренировочная. Но в повседневной жизни (запомнить список дел, список покупок, порядок действий по инструкции) цепочка может употребляться весьма часто.
И напоследок несколько примеров по разным дисциплинам:
Основной метод запоминания в современной мнемонике
Запомнить телефонный номер «Кинотеатр Березка — 301 — 90 — 83»
Смысл запоминания — последовательное соединение элементов информации (четыре элемента: берёзка, 301, 90, 83)
Первый этап запоминания — кодирование. Чтобы записать связи в мозг (связи записываются путем прямого соединения элементов в воображении), элементы информации должны быть преобразованы в зрительные образы по определённой системе: березка, книга (301), рюмка (90), вакса (83). Этап кодирования — это подготовка информации к запоминанию, перевод информации на язык мозга.
Второй этап запоминания — собственно запоминание, процесс записи связей в мозг.
В главной части информации (берёзка) выделяем три части: крона, ствол, корни. Берёзка — это основа будущей ассоциации. Записываем связи последовательно. Для включения механизма памяти вам нужно соединить два образа и задержать внимание на созданной связке примерно 6 секунд. Соединяем (запоминаем, записываем связи в мозг): на кроне книга (6 секунд видеть), на стволе рюмка (6 секунд видеть это в воображении), на корнях вакса (задержать внимание на 6 секунд)
В результате в памяти сохраняется искусственная ассоциация. В ассоциации точно записан телефонный номер, но в виде зрительных образов. Мнемотехника обучает быстро кодировать любую информацию в зрительные образы и свободно читать зрительные образы из воображения.
Ассоциации могут запоминаться последовательно, могут быть организованы в таблицы. Например, вы можете запомнить телефонные номера в алфавитном порядке, и воспроизводить их по буквам алфавита, в прямом и обратном порядке, и даже по одному из элементов ассоциации (в каком телефонном номере было число 301) — ответ вашей памяти будет мгновенным, вы увидите в воображении всю ассоциацию целиком.
Описанная выше техника — универсальная, и позволяет однотипно запоминать разные виды информации. Так как процесс запоминания с помощью данной техники мало напоминает привычное запоминание (с помощью зубрежки или составления фраз), а больше напоминает процесс непосредственной записи информации в мозг, современная мнемотехника называется «техникой внутреннего письма» (посредством зрительных образов).
Математика
Запоминание числового выражения величины числа π (~3,14159265358…) происходит легче, если использовать его стихотворные формы, в которых, например:
-когда рифмуются сами цифры:
«Чтобы ПИ запомнить, братцы,
Надо чаще повторять
Три, четырнадцать, пятнадцать
Девять, двадцать шесть и пять»
Другой вариант разбиения:
«Чтобы нам не ошибиться,
Надо правильно прочесть
Три, четырнадцать, пятнадцать
Девяносто два и шесть»
Русский язык
Шорох чопорный трущобы шов крыжовник и обжоры
Шорох — в крыжовнике, шов — в капюшоне
Девчонка в рубашонке
Кое, либо, то, нибудь — дефис ставить не забудь, а частицы бы, ли, же — ты раздельно их пиши
Исключения
Уж замуж невтерпёж — мнемофраза для запоминания наречий без ь
Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц» — мнемофраза для запоминания слов с ы после ц
оловянный, деревянный и стеклянный — «в школьном окне» (стеклянное стекло, деревянная рама и оловянный шпингалет)
У девчонки чужой парчовый башмачок — нехорошо. Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку — мнемофразы для облегчения запоминания, в каких случаях под ударением после шипящих пишется О и Ё.
Глаголы
-Гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а ещё вертеть, смотреть, ненавидеть и терпеть.
Астрономия
П10 ^ 7 — для запоминания приблизительного числа секунд в году (константа, важная в астрономии).
Название и порядок следования планет Солнечной системы
Начиная от Солнца:
1 Меркурий,
2 Венера,
3 Земля
4 Марс,
5 Юпитер,
6 Сатурн,
7 Уран,
8 Нептун
(Плутон — с 2006 года карликовая планета).
Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли
География
Как пенал Непал среди гор упал — для запоминания географического положения страны Непал
Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кюсю — для запоминания четырёх основных островов Японии
E (число)
Русский вариант до 15-го знака после запятой (e = 2,718281828459045…): Двум запятым семь вёрст не крюк (2,7) + два Льва Толстых (Год рождения Толстого 1828) + прямоугольный равнобедренный (углы равнобедренного прямоугольного треугольника — 45, 90, 45)
Двойное векторное произведение
Для двойного векторного произведения справедлива формула Лагранжа,

которую можно запомнить по мнемоническому правилу «бац минус цаб».
sin, cos
Производные синуса и косинуса: производная синуса — косинус, производная косинуса — минус синус. Для запоминания этого факта предлагается отождествить синус со словом «синий», а косинус — со словом «косяк». В словосочетании «Синий косяк» нет тире, поэтому производная синуса — косинус. В предложении «Косяк — синий» есть тире, поэтому производная косинуса — минус синус.
При запоминании значения синуса для угла 0 также можно использовать образ «синий ноль» (синус нуля = ноль)
Геометрия
Биссектриса — это крыса (бегает по углам и делит их пополам)
Медиана — это обезьяна (лазает по сторонам, делит их пополам)
Физика
Закон Архимеда:
Тело, всунутое в воду,
выпирает на свободу
с силой выпертой воды
телом, всунутым туды.
Три закона Ньютона:
1) не пнёшь — не полетит
2) как пнёшь, так и полетит
3) как пнёшь, так и получишь
Анод, катод
Знаки: в слове «анод» и в слове «плюс» по 4 буквы, а в «катод» и «минус» — по 5
Процессы: (в электрохимии) «катод» и «восстановление» — на согласную (на катоде идёт восстановление), «анод» и «окисление» — на гласную (на аноде протекает процесс окисления)
Химия
Таблица химических элементов Менделеева
Для облегчения запоминания придумывается история, в которой элементы таблицы Менделеева становятся как бы героями, либо используются в практических целях, например:
«Воду родную (Водород) смешали с Гелем (Гелий), чтобы Лить (Литий). Да, Бери и лей (Бериллий) в сосновый Бор (Бор), где из-под Угла родного (Углерод) выглядывает Азиат (Азот), причем с такой Кислой рожей (Кислород), что Вторично (Фтор) не хотелось смотреть. Но Не он (Неон) был нам нужен, поэтому мы отошли На три (Натрий) метра и попали в Магнолию (Магний), где Алю в мини (Алюминий) юбке намазали Кремом (Кремний) с содержанием Фосфора (Фосфор), чтобы она перестала быть Серой (Сера). После этого Аля взяла Хлорку (Хлор) и помыла корабль Аргонавтов (Аргон)»
Процессы окисления-восстановления
Для запоминания процессов окисления-восстановления, а также свойств окислителей и восстановителей:
Отдать — Окислиться, Взять — Восстановиться (слова начинаются с одинаковых букв; может ассоциироваться с «кислым», опущенным выражением лица жадины, у которого что-то забирают, при получении же — воспрявшее, восстановленное).
Правила дорожного движения
Две железки, две воды, хулиганы и рабы — для запоминания дорожных знаков, повторяющихся вне населённых пунктов: железнодорожный переезд без шлагбаума, железнодорожный переезд со шлагбаумом («две железки»); выезд на набережную, разводной мост («две воды»); осторожно дети («хулиганы»); дорожные работы («рабы»).
Знаки регулировщика и разрешённые направления движения:
Из рукава в рукав и правее — описывает все возможные положения регулировщика относительно водителя и все разрешенные направления движения.
Трамвай ходит по рукаву — описывает передвижение трамвая по сигналам регулировщика.
Помеха справа — кто правее, тот и прав.
Для запоминания правил использования противотуманных фар: в тёмное время суток — только вместе с ближним или дальним светом фар, а в условиях недостаточной видимости — не важно — как отдельно, так и с ближним или дальним светом фар:
Тёмное Время суток — Только Вместе
Недостаточная Видимость — Не Важно
Мнемо́ника (греч. τα μνημονιχα — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.
