История StarCraft 2, часть 3: GSTL, новая волна и онлайн-андерграуд

В третьей части истории StarCraft 2 речь пойдет о GSTL - командной лиге, на которой набирали силу такие игроки, как ММА и Squirtle; где выцарапывали победы для своей команды Leenock и GuMiho; где впервые на серьезном уровне заявил о себе DongRaeGu. Также окажется затронута и тема минорных онлайн-капов, где в свое время делали первые шаги к успеху TaeJa и Life.

В этой части мы поговорим о событиях, которые проходили параллельно с первыми тремя сезонами GSL 2011 года, где MvP, MC и NesTea сумели стать чемпионами GSL и определили развитие и восприятие своих игровых рас. Может быть, это в меньшей степени справедливо для МС, чьи идеи позже оказались немного вытеснены философией Rain’а, но все же подход МС к агрессивной игре и его понимание механики силовых полей остаются релевантными и по сей день. Это словно два элемента одного уравнения – оборонительный стиль Rain’а с одной стороны и агрессивный стиль МС с другой.

Теперь же настало время поговорить о командной лиге, а также об онлайн-турнирах. Об онлайне я обычно не говорю, за исключением тех случаев, когда на онлайн-капах появлялись какие-то примечательные игроки или будущие звезды.

В первую очередь, однако, хотелось бы поговорить о структуре BW-сцены. Что было здесь – игроки начинали в ранге любителей, затем присоединялись к какому-то клану, а затем пытались сдать тест на получение лицензии профессионального игрока. Впоследствии игрока с лицензией могли принять в KeSPA-команду, где ему предстояло провести несколько лет в роли одновременно партнера для тренировок и горничной, только вот тренироваться там толком никто не помогал. Если везло или если попадалась хорошая команда, то можно было рассчитывать на поддержку одного-двух парней. Так, например, в свое время повезло Flash’у, и хотя считается, что его наставником в свое время был NaDa (очевидно, почему: это словно передача эстафетной палочки от одного бонджва другому бонджва), сам игрок в своих интервью упоминал других ребят, ни об одном из которых вы, скорее всего, даже и не слышали, потому как никто из них так ничего и не добился в профессиональном Brood War. Вот так вот работала та система.

Впоследствии, если игрок был достаточно хорош, он мог рассчитывать на место в составе команды на Пролиге, а также на участие в индивидуальных лигах. Я уверен, что в Brood War более престижной была именно Пролига, потому как именно там крутились самые большие деньги и потому как все команды в первую очередь фокусировались именно на этом соревновании. Хотя, конечно же, именно на индивидуальных лигах выяснялось, кто же является лучшим игроком мира.

В StarCraft 2, очевидно, никаких тестов на получение профессиональной лицензии не было, а для того, чтобы заявить о себе, игроки стремились занять строчку повыше на ладдере, а также играли на онлайн-турнирах. Успешного игрока могли заметить и пригласить в одну из команд, о которых я расскажу позже, когда пойдет речь о GSTL. В дальнейшем игрок мог пробиться в основной состав такой команд – и зачастую успехи в командных соревнованиях были прямо пропроциональны успехам в соревнованиях индивидуальных. Командная лига была своего рода ступенькой на пути к достижениям личным, здесь игроки могли в полной мере отточить необходимые навыки и привыкнуть к соревновательной обстановке.

Итак, GSTL, главная командная лига. Это если говорить о корейской сцене. У иностранцев тоже были различные командные онлайн-турниры, и некоторые даже вполне высокого уровня. Вспоминается Gosu Masters Cup, ну либо как-то так назывался этот турнир, который закончился эйс-матчем между NaNiwa’ой и Sen’ом, где со счетом 3:2 победу одержал тайванец. Но я по большей части игнорирую иностранные турниры, потому что в какой-то момент их стало ну слишком много – были и EG Masters Cup, и Acer TeamStory Cup, и другие лиги. Останавливаться на них я не буду, за исключением тех случаев, когда эти лиги сыграли важную роль в становлении определенных игроков. Так, например, ММА сложно представить без командной лиги от Acer. И его возрождение также сложно представить без этого соревнования.

Первый сезон GSTL стартовал в феврале, и если говорить о формате, то здесь использовалась простая сетка Single Elimination на 8 команд.

