Светлое будущее: StarCraft в Китае

Автор портала ROOT Gaming Topher анализирует состояние StarCraft 2 в Китае и приходит к интересным и в какой-то степени даже неожиданным выводам. Новое поколение китайских игроков и хорошо развитая локальная SC2-сцена понемногу выводят Поднебесную в число лидеров мирового StarCraft'а?

По количеству выигранных игроками в StarCraft 2 денег Китай в прошлом году был на третьем месте, куда страна попала, обогнав таких мощных конкурентов, как Франция, Германия и Канада. Некоторые могут удивиться, ведь это не ранние дни Heart of the Swarm, когда Jim и MacSed конкурировали с лучшими иностранными игроками, а посильную помощь в развитии китайской сцены оказывали XiGua и TooDming. Но успех китайской сцены обусловлен двумя основными факторами:

  • 1. Появление нового поколения китайских игроков;
  • 2. Приоритетное внимание собственной сцене и собственным турнирам.

Давайте поподробнее поговорим об этих двух моментах и обсудим, как они влияют на StarCraft 2.

Новое поколение китайских игроков

У Китая богатая история в жанре RTS – у страны были сильные игроки как в оригинальном StarCraft, так и в WarCraft 3. Legend, PJ, InFi и Sky заставили весь остальной мир считаться с Китаем. Даже TooDming, добившийся известности в StarCraft 2, довольно успешно играл в Brood War. И по сей день Китай находится на втором месте в рейтинге стран по количеству денег, заработанных игроками в StarCraft, WarCraft 3 и StarCraft 2. Во многом так получилось благодаря хорошо развитой собственной сцене и отдельным выдающимся игрокам.

Но во время расцвета Heart of the Swarm китайские игроки, ранее являвшиеся столпами своего сообщества, начали сбавлять ход. Jim’у все сложнее было добиваться каких-то результатов на WCS, а MacSed уже не мог показывать игру нужного уровня в силу своего возраста. Но потом, в последний год Heart of the Swarm, на китайской сцене появилась новая кровь – а вместе с ней появилась и надежда на возрождение китайского StarCraft. Терпение таких крупных команд, как Invictus Gaming, Brave Heart (ныне RYE E-SPORTS) и Zenith of Origin начало приносить свои плоды – игроки, которые еще вчера выступали за вторые составы, теперь вышли на первые роли. Внезапно такие игроки, как iAsnou, Cyan и Jieshi начали обыгрывать легенд китайской SC2-сцены. Кто-то из был постарше, кто-то был помоложе, но все они сказали свое слово.

В 2015 году новые игроки через систему WCS вышли на мировую сцену – iAsonu прошел по все три сезона Премьер-лиги WCS, самым удачным из которых для него стал второй, где он добрался до Ro16 и впоследствии уступил серебряному призеру того розыгрыша Lilbow. Jieshi, выступавший под ником Mystery, также сумел пробиться в Премьер-лигу, но только во втором сезоне. Новые китайские игроки заявили о себе в 2015 году, аи впоследствии их присутствие на сцене стало лишь более осязаемым.

В 2016 году игрокам из Китая стало сложнее пробиться на три главных турнира WCS, т.к. на страну выделили лишь один слот (к Summer Championship, впрочем, ситуация изменилась). Но это не помешало китайцам – они играли квалификации на серверах других регионов. И несмотря на серьезные лаги, по одному китайскому игроку прошло из каждой американской квалификации, в которых им было разрешено принимать участие. На Spring Champiosnhip двое китайских игроков, несмотря на лаги в играх, взяли слоты игроков из Америки и тем самым заставили Blizzard исправить правила и выделить отдельные слоты на Китай. Во время отборочных на американском сервере китайцы добились серьезных успехов – так, iAsonu дважды обыграл Kelazhur’а, а также Semper’а и PiLiPiLi.

