Карьера TH000, борьба Китая с интернет-зависимостью и журналистская этика

Не так давно одна из крупнейших китайских газет "Guangzhou Daily" опубликовала материал об известном профессиональном игроке TH000. Образ в этой статье сильно отличается от действительности, да и в целом, китайский хуман представлен в крайне невыгодном свете. Материал породил немало обсуждений в китайском WC3-сообществе. Ugrilainen решил не только передать иностранному сообществу суть происшествия, но копнуть глубже и посмотреть на это происшествие в контексте борьбы властей Китая с интернет-зависимостью.

news_596b938ca1e02.png

Сейчас власти Китая стремятся усилить контроль над увлечением подростков компьютерными играми. В этом контексте газета "Guangzhou Daily" опубликовала объемную статью о звезде китайского WarCraft 3 – TH000.

Китай является первым в мире государством, в котором интернет-зависимость рассматривается как клиническое заболевание. В Китае были также приняты законы, согласно которым доступ к онлайн-играм регулируется на законодательном уровне.

"Guangzhou Daily" – третья по величине газета в Китае, которая ежедневно расходится тиражом в 1,85 миллионов экземпляров. Так получилось, что статья о TH000 представляет собой сугубо лично мнение журналиста – которое, конечно же, полностью совпадает с точкой зрения правительства. Материал нацелен на то, чтобы развеять иллюзию об идеальной жизни профессиональных игроков и затрагивает такие важные темы, как уровень жизни игроков, проблемы с учебой и последующий переход к иному виду профессиональной деятельности.

TH000 отреагировал на статью в Weibo, где в его поддержку высказались многие болельщики.

В этом материале мы, помимо разговора о жизни TH000, расширим тему и затронем зависимость от онлайн-игр в целом, а также поговорим про жизнь известных игроков и стримеров. Думаю, именно эти задачи ставил перед собою автор упомянутой статьи.

Предупреждаю: я не претендую на то, чтобы дать какой-то однозначный ответ поднятым проблемам. Я просто собираю факты, которые есть в нашем сообществе.

Битва с интернет-зависимостью: буткемпы и отбой

"Интернет торчки"

Борьба с зависимостью от видеоигр или просто с интернет-зависимостью началась в Китае уже довольно давно. Начиная с 2006 года власти страны открывают военизированные реабилитационные лагеря для слишком привязавшихся к играм подростков. Дети, которых туда отправляют потерявшие над ними контроль родители, занимаются по программе, разработанной полковником Тао Раном, которая включает в себя военизированные тренировки, прием лекарств, изоляцию и изъятие всех электронных устройств.

Согласно результатам исследований, интернет-зависимостью страдают 24 миллиона китайцев. Многие из этих людей не являются совершеннолетними.

Если хотите, можете ознакомиться со статьей Telegraph от 2015 года, в которой рассказывается о реабилитационном лагере в районе Дасин.

Об этой программе также повествует документальная лента "Интернет торчок", которая в 2013 году была номинирована на награду кинофестиваля "Сандэнс". У нее высокий рейтинг на IMDB. Я сам посмотрел этот фильм в версии с французскими субтитрами.

Это не "партизанское" видео, в нем нет сюжета – только рассказ о том, что происходит в лагере.

news_596b93b5413c2.jpg

Вас не может не тронуть то, что вы увидите: семьи, члены которых не способны общаться между собой. Истории об игроках, которые умерли в интернет-кафе от жажды и переутомления; рассказ о ребенке, который хотел выброситься из окна после того, как его отец отключил интернет за мгновение до того, как он получил новый уровень в игре; историю о другом парне, которые потратил 50000 юаней на игровые предметы; и об отце, который попытался зарезать своего сына.

В фильме мы следим за несколькими тинейджерами и постепенно привязываемся к ним. Некоторые бегут от условий лагеря, которые мы вполне можем посчитать схожими с тюремными – только для того, чтобы через 6 часов их поймали в ближайшем интернет-кафе. Некоторых родители пичкают таблетками. Кто-то обманывает и говорит, что отправляется кататься на лыжах, а сам идет играть в игры. Кто-то угрожает убить своего отца. Кто-то признает, что у них проблемы. Кто-то – нет. И все эти ребята бросили учебу для того, чтобы найти убежище в виртуальном мире.

