MC: "Все зависит только от ваших стараний"

Представляем перевод интервью с одним из самых успешных и известных игроков в истории StarCraft 2 - MC. На данный момент легендарный протосс занимает позицию главного тренера в команде Kongdoo Monsters. Интервью посвящено началу тренерской деятельности MC, а также его взглядам на различные связанные с киберспортом вопросы.

MC является одной из настоящих легенд StarCraft 2. Известность ему принесли дерзость, выделяющееся из общего ряда поведение и игра, заточенная под использование точнейших тайминговых атак. На IEM Gyeonggi я встретился с другой версией BossToss'а - теперь он является главным тренером Kongdoo Monsters по League of Legends. В интервью мы обсудили его уход из StarCraft 2 и тренерскую деятельность.

– Последний раз, когда мы тебя видели, ты был еще SC2-прогеймером. А теперь ты главный тренер команды по League of Legends. Как у тебя дела?

– Вообще-то у меня не было планов заканчивать со StarCraft 2, но тут сообщили, что Пролига закрывается. Я узнал об этом за месяц до официального анонса, и мне показалось, что в таком будущем меня ничего хорошего не ждет. Да и не только меня – других игроков тоже. Но мне ведь нужно зарабатывать деньги. Сложно оставаться профессионалом, если у тебя нет зарплаты.

Я много думал над тем, что же мне делать – и здесь появилось место в Kongdoo Monster. Меня взяли в последнюю минуту. Через месяц руководство отметило мою работу. Нашей команде потребовался новый главный тренер – и в итоге меня повысили до этой должности.

– И как тебе твое первое время на тренерской позиции?

– Исполнительный директор Kongdoo Monster – бывший профессиональный игрок в Brood War, он выступал за MBC Game под никнеймом Shark. Мое с ним знакомство очень помогло. Прогеймеры в большинстве своем ленивые люди, так что руководству понравилось, что я рано встаю и все в таком духе. И еще они очень поверили в мою способность находить общий язык с игроками, поэтому мне сказали, что если я хочу попробовать, то это, может быть, очень даже и неплохая идея. Я принял предложение, потому что воспринял эту ситуацию как новый вызов и хорошую возможность. Я хорошо поработал в течение месяца для того, чтобы получить это место.

– Ты сильно нервничал, когда получил назначение на должность? Переживал на предмет того, справишься ли?

– Нет, особо не нервничал. Меня больше беспокоило то, как эту новость воспримут поклонники StarCraft 2 – ведь можно подумать, что это предательство. Но, думаю, что мы все ведь любим киберспорт, да и StarCraft 2 мне по-прежнему нравится. Благодаря этой игре я стал BossToss’ом, и пусть даже League of Legends и Overwatch обогнали StarCraft 2 по популярности, эта игра все равно остается самой популярной RTS. Да и потом, пусть я и люблю StarCraft 2 – но содержать меня эта игра не будет. Как и все, кто пытается заработать, я должен принимать во внимание денежный вопрос.

– За свою долгую карьеру прогеймера ты где только не поиграл. MBCGame, oGs, тим-хаус в Германии, собственный дом. Как все эти перемены помогли тебе, когда ты заступил на должность главного тренера?

– Я прогеймер уже почти 8 лет. За это время я успел пожить с разными тренерами и главными тренерами. Моя главная установка – не делать тех вещей, которые не нравились мне, как игроку. Я много думал над тем, как же мне использовать свой опыт для того, чтобы помочь играть повысить свой уровень и сосредоточиться исключительно на игре. Сказать по правде, в StarCraft 2 даже когда тренер предлагает стратегию игрокам, то у всех все равно свои мысли в голове – например, есть игроки агрессивные, а есть игроки оборонительного плана – поэтому возникают различия, расхождения. Я думаю, что вместо того, чтобы как-то перестраивать игрока, хороший тренер помогает агрессивному игроку быть более агрессивным, а игроку оборонительного плана – в свою очередь, стать лучше в своем стиле игры. Вот в таком ключе я и работаю.