У многих из Вас скоро учебная сессия, кто-то будет поступать, некоторые сдают дипломы. И для всего это нужно много запомнить. В голове много мыслей, везде шпаргалки, долгие посиделки за компьютером и самое главное, всё это нужно запомнить и не забыть, даже мелочи.
Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (методы мнемотехники) — чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.
История мнемотехники
История мнемотехники ведёт отсчёт едва ли не с первобытных времён.
Простейшие способы запоминания появились прежде, чем была изобретена письменность (что естественно). Служители культов, сказители, бродячие певцы должны были держать в голове огромные объёмы информации.
Не будь у наших предков умения фиксировать в памяти обширные сведения, многие мифы, молитвы, рецепты потерялись бы в веках. Общеизвестные «Илиада» и «Одиссея», как считают многие авторитетные учёные, были ритмизованны, наполнены повторами и статичными эпитетами неспроста – всё это позволяло облегчить процесс запоминания и воспроизведения текста.
Раз уж мы завели речь об античной мнемотехнике, упомянём и первых теоретиков этого искусства. Среди них – поэт Симонид, ораторы Квинтилиан и Цицерон. Именем последнего даже назван один из удобнейших мнемотехнических приёмов, популярных в наши дни (см. Метод Цицерона (способ мест)). Надо предполагать, что арсенал приёмов запоминания, которыми пользовались древние, был богаче, чем мы думаем. Трактатов по мнемонике и мнемотехнике до нас дошло не так уж много, зато история хранит поразительные биографические факты отдельных мудрецов. Например, Сенека мог запомнить одним махом пару сотен стихов.
На Руси, между прочим, мнемотехнические приёмы пошли в ход тоже довольно рано. Вспомним древнерусскую азбуку, несколько букв которой знает каждый из нас. Она была основана на речевой мнемонике. Все буквы связывались со словами (аз –я, буки – буквы, веди – ведаю), более того – слова складывались в более крупные единицы речи (я буквы знаю; письменность – это добро и так далее).
Письменность значительно облегчила оперирование информацией во всех странах мира. Но и в письменный период интерес к методам управления памятью был высок. Среди самых видных учёных, работавших над этим вопросом, - Джордано Бруно (16 век). Кстати, в честь него названа современная система запоминания Джордано.
В средние века элементами мнемотехники не брезговали и церковники: успешно применялись знаки-аллегории, религиозные символы, которые выступали как подпорки для запоминания добродетелей и грехов невежественным людом. Тогда ещё не было достаточного разграничения эмоциональных и логических основ человеческого восприятия. На эту тему спорят с 19 века. Тогда учёный Генрих Эббингауз (Германия) целенаправленно занялся ассоциативной психологией запоминания.
20 век – особый в истории мнемотехники. Она стала развиваться семимильными шагами по всему миру, кроме нашей страны. В России, как и остальная наука, мнемотехника формировалась скрыто «благодаря» специфике советского режима.
Последняя серьёзная веха истории мнемотехники – создание двух самых авторитетных на настоящий момент систем – визуальной методики «Джордано», автор Владимир Козаренко и метод речевых способов Самвела Гарибяна. Радует, что создатель первой - лично мне очень симпатичной - системы наш соотечественник.
Выделение частей образа
Приём «Выделение частей образа», кроме собственной значимости, еще и важная составная часть многих методов запоминания.
«Выделение частей образа» применяют на отдельных этапах построения многоуровневых систем, а также в запоминании по приёму возврата (его рекомендуют создатели метода «Джордано»).
Бррр, как сложно и скучно, да? Не волнуйтесь, рассмотрим все по порядку

«Выделение частей образа» в чём-то сродни методу Цицерона, только запоминаемые образы мы «прикручиваем» не к определенным местам, а к частям одного предмета.
Для примера запомним несложный перечень вещей, которые нужно взять с собой для поездки на летний отдых.
Документы, деньги, одежда, зубная щётка, паста, мыло, полотенце, тапочки, лекарства.
Представим рюкзак. Покрутим его перед собой в воображении. Представляйте конкретный, хорошо знакомый рюкзак, со всеми его карманами, замочками, этикетками.