Впрочем, возникает вопрос: а вот эта "интернет-зависимость" – это действительно болезнь? Или же признак дисфункционального общества. Дать ответ на этот вопрос до сих пор не может даже сам профессор Тао. Посмотрите этот фильм и решите.

Отключение интернета после полуночи

Ранее в этом году президент Си Цзиньпин самолично сообщил о принятии закона, в соответствии с которым лицам младше 18 лет запрещено играть в онлайн-игры с полуночи и до 8 часов утра. Прочитать об этом можно здесь.

Tencent – возможно, главная интернет-компания в Китае (ей принадлежат QQ и Wechat) – сообщила, что доступ к популярной игре "King of Glory" для несовершеннолетних игроков будет ограничен для игроков от 12 до 18 лет. Они смогут играть только два часа в день.

Большинство игровых платформ сейчас требует для логина подтверждения по номерам регистрационных карточек (эти карточки получают все китайцы, которым исполнилось 16 лет) и телефонному номеру. Замечали кое-что на Neteast недавно?

"Всего лишь пытаясь жить, как тинэйджер"

Учитывая такую ситуацию, TH000, возможно, понимал, что статья о нем не будет целиком положительной. Но он не ожидал, что все будет настолько мрачно. У меня не было возможности поговорить с ним об этом лично, и все, на чем строятся мои размышления в этой статье, это опубликованная статья и его официальный комментарий.

Название статьи, которая была опубликована в Гуанчжоу Дэйли, задало соответствующий тон всему материалу. Мой друг Harvey оказался достаточно любезен и предоставил нам перевод (ну а мы, в свою очередь, перевели перевод – найти его можно в конце материала, - прим. ред.).

В статье описывается жизнь 27-летнего игрока, который уже в раннем возрасте был отчислен из школы и настолько далек от реальности, что пожелал своим поклонникам удачи на экзаменах не в тот день. На самом деле, TH000 оставил свой комментарий всего лишь на один день раньше – и это уже стало достаточным поводом для едких комментариев со стороны репортера.

"GD" утверждает, что сейчас у TH000, который преследовал "мечту жить развлечением", низкое качество жизни: он ест всякие снэки и пьет газировку вместо того, чтобы нормально питаться, просыпается в 5 часов вечера, а основной прием пищи у него в полночь – когда заканчивается его стрим. В статье сообщается, что во время интервью TH000 выглядел изможденным и измученным. У него лишний вес – при росте в 171 см он весит 75 кг.

news_596b860d5c3dd.jpg

Изможденный и с лишним весом – TH000 основательно досталось от репортера

GD также отмечает, что квартира TH000 выглядит просто жалко, при его-то мечтах стать миллионером, играя в игры.

В материале также затрагивается тема противопоставления профессионального энтертейнера и профессионального игрока и то, как стримы негативно сказываются на результатах выступлений, ведь зрителей постоянно нужно развлекать, что мешает отыгрывать по максимуму.

В завершение приводятся слова самого TH000, который говорит, что игра больше не приносит ему удовольствия: слова, которые сам же игрок впоследствии будет отрицать.

TH000 разъясняет ситуацию на Weibo

После публикации материала игрок получил множество негативных отзывов от своих поклонников, от семьи, друзей и коллег (других игроков?), спонсоров и даже брокерских контор, в результате чего вынужден был прокомментировать ситуацию на Weibo. TH000 объяснил, что репортер изменил предмет разговора. Также игрок считает, что в статье неверно отражены следующее 8 моментов:

