Snute: "У мастерства нет предела"

Snute отлично выступил на WCS Winter Championship, заняв на турнире второе место и подтвердив свое звание одного из сильнейших некорейских игроков. Представляем перевод материала от thescoreesports о том, какие сложности норвежец испытал при переходе с HotS на LotV, о его подходе к игре и планах на будущее.

Когда мы получили возможность пообщаться с Йенсом Аасгардом перед WCS Winter Championship, он был поглощен тренировками. Тогда на кону стояли 150 тысяч долларов, место на WCS Global Playoffs и 11000 драгоценных очков .

После выхода Legacy of the Void норвежский игрок демонстрировал противоречивые результаты. Почти сразу после релиза LotV он выиграл GPL International Challenge, но уже на стадии Ro16 выбыл из DreamHack Leipzig. IEM был его шансом показать всем, что он снова набрал форму, что он улучшил свое понимание мета-игры и что он вновь готов к борьбе на международной сцене.

Формат WCS Winter Championship не прощал ошибок – Single Elimination, каждый матч – best-of-5. Сделай Snute слишком много ошибок в Ro32 – и ушел бы с турнира ни с чем.

Но этого не случилось. Игрок продержался на турнире до самого последнего дня. Он сумел выйти в гранд-финал, обыграв по пути таких игроков, как MajOr, MaSa, viOLet и Hydra. И хоть стать победителем турнира Snute не сумел, проиграв в последнем матче Polt’у, он вновь подтвердил свою репутацию одного из немногих западных игроков в StarCraft 2, способных соперничать с профессионалами из Южной Кореи.

IEM Katowice: проверка

Snute вышел в гранд-финал турнира в Katowice, но даже в этот момент он помнил о том, что за игра ему предстоит. Двадцатипятилетний норвежец принял участие в достаточном количестве турниров и в полной мере осознавал, что успешное выступление и разочаровывающий финал находятся невероятно близко друг от друга, а поэтому лучше не заглядывать слишком уж далеко и сосредоточиться на своем ближайшем будущем:

Самое главное – готовиться к своему следующему сопернику и быть в хорошей форме к моменту начала матча. Иногда, если вам удается далеко пройти на турнире или вырваться вперед в игре, вы испытываете чувство радости. Но большую часть времени это чувство лишь отвлекает вас. До окончания турнира лучше сосредоточиться на том, чтобы хорошо сыграть каждую карту и одержать победу.

cropped_20160305_Patrick-Strack_IEMKATO1

Спокойное восприятие действительности и качественное исполнение игрового стандарта не подводили Snute’a в течение большей части турнира, но в играх против Polt’a ситуация изменилась. Норвежец не смог справиться с нестандартными стратегиями, которые подготовил легендарный корейский терран, использовавший большое количество ранних пушей, целью которых было выбить Snute’a из колеи. В итоге, Polt одержал победу в матче со счетом 4:2 и в четвертый раз стал чемпионом WCS – а Snute не смог стать завоевать свой первый WCS-титул.

Игрок доволен достигнутым результатом, но он также осознает, насколько близок он был к победе. Он также понимает, что хорошего выступления на одном турнире явно недостаточно для того, чтобы попасть туда, куда ему нужно – особенно учитывая то, какие плохие результаты он показывал до WCS Winter Championship:

В моем случае речь всегда идет о том, чтобы мои результаты имели хорошее среднее значение. Я иду к вершине медленно, одну за другой исправляя серьезные проблемы в моей игре. Я не хочу проигрывать на ранних стадиях и не хочу, чтобы мои результаты колебались от "все" до "ничего".

Быть стабильным в течение долгого периода времени. С этим возникают проблемы у многих профессиональных игроков в StarCraft 2. Впрочем, некоторые (как Snute, например) в этом плане добиваются больших успехов, нежели другие. Одна из сильных сторон норвежского зерга – способность сделать несколько шагов назад, отойти от рассмотрения отдельных неудачных игр и, благодаря этому, увидеть полную картину происходящего. Да, он неудачно выступал в последних турнирах WCS 2015, не сумев преодолеть групповой этап во втором и третьих сезонах, но в течение пяти последних лет он, в среднем, добился очень хороших результатов. Он остается одним из немногих некорейских игроков, чей процент побед в матчах против корейцев приближается к 50%.

cropped_20160305_joe-brady_iemktw-sc2_22

А определяющей чертой Snute’a как игрока является, пожалуй, его осмысленный подход к подготовке стратегий и тренировкам. Он постоянно старается стать лучше, ищет пути искоренения своих собственных уязвимостей:

Это очень сложно. С одной стороны, тебе нужно быть в чем-то упрямым и сохранять в своей игре те ходы, которые приносят тебе победы. С другой стороны, тебе нужно оставаться способным принимать изменения и избавляться от тех действий, которые приводят к поражениям. Или же, одновременно с этим, искать новые решения.

