Майк Морхейм на ТВ Кореи

Майк Морхейм провел несколько дней в Корее, где посетил предсезонный турнир GSL, а также дал интервью корейской передаче JTBC News Room. Чуть позже мы опубликуем его текстовый вариант, а пока можно посмотреть версию с английскими субтитрами.

Речь в интервью с директором и соучредителем Blizzard шла о компании в целом, о фильме Warcraft и, конечно же, о StarCraft и Корее. Также была поднята тема закона по ограничению видеоигр (специальный закон, который запрещает детям до 16 лет играть в компьютерные игры в определенное время суток).

 

Текстовая версия интервью на русском языке:

Студия, ведущий передачи приветствует зрителей:

StarCraft. Наверное, вы слышали об этой игре, даже если не любите видеоигры. После релиза в 1998 она продалась тиражом свыше 10 миллионов копий по всему миру. Никто не ожидал такого повального увлечения игрой, особенно в Корее. StarCraft стал причиной появления бесчисленного количества PC Bang’ов. Корея стала называться родиной киберспорта. И сегодня у нас в студии особый гость. Это человек, создавший старкрафт. Отец киберспорта. Впечатляет, не так ли? Сегодня с нами -  генеральный директор Blizzard Entertainment Майк Морхейм.
У нас также есть и другой гость. Он про StarCraft знает гораздо больше, чем я. И знает не понаслышке, ведь когда-то он был одним из лучших игроков мира. Хотя он сам говорит, что то, что было – то прошло. И он поможет мне провести сегодняшнее интервью. Это бывший прогеймер Гийом Патри (ака Grrrr - * прим. пер.). Добро пожаловать.
Приятно познакомиться.
Ведущий: Я слышал, что ты участвовал в съемках на острове Чеджу перед тем, как прибыть сюда для интервью с Майком.
Да, я давний поклонник Майка. Для фанатов Blizzard он является суперзвездой.
Насколько я знаю, в этот раз во всей Азии вы посетили только Корею. Обычно люди путешествуют по всей Азии. Есть какая-то причина, по которой вы посещаете только и именно Корею?
Для меня это особая поездка. Я приехал для того, чтобы поблагодарить корейских игроков за то, что они поддерживали Blizzard и StarCraft в течение всех этих лет. Как вы знаете, мы недавно выпустили третью и последнюю часть трилогии StarCraft 2 – Legacy of the Void. Также у меня запланировано много встреч с партнерами и нашими сотрудниками.
Вы сказали, что особенно признательны корейским поклонникам игры. И я уверен, что они тоже вас любят. И я также слышал, что у вас с ними очень хорошая связь, и что они называют вас "президент Майки". Вы знаете об этом?
Да, я слышал о таком. Это ведь такое выражение одобрения. Я очень ценю это и думаю, что это очень здорово!
Ведущий: Ну, тогда в ходе интервью я тоже буду обращаться к вам "президент Майки".
Спасибо (смеется).
Ведущий: Итак, вы совсем недавно выпустили последнее расширение, которое поставило точку в истории StarCraft 2. Какие у вас были мысли после выпуска Legacy of the Void? Было ли грустно?
Знаете, мы очень гордимся этой игрой. Мы думаем, что это лучшая RTS, что мы когда-либо сделали. Но мы не рассматриваем ее, как конец StarCrafta. Мы думаем, что это скорее начало. Ведь если вспомнить первый StarCraft, то после релиза игры был еще и релиз Brood War’a, и именно с него началось нечто необыкновенное. Потому что именно после выхода BW сообщество всерьез взялось за игру и она, в дальнейшем, стала чем-то великолепным. Так что мы будем продолжать поддерживать StarCraft еще долгие годы и, я думаю, будем искать новые способы сделать эту франшизу еще лучше.

