Интервью с iloveoov: на пути к званию чемпиона League of Legends

iloveoov был весьма успешным игроком в StarCraft: Brood War, приводил SK Telecom T1 к званию чемпионов Пролиги в StarCraft 2, а теперь мечтает завоевать чемпионство в League of Legends – на этот раз, в роли тренера Afreeca Freecs. В интервью Inven харизматичный экс-старкрафтер рассказал о своем видении тренировочного процесса, о способах мотивации игроков и о том, почему так важно много работать над своей игрой.

news_58e14b1a73c6e.jpeg

С извиняющимся выражением лица Йенсун "iloveoov" Чхой сообщил мне, что он весьма разговорчивый человек, после чего заметил, что обычно людям не очень-то нравятся разговорчивые собеседники на интервью и что сейчас в тренде более лаконичные беседы. Я с ним не согласился. В любом хорошем интервью опрашиваемый всегда говорит подолгу, рассказывает детально – так, как будто искренне доверяет репортеру.

iloveoov проговорил полтора часа. Я, конечно, слышал, что он любит пообщаться, но чтобы настолько! Но это, конечно же, пошло интервью лишь на пользу.

Он отвечал на вопросы, которых я даже не задавал. Он оказался из тех людей, которые просто делятся своим мнением, не особо волнуясь о том, кто их слушает и какой эффект их слова могут вызвать. Конечно, если бы он совсем уж разоткровенничался бы, то это могло бы вызвать антипатию. Но его это мало волновало. Такой уж он человек – легко привлекает к себе внимание, выражая свои мысли и разговаривая о своих истинных ценностях.


– Слишком плотный график. Расписание у команд по League of Legends гораздо более сложное, чем у команд по StarCraft. Afreeca Freecs, бывало, отыгрывали по четыре матча за одну неделю. Занятость и плотность лиг настолько высокие, что нет даже возможности взять выходной. В такой обстановке то количество времени, которое удается посвящать тренировкам, не идет ни в какое сравнение с тем, сколько времени мы тренировались в StarCraft.

Но что он имел в виду, когда сказал, что профессиональные команды по League of Legends тренируются меньше, нежели профессиональные команды по StarCraft? В разные периоды своей карьеры iloveoov был игроком, тренером и менеджером, поэтому сейчас он обладает репутацией человека, который знает о киберспорте больше, чем кто бы то ни было еще. Чем больше он рассказывал, тем интереснее было слушать – настолько ценным было каждое его слово.

news_58e14b29c53df.jpeg

– Методы тренировок в League of Legends и StarCraft заметно различаются. Давайте, к примеру, посмотрим на тренировки в StarCraft. Мы говорим: "Давайте потренируем вот такую-то карту". И мы можем отыграть ее десять, двадцать раз подряд. В League of Legends такой подход не работает. Мы можем отыграть максимум 6 скримов за день – и это не так уж хорошо.
– Когда Йохван "SlayerS_BoXeR" Лим по 8 часов в день тренировал бункер-раш против Джинхо "YellOw" Хонга, он готовил себя к любому возможному развитию событий. Он знал, что будет делать, если бункер-раш не удастся, если пехотинца убьет рабочий или зерглинг, если выпадет конкретный респаун, если здание не успеет достроиться и нужно будет отступать, если пехотинцу удастся откайтить и убить зерглинга… В результате он был готов к абсолютно любой ситуации.
– В League of Legends все возможные ситуации отработать не получится. Например, у нас была тренировочная игра, где Spirit и MaRin должны были напасть на джанглера соперника и заставить врагов отступать. Но во время официального матча соперник не стал сдавать позиции, а вместо этого спрятался в кустах, а затем украл раптора. Spirit, конечно же, занервничал, потому что он к тому времени уже использовал смайт. В итоге он вынужденно вернулся в свои джунгли, но пропустил контр-атаку – ведь у соперника это заклинание еще было. Команда провалила джанглинг и проиграла.
– Я понял, что это произошло из-за того, что игрокам не хватает тренировок. В ситуации, когда события начали разворачиваться не так, как это обычно происходило на практике, игроки не знали, что делать. Вот если бы мы отработали большее количество возможных вариантов развития событий, то наверняка смогли бы победить. Если бы игроки знали, что именно нужно делать, если соперник не отступает, или если отступает, но ставит вард, или отступает без варда. Нам явно не хватает тренировочных возможностей, потому как в игровой системе нет функции, которая позволяла бы раз за разом переигрывать конкретную ситуацию и мы можем отыгрывать только по шесть скримов за день.
– По этой причине я и считаю, что у League of Legends просто небывалый потенциал. Если бы мы могли тренироваться больше, то победа над SKT T1 стала бы реальностью. Большинство команд отыгрывают до 6 скримов в день. Если мы, Afreeca Freecs, могли бы играть 8 игр в день, то нам удалось бы постепенно сократить отставание. Пусть даже на это потребовалось бы некоторое время.