  • Он не считает, что его жизнь является монотонной. Он живет спокойно, компьютерные игры - это его хобби, и ему не интересны другие виды деятельности или же спорт.
  • Все профессиональные игроки спят днем и работают вечером. Смотреть стримы днем некому, а во время соревнований нужно принимать во внимание разницу во времени между Китаем, Европой и Америкой.
  • Во время интервью он действительно выглядел изможденным, потому что оно было назначено на 2 часа дня, что расходится с привычным режимом сна. В тот день он смог поспать всего 5 часов.
  • Он не любит пить воду и действительно предпочитает газированные напитки. Что касается снэков, то их он тоже очень любит, и когда бывает в Гонг-Конге, то привозит оттуда целые чемоданы шоколада. Зачастую стоят они дороже, чем обычная еда.
  • И все же, что касается его питания – он не видит разницы между тем, чтобы вставать в нормальное время и пропускать завтрак и тем режимом, по которому он питается сейчас (немного пищи утром, полноценный прием после стрима).
  • Половина молодых людей, которые живут одни, не готовят себе сами и вместо этого питаются снэками, как и он. Вообще же он живет с женой, но не хочет заставлять ее готовить по соображениям безопасности – главным образом, из-за вероятности получить ожог от масла на кухне.
  •  Его рост больше, чем 171 см, потому как рост его жены 170 см, а сам он гораздо выше. Они оба посмеялись над тем, как репортер постарался создать впечатление, будто у него есть лишний вес.
  • Игрок рад тому, каких масштабов сейчас достиг киберспорт и цитирует китайскую поговорку "в море есть волны поверхностные и волны глубинные. Те волны, что в глубине, – не сильнее, чем те, что на поверхности, но берут над ними верх, потому что выталкивают их умирать на берег". Пусть он даже и является частью "былых волн, что сейчас ушли с поверхности", он намерен держаться до последнего, прежде чем его вытолкнут на берег. (Мы 30 минут обсуждали эту цитату, пока я понял, о чем она, – прим. автора).

news_596b87183baae.jpg

TH000 стримит в своей квартире

Киберспортивная пирамида

В завершение своего поста TH000 обращается к молодому поколению киберспортсменов и советует посвятить попыткам добраться до вершины определенное количество времени, но не делать это слепо. Если через какое-то время станет понятно, что мечтам о карьере прогеймера не суждено исполниться, то нужно попробовать заняться другими делами. В том числе, игрок отмечает, что и в киберспорте есть другие варианты занятности: например, работать "за кулисами" (погодите, за это кому-то еще и платят? Чувствую, как будто меня надули! – прим. автора).

Заключительные слова игрока: "Я знаю, что мейнстрим-медиа не могут навести шума вокруг карьеры прогеймера, но моя жизнь не должна представать перед вами в таком удручающем виде".

Счастье быть геймером

Меня очень увлекла вся эта ситуация. Оказалось, что история о том, как один репортер нарушил данные своему собеседнику обещания, гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Здесь и борьба правительства с онлайн-зависимостью граждан, и истоки этой зависимости, и качество жизни профессиональных игроков, и судьбы тех, кому не удается достичь поставленных целей.

Sky – вот очевидный пример того, как прогеймер может стать успешным бизнесменом. Думаю, что и ToD, и Grubby, чьи жизни до сих пор строятся вокруг киберспорта, живут счастливо. Что уж говорить о многих других?

news_596b8792af8f5.jpg

Рекламные плакаты компании Sky'я на прошлой неделе появились в метро Пекина.

 Стримеры и депрессия

Может быть, есть еще одна "пирамида", на которую могут попробовать забраться игроки, чей возраст уже приближается к отметке в 30 лет и которые уже достигли пика своей карьеры. Стоит ли им пытаться удержаться на плаву или же оставить киберспорт? И если да, то когда это лучше сделать?

Всегда ли игрокам нравится быть профессиональными энтертейнерами? В последнее время, мы видели случаи того, как стримеры ссорятся со своей аудиторией или же страдают от депрессии, несмотря на всю свою успешность. Задавшись этими вопросами, я провел еще одно небольшое расследование и нашел этот 15-минутный документальный сюжет, который даст вам пищу для размышлений.