Следующий вопрос задает Гийом:

Я знаю, что сейчас снимается фильм Warcraft. В StarCraft 2 тоже очень хороший сюжет, и мне всегда казалось, что фильм по этой игре получился бы очень интересным. Вы будете делать фильм по StarCraft?
Думаю, это было бы здорово. Это то, о чем мечтаю и я в том числе. Мы очень ждем выхода фильма Warcraft в следующем году. Он может открыть нам дорогу в кинематограф, если будет хорошо принят. И если такое случится то, я думаю, мы сможем снять что-нибудь и про другие наши игры.
Буду ждать!

Снова вопрос от ведущего:

В 90-ые люди говорили, что PC Bang’и (корейские компьютерные клубы - * прим. пер.) заполнили нишу, которую раньше занимали залы для игры в бильярд. И это произошло благодаря StarCraft. Я не очень уверен в цифрах но, если мне не изменяет память, было время, когда в стране существовало 40 тысяч PC Bang’ов. И все они держались на плаву за счет StarCraft. Вы уже говорили о том, что корейские фанаты любят вашу игру. Но что, по вашему мнению, стало причиной такого повального увлечения StarCraft в Корее?
Дать ответ здесь непросто. Я думаю, свою роль сыграло время релиза StarCraft. PC Bang’и тогда только начинали развиваться, и StarCraft оказался той игрой, которую люди выбирали и в которую они хотели играть. Думаю, корейским игрокам пришлось по нраву то внимание к мелким деталям, с которым была сделана игра, и три очень разные, отлично сбалансированные между собой, расы, каждая с характерными чертами и отличительными особенностями. Также я думаю, что игроки оценили глубину стратегии – даже после долгих лет игры люди продолжали находить все новые и новые способы использования юнитов в игре друг против друга. А еще корейцы представляются мне людьми с очень соревновательным характером. Им нравится делать что-то, для чего нужно максимально развивать свое мастерство, и для них победа в старкрафте действительно что-то значит. В StarCraft побеждает тот игрок, который лучше играет, и мне кажется, что благодаря этому игра стала очень престижной.

Гийом подтверждает.

Да. Лучший старкрафтер школы становился известным в этой школе. Я думаю, это очень сказалось на популярности StarCraft.

Гийом рассказывает, что игроки в Корее тренировались очень упорно. Были такие, которых он никак не мог обыграть, даже если  тренировался. Время шло, корейские игроки становились все лучше, а игроки из других стран даже квалификации пройти не могли. Корейцы стали просто-напросто непреодолимой преградой.

Игроки, о которых говорит Гийом, это такие игроки, как BoXeR (Гийом кивает). Он ведь как-то обыгрывал вас в квалификации?

Гийом подтверждает.

Но были и другие великолепные игроки. А еще было много разговоров о том, что игра вызывает зависимость.
Я могу озвучить несколько своих идей на этот счет. Прежде всего, мне кажется, что нужно обращать внимание и на положительные стороны игр. Особенно стратегий, каковой является и StarCraft. Ведь проводилось, например, множество исследований, в ходе которых было выяснено, что у игроков, которые демонстрируют хорошую многозадачность, которая необходима для игры в StarCraft, лучше развит мозг. А зависимость – я думаю, это вопрос личной ответственности. Люди должны правильно расставлять приоритеты и организовывать свое время, уметь дисциплинировать себя и свое отношение к тем вещам, которыми они занимаются. Делать так, чтобы в их жизни все было сбалансировано.
Я знаю, что были разговоры о том, должны ли дети проводить свое свободное время, играя в игры, и о том, сколько времени им можно этим заниматься, и так далее. Ответ на этот вопрос давать нужно в первую очередь родителям, потому что все дети разные. Я считаю, что родители должны влиять на своих детей и учить их быть дисциплинированными и ценить гармонию в жизни.
Конечно же, управление своим временем – это то, за что каждый человек сам несет ответственность. Тем не менее, у детей наблюдается с этим трудности. Вы сказали, что родители должны помогать им. Но иногда это не представляется возможным. Поэтому в Корее существует несколько ограничений, которые призваны помочь в борьбе с чрезмерным увлечением играми. Существует Закон об отключении (ориг. Shutdown law - * прим. пер.). Далее, есть также Закон об игровой зависимости. Что вы думаете по этому поводу?
Я хочу рассказать интересный случай. Несколько лет назад, один из корейских игроков, которому на тот момент было меньше 16 лет (это был Life - прим. пер.) играл на французском турнире (это был Iron Squid - прим. пер.). И его отсоединило от игры, потому что вышел за рамки времени, установленные Законом об отключении. И в итоге получил техническое поражение в матче. Интересно то, что впервые люди, находящиеся не в Корее, узнали об ограничениях, которые существует в вашей стране, и которые очень сильно отличаются от законов во всем остальном мире. Мне кажется, для стороннего наблюдателя это немного странно. Страна, в которой лучше всех развита индустрия киберспорта и в которой самые талантливые игроки, как оказывается, имеет такие ограничительные законы. Которые, казалось бы, должны затруднять развитие киберспорта.

