iAct|5:30a.m.: я бы не сказал, что Warcraft умер

 Предлагаем вашему вниманию интервью с Сергеем iAct|5:30a.m. Воробьёвым, бессменным лидером команды inAction Gaming, организатором множества соревнований по Warcraft III и StarCraft II.
Беседа пойдёт об истории команды iAct и портала iact-gaming.ru, закате WCIII, расцвете SCII, а также общем положении дел в русскоязычном нон- и полупро киберспорте.

Давай вообще вспомним, "как закалялась сталь" в iAct. Я бы выделил 4-5 периодов: самое начало, продолжение самого начала, возрождение году в 2007-2008 с "мерками", уход мерков и поглощение iG (которые украинские) и нынешний, года так с 2010. Правильно разбил? Как оно вообще всё представлялось в самом начале? Выход в плей-офф WC3L, доминирование в СНГ?
Хм, да я уже даже сам не помню, что там было. Наверное, будет как-то так:
1. 2006 - весна 2008 - становление команды, первые "успехи" на различных лигах (как-то, RWL и ClanBase). Эти полтора года мы играли везде, где только можно, куда только могли попасть, при этом показывая не особо хорошие результаты. Закончился период тем, что команда была временно распущена в связи с инактивом некоторых игроков и организаторов;
2. Лето 2008 - лето 2009. Период наиболее активного развития iAct как WC3-команды. Именно в это время в клане играли такие игроки, как VolanD, Stink3r, Foggy, Shadai, TT, WH и некоторые другие суровые "середняки". Был даже NapS. А организовывал все эту шайку некто Duck, который, наверное, является лучшим организатором за всю историю команды. Также, этот период примечателен нашим сотрудничеством с Need2Lead.wc3, которые в целом есть, на мой взгляд, очень хорошая организация. Хотя наши пути потом и разошлись, но тут уж причиной скорее наш "сепаратизм", чем какие-то недоработки с их стороны;
3. "Инцидент со Смирновым" летом 2009 года - "декаданс": период скатывания команды из почти топовой для СНГ в... Ну, в общем, куда-то вниз по лестнице почёта. Довольно неприятный период, в течение которого из команды один за другим уходили ключевые игроки, что не самым приятным образом сказывалось на результатах. Пытаясь как-то найти выход из сложившейся ситуации, мы продолжали делать значительную ставку на развитие сайта и проведение соревнований. Проблемы с составом были решены за счет перехода под наши знамена команды Incredible Gamers, в составе которой играло большое количество игроков, уже выступавших за нас - R46, Swede, Purge. Тем не менее, вновь прибывшие игроки, при всём желании, не могли показывать те же результаты, какие показывали их предшественники. В результате, мы даже не всегда могли пройти квалификацию на какую-нибудь средненькую лигу. Такие дела. Плюс, периодически кто-то уходил в инактив, кто-то перебирался в другую команду... Одним словом, где-то полтора года мы боролись с острым внутрикомандным кризисом.
В организаторском цехе в это время трудились Deadly и Floyd, благодаря которым удавалось удерживать на плаву команду в отнюдь нелёгкое время. Спасибо им за это;
4. Недолгий "ренессанс" 2010 - связан с возвращением в команду Воланда и ряда других игроков. В течение этого периода у нас наблюдался довольно заметный прогресс в результатах на различных лигах, который, впрочем, продлился недолго - с Воландом мы вынуждены были расстаться уже летом 2010 года. Вновь ушли, или серьёзно изменили отношение к игре, несколько игроков... Но это, пожалуй, уже не было столь критично, как раньше - к этому моменту мы уже смирились с мыслью о том, что от поражений нам никуда не деться, и ничего плохого в этом нет, при том, что мы не являемся профессиональной командой;
5. Осень 2010 года - весна 2011 года. Самый "плохо организованный период", характеризующийся тем, что Deadly и Floyd ушли из киберспорта, и организовывать команду стало попросту некому. Частично этим занимался я, частично - Derain, частично ответственность за организацию легла на плечи самих игроков. В результате, получалось что-то малопонятное и зачастую несуразное, трудно было собирать народ на матчи, все чаще мы получали технические поражения. Заметно помогал ag3nt, немало делал Morfius, но всё равно - если я раньше мог гордиться организованностью собственной команды, то в эти месяцы мне оставалось только сокрушённо качать головой.
Дела пошли на лад ближе к весне 2011 года, когда в команду в качестве организатора пришел hp, состав пополнили ряд игроков в лице Izzy, IneedAbanana, а я почувствовал, что у меня есть время и, главное, желание, вновь заниматься варкрафтом и не только. С таким вот "багажом" мы приближаемся к жаркому лету сего года.