Ух. Мне почти жаль, что я написал все это за один раз, но мне хотелось написать что-то глубокое о теме, которая может быть интересна поклонникам киберспорта. Скорее всего, об этом где-то писали раньше, но не с позиции Warсraft 3.

Я думаю, что мы, представители сообщества, очень заботимся о своих любимых кастерах и игроках, и нам следует поддерживать их, причем не только донатом.

В следующий раз я напишу что-нибудь не такое тяжеловесное, обещаю. А пока что посмотрите немного Warсraft'а, а потом отправьтесь куда-нибудь в поход. Или подготовьтесь к своим вступительным экзаменам. Когда там они у вас? А то я немного оторван от реальности...

~Ugri


Перевод статьи о TH000 в "Guangzhou Daily".

Название статьи: Всего лишь пытаясь жить как тинэйджер.

Источник: Guangzhou daily.

Утром 6-го июня 27-летний Хуан Сян оставил сайте стриминг-платформы Douyu сообщение, в котором написал, что слышал про то, что скоро пройдут вступительные экзамены в вузы страны и он желает удачи всем абитуриентам на их тестировании.

Один из поклонников игрока оставил ответное сообщение, в котором отметил, что экзамен пройдет на следующий день, и поэтому сообщения о поддержке будут более уместны завтра

Но Хуан Сян имеет смутное представление о вступительных экзаменах, потому что он в свое время вылетел из школы и впоследствии стал известным игроком в WarCraft 3. Теперь он старается жить так, как будто он всегда будет молодым. Для него быть прогеймером это не сплошное веселье – но это вполне ожидаемо после того, как ты не смог закончить школу.

Мечта развлекаться

В течение уже 10 лет он живет по "перевернутому графику" – просыпается в пять часов вечера и затем до полуночи стримит игры, после чего ест и занимается своими делами. Ко сну игрок отходит в 8 утра. Уже три года он живет в скромной квартирке на 39 этаже в здании номер 1 район Пачжоу. Он практически не готовит себе пищу, а заказывает еду и напитки, такие как газировка и фруктовое пиво. В качестве перекуса – шоколад, которые помогает утолить голод. Его рост 1,71 метра, но вес приближается к 75 кг.

 У него стройная фигура, но она существует только в его собственных воспоминаниях. В школе он отличался от своих сверстников и посчитал, что он может стать профессиональным игроком, а не учиться и сдавать экзамены, как остальные. Он узнал об играх от своего старшего брата. Он знал также, что играя в игры можно сделать карьеру и стать профессиональным игроком. Он посчитал, что может играть в игры не только ради развлечения, но и заработать на этом миллионы.

 Киберспорт может приносить такое же удовольствие и иметь такую же развлекательную ценность, как и футбол, танцы и рисование. Но Хуан Сян отмечает, что он занимается WarCraft 3 не потому, что игра приносит ему удовольствие, а потому, что теперь он стал ее фанатиком. Но он никогда не думал о том, как долго будет продолжаться его карьера и на какую зарплату он может рассчитывать, вылетев из школы. Когда он только начинал свои шаги в киберспорте, то он понятия не имел, что значит быть профессиональным игроком. Ему нужно было доказывать свою состоятельность собственным родителям. Нужно было сделать две вещи – во-первых, успешно сдать школьные экзамены. Во-вторых, обыграть настоящего профессионального игрока.

Игрок совмещал учебу и тренировки. Он тренировался после школы – с 11 вечера и до трех утра. Он хотел играть в такие периоды времени, когда онлайн было много игроков, поэтому почти не отдыхал. И весной 2007 его счет в играх с топовым игроком Zacard’ом был 3:3.

Не так уж и весело

А что на счет побед на турнирах? Хуан Сяну сложно вспомнить, сколько медалей он выиграл, не говоря уже про его статус на китайской сцене. Для него эти достижения не уступают по значимости сдаче школьных экзаменов. Он знает, что киберспорт – это карьера для тех, кому еще нет 22 лет. Его цель сейчас это не быть лучшим игроком, но продолжать играть до 30 лет и стать самым возрастным прогеймером.