Эти слова звучали очень знакомо, но все равно было интересно. Сравнивая подходы к тренировкам в StarCraft и League of Legends, мой собеседник раскрывал свою философию. Очевидно, что он хотел бы использовать старкрафтерское тренировочное ноу-хау и в Лиге. И он отдельно остановился на таком подходе к организации тренировок, когда в команде работают два состава, которые тренируются вместе – метод, схожий с применявшейся в прошлом концепцией "братских команд".

news_58e14b42191d2.jpeg

 Если ничего не изменится, то SKT T1 будут выигрывать всегда. Текущая система всегда будет на руку SKT T1. В League of Legends сейчас можно отыграть максимум 6 скримов – и неважно, какой у вас ранг. Таким образом в игре создана черта, перейти которую никто не может. А в StarCraft такие команды, как Hwaseung OZ и MBC GAME тренировались ночами напролет, чтобы сравняться с SKT и KT и оспорить их доминирование. Именно благодаря таким тренировкам в игре появились Jaedong и Bisu.
– SKT T1 уже долгое время правят сценой. У них в команде собраны игроки высочайшего уровня, у всех за плечами богатый опыт выступлений. То, что они неизменно остаются на вершине, впечатляет. Но проблема заключается в том, что другие команды не могут ничего изменить. Когда в StarCraft’е FlaSh был на пике своей формы, то многие игроки преклонялись перед его игрой – и тогда я отправлял их домой. Игроки не должны впечатляться, они должны расстраиваться. Они должны хотеть превзойти этого игрока – превзойти за счет злости и за счет мыслей о том, что могут добиться большего. Вы не можете называть себе профессиональным игроком, если не хотите побеждать – и именно с желания победить развивается мотивация, которая поддерживает игроков на всем их пути.
– Лидирующая команда обычно решает свои проблемы, устраняет свои недостатки. Но они тренируются уже не так упорно, как раньше – они ведь все равно будут выигрывать, даже не прикладывая особых усилий. Что касается команд ниже уровнем, то они тренироваться еще больше, чем прежде, но они этого не делают. И поэтому они остаются там, где и были. Я уверен в том, что можно достичь успеха, если тренироваться столько же, сколько в StarCraft. Подтверждение этому – десять лет истории этой стратегии.
– Каждая команда по StarCraft состоит из нескольких "эйсов" и запасных игроков. Эйсы тренируются с запасными игроками – и те учатся у своих более опытных товарищей. Мне кажется, что профессиональные команды по League of Legends должны быть организованы таким же образом. Нужна постоянная повторяющаяся практика с двумя составами, за которые играют минимум 10 игроков и еще 3-4 запасных для каждой команды. Такие инвестиции вполне оправданы, учитывая тот факт, что матчи стоят миллиарды долларов. Ну и, конечно, нужен лидер, который сможет управлять столь большим количеством людей.
– Когда я поделился своим предложением по увеличению количества игроков в профессиональных командах, то это вызвало скепсис у большинства представителей сообщества. Мне говорили, что раньше профессиональные игроки уезжали в другие страны. Но я не согласен. Мне кажется, что игроки уезжали из страны как раз потому, что уровень их игры рос. Пул игроков был огромнейший, и все были мастерами своего дела; и даже игроки моей команды говорили мне, что в те времена их уровень рос как никогда быстро.

iloveoov был абсолютно уверен в том, что командам требуется больше игроков для того, чтобы те тренировались друг с другом и повышали свой уровень игры. Главное – увеличить количество тренировок.

news_58e14b557bbe3.jpeg

- Месяц прошел с тех пор, как мы начали играть скримы по ночам – и наши игроки уже играют лучше. Конечно, самим игрокам приходится нелегко, но в конце концов тренировки приводят к победам, и это их мотивирует. Если вы хотите стать лучшими, то у вас должен быть такой же настрой, как у лучших. Взять, к примеру, таких спортсменов, как Юна Ким (фигуристка), Сенгеоп Ли (игрок в бейсбол), Чханхо Пак (еще один бейсболист) и Чисон Пак (футболист). Ли тренируется на следующий же день после своих самых удачных матчей. Ким тренировалась по 6 дней в неделю, а Мао Асада – лишь раз в 2 дня. И в итоге Ким смогла исполнить тройной лутц, тогда как Асада – нет.
– Тренировки всегда побьют талант. Но лучше всего – когда тренируются те люди, которые от природы наделены талантом. Хотя часто бывает так, что талантливые люди не воспринимают тренировки всерьез. Все величайшие игроки провели великое множество часов на тренировках. Как-то раз, еще во времена StarCraft’а, я спросил игроков, кто в моей команде больше всех тренируется. Тогда один из запасных игроков сказал мне, что это Тхекен Ким (Bisu). Он в то время был лучшим игроком команды, поэтому если кто-то хотел превзойти его, то тренироваться нужно было хотя бы на одну игру больше. В League of Legends отличная сцена, выше зарплаты, больше игроков. Что остается делать? Больше тренироваться.