Если честно, я уже смутно помню, как оно все мне представлялось в самом начале. В моих глазах всё выглядело явно проще, чем было на самом деле. Вообще, изначально думалось, что "если долго мучиться - что-нибудь получится". Поэтому я первое время наивно верил в то, что если игроки будут тренироваться, то результаты будут улучшаться, а спонсоры через некоторое время готовы будут глотки друг другу грызть за право работать с нами. Само собой, я был наивен и неправ. Игроки далеко не всегда тренируются. Далеко не всегда результаты улучшаются даже после длительных тренировок. Даже если результаты улучшаются, другие команды тоже не стоят на месте. И, в общем-то, в определенный момент ты понимаешь, что не в спонсоре счастье, и даже не в том, что ты выигрываешь лиги. Круто быть в команде с другими людьми, что-то делать вместе - для себя и для сообщества в целом. Но понимание этого пришло далеко не сразу.

Поэтому, да - изначально мечталось о прохождении квалификационного этапа WC3L. Потом - амбиции уменьшились, место WC3L заменила WCIP. Потом хотелось просто играть и выигрывать на лигах попроще. Потом, в определенные моменты, думалось "как бы мы совсем не развалились". Теперь мысли все чаще вроде "эх, будь у меня еще пара игроков в команде, я бы смог собрать состав на матч в этот день". Но в целом - сейчас уже нет такой сконцентрированности на результате. Теперь важен не результат, теперь важен сам процесс.

 

Это пришло просветление или связано с тем, что третий Warcraft умер?

Я бы не сказал, что Warcraft умер. Старичку очевидно поплохело, но он все еще alive n kicking, хоть и не так резво, как раньше. Скорее, прошло пять лет моей жизни. И где-то среди этих пяти лет оказалось несколько часов и множество событий, давших возможность и повод подумать.

3D.Hawk3r: Он, пожалуй, один из самых адекватных админов на всём постсоветском пространстве, который может беспристрастно принимать те или иные решения. Собственно запомнилась его LifeLine да и, наверное, все лиги, в организации которых он принимал участие. Но вот только пропасть может на неделю или две и как мне представляется немного медлителен =Р  