– До того, как стать тренером, еще будучи игроком, ты тренировал своих партнеров по команде? Мы иногда могли видеть, как ты заходишь в игровую кабинку во время турниров, помогаешь игрокам между матчами.

– Когда SK Gaming и Incredible Miracle заключили договор о партнерстве, я жил в тимхаусе IM. В то время там не было тренера по SC2. Поэтому соответствующие функции перешли ко мне. Я помогал игрокам настраиваться на игры, связывался с другими командами в поисках партнеров для тренировок, ну и все в этом духе. После того, как я перебрался в тихаус IM, они сумели выиграть GSTL – и именно я, по большей части, тогда занимался составами на матч.

Я еще тогда отметил для себя, что хоть сам и не принимаю участия в играх, но видеть эту молодежь, с которой живу в одном месте, выигрывающей чемпионство – совершенно особое ощущение. И именно тогда я впервые подумал, что быть тренером, может, не так уж и плохо.

– В StarCraft 2 ты запомнился, как очень умный игрок со стратегическим подходом к игре. Ты умел найти и по-максимуму использовать какие-то игровые элементы раньше, чем до них доберутся остальные игроки. Возможно что-то такое сейчас в League of Legends?

– Начиная со второго сезона мне нравилось играть в League of Legends, хотя я и играл не очень много – в перерывах между StarCraft 2. А в 2016 году, с января по март, я уже действительно много играл в эту игру, пытаясь понять, каково же быть прогеймером в League of Legends. И мне удалось выйти в "мастер"… Но потом я внезапно почувствовал, что хочу вернуться в StarCraft 2 – и в июне взялся за дело.

Что касается моего опыта параллельного изучения обеих игр: StarCraft это игра индивидуальная, здесь игрок сам определяется со всеми стратегическими моментами. В League of Legends играют пять игроков, но они должны действовать, как единое целое Не так важно, насколько высоко индивидуальное мастерство игроков – я считаю, что побеждает та команда, которая работает слаженнее.

Например, сейчас лучшая команда в мире – SKT1. Они на особом положении, потому что Faker, их игрок, который является лучшим мидом в мире, может хорошо играть с оставшейся четверкой. Я часто вижу это в их игре.

И, честно говоря, в плане стратегического планирования команды похожи на отдельных игроков. Взять StarCraft 2 – здесь все игроки знают все билды. Но ключевую роль в том, станете ли вы лучшим прогеймером или так-себе-прогеймером, играют ваши инстинкты и умение принимать решения. Думаю, в этом плане я смогу помочь своей команде, ведь у меня в свое время все получалось в роли игрока.

Скажу по правде, я еще не очень хорошо знаю свою сферу деятельности. Я ведь впервые занимаюсь этой работой, и поэтому у меня по всем вопросам свое мнение. Возможно, другие тренеры и думают по-другому. Я не могу точно сказать, что то, что я делаю, является правильным, но если я буду верить в это, и игроки будут верить в это, то мы, я думаю, сможем показать хорошие результаты.

– В StarCraft 2 тебя сложно было назвать стандартным игроком. У тебя был отличный микроконтроль, ты часто показывал новые стратегии (ключевое слово: "чизовенькие"). Найдут ли эти моменты отражение в твоей команде по League of Legends?

– Многие игроки думают, что я выигрывал за счет микро и чизов, но на самом деле у меня всегда была хорошая база. Но, видимо, именно благодаря микроконтролю мой игровой стиль и выделялся.

Я всегда хотел показывать игру, которую было бы интересно смотреть. Некоторые другие игроки, которые добились больших успехов в StarCraft 2, обладали исключительно хорошей макро-механикой, но временами показывали просто-напросто скучную игру. А мои игры – неважно, проигрывал я или побеждал – никогда не были скучными. Я всегда сражался до конца, и мне кажется, что болельщикам это нравится. Да мне и самому так интереснее.

