Интервью с идейным вдохновителем проекта OSPL

 Предлагаем вашему вниманию полноформатное интервью с одним из лидеров всего проекта OSPL и одним из основоположников тенденций и форматов развития компьютерного спорта в стране.
Встречайте бурными овациями - Александр Поярель. Приятного прочтения!
Добрый день, представьтесь, пожалуйста.
Александр Поярель, директор по развитию проекта ОСПЛ.
Расскажите вкратце о проекте.
Omega Sector Professional League была создана в 2005 году, к сожалению, лига развивалась довольно неравномерно. Цель лиги  – развитие и поддержка Казахстанского киберспорта в целом. Замечу, что последние пару лет, лига – главное киберспортивное событие Казахстана. В прошлом году мы совершили скачок, провели сразу ряд турниров с периодичностью в сезон – раз в три месяца. Как результат деятельности лиги, можно привести в пример победу казахской команды, резидентов нашего клуба – OS|oNe на международном турнире DTS-cup весной 2009 года. Также, всё в том же 2009 году, осенью, мы провели международный турнир под названием OSPL Autumn 2009. Нас посетили представители довольно именитых мультигейминговых организаций, как по FIFA, так и по DotA – DTS, RoX.KIS, ForZe, Pincho. И в этот раз казахским киберспортсменам удалось доказать свою состоятельность, правда, результаты в этот раз получились не столь яркими. В этот раз мы довольствовались третьим местом по Фифе и 3+4 местом  по Доте.
Каким образом Вы впервые познакомились с киберспортом, как он повлиял на Вашу жизнь?
На самом деле, я никогда не был настоящим геймером, если и поигрывал во что-то, то крайне мало. В 2005 году начал работать в Омега-Секторе, с тех пор я в гейминге. То, что киберспорт не только интересен, но ко всему прочему у нашей страны есть потенциал, да и данный вид спорта стоит развивать в целом, я осознал именно после второго места казахской команды К23 на гранд-финале WCG 2005 в Сингапуре. Также я осознал, что если строить планы по развитию национального киберспорта, никак не обойтись без обширной сети компьютерных клубов.
Таким образом, мы совместили развитие компьютерного спорта и расширение сети клубов. В процессе начальной реализации всех задумок я достаточно серьёзно заинтересовался киберспортом в целом. Стал читать тематические ресурсы, наблюдать за самыми интересными мировыми чемпионатами, впоследствии посетил несколько гранд-финалов ESWC и WCG – Кёльн, Лос-Анджелес, Чэнду, Париж. Самым выделяющимся событием могу назвать именно турнир в Кёльне. Я никогда не видел ничего подобного. Эта атмосфера, аудитория, профессиональное освещение. Смотря на это всё, просто получаешь заряд. Ровно в тот момент наблюдать за киберспортом для меня стало также интересно, и делаю я это с таким же фанатизмом, как некоторые люди наблюдают за футболом.