Если Warcraft не умер, по твоему мнению, что тогда должно произойти ещё с ним, чтобы констатировать-таки смерть? Практически не осталось звёзд в Европе, в Корее и Китае они ещё есть, но и их меньше с каждым днём, WC3L и NGL, и даже WCIP, и даже RWL мертвы, в РФ остался фактически только Nicker, новой молодёжи на т.н. "нон-про арене" не видать... Нет? Есть ZOTAC, какое-то время ещё будет WCG. Командный WCIII:TFT практически не подаёт признаков жизни, на мой взгляд.
Я бы не стал отождествлять смерть WC3 с уходом профессионалов. Осталось несколько полупрофессиональных или любительских лиг, остались онлайн-турниры разной степени серьёзности, остались WCG и Китай. Когда не останется и этого - тогда уже можно будет подумать о том, чтобы заказать панихиду. А пока что все не так уж и плохо. И, да, на мой взгляд, Warcraft всё же просто-напросто интереснее, чем StarCraft II.
Интереснее для кого? Игроков, организаторов соревнований или зрителей? В StarCraft II есть множество турниров, постоянно появляются новые лиги, а, что самое главное, у игроков есть стимул развиваться и побеждать тех, у кого ты раньше даже поверить не мог, что выиграешь (как Unix выиграл у Grubby в четвертьфинале ZOTAC, например). Ты веришь, что в WCIII ещё возможны какие-то сенсации, появление новых имён (в том же Китае, например)?
В первую очередь - для зрителей. Особенно если зрители не стремятся стать профессиональными игроками, или же сами являются бывшими варкрафтерами. К примеру, как-то ночью мне не спалось, и я решил посмотреть стрим с North American Star League. Играли Liquid.ret и coLstaLife. В результате, смотрел только из-за комментаторов, которые придавали игре совершенно невероятную живость, и из-за того, что интересно посмотреть на новую игрушку. Понимаю, что моё мнение субъективно, но даже этот репортаж (отличный, качественный, просто здоровский) мне было смотреть не так интересно, как недавние стримы от exL с ECL, или даже стрим HawK'a, когда тот играет за хуманов. Даже без комментариев последнего. Такие вот дела.
Не связано ли это с тем, что ты сам, насколько я знаю, не пробовал SCII на зуб? И не особо следил за SC, как я понимаю? Т.е. того же Ret'а в SC:BW не особо помнишь.
Вряд ли. Стримы по SCII я, в последнее время, посматриваю частенько, особенно если играют топовые украинские игроки, или же если Майкер стримит какой-то серьезный турнир. Надо же быть в курсе дел.
А за Brood War'ом - да, следил не особо, но некоторых топовых игроков всё-таки немного знаю. Того же ret'a, в том числе. Кстати, многие отмечают, что SC2 еще не достиг той зрелищности, которой обладает его предшественник. По-моему, это в большей степени все-таки макро-игра (на данный момент), и такой зрелищностью, как варкрафт (окружения, нюки, стафф на последних секундах и так далее) не обладает. Возможно, это изменится со временем. Пока что лично для меня в старкрафте (втором) самое ценное это качественные комментарии ведущих на стримах и яркие битвы со спецэффектами.

iAct.ag3nt: Ну, по сути Халф ничего не делал для WCIII-состава, пока hp в конце апреля не пропал. Халф только новости по WCIII иногда писал и всё. А сейчас, когда hp пропал, Халф стал оргить на кланварах, вроде всё норм! Только пеонбан снял с Абвера и Кэша, теперь проиграем 0:4! Учится на лингвиста, ещё чего-то там в КВНах участие принимает. И в последнее время стал засирать сайт iAct всякой ерундой не по теме типа новостей о футболе. Вообще ничего плохого-то и не могу сказать, а хорошее не умею говорить!  

Отсутствие SCII, как я понимаю, связано с возможностями твоего нынешнего компьютера. Планируешь устранить это?

Уже устранил. На минималках игрушка потихоньку бегает на моей машине. Установил главным образом для того, чтобы проводить турниры и администрировать лиги по StarCraft II. Думал даже немного поиграть (потому что, по идее, старкрафт мне подходит больше, чем варкрафт - я всегда был ориентированным на макро игроком), но что-то как-то не сложилось. И даже демки смотреть не очень хочется. Может быть, это просто потому, что я мало понимаю в этой игре, а разбираться нет ни времени, ни желания. Скорее всего, это так.
В ближайшем будущем iAct в твоём лице продолжит проводить соло-турниры и командные лиги по WCIII и SCII без чётко выраженного приоритета? Или какой-то из дисциплин будет отдаваться предпочтение?
Зависит от потребностей комьюнити и наших собственных возможностей. Лично мне проще работать с варкрафтом, и есть уже планы проведения нескольких соревнований. Тем более, турниры по варкрафту сейчас, видимо, нужны довольно большому числу людей. Старкрафт тоже не остается в стороне, но здесь нет такой потребности в новых лигах - возможностей поиграть у всех и так хватает. Так что в этом случае будем смотреть на то, каков спрос на лиги на полу-про и любительском уровне, и уже на основе этих данных принимать решения.
Какие планы по развитию портала? Переезд Alone с RWL на iAct, Vanguard Marsch, Warcraft Pride League - уже есть несколько удачных примеров проведения сторонних соревнований на вашей площадке. Есть желание стать неким турнирным центром?
Не задумывался об этом. Мы готовы предоставить организатором онлайн-соревнований техническую базу для проведения мероприятий (при условии, что организатор адекватный), но глобальных планов на вроде "стать русской ESL" у нас нет.
А что касается новостей? Одно время iAct-gaming.ru вполне успешно конкурировал с goodgame.ru и proplay.ru в плане освещения результатов матчей на различных лигах и переходов игроков из команды в команду.