"Не знаю, как долго еще смогу продолжать этим заниматься. Я играю каждый день, но чувствую, что мое время выходит. Думаю, я уже больше не могу. Каждый день я чувствую панику. Игра больше не приносит мне удовольствия – во всяком случае, это уже не то чистое удовольствие, что я испытывал в начале моей карьеры."

К решению начать карьеру киберспортсмена игрока привело попустительство со стороны матери.

В 2006 году, когда Хуан Сян вылетел из школы, его действие воспринималось как протест против системы. Он состоял в команде OS, и его намерения закончить с учебой не нашли отклика у его партнеров по команде. Но очевидно, что Хуан Сян не мог вести жизнь обычного школьника – и поэтому он покинул и свою команду.

Дома он получил поддержку от своей матери – она, по его словам, всегда его поддерживала и мирилась с его поведением. Он часто уходил из школы, не посетив последние два урока, но его мама даже делала за него домашнюю работу, чтобы поддержать его и чтобы ему не было тяжело из-за большого количества домашних заданий. Поэтому Хуан Сян много времени уделял игре – даже во время последнего семестра он прогуливал уроки для того, чтобы тренироваться.

В 2006 году, получив рекомендацию от DHC, игрок переехал в Ланьчжоу и вступил в свою первую профессиональную команду Hacker. В те времена он ходил в компьютерный клуб, после чего в полночь, когда заканчивалась тренировка, по темной неосвещенной улице возвращался в свою квартиру. Такую прогулку нельзя назвать приятной, поэтому иногда игрок вместо того, чтобы идти домой, тренировался всю ночь. А если усталость брала верх, то он засыпал прямо на игровом месте.

Иногда не было горячей воды, а принимать ванну в холодной Хуан Сян себя заставить не мог, поэтому только мыл голову. Жить вдалеке от дома было страшно, но он был счастлив. Он получал 800 юаней в месяц и тренировался целыми днями.

Стримы подчиняют жизнь профессиональных игроков

На день отца игрок оставил создал тему на Douyu, в первом посте которой он опубликовал фотографию, на которой отец с сыном смотрят его стрим. Игрок пожелал своим болельщикам быть вечно молодыми. И тут кто-то ответил: "TH000, я твой поклонник еще с тех пор, как учился в колледже. А я закончил колледж уже 7 лет назад».

В 2013 году Хуан Сян выиграл свою самую важную награду – он стал чемпионом World Cyber Games по WarCraft 3. С тех пор он живет не только на свою зарплату, но также участвует в рекламных кампаниях и акциях, фактически зарабатывая деньги за счет своей репутации в этой игре, несмотря на сокращающееся количество соревнований.

Для него быть профессиональным игроком это обоюдоострый меч – либо вы будете мало зарабатывать на выигрышах, либо же вам придется постоянно общаться с поклонниками на стримах, в результате чего качество игры снизится. Игрок считает, что киберспорт в Китае это уже и не спорт, а скорее развлечение. И такие люди, как он, сейчас все больше стараются рассмешить пользователей, а не выигрывать игры.

На его стримах собирается от 50000 до 100000 зрителей – такова аудитория WarCraft 3 в Китае. Но по сравнению с другими топовыми стримерами TH000 не особенно и хорош – поэтому во время стримов он заставляет себя больше говорить, а также спрашивает у зрителей, какие стратегии они хотят увидеть. Хуан Сян не думает, что он является популярным стримером, поэтому использует нестандартные игровые тактики для того, чтобы привлечь аудиторию.

Каждые несколько месяцев ему приходится один-два раза улетать на соревнования в другие города. Он считает, что его занятие стримингом скажется на результатах его выступлений. В спорте все определяется результатами, а в стриминге все определяется развлекательной ценностью – говорит игрок.

Стримить игры – это впустую тратить карьеру прогеймера.

 

 

 

 

Обзор событий недели в мире WarCraft 3 TFT: 10 июля – 16 июля
5 898
Появился сайт, отслеживающий статистику ладдерных игр в WarCraft 3
8 1506
Жил да был прогеймер один
21 5083