В моей голове иногда проносились следующие мысли: "Так, я сейчас не смогу с этим справиться, в результате этой битвы я окажусь позади". Но я все равно принимал сражение – хоть и знал, что оно будет стоить мне игры. Я много матчей проиграл таким образом.

В League of Legends нам, конечно же, нужно побеждать, да и играют здесь пятеро игроков, а не один человек. Так что, пожалуй, мне не следует передавать эту свою философию игрокам. Мне нужно сделать так, чтобы они играли надежнее, дабы мы могли гарантированно побеждать наших соперников.

– Будучи игроком, ты постоянно отмечал, что другие игроки не придают должного значения тому, чтобы быть интересными для болельщиков. Теперь, когда ты стал главным тренером, это отношение к игре у тебя изменилось?

– Нет, мое мнение осталось прежним. Если мне нужно отвечать на вопросы интервью, то я постараюсь отвечать так, чтобы оно было интересным. От игроков я такого требовать не буду, буду просто напоминать, что нужно развлекать болельщиков. А там они уже сами решат, прислушаться им к моим советам или нет.

– Ты пришел в прогейминг через Brood War и ту систему отбора талантов, которая существовала в Корее. Было несколько "ступеней", которые нужно было пройти для того, чтобы стать профессиональным игроком – ситуация очень отличная от той, которую мы видим сейчас. Да и заработные платы с тех пор заметно выросли. Те игроки, которых ты сейчас тренируешь, заметно отличаются от прогеймеров предыдущего поколения?

– Раньше я слышал, что игроками в League of Legends сложно управлять. Но это, видимо, зависит от человека – в Kongdoo Monster все игроки исправно следуют указаниям. Да, они молодые, и поэтому не все еще понимают в социальном взаимодействии, но я для них в каком-то роде словно школьный учитель, и это моя задача – научить их. Наши игроки следуют моим указаниям, и я очень признателен им за это.

– Мне кажется, что иностранные команды и вообще иностранное сообщество представляют корейскую систему работы с тренерами как лучшую. И в то же время мы толком не знаем, что же делают тренеры в Корее, что входит в их обязанности. Можешь поподробнее рассказать о том, чем же занимается главный тренер?

– Я никогда не пересекался с иностранными тренерами, не работал рядом с ними, а потому и не могу сказать, что же в нас такого отличного – вполне возможно, что все очень даже схоже. Может быть, в дело вступают культурные различия? Игроки, тоже может быть… Многие иностранные игроки делают, что им захочется, тренируются по свободному графику. А корейские игроки все просыпаются в одно и то же время, затем фиксированное время тратят на совместные тренировки. Уже только за счет этого улучшается командное взаимодействие. Пять или шесть ребят, которые весь день живут и работают вместе, становятся единым целым. Нелегко добиться того, чтобы все вот так работали – и это часть работы главного тренера. Если оставить в стороне стратегическую подготовку, то я думаю, что корейские тренеры хороши именно в умении объединять людей в команду.

Этот метод активно используется тренерами со времен Brood War, и стоит посмотреть на корейские команды и на то, насколько сильную игру они показывают, чтобы понять, что эта практика все еще приносит свои плоды.

– В чем заключалась главная сложность при переходе от индивидуальной дисциплине к дисциплине командой?

– Если вы управляете командой по StarCraft 2, то все более-менее хорошо до тех пор, пока 1-2 игрока в команде показывают хорошую игру. Пусть даже остальные игроки находятся на плохом уровне – команда все равно может показывать хорошие результаты. А в League of Legends результаты команды ухудшаются даже если всего один игрок играет плохо. Так что нужно быть внимательным и стараться делать так, чтобы игра всех членов команды оставалась на должном уровне. В StarCraft я никогда не был главным тренером, но мне кажется, что там за подобные моменты переживать особо не надо.

Таким образом, первое, что я сделал – это познакомился со всеми игроками, подружился с ними. Мне всегда нравились те тренеры, которые были игрокам как старшие братья. Когда мы не играем, то я вполне могу поговорить с ними, пошутить на какие-то темы. Но когда дело доходит до тренировок, то здесь я уже провожу четкую грань. Когда надо – ругаю, когда игроки заслуживают этого – хвалю.