Какие плюсы и минусы в современном киберспорте Вы видите?
Начну с плюсов. Киберспорт из года в год привлекает всё больше людей, как игроков, так и зрителей. Турниров становится всё больше, а сама культура становится всё сильней и сильней.
Из минусов выделю отсутствие всемирной организации, которая могла бы заниматься развитием киберспорта во всём мире, подобно тому, как развивает мировой футбол FIFA. Для стабильности развития и последовательности всегда очень важно, чтобы была одна единственная организация, которая выстроит все события под свои знамёна. Ну а если же говорить о моей мечте в рамках киберспорта, я был бы счастлив, если OSPL когда-нибудь превратится в эту самую организацию FIFA, в рамках киберспорта.
 Расскажите немного о сети компьютерных клубов, тенденции развития, планы по развитию, история сети Omega Sector.
На данный момент сеть насчитывает 16 клубов в семи городах по Казахстану, скоро в эксплуатацию вводятся еще два – один в Алматы и другой в Уральске. На данный момент, мы являемся самой крупной сетью компьютерных клубов во всём СНГ, в следующем году планируем запустить ещё два клуба. Ну а если же окунуться в историю, первый клуб появился в далёком 1999 году и назывался на тот момент «Дельта». Спустя пару лет в виде некоторых изменений сеть клубов стала расширяться и получила теперешнее название – Омега Сектор.
Поведайте немного о непосредственной тенденции использования компьютерных клубов, как тренировочных баз.
Как я и говорил немного ранее, с того момента, когда мы начали поддержку и развитие киберспорта в стране, нашим основным инструментом была именно сеть компьютерных клубов. Так, например, в этом году по результатам отборочных мы предоставим бесплатные условия для тренировок 12 командам по всему Казахстану, и еще минимум столько же получат неплохие скидки. И это только лишь в дисциплине DotA. Также мы сейчас позиционируем один из наших клубов – Omega Sector 7, что в Алматы, как основную тренировочную базу, вводим всяческие шоу-матчи, устраиваем тренировки. Одним из последних новшеств является появление специального сотрудника – девушки, функция которой помогать командам организовывать тренировки. Таким образом, любой желающий, имеющий укомплектованную команду, может возможность потренироваться против именитых резидентов наших клубов, повысив тем самым собственный уровень игры, как минимум. Расстраивает одно – люди очень долго раскачиваются, упуская превосходные шансы полноценно тренироваться, используя уникальные предложения вроде скидок или бесплатного времени в целом.
Поподробнее о предстоящем OSPL Winter 2010. Дисциплины, цели, тенденции, подробности, всевозможные фишки, ваши ожидания.
Начну с тенденций. Ещё в прошлом году мы провели 3 турнира OSPL за год, акцентировав внимание общественности на OSPL Autumn 2009, сделав его международным. Были идентичные планы и на этот год, но не всё пошло гладко. Теперь же мы снова в строю, анонсировав полноценную лигу-турнир OSPL Winter 2010 с четырьмя дисциплинами на борту, 2 более серьезными – FIFA & DotA и двумя промо-дисциплинами – Tekken 6 & Guitar Hero. Две первые дисциплины – для развития, остальные две – для зрелищности и уникальности. Главное отличие этого года – турнир проходит в формате «Only KZ». То есть всё сделано в виде лиги суммарной протяженностью практически в месяц. Всё это – непосредственно для развития отечественного киберспорта, именно такая система, на наш взгляд, заставит команды как минимум тренироваться и бороться за призовые места.

Ожидания? Хочется как можно больше интереса со стороны наших геймеров, ведь для вас предоставляются уникальные условия, да и конкуренции довольно мало откровенно говоря. Тренируйся сколько угодно, тратя на это минимум средств и ещё выигрывая деньги. Почему бы этим не воспользоваться. На счёт международного формата турниров – возможно, в дальнейшем, если путём наших методов удастся вывести киберспорт в Казахстане на новый уровень, и, как следствие, повысится и уровень здешних игроков и команд, возможно тогда мы и проведем международный двух-трёхдневный ивент. Другими словами, это будет сделано в тот момент, когда команды будут готовы конкурировать с мировыми грандами, и грандами из СНГ.

Цели – я очень хочу, чтобы в стране было не пару так называемых профессиональных команд, а в разы больше. Пусть их будет даже сто – мы всё равно сможем поддерживать их целиком. Главное, чтобы был уровень и мотивация, чтобы все эти команды могли тягаться с оппонентами из других стран, занимать призовые места на всевозможных турнирах. Из так называемых «фишек» выделю, что команда, победившая в дисциплине DotA в рамках OSPL Winter 2010, получит не только сумму более 5.000$ как приз, но и подпишет контракт на полгода с нашей организацией, предполагающий зарплаты и оплаченные поездки на всевозможные мировые турниры пяти игрокам и менеджеру-тренеру.

К слову, всё это делается не только для развития киберспорта. Есть ещё один момент, который лично мне хотелось бы исправить. Киберспорт – отличное увлечение, но местами не хватает зрелищности. Если привести в пример всё тот же футбол, можно заметить, что количество футбольных фанатов – в нашем случае зрителей, в тысячи раз больше нежели самих профессионалов. Именно поэтому, я вижу киберспорт, как увлечение для зрителей в первую очередь, нежели для геймеров. Но для всего этого нам нужно сначала поставить на ноги именно геймеров.