Приступаем:
1. под ручку рюкзака вставлен паспорт (образы крупные, хорошо видные, с характерными деталями)
Движемся всегда сверху вниз (в других примерах, если это удобнее – слева направо)
2.фирменная нашивка обложена монетками (крупно, весомогрубозримо)))
3. на лямки намотан свитер
и так далее.
Как видите, прием обладает некоторыми преимуществами перед методом Цицерона:
- не нужно заранее готовить список опорных образов – берем один хорошо знакомый предмет и с легкостью получаем десяток-другой нужных верстовых столбов.
- при желании можно закрепить запоминание: вы можете окинуть взглядом весь комплекс запоминаемых вещей: достаточно представить предмет-опору, с которым объединены все запоминаемые образы.
Можно слегка модифицировать метод выделения частей образа:
Части образа, который выбирается в качестве точки отсчёта, также можно использовать как опорные.
Так будет еще проще, если первый образ достаточно сложный и состоит из большого количества частей. Не придется добавлять ничего лишнего.
Возвращаясь к нашей поездке:
Рассматриваем в воображении паспорт. Можно «полистать» его – вот первая страница, вот тут моя фотография, вот штамп. Можно рассмотреть отдельно обложку, корочки (отдельно – героб) скрепки, страницы…
В некоторых случаях, если предмет не очень-то легко поделить на части (яйцо, шар, куб и др.), а он по какой-либо причине незаменим в качестве опорного образа, выделяйте хотя бы верхнюю, нижнюю, левую и правую части. Неудобные для использования в этом приёме объекты могут возникнуть, если вы запоминаете цифры, соотнесённые с постоянными изображениями.
Тренируем память правильно: 6 советов
Занятия мнемотехникой - довольно сложное дело. В этой статье я расскажу, какие условия должны выполняться, чтобы тренировка памяти была успешной.
1. Прежде всего, надо уяснить, что тренировка памяти - дело не одного дня и не одной недели. Ощутимые результаты будут только через несколько месяцев. Развитие памяти - это долгосрочные инвестиции в себя.
2. Очень важно заниматься регулярно - лучше всего ежедневно, или хотя бы три раза в неделю. Отличная память - это навык, а тренировать навык нужно постоянно.
3. Определите для себя программу тренировок: выделите определенное время, распланируйте, когда и что будете делать. Эта программа зависит прежде всего от ваших целей, от того, зачем вам нужна развитая память: запоминать телефоны и пароли, учить английский язык или изучать законы. Упражения, которые я описываю на этом блоге даются последовательно, можно следовать этой программе, она более-менее универсальна.
4. Тренировка должна быть последовательной, а объем запоминаемого - постоянно возрастать.
5. Выполняя упражнения, делайте упор на скорость. Ошибки неизбежны, вам нужно отработать навык быстрого запоминания - не сидите над упражениями слишком долго.
6. На начальных этапах может быть довольно сложно усидеть на месте и концентрировать внимание. Так и должно быть. А занятия мнемотехникой - тренировка не только памяти, но и внимания, и воображения. Чтобы развиваться - надобно стараться

Способы развития памяти
Прежде чем приступить к делу, неплохо бы узнать, а какие вообще существуют способы развития памяти. (Что-то мне подсказывает, что этих способов будет много).
Ну вот хотя бы: Школа Эйдетики в книжке "Методы развития памяти" обещает 27 способов. Смотрим... Способов, к сожалению, здесь всего 1. А именно - мнемотехника. Авторы выделяют собственно мнемотехнику (она опирается на вербальные, словесные механизмы) и эйдетику (опирается на манипуляции с образами). Кстати, другие системы развития памяти не поддерживают такого разделения. Итак, первый способ развития памяти - мнемотехника, то есть использование и отработка специальных приемов для запоминания, которые основаны на знании механизмов памяти.
Идем дальше.
Разнообразные пособия для школьников и студентов, а также некоторые учебники психологии для развития памяти рекомендуют следующее:
- тренировать внимание, как процесс, способствующий запоминанию
- сочетать различные виды памяти (двигательную, слуховую, визуальную, речевую...). То есть чтобы лучше что-то запомнить, идеальным будет это записать, прочитать, проговорить, прослушать.
- разбивать материал (например, параграф из учебника) на части и зубрить, простите, запоминать, маленькими кусочками.
