Архетип "IdrA" и что в киберспорте значит "слава"

В своей новой статье Стивен "Stuchiu" Чиу вспоминает знаменитого американского игрока за зергов Грега "IdrA" Филдса и нескольких других игроков из других дисциплин, а также рассуждает на тему того, чем оборачивается для киберспортсменов слава и как на них влияет негативное отношение сообщества.

Грег "Idra" Филдс является уникальным персонажем для StarCraft 2. Изначально он был одним из лучших игроков и в течение нескольких первых месяцев существования игры несомненно входил в тройку лучших зергов мира. Он помог выстроить концепцию оборонительной макро-игры за зергов, которая в течение первых двух лет считалась неприкосновенным стандартом. Что касается личностных качеств, то IdrA был одновременно одним из самых любимых и самых противоречивых игроков, когда либо притрагивавшихся к игре. В нем сочетались честность, спокойное поведение и разумность с одной стороны и совершеннейшее отвращение к тем, кто по его мнению играл неправильно, с другой. То, как он вел себя на оффлайн-турнирах, разительно отличалось от того, как он вел себя в онлайне – и это лишь добавляло таинственности и приводило к тому, что у игрока появлялись как поклонники, так и ненавистники.

К середине 2013 года все начало рушиться. IdrA больше не претендовал на чемпионство, не был он уже и хотя бы просто хорошим игроком. Но он по-прежнему изливал потоки ненависти в онлайне. Психанув, он вышел из равной игры против Polt’а на World Championship Series, после чего написал на TeamLiquid следующий пост:

"Вы все – просто горстка %вырезано_цензурой%. Мне просто платят за такое к вам отношение. Просто, %вырезано_цензурой% прекрасно".

Когда на этот пост обратили внимание, поклонники SC2 затребовали крови – и IdrA был отчислен из состава Evil Geniuses. Возможно, это была одно из лучших событий, что когда-либо с ним случались. В своей видео-ретроспекции Джофф "iNcontrol" Робинсон отметил, что чем дольше длилась карьера IdrA'ы, тем более жалким он выглядел. Но как только она закончилась – игрок день ото дня становился счастливее и здоровее.

IdrA является воплощением той борьбы, которую ведет каждый игрок и каждый известный член сообщества. И как игрок, и как личность он имел все, что было нужно для успеха. Свое стремление добиваться самых высоких целей он проявил еще в Brood War, став одним из немногих профессиональных игроков, решившихся на переезд в Корею и тренировки в тимхаусе корейской команды. Затем он оставил заметный след в StarCraft 2. Даже сейчас, почти четыре года спустя после ухода их StarCraft'а, поклонники с грустью вспоминают его и требуют возвращения. Завершив карьеру игрока, IdrA вполне мог стать стримером и, возможно, его даже приглашали бы комментировать турниры; либо же он мог попробовать себя на других ролях в киберспорте.

Но все это было бы связано со славой. В современном обществе славу преподносят как что-то вроде жизненной цели. Люди считают, что это социальная валюта, по которой другие оценивают их статус и важность в этом мире. Но при этом эти же люди забывают, или просто не могут понять, что у славы есть свои очевидные минусы. Когда у тысяч людей оказывается неявное разрешение на то, чтобы составить о вас публичное мнение, вежливость быстро уходит прочь. Массы оценивают вас в соответствии с неоправданно высокими стандартами, соответствовать которым не может практически никто; люди постоянно выражают в вашем отношении свой гнев. А потом, когда вы уходите, то они ломают головы, пытаясь понять причины вашего ухода.