Что-то я не уверен в том, что "вполне успешно". Гудгейм и Проплей - это, все-таки, профессиональные сайты, и мощностей у них в разы больше. Другое дело, что на Гудгейме в принципе не пишутся обзоры матчей, а на Проплее в основном освещаются онлайн-турниры и матчи более-менее крупных лиг. Хотя, новостная лента на ПП.ру в последнее время напоминает информационный придаток команды incredible Panic. В любом случае, и тот, и другой порталы сфокусированы прежде всего на профессиональной сцене.

Мы стараемся работать в другой нише - пишем о полупрофессионалах. На других сайтах вы, например, вряд ли найдете новости о переходе игрока в команды средней руки, вроде hQ или RPro. На том же гудгейме в свое время разгорелась нехилая разборка из-за того, что кто-то написал о переходе уж не помню каких варкрафтеров в Lyra! tEam. У нас подобные новости - в порядке вещей, и ненависти или возмущения ни у кого не вызывают. Так что мы GG.ru и PP.ru не конкуренты. Потому что просто не можем конкурировать (у нас один обозреватель на всё про всё, например), и потому, что работаем в разных плоскостях.
Кстати, о профессиональных сайтах: нет ощущения, что и в этой области тоже не всё в порядке, как с Warcraft'ом третьим?
Нет, не думаю, что всё так плохо с сайтами о киберспорте. В конце-концов, остались сильнейшие. Значит, остальные не выдержали конкуренции, не смогли предложить пользователям достаточно уникальный контент, предложение не совпало со спросом. И, значит, остальные вполне в состоянии удовлетворить существующий спрос в данный момент.
Ещё, я бы не стал ограничивать список только двумя вышеперечисленными порталами - есть еще sc2tv.ru, если уж говорить о варкрафте и старкрафте. Есть базы реплеев вроде sc2rep.ru и zergit.ru, да много чего есть. В общем, с сайтами о киберспорте порядок, и каждый почти наверняка может подобрать себе что-то по вкусу - в зависимости от того, какая игра больше интересует. Единственное вот – я не знаю ни одного стоящего портала по Team Fortress 2, так что если знаете, то подскажите, пожалуйста.
Что касается StarCraft II, как тебе его развитие? Темпы, соревнования, имена? Все ждали, что он придёт и каааак накроет... Удовлетворён качеством прихода?
Да, вполне. Еженедельно офигеваю от количества турниров, смотрю NASL (спасибо комментаторам), иногда стримы на гудгейме. Сцена ещё не "устаканилась", много неожиданных результатов, много новых игроков. Интересно, одним словом. Напоминает варкрафт в былые славные времена.

SQK.Villain: c Халфом, увы, выпадало пообщаться довольно нечасто, но могу сказать, что это один из немногих представителей пока ещё не убитого киберспорта, который адекватно ведёт себя в различных возникающих спорных ситуациях. И конечно же заслуживает уважения то, что он на чистом альтруизме организует различные лиги и руководит iAct'ом!

Ожидал, что Happy так быстро наберёт форму и станет топ-1 европейского battle.net? 