Первая команда, о которой я расскажу – это StarTale. Эта команда просуществовала очень долгое время и последнее название, под которым она нам известна, это Afreeca Freecs. Каким-то образом им, несмотря ни на что, удалось столь долго оставаться на плаву. Изначально это команда зергов, в какие-то более поздние этапы своей истории это тоже была команда зергов, но как по мне, так наибольших успехов за эту команду добивались протоссы. Очень хорошо выступал AcE, именно в StarTale раскрылись Squirtle и PartinG. Если говорить о зергах, то это Curious и Life, который постоянно тусовался с этой командой еще в бытность игроком ZenEX. Было в этой команде и несколько хороших терранов, но единственным примечательным является Bomber.

fOu – команда, которую по собственной инициативе основал Choya. Из этой команды вышел только один игрок, принадлежащий к числу выдающихся игроков в StarCraft 2, и это Leenock. Также за эту команду выступал такой игрок, как GuMiho. Почему же я не причисляю его к числу выдающихся игроков? Потому что в первые шесть лет своей карьеры он постоянно показывал огромный потенциал, мне всегда больше всего нравился именно его стиль игры (по крайней мере, в Wings of Liberty, когда он еще перестроился на мех), но у него никогда не получалось преобразовать этот потенциал в индивидуальные достижения. Он потрясающе выступал на командной лиге, но чего-то добиться в индивидуальном плане смог лишь спустя шесть лет после начала карьеры, уже в Legacy of the Void, победив в финале GSL soO. Чертов soO…

В какой-то момент fOu получили поддержку FXO, а затем, когда поддержка кончилась, Choya за свой счет поддерживал свою команду. Но вечно так продолжаться не могло, сами игроки команды говорили Choya, что ему стоит прекратить спонсировать клан и забыть о нем, и так он в итоге и сделал.

При всем при том, что в составе этой команды было мало игроков, которые добились чего-то выдающегося в индивидуальном плане, они всегда очень хорошо выступали именно как команда. Я не знаю, почему это так происходило, но есть мнение, что Choya’у можно считать одним из самых успешных, если не самым успешным, тренером команд в StarCraft 2. Хотя бы потому, что располагая не самыми сильными игроками он мог выжать из них максимум, а также расставить своих эйсов Leenock’а и GuMiho по картам таким образом, чтобы они смогли заработать для команды победу. В экстренных случаях тренер сам отправлялся выручать команду на поле боя, и тут уж как карта ляжет – иногда получалось хорошо, а иногда ну просто ужасно.

Третья команда – это Prime. Эти ребята пользовались огромной популярностью в ранние дни StarCraft 2, хотя лично мне они особо никогда не нравились. Какими-то странными они были.

Prime в основном известны своими терранами и протоссами. Хотя под протоссами в данном случае подразумевается один только Creator – единственный хороший протосс в этой команде. Все остальные были неплохи, но не более того. Ну или, иногда, просто очень чизовые в этой команде были тоссы.

Так что главное в Prime – это терраны. Три игрока за терранов из этой команды в разное время творили в этой игре что-то невероятное. Речь идет о таких ребятах, как MarineKing, Maru и ByuN.

Позже стало известно, что тренер команды Gerrard занимался подставными матчами. Также всплыла информация о том, что он украл компьютер ByuN’а и продал его онлайн, после чего ByuN ушел из игры на 2 или 3 года. Возможно, у него возникли какие-то проблемы с доверием к людям, или же что-то подобное.

Следующие в списке – Team SCV Life. Эта команда стремилась получить себе всех лучших игроков, поэтому уже в то время, в самом начале истории StarCraft 2, за них выступали FruitDealer, TricksteR и Clide. Это самые хайповые игроки за каждую из трех рас на тот момент. FruitDealer, понятное дело, выиграл первый сезон GSL, TricksteR был одним из лучших протоссов в бете и показывал хорошие результаты в первые месяцы SC2, Clide – совершенно перехайпленный терран, глядя на стиль игры которого можно, впрочем, понять, почему он всем так нравился (а глядя на результаты понять это же решительно нельзя). Ему даже дали прозвище "офицер Ro16", потому что именно настолько далеко он мог пройти по турнирной сетке.