При таком подходе к игре, игрок не видит предела тому, насколько хорошим игроком он может стать:

На самом деле, у мастерства нет предела.

Да здравствует Рой!

cropped_20160305_Patrick-Strack_IEMKATO1

Snute говорит, что одним из тех моментов своей карьеры, которыми он гордится больше всего, стала победа на HomeStory Cup VI. Это было самое начало Heart of the Swarm, и он со счетом 4:0 обыграл представителя GSL Code S – Symbol’a. Эта победа положила начало серии многочисленных удачных выступлений, которые игрок совершил в течение двух последующих лет. В 2013 и 2014 годах Snute считался топовым некорейским игроком. Он сумел выиграть несколько крупных турниров и очень-очень близко приблизиться к победе на очередном турнире премьер-класса.

В какой-то мере спасибо за его успехи в этот период стоит сказать свармхостам. Snute – приверженец игры с использованием этих юнитов. Он не только, как и все другие, использовал их в ZvP, но также экспериментировал с ними и в ZvT, с разной степенью успешности применяя против био-композиций терран. Благодаря своей приверженности  терпеливой позиционной игре, он смог возвыситься как над другими иностранными игроками, так и над игроками из Кореи, где свармхостов использовали не так сильно:

Черепаший стиль игры в свармхостов очень походил на террановскую игру в механизацию, ну или просто на всю расу протоссов.

Как и игры с использованием мех-стратегий, игры через свармхостов предполагали выработку всех месторождений ресурсов на карте, обычно длились очень долго и весьма выматывали. Но Snute продолжал использовать этот стиль, потому что благодаря нему он мог одерживать победы:

В конце концов, мне уже надоело играть этим стилем. Но победы того стоили. Неважно, что мне приходилось тратить больше времени. Неважно, что после игр я был немного более усталым, чем мои соперники. Главное – я побеждал.

Snute, впрочем, может вспомнить несколько игр, от которых он действительно получил удовольствие. В том числе – матч против MMA на Gfinity G3 в 2014 году, или же матч против herO на IEM Season IX Toronto. Как раз игры в Торонто (на том турнире Snute со счетом 2:3 уступил будущему победителю турнира Flash’у) стали тем пиковым моментом его карьеры, который он не мог повторить до тех пор, пока на IEM Season X Shenzen в 2015 году не обыграл Rain’a и Classic’a – действующих чемпионов GSL и SSL соответственно.

Snute – не самый одаренный в плане механики игрок. Он не самый быстрый (но и не самый медленный тоже) и не может обыгрывать игроков за счет многозадачности. В чем он хорош, так это в анализе и понимании макро игры и меты, и в организации тренировок надлежащим образом. С самого начала своей карьеры он с особым вниманием относился к тому, как он тренируется и как готовится к играм – для него важнее не то, сколько он тренируется, а то, как он тренируется.

Heart of the Swarm остается позади

Все хорошее рано или поздно заканчивается. Blizzard, в конце концов, отреагировали на растущее недовольство игроков и поклонников игры и провели нерф свармхостов, в результате которого эти юниты перестали рассматриваться как вообще пригодные для использования:

Свармхост просто стал совсем другим юнитом. Бесполезным био юнитом. Мне кажется, что Blizzard просто не хочет, чтобы игроки играли в мехоподобные стили, которые предполагают долгие игры, разработку всех минеральных и газовых месторождений, позиционную игру и раздел карты между игроками. Новые карты и юниты подталкивают к агрессивным играм с двух или трех баз, в которых инициатива постоянно переходит из рук в руки.