Да, у него действительно профессиональный подход к игре, помноженный на талант. Но он пока что просто очень хороший игрок, отнюдь не топовый. Хотя, возможно, скоро таковым и станет.
Тем не менее, сегодня утром он был номером один b.net со статистикой 313/48. Какие прогнозы на WCG SPb, WCG MSK и WCG RU по StarCraft II?
Плохо представляю себе географию старкрафта в России на сегодняшний день. А старкрафт 2 вообще будет на WCG?
Конечно, куда же без него.
Тогда разве что сделаю предположения по поводу гранд-финала: Happy, Brat_OK, inNirvana.
Вообще, в "правильных" интервью принято начинать с этого вопроса, ну а я так, под конец середины: ты часто меняешь никнеймы, какое каноническое написание и почему 5:30?
Изначальный вариант - 5:30a.m. (лично я обычно читал как "пять-тридцать утра"). Никнейм происходит, так сказать, из песни группы "Шмели", которая называется "Скелеты" и в которой есть строчки "только мне не мерещится это, только мне не мерещится это, пять-тридцать утра, скелеты!". Там по сюжету люди утром в скелетов превращаются.
Хотелось непонятный никнейм с неясным значением, нравилась песня - вот и выбрал. Ник, по-моему, действительно получился довольно забавным, хотя потом все равно был упрощен до "халф".
Ещё про SCII забыл спросить: кажется, RoX.KIS немного расслабились, то ли в силу возраста игроков, то ли в силу недооценки соперников (многовто поражений в последнее время на командных лигах). Кто же сейчас ТОП-1 команда СНГ на твой взгляд? RoX, Empire, Na'Vi или кто-другой?
Зависит от конкретной ситуации. При должном везении те же imba или exL могут обыграть и роксов, и имперцев. Но, при всём при этом, роксы находятся на таком уровне развития инфраструктуры, до которого остальным топам нашего старкрафта еще пилить и пилить, по-моему. Так что я скажу, что топ-1 команда - именно RoX.KIS, и в своём ответе я принимаю во внимание не только результаты выступлений на турнирах, но и всестороннее развитие команды.
Думаю, я не сильно преувеличиваю, считая, что iAct добился такого уважения и авторитета ещё и благодаря сайту, т.е. благодаря Derain'у. Расскажи, пожалуйста, как долго и успешно существует ваш организаторский тандем?
Хм. Тандем, говоришь, организаторский. Ну, с момента создания команды и существует - пять лет, то бишь. Сначала вместе организовывали и играли, потом вместе только организовывали, потом я начал в основном писать новости, а он - доводить до ума сайт... В последнее время это выглядит примерно так: мне приходит в голову какая-то идея, я пишу ему и говорю "а мы можем реализовать у себя вот то-то и то-то", он говорит "можем, но зачем?". Тут я либо понимаю, что реально незачем, либо всё-таки настаиваю на своем и он говорит "подумать надо, как будет время - сделаем". Учитывая, что времени у него совсем немного, ожидание может затянуться на довольно длительные сроки, но в конце-концов, если необходимость со временем не отпадает, фича таки появляется у нас на сайте.
Кого из "активных действующих" коллег/конкурентов-организаторов можешь отметить и почему? Что-то перенимаешь у кого-то или, наоборот, помогаешь советом?
Ну, в СНГ достаточно большое количество хороших организаторов, которых я знаю еще со времен варкрафта. У всех есть выраженные лидерские качества, определённая ответственность, опыт и организаторские навыки. Из наиболее заметных:
StrangeR - пожалуй, лучший руководитель из СНГ, среди всех мне известных. Умеет подыскивать подопечной команде "хороший дом", умеет собирать крепкие реально боеспособные команды, умеет добиваться реальных результатов. Плюс уже взрослый серьёзный дядька и ведет себя соответствующе;
Firday-13 - бессменный лидер некогда моей любимой варкрафтерской команды uPro. Долгое время работает с несколькими хорошо знакомыми ему людьми, не гонится за новыми кадровыми приобретениями, умеет ценить тех, кто есть в распоряжении. Вроде как "синица в руке", такой принцип;
Romantic - третий угол в треугольнике "больших" организаторов времён варкрафта. Деятельный. Умеет поставить работу команды, знает, в каком направлении нужно развиваться, умеет работать с партнёрами. Опять же, "большой серьёзный" дядька. Немного больше, чем следует, зациклен на своей команде. Даже намного больше, чем следует, мне кажется. Ну и репутация, в отличие от первых двоих, весьма неоднозначная;
FUki - тоже хороший организатор, но, имхо, карьерист. Тащит свою команду везде, где только можно. Либо это мне всего лишь кажется;
Sparta4 - из тех ребят, что не гонится за результатом, но хороший человек и хороший орга. Опять же, долгое время работает с собственной командой, за что ему и почёт;
Дуэт MeF и Hawk3r - являются основной движущей силой Vanguard Marsch, плюс организаторами Team 3D. Относятся к разряду "несерьёзных" дядек, которые периодически прикалываются на форумах или потихоньку троллят. Свои обязанности, впрочем, исполняют довольно качественно;
TeSt - "может забанить любую команду на EAS", а если серьезно, то один из самых результативных организаторов в нынешнем варкрафте. Неизменно работает в сильной команде, в которой есть несколько действительно очень мощных игроков и, при всём при этом, даже какая-то финансовая поддержка. А последнее в нынешние времена редкость;
Hokc - не самый заметный организатор, но его подопечные из Webmex постепенно набирают обороты, а это говорит о результативной работе. Собственно, под его руководством этот состав и стал "вебмекс" - и, думаю, ребята извлекли из приобретения этого тега определенную пользу;
SkyG - в свое время был одним из лучших СНГ-шных организаторов в WC3, не так давно вернулся из армии, но сейчас что-то опять пропал из виду. Его команды неизменно были в числе лидеров СНГ, показывали приличные результаты в Европе, хотя некоторые его поступки мне и не нравились;
Rio и Ink - наши организаторы по SC2. Известны, главным образом, благодаря команде DreamS, состав которой и стал оплотом нашего нынешнего SC2-ростера. У обоих за плечами солидный опыт, а так же весёлая компания друзей, с которыми они не расстаются и по сей день. Лично мне это весьма импонирует;
Nick – в моих глазах, бессменный лидер команды Just For Skill, которая не так давно влилась в состав League of star. Хороший адекватный парень; один из немногих, кто успешно сочетал организаторскую деятельность и непосредственно игру.
Не думаю, что я много чего перенял у других организаторов. По-моему, у всех свой стиль работы и поведения, и найти двух одинаковых организаторов невозможно. Тем более, если речь идет о не совсем рядовых командах. А про советы... Ну, если кто обращается за советом - даю совет, всегда пожалуйста.
Команды импонируют тех же организаторов? Или кого-то ещё можешь выделить?