 Что Вы думаете касательно таких дисциплин, как CS и SC2, увидим ли мы когда-нибудь одну из данных дисциплин в рамках OSPL, Ваше отношение к такому турниру, как WCG.
Так получилось, что первым человеком, который поддержал CS в Казахстане, был небезызвестный Арбалет. Поддерживает он данную дисциплину и сейчас. Несколькими годами ранее именно поэтому, всё внимание казахстанского киберспортивного комьюнити приходилось на данную дисциплину. Именно поэтому мы и решили сфокусироваться непосредственно на остальных, не менее интересных дисциплинах.
Что же касается WCG, то данный турнир, несомненно, один из самых авторитетных и зрелищных. Хотя, честно говоря, я не считаю его именно самым главным событием в году. Ведь есть много популярных и интересных игр со своим полноценным комьюнити, не входящие в состав дисциплин данного турнира. Что же касается WCG KZ, то компания Samsung перестала вкладывать деньги после WCG 2008. Соответственно, в 2009 году WCG в стране проводили и финансировали мы, ну а в 2010 году это делал Арбалет, правда, FIFA и в этом году была «нашей» дисциплиной. Планов на 2011 год попросту нету, WCG – довольно дорогостоящая затея. Лучше уж вкладывать эти средства в развитие киберспорта внутри страны.
StarСraft 2 – несомненно, великая игра. Мне до сих пор непонятно, почему же первая часть Старкрафта не получила широкой популярности в нашей стране, возможно, все будет по другому именно со второй частью. Для нас это очень хороший шанс – взяться за развитие очень перспективной дисциплины. Пока что рано говорить, увидим ли мы Starcraft 2 в списке дисциплин OSPL в следующем году, ведь не всё так просто, и это – цель, к которой нужно идти. Но мы в любом случае подумаем над такой возможностью.
Классический вопрос последних дней – взгляд на DoTa2 от Valve.
Valve – коммерческий проект, а соответственно, DoTa2 будет выпущена на платформе Steam и, несомненно, будет стоить денег. Я опасаюсь за данную ситуацию, не уменьшит ли это размеры комьюнити. Честно говоря, лично мне не сильно хотелось бы перемен, уменьшения как комьюнити, так и аудитории, с одной стороны нам нужно что-то новое для нового витка, с другой же стороны, даже если эта затея закончится не слишком удачно, в любом случае, появится какая-то альтернативная дисциплина схожего жанра.
Немного провокационный вопрос, насколько мне известно, Вы являетесь приверженцем дисциплины Call of Duty, это правда?
Да, мне очень нравится эта игра, я играю в нее лично чуть ли не каждый день. Пробовал играть в несколько частей, но больше всего впечатлила именно Сall of Duty 4: Modern warfare 2, которую называют шестой версией. Сейчас же, не так давно, вышла новая часть сиквела, Call of Duty: Black Ops, побившая рекорды в первые пару дней продаж. Естественно, купил себе данную игру, чуть ли не в первый день, но пока не было времени опробовать.
Ясно. Ну что же, огромное спасибо Вам, Александр, за уделённое время и столь обширные ответы. Настало время пожелать что-нибудь киберспортивному комьюнити, Ваши заключительные слова.
Окей. Друзья! Мы делаем достаточно много всего для развития как казахстанского киберспорта, так и киберспорта в целом, и зачастую не понимаем ребят, которые всем этим не пользуются. Некоторые из условий, которые мы предоставляем нашим киберспортсменам, не представлены в той же России, чья киберспортивная сцена явно не слабее нашей. Всё, что вам нужно – это не упустить данную уникальную возможность, играйте, побеждайте, продвигайтесь вперёд. Ведь тот, кто не боится поражений, не боится учиться, в любом случае в один из дней придёт к победе. Рецепт прост – участвуйте, старайтесь и побеждайте!