В конечном счете TSL стали зерговской командой, ибо в эпоху брудфесторов им удалось заполучить в свой состав нескольких хороших игроков за зергов, самым примечательным из которых является Symbol.

Лучшим игроком, вышедшим из TSL, был представитель расы терранов – Polt. Впоследствии он стал одним из самых выдающихся игроков в истории StarCraft 2. Его время еще настанет, но тогда он не представлял из себя чего-то особенного. Как вы помните, в одном из сезонов GSL он сказал, что Jinro уготован скорый конец карьеры, за что его все возненавидели. Как показало время, Polt оказался прав – карьера Jinro стремительно пошла на спад, тогда как карьера самого Polt’а пошла на подъем.

Следующая команда – Incredible Miracle. Еще одна команда, которая смогла оставаться на плаву в течение всей эры командного StarCraft 2. Не знаю, как именно у них это получилось, но каким-то образом все-таки получилось. Каким-то образом им постоянно удавалось находить новых случайных спонсоров.

У IM было несколько игроков высшего калибра – Mvp и NesTea, чемпионы GSL. Были игроки высокого уровня и уровня выше среднего – LosirA, YongHwa, Happy, YoDa (который участвовал в договорняках). В общем, сильных игроков в команде хватало, но результаты IM в командных соревнованиях всегда оставляли желать лучшего, потому как тренер команды считал, что командные лиги нужны только для того, чтобы помогать развивать игроков второго состава. Тем не менее, в начале своей истории IM серьезно подходили к борьбе за командные титулы.

Седьмая команда в сетке – это ZeNEX. Как и fOu, эта команда представляет собою объединение игроков, которым было комфортно и интересно играть друг с другом. Именно из этой команды вышли такие выдающиеся игроки, как Life и TaeJa, Сами же ZeNEX в скором времени присоединились к StarTale, после чего, собственно, Life и начал раскрываться на полную.

Последняя команда в восьмерке – самая популярная команда того времени, представители которой самым серьезным образом повлияли на мета-игру – SlayerS. Основателем этой команды был BoXeR, легендарный чемпион Brood War и один из самых известных киберспорстсменов всех времен. Он очень серьезно повлиял на сцену Brood War, хотя, может быть, даже не входит в топ-5 лучших терранов в истории этой игры. Iloveoov, Flash, FanTaSy, NaDa – все эти игроки играли лучше. Так что да, BoXeR с натяжкой входит в топ-5.

Как бы там ни было, именно BoXeR является самым известным игроком в Brood War всех времен. Он создал команду и он, уж не знаю, почему, назвал ее SlayerS (хотя имя, надо сказать, очень крутое). Свою команду BoXeR планировал выстроить вокруг двух игроков-жемчужин. Первой из этих жемчужин был MMA – игрок, который в свое время тренировался в Brood War вместе с SKT. Ранее он хотел стать профессиональным бойцом, но травма поставила на его мечтах крест. Iloveoov видел в этом парне серьезный потенциал, но BoXeR предложил ММА перейти на StarCraft 2 и выступать за его команду. ММА подумал и согласился – и ничего удивительного в том нет, потому что тогда BoXeR был настоящим идолом (по крайней мере, для корейцев).

Другой игрок-жемчужина отклонил приглашение BoXeR’а – и игрок этот известен, как DongRaeGu. Он показывал просто феноменальные результаты на ладдере, играл настолько здорово, что многие говорили, что он может быть лучшим игроком мира (и это при том, что он никогда не участвовал в LAN-турнирах). DRG очень скептически относился к своим перспективам в StarCraft 2. Он понимал, что ему нужно заканчивать школу, потом идти в колледж. Что, если с игровой карьерой ничего не получится? Стоит ли вообще рисковать своим будущим? Впрочем, DRG на сцену выйдет позже, в майском сезоне. А пока что у нас здесь февраль.

Не буду останавливаться на каждом матче, сыгранном на той лиге, но расскажу лишь о тех, которые оказались важны для истории игры. Матчи игрались по формату all-kill, при этом стартовые игроки объявлялись за неделю до матча. В таком формате в качестве тренера себя, как я и говорил выше, лучше всех проявлял Choya – он мог предугадать, как стиль игры его игроков наложится на стиль игры их соперников, в результате чего его команда выигрывала игры, даже не обладая самым сильным составом.