- систематизировать материал, находить множество логических связей между его частями
Давайте вдумаемся, можно ли назвать это способом развития памяти? По-моему, нет. Это - условия, соблюдение которых позволит запоминать лучше. Но если делать все строго по этим инструкциям память как таковая не разовьется. Ее природные характеристики (объем, прочность запоминания, скорость) - останутся на том же уровне. Аналогия: оптический прицел позволит вам выстрелить точнее, но не научит стрельбе без него. Поэтому все вышеперечисленное - отнюдь не способы развития памяти. Таким образом, вместо второго способа развития памяти у нас пустота))).
Некоторые тренинги обещат развить фотографическую память: дескать гляните на страницу учебника - весь текст, схемы, рисунки улягутся в голове и будут там всю жизнь. Конкретной информации по этому способу развития памяти маловато, методики тренировки сводятся к запоминанию изображений, поиску отличий на картинках. Довольно сомнительно, на мой взгляд. Кроме того, далеко не вся информация, с которой мы сталкиваемся - визуальная. На слух ведь тоже часто приходится воспринимать, верно?
Но, все же, с натяжкой: Третий способ развития памяти: фотопамять.
Подытожим.
Единственным более-менее признанным и обоснованным способом развития (именно развития!) памяти является мнемотехника. Поэтому заниматься я буду именно мнемотехникой. Чего и вам желаю

Проблема развития памяти (вместо предисловия)
Развитие памяти...
О памяти много говорят, много пишут, много пытаются развивать. Как правило дело заканчивается полумерами - чтением статейки в какой-нибудь полужелтой газете, в стиле "грецкие орехи очень полезны для памяти" и "когда читаете текст, задавйте вопросы к каждому абзацу".
Как правило, развитие памяти воспринимают как забавную игрушку, особо никому не нужную (брат, сосед и дядя Вася никогда такими штуками не занимались - а мне нафига?)
Может и правда - развитие памяти никому не нужно?
Давайте поразмыслим.
10 лет в школе.
5 лет в универе.
(вспоминаем сессию и высоченные стопки учебников, нагромождения формул и дат)
На этом все заканчивается? Вообще-то нет. Неплохо было бы выучить английский (с каждым годом все нужнее и нужнее, причем в самых разных областях). А после института, очень возможно, придется окончить пяток курсов повышения квалификации.
Короче. Каждый из нас на собственном опыте прекрасно знает, что развить память было бы очень неплохо. Пригодится. Ну а если вы связываете всю жизнь с непрерывным совершенствованием и профессиональным ростом, то проблема памяти встает особенно остро. Без отличной памяти никуда.
Так почему жы нас не учат этому в школе? Почему заставляют рубить деревья (гранит науки) тупым топром (ненатренированной памятью)?
Много ли времени требуется на осовение приемов мнемотехники (ах, эта вечная отговорка: было бы здорово, да нету времени...)? Первые результаты у меня появились спустя неделю. В среднем, говорят, специалисты, на то, чтобы прилично развить память, нужно несколько месяцев.
Несколько месяцев по часу в день - и сэкономленные годы. Это как осовение клавиатуры - сначала удобно двумя пальчиками и неохота учиться, потом просто смешно смотреть, как человек два часа набирает одну страничку.
Ах да, и еще одно. Не знаю кого как, а вот меня бесят выступления "ораторов" по бумажке. Вышел на трибуну - смотри на слушателей и говори, что думаешь, а не бормочи по листочку. Мнемотехника и риторика очень близки, приемы для успешного запоминания придумали ораторы. Мне часто приходится выступать, порой с длинными речами. Я не позволяю себе выступать по бумажке. Но раньше работа над речью занимала гораздо больше времени - а теперь я полностью уверен, что не упущу ничего важного.
На этом блоге я буду рассказывать о том, как тренирую память, об упражнениях для ее развития и подходах к запоминанию. О сложностях и нюансах на этом пути. О том, как я использую память для улучшения жизни. И еще... и еще...
Вы все еще в раздумьях, стоит ли тернировать память? Тогда мы идем к вам!
Метод Цицерона (способ мест)
Мнемотехника – весьма древнее искусство. Еще в античности понимали ее пользу и владели многими мнемотехническими приемами, самый знаменитый из которых, безусловно, метод Цицерона.