На следующий вопрос будет отвечать Гийом:

В Корее было много споров по поводу Закона об отключении и Закона об игровой зависимости. Они не утихают и по сей день. Была даже дискуссия о том, кого именно нужно защищать – игровую индустрию или детей? И этот вопрос все еще активно обсуждается. Очевидно, что для вас, как для лидера в области игровой индустрии, эти законы представляют множество неудобств. А как обстояли с этим в Канаде, Гийом?
Законы в Канаде и в США одинаковые. Мы могли играть хоть всю ночь, никакие законы нас не ограничивали.
Тогда, наверное, вы тратили очень много времени на то, чтобы стать чемпионом по StarCraft.
Да.
И что, это никого не волновало?
Я тогда ходил в особую школу, у меня не было занятий в дневное время. Пока все мои друзья были в школе, я играл в StarCraft. Вот поэтому я смог уделять игре столько времени.
То есть, в Канаде нет вообще никаких ограничений?
Насколько мне известно, нет. По крайней мере, тогда, когда я играл – не было.
А сейчас?
Сейчас, думаю, все по-прежнему.
Может быть, нам имеет смысл проверить. Спасибо. Давайте поговорим о чем-нибудь еще. Гийом, вы хотели бы спросить у вашего собеседника о чем-нибудь, помимо StarCraft?

Вопрос Майку снова задает Гийом:

Мне очень интересна история Blizzard. Я слышал, что вы, Майк, заняли деньги у своей бабушки, чтобы основать компанию, которая затем стала столь успешной. Вы вернули долг своей бабушке?
Да, я взял у своей бабушки в долг около 15 тысяч долларов. 10 тысяч вложил в компанию, 5 тысяч отправил на свой банковский счет. Эти деньги очень сильно помогли мне в течение нескольких первых лет, потому что какое-то время мы не получали прибыли от нашей работы. Знаете, очень интересно, что вы спросили. Моей бабушке примерно неделю назад исполнилось бы 100 лет. К сожалению, она умерла 10 лет назад, за неделю до самого первого BlizzCon’a. Я хотел бы, чтобы она была жива и могла видеть нашу компанию. Она была бы очень впечатлена.
И очень гордилась бы Вами, да.

Ведущий заканчивает интервью:

Ведущий: Мы говорили с Майком Морхеймом, генеральным директором Blizzard. С президентом Майки. Спасибо и вам, Гийом. Теперь вам, наверное, лучше вернуться к съемкам на Чеджу.

Гийом соглашается.

Я слышал, что вы часто бываете в Корее, президент Майки. Куда вы ходите, когда оказываетесь здесь?
Я всегда провожу какое-то время в нашем местном офисе, общаюсь с работниками. Также стараюсь посетить несколько PC Bang’ов, посмотреть, чем занимаются игроки. Иногда даже сам играю. Очень люблю посещать киберспортивные события, потому что ничто не может сравниться с киберспортом в Корее.
Да, я думаю, это правильно, что вы часто бываете в PC Bang’ах. Ведь в глазах корейцев вы являетесь кем-то вроде их сооснователя. Спасибо, президент Майки.
Большое спасибо за то, что пригласили на эфир.
Спасибо, Гийом.

Гийом благодарит ведущего. Конец интервью.

Доступна текстовая версия интервью на русском языке