SlayerS вылетели уже в Ro8, проиграв свой самый первый матч. ММА практически удалось спасти команду из отставания 0:3, но в итоге он все-таки уступил на решающей карте.

Самым же важным матчем первого сезона стал финал, где StarTale сыграли против IM и где Squirtle вышел против Mvp. Это один из тех редких случаев, когда в профессиональной игре в Wings of Liberty терран сделал выбор в пользу игры в механизацию. Mvp делал все достаточно эффективно, но умный Squirtle в итоге сумел перестроиться и одержал победу, сыграв на двух слабостях мех-армии – во-первых, мех всегда немного медленный; во-вторых, на открытом пространстве мех-армия проигрывает армии протосса в лобовом столкновении. Сама же игра стала как бы прологом к будущему противостоянию Squirtle’а и Mvp на GSL. А пока что Squirtle одержал победу – после чего в самом решающем матче проиграл NesTea.

Этот сезон GSTL стал тем местом, где мы впервые увидели Squirtle’а – который, помимо всего прочего, в одиночку убил весь состав fOu в четвертьфинале. Squirtle впоследствии стал выдающимся игроком, который был очень силен на своем пике и для которого очень неблагоприятно сложились обстоятельства. Но к этому мы еще вернемся.

Squirtle

Следующий, мартовский сезон GSTL – это взлет ММА. В том сезоне все поняли, что однажды этот парень непременно станет чемпионом. ММА становится эйсом своей команды и тащит буквально в каждом матче, либо выигрывая эйс, либо унося по нескольку соперников подряд. Единственным игроком, который в том сезоне смог нанести ему поражение, стал Bomber, победивший ММА в очень хорошем TvT. Но затем самого Bomber’а в том же матче остановил Ryung – TvT-снайп.

Думаю, здесь можно немного подробнее поговорить о Ryung’е. Он станет значимой фигурой несколько позже, пока что чего-то особо из себя он не представляет. Ryung это TvT-специалист, и я часто привожу его в качестве иллюстрации того, насколько важны могут быть патчи, экспаншены, игровые стили и изменения в мета-игре. Стиль игры Ryung’а всегда был очень сильно завязан на позиционировании армии, и играть в таком стиле после выхода Heart of the Swarm стало значительно сложнее. Муталиски получили регенерацию, после чего зерги стали массово использовать этот юнит; протоссы получили плюс к дальности атаки фениксов и ядро материнского корабля, благодаря которому оборонять базу стало значительно проще. Но что самое главное – терраны получили буст для медеваков. А позиционный стиль игры Ryung’а в TvT строился на умении перехитрить соперника и занять более выгодную позицию, тогда как после появления буст-медеваков возросла важность механики. Именно поэтому Ryung’у стало гораздо сложнее играть TvT, хотя на протяжении практически всего Wings of Liberty он неизменно входил в число лучших в этом матч-апе. Подтверждение уровня Ryung’а – это его победа над INnoVation’ом в Legacy of the Void, где все факторы (и версия игры, и форма игроков, и мета) были в пользу "машины".

Ryung

В финале мартовского сезона сыграли Incredible Miracle и SlayerS, и именно после этого матча не осталось тех, кто сомневался бы в том, что однажды ММА станет чемпионом. В эйс-матче в финале ММА вышел против Mvp, и их игра стала одной из лучших игр в истории. Если вы ее не смотрели, то обязательно посмотрите. Матч прошел на карте Dual Sight, которая по своей форме напоминает круг, вследствие чего предлагает игрокам большое количество агрессивных вариантов ведения игры и не меньшее количество возможностей для реакции. Оба игрока прекрасно понимали макро, прекрасно понимали позиционирование армии и его связь с экономикой игры – какую позицию занять, какие возможности эта позиция предоставит, как эта позиция повлияет на экономику. ММА удается переиграть своего соперника в совершенно потрясающем матче, при этом вскрыв определенные уязвимости в его игре. Хотя это даже уязвимостями назвать сложно, потому как мало кто из игроков способен играть на том уровне, где на эти слабости можно надавить. Именно этот матч является началом противостояния Mvp и MMA.