Такой поток негативной психической энергии может фатально сказаться на неподготовленных людях. Дополнительно все усугубляется тем фактом, что мы гораздо более чувствительны к ненависти и негативным эмоциям, нежели к их противоположностям. Комплимент от прохожего вы будете помнить день или два, а язвительную заметку в ваш адрес не забудете и через неделю, или даже и через месяц. IdrA, кажется, понимал это. Он сознательно отыгрывал роль злодея или анти-героя для того, чтобы развлекать публику. И это работало – до тех пор, пока его отношение к игре было лишь частью человека, у которого было и что-то еще. Но после того, как игрок потерял способность соревноваться на высшем уровне – то есть лишился той опоры, благодаря которой его поведение развлекало, а не раздражало – он в итоге не выдержал постоянно нарастающего давления.

Подобное мы видели как в StarCraft 2, так и в других киберспортивных дисциплинах. Прекрасный пример – Йохан "NaNiwa" Луччеси. В каком-то смысле он вызывал эмоции даже еще более противоречивые, нежели IdrA. Американец по крайней мере понимал, что нравится аудитории и что сознательно преувеличивает собственную раздражительность. Швед же, напротив, даже и не стремился стать "личностью". Его единственной целью было стать лучшим. Из-за такого отношения к делу у него не оставалось места на какое-то межличностное общение, не оставалось энергии на то, чтобы соответствовать нормам общества. Как и IdrA'у, его тоже в итоге довела до ручки ненависть со стороны сообщества, которая сочеталась с ухудшающимися результатами. И точно так же сейчас, когда он уже больше не выступает на серьезном уровне, NaNiwa выглядит гораздо более счастливым.

Еще один удивительный пример – Шон "Day[9]" Плотт. Он начал свою карьеру в Brood War в статусе профессионального игрока, но широкую известность и признание получил после того, как переключился на комментирование и запустил собственное шоу о StarCraft 2. Несмотря на то, что Day[9] был любим практически всеми, оставалась небольшая группа людей, которые его просто не переносили. Они генерировали такое количество злости, что игрок не мог самостоятельно справиться с нею в своих социальных медиа и даже нанял человека для того, чтобы тот занимался социальными сетями. Еще один пример – это игрок в League of Legends Константинос "FORG1VEN" Цзорцу, который получал в свой адрес неоправданное количество ненависти и из-за этого несколько раз чуть не завершил карьеру.

Странный пример этого же явления в Dota 2 – Джеки "EternaLEnVy" Мао. Этот игрок восхищался тем, как Бай "rOtk" Фан вне игры выступает в роли этакого танка своей команды, принимая на себя весь посылаемый сообществом негатив. По этой причине EternaLEnVy никогда не говорит о бесконечных потоках ненависти или мемов в его адрес – он просто сознательно работает как молниеотвод, чтобы его партнерам по команде не нужно было справляться с негативными эмоциями болельщиков.

Выражение ненависти со стороны общественности не ограничивается одним лишь только презрением. В Counter-Strike негативное отношение к игрокам сумело пройти путь от почтовых писем до кое-чего более серьезного. Когда Эпитасиу "TACO" ди Мелу неудачно выступал за Luminosity, он и его мать получали по почте угрозы. Когда Спенсер "Hiko" Мартин отправился в Бразилию на ESL Pro League, то команде потребовалось нанимать ему телохранителя – все из-за того количества угроз, которые он получал.

Жизнь киберспортсмена сложна. Лишь в последние пару лет слава и денежное благополучие стали серьезными мотивирующими факторами, подвигающими людей стать киберспортсменами. Но большинство игроков пришли в игры потому, что они любят то, чем они занимаются, и хотят доказать, что они в этом деле лучшие. Киберспорт растет, в индустрию приходят новые спонсоры, более серьезным становится информационное освещение; на рынок выходят команды NBA, трансляции игр ведутся на крупных ТВ-каналах. И чем большие масштабы это все набирает, тем больше я думаю о карьере IdrA’ы. Если бы у него был выбор между славой, деньгами и поклонниками с одной стороны, и спокойной игрой в Brood War в тихой комнатке с другой – то что бы он выбрал?

Мне кажется, что последний вариант.


  • Автор оригинального материала: Stuchiu @ slingshotesports.com.