Изменение свармхостов означало, что Snute'у нужно было отказаться от того стиля игры, который в течение столь долгого периода времени приносил ему успех. Да, он предпочитал медленный, методичный стиль игры, но в Legacy of the Void от игрока требуются скорость, агрессия и многозадачность.

cropped__28B4796_KIRILL-BASHKIROV_IEMSC2

Переход на новую версию игры оказался более сложным, чем предполагалось. Snute очень хорошо понимал макро игру в Heart of the Swarm, и поэтому у него возникли проблемы с тем, чтобы забыть то, что он уже знает, и приспособиться к требованиям, предъявляемым новой игрой. Этот факт весьма удивил его, и это удивление сделало процесс "переучивания" еще более сложным.

Snute пытался заново изобрести свой собственный стиль, но это привело к печальным результатам – таким, например, как ранний вылет с DreamHack Leipzig:

Я надеялся выступить гораздо лучше и думал, что переход на Legacy of the Void не станет для меня проблемой. Сразу после релиза LotV я сумел одержать победу на GPL International Challenge и благодаря этому пребывал в отличном настроении. Но потом я просто ужасно отыграл на Nation Wars. Чуть легче на душе стало после того, как я сумел дойти до полуфинала HomeStory Cup, но в общем и целом я много раз оступился в тех местах, где не сделал бы этого раньше – и Nation Wars тому пример.

Справиться с конкурентами также было непросто. Такие европейские игроки за зергов, как Nerchio и bly, быстрее разобрались в Legacy of the Void, а потому конкуренция была очень сильной:

Мне кажется, что уровень моей игры значительно понизился за время перехода с Heart of the Swarm на Legacy of the Void. Я стал гораздо менее уверен в себе. Сейчас я часто проигрываю матчи, которые не проиграл бы раньше – потому что не могу справиться с новыми картами и юнитами. Это обидно. У меня создается ощущение, словно те навыки и то мастерство, которые были  у меня в Heart of the Swarm, были ненастоящими. Может такое быть? Ведь все другие игроки, внезапно, стали играть гораздо лучше.

cropped_20160302_Jennika-Ojala_IEMKatowi

И тем не менее, Snute настроен добиться своего. Радикальные преобразования, пусть и являются болезненными, необходимы для того, чтобы продолжать побеждать:

Я отчаянно пытаюсь забыть о гордости за свои предыдущие достижения и сфокусироваться на проблемах, требующих решения – по одной за раз. В былые времена я бы понемногу перестраивал свою игру. Сейчас же мне нужно отказаться от большинства своих взглядов на игру и идей, которые можно было использовать для достижения победы, для того, чтобы приобрести новые знания. Но я все равно стараюсь сохранить в своей игре что-то из того, что работало раньше.

Snute говорит, что ему приходится нелегко, но, будучи ветераном, он смог стоически перенести неудовлетворительные результаты, а также понял, что важно не зацикливаться на одном и том же. К счастью, его аналитический склад ума помогает ему и с тем, чтобы как надо "подстроить" новую стратегию, и с тем, чтобы довести до совершенства хорошо натренированный стиль игры. В конце концов, это всего лишь еще один вопрос, который нужно решить с присущей этому игроку вдумчивостью.

Может быть, WCS Winter Championship станет поворотным моментом в карьере Snute’a. На этом турнире мы увидели, что норвежец может играть в стандартном оборонительном стиле – и добиваться побед. То, как он отбивается от опасных террановских пушей, используя большое количество королев, является примером тех игровых инноваций, которые привносят в игру игроки, обладающие всеобъемлющим ее пониманием.

Выйти в финал было здорово. В ZvZ у меня все получалось гораздо лучше, чем я ожидал. На счет ZvT – все еще не уверен, в этом матч-апе мне еще многому нужно научиться.

Несмотря на хороший результат на WCS Winter Championship, игрок и не думает расслабляться:

Крупным WCS-турнирам всегда уделяется повышенное внимание, но для меня игры на них все равно остаются лишь небольшой частью от общего количества игры. Если я смогу так же хорошо играть на квалификациях и онлайн-турнирах, лучше играть во время тренировок и добиваться подобных результатов на LAN-турнирах – вот тогда я буду доволен.

Snute считает, что он все еще не достаточно проявил себя в Legacy of the Void. Но он собирается еще больше тренироваться, больше думать и добиваться еще лучших результатов:

Сейчас ко мне хотя бы частично вернулась вера в собственные силы. Пускай даже я сыграл всего пять матчей.

Автор оригинального интервью: Christian Paas-Lang @ thescoreesports.com