Цицерон "развешивал" заранее продуманные выигрышные слова речей по своей комнате. Бытует также мнение, что удобный приём найден не Цицероном, а греческим поэтом Симонидом, причём при довольно экстремальных обстоятельствах.
Якобы Симонид случайно выбрался живой из под обломков кровли, которая обвалилась на большую пирующую компанию. Родственники погибших просили Симонида указать, в какой части разрушившегося здания искать тела близких. Поэт, вспоминая, обнаружил, что ему удалось назвать почти всех благодаря знакомым деталям обстановки в помещении. Он счёл это наблюдение ценным и впоследствии развил мысль. Ну а Цицерон, как более именитый собрат, остался не просто в истории, но и в истории и практике мнемотехники.
Оставим древних и прикинем, как можно использовать метод Цицерона. Он применяется для классической задачи мнемотехники – запоминания последовательности не связанных элементов (слов, цифр).
Вот десять слов: кот, кошелёк, вентилятор, заплата, сапог, батон, уголь, топор, экран, кипятильник. Прежде, чем запоминать их, нужно подготовить соответствующее количество хорошо знакомых образов.
Вы наверняка способны описать какой-нибудь изученный до мелочей городской маршрут. Например, тот, по которому вы каждое утро идёте на работу, и каждый вечер – домой. Также вы прекрасно помните расстановку вещей в своей квартире и планировку комнат (конечно, если вчера вы не праздновали новоселье). Сформированные естественные ассоциации могут оказаться хорошей опорой, когда возникает необходимость запомнить последовательность не связанных между собой слов. Рассмотрим простой условный пример.
Допустим: крыльцо дома, трансформаторная будка, мусорные контейнеры, автобусная остановка, газетный киоск, магазин, детские качели, скамеечка, школа, кафе, крыльцо здания, в котором располагается офис. Все это давно прочно обосновалось в нашей памяти, поэтому проблем с подбором образов не возникнет, они уже связаны в вашем сознании.
Теперь остаётся только соединить элементы двух последовательностей попарно. На крыльце дома растянулся кот, в дверце трансформаторной будки зажат кошелёк, из мусорного контейнера торчит вентилятор, на остановке нашита заплата…
И – далее в том же духе. Запоминая, важно представлять каждый образ чётко, крупно. Не думайте, что на эту операцию придётся затратить много времени. Для того, чтобы отложить в памяти одну пару образов, вполне хватит нескольких секунд. Прием Цицерона так прост, что некоторые специалисты даже рекомендуют обучать ему дошкольников.
Преимущество метода Цицерона перед, скажем, «Цепочкой», кроме того, заключается в следующем:
- в методе Цицерона используются очень хорошо знакомые нам образы
- в приеме "Цепочка", чтобы добраться до какого-то элемента последовательности, необходимо перебрать всю последовательность, в методе Цицерона можно перемещаться по запоминаемому материалу гораздо свободнее.
Если такая техника придётся вам по душе, наметьте для себя на будущее цепочку хотя бы из 50 составляющих для многократного применения. А если даже и не придется – то изучать метод мест все равно нужно: он используется в современной мнемотехнике для создания многоуровневых, сложных систем опорных образов, которые позволяют запоминать колоссальные объемы информации.
Прием Цепочка
"Цепочка" - один из простейших мнемотехнических приемов. Суть состоит в попарном соединении образов, которыми кодируются элементы последовательности, в образовании между ними связи. Например, нужно запомнить список покупок: батон, молоко, сосиски, соль, газета, батарейка.
Крупно, ярко представляем батон, на котором лежит пачка молока. Секунду-другую рассматриваем эту связь. Затем связываем пакет молока со вторым образом цепочки: пакет обложен сосисками. Фиксируем, переходим к соли.
Когда вы вспоминаете первый образ - батон, в памяти неизбежно всплывет "молоко", молоко вызовет в памяти образ сосисок и так далее по цепочке.
Метод цепочки не требует предварительного запоминания системы опорных образов, его можно использовать без подготовки. Однако этим приемом сложно запоминать последовательности с повторяющимся элементом. Кроме того, если вы забудите одно звено, то произойдет обрыв цепочки и вам не удастся вспомнить остальные элементы.