Наверное, можно сказать, что у меня в этом плане два лица.

– В киберспорте давно обсуждают вопрос о том, насколько важно количество прилагаемых усилий, и насколько – талант. Если сравнивать League of Legends с StarCraft 2, то здесь большее значение имеет талант или же прилагаемые усилия?

– Все не так понимают суть вопроса, что в StarCraft’е, что в League of Legends. Талант здесь вообще ни при чем – все зависит только от ваших стараний. Вы становитесь лучшим игроком потому, что работаете над этим, и работаете много. Faker сейчас лучший потому, что работал лучше и больше, чем кто бы то ни было еще. Когда я был лучшим игроком в StarCraft, то я работал больше и лучше всех. А стоило мне начать халявить – все, результаты ухудшились. Jaedong, Bisu, Flash – каждый из этих парней стал лучшим в мире потому, что много, очень много работал. Понять это могут только те, кто был на вершине. Я уверен в том, что говорю: игроки становятся лучшими потому, что много и упорно работают, а не потому, что наделены талантом.

– Твои подопечные говорят, что они в последнее время много тренируются и, как следствие, показывают хорошие результаты. Каковы ваши планы на LCK 2017?

– Не знаю, какие планы ставят перед собой игроки, но моя цель – обыграть SKT1 и выиграть чемпионство. Многие болельщики, да и все причастные к этой индустрии подумают, что это невозможно. Но я уже бывал на вершине. Я думаю, что и в традиционном спорте, и в киберспорте чемпионом может стать любой. Буду делать все, что в моих силах, для того, чтобы это произошло.

– На тот момент, когда ты закончил со StarCraft 2, ты не подвергал сомнению свое игровое мастерство? Думал ли ты, что и дальше можешь играть на хорошем уровне, если есть желание?

– Когда я только присоединился к CJ Entus и начал тренироваться с ними, то мне было очень тяжело, я много проигрывал. Я ведь снова вступил в профессиональную команду – после того, как на какое-то время отошел от всего этого, от этого стиля жизни, при котором ты часами находишься за компьютером. Поэтому поначалу сложно было привыкнуть к расписанию жизни прогеймеров. Но через три месяца я уже окончательно освоился. Думаю, что и в последующий год я мог бы быть прогеймером, а потом ушел бы в армию. Так что когда я узнал, что Пролига закрывается, то порядком расстроился.

– Ты о чем-то жалеешь в плане своей карьеры в StarCraft 2? Она как-то очень уже внезапно закончилась.

– Я больше всего жалею о том, что не смог выиграть BlizzCon. Все другие крупные турниры я выиграл. Жаль, я думаю, что мог бы поиграть еще год-два. Сейчас многие игроки заканчивают свои карьеры или подумывают о том, чтобы закончить. Здесь больше всего сказывается тот факт, что у них нет постоянного фиксированного заработка. Blizzard много работают над игрой, так что мне кажется, что тем игрокам, которые еще остаются на сцене, следует много работать и радовать болельщиков хорошими играми.

– Ты за кого-нибудь болеешь здесь, на IEM?

– Из всех игроков, которые на данный момент остаются в сетке, я жил в одном тимхаусе с ByuL’ом, поэтому болею за него.

– Так, хорошо. Ты хотел бы что-нибудь сказать своим иностранным поклонникам?

– Я знаю, что вы расстроены тем, что я оставил StarCraft 2. Но вы же понимаете, что всем людям приходится меняться, менять свою жизнь. Поэтому, пожалуйста, поддерживайте меня. Это не предательство. Мы с вами любим киберспорт, и поэтому мы вместе.

И, пожалуйста, продолжайте поддерживать StarCraft 2. Многие корейские игроки хотят продолжать играть, так что… Да, вот и все.


Автор оригинального материала: Waxangel @ TeamLiquid.net