Но за отстаиванием тренировочного режима с увеличенным количеством тренировок iloveoov не забыл и похвалить своего игрока MaRin’а за высокий профессионализм. iloveoov считает, что Afreeca Freecs смогут обыграть SKT T1, если команда будет подстраиваться под действия MaRin’а.

– Когда вы тренируете 10 игроков-любителей, то у прогресса вашей команды есть предел. В команде нужен такой игрок, как MaRin – и тогда вы можете этот предел преодолеть. Главной задачей профессионального игрока должны быть тренировки. MaRin – самый трудолюбивый игрок в нашей команде. Его целеустремленность и приверженность делу отличают его от всех остальных. Он не просто хочет быть лучшим топ-лейном – он хочет быть лучшим игроком в League of Legends.
– Мне бы очень хотелось, чтобы и другие игроки в нашей команде разделяли его настрой. Я надеюсь, что его целеустремленность перекинется и на его партнеров по команде. В любой ситуации, в любых обстоятельствах – MaRin всегда находит время на тренировки. Каждый день. Он тренируется даже по выходным. Никогда не было такого, чтобы он отстал от тренировочного режима.
– Нет, MaRin не является моим любимчиком. Но я очень одобряю его отношение к делу. Если Сехаэн "KurO" Ли будет относиться к делу так же, то он, я уверен, сможет превзойти Санхека "Faker" Ли. Ему нужно больше амбиций. Если он ничего не поменяет в свое отношении, не настроит себя на нужный лад – то у него не будет, куда расти. Но он может стать лучшим, если будет идти к своей цели шаг за шагом, выигрывая один матч за другим.

Разговор, таким образом, сместился на KurO. Как-то раз во время интервью после матча, в котором Afreeca Freecs смогли обыграть SKT T1, он рассказал историю о том, как его тренер смог найти нужные слова для того, чтобы поддержать его в тот момент, когда он переживал из-за поражения от Faker’а. Мы спросили iloveoov’а, что же такого он сказал KurO.

news_58e14b6628d37.jpeg

– Не могу рассказать обо всем, сказанном мною – это наш с KurO секрет. (смеется) Могу только вкратце описать, о чем мы говорили. Давным-давно, когда я сам еще был прогеймером, то мне никак не удавалось показать хорошие результаты в играх против Джэюна Ма aka sAviOr. Казалось, что он был готов к абсолютно любым моим действиям.
– А потом, перед самым завершением карьеры, я обыграл sAviOr’а на каком-то китайском турнире. Перед той игрой я подумал: "Ладно, ты всегда был лучше меня. Ты великолепный игрок. Поэтому в этот раз мне будет все равно – я буду играть так, как посчитаю нужным". И я одержал убедительную победу. Претенденту терять нечего. И когда претендент это понимает – тогда он становится наиболее опасным. Таким претендент быть и должен.

А что iloveoov думает по поводу Spirit’а и Mowgli? В последнее время Afreeca Freecs часто использовали шестого игрока на позиции джанглера. Spirit часто выходил на матчи в начале сплита, но в скором времени уступил свою позицию Mowgli. И это, кажется, задело его гордость – получив кое-какой совет от своего тренера, он смог подняться на 3-е место в соло-ранкеде. Поэтому нам было очень интересно узнать, что iloveoov думает по поводу своих джанглеров.