MMA

Пусть даже Mvp впоследствии станет самым величайшим игроком в истории, ММА очень важен для его становления – потому что ММА удавалось стабильно обыгрывать Mvp. Именно после поражений от него Mvp превращает себя в того чудо-игрока, которого мы увидим в 2012 году.

В майском сезоне на лиге появляется команда под названием MVP. Это еще одна команда, которая смогла продержаться до самого конца эпохи командного StarCraft 2, и является одной из лучших профессиональных команд на момент завершения этого периода времени. Я хочу сказать, что у MVP были чемпионские составы практически по всем дисциплинам, в которых они принимали участие – чемпионы мира по Heroes of the Storm, четырехкратные чемпиона GSTL, чемпионы турнира премьер-класса и топ-6 The International в мире Dota 2. Все эти достижения в каком-то смысле впечатляют гораздо больше, нежели успехи иных богатых корейских команд в League of Legends.

Если посмотреть на MVP, то можно сделать вывод, что они сумели выжать из каждого игрока максимум потенциала и использовали его на 100%. Каждый вложенный в игрока доллар они приумножили в несколько раз. MVP всегда были очень хороши в скаутинге. Ключевой элемент в этой команде – это тренер. Не то чтобы он как-то особенно хорош в поиске новых талантов, но он умеет найти таких людей, которые хороши в этом деле. А еще именно этот тренер сумел создать команды, которые впоследствии стали известны, как Samsung Blue и Samsung White в League of Legends, и получить за их продажу огромную сумму денег.

В StarCraft 2 он смог сделать то, что не смог сделать BoXeR – заполучить в свой состав DongRaeGu. История гласит, что тренер говорил с DRG три раза. В первый раз игрок ответил отказом, сказав, что не хочет рисковать своим будущим. Во второй раз ответ был таким же. На третий раз тренер сказал: "Да пошло все к черту! Я сам оплачу твое обучение, если у тебя ничего не получится. Только я не думаю, что у тебя ничего не получится". Это убедило DRG присоединиться к MVP, после чего в майском сезоне GSTL мы увидели, как зажглась его звезда.

MVP обыграли Prime, при этом в эйс-матче DongRaeGu обыграл MarineKing’а, что стало своего рода прелюдией к их последующему соперничеству. В полуфинале DRG взял три карты у oGs, которые… А я вообще говорил про oGs?

Old Generations – это олдскульная команда, которая не смогла продержаться до конца ранней эпохи StarCraft в Корее. У них было несколько хороших игроков, из которых лично я бы выделил MC и SuperNova. Может быть, еще ForGG, но он выступал за эту команду не очень долго.

У oGs был интересный подход к матчам – игроков они расставляли не под карту или под соперника, а просто расставив их по силе. Самый слабый выходил первым, игрок посильнее – вторым, а завершал ряд самый сильный игрок состава. Они никогда не подходили к планированию состава на матч так, как подходил Choya и, может быть, именно по этой причине не смогли добиться на командной лиге таких же успехов, каких сумел добиться все тот же Choya. По крайней мере, в то время.

В финале MVP играли против SlayerS, и именно в этом матче на решающей карте сошлись два игрока-жемчужины, которых так хотел видеть в своей команде BoXeR – ММА и DRG. Эти двое подарили зрителям абсолютно великолепный матч, в котором победа осталась за ММА. Терран стал королем GSTL, но и DRG заработал себе репутацию супер-эйса. Также оба этих игрока впоследствии станут новым поколением чемпионов, которое придет на смену MC, NesTea и Mvp. Это критический момент, который позволяет понять ту роль, которую командная лига играла в формировании будущих звезд. Сейчас в StarCraft 2 командной лиги нет, и я даже и не знаю, с чем это связано в большей степени – с отсутствием спонсоров или с тем фактом, что сейчас очень мало игроков и на турнирах мы раз за разом видим одни и те же имена.

DongRaeGu

Напоследок поговорим об онлайн-андерграунде. Очевидно, одним из крупнейших онлайн-турниров является TSL, но об этой лиге мы поговорим попозже, когда настанет время рассказать об иностранных игроках.

