Creolophus — возвращения в «pro» не будет

 После множества просьб комьюнити, портал myMYM.com связался с бывшим профессиональным игроком Олавом Creolophus Ундхеймом и взял у него интервью. Его считают лучшим некорейским игроком за эльфов. Он выиграл WCG 2007 и сейчас говорит, что вновь примет участие в отборочных, однако только «4 fun». Из интервью вы также узнаете, почему распались 4К и почему Creo смог победить Ская на WCG.

С прогеймингом окончательно покончено? Или, может, ты вернешься?

С профессиональным, да. Но я продолжаю играть иногда ради удовольствия. Я попытаюсь вновь пройти квалификацию на WCG и надеюсь встретится и потусить там с бывшими тиммейтами и знакомыми. Хотя я до конца не уверен, что смогу показать классную игру сейчас.

Чем же ты сейчас занимаешься?

Все недавнее время я был сосредоточен на экзаменах, последний из которых сдал недельки с две назад. Сейчас я отдыхаю, встречаюсь с друзьями и думаю посетить пару фестивалей.

Раньше, когда я еще интенсивно играл все лето, времени между поездками и тренировками на обычные мирские радости практически небыло. Сейчас у меня более-менее обычное людское времяпрепровождение.

Я подумывал о том, чтобы пойти на работу, связанную с моим образованием в информатике, но пока решил с этим не спешить. Время есть, к тому же, я заработал неплохие деньги и еще не знал, чего ждать от отпуска. Я ведь выходец из аграрной части Норвегии. И найти подходящую работу тут практически невозможно. Пока решил поработать на ферме у дяди — в любое время можно будет уйти, и платят хорошо.

Ты скучаешь по профессиональному спорту?

По некоторым вещам скучаю, а с другими рад, что расстался. Например, было очень неприятно, когда познакомишься с кем-то из другой страны, путешествуешь вместе с ними из страны в страну, тренируешься вместе, становишься хорошими друзьями, а потом внезапно «все кончено».

Конечно, я могу по-прежнему общаться с ними по MSN, но это все не так, как в жизни и подружиться снова бывает очень трудно.

Кстати, поэтому я и буду квалифицироваться на WCG. Это даст мне возможность со многими старыми друзьями пообщаться вживую. Помимо этого, соревновательная часть обещает быть интересной и захватывающей, хотя с другой стороны и очень утомительной.

Жертва времени — это та часть прогейминга, по которой я не скучаю. Когда ты играешь на top уровне, остается очень мало времени на все остальное, кроме тренировок.

Оглядываясь на прошлое, тебе нравилось играть профессионально? Почему ты тогда забросил это дело?

Думаю, что невозможно преуспеть в таком деле, как прогейминг, без любви к тому, что ты делаешь. Конечно, со временем игра начинает казаться менее интресной, особенно когда ты в нее постоянно играешь, однако именно концепция соревнований и турниров поддерживала во мне мотивацию играть и играть.

В конце это больше походило на «гонку» с другими игроками. Кто быстрее придумает новые стратегии или улучшит свою игру. Это и было самой интересной частью для меня. И я все время наслаждался игрой. Даже когда я перестал играть, это был скорее жизненный выбор — отойти в сторону и посмотреть, каково это - конец игрового пути.

Завязать было, конечно, трудным решением для меня. Но что еще более усугубило ситуацию, так это финансовые проблемы в 4K.

 Так что же произошло тогда в 4K?

Об этом уже было много статей написано, но если простыми словами, то все свелось к финансовым трудностям. Очень странно, что проблемы начались именно, когда я присоединился к команде. Денег тратилось больше, чем зарабатывалось, что с течением времени и вылилось в большую проблему. Менеджмент старался выправить ситуацию, но то ли по причине просто невезения, все решить не удалось. Сложно сказать. Может, еще нужно было вкладывать больше души в сайт и обновлять его почаще.

Еще помню момент на Stars War в Китае, когда мы встретили фаната в майке 4K. Организация никогда не продавала майки с нашей символикой, и кто-то сделал это за них. Как я и сказал, сложно выделить один конкретный пункт развала, но мы, как игроки, надеялись до последнего, что проблемы будут решены.

Это очевидно, что ты скучаешь по всем в 4K. Но может по кому-то очень соскучился?