Если говорить о командах, то отмечу SQuelch Kommando и RussianPro. И у той, и у другой на данный момент сохранились составы по варкрафту, и это в определенной степени роднит. Тем более, мы часто пересекались с ними на различных лигах, и впечатления от пересечений остались самые положительные. Хотя порой бывали и весьма острые ситуации.

SQK.TGW: Антагонист нашей команды, он не убивает киберспорт, а совсем наоборот - реанимирует его тысячами новостей. Первый филолог среди тим-лидеров и первый тим-лидер среди филологов  

Не кажется, что нашей сцене не хватает сплочённости и организованности? Никакой общей борьбы с подставами, переговоры о переходе игрока в другую команду в 99% случаев ведутся напрямую между игроком и организатором-переманивателем, никаких более-менее одинаковых подходов к присуждениям технических побед/поражений, синхронизации календарей для удобства игроков и зрителей и т.д.?
Что-то подобное, может быть, и есть. Но всё со временем изменится в лучшую сторону. Некоторые вещи (например, выработка единой системы правил для соревнований) вообще представляются достаточно сложными, но и здесь всё не так плохо. Правила IPLeague, например, имеют в своей основе правила LifeLine, которые лежат так же в основе правил Vanguard Marsch и, в свою очередь, основываются на правилах ESL, при этом несколько раз в год дорабатываясь. Так что касательно правил, я бы сказал, определённые стандарты уже имеются.
Пора, кажется, плавно закругляться. Расскажи, пожалуйста, кратенько так о перспективах командного WCIII, командного SCII, ближайших планах iAct и глобальном развитии компьютерного спорта.
Ну если кратенько, то WC3 порадует нас на полупрофессиональном уровне, и может быть появится ещё одна лига с призовым в районе 500 евро. При соответствующем пиаре, такая штука может собрать весьма неплохой набор участников.
С командным SCII всё лучше, нужно только побольше лиг для не самых сильных команд - чтобы они тоже смогли сполна ощутить вкус полноценного участия в лиге.
В наших ближайших планах - продолжать работать в выбранной нише, так что ждите ещё несколько анонсов.
А про глобальное развитие киберспорта - по-моему, тут всё отлично. Особенно отлично все стало с выходом SC2, который, благодаря вниманию со стороны общественности и адовому количеству соревнований, является киберспортивной дисциплиной номер один. Вкупе с возросшими возможностями в сфере интернет-трансляций и, как следствие, возросшими же возможностями для рекламы продукции, киберспорт окончательно выбрался из подвала и будет только набирать обороты. Мне кажется, так.