– Spirit является профессиональным игроком уже почти 4 года. У нас в команде много людей, которые одного с ним возраста. Поэтому им сложно сказать ему о том, что он допускает ошибки. Все ведут себя очень сдержанно, потому что понимают, что у игрока, которого они уважают, есть свое видение игры. Но на пользу коммуникации в команде это не идет. Чтобы побеждать, нужно говорить все, как оно есть.
– А вот с Mowgli все общаются легко и непринужденно. Он только что начал, он еще совсем молод – и это его "перк", и в этом заключается его сила. И поэтому взаимопонимание в команде лучше, когда на роли джанглера оказывается именно он. Впрочем, у Mowgli есть свои слабости. В частности, его механика не так хороша, как механика Spirit’а. В одинаковой ситуации они способны нанести сопернику разное количество урона. Spirit всегда старается нанести максимум урона соперника и задействовать максимум способностей своего персонажа.

news_58e14b8707964.jpeg 

– Думаю, у нас в команде есть два типа стресса – стресс, связанный со Spirit’ом, и стресс, связанный с Mowgli. В первом случае, люди нервничают из-за того, что не могут сказать то, что хотят сказать, а во втором случае переживают из-за недостатков в механике у своего партнера. Когда мы выбираем джанглера на матч, то я прислушиваюсь к мнению своих игроков и смотрю за тем, чтобы они не снижали интенсивность общения во время игр. Если это происходит – я выбираю другого Mowgli. И тогда команда начинает общаться больше. И у Spirit’а, и у Mowgli есть свои сильные и слабые стороны, и им обоим нужно учиться друг у друга. Spirit’у нужно больше прислушиваться к своей команде, а Mowgli нужно улучшать механику, больше времени уделяя тренировкам.

Еще iloveoov рассказ о своем уникальном подходе к мотивированию игроков. Он хочет, чтобы у игроков была ярость, чтобы они изо всех сил хотели побеждать. Он хочет, чтобы игроки были голодны до побед, чтобы не теряли страсть к игре. Поэтому он без особых раздумий может время от времени строго поговорить с игроками – это их стимулирует.

– Мотивировать игроков очень важно. Подход к каждому, конечно же, нужен свой. Spirit’а я, например, сначала пытался хвалить. Но это не сработало – и я постарался быть холодным и жестким. Такой подход, кажется, сработал – Spirit завелся. В его глазах появилась злость. Было совершенно очевидно, что он играет лучше, чем Mowgli, но когда он попадает в состав, то команда проигрывает, а когда мы делаем ставку на Mowgli – то команда выигрывает. Его это очень расстраивало.
– Мне очень понравилась та ярость, которую я увидел в его глазах. С таким отношением он сможет завоевать 1-ое место. Что-то подобное есть и у KurO. Когда команда проигрывает, то он очень злится. Если вам после поражений уже все равно – то это значит, что вы достигли своего предела. Но KurO поражения только приводят в ярость. Поэтому мне и кажется, что он в дальнейшем может стать игроком еще более высокого уровня.

news_58e14b9b0f63d.jpeg 

 TuSin и Kramer знают свои слабости и пытаются справиться с ними. Они на свой предел еще не вышли. Им не занимать таланта, но вкус победы им пока что не известен. И меня не устраивает то, насколько сильно они хотят выигрывать. Я хочу, чтобы в них было больше ярости, чтобы они сильнее хотели побеждать. И у TuSin’а есть определенные амбиции. Когда я надавил на него после поражений, то он собрался и начал играть лучше. Его уровень игры, безусловно, вырос.
– Что касается Kramer’а, то я один раз попробовал поговорить с ним в жесткой манере – и он очень расстроился. Его, наверное, нужно мотивировать как-то по-другому. Он как-то раз рассказал мне, что хочет однажды выиграть 100 миллионов вон (примерно 90 тысяч долларов) и уехать жить в деревню. Ну, если тебе нужно всего лишь 100 миллионов вон, то это значит, что тебе не так уж и обязательно становиться чемпионом мира. Мне не кажется, что у игрока должно быть подобное отношение. Перед этим интервью мы с Kramer’ом поговорили и я сказал ему, что хочу увидеть больше амбиций с его стороны.
– Я хочу, чтобы у наших игроков было больше страсти к игре. Я хочу, чтобы они думали только о победе, чтобы целили только на 1-ое место. Я хочу, чтобы у них на уме не было ничего, кроме игры. Да, знаю, это тяжело, но если они справятся со всеми тяготами, то им покорится заветная победа. И плюс они получат очень серьезные деньги. Нет причин не постараться как следует.
– Сейчас в нашей команде есть два игрока, уровень амбиций которых соответствует моим ожиданиям. Я собираюсь создать такую обстановку, где эти двое смогут положительно повлиять на своих партнеров. Когда речь заходит о карьере прогеймера, то результаты очень важны. А для того, чтобы показывать хорошие результаты, нужно тренироваться. Я знаю, что игроки прочитают это интервью. И я надеюсь, что это интервью даст им стимул. Будет здорово, если после прочтения они еще больше захотят выигрывать.

  • Автор оригинального интервью: Бьенхо "Haao" Ким @ invenglobal.com
  • Перевод интервью на английский язык: Чжунсек "Tonny" Баэ, Чхиеун "Meii" Баэк @ invenglobal.com