Мне не хватает всей команды, не могу выбрать никого конкретно. Думаю, большинство разногласий в команде под конец были вызваны неопределенным будущим организации. Полагаю, что FoV тоже ушел из-за финансовых проблем. Я решил вернуться к учебе, и настроения присоединяться к новой команде совершенно не было.

Что ты почувствовал, когда 4Kings объявили о роспуске WC3 состава?

Это не стало неожиданностью для меня. Хоть я уже и ушел, мне все равно стало очень грустно, ведь я думал, что финансовые проблемы вполне решаемы. Также это стало громадной потерей для Европы в представительстве на командных лигах.

Что ты думаешь о LiiLD.C как о своей замене после ухода? Был ли он достаточно талантлив, чтобы заменить тебя?

Когда мы начали терять игроков, он стал отличным добавлением к команде. Не считаю справедливым говорить о «замене», ведь он совсем другой игрок. К тому же, когда говорят «замена», то все твои действия будут сравнивать с предшественником, что бы ты не делал.

Помню, когда FoV сменил команду, на всех свалилось немало давления. Внезапно мне показалось трудным играть на кланварах, тогда как 1на1 игры мне давались легко. Мне игралось за себя гораздо легче. Громадное давление не помогает тебе стать лучше. Хотя LiiLD.C и так был очень хорош.

Жаль, что 4К так скоро развалилась после его прихода, но если он продолжит прогрессировать в том же духе, то совсем скоро станет топ игроком.

Когда-нибудь возникал вопрос, что кто-то из вас перейдет в MYM, а остальные останутся в 4К?

МYM всегда был нашим основным соперником, но если бы я точно знал, что наша команда развалится, то не удивился бы, окажись кто из наших в MYM. Хоть и существует противостояние между командами, сами игроки нормально относятся друг к другу. Существует большое уважение между игроками, а не только ненависть или любовь.

Какой турнир стал прорывом в твоей профессиональной карьере игрока?

Самые первые турниры, в которых я принял участие, и произвели на меня самое большое впечатление. Первым «настоящим» турниром для меня стал The Gathering в Норвегии — лан с 5000 участников. Меня посеяли седьмым, но завершил турнир я на втором месте. В финале я проиграл 0-4 SK.Dominator'у, который только вернулся из Кореи. Финал был брутален; много людей смотрели игру (а я и так перенервничал), у меня не было драйверов на мышку (первый раз я играл на «турнирном» кампе), и все игры были в одни ворота. Все же, этот турнир и придал мне мотивации стать лучше и в один день расквитаться с этим доминатором.

На многих турнирах было весело, в особенности, мне запомнились мой первый WCG в Сингапуре и моя первая поездка в Китай, где zax повел меня и остальных смотреть достопримечательности на какую-то большую гору. Еще очень хорошо помню мой первый финал WC3L вместе с winner'ом, Сэйсом, duck'ом, ownitsch'ом и trimble'ом. Все были еще очень молоды и вели себя тихо. Даже когда мы пошли есть, не помню, чтобы кто-нибудь активно разговаривал.

Было весело, хотя не в таких случаях, как проигрыш дважды в играх против 4К, где я играл против FoV'a, а winner против Grubby.

Ты же вроде официально завязал сразу после второго места на ESWC. А потом вдруг внезапно вернулся, чтобы выиграть WCG. Как это у тебя получилось?

Я много тренировался перед ESWC. Так как там почти не было хуманов (ни ская, ни тода), я мог сфокусироваться на оставшихся трех матчапах. Я чувствую, что сыграл очень хорошо на этом турнире. Гораздо лучше, чем позже на WCG. ESWC был именно той точкой, где я решил остановиться. Мне казалось, что я получил достаточно опыта, как прогеймер, и что очередной год игры будет не сильно отличаться от предыдущего.

После ESWC была поездка в Китай на Старс Вар и PGL. Хотя и чувствовал, что нахожусь в хорошей форме, но все равно рано вылетел с PGL, проиграв два раза Скаю в групповой стадии. Еще я немного потренировался с ним перед его финальными играми с Муном. Так что, можно сказать, что у меня было достаточно практики против Ская на финалах WCG.

На PGL я также проиграл Xiaot'у на EI, на карте, на которой, по моему убеждению, я не мог проиграть орку. Позже я вычислил все свои ошибки, что и помогло мне в игре против Xiaot'а на WCG. Иронично, но мои поражения на PGL очень помогли мне на WCG.

Что касается непосредственно WCG, то я не так много времени провел в инактиве, поэтому мне понадобилось немного времени, чтобы набрать форму. Я с трудом прошел групповую стадию, однако чем больше я играл, тем лучше все складывалось для меня. Сложилось впечатление, что в сингле (single elimination) меня просто недооценивали из-за моего инактива. Недооценивать противника очень опасно.

До этого WCG Shortround уже доказал, что инактив игроки могут вернуться и показать хорошие результаты. К тому же, перед турниром, у вас есть свежие демки всех ваших противников, а у них ваших нет.

После победы на WCG, тебе поступали предложения вернуться в профессиональный спорт?

Предложения были, но я не хотел продолжать профессиональную карьеру игрока. И было не важно, от кого эти предложения поступали. В варкрафте прошлые заслуги стоят многого. Титулованный игрок скорее получит приглашение на большой турнир, чем молодой, но играющий даже лучше. По этой же причине, было бы легче найти новую команду после WCG, чем до.

Ты решил завязать с киберспортом, когда находился на вершине своей карьеры. Насколько правильно ты поступил?

Согласен, что с точки зрения комьюнити, было неправильно завязывать сразу после WCG. Было много разговоров об умирании варкрафта, и такие мои действия не способствовали опровержению данного суждения. Я решил взять год перерыва сразу после ESWC. BlizzCon оказался тем приятным и неожиданным сюрпризом пред уходом в инактив. WCG же планировался, как встреча со старыми друзьями, и я не ожидал ничего большего от него, хоть и тренировался достаточно интенсивно целую неделю до турнира. А на самом турнире тренился на ноуте.

Победа на WCG заставила меня задуматься уже во второй раз, было ли решение уйти правильным? Не думаю, что турнир многое изменил. Я все еще хорошо помнил свои летние выступления и знал, что возможность побеждать на турнирах есть. Я не жалею, что ушел, но это было непростое решение, которое могло запросто вылиться в еще один год игры.

Раз уж я начал учиться, нашел квартиру, привез мебель, было бы накладно возвращаться в прогейминг. Было бы совсем другое дело, если бы я передумал сразу после BlizzCon.

Почему мы не увидели нестандартных стратегий в твоем исполнении?

Смотря, что вы понимаете под нестандартностью. Я позиционирую себя как макро-игрока, и, зачастую, стараюсь выиграть еще до начала финальной битвы. Когда я был в fnatic и играл на WC3L, я ориентировался на одноразовые стратегии. Мы готовили лайнап за неделю до игры, и я все это время готовил какую-нибудь одну стратегию, а уже к следующему кланвару придумывал что-то новое.

Полагаю, что с ростом вашей популярности и скилла, вы начинаете больше полагаться на знание игры как таковой. Поэтому игроки часто идут в стандартные и безопасные стратегии, например, в эльфийском мирроре — ДХ арчи теч. Я всегда старался разнообразить миррор так, чтобы он казался совсем не-миррор-матчапом с разными комбинациями героев и юнитов, брал потму или ДР. В таких стратегиях все зависит от уровня разведки вашего противника. Если бы мы играли без тумана войны, то выиграть с такими «юнитогероями» было бы очень трудно.

У меня есть нестандартные стратегии, такие как соло панда с двумя древами войны и экспандом на ТР против FoV'a на WC3L. Или, например, KotG против уда на TM, ханты дракончики в мирроре и т.д.

На турнирах вроде WCG, можно применить нестандартную стратегию только против одного игрока, но следующий по списку уже будт знать о ней. (myst убил тода потмой и в следующей аналогичной игре проиграл хулигану).

Если бы я больше играл на турнирах, где тебе дают неделю на подготовку одной карты или одного бо3, тогда вы вероятно увидели бы много новых стратегий. Возможно, это идея для 1на1 лиги. Если многое на кону, и есть неделя для подготовки к каждой игре. А так, зачастую, очень сложно придумать что-нить новое на уже натренированной карте.

Сколько денег ты заработал за все время профессиональной игры?

У меня нет точных цифр. Однако данные с турниров вполне точны. Zerter даже написал в своей статье, что я заработал 47,709$ в 2007 году.