А в начале года тот же iAsonu на Winter Championship обыграл самого "мистера изобретательность" TLO, на GPL International обыграл Harstem’а (в год Harstem’а) и TY, на DreamHack Austin оказался сильнее Kelazhur’а и puCK’а, на WCA победил Drogo, в финальном этапе WESG одолел Neeb’а; он стал единственным иностранцем, который сумел пройти на IEM Gyeonggi, где выбил из турнира чемпиона SSL Solar’а. Что касается Jieshi и Cyan’а, то они своих лучших результатов добились на китайских турнирах, таких как WCA и GPL International.

Но 2016 не стал сугубо "годом молодежи", потому как напомнили о себе и ветераны сцены. XiGua, которому сейчас 30 лет, является самым возрастным игроком, когда-либо проходивших квалификацию на турнир системы WCS. TooDming в свои 28 лет занял первое место в группе на GPL International и обыграл SortOf’а на WCS Summer Championship. В уходящем году мы даже смогли увидеть редкую улыбку Jim’а. В итоге же в топ-50 игроков рейтинга WCS у Китая наибольшее количество представителей – семь. Это больше, чем у Польши, Франции и Германии. И еще китайских игроков в топ-50 больше, чем "иностранных корейцев".

Китайские игроки показывают новый для себя уровень игры. Из самого последнего – победы iAsonu над Trap’ом и Zest’ом. Согласно Aligulac, у Китая сейчас одни из лучших показателей в StarCraft 2 в своей истории, и при этом результаты стране приносят как уже опытные, так и новые игроки.

Цели: идентичность и стабильность

Но результатов в StarCraft 2 китайцы добиваются не только на международной арене. Китай сейчас очень быстро набирает вес в киберспорте, и особенно это касается StarCraft 2. Все больше и больше богатых китайских компаний вкладывают деньги в киберспорт, и Китай постепенно становится центром индустрии, обходит в этом плане все другие нации. Так, в 2016 году в Китае турниров мейджор- и премьер-класса было проведено больше, чем в какой бы то ни было другой стране, включая Южную Корею. Из всех этих турниров лишь один был проведен целиком за счет средств, полученных "извне" (IEM Shanghai) – во всех остальных случаях нужно сказать "спасибо" таким давним спонсорам, как Baidu, 460game, le esports и Alibaba. Добавьте к этому тот факт, что второй по величине призовой фонд в истории StarCraft был именно на китайском турнире.

Самым же, возможно, весомым вкладом в SC2-сцену со стороны китайцев стали еженедельные турниры Leifeng Cup и Douyu Cup. Два этих турнира в 2016 году выплатили денег больше, чем практически любой другой спонсор. И возможно именно благодаря им ByuN сумел продержаться на плаву первую половину сезона – когда еще не включил режим бога и выиграл 26 этих турниров. Суммарные выплаты Leifeng Cup и Douyu Cup превысили 120 тысяч долларов.

И наконец последний момент, который я хотел бы обсудить в контексте того, как Китай влияет на SC2-сцену: китайские команды. В Китае уже много лет существуют сильные и активные команды, но в последнее время они заметно активизировались. Invictus, например, стараются обеспечивать своих игроков практикой с корейскими игроками и тренерами. ByuN после победы на GSL поблагодарил своих китайских спарринг-партнеров, отдельно отметив Cyan’а. И связь Китая с Кореей только усилилась после того, как KeSPA перестала заниматься StarCraft 2 – в китайских командах появились корейские игроки. Китайцы очень заинтересованы в том, чтобы развивать свои команды.

Светлое будущее

У Китая долгая и насыщенная история в жанре RTS, и будущее этой страны в StarCraft’е сейчас выглядит светлым. В Китае есть собственные региональные турниры, есть командная лига только для китайских игроков, в Поднебесной проводят соревнования такие крупнейшие организаторы, как ESL и Blizzard – и китайцы, кажется, и не думают сбавлять темпа. Китай заставил считаться с собой в прошлом и не ослабит хватку и в ближайшем будущем.


Автор оригинального материала: Topher @ ROOT-Gaming.com.