Киберспорт для всех?

Месяц назад турнир по Hearthstone в Финляндии породил тонну негодования в связи с одним из правил турнира: "Участие открыто только для финнов мужского пола". Организаторы быстро указали на то, что это не была их ошибка – мероприятие являлось квалификационным раундом к International e-Sports Federation (IeSF) World Championships, ежегодному событию, которое разделено на мужские и женские соревнования. Этот случай послужил поводом к тому, что журналисты издания The Guardian подготовили тематическую статью о текущем положении женского киберспорта, перевод которой мы вам и предлагаем.

 

В ответ на поднявшуюся волну гнева, IeSF быстро создало две категории соревнований: одну для всех желающих и вторую только для женщин, тем самым позволив женщинам бороться как против мужчин, так и отдельно друг против друга.


В результате, споры сосредоточились вокруг вопроса о том, послужит ли разделение турниров по половому признаку увеличению роста представительниц женского пола на соревнованиях. Большое количество мнений сходилось на том, что если женщины заинтересованы и способны выступать на профессиональной арене, то они будут это делать, так как киберспорт зависит исключительно от талантов и способностей игрока, и другие факторы здесь имеют значение в гораздо меньшей степени.

 

Разработчики игр и организаторы турниров, как правило, признают, что общее соотношение играющих женщин не прямо пропорционально их количеству на профессиональной сцене. По статистическим исследованиям, разделение полов в играх представлено примерно в соотношении 70 на 30 процентов в пользу мужчин в таких киберспортивных играх как, например, League of Legends или StarCraft 2, но среди профессионалов это соотношение меняется на подавляющее преимущество мужчин. Тем не менее, организаторы турниров в этих дисциплинах уклоняются от решений, подобных принятым в IeSF.

  


"Поскольку LCS основана на соответствующем уровне игры, мы не можем допустить к участию людей, не отвечающих стандартам других команд, представляющих Challenger Series", — говорится в заявлении организаторов турниров по League of Legends, игре, которая является одним из столпов современного киберспорта.

 

Организатор турниров Gfinity Пол Кент признает, что в секторе киберспорта, на данный момент, и правда наблюдается доминирование мужчин и говорит, что их организация активно сотрудничает с женским сообществом, но также заявил, что они "против позитивной дискриминации".


Кстати, в своде правил к предыдущему The International от Valve к участникам соревнований было применено двойное обращение в виде "он/она".

 

Воспитание игроков


А теперь можно посмотреть, к чему приводит такое отношение — европейский розыгрыш LCS в Лиге Легенд проходит без участия женщин, EU kick-off турнир в SMITE без женщин, на недавнем многомиллионном The International 4 по Dota 2 также обошлось без женщин. Смахивает на проблему, решения которой не видно. Но нельзя во всем винить саму специфику турниров. Надежда на более гендерно-сбалансированную профессиональную сцену кроется в различных проектах сообщества, направленных на воспитание молодых игроков.

 

The High School Starleague — это организация в США, которая поддерживает учащихся в создании новых игровых клубов. Выступая недавно перед представителями "Red Bull", директор по медиа-связям Алекс Хсу сказал: "Я знаю, что вы ожидали увидеть подавляющее представительство мужчин, и это так и есть, но также хочется сказать о неожиданном количестве команд, полностью состоящих из женщин и имеющих женщин-лидеров, и видеть это отрадно". Девушки составляют около 7% текущего состава, и это число продолжает расти.

 

League of Legends также строит отношения с университетскими игровыми клубами и поддерживает региональные турниры, нацеливаясь на общедоступность игры. "С этой растущей поддержкой, популярностью и доступностью мы ожидаем увидеть девушек, присоединяющихся к командам и бросающим вызов обычаям киберспорта", — заявил спикер компании.

  

 

Тодд Харрис, сооснователь Hi Rez Studio, разработчиков SMITE, указывает, что они используют женщин-прогеймеров как узнаваемых в сообществе спикеров. Студия также поддерживает своих прогеймерш на Twitch канале и сотрудничает с женщинами-профессионалами, как, например, с AshhBearr из команды COGnitive XX.

 

The Electronic Sports League (ESL) обнародовало заявление управляющего директора Хайнриха Цетльмейера, объясняющее, что они заботятся об обеспечении условий для женщин, чтобы они были наравне с мужчинами и не подвергались нападкам и домогательствам на мероприятиях. Он также добавил: "С одной стороны, все придет со временем, но с другой, это развивающаяся индустрия, и мы должны быть как можно дальше впереди. Если вы взглянете на ESL, то увидите, что у нас много женщин на руководящих должностях. И это не потому, что есть определенная квота или что-то подобное, просто они действительно выходят за рамки своего служебного долга, чтобы поднять ESL на следующий уровень".

 

Тэмми Тан, лидер полностью женской команды по Dota 2, PMS Asterisk* помогает запустить женский сайт по Dota 2, целью которого является объединение команд и игроков. "Я думаю, приход женщин на профессиональную сцену начинается с представления для них основ соревновательных аспектов и возможности быть частью какой-либо команды, — говорит Тэмми. — В конечном счете, я бы хотела видеть вдохновленных и мотивированных девушек из Female Dota 2 SEA League, переходящих в составы мужских профессиональных организаций".

 

Недостаток женщин на вершине профессиональной сцены не исчезнет за один день, но попытки увеличить доступность этого обнадеживают.