Скажу, что я рад тому, что я заработал. К тому же, удалось попутешествовать и посмотреть мир. Можно долго спорить о том, что эти деньги, выигранные кем-то другим из другой части мира стоят гораздо больше, чем у нас тут, в Норвегии.

А... размер зарплаты нам своей скажешь?

Боюсь, что зарплата все еще остается чем-то личным в киберспорте, и я не раскрою размер своей. Некоторые CS игроки думают, что я зашибал бешеные бабки, зная, сколько получают CS игроки 4K, в то время как WC3 состав выступал лучше.

Я не за зарплатой перешел в 4K. А за тем, чтобы стать лучше, и пусть лучше я буду получать меньшую зарплату, но выиграю при этом турнир, чем наоборот. С другой стороны, из-за финансовой нестабильности в 4К было невозможно предсказать размер следующей зарплаты.

Сейчас, когда ты можешь смело посмотреть назад, скажи, стоило ли заниматься играми профессионально?

Конечно, да. Это был ценный жизненный опыт, который не каждый может получить. Я встречался со многими интересными людьми, почувствовал вкус соперничества на топ уровне, поездил по миру и еще при этом заработал денег. Это рискованно, ведь ты никогда не узнаешь, как далеко сможешь зайти, но это и не конец света, если что-то не получится.

В данный момент, прогейминг - это нестабильная форма жизни, но для молодых людей - это отличный опыт перед большой жизнью в следующие 50-60 лет.

Ты бы порекомендовал молодежи оставить обучение в пользу профессионально игры?

Обычно я говорю, что нет, не стоит. У меня есть знакомые дома, которые думают стать профессиональными игроками, чтобы поехать в Китай или Корею, заработать денег и т.д. В таких случаях, я говорю, что лучше бы они нашли нормальную работу и поехали туда за свои деньги, если это их мечта.

Возможно, неправильно начинать играть, думая: «я хочу играть в это, потому что хочу разбогатеть». Хорошие игроки просто стараются улучшить свою игру, они очень не любят проигрывать. Зарабатывание денег, в данном случае, идет просто как побочный эффект их стремления к соревнованию. Так что, в общем, я бы не рекомендовал бросать учебу ради прогейминга.

Если вы чувствуете в себе потенциал, то, конечно, продолжайте играть, однако не забывайте обо всем остальном.

Если бы ты мог изменить что-то одно в своей профессиональной карьере, то что бы это было?

Очевидным ответом было бы магическое исправление финансовых проблем в 4K, но это было бы вне моих сил и возможностей. С другой стороны, у меня не так много сожалений; не считая тех проигрышей, где я играл по стратегии А, но по стратегии В вышло бы лучше, ведь мне казалось, в то время, что я действовал грамотно.

Возможно, мне бы следовало оказывать больше поддержки турнирам (ESL, к примеру, очень внимательно относится к мнениям игроков до и после турнира). Например, если бы была возможность организовать турнир с лучшими игроками Европы против лучших игроков Азии с разными дивизионами и одной игрой раз в неделю.

Еще было бы неплохо, чтобы хосты получали что-то за каждую игру, которую они захостили. И тогда будет возможность играть на лучших хостах, что приведет к очень красивым играм между Европой и Китаем. Даже не играющие в варкрафт люди, но имеющие хороший коннект, ставили бы варкрафт у себя и получали бы за это денежку.

Важно не бояться пробовать новые турнирные системы и экспериментировать, смотря что нравится публике и игрокам, и что приводит к самым интересным играм. Шоу-матчи практически исчезли в наше время, хотя раньше на них возлагали большие надежды.

И, наконец, кем ты себя видишь в ближайшие пять лет? Есть шанс, что ты вернешься в варкрафт?

За пять лет, я, наверное, уже покончу со своим обучением и буду где-нибудь работать. Армия, похоже, мне все-таки светит, и после обучения мне, возможно, придется там отслужить один год.

Я буду продолжать играть время от времени, а также следить за результатами крупных турниров, если те, кого я знаю, будут все еще играть. Я уверен, что больше не вернусть в профессиональный спорт; перспективы изучать новую игру выглядят незаманчиво. Однако, новички, в отсутствие опыта старых игроков, могут набрать его гораздо быстрее за счет дополнительной мотивации узнать большее.