Поэтому роль цепочки в современной мнемотехнике - скорее вспомогательная и тренировочная. Но в повседневной жизни (запомнить список дел, список покупок, порядок действий по инструкции) цепочка может употребляться весьма часто.
И напоследок несколько примеров по разным дисциплинам:
Основной метод запоминания в современной мнемонике
Запомнить телефонный номер «Кинотеатр Березка — 301 — 90 — 83»
Смысл запоминания — последовательное соединение элементов информации (четыре элемента: берёзка, 301, 90, 83)
Первый этап запоминания — кодирование. Чтобы записать связи в мозг (связи записываются путем прямого соединения элементов в воображении), элементы информации должны быть преобразованы в зрительные образы по определённой системе: березка, книга (301), рюмка (90), вакса (83). Этап кодирования — это подготовка информации к запоминанию, перевод информации на язык мозга.
Второй этап запоминания — собственно запоминание, процесс записи связей в мозг.
В главной части информации (берёзка) выделяем три части: крона, ствол, корни. Берёзка — это основа будущей ассоциации. Записываем связи последовательно. Для включения механизма памяти вам нужно соединить два образа и задержать внимание на созданной связке примерно 6 секунд. Соединяем (запоминаем, записываем связи в мозг): на кроне книга (6 секунд видеть), на стволе рюмка (6 секунд видеть это в воображении), на корнях вакса (задержать внимание на 6 секунд)
В результате в памяти сохраняется искусственная ассоциация. В ассоциации точно записан телефонный номер, но в виде зрительных образов. Мнемотехника обучает быстро кодировать любую информацию в зрительные образы и свободно читать зрительные образы из воображения.
Ассоциации могут запоминаться последовательно, могут быть организованы в таблицы. Например, вы можете запомнить телефонные номера в алфавитном порядке, и воспроизводить их по буквам алфавита, в прямом и обратном порядке, и даже по одному из элементов ассоциации (в каком телефонном номере было число 301) — ответ вашей памяти будет мгновенным, вы увидите в воображении всю ассоциацию целиком.
Описанная выше техника — универсальная, и позволяет однотипно запоминать разные виды информации. Так как процесс запоминания с помощью данной техники мало напоминает привычное запоминание (с помощью зубрежки или составления фраз), а больше напоминает процесс непосредственной записи информации в мозг, современная мнемотехника называется «техникой внутреннего письма» (посредством зрительных образов).
Математика
Запоминание числового выражения величины числа π (~3,14159265358…) происходит легче, если использовать его стихотворные формы, в которых, например:
-когда рифмуются сами цифры:
«Чтобы ПИ запомнить, братцы,
Надо чаще повторять
Три, четырнадцать, пятнадцать
Девять, двадцать шесть и пять»
Другой вариант разбиения:
«Чтобы нам не ошибиться,
Надо правильно прочесть
Три, четырнадцать, пятнадцать
Девяносто два и шесть»
Русский язык
Шорох чопорный трущобы шов крыжовник и обжоры
Шорох — в крыжовнике, шов — в капюшоне
Девчонка в рубашонке
Кое, либо, то, нибудь — дефис ставить не забудь, а частицы бы, ли, же — ты раздельно их пиши
Исключения
Уж замуж невтерпёж — мнемофраза для запоминания наречий без ь
Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц» — мнемофраза для запоминания слов с ы после ц
оловянный, деревянный и стеклянный — «в школьном окне» (стеклянное стекло, деревянная рама и оловянный шпингалет)
У девчонки чужой парчовый башмачок — нехорошо. Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку — мнемофразы для облегчения запоминания, в каких случаях под ударением после шипящих пишется О и Ё.
Глаголы
-Гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а ещё вертеть, смотреть, ненавидеть и терпеть.
Астрономия
П10 ^ 7 — для запоминания приблизительного числа секунд в году (константа, важная в астрономии).
Название и порядок следования планет Солнечной системы
Начиная от Солнца:
1 Меркурий,
2 Венера,
3 Земля
4 Марс,
5 Юпитер,
6 Сатурн,
7 Уран,
8 Нептун
(Плутон — с 2006 года карликовая планета).
Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли
География
Как пенал Непал среди гор упал — для запоминания географического положения страны Непал
Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кюсю — для запоминания четырёх основных островов Японии
E (число)
Русский вариант до 15-го знака после запятой (e = 2,718281828459045…): Двум запятым семь вёрст не крюк (2,7) + два Льва Толстых (Год рождения Толстого 1828) + прямоугольный равнобедренный (углы равнобедренного прямоугольного треугольника — 45, 90, 45)
Двойное векторное произведение
Для двойного векторного произведения справедлива формула Лагранжа,

которую можно запомнить по мнемоническому правилу «бац минус цаб».
sin, cos
Производные синуса и косинуса: производная синуса — косинус, производная косинуса — минус синус. Для запоминания этого факта предлагается отождествить синус со словом «синий», а косинус — со словом «косяк». В словосочетании «Синий косяк» нет тире, поэтому производная синуса — косинус. В предложении «Косяк — синий» есть тире, поэтому производная косинуса — минус синус.
При запоминании значения синуса для угла 0 также можно использовать образ «синий ноль» (синус нуля = ноль)
Геометрия
Биссектриса — это крыса (бегает по углам и делит их пополам)
Медиана — это обезьяна (лазает по сторонам, делит их пополам)
Физика
Закон Архимеда:
Тело, всунутое в воду,
выпирает на свободу
с силой выпертой воды
телом, всунутым туды.
Три закона Ньютона:
1) не пнёшь — не полетит
2) как пнёшь, так и полетит
3) как пнёшь, так и получишь
Анод, катод
Знаки: в слове «анод» и в слове «плюс» по 4 буквы, а в «катод» и «минус» — по 5
Процессы: (в электрохимии) «катод» и «восстановление» — на согласную (на катоде идёт восстановление), «анод» и «окисление» — на гласную (на аноде протекает процесс окисления)
Химия
Таблица химических элементов Менделеева
Для облегчения запоминания придумывается история, в которой элементы таблицы Менделеева становятся как бы героями, либо используются в практических целях, например:
«Воду родную (Водород) смешали с Гелем (Гелий), чтобы Лить (Литий). Да, Бери и лей (Бериллий) в сосновый Бор (Бор), где из-под Угла родного (Углерод) выглядывает Азиат (Азот), причем с такой Кислой рожей (Кислород), что Вторично (Фтор) не хотелось смотреть. Но Не он (Неон) был нам нужен, поэтому мы отошли На три (Натрий) метра и попали в Магнолию (Магний), где Алю в мини (Алюминий) юбке намазали Кремом (Кремний) с содержанием Фосфора (Фосфор), чтобы она перестала быть Серой (Сера). После этого Аля взяла Хлорку (Хлор) и помыла корабль Аргонавтов (Аргон)»
Процессы окисления-восстановления
Для запоминания процессов окисления-восстановления, а также свойств окислителей и восстановителей:
Отдать — Окислиться, Взять — Восстановиться (слова начинаются с одинаковых букв; может ассоциироваться с «кислым», опущенным выражением лица жадины, у которого что-то забирают, при получении же — воспрявшее, восстановленное).
Правила дорожного движения
Две железки, две воды, хулиганы и рабы — для запоминания дорожных знаков, повторяющихся вне населённых пунктов: железнодорожный переезд без шлагбаума, железнодорожный переезд со шлагбаумом («две железки»); выезд на набережную, разводной мост («две воды»); осторожно дети («хулиганы»); дорожные работы («рабы»).
Знаки регулировщика и разрешённые направления движения:
Из рукава в рукав и правее — описывает все возможные положения регулировщика относительно водителя и все разрешенные направления движения.
Трамвай ходит по рукаву — описывает передвижение трамвая по сигналам регулировщика.
Помеха справа — кто правее, тот и прав.
Для запоминания правил использования противотуманных фар: в тёмное время суток — только вместе с ближним или дальним светом фар, а в условиях недостаточной видимости — не важно — как отдельно, так и с ближним или дальним светом фар:
Тёмное Время суток — Только Вместе
Недостаточная Видимость — Не Важно