В то время в Корее проводился еженедельный онлайн-кап, который назывался ESV TV. Этот турнир стал площадкой для игроков, которые не могли пробиться в составы своих команд на GSTL. Я бы даже не стал про него вспоминать, если бы не 5 игроков, которые "выросли" из этого турнира и сыграли определенную роль в истории игры. Так или иначе.

Первый из этих игроков – Seal. Сейчас его уже никто не помнит, но он был первым, кто сумел понять, насколько оверпауэрной штукой является протянутый по всей карте крип. До него никто не понимал, что если серьезно вложиться в распространение крипа, то многие другие компоненты – контроль карты, оборона, подведение дотекания, сражения – станут гораздо проще. После его находки интенсивное распространение крипа стало частью меты, а терраны и зерги на каждой карте вели бой за крип (ну, или за его уничтожение).

Второй игрок – это Symbol, в 2012 году ставший одним из лучших зергов. Очень интересна эволюция его игрового стиля. Symbol, определенно, вошел в историю. Пусть не как величайший игрок, но как тот игрок, которого нужно было победить для того, чтобы заработать себе право называться величайшим.

Symbol

Третий игрок – jjakji. Многие считают, что он сыграл в лучшем в истории финале GSL. У него был очень интересный стиль игры, у него было много сильных сторон, но было и немало недостатков и уязвимостей. Возможно, именно по этой причине у него никогда не было по-настоящему мощного пика.

Jjakji был важной фигурой на командной лиге, где являлся эйсом своей команды NS HoSeo – которая, если мне не изменяет память, представляла собою клуб какого-то колледжа или нечто подобное.

Но самыми известными игроками, которые вышли из ESV TV, стали TaeJa и Life. VOD’ов их игр с тех турниров уже не осталось, но если бы вы посмотрели те записи, то поняли бы, что уже тогда они отличались тем игровым стилем, который впоследствии сделал их величайшими игроками.

Life был суперагрессивным игроком с безумными решениями, которые не должны были бы сходить ему с рук – но почему-то, в определенной степени, они ему с рук сходили. Впоследствии этот игрок присоединился к StarTale, где начал играть уже серьезно (до этого он просто фанился) и сумел раскрыть свой стиль в полной мере.

Life

TaeJa выиграл шесть, или что-то вроде того (короче, дофига) турниров серии ESV TV. Он является одним из самых недопонятых игроков за терранов в истории игры. Никто в то время не понимал всю тонкость и искусность его стиля, большинство назвали бы его очередным стандартным терраном, который играет надежно, не совершает ошибок и обладает весьма хорошей механикой.

Фишкой TaeJa было очень хорошее понимание соотношения цена-эффективность. В любой игровой ситуации он мог просчитать шансы на успех того или иного действия, а также насколько эффективным это действие могло бы оказаться. Когда он атаковал – это означало, что пребывание в обороне было для него невыгодно. Но большую часть времени оборонительная позиция оставалась, все-таки, более выгодной, поэтому в атаку TaeJa не лез.

TaeJa также очень хорошо умел наказывать соперников за ошибки. В каком-то смысле именно в наказании соперников за ошибки и заключался его план на игру. Кто-то скажет, что StarCraft 2 это игра, в которой игрокам нужно свести к минимуму свои ошибки. Но если бы это было так, то TaeJa был бы величайшим игроком всех времен, потому что он ошибок не допускал. TaeJa ждал, пока соперник ошибется, и не прощал тому его ошибок.

Вряд ли вы видели его игры на ESV TV, потому что этот турнир смотрело очень небольшое количество зрителей. Думаю, что какие-то самые оголтелые фанаты с Team Liquid, которые впоследствии и нашептали Nazgul’у о том, что в Корее есть такой игрок. Разумеется, об этом игроке также знали и SlayerS, в составе которых он значился.

Однажды Orb спросил Cella, почему TaeJa никогда не выходит в составе SlayerS на GSTL – за исключение того единственного матча, где он сделал all-kill команды ZeNEX. А Cella просто ответил, что в SlayerS никто не считает TaeJa хорошим игроком. Уж не знаю, почему так было.

На этом заканчивается ранняя эпоха GSTL – эпоха, которая подарила нам MMA, DongRaeGu, Bomber’а и других игроков, которым предстояло однажды стать чемпионами: Life, TaeJa, jjakji и Symbol.


Предыдущие части: